Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Высотская) ПЛАН СЕМИНАРА 1 УРОК 815 - 900 - Доклад Махмудовой Э.М. «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся» (учительская) Мероприятия УРОК 910 ...полностью>>
'Урок'
Одной из основных проблем отечественной компьютерной индустрии остается высокий уровень компьютерного пиратства, который ведет к подрыву экономики ст...полностью>>
'Документ'
Примітка: співвідношення кількості годин аудиторних занять та індивідуальної i самостійної роботи може становити 50%, до 50%, 60%, до 40%, 40% або до...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Однією із основних функцій Томаківського районного управління юстиції та інших територіальних управлінь юстиції є здійснення державної реєстрації нор...полностью>>

Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание (1)

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации

для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии

Содержание

1.Особенности структуры экзаменационной работы в 2010 году 4

Приложение 1 23

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 23

Приложение 2 26

Памятка 26

Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. 26

Организация проверки знаний и умений обучающихся при подготовке к экзаменационной работе 27

Приложение 5 48

Приложение 6 49

Список литературы для подготовки к экзамену по биологии 49

Список литературы 49

Приложение 7 51

Приложение 7 53

Введение

Важным приоритетом современной государственной политики в области образования является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования независимо от доходов семьи, места проживания и национальной принадлежности. Основные цели развития образования – повышение его качества и усиление практической направленности.

Школьный курс биологии – важный компонент естественно-научного образования. Он вносит весомый вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся биологической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни.

2010 г. стал третьим годом проведения в новой форме государственной (итоговой) аттестации по биологии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Саратовской области. В 2010 г. в ней приняли участие около 7576 девятиклассников, что составляет 38 % от общего числа выпускников основной школы из 41 районов области и г. Саратова.

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы обучающимися Саратовской области позволяет сделать определенные выводы об уровне освоения содержания курса биологии в основной школе, типичных проблемах и затруднениях при выполнении заданий экзаменационной работы и сформулировать некоторые рекомендации по совершенствованию методики преподавания биологии в основной школе.

  1. Особенности структуры экзаменационной работы в 2010 году

Экзаменационная работа по биологии в 2010 г. состояла из трех частей и включала 32 заданий различной степени сложности.

Часть 1 (А) включала 25 заданий с выбором одного верного ответа из четырех (21 – базового и 4 – повышенного уровня сложности).

Часть 2 (В) включала 4 заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности: с выбором трёх верных ответов из шести предложенных, на установление соответствия, на определение последовательности этапов протекания биологических процессов, явлений, объектов; на конструирование биологического текста.

Часть 3 (С) содержала 3 задания с развернутым ответом. Из них одно на применение биологических знаний в практической жизненной ситуации, два задания на анализ содержания текста по биологической проблематике и соотнесение его со знаниями, полученными при изучении курса биологии в основной школе.

Структура экзаменационной работы, по сравнению с 2009 годом, осталась неизменной по частям и содержательным блокам. В новом варианте демонстрационной версии внесены следующие коррективы:

1. Увеличено число рисованных заданий, это расширило проверяемое содержание всех разделов курса биологии общеобразовательной школы;

2. В задание А25 части 1 (А) введен вопрос, проверяющий умение школьника работать с графическим представлением информации.

3. В часть 2 (В) включен новый тип задания (В4), проверяющий умение школьника конструировать связаный текст из предложенного перечня предложений.

  1. Основные результаты экзамена по биологии в 2010г.

Отметка за выполнение экзаменационной работы по биологии определялась на основании суммы баллов за правильно выполненные задания. В 2010 году была принята следующая шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале:

Таблица 1. Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по 5- балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 -11

12-21

22-31

32-41

Средний показатель успеваемости по области составил 97,1 %, самый низкий показатель в Балаковском районе (91%). В 12 районах успеваемость составила 100 % (ЗАТО Светлый, Петровский, Хвалынский, Воскресенский, Алгайский, ЗАТО Шиханы, Екатериновский, Балтайский, Ивантеевский, Саратовский, Михайловский, Базарно-Карабулакский) (см. Приложение 9, таблица №1.

Качество знаний по области составило 58 %, это на 5, 61 % больше, чем в 2009 году. Самый высокий показатель в Базарно-Карабулакском районе и составил 97 %, самый низкий в ЗАТО Светлый – 22% (см. Приложение 8, таблица №1).

Распределение отметок среди аттестуемых было таковым: «2»  4,1 %, «3»  38,3 %, «4»  45,3 %, «5»  12,3%

Таблица 2. Распределение отметок среди учащихся, принявших участие в эксперименте по биологии в 2009, 2010 годах

Отметка

2009г. (%)

2010 г. (%)

«2»

1, 04

4,1

«3»

45,7

38,3

«4»

43,16

45,3

«5»

10,1

12,3

Данные, приведенные в таблице, показывают, что положительные отметки по пятибалльной шкале получили 96,1 %, это на 2,86 % меньше, чем в прошлом году. Можно сделать вывод, что практически все обучающиеся справились с экзаменационным заданием успешно.

Процент обучающихся, получивших на экзамене «5» в 2010 году составил 12,3 %, это на 2,2 % выше, чем в прошлом году. Процент обучающихся, получивших за экзамен «5» колебался в интервале от 0 % (в ЗАТО Светлый, Турковском, Красноармейском районах) до 54 % (в Базарно-Карабулакском районе). (см. Приложение 8 таблица №1).

Процент обучающихся, получивших на экзамене «4» в 2010 году составил 45,3 %, это на 2,14 % выше, чем в прошлом году. Процент обучающихся, получивших за экзамен «4» колебался в интервале от 22 % (в ЗАТО Светлый) до 80 % (в Ивантеевском районе). (см. Приложение 8, таблица № 1).

Таким образом, можно утверждать, что количество обучающихся, ориентированных на предмет и хорошо подготовленных к экзамену в 2010 году увеличилось. Можно ожидать большую востребованность в химико-биологическом, медико-биологическом профилях.

Процент обучающихся, получивших на экзамене «3» в 2010 году составил 38,3 %, это на 7 % ниже, чем в прошлом году. Процент обучающихся, получивших за экзамен «3» колебался в интервале от 3 % (в Базарно-Карабулакском районе) до 78% (в ЗАТО Светлый) (см. Приложение 8, таблица №1).

Процент обучающихся, получивших на экзамене «2» в 2010 году составил 4,1 %, это на 3,06 % выше, чем в прошлом году. Процент обучащихся, получивших за экзамен «2» колебался в интервале от 0 % (ЗАТО Светлый, ЗАТО Шиханы, Петровском, Хвалынском, Воскресенском, Алгайском, Базарно-Карабулакском, Балтайском, Екатериновском, Михайловском, Саратовском, Ивантеевском районах) до 9 % (в Балаковском районе) (см. Приложение 8, таблица №1).

Это связано с перераспределением учащихся, выбирающих экзамен биология. В прошлом году в экспериментальном режиме можно было сдавать такие предметы, как ОБЖ, физическую культуру, экологию, технологию. Как правило, данные предметы выбирали слабо подготовленные дети. В 2010 году, в связи с отсутствием в перечне экзаменов по выбору этих предметов, мы наблюдали резкое увеличение количества обучающихся, выбравших биологию. Среди данных учащихся был высок процент слабо успевающих обучающихся.

Средний балл по области составил 3, 65 балла и колебался в интервале от 3,22 баллов (в ЗАТО Светлый) до 4,5 баллов (в Базарно-Карабулакском районе), (см. Приложение 8, таблица №1).

Никто из обучающихся за экзаменационную работу не набрал максимального количества баллов (41 балл).

Результаты выполнения заданий первой части работы, типичные ошибки

Таблица 3. «Результаты выполнения части 1»

№ задания

% Выполнено правильно

%

%

Выполнено

Не приступали

неправильно

 

А1

75

24,8

0,1

А2

57,9

41,5

0,4

А3

69

27,9

0,5

А4

64

35

0,5

А5

66,9

32,7

0,3

А6

81,7

18

0,5

А7

74

25,6

0,4

А8

73,6

26

0,3

А9

68,2

31

0,5

А10

72,3

27,3

0,3

А11

56,1

43

0,5

А12

57,7

41

0,8

А13

60,8

38,4

0,7

А14

53,5

45,7

0,7

А15

68,4

31

0,5

А16

67

32

0,5

А17

70,9

28,3

0,6

А18

54,5

44,6

0,8

А19

52

47

0,9

А20

70,8

28,3

0,8

А21

65,5

33,1

1,2

А22

56,7

41,8

1,2

А23

61

37,2

1,6

А24

71

27

1,4

А25

76

21,6

2,1

В первой части наибольший процент выполнения заданий составили А1 - 75%, А6 -81,7%, А 7 – 74 %, А8 – 73,6 %, А 25 – 76 %. Из выполненных заданий А1, А6, А7, А 8 относятся к базовому уровню, А 25 – к повышенному.

Обучающиеся лучше всего справились с разделами программы: «Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей», «Царство Растения» «Царство Животные».

Обучающиеся продемонстрировали хорошее умение объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей, называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы.

Наименьший процент выполнения заданий А 11 – 56,1%, А 14 – 53,5%, А 18 – 54,5%, А 19 – 52 %, А 22 – 56,7 %.

Обучающиеся хуже справились с разделами программы: «Психология и поведение человека», «Транспорт веществ», «Органы чувств», «Приемы оказания первой доврачебной помощи», «Учение об эволюции органического мира».

Из заданий, вызвавших затруднения А 11,А 14, А 18, А 19 относятся к базовому уровню, А 22 – к повышенному.

Слабые умения выявлены по умению применять биологические знания в практической деятельности, сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения; устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание (2)

    Методические рекомендации
    Важным приоритетом современной государственной политики в области образования является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования независимо от доходов семьи, места проживания
  2. Методические материалы для учителей по итогам организации и проведения единого государственного экзамена в Саратовской области в 2011 году (1)

    Учебно-методическое пособие
    В настоящем сборнике представлены материалы, характеризующие отдельные показатели результатов единого государственного экзамена 2011 года в Саратовской области по предметам (этап – май-июнь).
  3. Методические материалы для учителей по итогам организации и проведения единого государственного экзамена в Саратовской области в 2011 году (2)

    Учебно-методическое пособие
    В настоящем сборнике представлены материалы, характеризующие отдельные показатели результатов единого государственного экзамена 2011 года в Саратовской области по предметам (этап – май-июнь).
  4. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана

    Методические рекомендации
    Государственное образовательное учреждение дополнительного образования профессионального образования (повышения квалификации) специалистовСанкт-Петербургская академия постдипломного
  5. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2009 году материалы к обсуждению

    Методические рекомендации
    Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской "Федерации 2008 года Министерство образования и науки Российской Федерации,

Другие похожие документы..