Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Игры разума" - драма, которая не может оставить ни одного человека равнодушным. Фильм основан на реальных событиях из жизни настоящего гения в ...полностью>>
'Документ'
На протяжении десятилетий украинская литература создавалась не только в Украине, но и во многих странах, где издавна расселялись и жили украинцы. Пои...полностью>>
'Программа'
Трансфер и размещение в отеле в центре Рима . Пешеходная прогулка с русскоговорящим сопровождающим по району Трастевере – одному из старейших квартало...полностью>>
'Документ'
Радикальні перетворення, що відбуваються в останні роки в політичному й економічному житті України, її соціальній сфері, висунули на перший план необ...полностью>>

Мировая художественная культура (1)

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Егорова М.А., Матвиенко Л.В.

Мировая художественная культура

Конспекты лекций

Магнитогорск,

2010

Оглавление

Мировая художественная культура 1

Оглавление 2

2.1. Введение в художественную культуру 3

2.2. Искусство в системе художественной культуры. Морфология искусства. 6

2.3. История художественной культуры: художественная культура первобытного общества. 26

2. 4. Художественная культура Древнего Востока 48

2.5. Художественная культура Античности 65

2. 6. Художественная культура Средневековья 90

2.7. Художественная культура Древней Руси 101

2. 8. Художественная культура эпохи Возрождения 144

2.9. Художественная культура эпохи «барокко» 164

2.10. Эпоха Просвещения. Основные тенденции в искусстве 181

2.11. Художественная культура России XYIII века 202

2. 12.Западноевропейская художественная культура XIX века. 226

2.13. Художественная культура России Х1Хв 243

2.14. Художественная культура XX века: течения, направления, стили 277

2.1. Введение в художественную культуру

Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественной формами деятельности. Однако ни одна из них не является только и чисто материальной, другая - только и чисто духовной, третья - не материальной и не духовной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы, а в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Суть дела, однако, в том, что в данных слоях культуры соотношение материального и духовного начал диаметрально противоположно: материальная культура материальна по способу своего функционирования и своему содержанию, духовная культура в этих отношениях духовна. В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье, ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются, взаимно отождествляются. Художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной деятельности человека материальное воплощение результатов работы его мышления, но как мышление в материале. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком другого вида искусства.

Художественная культура - это совокупность художественных ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. В качестве синонима иногда употребляется понятие «искусство».

В художественную культуру входят, одновременно определяя ее специфику:

  • совокупность наличных художественных ценностей, унаследованных от предшественников и выступающих в качестве предпосылки воспроизводства и развития художественной культуры;

  • комплекс художественных ценностей данной исторической эпохи, отождествляемый с нею ( например, искусство эпохи Перикла - Греция У в. до н. э., художественная культура пореформенной России Х1Х в.);

  • набор сформировавшихся и сознательно принятых норм и «технологий», канонизированных в «священных» образцах, декларированных в манифестах и программах, теоретически осмысленных и представленных в методе художественного творчества;

  • группы непосредственных творцов художественных ценностей - художников, объединенных по профессиональным или идейным принципам в корпорации, братства, кружки (например, «Могучая кучка» в России, прерафаэлиты в Англии);

  • понимающая и ценящая искусство публика, контингент которой в зависимости от социально-классовой структуры общества может ограничиваться «салоном» или совпадать с народом;

  • система эстетических ценностей, обеспечивающая понимание искусства.

Исторически художественная культура развивается как система конкретных видов искусства, в которых многообразие реального мира предстает во всем своем многообразии.

Функции искусства:

  • общественно - преобразующая;

  • познавательно - эстетическая;

  • художественно - концептуальная;

  • функция предвосхищения;

  • информационно - коммуникативная;

  • воспитательная.

Вид искусства - это устоявшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и образ, наполненный определенным идейно-эстетическим содержанием.

Начиная с ХУ111 в. эстетическая мысль бьётся над постижением тех принципов, которые обуславливают видовое членение художественно-творческой деятельности, пытаясь рассмотреть искусство как систему видов, а не набор случайно образовавшихся и механически сосуществующих форм творчества. Данная проблема до сих пор не может считаться решенной. Например, американский теоретик Т. Манро к видам искусства относил не только литературу, живопись, хореографию и т.д., но и животноводство, пластическую хирургию, косметику, парфюмерию, кулинарию, изготовление вин, татуировку и т.д., всего он насчитывал около 400 видов. Подобное расширение границ искусства имеет давнюю традицию. Так, Абу-Насра Моххаммед Фараби (870 - 950 гг.) к искусствам причислял ткачество, медицину, риторику и т.п. На самом деле - это есть не собственно художественное творчество, а разные способы, формы и сферы освоения мира, в которых есть и эстетический элемент, так как они основываются не только на законах целесообразности, но и на законах красоты.

Художественное развитие человечества включает в себя два встречных процесса. С одной стороны, из синкретического, нерасчлененного существования искусства образуются отдельные виды искусства, с другой - идет обратный процесс синтеза искусств.

2.2. Искусство в системе художественной культуры. Морфология искусства.

По общему для всех способу материального бытия к пространственным искусствам относят: архитектуру, декоративно-прикладное искусство, скульптуру, живопись, графику. Все они оперируют объемно - пластическими материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их также называют искусствами пластическими. Вместе с тем семиотическая, знаковая природа этих искусств разная, они «говорят на разных языках».

Архитектонические искусства (архитектура, декоративно - прикладное искусство, дизайн) ничего конкретно не изображают; художественный образ мира строится здесь на неизобразительных путях. Вследствие этого мысли, чувства, настроения и переживания людей, смысл вещей они передают косвенным, ассоциативным путем.

В изобразительных искусствах (скульптуре, живописи, графике) сам принцип создания художественной формы строится на изображении. Важно, что непосредственно они изображают не впечатления о предметов ( как например, литература), а подобия самих предметов в их конкретно - чувственном, зримом бытии.

Качественными характеристиками пространственных искусств является их предметность, «вещность», пространственность. А также их «непроцессуальность», «статичность».

Архитектонические искусства.

Архитектура( от греч - строитель) - вид искусства, целью которого является создание сооружений отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая и их эстетические потребности. «Архитектура есть некая среда, в которой человечество существует, которая противостоит природе и связывает человека с природой, среда, которую человечество создает, чтобы жить, и оставляет потомкам в наследство, как улитка раковину - иногда жемчужную. Разница только в том, что у раковины жемчужина - результат болезни, а подлинная архитектура - результат здоровья и огромной созидательной силы человечества».

Наряду с ткачеством и изготовлением орудий, живописью и пластикой, архитектура является древнейшем из человеческих умений. Как область искусства архитектура оформляется в культурах Месопотамии и Египта. Как авторское искусство архитектура складывается к У в. до н.э. в античной Греции. К 1 в. складывается самостоятельный по отношению к другим искусствам круг теоретического знания об архитектуре. Новый импульс теория архитектуры получает в эпоху Возрождения (трактаты Альберти, Палладио). В ХУ11 и ХУ111 вв. теория и практика архитектуры становится ведущей дисциплиной в академиях художеств, включается в ряд изящных искусств, занимая в нем ведущее место. В Х1Х в. архитектура переживает кризис как вид искусства: внешняя форма отделяется от структуры сооружения, что ведет к эклектическому декоративизму. В современный период архитектура занимает промежуточное положение между градостроительным проектированием, техническим проектированием, дизайном и собственно художественной деятельностью.

Архитектура более, чем другие виды искусства связана с внехудожественными, утилитарными формами практической деятельности. По этой причине некоторые исследователи суть архитектуры сводили к ее утилитарной функции. Другие, особенно в новое и новейшее время, полагали, что суть ее чисто инженерная и главное здесь - техника, конструкция, расчеты. Наконец, существует мнение, что смысл зодчества не в самой материальной конструкции, а в том, что делает его произведением искусства.

В архитектуре органически взаимосвязаны функциональное (польза), инженерно-конструктивное (прочность), эстетико-художественное (красота) начала.

Функциональная сторона архитектуры. Основная функция архитектуры - служить «оболочкой» для жизни и деятельности людей. Появление тех или иных сооружений направлено на удовлетворение биологических потребностей людей (в сне, защите от непогоды, холода, солнечного излучения, укрытии и т.д.). Вместе с тем различные типы сооружений - крестьянская изба, мельница дворец, здание фабрики порождены развивающимися социо-культурными потребностями различных групп и народов. Критерием оценки функциональных достоинств архитектурного сооружения служит мера его соответствия нормам семейного и общественного быта (природно-климатическим условиям, способу хозяйственной деятельности, общественным институтам, стереотипам поведения и общения людей).

Функциональная сторона архитектуры хорошо прослеживается уже в итоговом продукте проектирования - замысла - в чертежном плане, поэтому знакомство с тем или иным произведение зодчества лучше всего начинать с плана сооружения, позволяющим представить то, какие причины и цели вызвали постройку, какая жизнь в ней протекала.

Инженерно - конструктивная сторона архитектуры должна обеспечивать ей прочность, стабильность, экономичность. Поскольку прочность в разные культурные эпохи обеспечивалась по разному, постольку конструктивно-материальная сторона архитектуры оказывалась исторически изменчивым фоном.

Материально-конструктивная система архитектуры не только обеспечивает прочность сооружения, но и является важнейшим средством создания художественного образа. Специфическая работа конструкций и материала в этом плане выражается понятием «тектоника». Чисто строительные формы становятся тектоническими, когда они включаются в единую систему, формирующую художественный образ на основе выявления структурных особенностей и работы материала данных конструкций.

Художественная сторона архитектуры. Художественный образ здания архитектор всегда соотносит с его назначением, функцией, с выразительными качествами материалов, логикой конструкций.

Язык архитектуры.

  • Одним из самых древних и очевидных способов организации архитектурной формы явилась симметрия или асимметрия.

  • Не менее важен и ритм в создании произведения зодчества, основанный на закономерной повторяемости в пространстве или во времени аналогичных элементов и отношений через соизмеримые интервалы.

  • Пропорции - закономерное соотношение частей между собой и целым. Соблюдение пропорций - одно из условий стройной композиции художественного произведения. Вместе с тем сознательное нарушение пропорций (деформация) используется в современном искусстве как прием для достижения художественной выразительности.

  • Силуэт архитектурного сооружения. Для сооружений важна вписанность в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.

  • Цвет здания, фактура поверхности материалов также являются выразительными средствами архитектуры.

  • Нельзя не отметить роль «частных» архитектурных форм в создании художественного образа. Органические (окна, двери, балконы, колонны, лоджии, ворота, ограды и др.) и дополнительные (капители, лопатки, каннелюры и т.д.) архитектурные детали позволяют уточнить масштабы, пропорции, подчеркнуть ритмические пассажи, организовать единство частей.

Дизайн - вид проектной междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Особенность дизайнерской деятельности состоит в специфически эстетическом способе целостного осмысления и формирования объектов.

В дизайне слиты воедино два направления творческих поисков - от функции к форме и от формы к функции. Методом дизайнерской деятельности является художественное конструирование, которое в качестве составной части входит в общий процесс конструирования промышленных изделий и имеет своей целью обеспечить удобство их эксплуатации, рациональность компоновки и высокий эстетический уровень. Основными формообразующими факторами в дизайне выступают соразмерность предмета человеку, комфорт при его использовании, простота обслуживания и другие эргономические (т.е. облегчающие использование предмета и создающие удобства человека) характеристики.

Главные средства выразительности в художественном конструировании, объектом которого служат предметы материального производства, - объем и пространство, образованные работающими конструкциями и механизмами, а также так называемая тектоника, пластическое выражение в форме изделия характера и особенностей материала и конструкции. Используются и другие средства выразительности и гармонизации, например, такие как, пропорции, ритм, контраст, фактура, цвет.

Согласуя проектируемые предметы между собой по функциональному назначению, форме цвету, размеру и другим характеристикам, дизайнеры формируют целостные и эстетически совершенные комплексы предметного окружения, позволяющие достигнуть необходимого комфорта для потребителей.

Возникновение дизайна связано с достаточно высоким уровнем развития массового производства, т.е. относится к концу Х1Х - началу ХХ в.

Декоративно - прикладное искусство - вид искусства, обслуживающий бытовые нужды человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности, несущий красоту в жизнь. Начиная с древности человек в создаваемых им изделиях не только удовлетворял свои насущные утилитарные потребности, но и творил также по «законам красоты».

Красота изделий декоративно-прикладного искусства достигается благодаря декоративности их формы, т.е. качественной особенности произведений искусства, определяемой его пластическим и колористическим строем, выступающей как форма выражения красоты. Древнейшим видом украшения является орнамент - узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие или являющийся его структурной основой.

Как вид художественного творчества декоративно-прикладное искусство окончательно складывается при выделении ремесла в самостоятельную отрасль производства. Дальнейшие общественное разделение труда уже на стадии мануфактуры привело к тому, что польза и красота, функция и украшение производимых предметов стали заботой разных специалистов. До промышленного переворота весь продукт выполнялся вручную мастером и его подмастерьями - кузнецами, гончарами, швеями, которые и были основоположниками искусства в момент его отделения от ремесла. В период машинизации промышленности, для того, чтобы изделия не были лишены эстетической ценности, приглашается художник, в функции которого входит не производство продукта в целом, а лишь его украшение: художник стал «прикладывать» свое искусство к готовому продукту.

С появлением дизайна как нового вида эстетической деятельности в сфере промышленного производства, успешнее решающего задачу удовлетворения массового спроса на предметы потребления, обладающие определенными эстетическими характеристиками, применение метода прикладного искусства, связанного с ручным трудом, ограничивается обычно созданием небольших серий изделий.

Декоративное искусство тесно связанно с оформлением архитектурного интерьера (декоративные росписи, декоративная скульптура, рельефы, плафоны, вазы и т.д.). В этом случае оно представлено в синтезе с другими искусствами, прежде всего с монументальным искусством. Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана непосредственно с украшением самого человека - художественно выполненная одежда и ювелирные украшения.

Декоративно-прикладное искусство классифицируется не только в функциональном плане, но и по другим основаниям: по материалу (металл, керамика, стекло и пр. Или более дифференцированно: серебро, бронза, фарфор, фаянс, хрусталь и т.д.) и по технологии (роспись, резьба, чеканка, литье и т.д.).

Виды и жанры изобразительного искусства.

Изображение как инструмент культуры распространено впечатляюще широко. Способность человека воспроизводить действительность похожим образом в отчужденной от него форме возникла еще в первобытную эпоху. Она была вызвана к жизни необходимостью удваивать и передавать в зримом виде важнейшую информацию о действительности, которую невозможно было вырабатывать, хранить и транслировать иным способом.

Художественное изображение не предполагает абсолютного сходства с оригиналом. «Только расхождение между зрительным образом предмета и его изображением способно сделать изображение выразительным, то есть включить в него духовное, эмоционально-интеллектуальное содержание. Ибо сходство, взятое само по себе, соотносит материальную форму изображения с материальной формой изображаемого предмета, и ничего духовного в таком «абсолютном» изображении нет и не может быть; поэтому оно нужно в некоторых культурных ситуациях - в научной модели, в рекламе, в документально-историческом музее военных фигур, но неприемлемо в искусстве. Степень «рассогласования» изображения и изображаемого образуют «зазор» в который духовное осмысление - переживание - оценка - истолкование - интерпретация - выражение отношения вторгается в изображение материальной предметности и делает его выразительным, так сказать «интонированным». (М.С. Каган. Жизнь изображения в культуре. - В кн. Советское искусствознание. - М.,1991, вып. 27, с. 364).

Живопись - вид изобразительного искусства, специфика которого заключается в представлении на плоскости при помощи красок образов действительности. Живопись один из древнейших видов искусства, восходящий к эпохе первобытнообщинного строя, свое всестороннее развитие живопись получила начиная с ХУ века, с распространением техники масляной живописи.

Живопись обладает общими чертами, характерными для всего семейства пространственных , пластических искусств. Вместе с тем она имеет некоторые специфические черты.

Предметом изображения в живописи является почти весь видимый мир. Ей подвластны не только художественные изображения живых существ, но и многие другие явления. Не имея возможности показывать развивающиеся во времени события, художник, как правило, стремиться выбрать изо всего явленного ему мира вещей и явлений наиболее сильное, концентрирующее весь характер действия событие. «Живопись, как и скульптура, передает живое и трепетное в статичном, общее - в конкретном зримом, в меняющемся - вечное, развертывающееся действие - в единовременном».

Специфические особенности живописи связанны с тем, что она запечатлевает оптические явления, подражая не столько самим вещам, сколько их изображению на сетчатке глаза. В отличии от скульптуры, которая отчасти связана со зрительным восприятием и кроме него включает осязание предметов, живопись полностью подчинена видимому зрению. Сила живописца определяется в значительной степени меткостью его зрительных восприятий, чувствительностью его сетчатки.

Живопись является иллюзией материи. Однако она не должна слепо копировать реальную действительность. Распространившиеся в Х1Х в. картины-обманки не являются нормой, правилом, образцом.

Важнейшим выразительным средством живописи является цвет. Для живописца объект видится через призму цвета при несомненной важности линий объема. Живописец мыслит в красках. Пластика цвета оказывается способной выразить все многообразие явлений, передает объем, окраску, свет, глубину, пространство. Живопись и образна, и декоративна. Двуединство живописного образа заключается в том, что красочные пятна служат украшением холста, связаны ритмом и гармонией с соседними пятнами и линиями, и вместе с тем каждое пятно замещает собою предмет. Этому соответствует и то, что каждый штрих, мазок выражается в картине в плоскостной форме и вместе с тем служит характеристике трехмерного предмета. Живописцы «переводят» на плоскость или выражают на плоскости трехмерный мир, и это в одинаковой степени относится и к новой живописи, которая стремится выразить впечатление пространственной глубины, и к живописи древнейшей, не знавшей перспективы.

Живописец работает с цветом, опираясь на определенные научные правила, постигая оптические законы. Вместе с тем, богатство цвета, наблюдаемого в действительности, художник сознательно претворяет в целостную цветовую гармонию, эмоционально одухотворяя и преображая видимое. В каждом отдельном живописном произведении образуется сложное и неповторимое взаимодействие красок, согласующихся по законам контраста, гармонии, дополнения. Взаимоотношение цвета в пределах одной картины, её цветовое единство называется колоритом.

Цвет, конечно, является «душой живописи», но он выступает в союзе с линией, Она ритмически организует пространство, долгое время линия даже подчиняла себе цвет. Цвет как бы раскрашивал предметы и поверхность, заполняя отведенные ему линией места, Потом он раскрыл полностью свои эмоциональные возможности и сам подчинил себе линию.

Созданию целостного, законченного полотна предшествует разработка его композиционного построения. Композиция - значимое соотношение частей художественного произведения, причем разрабатывается не только композиционное расположение изображаемых предметов на плоскости картины, но и цветовое, светотеневое решение живописного полотна.

Большое значение на формирование художественного образа произведения живописи имеет и способ наложения мазков (фактура) живописцем. Слитный, раздельный, пастозный и т.д. мазки зависят от цели, которую поставил себе художник. Наиболее распространенными живописными техниками являются техники лессировки и а-ля прима.

Совокупность материалов живописи и техники их использования определяется выбором красящих пигментов и связующих их веществ (масло, клей, вода, воск и др.). Отсюда и появились такие разновидности живописи как масляная живопись, темпера, фреска, энкаустика и т.п.

Виды живописи: монументально-декоративная, декорационная, станковая живопись или картина, иконопись, панорама.

Жанры изобразительного искусства - это исторически устойчивые формы образно-композиционной организации художественного произведения, возникающие и развивающиеся в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности и тех задач, которые ставит художник. В изобразительных искусствах наиболее ярко жанровое деление выражено в живописи. Здесь жанры различаются по предмету изображения: изображение природы - пейзаж, вещей - натюрморт, человека - портрет, событий жизни - сюжетно-тематическая картина. В свою очередь каждый из жанров имеет свои внутренние подразделения - жанровые разновидности, которые иногда тоже называют жанрами. Так пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный; натюрморт - цветочный, со снедью, с бытовыми вещами; портрет - парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно - тематической картины - историческая, батальная, бытовая, анималистическая, интерьер.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мировая художественная культура (3)

    Экзаменационные билеты
    Примерные экзаменационные билеты по мировой художественной культуре составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также государственных образовательных стандартов
  2. Мировая художественная культура (2)

    Экзаменационные билеты
    Примерные экзаменационные билеты по мировой художественной культуре составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также государственных образовательных стандартов
  3. Мировая художественная культура (5)

    Документ
    С - ставит своей целью помочь Вам ознакомится с курсом культурологии от первобытной культуры до Нового времени. Организован этот сайт в виде лекций по культуре разных эпох, каждой из девяти лекций отведен отдельный раздел, лекции,
  4. Мировая художественная культура содержание курса

    Документ
    Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в разные исторические эпохи в различных странах.
  5. Мировая художественная культура (6)

    Пояснительная записка
    -приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,

Другие похожие документы..