Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ООО «Янтарный берег-Тур», именуемый в дальнейшем Туроператор, являющееся плательщиком налогов на общих основаниях, в лице директора Симоновой Любовь Г...полностью>>
'Документ'
2.3. Методичні засади проведення та застосування комплексної економічної оцінки при використанні та розвитку природно-рекреаційного потенціалу терито...полностью>>
'Документ'
Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А. Токвиль, К. Маркс, Г. Зиммель, а в последствии К. Боулдинг, ...полностью>>
'Документ'
Визуальной ориентировкой называется определение местонахождения самолета по опознанным ориентирам. Под ориентиром понимается естественный или искусст...полностью>>

Правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору постановляет

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2005 г. N 18

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ

И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ОСНОВНЫЕ

ПРАВИЛА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ"

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору постановляет:

Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2006 года прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-05).

Руководитель

К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ

Утверждены

Постановлением Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 26 декабря 2005 г. N 18

Введены в действие

с 1 мая 2006 года

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

НП-067-05

Настоящие федеральные нормы и правила устанавливают требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации.

Распространяются на деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Выпускаются впервые <*>.

--------------------------------

<*> Разработаны в Научно-техническом центре по ядерной и радиационной безопасности при участии Андрюшина Н.Ф., Качана Л.В., Кирсанова В.С., Кушневского Л.Н., Сопова О.В., Телкова С.Н. (НТЦ ЯРБ), Крупчатникова Б.Н., Реки В.Я., Хрокало И.О. (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору), Брыкина С.Н., Косовой О.Е. (ФГУП "ВНИИХТ").

При разработке рассмотрены и учтены замечания и предложения специалистов межрегиональных территориальных округов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства по атомной энергии, концерна "Росэнергоатом", ГУП МосНПО "Радон", ФГУП В/О "Изотоп".

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации утверждено Минатомом РФ 11.10.1999.

Разработаны на основании Федерального закона "Об использовании атомной энергии"; Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.1997 N 1298; Положения о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра Российской Федерации по атомной энергии от 10.12.1999 N 761; рекомендаций МАГАТЭ серии изданий по безопасности N 111-F "Принципы обращения с радиоактивными отходами", рекомендаций МАГАТЭ серии изданий по безопасности N 115 "Международные основные нормы безопасности для защиты от ионизирующих излучений и безопасного обращения с источниками излучения".

Нормативный документ прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от 13 марта 2006 г. N 01/1828-ЕЗ).

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

ЗРИ - закрытый радионуклидный источник

ОРИ - открытый радионуклидный источник

ОТВС - облученная тепловыделяющая сборка

РАО - радиоактивные отходы

РВ - радиоактивное вещество

СНК - список наличного количества РВ и РАО

УИВ - устройство индикации вмешательства

ОЯТ - отработавшее ядерное топливо

ТУК - транспортный упаковочный комплект

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем документе используются следующие термины и определения:

Закрытый радионуклидный источник - источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан.

Инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - определение фактически наличного количества РВ и РАО в организации с последующей сверкой с данными учетных документов.

Контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - контроль за наличием и перемещением РВ и РАО, включающий контроль доступа к РВ и РАО, оборудованию и информации, наблюдение за РВ и РАО, проверку санкционированного размещения и перемещения РВ и РАО.

Облученная тепловыделяющая сборка - облученная в ядерном реакторе и извлеченная из него тепловыделяющая сборка, содержащая отработавшее ядерное топливо.

Открытый радионуклидный источник - источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду.

Отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в активной зоне ядерного реактора и окончательно удаленное из нее.

Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых характеристик РВ и РАО.

Радиоактивное вещество - вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды с активностью, на которые распространяются требования настоящих федеральных норм и правил.

Радионуклид - нуклид, обладающий радиоактивностью.

Список наличного количества радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - перечень наличных РВ и РАО с указанием их количеств, составленный на основании учетных данных.

Упаковочный комплект (транспортный упаковочный комплект) - совокупность компонентов, необходимых для размещения и удержания радиоактивного содержимого.

Устройство индикации вмешательства - техническое устройство, имеющее индивидуальный номер или другой идентификатор, защищенное от возможности снятия и повторного использования без нарушения его целостности или изменения одного (нескольких) поддающихся регистрации параметров и предназначенное для обнаружения несанкционированного доступа к учетной единице.

Учет радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - определение наличного количества РВ и РАО, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов.

Учетная единица радиоактивных веществ или радиоактивных отходов (учетная единица) - поддающийся идентификации предмет, содержащий РВ или РАО, характеристики которого регистрируются документом и (или) отдельной записью (строкой) в учетных документах РВ или РАО, целостность которого остается неизменной в течение определенного периода времени.

Учетные данные - характеристики РВ и РАО, используемые в учетных документах.

Учетные документы - документы, содержащие данные о наличии, количестве, составе, местонахождении и состоянии РВ и РАО.

Фактически наличное количество радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - измеренное или иначе определенное в соответствии с установленными организацией процедурами количество РВ и РАО, фактически имеющееся в наличии в данное время в организации.

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие федеральные нормы и правила "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (далее - Правила) устанавливают требования к учету и контролю РВ и РАО в организации.

1.2. Настоящие Правила распространяются на организации, осуществляющие деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО.

1.3. Требования настоящих Правил не распространяются:

- на деятельность, связанную с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, за исключением ОЯТ, снятого с учета как материал военного назначения;

- на ядерные материалы, учет которых производится в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, кроме случаев, предусмотренных в пункте 2.4 настоящих Правил;

- на учет техногенно загрязненных территорий (участки земли, водоемы), который регламентируется иными документами.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Данные учета и контроля РВ и РАО в организации используются в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

2.2. Основными принципами учета и контроля РВ и РАО в организации являются:

2.2.1. Непрерывность ведения учета РВ и РАО.

2.2.2. Периодичность проведения инвентаризации РВ и РАО.

2.2.3. Определение факта наличия РВ и РАО по методикам, введенным в действие в организации.

2.2.4. Документирование результатов определения наличного количества и перемещения РВ и РАО.

2.2.5. Исправление учетных данных только путем внесения новой записи в учетные документы с сохранением ошибочно сделанной записи и с отметкой ее как ошибочной.

2.2.6. Исправление отчетных данных только путем представления новых отчетных документов.

2.2.7. Своевременность регистрации РВ и РАО и операций с ними.

2.2.8. Выявление нарушений и недостатков в учете и контроле РВ и РАО.

2.3. Учету и контролю РВ и РАО в организации подлежат:

2.3.1. ЗРИ, в том числе входящие в состав приборов (изделий, установок), если начальная активность радионуклидов в них превышает значения минимально значимых активностей, приведенных в Приложении 1 (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу).

2.3.2. ОРИ, если удельная активность радионуклидов в ОРИ, а также суммарная активность радионуклидов в ОРИ организации превышает соответствующие значения минимально значимых удельных активностей и минимально значимых активностей, приведенных в Приложении 1 (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей радионуклидов к табличным значениям активностей превышает единицу, а также если сумма отношений паспортных значений удельных активностей радионуклидов к табличным значениям удельных активностей превышает единицу), в течение любого 12-месячного периода времени.

2.3.3. Все виды РАО, в том числе:

- жидкие РАО, если удельная активность радионуклидов в них превышает минимальные значения, приведенные в Приложении 2 (с учетом примечания 2 к Приложению 2);

- твердые РАО, если удельная активность радионуклидов в них превышает минимальные значения, приведенные в Приложении 2 (с учетом примечания 2 к Приложению 2).

2.4. В организации в рамках системы государственного учета и контроля РВ и РАО с представлением отчетных документов по п. 3.7.4 должны учитываться:

2.4.1. Ядерные материалы, если их количество меньше предельных количеств, приведенных в табл. 1. В случае равенства или превышения предельных количеств ядерных материалов, указанных в табл. 1 (кроме ЗРИ), они учитываются в системе государственного учета и контроля ядерных материалов.

Таблица 1

N
п/п

Ядерный материал

Предельное количество, г

1.

Плутоний

15

2.

Уран-233

15

3.

Уран с обогащением по изотопу
U-235 более природного

15
по изотопу U-235

4.

Нептуний-237

15

5.

Совокупность ядерных материалов,
перечисленных в пп. 1 - 4

15
по сумме масс Pu, U-233,
U-235 и Np-237

6.

Уран с содержанием изотопа U-235
не более 0,72%

500000

7.

Америций-241

1,0

8.

Америций-243

1,0

9.

Калифорний-252

0,001

10.

Торий

500000

11.

Тритий

0,2

2.4.2. Ядерные материалы без ограничения количества, если они используются в ЗРИ.

2.4.3. Обедненный уран, используемый в качестве конструкционного материала для биологической (радиационной) защиты в изделиях защитной техники. Указанные изделия подлежат учету и контролю, как ЗРИ.

2.4.4. Радионуклиды в ОЯТ (кроме ОЯТ промышленных реакторов), если удельная активность радионуклидов в ОЯТ превышает минимальные значения, приведенные в Приложении 2.

2.4.5. Радионуклиды, содержащиеся в выбросах в атмосферу.

2.4.6. Радионуклиды, содержащиеся в сбросах сточных вод.

2.5. Учету и контролю только в организации без предоставления отчетных документов по п. 3.7.4 подлежат:

2.5.1. Радионуклидные источники в датчиках пожарной сигнализации.

2.5.2. Радиофармацевтические препараты, наборы для иммунологического анализа.

2.5.3. Радиоизотопные генераторы медицинского назначения, кроме генераторов радона.

2.5.4. Меченные радионуклидами соединения.

2.5.5. Радиоизотопные препараты и растворы на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125.

2.5.6. Эталонные источники, входящие в состав приборов.

2.6. Задачами учета и контроля РВ и РАО в организации должны быть:

2.6.1. Своевременный учет образования, получения (от других организаций), передачи (другим организациям), перемещения (между подразделениями организации, а также по технологическим цепочкам), расходования и других операций с РВ и РАО.

2.6.2. Постоянный контроль за перемещением, расходованием, изменением состояния, свойств и характеристик РВ и РАО.

2.6.3. Учет и контроль радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу.

2.6.4. Учет и контроль радионуклидов, сбрасываемых со сточными водами.

2.6.5. Учет и контроль РВ и РАО, находящихся в пунктах хранения РВ и РАО, и хронологическое документирование сведений о радиационных и физических характеристиках РВ и РАО.

2.6.6. Организация и проведение контроля за качеством и полнотой поступающей информации об РВ и РАО.

2.6.7. Создание и поддержание условий получения достоверной и оперативной информации о наличии, состоянии и месте нахождения РВ, РАО, а также о наличном количестве РВ и РАО в организации.

2.6.8. Создание и поддержание условий для своевременного перевода РВ в категорию РАО и передачи их в специализированные организации для долговременного хранения или захоронения.

2.6.9. Создание и поддержание условий для своевременного выявления несанкционированных действий в отношении РВ и РАО и информирование об этих действиях компетентных органов и органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, осуществляющего надзор за системой государственного учета и контроля РВ и РАО.

2.6.10. Создание и поддержание условий для сбора, обработки и своевременного представления в систему государственного учета и контроля РВ и РАО информации по п. 3.7.4.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Общие требования, предъявляемые к учету и контролю РВ и РАО

3.1.1. В организации, осуществляющей обращение с РВ и (или) РАО, должна быть создана централизованная служба, осуществляющая учет и контроль РВ и РАО и предоставляющая информацию в систему государственного учета и контроля РВ и РАО. В подразделениях организации, осуществляющих обращение с РВ и РАО, приказом руководителя организации должны быть назначены должностные лица, ответственные за учет и контроль РВ и РАО в подразделении и за своевременное предоставление информации в централизованную службу организации.

3.1.2. Учетными единицами РВ или РАО при учете и контроле должны быть:

- для ЗРИ - отдельный источник;

- для ОРИ - отдельный источник, либо определенное количество радиоактивного препарата в фасовке, либо партия РВ однородного радионуклидного состава;

- для РАО (кроме отработавших свой срок ЗРИ) - упаковка, партия;

- для РАО в виде отработавших свой срок ЗРИ - отдельный источник;

- для отработавшего ядерного топлива - ОТВС.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.1.4. Учет и контроль РВ и РАО должен осуществляться с использованием информационных технологий, обменом информацией с другими информационными системами в электронной форме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

3.1.5. Учет и контроль РВ и РАО в организации должен осуществляться на всех стадиях обращения с РВ и РАО в соответствии с инструкцией, разработанной на основе настоящих Правил и с учетом других нормативных и методических документов по вопросам учета и контроля РВ и РАО и утвержденной руководителем организации. В инструкции должны быть определены:

- организация работ по учету и контролю РВ и РАО, структура и состав работников (персонала), занятых учетом и контролем РВ и РАО;

- применяемые в организации методики и средства измерений для учета и контроля РВ и РАО;

- необходимость и порядок применения УИВ к РВ и РАО;

- перечень и формы учетных и отчетных документов;

- порядок административного контроля выполнения в организации требований к учету и контролю РВ и РАО;

- порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО;

- порядок подготовки и допуска работников (персонала) к работам по учету и контролю РВ и РАО;

- сроки составления СНК в организации;

- порядок проведения инвентаризаций;

- процедуры оценки потерь РВ и РАО.

3.1.6. При наличии в организации нескольких подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО, для каждого такого подразделения должны быть разработаны и утверждены руководителем организации инструкции по учету и контролю РВ и РАО, в которых должны быть определены:

- применяемые в подразделении методики и средства измерений;

- необходимость и порядок применения УИВ к РВ и РАО;

- процедуры учета и контроля РВ и РАО, применяемые в данном подразделении.

3.1.7. Для каждого подразделения, в котором осуществляется деятельность с РВ и РАО, должны быть назначены лица, ответственные за РВ и ответственные за РАО, находящиеся в данном подразделении (кладовщики, ответственные хранители и т.д.).

3.1.8. Передача РВ от ответственного лица другим лицам, а также с одной технологической операции на другую или между сменами должна быть оформлена документально.

3.1.9. Передачи РАО ответственными лицами с одной технологической операции на другую, перемещения из одного пункта хранения в другой пункт хранения, а также между подразделениями должны быть оформлены документально.

3.1.10. Потери РВ и РАО должны быть определены с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований. Списание потерь должно оформляться документально и регистрироваться для РВ в приходно-расходном журнале, а для РАО - в журнале учета.

3.2. Требования к документальному оформлению постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО в организации.

3.2.1. РВ и РАО должны ставиться на учет при производстве (образовании) и (или) получении от другой организации с оформлением установленной в организации учетной документации (паспортов, записей в журналах и т.д.). Вновь изготовленные ОРИ и ЗРИ должны ставиться на учет при поступлении на склад готовой продукции. При переработке РАО на каждую установку или комплекс переработки РАО должен быть заведен отдельный журнал учета РАО.

Перечни обязательных сведений в журналах учета приведены в Приложениях 3 - 9.

3.2.2. Снятие с учета РВ должно производиться в установленном в организации порядке в следующих случаях:

- при завершении операции, связанной с расходованием РВ, разрешенной условиями действия лицензии органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, осуществляющего надзор за системой государственного учета и контроля РВ и РАО;

- при расходовании РВ со сбросами (выбросами);

- если имели место потери РВ;

- если в результате радиоактивного распада РВ по своим характеристикам не подпадают под требования раздела 2.3 настоящих Правил;

- при переводе РВ в категорию ядерных материалов;

- при переводе РВ в категорию РАО;

- при передаче РВ другой организации.

3.2.3. ЗРИ, назначенный срок службы которых истек, подлежат:

- снятию с учета в качестве РВ с переводом в категорию РАО и с соответствующими записями в приходно-расходном журнале учета РВ и в журнале учета РАО с оформлением соответствующего акта;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору

    Документ
    1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по
  2. Правительство российской федерации постановление от 30 июля 2004 г. N 401 о федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (1)

    Документ
    3. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерству природных ресурсов Российской Федерации внести до 1 октября 2004 г.
  3. Правительство российской федерации постановление от 30 июля 2004 г. N 401 о федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (2)

    Документ
    3. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерству природных ресурсов Российской Федерации внести до 1 октября 2004 г.
  4. Правила безопасности при обращении с радиоактивными отходами атомных станций нп-002-04

    Документ
    Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила безопасности при обращении с радиоактивными отходами атомных станций"
  5. И обращению с опасными отходами (1)

    Закон
    И.Б. Веренкова – начальник отдела правового и кадрового обеспечения управления Росприроднадзора по Саратовской области, Советник государственной гражданской службы Российской Федерации первого класса

Другие похожие документы..