Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Обзор'
Гуманные идеи и предложения, выражающие чаяния населения нашей планеты, провозглашенные Организацией Объединенных Наций на Всемирном Саммите в интере...полностью>>
'Пояснительная записка'
Данный элективный курс создан для реализации предпрофильной подготовки учащихся на ранних этапах школьного образования и вводится в МОУ «СОШ №13 с УИ...полностью>>
'Документ'
Эрнст Боек в новом издании хиромантических сочинений Филиппа Мея де Франкони открыл и поместил отдел о хиромантии ногтей пальцев, основание которой мы...полностью>>
'Документ'
Бюджет Республики Коми за 9 месяцев 2008 года исполнен по доходам в сумме 26,794 млрд. рублей, по расходам в сумме 22,722 млрд. рублей, профицит сост...полностью>>

Мировая художественная культура (1)

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Деление на жанры сложилось в западноевропейском искусстве в ХУ - ХУ1 вв. и способствовало более глубокому и конкретному отражению действительности в искусстве.

Пейзажная живопись - это изображение сцен природы. В пейзаже через изображение природы выражается определенное человеческое состояние, что несомненно ведет к духовному обогащению, воспитывает в человеке чувство красоты. В Европе как самостоятельный жанр пейзаж выделился к ХУ1 в., хотя пейзажный фон картин встречался со времен Древнего Рима. К концу ХУ111 в. стали различать пейзажный этюд - картину, написанную непосредственно с натуры, пейзажную картину - смоделированную художником, продуманную композиционно и выполненную в цвете работу.

В эпоху Возрождения художники обращаются к непосредственному изучению натуры, строят пространство в картинах, основываясь на принципах разработанной линейной и воздушной перспективы, пейзаж у них становится реальной средой, в которой живут и действуют персонажи. В искусстве классицизма оформились принципы идеального пейзажа, в котором главное место занял образ природы, подчиненной законам разумного устройства мироздания. В живописи романтизма пробуждается интерес к передаче различных состояний природы, своеобразию национального пейзажа, проблемам пленэра. Пленэрная живопись, интерес к изменчивой световоздушной среде ярко проявились в творчестве мастеров импрессионистов.

Портрет - жанр в изобразительном искусстве в котором не только и не столько передается внешнее сходство, но раскрывается внутренняя сущность портретируемого. История искусства знает такие замечательные примеры развития портретного жанра как Фаюмский портрет (111 в.), римский скульптурный портрет. В средние века этот жанр не имел большого распространения, но эпоха Возрождения стала ей и для портрета, их пишут на заказ и по вдохновению, их начинают коллекционировать. Интерес к человеку как к таковому, интерес к личности, утвердившей себя в эпоху Ренессанса, делает искусство портрета более демократичным - художники пишут не только богатых и знатных людей, но и простых горожан. Принятый в ту пору формат портрета исследователи ставят в прямую зависимость от бытовавшего формата зеркала, отражавшего только голову и плечи.

Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражались и его духовные интересы, социальное положение, типичные черты той эпохи, в которую он жил. К тому же личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение свой отпечаток.

Натюрморт (от фр. -мертвая природа) - изображение неодушевленных объектов. В английском и голландском языках этот жанр имеет иное название и в переводе звучит как «тихая или неподвижная жизнь».

По своей природе этот жанр лишен сюжетной занимательности, живых человеческих характеров, внешних эффектов красивого пейзажа. Порою кажется, что с вещами легче работать нежели с живой человеческой натурой. Однако это справедливо лишь отчасти, ведь натюрморт требует понимания внутренней сути вещей, а не слепого подражания натуре. По аналогии можно вспомнить замечательные сказки Ганса Христиана Андерсена, умевшего «оживить, разговорить» любую вещь.

У натюрморта есть еще одно важное качество - ему практически незнакома обычная условность искусства: остановленное застывшее время. В иных жанрах существует некоторая доля искусственности: историческая сцена воспринимается как некий «стоп - кадр», да и пейзаж с застывшими облаками мы вряд ли увидим. И лишь в натюрморте такое остановившееся время оправданно. Происходит определенное совпадение времени: находящиеся в картине вещи могут жить своей неподвижной жизнью столько же времени, сколько мы вне картины будем их рассматривать. Ведь не удивляемся мы придя вечером домой неизменности нашего беспорядка на столе, и насколько было бы велико наше удивление при виде человека оставленного нами в том же месте и в той же позе два дня назад.

Интересен натюрморт и тем, что позволяет приблизить масштаб изображения к натуре. Правда иногда художники ухитряются изобразить и исторический сюжет в натуральную величину, но все же это смотрится слишком громоздко.

Основная задача натюрморта - показать вещь вплотную, заставить вглядеться в нее, увидеть удивительное и прекрасное в повседневном. Натюрморт может не в меньшей мере дать представление о человеке, эпохе чем портрет либо тематическая композиция. Это и делает натюрморт, при внешней скромности его мотивов и художественных средств, жанром глубоко содержательным.

Натюрморт больше, чем какой-либо жанр ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно разглядывать, погружаться в него, а соответственно, натюрморт - ключ к пониманию живописи, ибо учит любоваться изображением, его красотой.

Работа над натюрмортом начинается с его постановки. Несмотря на изобилие «случайных» натюрмортов в жизни, художник не может следовать случаю, необходимо произвести тщательнейший отбор натуры.

Натюрморт появился еще в эпоху античности, но как самостоятельный жанр получил свое развитие в ХУ11 в. в Голландии (натюрморты - «завтраки»). В истории искусства сложилось два основных типа натюрморта, в одном - вещи как бы рассказывают не столько о себе, сколько о своем хозяине, человеке (некая косвенная характеристика). В другом - вещи изображаются как нечто самоценное. Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем это всегда человеческий мир, выражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни людей определенного общества.

Сюжетно-тематическая картина включает в себя исторический, батальный, бытовой и др. жанры. Историческая живопись - есть изображение значительных событий в развитии общества, как в далеком прошлом, так и в современной художнику жизни, деяний выдающихся людей, исторических эпизодов и происшествий более частных, достоверно изображающих жизнь, быт, нравы далекого прошлого.

К историческому жанру относятся также картины на легендарные, сказочно-былинные, религиозные темы.

Особую отрасль исторической живописи составляет батальная живопись, посвященная изображению военно-исторических событий прошлого и настоящего. Исторический жанр в живописи не менее древен, чем сама живопись. Людям всегда был свойственен интерес к минувшему. И это не праздное любопытство, а поиск ответов на вопросы, выдвинутые современностью, страстное желание найти аргументы за или против в хронике сегодняшнего дня.

Следует отметить, что жанровые границы достаточно подвижны и порою бывает сложно точно определить к какому жанру относится то или иное произведение искусства.

Графика - вид изобразительного искусства, включающий в себя рисунок и печатные художественные произведения. Надо отметить, что такие вопросы как: «Что такое графика? Какова её сущность? Что определяется этим понятием?» - наиболее запутанные в отечественной теории искусства и нашей художественной жизни, хотя ими занимались многие крупные ученые. Чаще всего самым характерным признаком графики называют активное использование линии в противоположность точке как первооснове живописи (П.Флоренский, В.Кандинский), но некоторые бесспорно графические произведения («Ласочка» Е.Кибрика) отличаются именно точечностью, зернистостью. Другое определение графики как «искусство черного и белого» (В.Фаворский), однако в этом случае, куда отнести цветные литографии и гравюры. При организации выставок и в музейном деле произведения делятся на живопись и графику очень просто: работа выполнена на холсте - живопись, на бумаге - графика, что связано с удобством экспонирования и хранения. В зарубежном искусствоведении любое произведение, воспроизведенное в печати или для этого выполненное, становится графикой вне зависимости от характера художественно выразительного языка и материала исполнения.

Такая запутанность в определении графики отчасти связана с ее разнообразием («графические искусства»). Но главная в том, что исследователи путают материально-технические признаки (бумага, печать и т.д.) и художественно-выразительные (линеарность, отношения черного и белого).

Следует четко разделять понятия «графика» и «графичность». Произведения, выполненные, казалось бы, в типично графических материалах и техниках, способны решать живописные задачи. И наоборот, технологически живописные произведения по своей художественной сути могут быть графичными.

Графичность связана с особой остротой видения художником мира, с активным отбором жизненных явлений и художественных средств. Она предполагает условность художественного языка, экономность выразительных средств.

Стремление художника пристальнее взглянуть на мир является одной из причин, возможно, главной, столь характерной для графики изолированного изображения предмета, вне окружающей его среды. Этим, наряду со стремление к условности, объясняется особое значение белого фона бумаги («воздух белой бумаги»), наиболее характерного признака графического искусства.

Самыми типичными проявлениями графичности являются: линеарность, сведение к минимуму цветовых отношений («искусство черного и белого»), «воздух белой бумаги».

Виды графики выделяются в связи с функциями, которые она выполняет.

Станковая графика делится на две части: уникальная графика и эстамп (тиражная графика). Произведения уникальной графики выполняются в единичных экземплярах на бумаге различными художественными материалами, пригодными не только для графики (всевозможные карандаши, тушь, сангина, уголь, водо-растворимые краски - гуашь, акварель и т.д.). Цветные рисунки мы относим к графике, если цвет в них играет явно подчиненную роль и велико значение белого фона.

К этой же части станковой графике примыкает рисунок подготовительный и учебный. Не всякий рисунок, даже хороший, оказывается графикой. Эскизы, наброски, учебные рисунки могут иметь такое же отношение к графике, как и к живописи или скульптуре, являясь профессиональной «кухней» художника. Следует различать то, что служит автору особым способом записи наблюдений или профессиональной тренировкой глаза и руки, и то, что является художественным выражением авторской точки зрения.

Рисунок считается самым древним видом графики, с ним связано, согласно сказаниям, изобретение искусства (абрис контура от тени человеческой фигуры на стене). Истоки рисунка - в наскальных изображениях эпохи палеолита, античной вазописи, средневековой миниатюре. Самостоятельное значение рисунок приобретает, начиная с эпохи Возрождения.

Эстамп - вид графики, позволяющий получать тираж, то есть большее или меньшее, в зависимости от конкретной технологии, количество полноценных авторских копий. Эстампом называется также и всякий полученный в печати оттиск.

В отличие от типографской репродукции, печатную форму для эстампа создает сам автор-художник, который знает, чувствует, учитывает и старается использовать художественные и технические особенности конкретного вида авторской печатной техники.

Эстамп делится на четыре основных вида по принципам печати:

  1. высокая печать - продольная и торцовая ксилография, линогравюра;

  2. глубокая гравюра - офорт, резцовая гравюра на металле и т.д.;

  3. плоская печать - литография, альграфия, офсет;

  4. трафаретная печать - шелкография.

Гравюра представляет собой изображение на дереве или металле, которое потом отпечатывается на бумаге (появилась в Китае в У1 - У11 вв., в Европе - в Х1У в).

Книжная графика включает в себя создание макета книги, оформление - создание суперобложки, переплета, титула и т.д., иллюстрации. Чрезвычайно важно добиться стилистического и пластического соответствия иллюстраций и литературного содержания. Не иллюстрировать сюжет, его кульминационные моменты, а создать общую эмоциональную атмосферу, адекватную настроению литературного произведения.

Наряду с необходимостью достижения своего рода духовного родства литературы и графики существует еще и проблема пластической гармонии книги, естественности положения в ней иллюстраций.

Прикладная графика включает в себя открытку, почтовую марку, этикетку, товарный знак, всевозможные виды упаковок, пиктограммы и т.д., так что становится трудно провести границу между прикладной или промышленной графикой и дизайном. Пожалуй, критерием служит здесь материал: эмблема или надпись выполненные на бумаге - графика, а если они напечатаны на сумке, футболке - дизайн.

Сравнительно молодой, но очень важной отраслью графики является плакат. Немногим более века тому назад он возник из обычного черно-белого объявления, постепенно обретая цвет, выразительность рисунка, эмоциональную гражданственность. Ныне принято деление этого искусства на плакат политический, плакат театральный и плакат рекламный.

Скульптура ( от лат. - высекать, вырезать) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют трехмерную форму. Скульптура как понятие часто приравнивается к понятию «пластика» ( от греч. - вылепленный). Однако мы также под «пластикой» понимаем красоту самого движения, характеризующегося гибкостью, плавностью, выразительностью.

Скульптура - один из древнейших видов искусства. Первые ее памятники относятся к эпохе палеолита. Скульптура достигает высокого развития практически во все крупные эпохи, нередко наиболее полно выражая их эстетические идеалы, мировоззренческие установки и художественный стиль.

Сила воздействия образов скульптуры в их наглядной убедительности, в способности наглядно представить как конкретные, так и отвлеченные (аллегорические, символические) явления.

Главным предметом скульптуры, несомненно, является человек. Можно сказать, что история скульптуры отразила процесс углубления образной характеристики человека в мировом искусстве. В культуре Древней Греции ваяние достигло высочайшего уровня. Полные достоинства, спокойствия гармоничные образы античности оказали огромное влияние на дальнейшее развитие пластики. Ваятели эпохи Возрождения создали галерею ярко индивидуальных образов волевых, инициативных, деятельных людей. В ХУ111 в. скульптура начинает тяготеть к социально-психологической характеристике человека. Авангардизм ХХ в., стремившийся гротесково изменять пластические формы, нередко отступал перед скульптурой или же стремился заменить ее отвлеченными конструкциями.

Скульптура стремится к наиболее емким выразительным моментам действительности. Французский художник Ж.-Ф. Милле сказал, что гений эпохи Возрождения - Микеланджело - способен воплотить все добро и зло человечества в одной-единственной фигуре. В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но он несет на себе печать всего предшествующего и последующего

Человек не единственный предмет изображения в скульптуре, анималисты создают фигуры животных, порою встречаются пейзаж или натюрморт.

Сложилось две основные разновидности скульптуры: круглая (статуи, группа, торс, бюст), рассчитанная на осмотр с множества точек зрения и рельеф, где изображение располагается на плоскости, воспринимаемой как фон. Круговой обзор, изменение точек зрения раскрывает в объемном изображении все новые и новые стороны.

Типологически скульптура по своему содержанию, подходу к трактовке образов и форм, функциям делится на монументальную, станковую и скульптуру малых форм, которые развиваются в тесном взаимодействии, но и имеют свою специфику.

Скульптура как произведение монументального искусства обычно бывает значительных размеров (памятник, монумент, украшение здания) и рассчитана на сложное взаимодействие с архитектурной или пейзажной средой, обращена к массам зрителей.

Развивающаяся с ХУ - ХУ1 вв. станковая скульптура имеет камерный характер, предназначена для интерьера. Ее жанры - портрет, бытовой, анималистический, ню.

Скульптура малых форм является промежуточной между станковой и декоративно-прикладным искусством. К ней же относится медальерное искусство и резьба по камню - глиптика.

Выразительные средства скульптуры. В построении художественной формы скульптуры большое значение имеет выбор материала и техники его обработки. Для лепки служат мягкие вещества (глина, воск, пластилин), когда пластическая форма созидается путем накладывания материала слой за слоем и закреплением его на какой-либо основе. Твердые вещества (разныепороды дерева и камень) требуют высекания или резьбы, т.е. удаления частей материала для выявления формы. Ряд материалов, способных переходить из жидкого состояния в твердое (металл, гипс, пластмасса, бетон) служат для отливки произведений скульптура по специальным моделям. Для скульптора очень важно добиться созвучия материала характеру задуманного образа. При его выборе художник учитывает его весовые, структурные, фактурные и цветовые качества.

Для достижения художественной выразительности скульптуры ее поверхность нередко подвергают дополнительной обработке (окраске, полировке, тонировке и т.п.).

Свет и тень служат средствами изобразительности и выразительности скульптуры. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм. Если бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, то проницаемый для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру.

2.3. История художественной культуры: художественная культура первобытного общества.

План:

  1. Открытие первобытного искусства.

  2. Особенности первобытного искусства. Функции первобытного искусства.

  3. Художественная культура палеолита. Палеолитические «Венеры».

  4. Художественная культура мезолита.

  5. Художественная культура неолита.

  6. Ранние формы верований.

1. Первой из известных ныне памятников первобытного искусства стала найденная в 1833г. нотариусом Андрэ Бруйе в гротте Шаффо (Франция) пластинка с гравировкой. Древний художник изобразил двух ланей. Живость, реализм, ювелирная отделка деталей поразительны. Тончайшая резьба передавала шерсть на теле, причем штрихи наносились здесь так мастерски, что благодаря игре светотени создавалось впечатление объемности отдельных частей фигур. После смерти Бруйе эта пластинка, вместе с другими из его обширной коллекции попала в музей города Клюни. Директор его, известный всей Франции писатель Проспер Мериме, он же – инспектор по изучению и охране исторических памятников, находился в растерянности, пытаясь ответить на вопрос – кто мог сделать столь изящную и загадочную гравюру на обломке кости северного оленя? Ряд ученых, к которым обратился Мериме, признались в своем бессилии перед этим вопросом. Они признали, что гравюра из Шаффо по-своему уникальна, так как подобные изображения не встречались среди образцов искусства древнейших цивилизаций Земли – греческой, римской, египетской и даже шумерской.

Подобные затруднения неудивительны для научного мира начала ХIХ века. Большинству представителей науки тогда просто не могла прийти в голову мысль о том, что человек заселял Европу в «допотопные времена», когда по ее просторам бродили гигантские носороги, северные олени и мамонты. Христианская церковь в течении полутора десятков веков не допускала иных интерпретаций появления на Земле человека, кроме изложенного на страницах Библии рассказа о сотворении Адама из праха и Евы – из ребра Адама. Судьба осмелившихся думать иначе трагична. В 1450г. был сожжен Самуил Сарс, уверовавший в глубочайшую древность человечества. В начале XVIIв. казнили еретика Ванини, уверявшего, что некоторые народы произошли от обезьян, а первые люди ходили сначала на четвереньках. Небезынтересно и то, что в 1654г. отец Джон Лайтерут, архиепископ Ушер Ирландский, подсчитал в Кембридже, что создатель сотворил человека из глины точно в 9 часов утра 23 октября 4004г. до рождества Христова.

Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе,  в свое время явилось настоящей  сенсацией. Тогда,  в середине  XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще   могут   быть   открыты,   будут  неизбежно гораздо  более   примитивными.  Нелегко было поверить в то, что в глубине веков — от десяти до тридцати тысяч лет назад — в Европе существовало искусство, достойное восхищения. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были далеко не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался не­достижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий. Но в отличие от позднейших художественных эпох в том времени не осталось ни письменных сообщений, ни косвенных упоминаний, поэтому о смысле и назначении этого искусства специалисты могут только догадываться по размещению рисунков, гравюр и скульптур, по сюжетам изображений, а также на основании археологических находок. Первыми  находками  палеолитического искусства были мелкие предметы, время от времени открываемые  при  археологических  раскопках в пещерах.

В 1868 г, в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя, испанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ля Мут, Ля Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас, благодаря целенаправленным поискам, только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.

Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко — изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных — самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например, маленьких темных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ними чёткая объёмная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрасный, оборудованный музей.

2. Вопрос о причинах возникновения первобытного искусства является одним из самых спорных в науке. Существуют гипотезы, указывающие на различные факторы, послужившие отправной точкой художественного творчества человека: его эстетические потребности, половой инстинкт, мифологическое мышление, религиозная практика, познавательная деятельность, необходимость закрепления и передачи накопленного опыта, потребность в развлечении и т.д. ведутся споры о том, как и когда появилось искусство, чем оно было для первобытного человека, какие результаты его творческой деятельности относить к искусству.

Наиболее обоснованным представляется взгляд на происхождение искусства как на результат познавательной деятельности первобытного человека и связанную с этим необходимость отражения, закрепления и передачи социального опыта в специфической опосредованной форме. В отличии от искусства последующего этапа развития, первобытное искусство не составляло автономной области в сфере деятельности человека. Художественное творчество было неразрывно связано со всеми существовавшими формами культуры, и прежде всего с мифологией и религией. Это единство образовывало так называемый первобытный синкретизм. Все виды духовной деятельности были связаны с искусством и выражали себя через искусство.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мировая художественная культура (3)

    Экзаменационные билеты
    Примерные экзаменационные билеты по мировой художественной культуре составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также государственных образовательных стандартов
  2. Мировая художественная культура (2)

    Экзаменационные билеты
    Примерные экзаменационные билеты по мировой художественной культуре составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также государственных образовательных стандартов
  3. Мировая художественная культура (5)

    Документ
    С - ставит своей целью помочь Вам ознакомится с курсом культурологии от первобытной культуры до Нового времени. Организован этот сайт в виде лекций по культуре разных эпох, каждой из девяти лекций отведен отдельный раздел, лекции,
  4. Мировая художественная культура содержание курса

    Документ
    Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в разные исторические эпохи в различных странах.
  5. Мировая художественная культура (6)

    Пояснительная записка
    -приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,

Другие похожие документы..