Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Среди замечательных русских флотоводцев прошлого исключительное место занимает П.С. Нахимов, с именем которого связана героическая борьба русских сол...полностью>>
'Закон'
В Государственной Думе готовится к рассмотрению проект федерального закона "О здравоохранении в Российской Федерации", внесенный представит...полностью>>
'Документ'
яка відбудеться 12 квітня 2012 р. на базі Інституту соціальної та економічної освіти Уманського державного педагогічного університету імені Павла Тич...полностью>>
'Документ'
На протяжении всей истории мы восхищаемся и гордимся сверхзвездами в каждой сфере человеческой деятельности: военными героями, деловыми магнатами, зна...полностью>>

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управленческие решения»

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации

по выполнению курсовой работы

по дисциплине «Управленческие решения»

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс "Управленческие решения" является одной из основных специальных дисциплин для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»". В рамках изучения данной дисциплины студенты получают навыки формализации основных управленческих процедур и оптимизации результатов своей профессиональной деятельности.

В соответствии с учебным планом подготовки специалистов студенты должны выполнить курсовую работу и представить ее на рецензирование научному руководителю к сроку, установленному учебным графиком, т.е. до начала зачетной недели и защитить в указанный день в течение зачетной недели до начала экзаменационной сессии.

1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа - это самостоятельная творческая работа, цель выполнения которой состоит в развитии у студентов продуктивных приемов работы с учебной, методической и научной литературой, закреплении знаний по изучаемому курсу, применении их к решению практических задач менеджмента на конкретном предприятии, а также выработке навыков принятия эффективных управленческих решений и формулировке обоснованных рекомендаций по исследуемой проблеме.

Качество и содержание курсовой работы позволяет выявить общую теоретическую подготовку студента и уровень владения им специальными знаниями и навыками, необходимыми для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности.

При написании курсовой работы необходимо стремиться к тому, чтобы собранный материал и полученные результаты могли быть использованы при подготовке выпускной квалификационной работы.

Выполнение курсовой работы осуществляется в следующей последовательности:

- выбор и закрепление темы курсовой работы,

- составление и согласование с научным руководителем плана курсовой работы,

- -изучение требований к структурным элементам и содержанию работы,

- сбор необходимого материала,

- определение структуры работы,

- написание и оформление работы,

- рецензирование курсовой работы у научного руководителя,

- защита курсовой работы.

2. ВЫБОР И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

Тематика курсовых работ, рекомендуемая кафедрой, приведена в п. 9 данных методических указаний.

Тема работы выбирается в соответствии с порядковым номером фамилии студента в списке группы.

В случае, когда студент определился с темой выпускной квалификационной работы, он вправе предложить научному руководителю свою тему исследования при условии ее общего соответствия программе дисциплины "Управленческие решения". При выборе темы курсовой работы следует учитывать перспективы ее использования и развития в выпускной квалификационной работе. При этом необходимым условием является выполнение работы на достаточном научно-практическом уровне при широком использовании практических материалов конкретной организации. Тема курсовой работы должна быть актуальной и отвечать современной проблематике теории и практики принятия управленческих решений.

Согласование изменения темы с научным руководителем является обязательным. Курсовые работы, выполненные на свободные темы без согласования с научным руководителем, к рецензированию и к защите допущены не будут.

Закрепление темы курсовой работы за студентом оформляется в виде задания, которое утверждается научным руководителем (как правило в роли научного руководителя выступает преподаватель, читающий лекции по дисциплине «Управленческие решения»). Задание обязательно прикладывается к курсовой работе, предоставленной на рецензирование научному руководителю.

Не разрешается выполнение одинаковых тем несколькими студентами на примере одной и той же организации.

Студенты могут подключаться кафедрой к разработке научно-исследовательской темы, договорным и иным исследованиям, поэтому тема курсовой работы может быть увязана с различными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО РУКОВОДСТВА

При выполнении курсовой работы за каждым студентом закрепляется научный руководитель из числа преподавателей, ведущих курс "Управленческие решения". Руководитель курсовой работы должен:

- оказывать студенту помощь в разработке плана работы;

- рекомендовать студенту необходимую литературу, справочные материалы и другие источники по теме;

- проводить консультации со студентом, давать конкретные рекомендации, оказывать помощь в их реализации;

- рецензировать курсовую работу и предоставлять текст рецензии (для студентов заочной формы обучения).

В процессе выполнения курсовой работы студент должен:

- соблюдать согласованный план работы;

- выполнять рекомендации руководителя;

- своевременно представлять курсовую работу на рецензирование.

- своевременно защитить курсовую работы в соответствии с учебным графиком

Студент как автор курсовой работы несет ответственность за достоверность всей информации, содержащейся в работе, и соблюдение сроков ее представления.

Студент должен сдать выполненную курсовую работу на рецензирование, зарегистрировав ее у методиста деканата (для студентов заочной формы обучения) или учебного мастера кафедры Менеджмент (кабинет 3211)

Спорные вопросы, связанные с выполнением курсовой работы, решаются совместно студентом и научным руководителем. При невозможности принять согласованное решение вопрос решается единолично заведующим кафедрой либо лицом, его замещающим или выносится им для обсуждения на заседании кафедры.

4. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

План курсовой работы является обязательно исполняемым документом. Он составляется в соответствии с утвержденной темой работы с учетом разработанности

проблемы в учебной и научной литературе, ее роли и места в структуре курса, возможности ее раскрытия на практических материалах, значимости темы для конкретного объекта, а также отраслевых, региональных и иных особенностей.

План курсовой работы составляется студентом самостоятельно на основе приведенного в п. 10 рекомендуемого содержания курсовых работ. Разработанный студентом план согласовывается с научным руководителем.

Примеры планов курсовых работ по отдельным темам приведены в п. 11 методических указаний. По аналогии с ними следует разрабатывать планы по остальным темам.

Студент может предложить план работы, отличный от рекомендуемого, при условии обсуждения его с научным руководителем.

План курсовой работы должен состоять из трех логически взаимосвязанных структурных частей:

- введения,

- основной части

- заключения,

- списка использованной литературы

- в необходимых случаях - приложения.

Целесообразно, чтобы начальные вопросы плана были ориентированы на изложение теоретических аспектов темы, последующие - на анализ исследуемой проблемы, а заключительные разделы определяли пути ее решения.

При составлении плана необходимо обеспечить соблюдение логической последовательности изложения, отсутствие повторов, ясность и четкость освещения темы, стройное композиционное построение излагаемого материала.

5. СБОР МАТЕРИАЛА

Важным условием успешного выполнения курсовой работы является правильный подбор и изучение студентом материалов, отражающих содержание излагаемой темы.

Сбор материала для написания работы ведется в соответствии с разработанным планом. Все материалы, используемые в процессе выполнения работы, можно условно разделить на два блока:

- теоретические;

- практические.

К теоретическим материалам относятся:

1) законодательные акты, нормативные указания, инструктивные разработки, материалы государственных органов;

2) учебная, научная и методическая литература, книги и брошюры по специальным вопросам;

3) статистические сборники, справочники, публикации в периодических изданиях.

Список рекомендуемой литературы по курсу "Управленческие решения" приводится в данных методических указаниях в п. 12. Этот список содержит перечень

основных базовых учебников, учебных пособий, монографий и других изданий. В архиве кафедры Менеджмент – электронные версии учебников, размещенных в свободном доступе в интернет- ресурсах. Для получения комплекта электронных учебников следует обратиться к методисту в деканат заочного отделения (при себе иметь электронный носитель – диск, флеш-карту или т.п.)

В качестве дополнительной литературы следует использовать новейшие источники по специальным вопросам, которые не вошли в данный список, а также информационные ресурсы сети Интернет. Для отражения современных подходов к решению управленческих задач необходимо ознакомиться с публикациями в периодических изданиях, представленных в читальном зале библиотеки ЭПИ МИСиС.

Рекомендуется уделить внимание изучению материалов, освещающих зарубежный опыт решения рассматриваемых проблем.

Теоретический материал должен раскрывать сущность исследуемой темы, отражать историю и современную проблематику вопроса, представлять перспективные направления решения управленческих задач. Весь собранный теоретический материал должен быть хорошо изучен студентом, проанализирован и творчески использован в выполняемой работе.

Не допускается механическое заимствование текста из литературных источников. Все приводимые в работе цитаты, заимствования и цифровые данные, полученные другими авторами, должны иметь ссылки на источники.

В процессе работы с теоретическим материалом от студента требуется самостоятельная проработка литературных источников, их критическое осмысление, умение увязать теорию с практикой, выразить собственные суждения и оценки и на этой основе сформулировать пути решения задач управления.

Для систематизации изученного материала и облегчения его последующего использования целесообразно делать выписки, вести карточки по соответствующим разделам работы с обязательным указанием источника в соответствии с правилами библиографического описания произведений печати. В дальнейшем это позволит сэкономить время при составлении списка литературы.

Курсовые работы должны содержать практические материалы конкретной организации, отражающие исследуемую проблему и позволяющие обосновать выводы и рекомендации автора.

К практическим материалам относятся:

1) организационная, экономическая, кадровая, финансовая, технологическая, социальная и иная информация о деятельности предприятия (Устав

предприятия, Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и др.);

2) данные, полученные на основе анализа статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности (Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках и

т.п.);

3) материалы, отражающие различные организационно-управленческие мероприятия, практические примеры, конкретные ситуации и явления;

4) результаты, полученные на основе самостоятельного исследования проблемы (опросы, расчеты, наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.).

Практический материал собирается и анализируется студентом в динамике (рекомендуемая база данных - последние 2 - 3 года). Его содержание должно быть увязано как с темой работы, так и с приводимыми в ней теоретическими положениями.

На основе анализа и обобщения практических материалов студент должен показать положительные стороны, отметить недостатки и выработать рекомендации по их устранению.

Приводимые в работе сведения и цифровой материал должны быть достоверными, что обеспечивается приложением к работе копий практических документов.

Ответственность за достоверность всей информации, содержащейся в работе, несет студент как автор работы.

Сравниваемые данные, взятые из разных источников или за ряд лет, должны быть сопоставимы. Используемый материал должен отражать общую направленность и закономерности исследуемых процессов, а не исключения из них.

Для сбора и обработки практических материалов рекомендуется заранее подготовить формы таблиц, которые приводятся в методических указаниях кафедры "Макеты таблиц для выполнения курсовых и дипломных работ".

Все приводимые в работе данные (таблицы, схемы, графики и др.) должны быть подвергнуты тщательному анализу, прокомментированы, логически увязаны с темой работы и использованы для обоснования выводов и предложений.

При разработке собранной информации студент должен применять различные методы экономического анализа: индексный, сравнения, графический, экономико-статистический, а также экономико-математические методы и модели с обязательным использованием современных технических средств. Результаты аналитических выкладок и расчетов оформляются в виде таблиц, диаграмм, графиков и др. Достоинством работы является использование для обработки собранной информации компьютерных программ.

Таким образом, содержащиеся в курсовой работе материалы должны отражать общую теоретическую подготовку и специальные знания студента, навыки исследования управленческих проблем, умение последовательно и четко излагать результаты своего труда.

6. СТРУКТУРА РАБОТЫ И ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

1) титульный лист;

2) задание;

3) содержание (оглавление);

4) введение;

5) основная часть;

6) заключение;

7) список литературы;

8) приложения, в том числе перечень принятых сокращений и терминов (при необходимости).

Указанный перечень определяет последовательность расположения составных частей работы.

Титульный лист является первым листом работы (нумерация на нем не проставляется). Он должен содержать все установленные реквизиты.

Образец оформления титульного листа приведен в приложении 1.

Задание на выполнение курсовой работы, подписанное преподавателем и студентом, располагается за титульным листом. Задание составляется и выдается руководителем, оно не входит в нумерацию работы. Без бланка задания работа к рецензированию не принимается. При утере студентом задания преподаватель имеет право изменить тему курсовой работы.

Образец оформления задания представлен в приложении 2.

Содержание (оглавление) включает перечень наименований всех разделов и подразделов работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало излагаемого материала по каждому разделу (подразделу). Содержание дает наглядное представление о структуре и основных проблемах, освещаемых в работе, позволяет ориентироваться в ней. В содержание включаются все заголовки, имеющиеся в работе, в том числе список литературы и приложение. Наименования разделов и подразделов следует приводить в полном соответствии с их названиями, указанными в тексте работы.

Образец оформления содержания приведен в приложении 3.

Общий объем работы должен составлять примерно 30 - 40 страниц текста, выполненного 14 шрифтом через 1,5 интервала на компьютере. Допускается рукописное оформление курсовой работы с коэффициентом пересчета объема 1,5.

Содержание курсовой работы должно включать введение, три - четыре главы, заключение, список литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, показывается ее взаимосвязь с проблемами управления современной организацией и повышением эффективности менеджмента, определяются цель, объект и предмет исследования, перечисляются задачи, решению которых будет уделено основное внимание при изложении темы.

Объем введения - до 4 страниц.

Первая глава курсовой работы отражает теоретические аспекты темы. Она представляет собой литературный обзор, составленный на основе глубокого изучения учебной, методической, научной литературы, а также законодательных, нормативных, инструктивных материалов, справочников, периодических изданий и других источников.

Объем первой главы должен составлять 6 - 10 страниц.

Вторая глава должна носить аналитический характер. В ней дается характеристика существующих методов решения задач и подходов к исследуемой проблеме. В зависимости от цели и задач курсовой работы в данной главе приводится организационно-экономическая характеристика объекта исследования: организационно-правовое положение предприятия, структура аппарата управления, характеристика персонала, организация управленческого труда, результаты финансово-хозяйственной деятельности и др.

Объем второй главы - 6 - 10 страниц.

Третья глава курсовой работы должна иметь рекомендательный характер и содержать результаты авторского осмысления темы. Она строится на основе результатов анализа фактологического материала, обобщения опыта аналогичных рекомендаций и использования специальной литературы. В ней выделяются основные группы предложений, вытекающих из предыдущего изложения и рекомендуемых для эффективного решения исследуемых проблем. Рекомендации могут быть поделены на группы организационно-технического, организационно-управленческого, организационно-экономического и методического характера.

Вносимые предложения желательно сопровождать расчетами экономической эффективности, обоснованием целесообразности их внедрения и анализом ожидаемых изменений. Каждое предложение должно сопровождаться четким, ясным и конкретным изложением его сущности и содержания, подробным обоснованием. При этом указываются ответственные исполнители, место, форма и сроки внедрения, требуемые затраты, влияние решения на эффективность управления и результаты деятельности организации.

Аналитические таблицы и схемы следует располагать последовательно по тексту. Примеры их оформления представлены в приложениях 4 - 10.

Рекомендуемый объем третьей главы - 8 - 10 страниц.

Заключение представляет собой итог выполненного исследования. В нем в обобщенном виде кратко освещаются основные результаты курсовой работы, приводятся выводы и конкретные предложения автора по исследуемой проблеме, показывается социально-экономическая эффективность разработанных мероприятий.

Объем заключения - до 6 страниц.

Список литературы отражает степень изученности студентом рассматриваемой проблемы. В список литературы включаются не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые вообще были изучены автором при написании работы.

Приложение содержит вспомогательные материалы: копии практических документов, громоздкие таблицы и расчеты, первичные и справочные материалы,

иллюстрации вспомогательного характера, промежуточные результаты исследования, бланки опросов и др. Приложения не входят в общий объем работы.

В целом содержание работы должно быть ориентировано на постановку и решение следующих вопросов:

теоретическая часть - Как должно быть?

практическая часть - Как существует в действительности?

рекомендательная часть - Как это улучшить?

Все составные части курсовой работы должны быть логически взаимосвязаны и структурно соразмерны друг другу. Разделы и подразделы работы не должны

существенно отличаться друг от друга по объему, стилю изложения, оформлению и др.

Все спорные вопросы по содержанию курсовых работ решаются заведующим кафедрой.

7. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

Подробно правила оформления курсовых работ, требования к изложению текста, рубрикации, нумерации, иллюстрациям, таблицам, формулам, литературе, приложениям, сокращениям, терминам изложены в "отдельной методичке.

Общие требования. Оформление курсовых работ должно соответствовать правилам оформления научно-технических и информационных материалов, установленным действующими стандартами. Неправильно или небрежно оформленная курсовая работа не рецензируется и возвращается студенту для переоформления.

Оформление. Текст работы выполняется одинаковым цветом (черным или синим) на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297мм).

Текст оформляется с соблюдением следующих размеров полей: левое поле - 33 мм, правое - 10 мм, верхнее - 25 мм, нижнее - 20 мм. Линий, ограничивающих размеры полей (рамок), делать не следует. Необходимо соблюдать равномерную плотность и четкость текста по всему объему работы.

Текст работы должен быть поделен на абзацы, каждый из которых выражает самостоятельную мысль. Обычно абзац состоит из нескольких предложений. Абзац начинают с новой строки отступом от левого поля на 15 мм.

Излагать материал рекомендуется от третьего лица ("Автор предлагает+") или первого лица множественного лица ("По нашему мнению+") и т.д.

В работе можно применять общепринятые условные сокращения. Цитаты, статистические данные и другие материалы, приведенные из литературных источников, должны сопровождаться ссылками. Не следует перегружать текст цитатами.

Текст основной части работы делится на разделы и подразделы в соответствии с планом работы. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы арабскими цифрами с точкой, например: 1., 2., 3. и т.д. Разделы "Введение", "Заключение", "Список литературы" и "Приложение" не нумеруются.

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела, например: 1.2. - второй подраздел первого раздела.

Заголовки разделов и подразделов должны быть краткими, их формулировки по тексту работы должны строго соответствовать наименованиям, указанным в разделе "Содержание". Не допускается помещать заголовок отдельно от последующего текста.

Каждый раздел работы (введение, главы, заключение, список литературы, приложение) следует начинать с новой страницы. Подразделы в пределах раздела продолжаются на той же странице после отступа от предыдущего текста до заголовка подраздела 20 мм.

Нумерация всех страниц работы должна быть сквозной, порядковой, начиная с титульного листа и заканчивая приложением. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в середине нижнего поля без знаков препинания (точки, кавычек и проч.).

Иллюстрации. Для придания наглядности изложению в работе рекомендуется использовать иллюстрации (рисунки, графики, схемы). Они должны быть выполнены четко, выразительно, аккуратно, в цвете основного текста. Иллюстрации следует располагать по тексту работы возможно ближе к первому упоминанию о них в

тексте. Громоздкие иллюстрации помещаются в приложение.

На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте работы как на рисунки (например, "Как показано на рис. 2, +"). Содержание иллюстрации необходимо комментировать, выделяя основные закономерности и тенденции. Иллюстрации должны иметь наименование и при необходимости пояснительные данные (подрисуночный текст). Наименование иллюстрации помещают по центру текста под иллюстрацией.

Таблицы. Все приводимые в таблице данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки. На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Не рекомендуется располагать две или несколько таблиц одну за другой, их целесообразно разделять текстом.

Громоздкие таблицы следует помещать в приложение.

Формулы. Формулы располагают отдельными строками посередине листа. Формулы следует нумеровать в пределах всех работы порядковой нумерацией. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру.

Сокращения и термины. Сокращение - усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения. В работе допускаются только общепринятые сокращения.

Если в работе принята специфическая терминология, то в конце работы в приложении должен быть помещен перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями.

Литература и ссылки. Список литературы является составной частью работы и включает все источники, которые были изучены при исследовании темы.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. Примером правильного библиографического описания источников может служить приведенный в п. 12 список литературы. Названия использованных работ располагаются строго по алфавиту по фамилии автора (первого автора), или названия работы, если фамилия автора (авторов) не выносится на ее титульный лист.

Если в работе, при изложении ее отдельных положений, необходимо привести библиографические ссылки, то используют следующие варианты их оформления:

1) внутритекстовые ссылки, например: /3, с.20/. Это означает, что цитата взята с двадцатой страницы источника, который в списке литературы находится под третьим номером;

2) подстрочные ссылки, например - +

Приложение дополняет работу и является важным средством более полного освещения темы. Оно помещается в конце работы. В нем содержатся копии практических документов, громоздкие таблицы, расчеты, справочные материалы и др.

Основная часть работы и приложения могут быть разделены чистым листом с надписью "Приложения". При наличии в работе более одного приложения они нумеруются в правом верхнем углу арабскими цифрами, например: Приложение 2. Приложения располагают в порядке появления на них ссылок в тексте. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, например: /Приложение 2/.

8. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА

Законченная курсовая работа подписывается студентом в конце текста (перед списком литературы) и сдается на рецензирование с предварительной регистрацией у секретаря кафедры для студентов очной формы обучения или у методиста деканата для студентов заочного отделения.

Срок сдачи работы установлен графиком выполнения письменных работ. Работы, представленные с нарушением предусмотренных сроков без уважительных причин, рецензированию не подлежат.

При рецензировании и оценке курсовой работы учитываются:

- полнота освещения основных вопросов темы в соответствии с планом;

- использование дополнительной литературы, практических материалов конкретного предприятия отрасли;

- глубина и качество анализа материалов;

- обоснование выводов и предложений по улучшению работы конкретного предприятия, на примере которого выполнена работа;

- использование современных технологий и методов исследования;

- литературный стиль и грамотность изложения темы;

- качество оформления работы.

После поверки студентам заочной формы обучения вместе с работой выдается рецензия с заключением о возможности допустить (или не допустить) курсовую работу к защите. Для студентов очной формы обучения рецензия оформляется в виде замечаний на полях работы.

Не допущенную к защите работу необходимо переделать в соответствии с замечаниями преподавателя и представить повторно для проверки, вложив в нее рецензию на первый вариант работы. В отдельных случаях студент с разрешения научного руководителя может не переписывать работу заново, а выполнить доработку согласно замечаниям рецензента.

Защита курсовой работы проводится до сдачи экзамена по курсу "Управленческие решения" публично перед комиссией, состоящей из двух преподавателей кафедры.

Одной из задач защиты работы студентом является проверка самостоятельности ее выполнения. При наличии элементов списывания студентам, допустившим это нарушение, выдаются задания на новые темы работ.

На защите студент должен в краткой форме изложить основное содержание работы, уделив особое внимание выводам и предложениям, которые и составляют предмет защиты; дать ответы на замечания рецензента и на возникшие в процессе защиты вопросы.

Студенту следует обосновать актуальность темы, ее практическую значимость, причины ее выбора, определить цель работы и задачи исследования. При необходимости следует пояснить структуру работы и логику изложения материала. Целесообразно указать, какие материалы послужили основой работы и каков период исследования.

При защите курсовой работы используются наиболее важные и существенные материалы, все новое и ценное, что получено непосредственно студентом в результате проведенного исследования.

Не рекомендуется излишнее внимание уделять изложению общеизвестных положений, теоретических материалов, высказываниям декларативного характера. Во время защиты студент вправе пользоваться своей курсовой работой.

Студенты, получившие при защите курсовой работы неудовлетворительную оценку, должны выполнить необходимую доработку и подготовиться к повторной защите.

9. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Функции решения в методологии и организации процесса управления.

2. Типология и качество управленческих решений.

3. Техническое обеспечение процесса разработки и реализации управленческих решений.

4. Кадровое обеспечение процесса разработки и реализации управленческих решений.

5. Организация процесса разработки управленческих решений.

6. Целевая ориентация управленческих решений.

7. Программно-целевой подход к принятию управленческих решений.

8. Стратегии принятия управленческих решений.

9. Влияние внешней среды на разработку и реализацию управленческих решений.

10. Влияние внутренней среды на разработку и реализацию управленческих решений.

11. Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

12. Модели как основа принятия управленческих решений.

13. Моделирование процесса разработки управленческих решений.

14. Методы принятия управленческих решений.

15. Методы прогнозирования управленческих решений.

16. Методы и приемы анализа управленческих альтернатив.

17. Эффективность управленческих решений.

18. Контроль реализации управленческих решений.

19. Ответственность за принятие и реализацию управленческих решений

20. Лицо принимающее решения и его информационное обеспечение

10. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ

Тема 1. Функции решения в методологии и организации процесса управления

Динамичность процесса управления. Сущность категории "управленческое решение". Цикличность процесса принятия решений и его основные стадии.

Научное обоснование процесса принятия решений как основное условие обеспечения их эффективности. Многообразие научных подходов к разработке решений:

системный, функциональный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, динамический, процессный, количественный, нормативный, поведенческий, ситуационный и другие подходы. Особенности и условия их применения.

Формы разработки и реализации управленческих решений. Соотношение между ними.

Многоаспектность содержания управленческих решений: экономический, социальный, организационный, правовой, технологический, психологический, педагогический аспекты. Особенности и формы их проявления.

Реализация научных подходов и многоаспектности управленческих решений в практической деятельности на предприятии.

Тема 2. Типология и качество управленческих решений

Основы типологии решений в процессе управления, различные подходы к классификации управленческих решений.

Основные группы организационных решений: планирование, организация деятельности, мотивация и контроль. Запрограммированные и незапрограммированные решения. Компромиссные решения. Интуитивные и рациональные решения, механизмы их реализации.

Классификация решений по подсистемам управления, по сроку действия, по сфере действия, по рангу управления, по масштабности, по форме подготовки, по объекту воздействия, по методам формализации, по формам отражения и другим признакам.

Качество решений в процессе управления, основные требования, предъявляемые к управленческим решениям: научная обоснованность, целенаправленность, количественная и качественная определенность, правомерность, своевременность, гибкость, стимулирующий характер, оптимальность и др.

Анализ и оценка типологии и качества управленческих решений в деятельности предприятия.

Тема 3. Техническое обеспечение процесса разработки и реализации управленческих решений

Различные виды обеспечения процесса разработки и реализации управленческих решений: информационное, математическое, техническое, программное и др. Их совокупность как одно из важнейших условий качества управленческих решений.

Информационное обеспечение: информация и информационные процессы, характеристики управленческой информации, информационные модели и системы.

Математическое, обеспечение, его сущность и виды. Задачи, решаемые при помощи экономико-математических методов.

Техническое обеспечение, его роль в современном управлении и оптимизации процесса принятия решений. Средства технического обеспечения решений на различных уровнях управления.

Программное и лингвистическое обеспечение. Совокупность проблемно-ориентированных прикладных программ и языковых средств, служащих для формирования информационных массивов и их обработки.

Практические аспекты технического обеспечения процесса разработки и реализации управленческих решений на предприятии. Их влияние на качество решений и эффективность управления.

Тема 4. Кадровое обеспечение процесса разработки и реализации управленческих решений

Гуманистический подход к разработке и реализации управленческих решений. Человеческий фактор как важнейший элемент успешной разработки и реализации решений.

Различные виды обеспечения процесса разработки и реализации решений: организационное, структурное, кадровое и др. Их влияние на качество управленческих решений.

Категории кадров управления: руководители, специалисты, технические исполнители. Их характеристика. Требования, предъявляемые к кадрам управления: мировоззренческие, деловые, моральные, психофизические.

Источники набора персонала. Методы оценки персонала. Развитие и повышение квалификации персонала.

Неформальные аспекты кадрового обеспечения процесса разработки и реализации управленческих решений. Состояние морально-психологического климата в коллективе: конфликтность, сплоченность, групповая динамика, командные методы работы. Личные качества лиц, принимающих решения: новаторство, инициативность, креативность.

Практические аспекты кадрового обеспечения разработки и реализации решений. Их анализ и оценка. Влияние на качество решений и результаты деятельности организации.

Тема 5. Организация процесса разработки управленческих решений

Характеристика понятий: процесс разработки решения, алгоритм разработки решения, проблема, диагностика проблемы. Основные этапы организации процесса разработки управленческих решений: диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев принятия решений, определение и оценка альтернатив, выбор альтернативы, реализация решения, осуществление контроля и установление обратной связи.

Основные фазы диагностики проблемы: установление неблагоприятных симптомов деятельности, сбор и анализ внутренней и внешней информации, отбор релевантной информации, постановка диагноза.

Возможные ограничения и критерии принятия решений: административные, правовые, экономические, социальные, психологические.

Определение и анализ альтернатив решений. Способы ограничения числа альтернатив. Разработка стандарта оценки альтернатив. Оптимум Парето и его применение.

Выбор оптимального варианта управленческого решения. Способы выбора альтернативы, оптимальный и приемлемый выбор.

Реализация решения и роль менеджера, его организующая, мотивирующая и контролирующая функции. Обратная связь и ее объективная необходимость для корректировки и контроля выполнения решений.

Анализ и оценка процесса разработки управленческих решений на предприятии. Его влияние на качество решений и эффективность управления.

Тема 6. Целевая ориентация управленческих решений

Сущность целевой ориентации управленческих решений. Цель, ее определение и содержание. Блок определения целей и его характеристики. Виды целей и их характеристика. Иерархия целей. Требования, предъявляемые к целям: конкретность, объективность, обоснованность, количественная и временная определенность, согласованность, реалистичность, гибкость и др.

Целевые технологии разработки управленческих решений: инициативно-целевая, программно-целевая, регламентная. Особенности и условия их применения.

Целевая функция как критерий качества системы управления. Основные виды целевых функций: линейная, нелинейная, выпуклая, квадратичная и др. Их особенности и практическое применение.

Практические аспекты целевой ориентации управленческих решений на предприятии. Ее связь с миссией, стратегией, тактикой, политикой организации.

Тема 7. Программно-целевой подход к принятию управленческих решений

Сущность программно-целевого подхода к управлению. Характеристика его основных элементов.

Этапы программно-целевого подхода к принятию управленческих решений: выработка целей, планирование действий, реализация плана, осуществление контроля, установление обратной связи. Их характеристика.

Целевые программы, их виды, содержание и реализация.

Преимущества и ограничения программно-целевого подхода к принятию решений.

Практические аспекты применения программно-целевого подхода к принятию управленческих решений на предприятии. Реализация целевых программ на предприятии (компании, регионе).

Тема 8. Стратегии принятия управленческих решений

Основные элементы проблемы принятия решений. Различия между индивидуальным и групповым множеством показателей для лиц, принимающих решения в процессе управления.

Основные типы стратегий принятия управленческих решений. Алгоритмические и эвристические стратегии. Роль и место эвристики в науке управления. Набор характеристик эвристических стратегий. Внутренние и внешние эвристические стратегии.

Практические аспекты разработки стратегии принятия решений в деятельности предприятия.

Постановка конкретной проблемы на предприятии и разработка стратегии ее решения. Проект решения конкретной хозяйственной ситуации. Оценка эффективности принятия решения и разработки стратегии.

Тема 9. Влияние внешней среды на разработку и реализацию управленческих решений

Сущность и значение внешней среды в процессе принятия решений. Влияние факторов внешней среды на деятельность организаций.

Характеристика внешней среды и ее влияния на выработку альтернатив и реализацию решений. Анализ внешних факторов, их деление на прямые и косвенные.

Факторы прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, рынок труда, финансовая и банковская система, законы и государственные органы. Факторы косвенного воздействия: технологический прогресс, состояние экономики, особенности социокультурной среды, политика, общественное мнение, международное окружение.

Характеристики внешней среды: взаимосвязанность, сложность, подвижность, неопределенность факторов.

Влияние внешних факторов на эффективность принятия и реализации управленческих решений на конкретном предприятии. Постановка конкретной проблемы

и разработка путей ее решения с учетом влияния внешних факторов.

Тема 10. Влияние внутренней среды на разработку и реализацию управленческих решений

Сущность и значение внутренней среды в процессе принятия решений. Влияние факторов внутренней среды на деятельность организаций.

Основные внутренние факторы, их характеристика и анализ влияния на разработку и реализацию управленческих решений. Цели деятельности, их разнообразие и взаимосвязь. Структура организации и разделение труда. Задачи организации и координация трудовой деятельности персонала. Экономический, финансовый, технический и технологический факторы.

Персонифицированные факторы принятия и реализации решений: способности, предрасположенность, одаренность, потребности, ценности, ожидания, восприятие, психологические установки, групповая динамика, особенности лидерства.

Влияние внутренних факторов на эффективность принятия и реализации управленческих решений на конкретном предприятии. Постановка конкретной проблемы и разработка путей ее решения с учетом влияния внутренних факторов.

Тема 11. Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Динамизм и стохастичность рыночной среды как объективная основа ситуаций, формирующих условия принятия управленческих решений. Характеристики среды принятия решений: определенность, неопределенность и риск.

Риск в управленческих решениях, способы его оценки. Основные методы ограничения хозяйственных рисков. Статические и динамические ситуации риска.

Экономический риск в принятии решений. Необходимость управления риском в процессе принятия решений.

Неопределенность среды принятия и реализации управленческих решений. Понятие о статической и динамической неопределенности.

Практические аспекты разработки и реализации решений на конкретном предприятии в условиях неопределенности и риска. Виды неопределенности и рисков в решениях организации. Приемы разработки управленческих решений в условиях неопределенности и риска на предприятии.

Тема 12. Модели как основа принятия управленческих решений

Сущность моделей и их использование в процессе разработки и принятия управленческих решений. Необходимость применения моделей и ее причины: естественная сложность управленческих ситуаций, невозможность (затруднительность) проведения реальных экспериментов, ориентация руководства на будущее и др.

Основные требования, предъявляемые к моделям: адекватность реальному объекту, простота, экономичность, практическая ценность и др.

Различные подходы к классификации моделей. Основные типы моделей и их характеристика. Физическая модель и ее использование в практике принятия решений.

Аналоговая модель и сфера ее применения. Математическая модель как основная в процессе разработки и принятия решений. Ее основные типы: теория игр, модели теории массового обслуживания, модели управления запасами, модели линейного программирования, имитационные моде-Ли, экономический анализ. Другие виды моделей.

Практическое применение моделей в деятельности предприятия и их влияние на качество управленческих решений. Решение реальной управленческой задачи на основе конкретного способа построения моделей.

Тема 13. Моделирование процесса разработки управленческих решений

Сущность моделирования и его значение в процессе разработки и принятия управленческих решений. Необходимость моделирования управленческих решений и ее причины.

Преимущества моделирования: повышение обоснованности и качества управленческих решений, возможность экспериментирования и прогнозирования, применение современных технологий и др.

Процесс моделирования и его основные этапы: постановка задачи, создание модели, проверка модели на достоверность, применение и обновление модели, установление обратной связи.

Основные помехи в построении моделей: недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, страх пользователей, ограничения практического использования, чрезмерная стоимость и др. Способы элиминирования негативных влияний данных помех.

Практическое применение моделирования в процессе разработки управленческих решений на предприятии. Решение реальной хозяйственной ситуации на основе конкретного способа моделирования. Влияние моделирования управленческих решений на эффективность управления и результаты деятельности организации.

Тема 14. Методы принятия управленческих решений

Методы принятия управленческих решений как разновидность моделирования. Классификация методов принятия решений по способу, форме выработки, уровню реализации и др.

Характеристика основных методов принятия решений. Платежная матрица и дерево решений как методы принятия решений. Концепция ожидаемого значения эффективности решения и ее практическое применение.

Качественные методы принятия решений: метод Дельфи, мозговая атака, экспертный метод, деловая игра и др. Условия и эффективность их использования.

Креативные методы принятия решений: ТРИЗ, МФО, диверсионный метод и др.

Факторы, влияющие на выбор конкретного метода принятия решений.

Практическое применение различных методов принятия управленческих решений на предприятии. Решение реальной управленческой задачи на основе конкретного метода принятия решений.

Тема 15. Методы прогнозирования управленческих решений

Прогнозирование управленческих решений как разновидность моделирования. Классификация методов прогнозирования по целям, периодам, времени осуществления, степени определенности, формализации и др.

Основные методы прогнозирования, применяемые при разработке и принятии управленческих решений: неформальные, количественные и качественные.

Неформальные методы прогнозирования и сфера их использования. Оценка вербальной и невербальной информации, интуитивные прогнозы, коммерческий шпионаж и др.

Количественные методы прогнозирования. Анализ временных рядов (проецирование тренда) и рациональные границы его применения. Каузальное (причинно-следственное) моделирование и особенности его применения при прогнозировании управленческих решений.

Качественные методы прогнозирования: мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, модель ожидания потребителей, метод экспертных оценок. Экспертное моделирование и особенности его применения при принятии решений. Индивидуальные и коллективные методы экспертных оценок. Структурное прогнозирование.

Факторы, влияющие на выбор конкретного метода принятия решений.

Применение методов прогнозирования в практической деятельности предприятия. Прогноз развития реальной хозяйственной ситуации на основе конкретного метода прогнозирования.

Тема 16. Методы и приемы анализа управленческих альтернатив

Выработка и анализ альтернатив как основа принятия управленческих решений. Влияние анализа управленческих альтернатив на качество принимаемых решений.

Характеристика основных и вспомогательных методов анализа управленческих альтернатив. Сравнение как основной метод при оценке различных направлений деятельности предприятия. Индексный, балансовый, графический методы. Методы цепных подстановок, элиминирования, функционально-стоимостной и факторный анализ, экономико-математические методы.

Приемы сводки и группировки, расчета абсолютных, относительных и средних величин, динамических рядов, сплошных и выборочных наблюдений, детализации, обобщения и др.

Логические и формализованные методы анализа управленческих альтернатив.

Применение различных методов и приемов анализа управленческих альтернатив в практической деятельности предприятия. Их влияние на качество управленческих решений и эффективность управления.

Тема 17. Эффективность управленческих решений

Решения как инструмент изменений в функционировании и развитии современной организации. Влияние управленческих решений на результаты деятельности организации.

Сущность эффективности управленческих решений. Экономическая и социальная эффективность решений. Количественные и качественные показатели эффективности.

Методологические подходы к оценке эффективности решений. Результативность работы организации и результативность аппарата управления, их взаимосвязь и взаимозависимость. Статическая и динамическая оценка эффективности управленческих решений.

Основные составляющие оценки эффективности управленческих решений. Система частных и обобщающих показателей эффективности принятия и реализации решений. Признаки эффективного управленческого решения и их характеристика.

Приемы повышения эффективности управленческих решений.

Система показателей экономической и социальной эффективности управленческих решений на предприятии. Разработка системы частных и обобщающих

показателей эффективности принятия и реализации решений для конкретного предприятия. Оценка экономической и социальной эффективности конкретного управленческого решения.

Пути повышения эффективности управленческих решений на предприятии.

Тема 18. Контроль реализации управленческих решений

Сущность и роль контроля в процессе управления. Задачи, решаемые посредством контроля реализации управленческих решений.

Виды контроля и их характеристика.

Характеристики эффективного контроля управленческих решений.

Процесс контроля и его основные этапы: установление стандартов и выработка критериев контроля, измерение результатов, передача и оценка информации, осуществление необходимых корректировок, установление обратной связи.

Использование принципа обратной связи и совершенствование системы коммуникаций для вынесения наказаний и поощрений по результатам контроля реализации управленческих решений.

Требования, предъявляемые к построению системы контроля реализации управленческих решений в организации. Принципы Построения системы контроля в организации. Поведенческие и социально-психологические аспекты реализации и контроля управленческих решений.

Анализ процедуры контроля реализации управленческих решений на предприятии. Разработка эффективной системы контроля реализации управленческих решений для конкретной организации. Совершенствование системы коммуникаций в целях эффективной реализации решений.

Тема 19. Ответственность за принятие и реализацию управленческих решений

Сущность и значение несения ответственности при принятии и реализации управленческих решений. Ответственность и обязанность как неотъемлемые атрибуты управления.

Виды ответственности и их характеристика. Внутриорганизационная ответственность: профессиональная, дисциплинарная, административная, экономическая.

Условия их несения и практической реализации.

Внешняя ответственность: юридическая, политическая, социальная, этическая, экологическая. Особенности их проявления и реализации.

Виды и формы поощрений и наказаний, условия их применения и сравнительная эффективность. Возможная халатность и условия возникновения обязательств по возмещению причиненного ущерба.

Роль личности менеджера в организации процедуры контроля и несения ответственности за принятие и реализацию управленческих решений в организации.

Анализ построения системы ответственности за принятие и исполнение решений в конкретной организации. Оптимизация системы несения ответственности и повышение эффективности реализации управленческих решений в организации.

Тема 20. Лицо, принимающее решение и его информационное обеспечение (ЛПР)

Содержание понятия «лицо, принимающее решения»

Роль и место ЛПР в развитии организации

Особенности психической организации ЛПР и стили управления

Информационное обеспечение ЛПР.

11. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ НЕКОТОРЫХ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ

Тема 2. Типология и качество управленческих решений

Введение

1. Классификация и характеристика управленческих решений.

2. Анализ факторов формирующих качество управленческих решений.

3. Оценка типологии и качества управленческих решений в организации.

Заключение

Список литературы

Приложения

Тема 5. Организация процесса разработки управленческих решений

Введение

1. Общая характеристика процесса разработки управленческих решений.

2. Содержание этапов процесса разработки управленческих решений.

3. Анализ и оценка процесса разработки управленческих решений в организации.

Заключение

Список литературы

Приложения

Тема 9. Влияние внешней среды на разработку и реализацию управленческих решений

Введение

1. Общая характеристика внешней среды и ее влияние на принятие и реализацию управленческих решений.

2. Анализ факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия.

3. Решение конкретной управленческой задачи с учетом влияния внешних факторов.

Заключение

Список литературы

Приложения

Тема 13. Моделирование процесса разработки управленческих решений

Введение

1. Общая характеристика моделирования процесса разработки управленческих решений.

2. Анализ этапов процесса построения моделей.

3. Практические аспекты моделирования управленческих решений в организации.

Заключение

Список литературы

Приложения

Тема 14. Методы принятия управленческих решений

Введение

1. Сущность и классификация методов принятия управленческих решений.

2. Характеристика осиновых методов принятия управленческих решений.

3. Применение различных методов для решения конкретных управленческих задач организации.

Заключение

Список литературы

Приложения

Тема 17. Эффективность управленческих решений

Введение

1. Характеристика экономической и социальной эффективности управленческих решений.

2. Методологические подходы к оценке эффективности решений.

3. Разработка системы повышения эффективности управленческих решений на предприятии.

Заключение

Список литературы

Приложения

Тема 18. Контроль реализации управленческих решений

Введение

1. Сущность и содержание контроля реализации управленческих решений.

2. Характеристика процедуры контроля реализации решений.

3. Анализ системы контроля реализации управленческих решений и повышение эго эффективности на предприятии.

Заключение

Список литературы

Приложения

Список литературы

Приложения

12. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс РФ. Части I и II. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 560 с.

2. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения: теория и технологии принятия: Учебник. - М.: Проект, 2004. - 304 с.

3. Бирман Л.А. Управленческие решения: Учеб. пособие. - М.: Де-ло, 2004. - 208 с.

4. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: Ассоциа-ция авторов и издателей. ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 1998.

5. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. - М.: Фин-пресс, 2000. - 1056 с.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Эко-номистъ, 2004. - 528 с.

7. Воробьев С.Н., Уткин В.Б., Балдин К.В. Управленческие реше-ния: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 317 с.

8. Глухов В.В., Медников М.Д., Коробко С.Б. Математические ме-тоды и модели для менеджмента. - СПб: Лань, 2000.

9. Глущенко В.В., Глущенко И.И.. Разработка управленческого ре-шения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирова-ния экспериментов. - г.Железнодорожный: ТОО НЦП "Крылья, 1997. – 400

10. Дафт Р.Л. Менеджмент / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003. - 832 с

11. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2002. - 282 с

12. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. - М.: Вильямс, 2004. - 432 с.

13. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература, 1998. - 288с

14. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений: Учебник. - М.: Логос, 2002

15. Лафта Дж.К. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, 2004. - 592 с

16. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации: Учеб-ное пособие. - М.: Русская Деловая Литература, 2002. - 320 с.

17. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. - М.: Дело, 2002. - 392с.

18. Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении: Учеб. посо-бие. - М.: Дело, 2004. - 400 с

19. Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 591 с.

20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2004. - 800 с.

21. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Лагоши. - М.: Финансы и стати-стика, 2001. - 224 с.

22. Основы теории управления: Учеб. пособие / Под ред. Б.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560 с.

23. Попов В.М., Ляпунов С.И., Филиппов В.В., Медведев Г.В. Ситуационный анализ бизнеса и практика принятия решений: Учеб-ное пособие для вузов. -М.: Кино Рус, 2001. - 384с

24. Рапопорт Б.М. Оптимизация управленческого решения. - М.: ТЕИС, 2001.

25. Ремеников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

26. Синюк В.Г., Шевырев А.В. Использование информационно-аналитических технологий при принятии управленческих решений: Учеб. пособие. - М.: Экзамен,2003. - 160 с.

27. Смирнов Э.А. Управленческие решения: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 264с.

28. Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: Учеб. пособие. - СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2004. - 480 с.

29. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. Б. Мильнера и. Ф. Лииса. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 586 с.

30. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 208с.

31. Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. - М.: ИНФРА-М, 1998.

32. Эддоус М., Стенфилд Р. Методы принятия решений. - Аудит, ЮНИТИ, 1999.

33. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под ред. А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 295 с.

34. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учебное пособие. - М.: Издательский дом "Дашков и К", 1999. - 292с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для выполнения курсовых работ

    Методические рекомендации
    Задания и методические указания по выполнению курсовой работы составлены в соответствии со стандартом базового высшего образования и учебной программой курса «Экономика».
  2. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине Анализ и диагностика

    Методические рекомендации
    Провести экспресс-анализ финансового состояния компании для получения общего представления о финансовом положении объекта анализа на базе форм внешней бухгалтерской отчетности.
  3. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по основам менеджмента для студентов 3 курса заочной формы обучения

    Методические рекомендации
    Методические указания к выполнению курсовой работы по курсу «Основы менеджмента» (для студентов 3 курса заочной формы обучения спец. 7.050107 ЭПГХ, 6.
  4. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Инвестиционный анализ и инвестиционные риски» для студентов IV курса дневного отделения

    Методические рекомендации
    Оценка инвестиционного проекта и рисков, связанных с его реализацией производится в развернутом бизнес-плане инвестиционного проекта. В самом общем смысле под бизнес-планом понимается документ, содержащий в структурированном виде
  5. Методические рекомендации к выполнению курсовых работ специальность (060400) 080105. 65 «Финансы и кредит»

    Методические рекомендации
    1.1. Написание и защита курсовых работ – важнейшая форма самостоятельной учебной и научной работы студентов, осуществляемая под руководством преподавателя.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «управленческие решения» для студентов специальности 080507 «Менеджмент»

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей.

Другие похожие документы..