Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В нижеследующей статье Заслуженный деятель науки РФ, профессор, член-корреспондент РАН А.А.СИДОРОВ затрагивает весьма важные философско-мировозренческ...полностью>>
'Урок'
- распределить народы РФ по языковым семьям и группам: татары, белорусы, адыгейцы, чуваши, русские, карелы, чеченцы, калмыки, башкиры, украинцы, якуты...полностью>>
'Темы рефератов'
Соколова Е. Экспорт древесины. Нелегальные и официальные технологии, объемы и тенденции.Малкина Управление качеством окружающей среды....полностью>>
'Реферат'
Бородинское поле славы может служить примером добровольчества, великого служения Отечеству, патриотическому порыву и высоким нравственным принципам. ...полностью>>

Литература (1)

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Областное государственное учреждение

Среднего профессионального образования

«Татарское педагогическое училище»

Выпускная квалификационная работа

Развитие творческой личности ребенка на музыкальных занятиях в учреждении дополнительного образования как условие формирования музыкальной культуры детей.

Выполнила студентка 4 курса

401 группы

Негода Анастасия Владимировна

Специальность 050710

Педагогика дополнительного

образования в области музыки

Руководитель преподаватель

методики музыкального образования

Еременко Ирина Юрьевна

Работа допущена к защите

«____»______»2009г.

Работа защищена

«____»______»2009г.

С оценкой

Татарск

2009 год

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

Глава 1. Проблема творчества в отечественной психологии........7

Глава 2. Развитие творческой личности

2.1. Общие направления развития творческой личности……….15

2.2. Теория музыкального воспитания…………………………...28

2.3. Технология музыкального развития детей в учреждении

дополнительного образования………………………………39

Глава 3. Развитие творческой личности на музыкальных занятиях

в учреждении дополнительного образования……………………47

Заключение…………………………………………………………58

Литература………………………………………………………… 59

Приложение…………………………………………………………61

Введение

« Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других».

К.Станиславский.

Говорить о развитии творческих способностей детей в нашем образовании актуально, но неоригинально. Необходимость творческих людей в различных сферах народного хозяйства, торговли и политики – не только требование времени, но и та угадываемая многими спасительная соломинка, которая может вытащить родную страну из кризиса.

Креативность (особая творческая активность) наших соотечественников возможно, единственный неизрасходованный ресурс нашей экономики, на наличие которого все мы уповаем. Отсутствие больших капиталовложений при возможности получить существенную прибыль от внедрения творческих идей делает развитие креативности актуальнейшим предметом психолого – педагогических исследований.

К тому же мы инстинктивно верим, что наши люди, наши дети, безусловно, творчески одарены.

Ещё более естественно ожидать развития творческого потенциала детей в процессе обучения музыке. Эти ожидания опираются на несколько теоретических концепций. Одна из них состоит в том, что феномен творчества рассматривается в единстве четырёх аспектов: креативной среды, креативного процесса, креативного продукта и креативной личности. Согласно этим концепциям музыкальное дополнительное образование способно создать креативную среду, важнейшей составляющей которой является индивидуальность обучения, сочетающая любовь и требовательность – главные дрожжи развития творческих способностей и музыкальной культуры детей.

Творчество в музыкальном образовании очевидно и раскрывается в процессе обучения музыке, но развитие музыкальной культуры детей должно проявляться не только в процессе музицирования, но и в других областях деятельности.

Творчество бескорыстно, беспричинно и не всегда целенаправленно. Обычная массовая школа не готова дать пищу этому независимому, оригинальному уму. Нет выхода этому артистизму, мастерски пародирующему преподавателей и оттачивающему остроумие на одноклассников. Невостребованные творческие способности часто вредят их обладателям, заставляя впадать в детство. Творчество, как обоюдоострый меч, требует умелого обращения. Потому одной из основных задач интеграции основного и дополнительного образования должна стать действительная, а не на словах, реализация творческого потенциала детей, аккумулированного в музыкальном образовании. Опыт музыкальных школ, студий, домов творчества и школ искусств не может быть непосредственно перенесён в систему общего образования.

Большой вклад в развитие исследования творческой личности внесли такие ученые, как Лев Семенович Выготский, Александр Афанасьевич Потебня, Дмитрий Николаевич Овсянико–Куликовский, Николай Григорьевич Рубинштейн, Борис Михайлович Теплов, Николай Александрович Бердяев, Александр Шамильевич Мелик–Пашаев, Алексей Александрович Простецкий, Дмитрий Борисович Богоявленский.

Таким образом, развитие творческой личности на музыкальных занятиях и формирование музыкальной культуры детей в дополнительном образовании, имеет важное место в познании и развитии детей. Поэтому темой нашего исследования является «Развитие творческой личности ребёнка на музыкальных занятиях в УДО как условие формирования музыкальной культуры детей».

Объект исследования: процесс развития творческой личности.

Предмет исследования: психолого – педагогические условия творческой деятельности.

Цель исследования: определить технологию развития творческой личности на музыкальных занятиях.

Задачи:

  1. Изучить психолого-методическую литературу по проблеме;

  2. Выявить особенности музыкальной культуры как части общей культуры;

  3. Определить особенности технологии музыкального развития детей в УДО;

  4. Подобрать задания для развития творческих способностей детей на музыкальных занятиях;

  5. Разработать методические рекомендации по вовлечению в творческий процесс детей на музыкальных занятиях.

Гипотеза: если вовлекать детей на музыкальных занятиях в творческий процесс, то это будет способствовать формированию музыкальной культуры детей.

Методы исследования:

1. Теоретические;

2. Диагностика творческого развития детей

3. Практическое исследование проблемы.

Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух теоретических частей, практической части, литературы и приложения. Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по включению детей в творческий процесс на музыкальных занятиях в УДОД.

Глава 1. Проблема творчества в отечественной психологии.

Поиск истоков, объясняющих природу творчества, неизбежно приводит к философским основаниям этого процесса. Среди работ многих философов, пытавшихся объяснить природу и предназначение творчества в жизни человека, мы особо становимся на концепции выдающегося русского философа Николая Бердяева, для которого тема творчества и творческого призвания человека являлась, по его собственным словам, основной темой его жизни.

Под творчеством Николай Бердяев понимал не создание культурных продуктов, «а потрясение и подъём всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию… творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общественный, космический и социальный характер. Творчество в мире возможно потому лишь, пишет Бердяев, что мир творим, то есть творён. Мир не сотворённый, не знавший творческого акта прибыли и прироста бытийственной, мощи не знал бы ничего о творчестве и не был бы способен к творчеству.

Современная гуманистическая психология вслед за Николаем Бердяевым говорит о трансцендентной сущности человека, то есть генетически заложенной в нем способности постоянно выходить за пределы своего собственного существования, невозможностью человека ограничиться удовлетворением только своих биологических потребностей, касающихся еды и продолжения рода.

Книга Николая Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» раскрывает предложенный им принцип «антроподицеи» - оправдание человека в творчестве и через творчество.

Основатель отечественной школы психологии Л.С. Выготский рассматривал жизнь и непрерывный процесс творчества, «постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и передвижение является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперёд к чему–то новому».

Предшественниками Л.В. Выготского в исследовании проблем художественного творчества в отечественной психологии были А.А. Потебня и Д.Н. Овсянико-Куликовский, которых он часто упоминает в своей работе «Психология искусства».

А.А. Потебня, изучает процессы творчества, установил, что движущей силой развития личности и причиной всякого творчества является стремление человека к истине и самовыражению, а окристаллизованная духовность в произведениях искусства снабжает людей силой, освещающей человечеству путь к самосовершенствованию.

Д.В. Овсянико-Куликовский отмечал, что искусство способствует интимному пониманию людей друг друга, помогает объяснять жизнь, возбуждает вопросы нравственного создания и дает представление о человеческих идеалах.

Творчество – создание новых комбинаций на основе элементов прошлого опыта. В работе «Психология искусства» Л.С. Выготский приводит мысль А.Ф. Лазурского о том, что уже во время чтения и тотчас после него «наступает в уме распадение прочитанного отрывка, комбинация различных его частей с находившимися ранее в уме запасом мыслей, понятий и представлений». В отечественной психологии разработка проблем творчества помимо Н. Бердяева и Л.С. Выготского связана с именами С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Я.А. Понамарёва, А.М. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева, Н.А. Дружинина и других. В этих исследованиях отмечается интегративный характер творчества, в котором присутствует неразрывность творческого, эмоционального, интеллектуального и личностного начала.

Подход к творчеству как к интегральному явлению в полной мере был осуществлен в исследованиях А.М. Матюшкина, выдвинувшего концепцию одаренности как общей психологической предпосылки для творческого развития. В соответствии с этой концепцией наиболее важной характеристикой творческого человека является его огромная потребность в познании, которая превосходит все его другие потребности и виды мотивации. И у детей и у взрослых это проявляется в неустанной поисковой активности, а высокой чувствительности ко всему, что помогает обнаружению нечто нового в обычном. Эта не насыщаемая духовная потребность в новизне и в новых знаниях далеко превосходит по своей силе активность, направленную на удовлетворение материальных потребностей.

Открытие нового в любой сфере жизни выражается в преодолении сложившихся привычных стереотипов подходов к решению проблемы. Решение «нерешаемой» проблемы составляет подлинный акт творчества. Он характеризуется проявлением оригинальности и необычности, составляющих непременный структурный элемент подлинного творчества. Оригинальность и необычность выражают степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения задачи.

Это определяется:

  • Преобразованием заданной творческой проблемы в собственную проблему;

  • Новой собственной позицией по отношению к решаемой проблеме;

  • Отказом от стандартных, «очевидных» гипотез.

Творческая одаренность помимо оригинальности выражается и в более быстром обнаружении правильного решения. Большую роль в этом играет способность к предвосхищению и прогнозированию, хорошее предвидение каждого последующего шага решения, четкое прогнозирование его последствий. Дальновидность такого прогнозирования обеспечивает возможность более быстрого решения. Потому не случайно, что и в концепциях зарубежных исследователей творческой одаренности, в частности американского психолога Е. Торренса, прогнозирование является интегральной характеристикой творческого процесса. В отечественной психологии универсальное значение прогнозирования было впервые открыто Н.А. Бернштейном по отношению ко всем целенаправленным актам поведения. Благодаря открытой им значимости способности человека к прогнозированию в современной психологии было разработано большое число диагностических методов для изучения способностей. Другим важным показателем творческой одаренности является способность к оценке. Принципиальное значение оценочной функции на основе формирования перцептивных, интеллектуальных, эмоциональных эталонов было сформировано А.В. запорожцем. Все сложные психологические структуры выполняют роль измерителей, мерок, с помощью которых человек оценивает окружающий мир, других людей и самого себя. Способность к оценке включает и возможность понимания в развитии, как собственной мысли, так и чужих мыслей, действий и поступков. Она же обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности творческого человека в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконфортность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

Таким образом, согласно исследованиям А.М. Матюшкина, для творческой личности оказались свойственны такие черты, как:

  1. Доминирующая роль познавательной мотивации;

  2. Исследовательская активность, выражающая в стремлении к обнаружению нового, в постановке и решении проблем;

  3. Способность к достижению оригинальных решений;

  4. Способность к прогнозированию и предвосхищению;

  5. Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Все вместе эти способности составляют единую структуру творческой одаренности, проявляющуюся на всех уровнях индивидуального развития человека.

В исследованиях другого ведущего отечественного психолога в области творчества – Я.А. Пономарева на основе обзора большого количества отечественных и зарубежных исследований была представлена классификация последовательности этапов творческого процесса. Несмотря на различия в подходах, эти этапы выстраиваются в следующей последовательности.

  1. Сознательная работа, связанная с накоплением фактов, наблюдений, впечатлений.

  2. Инкубационный период, связанный с созреванием идеи в сферах бессознательного.

  3. Вдохновение – процесс, связанный с переходом бессознательного решения в сферу сознания. Сначала – в виде гипотезы, принципа, замысла.

  4. Сознательная работа, связанная с развитием идеи, ее окончательным решением, вербализацией, оформлением и проверкой.

В исследованиях Д.Б. Богоявленской было установлено, что наиболее важной характеристикой творческого процесса является интеллектуальная инициатива. Под ней понимается продолжение интеллектуальной активности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы.

В исследованиях В.А. Простецкого имеется важная для понимания психологии творчества мысль о том, что на начальном этапе развития оно часто оказывается подражательным. «Творческая деятельность, имея на первоначальных стадиях в значительной мере подражательный характер, постепенно освобождается от власти подражания и становится в подлинном смысле творчеством». Линия развития творчества имеет следующие этапы.

  1. Подражание, копирование.

  2. Творческое подражание.

  3. Подражательное творчество.

  4. Подлинное творчество.

В.А. Моляко, обобщая данные многих исследований, выявила следующие составляющие творческой личности:

  • Задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;

  • Интересы, их направленность, частота и систематичность проявления, доминирование познавательных интересов;

  • Любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;

  • Быстрота в усвоении новой информации, образовании ассоциативных массивов;

  • Склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего отбора;

  • Проявление общего интеллекта – схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;

  • Эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д.;

  • Настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;

  • Творческость – умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п.;

  • Интуитизм – способность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

  • Сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

  • Способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиске выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций.

В работах Е.С. Громова, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской успешно исследуется процесс преобразования духовного и житейского опыта человека в художественные образы произведений искусства. Особые состояния сознания, возникающие при этом, имеют не мистические, а вполне объяснимые с точки зрения современной психологии закономерности, имеющие основания в комбинаторике, аллегории, гиперболе, метафоре, типизации, агглютинации.

Только в процессе творчества человек может осуществлять свой личностный рост, становиться как бы выше себя и открывать в себе новые возможности. В этом проявляется трансцендентальная сущность человека, его способность выходить за пределы самого себя в процессе своего творчества

Выводы по 1 главе.

Творчество в отечественной психологии является очень важной проблемой, большое количество исследователей работают над этой проблемой. Изучая процессы творчества, установлено, что движущей силой развития личности и причиной всякого творчества является стремление человека к истине к самовыражению, а духовность в произведениях искусства снабжает людей силой, освещающей человечеству путь к самосовершенствованию. Для понимания психологии творчества существует, мысль о том, что на начальном этапе развития оно часто оказывается подражательным. В своих исследованиях Алексей Александрович Простецкий пишет, что «Творческая деятельность, имея на первоначальных стадиях в значительной мере подражательный характер, постепенно освобождается от власти подражания и становится подлинным смысле творчеством». Только в процессе творчества человек может осуществлять свой личностный рост, становиться как бы выше себя и открывать в себе новые возможности. В этом проявляется высокая личность и сущность человека, его способность выходить за пределы самого себя в процессе творчества.

Глава 2. Развитие творческой личности.

2.1. Общие направления развития творческой личности.

Найди, где твои корни, и не суетись

насчет других миров.

Торо.

В общем виде современные методы развития творческой личности в области искусства могут быть представлены как органический синтез многих научных психологических школ и направлений, дающих возможность активно вести человека по пути личностного роста.

Система воспитательных воздействий (теоретическая модель) предполагает процесс развития от более простых творческих проявлений личности к более сложным. За основу предлагаемого подхода автором взята концепция биосинтеза, разработанная Дэйвидом Боаделла на основе закономерностей развития эмбриона из трех зародышевых лепестков – эндодерма, мезодермы и эктодермы.

Из эндодермы развиваются органы дыхания и пищеварения. Из мезодермы – кости, мышцы и кровеносная система. Из эктодермы – кожа, нервы, органы чувств и мозг. Гармоничное развитие достигается в том случае, если все системы организма работают свободно и согласованно. Однако при своем развитии лепестки зародыша могут оказаться скованными мышечными панцирями, что ведет к нарушению умственного, физического и психологического здоровья.

Для того чтобы развитие личности происходило гармонично, необходима соответствующая подпитка всех органов движения и чувств через включение растущего человека в различные виды деятельности. Лучше всего для этого подходят разнообразные виды художественной деятельности – хореография, музыка, литература, изобразительное искусство. Эти виды деятельности способны интенсивно развивать познавательные психические процессы и одновременно с этим выводить развивающуюся личность за пределы организмического существования, придавая ей трансцендентный характер, необходимость которого утверждает современная гуманистическая психология.

Застой в развитии личности и следующий за этим невроз развивается как нарушение интеграции между мыслями, чувствами и поступками. Цель эстетического воспитания – гармонизация деятельности всех сфер жизнедеятельности, личностный рост учащегося через формирование у него способности не изменять себе, быть адекватным своим глубинным потребностям и чувствам и при этом уметь соответствовать требованиям внешней ситуации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Литература и медицина: трансформация образа врача в русской литературе XIX века

    Литература
    В статье обобщаются ключевые представления о врачах и медицине в русской литературе XIX века, показано взаимное влияние литературы и общественной жизни, литературы и медицины.
  2. Литература об Армии и для Армии. Термином «литература»

    Литература
    Термином «литература» обычно обозначают художественную литературу. С этой точки зрения произведения изящной словесности, повествующие о ратной службе воинского коллектива или отдельного воина, будь то душа или другое драматическое
  3. Литература XX века Учебники: В. В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведаний. В 2 ч. Ч./ В. В. Агеносов и др

    Литература
    Учебники: В.В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведаний.- В 2 ч. Ч./ В.В. Агеносов и др., Под ред. В.В. Агеносова.
  4. Литература [zaiceva. распечатано: 11 2012 11 2012, 61762. doc ] Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы

    Литература
    Главнейшая цель школы — подготовить каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. «Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой
  5. Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения слово как единица языка и речи,

    Литература
    Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру
  6. Литература предвозрождения

    Литература
    Предвозрождение (или Проторенессанс) — переходный пери­од между Средними веками и эпохой Возрождения. А.Ф.Лосев, посвятивший в своей «Эстетике Возрождения» большой раздел Проторенессансу, называет философской основой этого явления

Другие похожие документы..