Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
По последним данным Всемирного банка доля России в мировом товарообороте составляет сегодня около 2%. Для одной из крупнейших держав мира это, конечн...полностью>>
'Документ'
8 экзамен 3 Раздел 3. Формирование антикоррупционных условий деятельности государственных служащих. 4 1 3 экзамен 4 Раздел 4....полностью>>
'Документ'
С целью содействия проведению в г. Москве земельной реформы, обеспечения дальнейшего формирования Государственного земельного кадастра г. Москвы, соз...полностью>>
'Лекции'
Алинова Мансия Шарапаиовеа, к.ф.-м.н., доцент кафедры общей и теоретической физики (лекции, практические занятия) Искакова Анаргуль Батырбаевна, ст. ...полностью>>

Для формирования определенного профиля обучения в состав учебного плана включается не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

  • Примерная программа основного общего образования по обществознанию;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень);

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень).

Государственные образовательные стандарты и примерные учебные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.

  • Современное образование. Обществознание. Экономика. Право. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / Сост. Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 256 с.

Примерных учебных программ по обществознанию, включающих региональный (национально-региональный) компонент содержания образования, и рекомендованных Министерством образования и науки Челябинской области, в настоящее время не имеется – в связи с включением в областной базисный учебный план и разработкой содержания интегрированного учебного предмета «Краеведение» (6 – 9 классы).

Примерная программа по обществознанию содействует реализации единой концепции обществоведческого образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов вариативных (авторских) программ по обществознанию для основной и средней полной школы, например:

  1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 66 – 73.

  2. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Профильный уровень // Программы общеобразовательных учреждений: история. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 73 – 82.

  3. Боголюбов Л.Н. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание: 6–11 кл. – М.: Просвещение, 2009. – 46 c.

  4. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы. 5-е изд. – М.: «Просвещение», 2007. – 128 с. – («Традиционная» программа)

  5. Никитин А.Ф. Обществознание. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 кл. / А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2007. – 47 с.

  6. Салыгин Е.Н. Обществознание. 10 – 11 классы: Программа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 64 с.

  7. Обществознание. Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 80 с.

  8. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 клаасов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: М.: ООО «ТИД "Русское слово – РС"», 2008. – 32 с.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем. Соотношение учебных программ различного уровня по статусу и варианты разработки рабочих учебных программ представлено на схеме:

Примерная учебная программа («министерская»)

Вариативная учебная программа («авторская»)

(1) Рабочая учебная программа («школьная»)

(2) Рабочая учебная программа («школьная»)

При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу (1), либо любую из вариативных программ (2), соблюдая преемственность в обучении с 5 по 9 класс – на ступени основного общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени среднего (полного) общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Электронный ресурс

«Образовательная программа Челябинской области» по обществознанию

Специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с факультетом информатики ЧГПУ, а также учителями обществознания общеобразовательных учреждений №№ 11, 48, 59, 120 и 151 г. Челябинска (Е. В. Киприянова, И. П. Батурина, С. Н. Петрушин, О. Н. Полякова, В. Г. Бондарева) подготовлена электронная модель содержания образования по обществознанию – составная часть Образовательной программы Челябинской области, рекомендованной к внедрению в общеобразовательных учреждениях приказом Министерства образования и науки Челябинской области «Об итогах областного педагогического форума» от 13.02.2008 г. № 01-80. В данном электронном ресурсе представлены Федеральный компонент основного и среднего полного (базовый и профильный уровень) общего образования по обществознанию; а также варианты учебных планов для общеобразовательных учреждений разных видов (общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия), в т.ч. для классов социально-гуманитарного, социально-правового и социально-экономического профилей.

Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметных линий по обществознанию, включая в тематическое планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение по предмету (учебно-методический комплекс).

Необходимо обратить внимание, что в Образовательной программе Челябинской области представлено по одному варианту тематического планирования по обществознанию, составленного в соответствии с Примерными программами для основной и средней (полной) школы. В тематическое планирование включен региональный компонент содержания обществоведческого образования, выделены часы на изучение учебника «Глобальный мир в XXI веке» и определена система тематического и промежуточного контроля – за счет распределения резервного учебного времени. Учитель может работать по предложенному варианту тематического планирования или разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с избранным учебно-методическим комплектом (предметной линией).

В электронной модели содержания образования представлены также образцы элективных курсов по обществознанию: «Выбери успех!» для основной школы (12 ч.), разработанный С. В. Баныкиной (ИПК и ПРНО Московской области) и «Введение в философию» для средней (полной) школы (36 ч.), разработанный Ю. И. Аверьяновым (НИИ СиМО РАО, г.Москва).

Организация внеклассной работы по обществознанию

Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет выпускникам системы общего образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В. В. Путина: «Свободный человек в свободной стране». В соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов «второго поколения», на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием,  эффекты консолидации общества и формирования российской идентичности (этнокультурной, региональной, национальной, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера», достижения социального равенства отдельных личностей с разными социальными возможностями.

Характеристике роли обществоведческого образования в воспитании гражданственности и патриотизма посвящена статья академика РАО Л. Н. Боголюбова, опубликованная в научно-методическом журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» (2009. № 4).

Обществознание позволяет учащимся овладеть системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством. Всё перечисленное входит в понятие «гражданская культура», приобщение к которой и является воспитанием. Компетентному гражданину свойственна гражданственность – идейно-нравственное качество личности, характеризующейся свободой и ответственностью, зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью судьбам своего народа, осознанием себя полноправным гражданином своей страны.

Гражданское воспитание предполагает в качестве одного из условий изучение Конституции РФ. Будучи документом высшей юридической силы, Конституция является основой всей правовой системы Российского государства. А без изучения правовых норм невозможно формировать правосознание и правомерное поведение, являющиеся неотъемлемыми качествами гражданина, невыполнимой станет актуальная задача преодоления правового нигилизма в обществе. Конституция как общегражданский документ заключает в себе систему ценностей, которые не зависят от групповых, этнических, конфессиональных воззрений и предпочтений.

В 2008 г. исполнилось 15 лет принятию Конституции Российской Федерации. В письме Министерства образования и науки РФ от 07.11.2008 г. № АФ-357/03 предусматривается проведение в образовательных учреждениях Российской Федерации мероприятий, посвященных Основному Закону нашей страны. Методические разработки по изучению Конституции РФ, государственной символики регулярно публикуются в предметных научно-методических журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе». В 2010 году исполняется 20 лет провозглашения Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) издан сборник методических рекомендаций, разработок учебных занятий и внеклассных мероприятий «Главные праздники Современной России и Малой Родины», посвященных Дню Конституции РФ (12 декабря), а также Дню России (12 июня), Дню образования Челябинской области (17 января) и Дню города Челябинска (13 сентября).

Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы в нашей стране – высшая ценность. Вопросам обучения правам человека в образовательных учреждениях Российской Федерации посвящено письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования № 03-519 от 15.03.2007 г.

Конституция РФ устанавливает принципы равноправия и самоопределения народов, закрепляет федеративное устройство Российского государства. Одной из задач воспитательной работы учителей обществознания является создание устойчивого нравственного иммунитета к правонарушениям на национальной почве, ксенофобии, другим негативным явлениям. Жизнь в эпоху глобализации, сталкивающая лицом к лицу носителей разных культурных традиций, ставит проблему воспитания толерантности как вопрос выживания. Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.08.2006 г. № 201 утверждена Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. В этом документе образование рассматривается как инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации – социокультурной трансформации, духовной консолидации многомерно сложного, многонационального народа России в полиэтничное, но внутренне гомогенное гражданское общество. Государственная образовательная и языковая политика в условия полиэтничности России рассматривается в тематическом приложении к журналу «Вестник образования» (2008. № 2).

Правительство Челябинской области уделяет вопросам этнокультурного образования особое внимание, поскольку рассматривает их как важнейшее средство сохранения межнационального мира, гармонизации межнациональных отношений, которые в свою очередь расцениваются как существенный аспект национальной безопасности страны. В программу интегрированного учебного предмета «Краеведение» включен раздел «История и культура народов Южного Урала». Учителям обществознания и краеведения рекомендуется проведение воспитательных мероприятий по данной тематике, например, интерактивного фестиваля «Мозаика народов», методическая разработка которого опубликована в журнале «Преподавание истории в школе» (2009. № 4). В сентябре 2009 г. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин планируется проведение семинара для учителей-предметников и педагогов дополнительного образования краеведческой направленности по теме «История и культура народов Южного Урала».

Вместе с тем, есть вопрос о границах толерантности, пределах терпимости. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 21.11.2005 г. № 60/7 определяет один из важнейших аспектов этой проблемы – вопрос о сохранении исторической памяти о Холокосте – геноциде еврейского народа в годы Второй мировой войны. В серии пособий «Российская библиотека Холокоста», издаваемой издательством МИК, публикуются методические разработки, в которых представлен опыт воспитательной и внеурочной деятельности российских и зарубежных педагогов со школьниками. Учителям обществознания рекомендуется проведение учебного занятия или воспитательного мероприятия по теме «Нравственная оценка человека» с использованием для анализа документа деятельности в годы второй мировой войны митрополита Восточной Галиции Андрея Шептицкого.

Учителя обществознания активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422. В этой воспитательной работе необходимо исходить из того, что каждый гражданин должен знать конкретную, точную и достоверную информацию о своей стране, о сегодняшнем времени. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что экономическая и социально-демографическая ситуация в России за последние несколько лет стала более стабильной и позволяет смотреть в будущее с надеждой и оптимизмом. Полученные результаты подтверждают наличие у нашего народа большого потенциала развития, несмотря на все перенесенные трудности. Осознание этого факта, его подтверждение конкретными примерами, иллюстрация достоверными цифрами,  всё это чрезвычайно важно для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну, оптимистического взгляда в будущее, желания внести собственный вклад в ее развитие.

В соответствии с рекомендациями ООН и мировыми стандартами, каждая страна должна проводить перепись населения примерно один раз в десять лет. В октябре 2010 г. состоится следующая Всероссийская перепись населения. Успешное проведение очередной переписи будет напрямую зависеть от понимания важности и необходимости подобных мероприятий. Следует стремиться к тому, чтобы у подрастающего поколения формировалось осознанно-положительное отношение к переписи населения, социально обусловленная установка на активное участие в ней. Без ознакомления с данными переписей населения невозможно дать учащимся полноценные знания и организовать эффективную воспитательную работу по таким дисциплинам, как обществознание, экономика, география, краеведение, история России, всеобщая история, иностранный язык. Поэтому необходимо постоянное (ежегодное) включение переписной тематики в содержание учебных занятий и воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях. Для решения этой задачи реализуется специальная Программа информационно-разъяснительной работы по сопровождению и популяризации Всероссийской переписи населения «Узнай Россию!». Учителям обществознания рекомендуется использовать следующие издания:

  • Методические рекомендации для учителей истории, граждановедения, обществознания по включению в содержание учебных программ вопросов значимости переписи населения / Сост. Л. Д. Ибрагимова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2001. – 66 с.

  • Методические рекомендации по изучению итогов Всероссийской переписи населения 2002 года в общеобразовательных учреждениях. – М.: ЗАО «Компания развития общественных связей», 2003. – (Всероссийская перепись населения 2002 года). – 48 с.

  • Челябинская область. 75 лет: прошлое и настоящее: стат. сб. / Правительство Челяб. обл. [ред. совет: Н.М.Рязанов и др.]. – Челябинск, 2008. – 328 с.

В 2009 году торжественно отмечается 75-летний юбилей Челябинской области, исполняется 15 лет региональному парламенту – Законодательному Собранию Челябинской области. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ГОУ ВПО ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению доклада губернатора Челябинской области П. И. Сумина на заседании Законодательного Собрания (Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 19 марта 2008 г. № 153).

В августе 2008 г. ушел из жизни выдающийся русский мыслитель ХХ века, лауреат Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, с которой он продолжал традицию русской литературы» (1970), академик Российской академии наук (1997) Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008). Интеллектуальное и моральное влияние А. И. Солженицына способствовало падению коммунистических режимов Восточной Европы и СССР. В сентябре 1990 г. тиражом 27 миллионов экземпляров был опубликован его манифест «Как нам обустроить Россию». Он неоднократно встречался с первым и вторым президентами России Б. Н. Ельциным и В. В. Путиным, высказывал свою позицию по актуальным проблемам современного российского общества, путям укрепления российской государственности. Произведения великого автора – ценнейший источник для понимания цивилизационных особенностей России, богатейший ресурс для нравственного и гражданского воспитания молодежи. В письме Департамента государственной политики в образовании от 04.09.2008 г. № 03-1905 предлагаются методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А. И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях. Методические подходы к изучению жизненного пути и историко-культурного наследия великого гражданина России в курсе обществознания, во внеклассной и внешкольной работе рассматриваются в статье Е. Е. Вяземского и О. Ю. Стреловой, опубликованной в журнале «Преподавание истории в школе» (2009. № 5.). В статье предложены, помимо комбинированных уроков, такие эффективные формы изучения жизни и историко-культурного наследия А. И. Солженицына, как семинары, дискуссии, «круглые столы», ролевые игры.

Предметом особого внимания и заботы является задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В журнале «Вестник образования» сообщается, что для обсуждения этих вопросов создана Рабочая группа Российской академии образования и представителей традиционных религиозных конфессий России под председательством Президента РАО (2009. № 1). В результате совместной работы было принято решение предусмотреть в программах внеучебной деятельности, в программах воспитания и социализации школьников реализацию задач духовно-нравственного воспитания молодежи. Участниками Рабочей группы было достигнуто также согласие в том, что изучение курсов духовно-нравственного содержания, таких как «История религий», «Православная культура» и др., возможно в вариативной части учебного плана школ по выбору родителей и самих обучающихся. Методические аспекты изучения истории религий рассматриваются в тематическом выпуске журнала «Преподавание истории в школе» (2008. № 5). Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов) совместно с преподавателями, ведущими подготовку по специальности «Религиоведение» в ЧелГУ (А. И. Конюченко, Т. А. Чумаченко) был проведен семинар «Методика изучения религий в истории и искусстве». В программе семинара были предусмотрены также автобусная экскурсия «Купола над городом» по культовым зданиям Челябинска (православная церковь, мечеть и синагога), а также тематическая лекция «Библейские образы в искусстве» в областном краеведческом музее.

Обществознание представляет богатые возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. В 2009/2010 учебном году планируется проведение традиционных мероприятий для учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области, что позволит старшеклассникам составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»).

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности обучающихся как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развития школьников. Отмечается рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся и студентов разного уровня – от семинара в классе до Всероссийских научно-практических конференций детей и молодежи. Масштабы этой работы в стране требуют системной общественной поддержки. В 2007 году, по инициативе ведущих ученых и педагогов из Москвы и ряда регионов России, была создана некоммерческая организация – Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» (Свидетельство о регистрации №1077799022070). В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2008 г. № 03, перед Движением ставятся задачи развития сетевого взаимодействия образовательных и научных учреждений, педагогов и ученых в области реализации исследовательских проектов различного уровня; развития системы повышения квалификации и переподготовки руководителей исследовательских работ школьников и студентов; информационно-методической поддержки проектно-исследовательской деятельности. Программа работы Движения на 2009 – 2010 гг. и текущая информация о его деятельности размещается на официальном сайте (http://www.oodi.ru).

Движение имеет отделения в 50 субъектах Российской Федерации. Руководителем организационного комитета Челябинского регионального отделения Движения творческих педагогов «Исследователь» является зав. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО, канд. ист. наук, доцент, руководитель и учитель высшей категории В. М. Кузнецов. Проведение организационной конференции регионального отделения и обучающего семинара по вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся планируется 18 сентября 2009 г.

Для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию и организации подготовки учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях по предмету рекомендуется использовать пособие С. И. Козленко и И. В. Козленко, выпущенное издательством «Просвещение» в серии «Пять колец». Пособие содержит характеристику типов заданий с рекомендациями по их выполнению, комплекты заданий прошедших Всероссийских олимпиад по обществознанию с ответами и комментариями.

Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по обществознанию

В целях совершенствования общего исторического образования в основной и средней (полной) школе и создания единой независимой системы оценки качества подготовки по истории проводится государственная итоговая аттестация выпускников IX и XI классов. Учителям обществознания необходимо активно использовать диалогические формы учебных занятий (дискуссий, круглых столов и др.), совершенствовать технологию текущего, тематического, поэтапного повторения и контроля, сочетать в нём разные формы устной и письменной проверки. В 2008 г. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин был проведен семинар по теме «Система оценки качества подготовки учащихся по истории и обществознанию в общеобразовательном учреждении» с участием доцента кафедры истории, социально-политического образования и права АПКиППРО О. В. Кишенковой (г. Москва). Семинар по данной тематике для учителей из южных территорий Челябинской области панируется провести в октябре 2009 г. в г. Магнитогорске.

Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к итоговой аттестации. Таких пособий много, но не все они могут реально помочь при подготовке к экзамену. Рекомендовать ученикам можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических измерений к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (). В связи с неодинаковой представленностью и раскрытием в отдельных учебниках содержательных элементов курса обществознания, зафиксированных в нормативных документах, определяющих содержание экзаменационной работы, рекомендуется использовать, помимо основного, один – два дополнительных учебника из Федерального перечня, рабочие тетради, практикумы, сборники КИМов. В издательстве «ВЛАДОС» (г. Москва) вышло пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, подготовленное авторским коллективом ЧИППКРО и лицея № 11 г.Челябинска (Е. В. Киприянова, Т. В. Дробинина, Т. В. Якубовская).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по преподаванию географии в 6-11 классах на 2009-2010 учебный год Е. Л. Грицювене

    Методические рекомендации
    Преподавание географии в новом 2009 - 2010 учебном году осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории

    Документ
    В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю). Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной школе, составляет 350 часов.
  3. «Особенности преподавания истории в старших классах полной средней школы»

    Исследовательская работа
    «Концепция модернизации образования на период до 2010 года» ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.
  4. Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

    Документ
    О преподавании предметов естественно-математического цикла в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году: Математика.
  5. Учебно-методическое пособие Издательство Москва

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В.

Другие похожие документы..