Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Ущерб вследствие аварии на обычном производстве может быть количественно определен уже в ближайшее после аварии время, достаточно точно известно, что...полностью>>
'Документ'
Кошти від реалізаціє скарбів, майна, одержаного державою або територіальною громадою в порядку спадкування чи дарування, безхазяйного майна, знахідок,...полностью>>
'Планы семинарских занятий'
Планы семинарских занятий содержат список рекомендованной литературы и нормативных источников по всему курсу и по каждой из тем практических занятий,...полностью>>
'Документ'
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и...полностью>>

Власть и мусульмане среднего поволжья: эволюция взаимоотношений. 1945 2000 гг

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

КОРОЛЕВ Алексей Александрович

ВЛАСТЬ И МУСУЛЬМАНЕ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ:

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. 1945 – 2000 гг.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва – 2008

Работа выполнена на общеуниверситетской кафедре истории

Пензенского государственного университета архитектуры и строительства

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Ибрагимов Мовсур Муслиевич

доктор исторических наук, профессор

Шилова Галина Федоровна

доктор исторических наук, профессор

Маслова Ирина Ивановна

Ведущая организация: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Защита состоится 20 апреля 2009 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571 Москва, проспект Вернадского, д.88, кафедра истории МПГУ, ауд. 817.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, ГСП-2, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «____»____________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Киселева Л.С.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на явный интерес к исламу в России, к исламскому фактору в ее внешней и внутренней политике, российское мусульманство и его взаимоотношения с властью остаются малоисследованным феноменом.

В современном мире стратегическая и военно-политическая роль исламского фактора неуклонно возрастает, поскольку исламский мир с существенными запасами минерального сырья, прежде всего, газа и нефти, является влиятельной геополитической силой: более чем в 50 странах Европы, Азии и Африки мусульмане составляют большую часть населения, в 120 других государствах многочисленные мусульманские общины оказывают влияние на социально-экономическую, культурную и другие сферы внутренней политики. В последнее время фиксируются весьма значительные миграционные потоки мусульман в Европу и Северную Америку. Тем не менее, мусульманство - далеко не однородное сообщество, в нем отсутствует единство, вследствие чего происходит нарастание тенденций поляризации и радикализации.

Численность мусульман в мире постоянно увеличивается, тогда как население промышленно развитых стран сокращается. В России на конец ХХ – начало XXI вв. количество мусульман составляло около 20 млн. чел., и по прогнозам демографов эта цифра будет расти, даже без учета мусульман-мигрантов. Происходит увеличение удельного веса мусульманского населения в составе РФ при сокращении доли православного славяно-угорского населения. Причем, при возрастании доли народов Кавказа, по-прежнему самая крупная нация из мусульманских народов в России – татары (свыше 5 млн. чел.)1. Мусульманское население России проживает, главным образом, в трех регионах – в Поволжье - Приуралье, на Северном Кавказе, в Москве и Московской области. Основное количество мусульман сосредоточено в Волго-Уральском регионе, мусульман-татар – в Среднем Поволжье. В отличие от западно-европейских стран с солидным мусульманским меньшинством российские мусульмане являются автохтонным населением, ислам появился на территории современной России раньше православия, что актуализирует при всех прочих моментах вопрос о необходимости учета данного фактора во внутренней политике российских властей.

Для современной России, идущей по пути гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, особенно важно учитывать исторический опыт государственно-исламских отношений, культурного наследия и идейных традиций мусульман России и Востока. В настоящее время изучение исламского фактора в широком смысле имеет особое значение, поскольку российские власти учатся выстраивать отношения с мусульманами внутри постсоветского государства, проводят свой курс в отношении мусульманского зарубежья. Кроме того, в России изучение ислама традиционно имело не только академическое, но и общественно-политическое значение, что определено ее прямым соседством с мусульманскими странами.

Объектом исследования является развитие государственно-религиозных отношений в Среднем Поволжье и деятельность мусульманских религиозных общин (обрядовая, кадровая, финансовая и т.д.) во второй половине 1940 – 2000-е гг.

Предметом исследования в связи с этим избрано взаимодействие и взаимовлияние властных структур и исламских религиозных объединений Среднего Поволжья в исследуемый период.

Источниковую базу исследования составил комплекс архивных материалов, документов законодательной и исполнительной ветвей власти СССР - Российской Федерации, статистические данные, воспоминания, периодические издания, отразившие эволюцию взаимодействия власти, общества, мусульман в СССР/РФ в 1945 - 2000 гг. В целом, названный круг источников при его критическом анализе позволил обосновать концептуальный замысел исследования, получить разнообразную информацию об эволюции взаимоотношений власти и последователей ислама в советско-российском сообществе в исследуемый период. Подробный анализ использованных в диссертации источников проводится в первом разделе.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1945 г. по 2000 г.

Выбор данного исторического отрезка обусловлен тем, что он имеет свою специфику отношения власти к религии и деятельности церковных организаций. Для советских властей изменение отношения к церкви было не вопросом стратегии, а всегда - делом сугубо тактическим. Стратегия - отношение к религии как к идеологическому оппоненту социалистического режима, чуждому советскому обществу институту - никогда не подвергалась сомнению.

С середины 1940-х гг. наступил новый период во взаимоотношениях советских властей и ислама, который характеризовался некоторым смягчением религиозной политики связи с усилением религиозности населения, в том числе и мусульманского, в годы Великой Отечественной войны, что нельзя было игнорировать, и обращением к религиозным чувствам, что способствовало консолидации советского народа в военные годы. В 1945 г. власти сделали некоторые уступки в сторону мусульман – разрешили паломничество в Мекку, передали САДУМ мавзолеи, предоставили ограниченное право религиозным управлениям заниматься хозяйственной деятельностью и т.д.

В послевоенный период наблюдалось общее оживление религиозной жизни в стране, в целом, и в Среднем Поволжье, в частности. Но по мере того, как отпадала необходимость поддержки властей со стороны церкви, менялось и отношение к ней со стороны государства. Как следствие, уже во второй половине 1950-х гг. советские власти начинают ужесточение своей позиции в отношении религии в целом, ислама, в частности. С середины 1960-х гг. новое советское руководство, сохраняя государственно-церковные отношения по сути прежними, направленными на искоренение религии, меняют форму – переходят к относительно стабильному сосуществованию.

С конца 1980-х гг. стране постепенно кардинально менялись политические и социально-экономические условия, что с начала 1990-х гг. определило изменение государственно-конфессиональной и национальной политики властей. В 1990-х гг. во время попыток суверенизации субъектов РФ для российского руководства свобода конфессиональная и национальная была инструментом борьбы за власть, за упрочение контакта власти с обществом. Как следствие, в 1990 г. религиозные объединения РФ получили статус юридического лица, в 1991 г. Совет по делам религий при Кабинете Министров СССР был упразднен и т.д. В Конституции РФ впервые гарантировалось любому гражданину право на свободу совести и свободу вероисповедания, право исповедовать религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Данные положения были развиты затем в Законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

Однако действия властей имели зачастую бессистемный и непредсказуемый характер, четкая программа развития государственно-религиозных отношений отсутствовала. Но все же к 2000 г. были подготовлены предпосылки к складыванию нового механизма государственно-конфессиональных отношений в целом, с мусульманами, в частности: юридически – принятием новой правовой базы, регламентировавшей отношения властей и религиозных структур, организационно – проведением «первичной» перерегистрации и регистрации религиозных организаций РФ. Ельцинский период закончился, уступив место целенаправленной и планомерной политике В.В. Путина.

Кроме того, в 2000 г. был образован Приволжский Федеральный округ, и исследование проблемы взаимоотношений властей и мусульманства только в Среднем Поволжье было бы необоснованным сужением территориальных рамок.

Данные обстоятельства позволяют выделить 2000 год в качестве верхней хронологической границы исследования.

Территориальные рамки исследования, исходя из этноконфессионального критерия, определены Средним Поволжьем.

Административные единицы Среднего Поволжья - Татария, Самарская (Куйбышевская), Пензенская и Ульяновская области - имеют сходные социально-экономические условия развития, исторически сложившиеся тесные экономические и культурные связи и, что особенно важно для исследования, почти идентичный национальный и конфессиональный состав. Именно в Среднем Поволжье, прежде всего, в Республике Татарстан, расселена большая часть татар – российского народа, исповедующего ислам.

Татары Среднего Поволжья, за исключением небольшой этнической группы кряшен, являются мусульманами-суннитами. В отличие от мусульман Кавказа, Средней Азии и Казахстана, мусульмане Среднего Поволжья характеризовались длительным сосуществованием с православными, главным образом, русскими, серьезной европеизацией быта и отдыха, включенностью некоторых элементов русской культуры, в том числе языка, в собственную культуру. Территория Среднего Поволжья, где проживало исконно мусульманское население, была присоединена к России раньше других мусульманских государств.

Многонациональное и поликонфессиональное Среднее Поволжье являлось типичным региональным образованием России. Основные тенденции в деятельности конфессиональных объединений, в целом, мусульманских, в частности, складывания и развития отношений государства и религиозных формирований в масштабах всей страны достаточно четко прослеживались на примере многонационального Среднего Поволжья, имея при этом свою специфику.

Еще одним аргументом в пользу выбора данного региона является то, что, по точному замечанию Р.М. Мухаметшина, Среднее Поволжье, «даже в условиях отсутствия мусульманских государств, постепенно стало центром реализации универсальных и интегративных способностей ислама»2; здесь «ислам в течение многих веков способствовал формированию принципов мирного сосуществования между представителями различных конфессий, стал теоретической основой формирования такого явления в общественно-политической жизни, как джадидизм, не препятствовал проникновению в татарское общество общедемократических ценностей. Это свидетельствует об универсальности ислама как этноконфессионального фактора, который в различных ситуациях может проявить себя по-разному»3.

Региональный аспект исследования был направлен, главным образом, изучение механизма реализации на местах мусульманской политики государства.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы исследовать и проанализировать взаимодействия советских/российских властных структур и исламской конфессии в Среднем Поволжье, исторический опыт, специфику, мировоззренческие основы генезиса мусульманских религиозных общин и их деятельности, во второй половине 1940 - 2000 гг. путем решения следующих задач:

  • выявить основные теоретические и методологические подходы исторической науки к исследованию проблемы «власть – мусульманство в СССР/России», с привлечением широкого круга литературы и источников определить главные тенденции в развитии историографии данной темы;

  • охарактеризовать механизмы, формы и методы реализации и особенности государственно-церковной политики в отношении ислама на региональном уровне;

  • раскрыть условия, в которых протекала деятельность мусульманских религиозных объединений Среднего Поволжья, факторы влияния на нее;

  • изучить эволюцию, направления и специфику функционирования мусульманских конфессиональных объединений в исследуемый период в ритуальной сфере, кадровой политике, денежной области, административно-хозяйственном направлении и т.д.;

  • исследовать позицию зарубежных государств и объединений по вопросу положения ислама в СССР/России, организацию международной деятельности мусульманских общин Среднего Поволжья;

  • отразить характер и последствия воздействия перестроечных процессов на мусульманство в стране; дать характеристику историческому опыту 1992 - 2000 гг. как новому опыту суверенной России в выстраивании государственно-исламских взаимоотношений;

  • проанализировать историческое значение и перспективы взаимоотношений государства и мусульманских религиозных организаций, опыт исламской религиозной практики.

В качестве теоретико-методологической основы исследования были избраны принципы: а) объективности; б) историзма; в) системности, г) объективного учета социально-личностного в предмете исследования и наиболее возможная нейтрализация субъективного отношения исследователя при оценке и интерпретации фактов.

Кроме методологических принципов в работе были использованы специально-исторические принципы: сравнительно-исторический, актуализации, проблемно-хронологический, диахронный; также общенаучные принципы: структурно-системный, статистический, классификации, позволившие проанализировать эволюцию государственно-исламских отношений, рассмотреть советско/российское мусульманство в комплексе его составляющих, анализировать и сопоставлять различные данные для определения основных особенностей и сущностных характеристик.

Новизна диссертационного исследования заключается в том, что

  • впервые в научный оборот введен особый массив архивных источников, ранее не востребованный в силу разнообразных причин;

  • выявлены основные направления и формы взаимоотношений между органами государственной власти и мусульманскими организациями Среднего Поволжья;

  • проанализированы теоретические основы деятельности мусульманской общины в поликонфессиональном российском обществе (на примере Среднего Поволжья), где ислам является религией меньшинства;

  • исследованы механизмы и методы влияния мусульманских организаций на общественно-политические процессы в современной России в целом, Среднем Поволжье, в частности; воздействия ислама на внутреннюю и внешнюю политику России;

  • раскрыт политический и социально-нравственный потенциал мусульманских организаций современной России на примере Среднего Поволжья;

  • исследование проблемы «ислам - власть» в социоисторическом ракурсе позволило выделить и проанализировать перспективы и тенденции преобразования и эволюции мусульманской уммы в современных российских условиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование дало результаты, которые могут послужить основой для построения инновационной концепции совместного благоприятного сосуществования власти и мусульман, которая давала бы целостное представление о сущности, социальной роли, специфике, структуре, общественной значимости и воздействии ислама в условиях современного политического плюрализма.

Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для разработки лекционных курсов, спецсеминаров, учебно-методической литературы по гуманитарным дисциплинам в высшей школе.

Апробация исследования. Концепция диссертации и материалы исследования нашли отражение в четырех монографиях и авторских публикациях, которые составляют основу подготовленного лекционного курса по истории мусульман Среднего Поволжья (1940 - 2000 гг.).

Диссертационное исследование обсуждено и рекомендовано к защите на заседании кафедры истории МПГУ. Результаты работы были отражены в печатных трудах исследователя, нашли применение в ходе учебного процесса в высшей школе.

По материалам исследования выполняется научно-исследовательский проект РГНФ № 08-01-28103а/В «Власть и мусульмане Среднего Поволжья (вторая половина 1940-х – первая половина 1980-х гг.)» и научно-исследовательская программа Фонда имени имама Абу-Ханифы «Ислам в Российской Федерации. Энциклопедический словарь» подраздел «Ислам Центральной России».

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, шести разделов, заключения, списка источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи, степень научной разработки проблемы, характеризуются хронологические рамки, рассматривается научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первом разделе «Научные основы изучения проблемы «власть - мусульманство в СССР/России» обобщены методологические принципы работы, выявлены особенности освещения вопроса взаимоотношений власти и мусульман СССР/России в исторической литературе, проведена систематизация основных источников по теме.

Проблема деятельности мусульманских религиозных организаций и их взаимодействия с властью во второй половине 1940 - 2000 гг. в СССР в целом, и в частности, в Среднем Поволжье, исследована пока явно недостаточно. В отечественной историографии по данной теме условно можно выделить следующие периоды: первый - конец 1950-х - конец 1980-х гг.; второй - конец 1980-х - начало 2000-х гг.

Теоретической базой литературы первого периода выступает тезис о наступлении в СССР новой стадии развития - восстановления народного хозяйства в послевоенные годы и развернутого строительства коммунистического общества, суть которого заключалась в переходе от социализма к коммунизму; со второй половины 1960-х гг. идейной базой становится концепция развитого социализма, основное содержание которой состояло в бескризисном развитии советского общества. Характерными особенностями историографии первого периода являлось то, что она описывала только положительные достижения, негативные или критические моменты игнорировались, или определялись как случайные и временные, как следствие закономерных и объективных сложностей советских «пионеров».

В историографии второго периода отсутствовала единая концептуальная направленность, исследования полярны по взглядам авторов – от абсолютного неприятия и отрицания каких-либо позитивных достижений социалистического государства до идеологической индифферентности, что объяснялось раскрепощением общественного сознания и расширением источниковой базы работ. В литературе завершающего этапа перестройки (конец 1980 - начало 1990-х гг.) уже присутствовал критический анализ, но в заданных границах ключевых принципов советского клише и коммунистической идеологии. В работах 1990-х гг. внимание сосредотачивалось, главным образом, на том, что противодействовало советскому режиму, при этом, специфика генезиса социалистического государства оставалась за рамками исследований; и только с конца 1990-х гг. происходило складывание взвешенных и нейтральных подходов по данной проблематике. Второй период в становлении историографии по вопросу деятельности религиозных организаций и их взаимоотношений с социалистическим государством был обусловлен новыми социально-экономическими факторами и, естественно, общественными и научными, ценностями. Время конца 1990-х - начала 2000-х гг. являлось более спокойным, так как внимание к советскому периоду советской истории в российском социуме несколько рассеялось, появились другие приоритеты. Тем не менее, достаточно плачевные результаты развития капитализма для основных групп населения нашей страны заставляют вновь вернуться к исследованию социалистического прошлого. В настоящее время исследователи государственно-конфессиональных отношений, в частности, исламских, получили возможность работать с закрытыми ранее архивными документами, что, в свою очередь, способствовало расширению научно-методологического пространства в изучении истории вопроса; появилась возможность воспроизвести реальную картину взаимоотношений российских властей и религий и, как следствие, избавиться от волюнтаристских подходов в формулировке выводов и практических рекомендаций, что было свойственно советскому периоду историографии в сфере религии и атеизма.

Многочисленную и разноплановую литературу по различным направлениям исследования, исходя из концептуальной направленности, условно можно сгруппировать следующим образом.

Первая группа представлена работами общетеоретического плана, которые раскрывали происшедшие изменения в социалистическом государстве во второй половине 1940-х - середине 1980-е гг.; характеризовали общественно-политическую атмосферу того периода, описывали социально-экономическое и духовное развития СССР; что позволило в некоторой степени выявить условия и факторы деятельности религиозных организаций, в том числе и мусульманских, определить особенности складывания и развития государственно-конфессиональных взаимоотношений на территории СССР, в целом, и в Среднем Поволжье, в частности. В историографии первого периода материал излагался достаточно схематично; ключевым являлось положение о том, что Великая Отечественная война, по мнению большинства исследователей, в некоторой степени затормозила дальнейшую массовую атеизацию населения в СССР, но в послевоенное время переход советских людей на позиции атеизма значительно активизировался4. Позже в литературе широкое хождение приобрела дефиниция «развитое социалистическое общество»5, с опорой на которую были написаны «фундаментальные» исследования того периода6.

Второй этап характеризовался появлением ряда работ, авторы которых стремились определить сущность политического режима в СССР, выявить присущие социалистическому обществу противоречия, но главное внимание сосредотачивалось, в основном, на определенных «ключевых» исторических фигурах. С начала 1990-х гг. издавались работы, в которых рассматривался период второй половины 1940-х - первой половины 1980-х гг. объективно и непредвзято: раскрывались причины и предпосылки грубых деформаций социалистического государства; анализировались проявления и последствия этого в экономической, политической, духовной областях советского общества7.

Во вторую группу вынесены труды, авторы которых исследовали различные аспекты взаимоотношений властей и мусульманских религиозных объединений в СССР/России во второй половине 1940 - 2000-х гг., анализировали эволюцию форм и методов государственно-конфессиональной политики, в целом, и ислама, в частности.

Исследования первого периода имели общую идейную базу, ключевым положением которой являлся тот момент, что в социалистической реальности конфессиональный фактор безоговорочно определялся как негативный, тормозящий или даже противоречивший общественному развитию. Публично заявлялось, что с уничтожением в советском государстве эксплуатации начался полный кризис религии, который, в конечном итоге, приведет к ее искоренению в обществе. На XXVI съезде КПСС прозвучало, что СССР стал страной массового атеизма. Провозглашалось, что «марксистско-ленинское учение позволило не только определить судьбы религии, в том числе и ислама, но и пути преодоления религиозной идеологии в процессе формирования научно-материалистического мировоззрения у людей»8.

Тем не менее, в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период государственно-конфессиональные отношения претерпели некоторые изменения, руководство от абсолютно агрессивной и отрицающей политики эволюционировало в сторону относительно мирного сосуществования. Религия, в первую очередь, православная, расценивалась как составляющая сталинской внутренней политики; конфессии стали активно использовать как средство реализации определенных целей в укреплении внешнеполитического авторитета СССР, расширении международных связей и т.п. В данный период в советской историографии наступило своего рода затишье. Исследования, опубликованные во время «ударного» антирелигиозного десятилетия 1930-х гг., в этих условиях отошли на второй план9.

«Ровные отношения между церковью и государством сохранялись вплоть до смерти Сталина. Власть продолжала использовать (хотя и с меньшей эффективностью) налаженный инструмент в своей внешнеполитической деятельности. Перемены … произошли только во второй половине 50-х годов, когда новое руководство сменило ориентиры прежней политики. Диалог с церковью оказался не нужным, его вновь сменил жесткий курс на гонения и притеснения»10. Снисходительно-попустительское отношение к религии расценивалось как «сталинское наследие». Но основным мотивом возврата к политике воинствующего отрицания являлось «строительство коммунистического общества» в СССР, что в принципе было несовместимо с существованием пережитка капитализма - религиозного сознания. На ХХII съезде КПСС прозвучал программный призыв выработать «продуманную и стройную систему научно-атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений, особенно среди детей и подростков»11. В связи с этим, исследование религиозных аспектов в исторической науке вновь стало актуальным.

С середины 1960-х гг. начало возрождаться классическое историко-культурное направление в рамках традиций российского классического исламоведения (О.Ф. Акимушкин, П.А. Грязневич, С.М. Прозоров, А.Б. Халидов и т.д.), что было напрямую обусловлено формированием самостоятельных мусульманских государств в Африке и Азии к этому времени, и стремлением советского руководства найти идейную платформу для взаимодействия. С подачи властей с середины 1960-х гг. активизировались исламоведческие исследования специалистов Института востоковедения именно в направлении истории мусульманского Востока по выявлению специфики воздействия исламского культа на политическую, экономическую и духовную сферы восточных сообществ. Кроме того, импровизации Н.С. Хрущева несколько ослабили международный престиж страны Советов на мировой арене, в том числе и в исламском мировом сообществе, и надо было предпринимать срочные меры к исправлению ситуации, в том числе, в плане исламоведения. Советские специалисты не участвовали ни в одном из международных совещаний философов, теологов, социологов 1964 - 1968 гг. в Египте, Марокко, Пакистане, Турции и т.д.12

Советские востоковеды, ориентированные на исследование зарубежного ислама, начали разрабатывать серьезные теоретические вопросы - взаимодействия и взаимовлияния ислама и национализма, политики, культуры, тенденции возрожденческих процессов, религиозного традиционализма и фундаментализма (Б.С. Ерасов, А.И. Ионова, З.И. Левин, В.В. Наумкин, Л.Р. Полонский, А.В. Сагадеев, М.Т. Степанянц и т.д.). Одним из первых в отечественной науке М.А. Батунский по-новому проанализировал роль ислама, мусульманской культуры в российской истории, изучил принципы методологических подходов в западном исламоведении и т.п.13 В контексте исследования зарубежного ислама специалисты затрагивали отдельные аспекты советского мусульманства. Во второй половине 1960-х гг. на базе Института научного атеизма в СССР были проведены Всесоюзные конференции «Современные национальные движения и религия» (1966 г.), «Модернизация ислама и актуальные вопросы теории научного атеизма» (1968 г.), на которых говорилось о реальном уровне развития советского исламоведения: «У нас нет исламоведения как науки, есть партийный подход»14.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Власть и евангельские христиане-баптисты в 1945-2000 гг. (на примере Пензенского региона)

    Автореферат
    Защита состоится 20 июня 2011 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571 Москва, проспект Вернадского, д.
  2. Мусульманское духовенство Дагестана и власть: история взаимоотношений (1917 −1991 гг.)

    Автореферат
    Защита состоится: « » 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета ДМ 002.053.01 при УРАН Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук по адресу: 367030, РД, г.
  3. История Северного Кавказа в печатных изданиях. Библиографический справочник

    Справочник
    – 1 . - № 39. Главнейшие узаконения и распоряжения за 189 -1893 гг. – СПб.,1894. Дедюлин С.А. Недостатки порядка отчуждения земель на государственные и общественные надобности (Приложение к Сборнику Узаконений по отчуждению земель).
  4. Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования (23)

    Документ
    Редакционная коллегия: д.и.н., профессор Кабытов П.С. (ответственный редактор), д.и.н., профессор Смирнов Ю.Н., д.и.н., профессор Дубман Э.Л. (зам. ответственного редактора), д.
  5. Литические аспекты мусульманского образования в россии: история и современность отв редактор И. П. Добаев Ростов-на-Дону Издательство скнц вш 2006

    Документ
    Патеев Р.Ф. Политические аспекты мусульманского образования в России: история и современность / Отв. ред. И.П. Добаев. – Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2006.

Другие похожие документы..