Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Известно, что при организации приборного коммерческого учета потребленного тепла нередко уменьшаются платежи за теплоэнергию только лишь из-за того, ...полностью>>
'Реферат'
Москва дорога всем людям как столица, крупнейший центр промышленности, культуры и науки. Жизнь такого большого современного города невозможно предста...полностью>>
'Книга'
Займаючи менше 6% площі Європи, Україна володіє приблизно 35% її біорізноманіття, причиною чого є розташування території України на перехресті багать...полностью>>
'Документ'
Зороастризм — очень древняя религия, названная по имени своего основателя пророка Заратуштры. Греки считали Заратуштру мудрецом-астрологом и переимено...полностью>>

Девиантного поведения современного школьника

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Н.В. ПЕРЕШЕИНА

М.Н. ЗАОСТРОВЦЕВА

СИСТЕМА РАБОТЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Ярославль - 2007

УДК 159.922.74.4 ББК Ю984 П27

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

доктор психологических наук, профессор Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Орел В.Е. (г. Ярославль);

доктор психологических наук, профессор,

декан психологического факультета института экономики,

управления и права

Фукин А.И. (г. Казань)

Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Система работы общеобразовательного учреждения по профилактике и кор­рекции девиантного поведения современного школьника /

Под науч. ред. профессора В.В. Новикова: Монография. - Яро­славль: МАПН, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2007. - 390 с: ил., схем., табл. - Библиогр.: с. 367-390.

В монографии представлены теоретические подходы к проблеме девиантного поведения современного школьника, рас­смотрены особенности организационно-методической работы субъектов образовательного процесса по коррекции агрессивно­го поведения школьников.

Представлена система диагностических и коррекцион-ных методик по проблеме девиантного (отклоняющегося) пове­дения. Работа представляет собой практическое куроводство для выявления, предупреждения и коррекции причин отклонений в поведении и развитии школьника.

Монография адресуется учителям, школьным психоло­гам, социальным педагогам, преподавателям и студентам как психологических, так и педагогических специальностей.

ISBN 978-593825-444-2

© Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н., 2007 © Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГТУ), 2007 © ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2007

СОДЕРЖАНИЕ:

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО
ШКОЛЬНИКА 7

  1. Понятие девиантного поведения 7

  2. Причины девиантного поведения в социуме 16

  3. Виды и формы девиантного поведения 40

  4. Разновидности девиантного поведения 79

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

СО ШКОЛЬНИКАМИ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ 94

  1. Сущность и природа коррекционно-педагогической
    деятельности со школьниками, проявляющими
    девиантные формы поведения 94

  2. Принципы коррекционно-педагогической
    деятельности в работе с девиантными школьниками.... 99

  3. Содержание, основные направления, методы,
    приемы и средства коррекционно-педагогической
    деятельности 103

  4. Совместная деятельность субъектов
    образовательного процесса по коррекции
    девиантного поведения школьников 106

  5. Особенности профилактики и коррекции
    различных форм девиантного поведения

у современного школьника 112

2.5.1. Система работы психолога по профилактике
курения, алкоголизма, наркомании

в современных условиях 113

  1. Социальный и правовой аспекты профилактики
    сексуальных отклонений и склонности
    школьников к суициду 132

  2. Работа психолога с разновидностью
    девиантного поведения 136

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 143

3.1. Теоретические и социальные предпосылки

агрессивного поведения 143

3.2. Анализ агрессивного поведения младших
школьников и пути его коррекции 163

  1. Анализ агрессивного поведения младших
    школьников 163

  2. Сущность педагогического взаимодействия

и его влияние на личность младшего школьника. 174

  1. Моделирование системы работы и программы
    коррекции агрессивного поведения младших
    школьников 188

  2. Профилактика агрессивного поведения

в младшем школьном возрасте 199

3.3. Анализ агрессивного поведения подростков

и пути его коррекции 206

3.3.1. Особенности агрессивного поведения

в подростковом возрасте 206

  1. Ситуационно-субъектный подход к коррекции
    агрессивного поведения подростков 211

  2. Ситуационные факторы, обусловливающие
    агрессивное поведение подростков 214

  3. Моделирование системы работы и программы
    коррекции агрессивного поведения
    современных подростков 224

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 243

ПРИЛОЖЕНИЯ 245

Оглавление к приложениям 245

ПРЕДИСЛОВИЕ

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоя­щее время в российском обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошен­ность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из дет­ства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Проблема агрессивного поведения подростков вызывает закономерный инте­рес исследователей, педагогов-практиков, широких кругов общест­венности. Однако попытки объяснения девиантного поведения мо­лодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном созна­нии, но и в профессиональных кругах, в многочисленных теорети­ческих концепциях это явление получает весьма разные толкова­ния, мешая как его пониманию, так и возможности квалифициро­ванной коррекции данного поведения.

В настоящее время, а особенно в последние годы, практиче­ски во всех направлениях происходят различные изменения, кото­рые приводят к различным поведенческим отклонениям, таким, как делинквентность, агрессивное поведение, наркомания, суициды и т.д. Тревожным фактором является рост числа несовершеннолет­них правонарушителей с отклоняющимся поведением, проявляю­щимся в формах алкоголизма, токсикомании, наркомании, ванда­лизма.

Проблема понимания, предупреждения и коррекции деви­антного поведения школьников является междисциплинарной об­ластью научного исследования, предметом внимания целого ряда наук. Особое место в исследовании и решении проблемы преду­преждения и коррекции девиантного поведения, на наш взгляд, должна занимать психология и педагогика, поскольку среди много­численных факторов, способствующих как появлению, развитию, так и снижению, ликвидации девиантного поведения, совокупные психолого-педагогические и, собственно, школьные влияния игра­ют ведущую роль.

Несмотря на то, что девиантное поведение как явление в школьной среде не может не вызывать острый научный и практи­ческий интерес и тревогу психолого-педагогического сообщества в целом, в научной литературе недостаточно исследований, посвя­щенных вопросам анализа психолого-педагогических условий, при которых возникает (может возникать) девиантное поведение; выяв­лению взаимосвязи между отсутствием или наличием условий для самореализации школьника; обоснованию актуализации данной проблемы в среде взрослых и детей.

Структура работы включает три главы. Первая глава посвя­щена девиантному поведению как научной проблеме, в ней дается теоретическое представление о понятии девиантного поведения и его социально-психологических характеристиках. Рассматриваются виды, формы, разновидности и причины девиантного поведения.

Во второй главе даны подходы к организации коррекционно-педагогической деятельности со школьниками, проявляющими де-виантные формы поведения. В данной главе рассмотрены особен­ности совместной деятельности субъектов образовательного про­цесса и даны основные направления, методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности, особое внимание от­ведено рассмотрению особенностей профилактики и коррекции различных форм девиантного поведения у современного школьни­ка.

Третья глава отражает организацию работы субъектов обра­зовательного процесса по коррекции агрессивного поведения школьников.

В соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования психология деви­антного поведения включена как учебная дисциплина в содержание подготовки специалистов социально-психологического профиля при изучении дисциплин «Психология развития и возрастная пси­хология» и «Педагогическая психология».

Данная монография призвана обратить внимание и сконцен­трировать необходимые психологические знания учителей, соци­альных педагогов, школьных психологов и родителей для практи­ческого решения актуальнейшей проблемы — предупреждения и профилактики девиантного поведения современных школьников.

Глава 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К ПРОБЛЕМЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

1.1. Понятие девиантного поведения

В последние годы при анализе проблемы, связанной с соци­альными отклонениями, стал широко применяться термин «откло­няющееся поведение». Однако по поводу содержания последнего у авторов нет единой точки зрения. Одни считают, что речь идет о любых отклонениях от одобренных обществом социальных норм, другие предлагают включать в это понятие только нарушения пра­вовых норм, третьи - различные виды социального творчества, раз­личные виды социальной патологии.

Таким образом, в мировой научной литературе существует несколько подходов к определению «девиантное поведение». Одни ученые склонны считать, что девиация - отклонение от нормы, ко­торое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер), другие видят причину девиаций в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р. Мертон), третьи подчеркивают, что девиация возникает в результате кон­фликтов между культурными нормами. Я.И. Гилинский под девиа­цией (лат. deviato - отклонение) понимает: 1) поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереоти­пам, образцам); 2) социальное явление, выражающееся в относи­тельно распространенных, массовых формах человеческой дея­тельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам (социаль­ные отклонения).

В некоторых научных публикациях отклоняющееся поведе­ние рассматривается как форма дезорганизации поведения индиви­да в группе или категории лиц (девиантов и делинквентов) в обще­стве, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Или: отклоняю-

щееся поведение - действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам либо признанным шаблонам и стандартам поведения. Отклоняющееся поведение - система по­ступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в об­ществе правовым и нравственным нормам.

Естественно, каждый исследователь этого явления стремится «высветить» какую-то отдельную грань его - юридическую, меди­цинскую, психологическую, социологическую и т.п. Но их объеди­няет одно обстоятельство. Все ученые склонны считать, что деви-антное поведение характеризует поступки и социальные действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами обще­ства. Но, тем не менее, целостного, интегрального определения де-виантного поведения на сегодняшний день не существует.

Девиантное поведение, по нашему мнению, — это специфи­ческий способ передачи, усвоения, закрепления и проявления цен­ностного отношения личности к обществу, подкрепленный моти­вацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.

Средой проявления девиантного поведения является улица, семья, трудовой (учебный) коллектив, соседские отношения и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально-экономические ус­ловия, семейно-бытовые отношения, потребности, социально-куль­турное окружение, межличностные отношения и общение людей друг с другом.

В социологии к отклоняющемуся поведению иногда относят социальные явления: безработицу, душевные заболевания, бед­ность, бродяжничество и т.п. Специфическими формами отклоне­ний от нормы могут быть также изменения в моде, научная, техни­ческая, художественная или другая творческая деятельность, на­правленная на создание нового, уникального, отличного от того, что мы считаем нормой на уровне обыденного сознания.

Имея общий генезис, различные формы девиантного поведе­ния определенным образом взаимосвязаны.

Во-первых, отметим относительно устойчивый характер взаимосвязей. Так, издавна в различных государственных системах проявлялась устойчивая, нередко обратная корреляционная зави­симость между насильственной и корыстной преступностью, алко­голизацией и наркотизацией населения, убийством и самоубийст­вом, женской преступностью и проституцией, бродяжничеством и различными преступлениями. Весенне-летний пик самоубийств,

установленный Э. Дюркгеймом на примере Франции XIX века, фиксируется сейчас во многих странах, включая СНГ и Россию. Многие исследователи этого вида отклоняющегося поведения сви­детельствуют об общих устойчивых тенденциях (А.Г. Амбрумова, Я.И. Гилинский). Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду - четверг. Конец недели (пятница-воскресенье) «суицидоопасен» для мужчин и «благополучен» для женщин.

Во-вторых, взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведения сложны, противоречивы, часто не отвечают обыденным представлениям. Нередко наблюдается индукция форм социальной патологии, когда одно негативное явление усиливает другое (алко­голизация - хулиганство и некоторые насильственные преступле­ния, наркотизм - корыстные, бюрократизм - должностные и т.п.), однако эмпирически установлены и обратные связи (Я.И. Гилин­ский). Соотносясь не как причина и следствие, но как расположен­ные социальные явления с едиными социальными причинами, раз­личные формы социальной патологии могут совпадать, усиливая друг друга, либо «разводиться» в обратной зависимости, подавляя одно другое («интерференция» различных форм девиантного пове­дения).

В-третьих, очевидна зависимость различных форм девиант­ного поведения от экономических, социальных, демографических, культурных и иных факторов среды. При этом различные социаль­ные девиации по-разному реагируют на средовые воздействия.

И наконец, в-четвертых, имеются определенные взаимосвязи между позитивными и негативными отклонениями. Теоретически понятно, что повышенная социальная активность - как следствие неудовлетворенных потребностей - может проявиться либо в соци­альном творчестве (позитивное отклонение), либо в антиобщест­венной деятельности, либо, не найдя реализации ни там, ни там, окончиться «уходом» ее субъектов в алкоголь, наркотики, а то и к суицидальным актам.

Так, эмпирическим путем были установлены (Я.И. Ги­линский, А.А. Габиани): повышенная творческая (самодеятельное техническое, художественное творчество, активные формы досуго-вой деятельности) и антиобщественная (насильственные преступ­ления, самоубийства) активность такой маргинальной группы, как служащие без специального образования, повышенная досуговая активность (до ареста) лиц, осужденных за преступления; непро-

ш

11

порционально высокий процент бывших спортсменов (кандидаты в мастера спорта) в числе наркоманов Грузии и др.

Для объяснения причин существующих форм отклоняюще­гося поведения разработано несколько различных концептуальных систем, которые можно объединить в две большие группы: лично­стные и социальные. Первая группа концепций в качестве основной причины возникновения социальных отклонений видит нарушения в структуре личностных характеристик. Вторая группа концепций возлагает ответственность за проявление отклоняющегося поведе­ния на саму социальную систему и ее несовершенство.

К первой группе можно отнести биолого-антропологические концепции. Они объясняют происхождение отклоняющегося пове­дения наличием генетических отклонений, которые и создают предрасположенность к девиации в отношении существующих норм и установленного порядка.

Среди разнообразных теорий и концепций девиантного по­ведения важное место занимают исследования психоаналитиче­ской ориентации, основоположником которой является Зигмунд Фрейд. В работах его последователей (А. Адлер, Э. Фромм, К. Хор-ни и др.) генезис преступности, в частности, рассматривался наряду с другими формами отклоняющегося поведения, такими, как нев­розы, психастении, сексуальные расстройства, различные формы социальной дезадаптации. По мнению представителей психоанали­тических концепций, лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отлича­ют повышенная тревожность, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности. Особое внимание уделяется природе агрессивно­сти, служащей якобы первопричиной насильственных преступле­ний. В основе агрессии лежат, по мнению представителей психо­аналитической ориентации, некоторые нереализованные врожден­ные неосознаваемые влечения. В качестве таких неосознаваемых, подавляемых влечений 3. Фрейд рассматривает либидо, А. Адлер -стремление к власти, к самоутверждению, превосходству над дру­гими, Э. Фромм - мазохистские влечения к страданию, смерти.

Проблема агрессивности, тревожности привлекает внимание не только представителей психоаналитической ориентации. Изуче­нию природы и проявлению этих свойств посвящены работы А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковца; эти проблемы получили отра-

жение и работах отечественных ученых - С.Н. Сенникова, Т.Н. Курбатовой.

Влияние биолого-антропологических факторов весьма спор­но не потому, что нет такого влияния, а потому, что существующие исследования не дают достаточно доказательств для четко очер­ченной зависимости между девиантным поведением и генетиче­ской, конституционно-биологической обусловленностью человека. Вместе с тем мы считаем, что есть основания искать связь между девиантным проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками ее темперамента.

Социальные детерминанты девиантного поведения много­численны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показы­вают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного социального окружения.

Физические особенности могут учитываться в процессах не­посредственного взаимодействия людей и могут вызывать в этом процессе проявление отклоняющегося поведения, но это, видимо, связано с социальным аспектом взаимодействия. Так, лица опреде­ленной национальности или определенного цвета кожи часто вы­полняют заниженные социальные роли или имеют низкую само­оценку на основе сложившихся социальных стереотипов, что, в свою очередь, может приводить к поведению с различными откло­нениями.

К данной группе концепций можно отнести различные пси­хологические и психоаналитические концепции (фрейдизм, неоф­рейдизм, индивидуальная психология), которые объясняют соци­альные отклонения с помощью психологических склонностей, обу­словленных конфликтом в раннем детстве между прирожденным социальным чувством и чувством детской неполноценности. Это вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации, которые, в конечном счете, и приводят к отклонениям от социально «ценных» норм поведения. Психоаналитические концепции боль­шой акцент делают на фиксировании фаз сексуального поведения и развития. Сознательное и бессознательное в человеке находится, по их представлениям, в постоянном конфликте, вызванном необхо­димостью подавлять сексуальные влечения, что впоследствии про­является в характере и установках взрослой личности.

12

13

Данные концептуальные схемы объяснения отклоняющегося поведения обычно не имеют у социологов серьезной поддержки, и они чаще используют концепции, в основе которых лежит влияние социальных факторов.

Так, теории, ориентированные на процессы социального на­учения, подчеркивают постепенное формирование образцов пове­дения на основе влияния поощрений или наказаний, достигнутых результатов деятельности. При этом широко учитывается как влия­ние внешних факторов, так и слоевая культура или субкультура, в которых происходит процесс социализации. В этом случае поощ­рения в качестве положительных стимулов действуют как источни­ки усиления поведения с различными отклонениями. Отклоняю­щееся поведение будет возрастать в том случае, если результаты вознаграждений за подобное поведение превышают наказание.

Большое значение в появлении отклоняющегося поведения имеет научение моделям, когда личность начинает идентифициро­вать себя с героями различных приключений, «примерять» на себя различные виды деятельности. Здесь очень остро возникает про­блема показа сцен насилия в кино и по телевидению, которые ино­гда служат «учебниками» различных форм преступной деятельно­сти.

В групповой концепции отклоняющегося поведения боль­шое внимание уделяется влиянию группы на личность. Считается, что лица, находящиеся в частом контакте во взаимодействии с пре­ступным миром, сами подвергаются его сильному влиянию. По данной концепции, личность будет впоследствии осуждена, если она вращается в таком обществе, где к преступлению и нарушению закона относятся более благожелательно, чем к его осуждению.

Можно предполагать, что личность будет больше тяготеть к тем группам, тенденции поведения которых соответствуют собст­венным представлениям личности о «плохом» или «хорошем» и которые предлагают достаточно большой выбор источников поощ­рения или вознаграждения. Процесс вхождения в такую группу ус­коряется, если тот или иной индивид имеет определенные пробле­мы и ожидания, характерные для большинства членов группы. Чем сильнее зависимость личности от группы, тем больше влияния ока­зывает группа на личность. Агрессивность возрастает при объеди­нении в группу, которая ведет к снижению порога дозволенного. Влияние определенной группы является наиболее существенным



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа Курса по выбору студента (СД. В. 03) Психология девиантного поведения

    Учебная программа курса
    Курс по выбору «Психология девиантного поведения» разработан для студентов социально-психологического факультета, специальности «Педагогика и психология» и определяется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
  2. Девиантное поведение подростков как объект социально-педагогического изучения и профилактики

    Исследование
    Исследование теоретических источников и накопленного опыта профилактики девиантного поведения подростков позволяет опре­делить содержание девиантного поведения и выработать научно-педагогическую концепцию, являющуюся теоретической
  3. Девиантное поведение (2)

    Документ
    Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
  4. План: стр. I. Порядок как социальное явление 3 II. Отклоняющееся (девиантное) поведение 4 III. Природа отклоняющегося поведения 5 IV. Основные группы отклоняющегося поведения 8

    Документ
    В ежедневном будничном ритме жизнивсе кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспечивает эту надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствует определённым нормам.
  5. Девиантного поведения 12 общие представления одевиантном поведении и его причинах

    Документ
    К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство.

Другие похожие документы..