Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
- На основе небольшого мониторинга составить таблицу для основных радиостанций Минска с кратким описанием музыкального формата станций, наиболее част...полностью>>
'Тесты'
Мужчина, 38 лет, предъявляет жалобы на рвоту кофейной гущей, жидкий стул черного цвета, резкую слабость, головокружение, потемнение в глазах. При осм...полностью>>
'Закон'
3.2. Групи злочинних діянь, які у кримінальних кодексах України та інших держав континентальної Європи виділяються в окремі розділи (глави) з певними...полностью>>
'Документ'
В 2008 г. «сходятся» мировоззренчески актуальные в развитии научных знаний человечества даты. 250 лет назад человек в царстве видов биоразнообразия п...полностью>>

Справочное пособие является дополнение к программе и учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История государства и народов России.

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Справочный материал

для учащихся

к курсу «История России ХIХ в.»

Автор: Чусовитина С.И., учитель гимназии г. Юрги

Рецензенты: : Чеховских Константин Анатольевич, канд. исторических наук,

доцент, зав. кафедры гуманитарного образования ЮТИ ТПУ

Журавлева Елена Абрамовна, методист Методического центра г.Юрга,

Яковлева Наталья Владимировна, зам. директора по методической работе

гимназии г. Юрги

Данное справочное пособие является частью учебно-методического комплекса для учащихся 8 класса, изучающего курс истории «Россия. ХIХ в.». В пособии систематизирован основной фактический материал: даты, термины, характеристики основных исторических личностей.

Справочное пособие является дополнение к программе и учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История государства и народов России.» для 8 класса. - М.: Дрофа.

Пособие так же может быть интересна педагогам, выпускникам, абитуриентам, все интересующимся историей России.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..4

Тема: Россия в первой четверти ХIХ в…………………………………………….....5

Урок 1 Россия на рубеже веков…………………………………………………………...5

урок 2 Внутренняя политика в 1801-1812 гг……………………………………………..5

урок 3 Внешняя политика в 1801-812 гг………………………….....................................8

урок 4 Отечественная война 1812 г……………………………….....................................8

урок 5 Внешняя политика 1813-1825 гг…………………………………………………10

урок 6-7 Внутренняя политика в 1814-1825 гг…………………….................................10

урок 8 Общественные движения 20-е гг. ХIХ в…………………...................................11

Тема Россия во второй четверти ХIХ в………………………………………………13

урок 9 Династический кризис 1825 г.восстание декабристов………………………….13

урок 10 Внутренняя политика Николая I………………………………………………..14

урок 11 Социально-экономическое развитие во второй четверти ХIХ в……………..15

урок 12 Внешняя политика Николая I …...……………………………………………....15

урок 13 Народы России……………………………………………....................................16

урок 14 Общественные движения 30-50-х гг. ХIХ в…………….....................................17

урок 15 Крымская война 1853-1856 гг……………………………...................................19

урок 16-17 Культура и быт в первой половине ХIХ в…………………………………..20

Тема Россия во второй половине ХIХ в………………………………………………22

урок 19 Подготовка крестьянской реформы……………………………………. ……...22

урок 20 Отмена крепостного права………………………………....................................23

урок 21 Либеральные реформы 60-70-х гг………………………....................................24

урок 22 Национальный вопрос в царствование Александра II…....................................25

урок 23 Социально-экономическое развитие страны после отмены

крепостного права…………………………………………………………………………25

урок 24 Общественное движение 60-70 гг. ХIХ в…….…………………………….......26

урок 25-26 Внешняя политика Александра II…………………………………………....29

Тема: Россия в период правления Александра III

урок 28 Внутренняя политика Александра III……………………...................................31

урок 29 Экономическое развитие страны в 80-90-егг. ХIХ в….……………………….32

урок 30 Социальная структура пореформенной России………………………………...33

урок 31-32 Общественное движение в 80-90-е гг. ХIХ в…………………………….33

урок 33 Внешняя политика Александра III…………………….......................................34

урок 34-35 Развитие культуры во второй половине ХIХ в……………………………..34

урок 36 Быт: новые черты……………………………………….......................................37

Хронология событий………………………………………………………………………38

Указатель слов……………………………………………………………………………..42

Именной указатель……………………………………………….......................................45

3

Введение.

Современное образование требует от учащихся высокого уровня эрудиции, развития аналитического мышления, умения и навыка аргументировать свою точку зрения. Это, в свою очередь, выдвигает особые требования к процессу обучения и освоения учебных дисциплин.

Учебно-методический комплекс современной школы, к сожалению, в массовом порядке не обеспечивает такой уровень требований. Несмотря на огромное количество всевозможных (и печатных и электронных) пособий и справочников, систематизированных по курсам и доступных учащимся для свободного пользования, пособий нет. Учителю, преподающему курс истории, необходимо не мало времени для того, чтобы собрать, а главное, преподать материал, касающейся исторической терминологии, исторических личностей.

Данный дидактический материал предлагает частично решить обозначенные выше проблемы. В пособии содержится богатый материал по истории России ХIХ в. 82 исторических термина, 114 исторические даты, 85 характеристик исторических личностей систематизированы по темам курса истории для 8 класса. Это делает справочное пособие удобным в использовании. Кроме того, в пособии имеется специальные указатели: указатель слов и именной указатель, а так же хронологический справочник.

Справочное пособие может быть широко использовано:

  • педагогами, при подготовке к уроку;

  • учащимися 8 класса;

  • выпускниками, при подготовке к ЕГЭ, выпускным и вступительным экзаменам,

  • учащимися, при подготовке к олимпиаде по истории.

4

Тема: Россия в первой четверти ХIХ в

Урок 1. Россия на рубеже веков .

словарь:

  • барщина – даровые работы в хозяйстве помещика.

  • «капиталистые» крестьяне – крестьяне, имеющие капитал и занимающиеся предпринимательством.

  • мещане – податное сословие в России, включавшее разные категории городских жителей

  • многоконфессиональное государство – государство, население которого исповедует различные религиозные учения.

  • оброк – часть урожая ( денег), отчуждаемая крестьянином в пользу помещика из своего хозяйства.

  • отходники - крестьяне, временно ушедшие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы в другие местности.

  • сословие – группа людей, обладающих одинаковыми правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами и передающимися по наследству

  • специализация сельского хозяйства – система хозяйства, при которой в определенной местности в силу природных и исторических причин преобладает тот или иной тип ведение хозяйства, с определенным набором выращиваемых сельскохозяйственных культур или определенным типов животноводства.

Урок 2 Внутренняя политика в 1801-1812 гг.

словарь:

  • автономия – самостоятельность в некоторых вопросах, самоуправление.

  • Государственный совет – с 1810 г. высший законосовещательный орган. Состоял ( наполовину из выборных, наполовину их назначенных царем лиц) из чинов высшей бюрократии, военных деятелей, крупнейших помещиков и буржуазии. Официально упразднен 6 октября 1917 г.

  • кодификация - систематизация законодательства, результатом которой является составление свода законов.

  • Негласный комитет – официальный совещательный орган при Александре I в 1801-1803. В его состав входили «молодые друзья» царя из крупной знати. Деятельность комитета, намеревавшегося провести некоторые реформы, ограничилась учреждением министерств.

  • реформа - преобразование, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

даты:

  • 1801-18025 – правление Александра I

  • 1802 – учреждение министерств

  • 1803 – указ о вольных хлебопашцах

  • 1801-1811 – преобразование органов центрального управления

  • 1810 – образование Государственного Совета

1809 – Фридрихсгамский мир. Образование в составе России Великого княжества Финляндского.

5

  • 1806-1812 гг. – русско-турецкая война

  • май 1812 - Бухарестский мир

  • 1804-1813 гг. Война с Ираном. Гюлистанский мир.

  • 1805 г.- формирование второй антифранцузской коалиции

  • 1806-1807 – третья антифранцузская коалиция

исторические личности:

  • Александр I (12.12.1777-12.03.1801 -9.11.1825)     Александр I - старший сын импеpатоpа Павла I и его второй жены импеpатpицы Марии Федоровны. Он вступил на престол после убийства своего отца в результате заговора.
    Первая половина царствования Александра I прошла под знаком умеpенно-либеpальных pефоpм. После 1812 года на смену М.М.Спеpанскому, приходит pеакционно настроенный граф А.А.Аpакчеев, что приводит к изменениям во внутренней политике  В 1825 году во время поездки в Таганрог император Александр I сильно простудился и 19 ноября 1825 года скончался. Он похоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

  • Кочубей Виктор Павлович (11.11.1768-03.06.1834) – князь, государственный деятель. С 1784 по 1792 находился на дипломатической службе. В 1798 г. он стал членом Коллегии иностранных дел. При Александре I входил в Негласный комитет, занимавшийся подготовкой государственных преобразований. С 1801 г. сенатор, инициатор создания министерств, в 1802-1807 гг. и 1819-1823 гг.- первый министр внутренних дел Российской империи, с 1827 г.- председатель Государственного совета и Комитета министров, с 1834 г.- канцлер.    Кочубей считал крепостное право "гигантским злом", но боялся "потрясений". Он разрабатывал проект государственных реформ, частично осуществленных в 1830-1840-е гг., был сторонником разделения властей при сохранении верховенства самодержавной власти.

  • Новосильцев Николай Николаевич (1768-1838) -    русский государственный деятель, президент Петербургской академии наук в 1803-1810 гг., граф (1833 г.).
    С 1783 по 1796 гг. находился на военной службе. Отличился в русско-шведской войне 1788-1790 гг.  В 1794-1795 гг. он отличился в сражения при подавлении польского восстания, проявил административные и дипломатические способности. Был членом Негласного комитета. Занимался проектами реформ земледелия, торговли, ремесел и искусств. Занимал ряд высших государственных должностей: был президентом Академии наук и одновременно попечителем Петербургского учебного округа, а также товарищем (заместителем) министра юстиции.  С конца 1804 по 1809 гг. выполнил ряд дипломатических поручений в Западной Европе. С 1813 г. вице-президент временного Совета герцогства Варшавского. В 1819 г. составил проект конституции. В 1813-1831 гг. проводил суровую русофильскую политику в Царстве Польском. С 1834 г. и до конца жизни был председателем Государственного совета и Комитета министров. По отзывам современников Н. Н. Новосильцев был человеком ума необыкновенного, но властолюбивым и жестоким.

  • Сперанский Михаил Михайлович  (1772-1839 гг.). В 1791 году окончил Петеpбуpгскую Духовную академию (главную семинарию) и остался там преподавателем. С 1797 году секpетаpь в канцелярии генерального пpокуpоpа Сената. В 1803-1807 гг. Сперанский был диpектоpом департамента Министерства внутренних дел и участвовал в pедактиpовании всех важных законов. С 1808 года он стал ближайшим доведенным лицом Александра I по всем вопросам внутpеннней политики государства. По поучению царя он в 1809 году составил "План государственного пpеобpазования" ("Введение к Уложению государственных законов 1809 года"). Удалось провести только частичные меpопpиятия. В марте 1812 года

6

Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь. В 1816 году Сперанский был назначен пензенским губеpнатоpом, а с 1819 года - сибирским генеpал-губеpнатоpом. В Сибири он провел ревизию управления и подготовил ряд pефоpм. В марте 1821 года Сперанский был возвращен в Петеpбуpг в звании члена Государственного совета. В 1826 году Сперанский был членом Верховного уголовного суда по делу декабристов Сперанский принимал участие в работе секретных комитетов по крестьянскому вопросу. С 1826 года Сперанский возглавил II-е отделение личной канцелярии царя, осуществлявшей кодификацию права. Под руководством Сперанского были подготовлены и изданы Полное собрание законов Российской империи в 45 томах (1830 г.), Свод законов Российской империи в 15 томах (1832-1839 гг.). За эту деятельность Сперанский был награжден высшим российским орденом - орденом Андрея Первозванного (1837 г.) и получил титул графа (1 января 1839 года).

  • Строганов Александр Сергеевич (03.01.1733-27.09.1811 гг.) - граф, государственный деятель, сенатор.
    Происходил из рода купцов и промышленников. С 1760 г. Он состоял при Российском посольстве в Вене. Был сторонником его супруги Екатерины и поддержал ее во время переворота 1762 г. Строганов стал одним из приближенных Екатерины II. В 1798 г. Павел I возвел Строганова в графское достоинство.  С 1968 г. Строганов - почетный член Академии художеств, с 1800 г.- ее президент. С 1804 г. Александр I назначил Строганова членом Государственного совета. С 1801 г. Он руководил постройкой в Петербурге Казанского собора по проекту своего бывшего крепостного А. Н. Воронихина. Он составил проект создания Публичной библиотеки и стал ее директором. Он был меценатом и покровительствовал многим художникам и писателям: Д. И. Фонвизину, Г. Р. Державину, Н. И. Гнедичу, И. А. Крылову. Он собрал прекрасные коллекции картин, гравюр, монет, камней. Много занимался благотворительностью. Его библиотеку с огромным числом редких изданий можно было назвать одной из лучших в Европе.

  • Чарторыйский Адам Адамович (Адам Ежи (Юрий) (14.01.1770-15.07.1861) - князь, польский и российский государственный деятель.  Происходил из знатного польско-литовского аристократического рода. Учился в Англии. В 1792 г. Чарторыйский участвовал в военных действиях против русских войск, и это заставило его эмигрировать в Англию.. С 1795 г. он жил в Петербурге, в качестве заложников. Здесь он подружился с великим князем Александром Павловичем. С 1801 г. член Негласного комитета. Он пользовался неограниченным доверием императора, который с 1802 г. назначил его товарищем (заместителем) министра иностранных дел, одновременно сенатором и членом Государственного совета. На этом посту Чарторыйский заботился в первую очередь о возрождении независимого польского государства. Участвовал в Венском конгрессе 1814 г. Чарторыйский сумел убедить русского царя создать в составе России Царство Польское и даровать ему конституцию. Александр I назначил Чарторыйского сенатором-воеводой и членом Административного совета (правительства) Царства Польского. В 1816 г. ему пришлось уйти в отставку.    До 1830 г. Чарторыйский занимался наукой и литературой. В конце 1830 г. польские повстанцы, овладевшие Варшавой, избрали Чарторыйского Президентом Сената и главой Национального правительства. После подавления восстания в 1831 г. Чарторыйский выступал за восстановление польской независимости путем военного выступления западных держав против России. Император Николай I в 1831 г. исключил его со службы и лишил княжеского титула и дворянского достоинства.

7

Урок 3 Внешняя политика в 1801-812 гг.

словарь:

  • восточный вопрос – это ослабление Османской империи, борьба европейских государств за раздел ее владений и как следствие , международные отношения, связанные с этим.

  • коалиция – объединение, союз для достижения общей цели

даты:

  • 20 ноября 1805 – сражение под Аустерлицем

  • июнь 1807 – сражение под Фридляндом

  • июль 1807 – Тильзитский мир, присоединение России к континентальной блокаде против Англии.

  • 1808-1809 гг. – война со Швецией, присоединение Финляндии.

исторические личности:

  • Гудович Иван Васильевич (1741- 1820) .Граф, военный и государственный деятель, член государственного совета, сенатор. Активно участвовал в русско-турецких войнах 1768-1774 г., 1806-1812. во время службы на Кавказе потерял глаз. В 1809-1812 гг. командовал московским гарнизоном, был членов Непременного совета, а затем Государственного совета. С февраля 1812 г в отставке.

  • Кутузов Михаил Илларионович. (1745-1813 гг.)     Полководец. В 1759 году он окончил Соединенную аpтиллеpийскую и инженерную дворянскую школу, принимал участие в pусско-туpецкой войне 1787-1791 гг. В 1794-1797 гг. Кутузов был диpектоpом Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, в 1795-1799 гг. - командующим и инспектором войск в Финляндии. В 1801-1802 гг. Кутузова назначили петеpбуpгским генеpал-губеpнатоpом. В 1800-х годах он был главнокомандующим в pусско-пpусско-фpанцузской (1805 г.) и pусско-туpецкой (1811-1812 гг.) войнах. Во время Отечественной войны 1812 года Кутузов был избран начальником петеpбуpгского и московского ополчений, а в августе 1812 года его назначают главнокомандующим всеми действующими армиями. Кутузов умеp во время Заграничного похода русской армии, похоронен в Казанском соборе в Санкт-Петеpбуpге.

Урок 4 Отечественная война 1812 г.

словарь:

  • артиллерия – 1) огнестрельные орудия (пушки, гаубицы); 2) род войск с таким вооружением.

  • батарея – артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также позиций, которую занимает такое подразделение.

  • кавалерия – конное войско

  • ополчение – военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах.

  • партизан – член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.

  • пехота (инфантерия) – пешее войско

  • редут – сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа.

  • флеши – полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла.

8

даты:

  • 12 (24) июня 1812 г- вторжение армии Наполеона на территорию России.

  • 8 августа 1812 г. – Кутузов М.И. назначен главнокомандующим русской армии

  • 26 августа 1812 г. – Бородинское сражение

  • 6 января 1813 г. (25 декабря 1812)– манифест об окончании войны.

  • 22 июля 1812 г. – Первая и Вторая армии соединились у Смоленска.

исторические личности:

  • Барклай де Толли Михаил Богданович. (1761-1818 гг.)     Военачальник, службу начал в 1776 году, во время pусско-туpецкой войны 1787-1791 гг. отличился при штурме Очакова, принимал участие в русско-шведской войне 1788-1790 гг. и Польской кампании 1792-1794 гг. В 1800-х годах Баpклай-де-Толли участвовал в pусско-пpусско-фpанцузской и русско-шведской войнах. В 1810-1812 гг.он был военным министром и с 1810 года - членом Государственного совета. В это время Баpклай-де-Толли провел pефоpмы и увеличил численность армии. В марте 1812 года он был назначен главнокомандующим 1-й Западной армией и в начале Отечественной войны 1812 года успешно осуществил отход армии к Смоленску, где соединился со 2-й Западной армией Багратиона. Последние годы жизни Баpклай-де-Толли занимался боевой подготовкой своей армии, включавшей большую часть всех полевых войск России.

  • Багратион Петр Иванович (1765-1812 гг.).     Военачальник, ученик и сподвижник А.В.Сувоpова, службу начал в 1782 году. Багратион участвовал в pусско-туpецкой войне 1787-1791 гг., в Итальянском и Швейцарском походах Суворова. В войнах с Францией 1805 и 1806-1807 гг. Багратион успешно командовал аpьpгаpдом русской армии. В pусско-туpецкой войне 1806-1812 гг. он был главнокомандующим Молдавской армией. В начале Отечественной войны 1812 года Багратион вывел 2-ю Западную армию, которой он командовал, к Смоленску на соединение с 1-й Западной армией М.Б.Баpклая-де-Толли. В Бородинском сражении (август 1812 года) Багратион был тяжело ранен и вскоре скончался. В 1839 году его прах пеpезахоpонили на Бородинском поле.

  • Давыдов Денис Васильевич (16.07.1784 – 22.04.1839). – военачальник, герой Отечественной войны 1812 г., поэт, писатель. в 1801 г. начал службу в Кавалергардском полку. За острые эпиграммы и стихотворения, в которых высмеивал придворных и даже царя понижен по службе. В 1807-1808 гг. в качестве адъютанта генерала П.И.Багратиона принимает участие в войнах против Франции и Швеции. Войну 1812 г. начал в должности командира батальона. В августе 1812 г., по собственной инициативе, возглавил казацкий партизанский отряд. В 1813-1814 гг. участвовал в заграничных походах русской армии. В 1822 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. Принимал участие в русско-персидской войне 1826 -1828 гг. Активно все эти годы занимался литературной деятельностью.

  • Кожина Василиса – партизанка, крестьянка Сычевского уезда Смоленской области

  • Курин Герасим – руководитель крестьянского партизанского отряда в 1812 г.

  • Кутузов М.И. см стр. 8

Сеславин Александр Никитич (1780-25.04.1858) –герой Отечественной войны 1812, генерал-лейтенант. Участвовал в войнах с наполеоновской Францией в 1805-1807 гг. и русско-турецкой войне 1806-1812 гг. В начале Отечественной войны 1812 г. был адъютантом М.Б. Барклая – де –Толли. Активно участвовал в Бородинской битве. в сентябре 1812 г. возглавил партизанский отряд. Во время заграничных походов русской армии принимал участие в Лейпцигском сражении. В 1820 г. вышел в отставку

9

  • Тормасов Александр Петрович (1752-13.11.1819) – граф, военный и государственный деятель,генерал от кавалерии. Участвовал в русско-турецких войнах 1787-1791 гг. и в войне против польских конфедерантов в 1794 г. В 1803-1807 гг. был киевским генерал- губернатором, в 1807-1808 гг. – рижским генерал-губернатором,, в 1808-1811 гг. – главнокомандующим войсками в Грузии и на Кавказской линии. Во время войны 1812 г. командовал 3-й Западной армией. 15 июля 1812 г. нанес первое поражение французской армии. После соединения армий находился при штабе Кутузова. Во время болезни Кутузова , в марте 1813 г, он временно исполняет обязанности главнокомандующего русской армией. С 1813г. – член Государственного совета.В 1814 г. назначен главнокомандующим в Москву.

  • Фигнер Александр Самойлович (1787— 1 (13) октября 1813, Дессау, Германия), флигель-адъютант (1812), полковник (1813),известный партизан в 1812. В 1805 окончил 2-й кадетский корпус и в том же году в чине прапорщика принял участие в экспедиции русского флота в Средиземное море, находился на о. Корфу, в Италии и Адриатике, затем с отличием участвовал в 1810-11 в войне против турок. В 1812 командовал 3-й легкой ротой 11-й артиллерийской бригады, участвовал в боях под Островно, Смоленском и в Бородинском сражении. Добровольно вызвался выполнить разведывательные и диверсионные поручения (вплоть до покушения на жизнь Наполеона) командования в оставленной русскими войсками Москве, и возглавил партизанский отряд, оперировавший в Подмосковье. Произведенный за партизанские подвиги в чин подполковника, Затем в 1813 он создал новый партизанский отряд («легион чести»), куда, помимо русских воинов, входили немцы, испанцы, итальянцы. Отряд успешно действовал в тылу противника, но в одном из боев был окружен французами. При переправе через р. Эльбу близ г. Дессау Фигнер погиб.

Урок 5 Внешняя политика 1813-1825 гг.

словарь:

  • «восточный вопрос» - см. стр. 8

  • коалиция – см. стр. 8

даты:

  • 1813-1815 – заграничные походы русской армии

  • 4 -7 октября 1813 г. – «битва народов» под Лейпцигом

  • сентябрь 1814-июль 1815 – Венский конгресс

  • 1815 г – Россия, Австрия, Пруссия заключили Священный союз.

  • 1815 – Принятие конституции Царства Польского

  • 1816-1819 – отмена крепостного права в Прибалтике

  • 1822 - Принятие Устава об управлении инородцев



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательные программы Образовательная программа дошкольного отделения > Предназначение дошкольного отделения и средства его реализации. Описание «модели» выпускника дошкольного отделения

    Образовательная программа
    Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России»;
  2. Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И. П

    Документ
    К. Основы безопасности жизнедеятельности Год издания 1 Издательство Просвещение Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И.
  3. Примерные программы вступительных испытаний в мгимо(У) мид россии в 2008 году Москва

    Документ
    Публикуемые в данном сборнике примерные программы вступительных испытаний сформированы на основе примерных программ по общеобразовательным предметам среднего (полного) общего образования, разработанных Минобрнауки России.
  4. Учебно-методическое пособие Издательство Москва

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В.
  5. Документальный методический комплекс по истории > Методика проведения лабораторного занятия на основе анализа источников глава Планирование системы работы по формированию умений анализа исторических документов

    Документ
    Изменения, происходящие в современном обществе, ориентируют школу на необходимость формирования личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Другие похожие документы..