Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
В государственных стандартах нового поколения делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся начальной школы. Требования, пр...полностью>>
'Документ'
Структура Российской академии театрального искусства (ГИТИС) уникальна – восемь факультетов, обучение студентов обеспечивает 19 кафедр. Это огромный ...полностью>>
'Информационный бюллетень'
По итогам заседаний Совета глав правительств государств–участников СНГ, Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Высшего органа Таможенного союза В.В.Пути...полностью>>
'Урок'
Тема уроку за програмою : Життєвий і творчий шлях письменника. Творчість Достоєвського як одна з вершин російської і всесвітньої літератури. Філософсь...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине Симбиогенез Направление подготовки

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Кафедра «Биологии»

УТВЕРЖДЕНО

на заседании УМК

института естественных наук

«__7_» ____09____2011г.

Протокол №1

Председатель УМК

____________________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине Симбиогенез

Направление подготовки 020400.68 «Биология»

профиль «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация (степень) выпускника Магистр

Форма обучения очная

Сыктывкар 2011

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Кафедра « Биологии»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

Г.Н. Доровских_____________

«___» ________2010г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Сибиогенез»

Блок дисциплин М1.ДВ1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору

Направление подготовки 020400.68 «Биология» профиль «Гидробиология и ихтиология»

Институт естественных наук

Форма обучения дневная

Семестр В

Всего учебных занятий – 108 часов

В том числе:

Аудиторных 42 часов, из них

Лекций - 14 часов

Практических – 28 часов

КСР – 6 часов

Самостоятельных – 60 часа

Итоговый контроль – зачет

Сыктывкар 2011

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель преподавания дисциплины

Курс «Симбиогенез» является одной из важнейших фундаментальных биологических дисциплин, обобщающей и систематизирующей теоретические сведения, полученные студентами-биологами в течение предыдущих четырех лет обучения. В рамках курса рассматриваются основные разделы современной эволюционной теории, изучаются основы и главные механизмы протекания эволюционного процесса на генетическом, онтогенетическом, популяционно-видовом и экосистемном уровнях организации живого, значительное внимание уделено современным эволюционным теориям. Главная цель курса заключаемся в том, чтобы помочь студентам осмыслить этот огромный фактический материал и сформировать представление о современной эволюционной теории.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В процессе изучения курса «Симбиогенез» в своих лекциях преподаватель должен продемонстрировать основные черты биологической эволюции, описать основные факторы эволюции, продемонстрировать современные взгляды на протекание процесса естественного отбора, рассмотреть основные модели видообразования, основные пути макроэволюционного процесса. Изложение и интерпретация материала сопровождается показом необходимых иллюстраций и демонстрационных материалов.

Теоретические знания полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с литературой анализируются и закрепляются в ходе цикла семинарских занятий, на которых студенты:

а) знакомятся с основными эволюционными концепциями;

б) изучают и анализируют с современных позиций наиболее важные эволюционные теории (Дарвин, Ламарк и др.);

в) анализируют основные пути видообразования и механизмы микроэволюции;

г) обсуждают современные проблемы эволюционной теории;

Место дисциплины в структуре ООП: Цикл М.1, дисциплины по выбору (магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»). Читается на 2 году магистратуры в семестре В.

В начале курса студент должен иметь достаточные знания в области генетики, физиологии, теории эволюции, общей и частной экологии в объеме программы бакалавриата биологии, прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. Желательно, чтобы студент, приступая к изучению данного курса, мог продемонстрировать следующие общие компетенции бакалавра биологии: ОК-1, ОК-3, ОК-10, ОК-12, ОК-14, ОК-15, ОК-16, ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-15, ПК-17.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные закономерности и формы эволюционных преобразований; основные положения разных эволюционных теорий, сформулированных в разное время; основные современные нерешенные проблемы эволюционной теории

Уметь: уметь применять в своей профессиональной деятельности положения теории для объяснения закономерностей развития и функционирования живых систем на различных уровнях организации живой материи; уметь выстраивать логические последовательности, делать выводы и заключения относительно эволюционирования тех или иных живых объектов или групп; уметь аргументировать современный эволюционный подход к изучению биологических процессов

Владеть: компетенциями в области разных эволюционных концепций, касающихся как самого эволюционного процесса, так и затрагивающих вопросы возникновения на Земле органической жизни и человека, в частности.

По завершении курса студент также должен демонстрировать следующие общие компетенции магистра биологии:

ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ.

Объем дисциплины и виды учебной работы:

Объем учебного времени, необходимого для освоения курса 108 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 60 часа.

Виды занятий: лекционные, практические, самостоятельные: изучение и реферирование литературы, подготовка к экзаменам.

Практические занятия (28 часов) проводятся в интерактивной форме с использованием мультимедийного проектора.

1.3. Формы контроля

Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса и выступлений с подготовленными докладами в рамках проведения практических занятий.

В итоговый устный зачет включены основные вопросы, рассматриваемые в рамках лекционного курса и на семинарских занятиях.

Структура обучения по дисциплине

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Практические

КСР

Индивид. самост. раб.

Введение в теорию эволюции

8

10

2

22

Устный опрос

Пути и закономерности эволюции

6

8

2

22

Устный опрос

Актуальные проблемы эволюционной теории

10

2

16

Устный опрос

зачет

14

28

6

60

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение в теорию эволюции.

Тема 1. Основные черты биологической эволюции.

Студент должен знать: Предмет и методы эволюционной теории. Основные черты и принципы биологической эволюции.

Студент должен уметь: выявлять основные особенности биологической эволюции; показать взаимосвязь эволюционной теории с другими биологическими дисциплинами.

Студент должен владеть: представлениями об особенностях биологической эволюции

Содержание темы.

Теория эволюции - область биологии, изучающая и описывающая механизм и закономерности исторического развития биологических систем. Основные черты биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М. : Прогресс-Традиция, 1999. 640с.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высш. шк., 1989. 335 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления материала темы. Проанализировать основные черты биологической эволюции, ее механизмы ее саморегуляции с точки зрения кибернетики. Рассмотреть место теории эволюции в системе биологических наук, ее взаимосвязь с другими биологическими дисциплинами. Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Северцов А.С. Основы теории эволюции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 318 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Межжерин В.А. О возможностях новейшего синтеза в эволюционном учении // Журн. общ. биологии. 1990. Т. 51, №2. С. 185-195.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высш. шк., 1989. 335 с.

Тема 2. Эволюционизм и креационизм. Эволюционные теории Ламарка и Дарвина.

Студент должен знать: Различия двух главных типов взглядов на происхождение и эволюцию живого. Основные положения эволюционных теорий Ламарка и Дарвина.

Студент должен уметь: выявлять основные различия эволюционных теорий Ламарка и Дарвина; продемонстрировать значение эти эволюционных теорий для развития биологии.

Студент должен владеть: основными положениями эволюционных теорий Ламарка и Дарвина, представлениями о значении этих теорий для развития биологии.

Содержание темы.

Эволюционизм и креационизм. Эволюционная теория Ламарка. Движущие силы эволюции по Ламарку. Законы Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Основные положения теории естественного отбора. Значение теория Дарвина в развитии биологии.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь / АН СССР; Пер.с 6-го изд.; Отв.ред. А.Л.Тахтаджян. СПб. : СПбО"Наука", 1991 . 539 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М. : Прогресс-Традиция, 1999. 640с.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высш. шк., 1989. 335 с.

Практическая 1. Книга Ч. Дарвина «Происхождение видов…». Проанализировать представлений Ч. Дарвина о природе наследственности и изменчивости, а также причинах многообразия пород и сортов домашних животных и растений с современных позиций. Рассмотреть типы искусственного отбора и обстоятельства, благоприятствующие ему.

Анализ представлений Дарвина об изменчивости в естественном состоянии. Проблемы систематики и некоторые закономерности изменчивости.

Представления Ч.Дарвина о значение борьбы за существование, ее роли и связь с естественным отбором. Причины борьбы за существование. Взаимоотношение видов в природе.

Смысл понятия, сравнение естественного и искусственного обора. Половой отбор. Примеры действия естественного отбора, приводимые Ч.Дарвином и их анализ.

Представления Дарвина о причинах вымирания и сохранении архаичных групп организмов. Видообразование и происхождение таксонов высокого ранга.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции, учебниками и дополнительной литературой для закрепления материала темы. Проанализировать основные отличия подходов Ламарка и Дарвина к пониманию эволюционного процесса. Выявить последствия появления эволюционных теорий Ламарка и Дарвина. В процессе подготовки к семинарам рассмотреть основное содержание эволюционной теории и проанализировать ее с позиций современной биологии.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь / АН СССР; Пер.с 6-го изд.; Отв.ред. А.Л.Тахтаджян. СПб. : СПбО"Наука", 1991 . 539 с.

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Северцов А.С. Основы теории эволюции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 318 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Воронцов Н.Н. Развитие эвоюционных идей в биологии. М. : Прогресс-Традиция, 1999. 640с.

Красилов. В.А. Нерешенные проблемы теории эволюции. Владивосток, 1986. 220 с.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высш. шк., 1989. 335 с.

Тема 3. Основные недарвиновские концепции 19-20 веков.

Студент должен знать: Смысл и основные положения главных недарвиновских эволюционных концепций.

Студент должен уметь: анализировать альтернативные взгляды на процесс эволюции; показать влияние этих концепций на развитие биологии; отметить некоторые положения, вошедшие в структуру современных представлений об эволюции живого.

Студент должен владеть: сведениями об основных недарвиновских эволюционных концепциях 19-начала 20 веков; навыками анализа основных положений этих теорий, представлениями о значении недарвиновских концепций для развития современной биологии.

Содержание темы.

Недарвиновские концепции в конце 19 - начале 20 веков. Неоламаркизм. Эволюционные взгляды Э. Коппа. Механоламаркизм. Концепция Нэгели. Эволюционные взгляды Спенсера. Теория ортогенеза Эймера. Недарвиновские генети­ческие концепции. Мутационизм и неокатастрофизм Р.А.Келликера. Генетический автогенез и мутационная теория эволюции Гуго де Фриза. Теория гибридогенеза Бэтсона, закон "присутствия-от­сутствия". Преадаптационизм: Кено, Девенпорт, Парр. Некоторые телеогенетические концепции первой половины 20 века. Теория номогенеза Л.С. Берга. Эволюционные взгляды Д.Н. Соболева и А.А. Любищева.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Длусский Г.М. История и методология биологии. М., 2006. 220 с.

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии: Учеб. пособие для вузов. Доп. МО РФ. М.: Высш. шк., 2003 . 239с.

Дополнительная:

Азимов, А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. М. : Центрполиграф, 2002. 224с.

История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.

История биологии с начала XX в. до наших дней. Т. 2. М., 1975. 659 с.

Канев И.И. Жорж Кювье. Л., 1976. 211 с.

Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. Т.1,2. М., 1960. 478 с., 546 с.

Микулинский С.Р. Развитие общих проблем биологии в России. М., 1960. 448 с.

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Воронцов Н.Н. Развитие эвоюционных идей в биологии. М. : Прогресс-Традиция, 1999. 640с.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Практическая 2. Недарвиновские концепции в конце 19 - начале 20 веков. Неоламаркизм. Эволюционные взгляды Э. Коппа. Механоламаркизм. Концепция Нэгели. Эволюционные взгляды Спенсера. Теория ортогенеза Эймера.

Литература

Длусский Г.М. История и методология биологии. М., 2006. 220 с.

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии: Учеб. пособие для вузов. Доп. МО РФ. М.: Высш. шк., 2003 . 239с.

Азимов, А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. М. : Центрполиграф, 2002. 224с.

История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.

История биологии с начала XX в. до наших дней. Т. 2. М., 1975. 659 с.

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Практическая 3. Недарвиновские генети­ческие концепции в конце 19 - начале 20 веков. Мутационизм и неокатастрофизм Р.А.Келликера. Генетический автогенез и мутационная теория эволюции Гуго де Фриза. Теория гибридогенеза Бэтсона, закон "присутствия-от­сутствия". Преадаптационизм: Кено, Девенпорт, Парр., Некоторые телеогенетические концепции первой половины 20 века. Теория номогенеза Л.С. Берга. Эволюционные взгляды Д.Н. Соболева и А.А. Любищева.

Литература



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Квалификация учитель биологии

    Учебно-методический комплекс
    Ботаника с основами фитоценологии. Часть 1. Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности 050102 Биология / Составитель C.
  2. Комплекс по дисциплине Чебоксары 2007

    Документ
    Ботаника с основами фитоценологии. Часть 2. Систематика растений. Учебно-методический комплекс по дисциплине / Составитель Теплова Л.П. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им.
  3. Настоящее учебное пособие концентрирует внимание на одном из важнейших аспектов миссии биологии в современном мире на ее социально-политических приложениях

    Учебное пособие
    XXI веку, вероятно, предстоит быть «веком биологии». Биология все в большей мере приобретает статус не только естественнонаучной, но и социогуманитарной дисциплины.
  4. Рабочей программы учебной дисциплины зоология уровень основной образовательной программы

    Документ
    Целями освоения дисциплины Зоология является формирование у студентов представлений об уровнях организации, этологии, эволюции, систематике и планах строения животных.
  5. Образования (2)

    Семинар
    Российская школа сейчас переживает нелегкие времена. Реформа идет в условиях безденежья, резкого сокращения мест за школьной партой, связанное с уменьшением рождаемости.

Другие похожие документы..