Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
сам ход наших рассуждений принуждает нас попытаться пролить свет на тот вид, который темен и труден для понимания. Какую же силу и какую природу при...полностью>>
'Документ'
В статье предпринята попытка обобщить результаты исследований по проблемам методики дискурсивного анализа медиа-текстов. В этой связи автор ссылается ...полностью>>
'Документ'
1.1. Ця Інструкція розроблена відповідно до Законів України "Про Національний банк України", "Про банки і банківську діяльність", ...полностью>>
'Документ'
Оптовая торговля — это любая деятельность по продаже това­ров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или про­фессионального использова...полностью>>

Для формирования определенного профиля обучения в состав учебного плана включается не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью


Для формирования определенного профиля обучения в состав учебного плана включается не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения. Важно обеспечить взаимосвязь курса обществознания не только с отдельными учебными курсами истории, но и с содержанием того или иного профиля через выделение базового методологического принципа, который будет выступать в качестве основы компоновки материала и расстановки акцентов в преподавании. Содержание, необходимое для приобщения к гражданской и духовной культуре, для освоения базовых социальных компетенций, должно в классах социально-гуманитарного профиля обрасти той содержательной «оболочкой», которая будет адекватна задачам и специфическим условиям этих классов. Они ориентированы на широкую историко-обществоведческую подготовку, создающую условия для самостоятельного выбора выпускниками любого из тех вузов (или факультетов), которые относятся к социально-гуманитарному профилю (исторические, юридические, социологические, философские факультеты, а также на факультеты журналистики, управления, педагогики и психологии и т.п.). В таких классах целесообразно вводить, наряду с профильным предметом «Обществознание», курсы «История» и «Право», а в социально-экономических классах – ещё и профильный курс «Экономика».

В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их родителей, готовности учителей или возможностей привлечения специалистов учебный план общеобразовательного учреждения включает элективные курсы, углубляющие, расширяющие или дополняющие знания, получаемые в профильных курсах. Это могут быть курсы, во-первых, позволяющие более обстоятельно изучить какой-либо раздел профильного курса («Предпринимательство», «Менеджмент», и т.п.). Во-вторых, возможны курсы, отражающие «пограничные» области знаний («Экономическая социология», «Политическая психология» и т.д.). В-третьих, целесообразно разработать междисциплинарные курсы, объединяющие знания из курсов истории и теоретических дисциплин (например, «Глобальный мир в XXI в.», «Философия истории», «История государства и права»), или знания об определенном объекте (например, курс «Человек», объединяющий знания из философской и социальной антропологии, социологии, социальной психологии, этики, культурологи). В-четвертых, было бы полезно организовать изучение в классах социально-гуманитарного профиля курсов, дающих знания по областям знаний, не представленным в стандартах общего образования (например, логики или общей психологии).

Издательством «Легион» опубликовано методическое пособие д-ра пед. наук Е. В. Киприяновой (МОУ лицей № 11 г. Челябинска) для учителей по курсу «Обществознание: Введение в философию». Министерством образования и науки Челябинской области в 2004 – 2006 гг. проводился конкурс учебных программ и материалов элективных курсов. В 2009/2010 учебном году проведение этого областного конкурса планируется возобновить. При выборе элективных курсов по обществознанию рекомендуется использовать разработки учителей общеобразовательных учреждений Челябинской области – победителей конкурса и официально опубликованные программы:

  1. Введение в философию. 10 – 11 классы: Учебное пособие / Ю.И.Аверьянов. – М.: Экзамен, 2007. – (Элективный курс).

  2. Лавров В. М., Стецюра Т. Д. История религий: Программа курса и тематическое планирование: 10-11 классы. М.: Русское слово, 2008.

  3. Обществознание: Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 80 с. – (Библиотека учителя).

  4. Политология. 10 – 11 кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразвательных учреждений / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. – М.: Дрофа, 2007. – (Элективные курсы).

  5. Программы элективных курсов. История. 10 – 11 классы. Профильное обучение / М. В. Пономарев, А. М. Родригес, Е. С. Галкина и др. – М.: Дрофа, 2007. – (Элективные курсы).

Личностная ориентация образовательного процесса предполагает усиление практической направленности обществоведческого образования, которая воплощается в ориентации на подготовку подростков к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося). Независимо от избранного профиля, выпускник школы должен достичь определенного уровня базовых социальных компетентностей:

  • в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);

  • в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

  • в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

  • в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

  • в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

Рекомендуется проведение следующего минимального набора практических работ по обществознанию:

  • работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

  • участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;

  • осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;

  • подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

  • осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

Интегрированные курсы «Обществознание» могут вести преподаватели истории (при соответствующем повышении квалификации). Для преподавания профильных курсов экономики и права необходима дополнительная специальная подготовка учителя (с получением соответствующего документа) или привлечение преподавателей из профессиональных учебных заведений. В ЧИППКРО ежегодно проводятся специальные курсы повышения квалификации как для учителей, преподающих базовый курс обществознания, так и для преподавателей экономики и права. В ноябре 2009 г. планируется проведение дополнительных хозрасчетных курсов повышения квалификации учителей обществознания с привлечением специалистов в соответствующих областях социально-гуманитарного знания.

Обзор действующих учебно-методических комплектов по обществознанию

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 379 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год. В утвержденные перечни вошло 1 303 учебника, в том числе рекомендованы и допущены 20 учебников по обществознанию для основной школы и 16 учебников – для средней (полной) школы (базовый и профильный уровни). Федеральные перечни учебников состоят из трех разделов: начальное, основное и среднее (полное) общее образование. Разделы структурированы по учебным предметам. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.

C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии опубликованы материалы по вопросам экспертизы учебников, утверждению федеральных перечней, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы АПКиППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале () публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации. В настоящее время на портале зарегистрировано около 1,5 тысяч участников из Челябинской области, большую часть которых составляют педагоги-практики – более 1 000 учителей, а также управленцы, методисты, родители обучающихся. Реализуемый проект призван привлечь внимание широкой общественности к вопросам учебно-методического обеспечения, повысить информированность педагогов, школьников и их родителей в выборе и использовании  школьных учебников.

Учебно-методический комплект по обществознанию (или разделам обществознания) издательства «Просвещение» широко используется в общеобразовательных учреждениях. Наряду с обновленными «традиционными» учебниками, издательством завершены линии учебников по обществознанию и праву для средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Научным редактором УМК является известный методист, член-корреспондент РАО Л. Н. Боголюбов.

Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова) также широко используются в общеобразовательных учреждениях. В качестве наиболее «удачных» учителя и методисты ЧИППКРО считают учебно-методический комплект издательства для основной школы.

Издательство «Вентана-Граф» проводит активную работу по продвижению УМК по обществознанию в Челябинской области. Следует обратить внимание, что выпускники 11 классов общеобразовательных учреждений, обучающиеся по учебникам «Обществознание» (Е. Н. Салыгин, Ю. Г. Салыгина), традиционно показывают наилучшие результаты на государственной итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ. Это можно объяснить тем, что в Челябинской области в 2002-2005 гг. проводилась массовая апробация данных учебников под руководством авторов УМК, методистов издательства и специалистов ЧИППКРО, в которой участвовали наиболее квалифицированные учителя обществознания. Издательство разрабатывает новую линию учебников по обществознанию под ред. Г. А. Бордовского. Данную линию называют «учительской», поскольку к созданию УМК издательством привлечены учителя-практики из общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. В 2009/2010 учебном году в соответствии с договором с издательством проводится массовая апробация этих учебников в Челябинской области. Планируется также проведение серии семинаров для учителей обществознания Челябинской области с участием авторов учебников.

Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Дрофа» фрагментарно используется в общеобразовательных учреждениях Челябинской области. Автор учебников А. Ф.  Никитин является специалистом по праву, и соответствующий раздел в учебниках считается наиболее проработанным в содержательном плане. Учебники могут использоваться в качестве дополнительной литературы для учителей и учащихся по данным темам.

Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Мнемозина» рекомендуются для использования в лицеях, гимназиях, классах социально-гуманитарного профиля. Автор учебников (П. С. Гуревич) является ведущим специалистом по культурологии и философской антропологии, соответствующие разделы в учебниках считаются наиболее проработанным в содержательном плане. Учебники могут использоваться в качестве дополнительной литературы для учителей и учащихся по данным темам. В 2009/2010 учебном году в соответствии с договором с издательством планируется апробация данного учебника в общеобразовательных учреждениях г. Челябинска и Уйского района Челябинской области.

Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Вита-Пресс» рекомендуется для использования в лицеях, гимназиях, классах социально-экономического и социально-правового профилей. Для работы с учебниками данного издательства по экономике и праву требуется системное повышение квалификации учителей обществознания.

Особенности преподавания обществознания в 2009/2010 учебном году

Появление новых вызовов времени закономерно определяет необходимость дальнейшей модернизации системы образования. В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года большое внимание уделяется вопросам образования. В своем обращении глава государства провозгласил: «Наша школа не должна быть ветхой!». В Послании Президента РФ определены ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Решением коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 25.11.2008 г. № 5/3 общеобразовательным учреждениям рекомендовано включить в планы работы мероприятия по реализации Послания Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению президентских Посланий на учебных занятиях по предметам общественно-гуманитарного цикла.

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. Особенностью 2009/2010 учебного года является подготовка к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения». Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования.

Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения обществоведческого образования. В методической литературе по истории и обществознанию рассматриваются теоретические и практические аспекты использования мультимедийного оборудования в образовательном процессе. В статье М. Л. Несмеловой (ПИШ. 2002. № 9) приводятся примеры следующих вариантов организации учебной работы:

1. Учитель ведет занятие по изучению нового материала, используя цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в качестве наглядного пособия (наиболее интересны меняющиеся диаграммы, «оживающие» карты, кинохроника, фоно- и фотодокументы). Этот вариант используется при наличии одного мультимедийного комплекса в классе.

2. Лабораторное занятие с использованием ЦОР. Каждый учащийся на уроке самостоятельно изучает новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая индивидуальную итоговую оценку работы. Число компьютеров соответствует количеству учащихся в классе либо в два раза меньше (при парной работе).

3. Практическое учебное занятие, сочетающее рассказ учителя с групповой самостоятельной работой учащихся в компьютерном классе над отдельными частями учебной темы. Такая работа предполагает наличие нескольких компьютеров, чтобы за каждым могло разместиться не более 3 – 4 человек.

4. «Диагональная схема» организации учебного занятия, предполагающая дифференцированное обучение в условиях, когда компьютеров меньше, чем учеников.

5. Изучение несколькими группами в классе различных ЦОРов с использованием компьютеров и последующим обсуждением. Количество компьютеров должно соответствовать количеству групп.

6. Групповая работа учащихся над творческим заданием, рефератом или учебным проектом. В данном случае можно организовать работу с одним компьютером в классе по очереди.

7. Проведение различных вариантов опроса и контроля знаний учеников с использованием ЦОР. Количество компьютеров в классе должно быть больше одного.

8. Организация коррекционной работы и дополнительных занятий с использованием ЦОР. При этом желательно наличие более одного компьютера (в зависимости от количества неуспевающих учеников).

9. Домашняя работа учеников. Этот вариант удобен и для дистанционного образования, в частности, для малокомплектных и удаленных школ.

С 1 сентября 2009 г. начинается апробация новых стандартов на ступени основного общего образования. На официальном сайте (http://www.), в предметных научно-методических журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», газете «История» (приложение к «1 сентября») опубликованы материалы для обсуждения – проекты документов: концепция предметной области, фундаментальное ядро содержания исторического и обществоведческого образования (два варианта). Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин включен анализ этих материалов в программу курсов повышения квалификации учителей обществознания, опубликована аналитическая статья в журнале «Преподавание истории в школе» (Е. В. Киприянова). В проекте примерной программы, разработанной в рамках нового стандарта РАО, и опубликованного в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» (2009. № 5), изучение обществознания в качестве самостоятельного предмета предполагается начинать с 5 класса.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 19.02.2008 г. № ИК-272/03, письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 02.04.2008 г. № 07-1698 в 2009/2010 учебном году продолжается обновление обществоведческого образования на старшей ступени общего образования. Необходимость разработки нового курса обществознания объясняется тем, что становящееся информационное общество предъявляет новые требования к входящим в жизнь поколениям. В современном глобальном мире большое значение приобретает консолидация людей на уровне региона и страны. Интегрированный курс обществознания позволяет преодолеть распад системы межпредметных и межкурсовых связей, нарушение связи между учебной и воспитательной работой. Эффективное преподавание обществознания невозможно без активных и интерактивных стратегий. Одно из ключевых понятий курса – «суверенная демократия» – позволяет совместить патриотизм и гражданственность. Цель инновационного курса – создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.

В указанных письмах подчеркивается необходимость обеспечения всех общеобразовательных учреждений новой учебной и методической литературой. Издательством «Просвещение» подготовлен новый учебно-методический комплект «Глобальный мир в XXI веке», включающий программу, книгу для учителя и учебник для 11 класса. Все общеобразовательные учреждения Челябинской области на бесплатной основе были обеспечены книгами для учителя. В 2007/2008 учебном году была проведена успешная апробация данного УМК в МОУ лицей № 11 г. Челябинска (директор А. Г. Гостев, зам. директора по научно-методической работе Е. В. Киприянова). В процессе реализации комплекса исследовательских работ по апробации учителем обществознания Т. В. Дробининой были подготовлены методические разработки уроков «Основные функции и подсистемы общества», «Общественное сознание и его формы», «Западные теории мироустройства», опубликованные на сайте издательства «Просвещение» (http://www.prosv.ru). С сентября 2009 г. начинается массовая апробация учебника по обществознанию для 10 класса.

Среди авторов пособий – специалисты по соответствующим областям обществознания В. В. Федоров, К. В. Симонов, Л. Г. Ионин, А. И. Неклесса, В. Л. Жарихин, руководитель авторского коллектива – Л. В. Поляков. Автором методического аппарата учебника является известный российский методист по гражданскому образованию А. Н. Иоффе.

Преподавание курса обществознания в 10 – 11 классах организуется с обязательным использованием УМК «Глобальный мир в XXI веке» (прежде всего, книги для учителя) – вне зависимости от того, по каким программам и учебникам изучается интегрированный предмет в данном общеобразовательном учреждении. В журнале «Преподавание истории в школе» опубликована серия статей (А. Н. Иоффе, Е. Ф. Крицкая и др.) с представлением опыта использования рефлексивных технологий, реализации деятельностного подхода, методов проблемно-развивающего обучения в преподавании обществознания (2008 – 2009 гг.). При планировании курса учителям рекомендуется предусмотреть время на изучение УМК «Глобальный мир в XXI веке» в объеме 35 часов (базовый уровень) или 70 часов (профильный уровень) – в том числе, за счет резерва учебного времени, предусмотренного примерными программами. Указанные темы могут изучаться как отдельно – в качестве самостоятельного модуля, элективного курса (11 класс), так и включаться в соответствующие разделы курса «Обществознание» на базовом и профильном уровне.

Нормативные документы предусматривают обеспечение возможности для всех педагогов изучить новые подходы к преподаванию обществознания через систему повышения квалификации. С этой целью в декабре 2007 г. в Челябинске, Златоусте и Троицке кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО совместно с Фондом «Сивитас» были проведены теоретико-практические семинары «Активные методы в гражданском образовании» с участием А. Н. Иоффе и Н. Ф. Крицкой. В августе 2008 г. на курсах повышения квалификации «Актуальные вопросы изучения Новейшей истории России и обществознания» в АППКиПРО (г. Москва) прошли подготовку 31 тьютор – преподаватели ЧИППКРО, учителя истории и обществознания общеобразовательных учреждений Челябинской области (приложение 1). В рамках областного педагогического марафона 12 февраля 2009 г. был проведен семинар с участием учителя МОУ гимназии № 1 г. Стерлитамака Г. Е. Михеевой, апробировавшей УМК «Глобальный мир в XXI веке», и Е. Н. Князевой, советника генерального директора издательства «Просвещение».

Слушатели плановых курсов повышения квалификации в ЧИППКРО в обязательном порядке знакомятся с новыми пособиями и современными педагогическими технологиями обществоведческого образования в рамках теоретико-практических семинаров на базе МОУ СОШ № 59, лицея № 11, гимназии № 23 г. Челябинска (Ю. Г. Сепетёров, С. Н. Петрушин, М. С. Салмина, Е. В. Киприянова, Т. В. Дробинина, М. И. Сонина, Л. И. Буторина). В ЧИППКРО разработаны дистанционные и очно-заочные курсы по теме «Активные и интерактивные стратегии преподавания обществознания» (В. М. Кузнецов, Т. В. Якубовская, С. Н. Петрушин, Е. В. Киприянова), с успехом апробированные в г. Златоусте, г. Троицке и Троицком районе. Опыт работы кафедры общественных и гуманитарных дисциплин по внедрению тьюторской модели повышения квалификации педагогов и организации апробации новых УМК по истории и обществознанию (Н. В. Гришина) представлен в тематическом приложении к журналу «Вестник образования» (2009. № 1).

Теоретические проблемы и вопросы обновления содержания социокультурного образования, формирование гражданско-правовой культуры учащихся, различные модели культуросообразного образования, культурологический подход в преподавании общественных и гуманитарных (художественно-эстетических) дисциплин, опыт реализации этнокультурного и краеведческого образования обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует ЧИППКРО. Материалы конференции опубликованы в семи сборниках «Проблемы культурного образования» под редакцией кандидатов ист. наук Г. П. Сусловой и В. М. Кузнецова. Следующая конференция будет проводиться 6 ноября 2009 г., в ней могут принять участие все желающие учителя-предметники и педагоги дополнительного образования.

Рекомендации по составлению рабочих программ по обществознанию

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. В законе (п. 5.2) указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой – органами исполнительной власти субъекта Федерации.

Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

  • Примерная программа основного общего образования по обществознанию;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень);

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень).

Государственные образовательные стандарты и примерные учебные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.

  • Современное образование. Обществознание. Экономика. Право. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / Сост. Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 256 с.

Примерных учебных программ по обществознанию, включающих региональный (национально-региональный) компонент содержания образования, и рекомендованных Министерством образования и науки Челябинской области, в настоящее время не имеется – в связи с включением в областной базисный учебный план и разработкой содержания интегрированного учебного предмета «Краеведение» (6 – 9 классы).

Примерная программа по обществознанию содействует реализации единой концепции обществоведческого образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов вариативных (авторских) программ по обществознанию для основной и средней полной школы, например:

  1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 66 – 73.

  2. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Профильный уровень // Программы общеобразовательных учреждений: история. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 73 – 82.

  3. Боголюбов Л.Н. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание: 6–11 кл. – М.: Просвещение, 2009. – 46 c.

  4. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы. 5-е изд. – М.: «Просвещение», 2007. – 128 с. – («Традиционная» программа)

  5. Никитин А.Ф. Обществознание. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 кл. / А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2007. – 47 с.

  6. Салыгин Е.Н. Обществознание. 10 – 11 классы: Программа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 64 с.

  7. Обществознание. Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 80 с.

  8. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 клаасов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: М.: ООО «ТИД "Русское слово – РС"», 2008. – 32 с.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем. Соотношение учебных программ различного уровня по статусу и варианты разработки рабочих учебных программ представлено на схеме:

Примерная учебная программа («министерская»)

Вариативная учебная программа («авторская»)

(1) Рабочая учебная программа («школьная»)

(2) Рабочая учебная программа («школьная»)

При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу (1), либо любую из вариативных программ (2), соблюдая преемственность в обучении с 5 по 9 класс – на ступени основного общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени среднего (полного) общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Электронный ресурс

«Образовательная программа Челябинской области» по обществознанию

Специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с факультетом информатики ЧГПУ, а также учителями обществознания общеобразовательных учреждений №№ 11, 48, 59, 120 и 151 г. Челябинска (Е. В. Киприянова, И. П. Батурина, С. Н. Петрушин, О. Н. Полякова, В. Г. Бондарева) подготовлена электронная модель содержания образования по обществознанию – составная часть Образовательной программы Челябинской области, рекомендованной к внедрению в общеобразовательных учреждениях приказом Министерства образования и науки Челябинской области «Об итогах областного педагогического форума» от 13.02.2008 г. № 01-80. В данном электронном ресурсе представлены Федеральный компонент основного и среднего полного (базовый и профильный уровень) общего образования по обществознанию; а также варианты учебных планов для общеобразовательных учреждений разных видов (общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия), в т.ч. для классов социально-гуманитарного, социально-правового и социально-экономического профилей.

Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметных линий по обществознанию, включая в тематическое планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение по предмету (учебно-методический комплекс).

Необходимо обратить внимание, что в Образовательной программе Челябинской области представлено по одному варианту тематического планирования по обществознанию, составленного в соответствии с Примерными программами для основной и средней (полной) школы. В тематическое планирование включен региональный компонент содержания обществоведческого образования, выделены часы на изучение учебника «Глобальный мир в XXI веке» и определена система тематического и промежуточного контроля – за счет распределения резервного учебного времени. Учитель может работать по предложенному варианту тематического планирования или разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с избранным учебно-методическим комплектом (предметной линией).

В электронной модели содержания образования представлены также образцы элективных курсов по обществознанию: «Выбери успех!» для основной школы (12 ч.), разработанный С. В. Баныкиной (ИПК и ПРНО Московской области) и «Введение в философию» для средней (полной) школы (36 ч.), разработанный Ю. И. Аверьяновым (НИИ СиМО РАО, г.Москва).

Организация внеклассной работы по обществознанию

Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет выпускникам системы общего образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В. В. Путина: «Свободный человек в свободной стране». В соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов «второго поколения», на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием,  эффекты консолидации общества и формирования российской идентичности (этнокультурной, региональной, национальной, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера», достижения социального равенства отдельных личностей с разными социальными возможностями.

Характеристике роли обществоведческого образования в воспитании гражданственности и патриотизма посвящена статья академика РАО Л. Н. Боголюбова, опубликованная в научно-методическом журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» (2009. № 4).

Обществознание позволяет учащимся овладеть системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством. Всё перечисленное входит в понятие «гражданская культура», приобщение к которой и является воспитанием. Компетентному гражданину свойственна гражданственность – идейно-нравственное качество личности, характеризующейся свободой и ответственностью, зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью судьбам своего народа, осознанием себя полноправным гражданином своей страны.

Гражданское воспитание предполагает в качестве одного из условий изучение Конституции РФ. Будучи документом высшей юридической силы, Конституция является основой всей правовой системы Российского государства. А без изучения правовых норм невозможно формировать правосознание и правомерное поведение, являющиеся неотъемлемыми качествами гражданина, невыполнимой станет актуальная задача преодоления правового нигилизма в обществе. Конституция как общегражданский документ заключает в себе систему ценностей, которые не зависят от групповых, этнических, конфессиональных воззрений и предпочтений.

В 2008 г. исполнилось 15 лет принятию Конституции Российской Федерации. В письме Министерства образования и науки РФ от 07.11.2008 г. № АФ-357/03 предусматривается проведение в образовательных учреждениях Российской Федерации мероприятий, посвященных Основному Закону нашей страны. Методические разработки по изучению Конституции РФ, государственной символики регулярно публикуются в предметных научно-методических журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе». В 2010 году исполняется 20 лет провозглашения Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) издан сборник методических рекомендаций, разработок учебных занятий и внеклассных мероприятий «Главные праздники Современной России и Малой Родины», посвященных Дню Конституции РФ (12 декабря), а также Дню России (12 июня), Дню образования Челябинской области (17 января) и Дню города Челябинска (13 сентября).

Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы в нашей стране – высшая ценность. Вопросам обучения правам человека в образовательных учреждениях Российской Федерации посвящено письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования № 03-519 от 15.03.2007 г.

Конституция РФ устанавливает принципы равноправия и самоопределения народов, закрепляет федеративное устройство Российского государства. Одной из задач воспитательной работы учителей обществознания является создание устойчивого нравственного иммунитета к правонарушениям на национальной почве, ксенофобии, другим негативным явлениям. Жизнь в эпоху глобализации, сталкивающая лицом к лицу носителей разных культурных традиций, ставит проблему воспитания толерантности как вопрос выживания. Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.08.2006 г. № 201 утверждена Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. В этом документе образование рассматривается как инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации – социокультурной трансформации, духовной консолидации многомерно сложного, многонационального народа России в полиэтничное, но внутренне гомогенное гражданское общество. Государственная образовательная и языковая политика в условия полиэтничности России рассматривается в тематическом приложении к журналу «Вестник образования» (2008. № 2).

Правительство Челябинской области уделяет вопросам этнокультурного образования особое внимание, поскольку рассматривает их как важнейшее средство сохранения межнационального мира, гармонизации межнациональных отношений, которые в свою очередь расцениваются как существенный аспект национальной безопасности страны. В программу интегрированного учебного предмета «Краеведение» включен раздел «История и культура народов Южного Урала». Учителям обществознания и краеведения рекомендуется проведение воспитательных мероприятий по данной тематике, например, интерактивного фестиваля «Мозаика народов», методическая разработка которого опубликована в журнале «Преподавание истории в школе» (2009. № 4). В сентябре 2009 г. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин планируется проведение семинара для учителей-предметников и педагогов дополнительного образования краеведческой направленности по теме «История и культура народов Южного Урала».

Вместе с тем, есть вопрос о границах толерантности, пределах терпимости. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 21.11.2005 г. № 60/7 определяет один из важнейших аспектов этой проблемы – вопрос о сохранении исторической памяти о Холокосте – геноциде еврейского народа в годы Второй мировой войны. В серии пособий «Российская библиотека Холокоста», издаваемой издательством МИК, публикуются методические разработки, в которых представлен опыт воспитательной и внеурочной деятельности российских и зарубежных педагогов со школьниками. Учителям обществознания рекомендуется проведение учебного занятия или воспитательного мероприятия по теме «Нравственная оценка человека» с использованием для анализа документа деятельности в годы второй мировой войны митрополита Восточной Галиции Андрея Шептицкого.

Учителя обществознания активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422. В этой воспитательной работе необходимо исходить из того, что каждый гражданин должен знать конкретную, точную и достоверную информацию о своей стране, о сегодняшнем времени. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что экономическая и социально-демографическая ситуация в России за последние несколько лет стала более стабильной и позволяет смотреть в будущее с надеждой и оптимизмом. Полученные результаты подтверждают наличие у нашего народа большого потенциала развития, несмотря на все перенесенные трудности. Осознание этого факта, его подтверждение конкретными примерами, иллюстрация достоверными цифрами,  всё это чрезвычайно важно для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну, оптимистического взгляда в будущее, желания внести собственный вклад в ее развитие.

В соответствии с рекомендациями ООН и мировыми стандартами, каждая страна должна проводить перепись населения примерно один раз в десять лет. В октябре 2010 г. состоится следующая Всероссийская перепись населения. Успешное проведение очередной переписи будет напрямую зависеть от понимания важности и необходимости подобных мероприятий. Следует стремиться к тому, чтобы у подрастающего поколения формировалось осознанно-положительное отношение к переписи населения, социально обусловленная установка на активное участие в ней. Без ознакомления с данными переписей населения невозможно дать учащимся полноценные знания и организовать эффективную воспитательную работу по таким дисциплинам, как обществознание, экономика, география, краеведение, история России, всеобщая история, иностранный язык. Поэтому необходимо постоянное (ежегодное) включение переписной тематики в содержание учебных занятий и воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях. Для решения этой задачи реализуется специальная Программа информационно-разъяснительной работы по сопровождению и популяризации Всероссийской переписи населения «Узнай Россию!». Учителям обществознания рекомендуется использовать следующие издания:

  • Методические рекомендации для учителей истории, граждановедения, обществознания по включению в содержание учебных программ вопросов значимости переписи населения / Сост. Л. Д. Ибрагимова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2001. – 66 с.

  • Методические рекомендации по изучению итогов Всероссийской переписи населения 2002 года в общеобразовательных учреждениях. – М.: ЗАО «Компания развития общественных связей», 2003. – (Всероссийская перепись населения 2002 года). – 48 с.

  • Челябинская область. 75 лет: прошлое и настоящее: стат. сб. / Правительство Челяб. обл. [ред. совет: Н.М.Рязанов и др.]. – Челябинск, 2008. – 328 с.

В 2009 году торжественно отмечается 75-летний юбилей Челябинской области, исполняется 15 лет региональному парламенту – Законодательному Собранию Челябинской области. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ГОУ ВПО ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению доклада губернатора Челябинской области П. И. Сумина на заседании Законодательного Собрания (Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 19 марта 2008 г. № 153).

В августе 2008 г. ушел из жизни выдающийся русский мыслитель ХХ века, лауреат Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, с которой он продолжал традицию русской литературы» (1970), академик Российской академии наук (1997) Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008). Интеллектуальное и моральное влияние А. И. Солженицына способствовало падению коммунистических режимов Восточной Европы и СССР. В сентябре 1990 г. тиражом 27 миллионов экземпляров был опубликован его манифест «Как нам обустроить Россию». Он неоднократно встречался с первым и вторым президентами России Б. Н. Ельциным и В. В. Путиным, высказывал свою позицию по актуальным проблемам современного российского общества, путям укрепления российской государственности. Произведения великого автора – ценнейший источник для понимания цивилизационных особенностей России, богатейший ресурс для нравственного и гражданского воспитания молодежи. В письме Департамента государственной политики в образовании от 04.09.2008 г. № 03-1905 предлагаются методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А. И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях. Методические подходы к изучению жизненного пути и историко-культурного наследия великого гражданина России в курсе обществознания, во внеклассной и внешкольной работе рассматриваются в статье Е. Е. Вяземского и О. Ю. Стреловой, опубликованной в журнале «Преподавание истории в школе» (2009. № 5.). В статье предложены, помимо комбинированных уроков, такие эффективные формы изучения жизни и историко-культурного наследия А. И. Солженицына, как семинары, дискуссии, «круглые столы», ролевые игры.

Предметом особого внимания и заботы является задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В журнале «Вестник образования» сообщается, что для обсуждения этих вопросов создана Рабочая группа Российской академии образования и представителей традиционных религиозных конфессий России под председательством Президента РАО (2009. № 1). В результате совместной работы было принято решение предусмотреть в программах внеучебной деятельности, в программах воспитания и социализации школьников реализацию задач духовно-нравственного воспитания молодежи. Участниками Рабочей группы было достигнуто также согласие в том, что изучение курсов духовно-нравственного содержания, таких как «История религий», «Православная культура» и др., возможно в вариативной части учебного плана школ по выбору родителей и самих обучающихся. Методические аспекты изучения истории религий рассматриваются в тематическом выпуске журнала «Преподавание истории в школе» (2008. № 5). Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов) совместно с преподавателями, ведущими подготовку по специальности «Религиоведение» в ЧелГУ (А. И. Конюченко, Т. А. Чумаченко) был проведен семинар «Методика изучения религий в истории и искусстве». В программе семинара были предусмотрены также автобусная экскурсия «Купола над городом» по культовым зданиям Челябинска (православная церковь, мечеть и синагога), а также тематическая лекция «Библейские образы в искусстве» в областном краеведческом музее.

Обществознание представляет богатые возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. В 2009/2010 учебном году планируется проведение традиционных мероприятий для учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области, что позволит старшеклассникам составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»).

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности обучающихся как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развития школьников. Отмечается рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся и студентов разного уровня – от семинара в классе до Всероссийских научно-практических конференций детей и молодежи. Масштабы этой работы в стране требуют системной общественной поддержки. В 2007 году, по инициативе ведущих ученых и педагогов из Москвы и ряда регионов России, была создана некоммерческая организация – Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» (Свидетельство о регистрации №1077799022070). В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2008 г. № 03, перед Движением ставятся задачи развития сетевого взаимодействия образовательных и научных учреждений, педагогов и ученых в области реализации исследовательских проектов различного уровня; развития системы повышения квалификации и переподготовки руководителей исследовательских работ школьников и студентов; информационно-методической поддержки проектно-исследовательской деятельности. Программа работы Движения на 2009 – 2010 гг. и текущая информация о его деятельности размещается на официальном сайте (http://www.oodi.ru).

Движение имеет отделения в 50 субъектах Российской Федерации. Руководителем организационного комитета Челябинского регионального отделения Движения творческих педагогов «Исследователь» является зав. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО, канд. ист. наук, доцент, руководитель и учитель высшей категории В. М. Кузнецов. Проведение организационной конференции регионального отделения и обучающего семинара по вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся планируется 18 сентября 2009 г.

Для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию и организации подготовки учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях по предмету рекомендуется использовать пособие С. И. Козленко и И. В. Козленко, выпущенное издательством «Просвещение» в серии «Пять колец». Пособие содержит характеристику типов заданий с рекомендациями по их выполнению, комплекты заданий прошедших Всероссийских олимпиад по обществознанию с ответами и комментариями.

Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по обществознанию

В целях совершенствования общего исторического образования в основной и средней (полной) школе и создания единой независимой системы оценки качества подготовки по истории проводится государственная итоговая аттестация выпускников IX и XI классов. Учителям обществознания необходимо активно использовать диалогические формы учебных занятий (дискуссий, круглых столов и др.), совершенствовать технологию текущего, тематического, поэтапного повторения и контроля, сочетать в нём разные формы устной и письменной проверки. В 2008 г. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин был проведен семинар по теме «Система оценки качества подготовки учащихся по истории и обществознанию в общеобразовательном учреждении» с участием доцента кафедры истории, социально-политического образования и права АПКиППРО О. В. Кишенковой (г. Москва). Семинар по данной тематике для учителей из южных территорий Челябинской области панируется провести в октябре 2009 г. в г. Магнитогорске.

Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к итоговой аттестации. Таких пособий много, но не все они могут реально помочь при подготовке к экзамену. Рекомендовать ученикам можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических измерений к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (). В связи с неодинаковой представленностью и раскрытием в отдельных учебниках содержательных элементов курса обществознания, зафиксированных в нормативных документах, определяющих содержание экзаменационной работы, рекомендуется использовать, помимо основного, один – два дополнительных учебника из Федерального перечня, рабочие тетради, практикумы, сборники КИМов. В издательстве «ВЛАДОС» (г. Москва) вышло пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, подготовленное авторским коллективом ЧИППКРО и лицея № 11 г.Челябинска (Е. В. Киприянова, Т. В. Дробинина, Т. В. Якубовская).

Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения, направленная на достижение целей обществоведческого образования.

В 2009/2010 учебном году муниципальным методическим службам, городским и районным методическим объединениям учителей обществознания рекомендуется:

  • спланировать систему работы по освоению концептуальных основ федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, принять участие в общественно-профессиональной экспертизе проектов фундаментального ядра содержания и примерных программ общего образования по обществознанию;

  • в рамках разработки рабочих учебных программ провести экспертизу используемых в общеобразовательных учреждениях учебно-методических комплектов и календарно-тематических планов на соответствие указанным в настоящем письме требованиям, обратив особое внимание на разделы «Введение в обществознание» (5 класс), «Челябинская область – субъект РФ» (8 – 9, 10 – 11 классы) и «Глобальный мир в XXI веке» (11 класс);

  • провести научно-методические семинары по реализации активных и интерактивных стратегий обществоведческого образования и практикумы по использованию современных педагогических технологий, с обязательным участием федеральных тьюторов – учителей обществознания и преподавателей кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО.


Приложение 1

СПИСОК ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЬЮТОРОВ,

прошедших обучение на курсах повышения квалификации

«Актуальные вопросы изучения новейшей истории России и обществознания» (АПКиППРО, г. Москва, август – сентябрь 2008 г.)

Челябинская область

п/п

Фамилия, и.о.

Территория

Место работы, должность

Абдулаева

Наталья Алексеевна

Уйский район

МОУ Октябрьская СОШ, учитель истории

Алпатиков

Дмитрий Анатольевич

г. Челябинск

ГОУ ДПО ЧИППКРО, преподаватель кафедры общественных и гуманитарных дисциплин

Баева

Татьяна Владимировна

г. Магнитогорск

ГМЦ, методист

Галимова

Дина Яновна

г. Челябинск

МОУ гимназия № 26, учитель истории и обществознания

Гришина

Наталья Владимировна

г. Челябинск

ГОУ ДПО ЧИППКО, доцент кафедры общественных и гуманитарных дисциплин

Зевакина

Марина Леонидовна

г. Верхний Уфалей

МОУ СОШ № 6, учитель истории и обществознания

Карчкова

Светлана Евгеньевна

г. Южноуральск

МОУ СОШ № 6, учитель истории и обществознания

Киприянова 

Елена Владимировна

г. Челябинск

МОУ лицей № 11, учитель истории и обществознания

Кочеткова

Лилия Фаритовна

г. Челябинск

МОУ СОШ № 38, учитель истории и обществознания

Кузнецов

Вячеслав Михайлович

г. Челябинск

ГОУ ДПО ЧИППКРО, зав.кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин

Кузнецова

Елена Валерьевна

г. Челябинск

ГОУ ДПО ЧИППКРО

Лошкарева

Светлана Александровна

г. Чебаркуль

МОУ СОШ № 1, учитель истории и обществознания

Лукоянова 

Ольга Васильевна

г. Челябинск

МОУ СОШ № 75, учитель истории и обществознания

Милова

Светлана Вальтеровна

г. Челябинск

МОУ СОШ № 19, учитель истории и обществознания

Обуткина

Надежда Львовна

г. Магнитогорск

МОУ СОШ №, учитель истории и обществознания

Петрушин 

Сергей Николаевич

г. Челябинск

МОУ СОШ № 59, учитель истории и обществознания

Плешанова 

Татьяна Аркадьевна

г. Челябинск

МОУ лицей № 77, учитель истории и обществознания

Полякова

Ольга Николаевна

г. Челябинск

МОУ лицей № 120, учитель истории и обществознания

Приданникова

Оксана Евгеньевна

г. Челябинск

МОУ лицей № 77, учитель истории и обществознания

Ремпель

Янина Викторовна

г. Челябинск

МОУ лицей № 73, учитель истории и обществознания

Рыбакова

Татьяна Стефановна

г. Магнитогорск

МОУ СОШ № 48, учитель истории и обществознания

Рыбкина

Татьяна Александровна

г. Златоуст

МОУ СОШ № 25, учитель истории и обществознания

Салмина

Марина Сергеевна

г. Челябинск

МОУ СОШ № 59, учитель истории и обществознания

Сидельникова

Галина Николаевна

г. Челябинск

МОУ СОШ № 73, учитель истории и обществознания

Симонова

Татьяна Анатольевна

г. Магниторгорск

МОУ СОШ № 47, учитель истории и обществознания

Сонина

Мария Николаевна

г. Челябинск

МОУ гимназия № 23, учитель обществознания и экономики

Трофимова

Татьяна Вениаминовна

г. Копейск

МОУ СОШ № 48, учитель истории и обществознания

Трошина

Елена Викторовна

г. Кыштым

МОУ СОШ № 3, учитель истории и обществознания

Трубникова

Татьяна Григорьевна

г. Озерск

МОУ лицей № 39, учитель истории и обществознания

Фурен

Лина Ефимовна

г. Челябинск

ГОУ ВПО ЧГПУ, ст.преподаватель кафедры отечественной истории и методики преподавания истории

Якубовская

Татьяна Владимировна

г. Челябинск

ГОУ ДПО ЧИППКРО, старший преподаватель кафедры общественных и гуманитарных дисциплин

Приложение 2

Учебно-методическое обеспечение образовательной программы среднего (полного) общего образования

Образовательная область «Обществознание»

Обществознание. Глобальный мир в XXI в. УМК издательства «Просвещение»

Класс

Учебная программа

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

11

Иоффе А. Н.

Обществознание. Глобальный мир в XXI в. (35, 70 ч.) – М.: Просвещение, 2008. – 32 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

Опубликовано также

Поляков Л. В., Федоров В. В., Симонов К. В. и др.

Обществознание. Глобальный мир в XXI в. / под ред. Л. В. Полякова. Учебник (с вкладышем): 11 класс (базовый уровень). – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 288 с.

Обществознание. Глобальный мир в XXI в. / под ред. Л. В. Полякова. Электронное приложение к учебнику: 11 класс (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2008.

Поляков Л. В., Иоффе А. Н.

Обществознание. Глобальный мир в XXI в. / под ред. Л. В. Полякова. Методическое пособие. 11 класс. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.

Поляков Л. В., Федоров В. В., Симонов К. В. и др.

Обществознание. Глобальный мир в XXI в. / под ред. Л. В. Полякова. Книга для учителя: 11 класс (базовый уровень). – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.

Т. М. Жиркова, сост.

История России. 1945 – 2008 гг. Комплект карт. – М.: Просвещение, 2008.

Проверочные тестовые задания // Обществознание. Глобальный мир в XXI в. / под ред. Л. В. Полякова. Электронное приложение к учебнику: 11 класс (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2008.

Вопросы для обсуждения // Иоффе А. Н. Обществознание. Глобальный мир в XXI в. – М.: Просвещение, 2008. – (Программы общеобразовательных учреждений). – С. 31.

Элективный курс профильного обучения «Массовая культура»

Класс

Учебная программа

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

10-11

Лазебникова А.Ю.

Массовая культура: Программа элективного курса профильного обучения: 10-11 классы (34 ч.) // Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сб. учебно-методических материалов / Под ред. Е.Е.Вяземского. М.: Русское слово, 2006. С. 207 – 224.

Лазебникова А.Ю.

Массовая культура. 10 – 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2007. – 112 с.

Элективный курс профильного обучения «История религий»

Класс

Учебная программа

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

10-11

Лавров В.М., Стецюра Т.Д.

История религий: Программа курса и тематическое планирование: 10-11 классы. М.: Русское слово, 2008. – 16 с.

Сахаров А.Н., ред.

История религий. 10-11 классы: учебное пособие. М.: Русское слово, 2008. – 156 с.

* Кулаков А.Е.

Религии мира: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2007. – 182 с. – (Методическая библиотека)

*

* Киприянова Е.В.

Обществознание: введение в философию. Познавательно-творческие задания. – Ростов н/Д.: Легион, 2008. –С. 119 – 139.

* Указанные пособия в авторский учебно-методический комплект не входят, но могут быть использованы на основе тематического тождества

Приложение 3

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА1

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (не менее 10 ч.)2

Представление об обществе как о сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ (5 ч.) 3

[…]. Преобразование человеком природы в соответствии со своими потребностями. Общество как условие появления человека и результат его деятельности. Функции общества – адаптация, хозяйствование, координация, целеполагание, сохранение идентичности. Подсистемы общества – культура, экономика, политика, право. Направление и характер развития человечества – этапы эволюции человеческих обществ. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. […] Новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху. Рост роли информации и способов её передачи. Расширение границ рынка. Создание новых смыслов и технологий передачи информации. Глобальный и локальный характер постиндустриального общества […].

Приложение 4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса (модуля) «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»

п/п

Дата

Учебная тема

Материалы

учебника4

Вводное занятие. Понятие глобализации

Вкладыш

Тема I. Общество и общественное сознание

Глава 1

Основные функции и подсистемы общества

§ 1

Общественное сознание и его формы

§ 2

Тема II. Образы человечества

Глава II

Российская государственность и российская цивилизация

§ 3

Единство и разнообразие: особые пути к новому мироустройству

§ 4

Западные теории мироустройства

§ 5

Тема III. Что нас разделяет

Глава III

Культура: понятие, многообразие, формы

§ 6

Религия и язык как явления культуры

§ 7

Тема IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в.

Глава IV

Мировое сообщество после «холодной войны»

§ 8

«Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе

§ 9

Тема V. Учитесь мыслить глобально

Глава V

Феномен мирового лидерства

§ 10

Россия в глобальной конкуренции

§ 11

Европейский союз и его миссия

§ 12

Китай на пути к глобальной державе

§ 13

Тема VI. Глобальная экономика

Глава VI

Становление единого мирового хозяйства

§ 14

Россия в глобальной экономике

§ 15

НРК. Международные экономические связи Челябинской области

Доп.лит-ра

Тема VII. Глобальная безопасность

Глава VII

Сила оружия в современном мире

§ 16

Экономика и экология: поиски равновесия

§ 17

XXI век и новые угрозы для человечества

§ 18

НРК. Экологические проблемы Челябинской области и пути их решения

Доп.лит-ра

Тема VIII. Власть в информационном обществе

Глава VIII

Своеобразие информационного общества

§ 19

СМИ: между властью и гражданским обществом

§ 20

Нетократия

§ 21

НРК. СМИ и интернет-ресурсы Челябинской области

Доп.лит-ра

Тема IX. Россия и «русский мир»

Глава IX

Особенности русской политической культуры

§ 22

Политическая система современной России

§ 23

Развитие гражданского общества в современной России

§ 24

Россия – «близкий круг» и «русский мир»

§ 25

Тема X. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

Закл.глава

Угрозы и вызовы для России в XXI в.

§ 26

Экономические, социальные, военные риски для России

§ 27

Решение национальных задач на основе эффективной демократии

§ 28

Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.

§ 29

НРК. Челябинская область – субъект РФ

Доп.лит-ра

Итоговое повторение

Приложение 5

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Основные Интернет-ресурсы

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://wwwgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru – портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.prosv.-ipk.ru – институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»

http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»

http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

http://www.hrono.info/literatura.html - библиотека Хроноса

http://www.ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

http://www.levada.ruЛевада-Центр изучения общественного мнения

http://www.lib-history.info - историческая библиотека

http://www.old.russ.ru/ist_sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»:

http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»

http://www.praviteli.narod.ru – сайт-информация о главах Российского государства, правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС

http://www.rusarchives.ru – сайт «Архивы России»

http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения

http://www.warheroes.ru – биографии Героев Советского Союза и России

http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.htmlбиблиотека думающего о России

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ5

  1. 1С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.

  2. Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.

  3. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.В.Поляков, В.В.Федоров, К.В.Симонов и др.]; под ред. Л.В.Полякова. – М..: Просвещение, 2008. [Электронный ресурс]. – М.Просвещение, 2008.

  4. Основы правовых знаний. 8 – 9 классы. [Электронный ресурс]. – М.: Российский фонд правовых реформ, ООО «Кирилл и Мефодий, 2002.

  5. Профильное образование в школе: практика и теория [Электронный ресурс]. - Волгоград: Учитель, 2006.

  6. Профильное образование в школе: практика и теория [Электронный ресурс]. - Волгоград: Учитель, 2006.

  7. Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002.

  8. Юдина И.Г. Портфолио ученика. Оценка достижений школьников [Электронный ресурс]. - Волгоград: Учитель, 2006.

  9. Юдина И.Г. Портфолио ученика. Оценка достижений школьников [Электронный ресурс]. - Волгоград: Учитель, 2006.

1 Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень). Утвержден Приказом МОРФ № 1089 от 05.03.2004 г.

2 Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) // Обществознание. Экономика. Право. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. – С. 100.

3 Иоффе А. Н. Обществознание. Глобальный мир в XXI в. – М.: Просвещение, 2008. – (Программы общеобразовательных учреждений). – С. 11 – 12 (выборочно).

4 Поляков Л. В., Федоров В. В., Симонов К. В. и др.

Обществознание. Глобальный мир в XXI в. / под ред. Л. В. Полякова. Учебник (с вкладышем): 11 класс (базовый уровень). – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 288 с.

5 Аннотированный каталог областного государственного учреждения «Областной центр информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской области»

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по преподаванию географии в 6-11 классах на 2009-2010 учебный год Е. Л. Грицювене

    Методические рекомендации
    Преподавание географии в новом 2009 - 2010 учебном году осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории

    Документ
    В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю). Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной школе, составляет 350 часов.
  3. «Особенности преподавания истории в старших классах полной средней школы»

    Исследовательская работа
    «Концепция модернизации образования на период до 2010 года» ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.
  4. Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

    Документ
    О преподавании предметов естественно-математического цикла в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году: Математика.
  5. Учебно-методическое пособие Издательство Москва

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В.

Другие похожие документы..