Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Статья публикуется здесь в том первоначальном виде, в каком была подана в редакцию журнала "Физкультура и спорт". Она была опубликована в жу...полностью>>
'Документ'
здійснені в процесі святкування 10-річчя створення Миколаївського навчального центру Одеської національної юридичної академії та 15-річчя юридичної о...полностью>>
'Документ'
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оцен...полностью>>
'Программа'
И.В. Боднарь, заведующий кафедрой химии Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», доктор химич...полностью>>

Для формирования определенного профиля обучения в состав учебного плана включается не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Для формирования определенного профиля обучения в состав учебного плана включается не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения. Важно обеспечить взаимосвязь курса обществознания не только с отдельными учебными курсами истории, но и с содержанием того или иного профиля через выделение базового методологического принципа, который будет выступать в качестве основы компоновки материала и расстановки акцентов в преподавании. Содержание, необходимое для приобщения к гражданской и духовной культуре, для освоения базовых социальных компетенций, должно в классах социально-гуманитарного профиля обрасти той содержательной «оболочкой», которая будет адекватна задачам и специфическим условиям этих классов. Они ориентированы на широкую историко-обществоведческую подготовку, создающую условия для самостоятельного выбора выпускниками любого из тех вузов (или факультетов), которые относятся к социально-гуманитарному профилю (исторические, юридические, социологические, философские факультеты, а также на факультеты журналистики, управления, педагогики и психологии и т.п.). В таких классах целесообразно вводить, наряду с профильным предметом «Обществознание», курсы «История» и «Право», а в социально-экономических классах – ещё и профильный курс «Экономика».

В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их родителей, готовности учителей или возможностей привлечения специалистов учебный план общеобразовательного учреждения включает элективные курсы, углубляющие, расширяющие или дополняющие знания, получаемые в профильных курсах. Это могут быть курсы, во-первых, позволяющие более обстоятельно изучить какой-либо раздел профильного курса («Предпринимательство», «Менеджмент», и т.п.). Во-вторых, возможны курсы, отражающие «пограничные» области знаний («Экономическая социология», «Политическая психология» и т.д.). В-третьих, целесообразно разработать междисциплинарные курсы, объединяющие знания из курсов истории и теоретических дисциплин (например, «Глобальный мир в XXI в.», «Философия истории», «История государства и права»), или знания об определенном объекте (например, курс «Человек», объединяющий знания из философской и социальной антропологии, социологии, социальной психологии, этики, культурологи). В-четвертых, было бы полезно организовать изучение в классах социально-гуманитарного профиля курсов, дающих знания по областям знаний, не представленным в стандартах общего образования (например, логики или общей психологии).

Издательством «Легион» опубликовано методическое пособие д-ра пед. наук Е. В. Киприяновой (МОУ лицей № 11 г. Челябинска) для учителей по курсу «Обществознание: Введение в философию». Министерством образования и науки Челябинской области в 2004 – 2006 гг. проводился конкурс учебных программ и материалов элективных курсов. В 2009/2010 учебном году проведение этого областного конкурса планируется возобновить. При выборе элективных курсов по обществознанию рекомендуется использовать разработки учителей общеобразовательных учреждений Челябинской области – победителей конкурса и официально опубликованные программы:

  1. Введение в философию. 10 – 11 классы: Учебное пособие / Ю.И.Аверьянов. – М.: Экзамен, 2007. – (Элективный курс).

  2. Лавров В. М., Стецюра Т. Д. История религий: Программа курса и тематическое планирование: 10-11 классы. М.: Русское слово, 2008.

  3. Обществознание: Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 80 с. – (Библиотека учителя).

  4. Политология. 10 – 11 кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразвательных учреждений / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. – М.: Дрофа, 2007. – (Элективные курсы).

  5. Программы элективных курсов. История. 10 – 11 классы. Профильное обучение / М. В. Пономарев, А. М. Родригес, Е. С. Галкина и др. – М.: Дрофа, 2007. – (Элективные курсы).

Личностная ориентация образовательного процесса предполагает усиление практической направленности обществоведческого образования, которая воплощается в ориентации на подготовку подростков к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося). Независимо от избранного профиля, выпускник школы должен достичь определенного уровня базовых социальных компетентностей:

  • в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);

  • в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

  • в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

  • в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

  • в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

Рекомендуется проведение следующего минимального набора практических работ по обществознанию:

  • работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

  • участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;

  • осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;

  • подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

  • осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

Интегрированные курсы «Обществознание» могут вести преподаватели истории (при соответствующем повышении квалификации). Для преподавания профильных курсов экономики и права необходима дополнительная специальная подготовка учителя (с получением соответствующего документа) или привлечение преподавателей из профессиональных учебных заведений. В ЧИППКРО ежегодно проводятся специальные курсы повышения квалификации как для учителей, преподающих базовый курс обществознания, так и для преподавателей экономики и права. В ноябре 2009 г. планируется проведение дополнительных хозрасчетных курсов повышения квалификации учителей обществознания с привлечением специалистов в соответствующих областях социально-гуманитарного знания.

Обзор действующих учебно-методических комплектов по обществознанию

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 379 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год. В утвержденные перечни вошло 1 303 учебника, в том числе рекомендованы и допущены 20 учебников по обществознанию для основной школы и 16 учебников – для средней (полной) школы (базовый и профильный уровни). Федеральные перечни учебников состоят из трех разделов: начальное, основное и среднее (полное) общее образование. Разделы структурированы по учебным предметам. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.

C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии опубликованы материалы по вопросам экспертизы учебников, утверждению федеральных перечней, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы АПКиППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале () публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации. В настоящее время на портале зарегистрировано около 1,5 тысяч участников из Челябинской области, большую часть которых составляют педагоги-практики – более 1 000 учителей, а также управленцы, методисты, родители обучающихся. Реализуемый проект призван привлечь внимание широкой общественности к вопросам учебно-методического обеспечения, повысить информированность педагогов, школьников и их родителей в выборе и использовании  школьных учебников.

Учебно-методический комплект по обществознанию (или разделам обществознания) издательства «Просвещение» широко используется в общеобразовательных учреждениях. Наряду с обновленными «традиционными» учебниками, издательством завершены линии учебников по обществознанию и праву для средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Научным редактором УМК является известный методист, член-корреспондент РАО Л. Н. Боголюбов.

Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова) также широко используются в общеобразовательных учреждениях. В качестве наиболее «удачных» учителя и методисты ЧИППКРО считают учебно-методический комплект издательства для основной школы.

Издательство «Вентана-Граф» проводит активную работу по продвижению УМК по обществознанию в Челябинской области. Следует обратить внимание, что выпускники 11 классов общеобразовательных учреждений, обучающиеся по учебникам «Обществознание» (Е. Н. Салыгин, Ю. Г. Салыгина), традиционно показывают наилучшие результаты на государственной итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ. Это можно объяснить тем, что в Челябинской области в 2002-2005 гг. проводилась массовая апробация данных учебников под руководством авторов УМК, методистов издательства и специалистов ЧИППКРО, в которой участвовали наиболее квалифицированные учителя обществознания. Издательство разрабатывает новую линию учебников по обществознанию под ред. Г. А. Бордовского. Данную линию называют «учительской», поскольку к созданию УМК издательством привлечены учителя-практики из общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. В 2009/2010 учебном году в соответствии с договором с издательством проводится массовая апробация этих учебников в Челябинской области. Планируется также проведение серии семинаров для учителей обществознания Челябинской области с участием авторов учебников.

Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Дрофа» фрагментарно используется в общеобразовательных учреждениях Челябинской области. Автор учебников А. Ф.  Никитин является специалистом по праву, и соответствующий раздел в учебниках считается наиболее проработанным в содержательном плане. Учебники могут использоваться в качестве дополнительной литературы для учителей и учащихся по данным темам.

Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Мнемозина» рекомендуются для использования в лицеях, гимназиях, классах социально-гуманитарного профиля. Автор учебников (П. С. Гуревич) является ведущим специалистом по культурологии и философской антропологии, соответствующие разделы в учебниках считаются наиболее проработанным в содержательном плане. Учебники могут использоваться в качестве дополнительной литературы для учителей и учащихся по данным темам. В 2009/2010 учебном году в соответствии с договором с издательством планируется апробация данного учебника в общеобразовательных учреждениях г. Челябинска и Уйского района Челябинской области.

Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Вита-Пресс» рекомендуется для использования в лицеях, гимназиях, классах социально-экономического и социально-правового профилей. Для работы с учебниками данного издательства по экономике и праву требуется системное повышение квалификации учителей обществознания.

Особенности преподавания обществознания в 2009/2010 учебном году

Появление новых вызовов времени закономерно определяет необходимость дальнейшей модернизации системы образования. В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года большое внимание уделяется вопросам образования. В своем обращении глава государства провозгласил: «Наша школа не должна быть ветхой!». В Послании Президента РФ определены ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Решением коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 25.11.2008 г. № 5/3 общеобразовательным учреждениям рекомендовано включить в планы работы мероприятия по реализации Послания Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению президентских Посланий на учебных занятиях по предметам общественно-гуманитарного цикла.

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. Особенностью 2009/2010 учебного года является подготовка к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения». Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования.

Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения обществоведческого образования. В методической литературе по истории и обществознанию рассматриваются теоретические и практические аспекты использования мультимедийного оборудования в образовательном процессе. В статье М. Л. Несмеловой (ПИШ. 2002. № 9) приводятся примеры следующих вариантов организации учебной работы:

1. Учитель ведет занятие по изучению нового материала, используя цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в качестве наглядного пособия (наиболее интересны меняющиеся диаграммы, «оживающие» карты, кинохроника, фоно- и фотодокументы). Этот вариант используется при наличии одного мультимедийного комплекса в классе.

2. Лабораторное занятие с использованием ЦОР. Каждый учащийся на уроке самостоятельно изучает новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая индивидуальную итоговую оценку работы. Число компьютеров соответствует количеству учащихся в классе либо в два раза меньше (при парной работе).

3. Практическое учебное занятие, сочетающее рассказ учителя с групповой самостоятельной работой учащихся в компьютерном классе над отдельными частями учебной темы. Такая работа предполагает наличие нескольких компьютеров, чтобы за каждым могло разместиться не более 3 – 4 человек.

4. «Диагональная схема» организации учебного занятия, предполагающая дифференцированное обучение в условиях, когда компьютеров меньше, чем учеников.

5. Изучение несколькими группами в классе различных ЦОРов с использованием компьютеров и последующим обсуждением. Количество компьютеров должно соответствовать количеству групп.

6. Групповая работа учащихся над творческим заданием, рефератом или учебным проектом. В данном случае можно организовать работу с одним компьютером в классе по очереди.

7. Проведение различных вариантов опроса и контроля знаний учеников с использованием ЦОР. Количество компьютеров в классе должно быть больше одного.

8. Организация коррекционной работы и дополнительных занятий с использованием ЦОР. При этом желательно наличие более одного компьютера (в зависимости от количества неуспевающих учеников).

9. Домашняя работа учеников. Этот вариант удобен и для дистанционного образования, в частности, для малокомплектных и удаленных школ.

С 1 сентября 2009 г. начинается апробация новых стандартов на ступени основного общего образования. На официальном сайте (http://www.), в предметных научно-методических журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», газете «История» (приложение к «1 сентября») опубликованы материалы для обсуждения – проекты документов: концепция предметной области, фундаментальное ядро содержания исторического и обществоведческого образования (два варианта). Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин включен анализ этих материалов в программу курсов повышения квалификации учителей обществознания, опубликована аналитическая статья в журнале «Преподавание истории в школе» (Е. В. Киприянова). В проекте примерной программы, разработанной в рамках нового стандарта РАО, и опубликованного в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» (2009. № 5), изучение обществознания в качестве самостоятельного предмета предполагается начинать с 5 класса.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 19.02.2008 г. № ИК-272/03, письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 02.04.2008 г. № 07-1698 в 2009/2010 учебном году продолжается обновление обществоведческого образования на старшей ступени общего образования. Необходимость разработки нового курса обществознания объясняется тем, что становящееся информационное общество предъявляет новые требования к входящим в жизнь поколениям. В современном глобальном мире большое значение приобретает консолидация людей на уровне региона и страны. Интегрированный курс обществознания позволяет преодолеть распад системы межпредметных и межкурсовых связей, нарушение связи между учебной и воспитательной работой. Эффективное преподавание обществознания невозможно без активных и интерактивных стратегий. Одно из ключевых понятий курса – «суверенная демократия» – позволяет совместить патриотизм и гражданственность. Цель инновационного курса – создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.

В указанных письмах подчеркивается необходимость обеспечения всех общеобразовательных учреждений новой учебной и методической литературой. Издательством «Просвещение» подготовлен новый учебно-методический комплект «Глобальный мир в XXI веке», включающий программу, книгу для учителя и учебник для 11 класса. Все общеобразовательные учреждения Челябинской области на бесплатной основе были обеспечены книгами для учителя. В 2007/2008 учебном году была проведена успешная апробация данного УМК в МОУ лицей № 11 г. Челябинска (директор А. Г. Гостев, зам. директора по научно-методической работе Е. В. Киприянова). В процессе реализации комплекса исследовательских работ по апробации учителем обществознания Т. В. Дробининой были подготовлены методические разработки уроков «Основные функции и подсистемы общества», «Общественное сознание и его формы», «Западные теории мироустройства», опубликованные на сайте издательства «Просвещение» (http://www.prosv.ru). С сентября 2009 г. начинается массовая апробация учебника по обществознанию для 10 класса.

Среди авторов пособий – специалисты по соответствующим областям обществознания В. В. Федоров, К. В. Симонов, Л. Г. Ионин, А. И. Неклесса, В. Л. Жарихин, руководитель авторского коллектива – Л. В. Поляков. Автором методического аппарата учебника является известный российский методист по гражданскому образованию А. Н. Иоффе.

Преподавание курса обществознания в 10 – 11 классах организуется с обязательным использованием УМК «Глобальный мир в XXI веке» (прежде всего, книги для учителя) – вне зависимости от того, по каким программам и учебникам изучается интегрированный предмет в данном общеобразовательном учреждении. В журнале «Преподавание истории в школе» опубликована серия статей (А. Н. Иоффе, Е. Ф. Крицкая и др.) с представлением опыта использования рефлексивных технологий, реализации деятельностного подхода, методов проблемно-развивающего обучения в преподавании обществознания (2008 – 2009 гг.). При планировании курса учителям рекомендуется предусмотреть время на изучение УМК «Глобальный мир в XXI веке» в объеме 35 часов (базовый уровень) или 70 часов (профильный уровень) – в том числе, за счет резерва учебного времени, предусмотренного примерными программами. Указанные темы могут изучаться как отдельно – в качестве самостоятельного модуля, элективного курса (11 класс), так и включаться в соответствующие разделы курса «Обществознание» на базовом и профильном уровне.

Нормативные документы предусматривают обеспечение возможности для всех педагогов изучить новые подходы к преподаванию обществознания через систему повышения квалификации. С этой целью в декабре 2007 г. в Челябинске, Златоусте и Троицке кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО совместно с Фондом «Сивитас» были проведены теоретико-практические семинары «Активные методы в гражданском образовании» с участием А. Н. Иоффе и Н. Ф. Крицкой. В августе 2008 г. на курсах повышения квалификации «Актуальные вопросы изучения Новейшей истории России и обществознания» в АППКиПРО (г. Москва) прошли подготовку 31 тьютор – преподаватели ЧИППКРО, учителя истории и обществознания общеобразовательных учреждений Челябинской области (приложение 1). В рамках областного педагогического марафона 12 февраля 2009 г. был проведен семинар с участием учителя МОУ гимназии № 1 г. Стерлитамака Г. Е. Михеевой, апробировавшей УМК «Глобальный мир в XXI веке», и Е. Н. Князевой, советника генерального директора издательства «Просвещение».

Слушатели плановых курсов повышения квалификации в ЧИППКРО в обязательном порядке знакомятся с новыми пособиями и современными педагогическими технологиями обществоведческого образования в рамках теоретико-практических семинаров на базе МОУ СОШ № 59, лицея № 11, гимназии № 23 г. Челябинска (Ю. Г. Сепетёров, С. Н. Петрушин, М. С. Салмина, Е. В. Киприянова, Т. В. Дробинина, М. И. Сонина, Л. И. Буторина). В ЧИППКРО разработаны дистанционные и очно-заочные курсы по теме «Активные и интерактивные стратегии преподавания обществознания» (В. М. Кузнецов, Т. В. Якубовская, С. Н. Петрушин, Е. В. Киприянова), с успехом апробированные в г. Златоусте, г. Троицке и Троицком районе. Опыт работы кафедры общественных и гуманитарных дисциплин по внедрению тьюторской модели повышения квалификации педагогов и организации апробации новых УМК по истории и обществознанию (Н. В. Гришина) представлен в тематическом приложении к журналу «Вестник образования» (2009. № 1).

Теоретические проблемы и вопросы обновления содержания социокультурного образования, формирование гражданско-правовой культуры учащихся, различные модели культуросообразного образования, культурологический подход в преподавании общественных и гуманитарных (художественно-эстетических) дисциплин, опыт реализации этнокультурного и краеведческого образования обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует ЧИППКРО. Материалы конференции опубликованы в семи сборниках «Проблемы культурного образования» под редакцией кандидатов ист. наук Г. П. Сусловой и В. М. Кузнецова. Следующая конференция будет проводиться 6 ноября 2009 г., в ней могут принять участие все желающие учителя-предметники и педагоги дополнительного образования.

Рекомендации по составлению рабочих программ по обществознанию

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. В законе (п. 5.2) указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой – органами исполнительной власти субъекта Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по преподаванию географии в 6-11 классах на 2009-2010 учебный год Е. Л. Грицювене

    Методические рекомендации
    Преподавание географии в новом 2009 - 2010 учебном году осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории

    Документ
    В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю). Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной школе, составляет 350 часов.
  3. «Особенности преподавания истории в старших классах полной средней школы»

    Исследовательская работа
    «Концепция модернизации образования на период до 2010 года» ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.
  4. Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

    Документ
    О преподавании предметов естественно-математического цикла в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году: Математика.
  5. Учебно-методическое пособие Издательство Москва

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В.

Другие похожие документы..