Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А. Ахматовой, показать неповторимость и уникальность жизни поэта; прочитать и проанализировать сти...полностью>>
'Учебное пособие'
Чистякова Г.А., Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: Уч.-метод.пособие / Г.А. Чистякова, И.С. Метелёв. – Омск: Типография «С-Принт», ...полностью>>
'Документ'
«Макбет правил Шотландией в XI веке на протяжении 17 лет, он завоевал трон в результате междоусобных войн, а не коварного убийства, был мудрым и справ...полностью>>
'Документ'
Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изуча...полностью>>

Полисенсорная комбинаторная методика обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи 13. 00. 03 коррекционная педагогика (логопедия)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ПЯТИБРАТОВА Наталия Владимировна

ПОЛИСЕНСОРНАЯ КОМБИНАТОРНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва – 2011

Работа выполнена на кафедре дошкольной дефектологии Московского педагогического государственного университета.

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор

Шаховская Светлана Николаевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Туманова Татьяна Володаровна

кандидат педагогических наук

Алмазова Анна Алексеевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»

Защита состоится « 09 » ноября 2011 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16/18.

Автореферат разослан « » 2011 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Н.Р.Геворгян

  1. Общая характеристика работы.

Актуальность исследования.

Современное образование предъявляет повышенные требования к уровню подготовки детей, поступающих в общеобразовательные школы. В ряде исследований (М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Р.И. Лалаева, J. Townend и др.) показано, что процент детей, недостаточно овладевших первоначальными навыками чтения к первому классу, неуклонно растет. Приветствуются дошкольные образовательные программы, включающие в подготовку к школе обучение детей навыкам чтения. Причины ситуации, сложившейся таким образом, отражают интенсификацию информационного поля общества в целом.

Чтение - один из базисных способов восприятия любой информации, овладение им во многом определяет успешность обучения. Специфика чтения как функции состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и межпредметным (общеучебным) умением. Таким образом, проблема обучения детей дошкольного возраста чтению имеет огромную общественную значимость, но вместе с тем сопряжена с рядом психолого-педагогических сложностей.

Проблема обучения грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи в современной коррекционной педагогике обсуждается достаточно остро. Многие исследователи убеждены в необходимости высокого развития языковой компетенции к началу целенаправленного обучения чтению, и не только у нормально развивающихся детей, но и у детей с ОНР (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б.Филичева, Д.Б.Эльконин и др.). Исследователями отмечаются устойчивые трудности при обучении чтению дошкольников с ОНР, обусловленные недостаточной сформированностью фонетических, семантических и грамматических компонентов языковой системы, нарушением коммуникативной способности в целом, снижением мотивации к письменной и устной речи, трудностями реализации языковых средств ( В.А. Ковшиков, А.К. Маркова, В.К. Воробьева, Л.Р.Давидович, Р.Е.Левина, С.Н.Шаховская и др.). Р.Е.Левина, В.И.Селиверстов, Т.Б Филичева, Г.В.Чиркина и др. указывают на недостаточную подготовленность детей к необходимым для чтения операциям звукобуквенного анализа и синтеза, сформированность механизмов внимания, восприятия, памяти и т.д.

В ряде исследований описаны трудности, обусловленные сложностью самого процесса обучения чтению. Например, такие фонетические и языковые единицы как «гласный звук», «буква», «слог» и т.д. носят абстрактно-символический характер и требуют соответствующего уровня развития понятийного и дискретно-логического мышления, сформированности функционального базиса чтения (О.Б. Иншакова, А.В.Огаркина, И.В.Красильникова и др.).

Возникающие трудности обусловлены также сложностью психофизиологической структуры процесса чтения, необходимостью взаимодействия слухо-зрительного, речедвигательного и других анализаторов (А.Р. Лурия). Необходимость взаимодействия различных анализаторов позволяет говорить о полисенсорной основе обучения чтению, которая нами интерпретирована как опора на совокупность анализаторных систем при реализации методов, приемов, форм и средств обучения на всем его протяжении.

Несмотря на перечисленные трудности (инертность нервных процессов, недостаточность усвоения фонетических и языковых единиц и др.), большинство детей с ОНР, получивших коррекционную помощь, поступают в школу, овладев механизмом чтения, но среди них уже к концу 1 класса выявляется значительный процент детей с нарушениями письменной речи – до 10% (Р.Е.Лалаева, Н.В.Серебрякова, Н.С.Жукова, Б.Ф.Васютина, Л.А.Гаранина, А.В.Лагутина и др.). Следовательно, в использовании существующих методов обучения дошкольников чтению (среди которых предпочтение отдается буквенно-слоговым) не в полной мере учитываются психофизиологические потребности детей с нарушениями речи. Становится ясным, что необходимо использование разнообразных методов, которые более соответствовали бы психофизиологическим особенностям и возможностям детей. Такой подход, предполагающий равноценное взаимопроникающее применение модифицированных и логично увязанных методов обучения чтению, нами рассматривается как комбинаторный. Таким образом, актуальность выбранной темы определяется необходимостью определения наиболее эффективных способов и средств обучения чтению дошкольников с ОНР.

Актуальность проблемы, ее теоретическая, практическая и социальная значимость позволили сформулировать проблему исследования: поиск путей повышения эффективности обучения чтению дошкольников с ОНР в системе логопедической работы. Такой поиск, на наш взгляд, должен осуществляться на основе учета специфики развития у детей речи и других психических функций при оптимальном комбинировании существующих методов обучения чтению.

Цель исследования. Теоретическое обоснование, проектирование и внедрение методического, дидактического и концептуального обеспечения процесса обучения чтению детей с ОНР на полисенсорной основе с одновременным развитием и коррекцией базисных для чтения психических функций.

Объект исследования. Процесс обучения чтению дошкольников с ОНР с использованием полисенсорной комбинаторной методики.

Предмет исследования. Формирование навыка чтения у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы с использованием полисеснсорной комбинаторной методики.

В основу исследования положена следующая гипотеза:

1) У детей с ОНР выявляются трудности овладения навыком чтения, обусловленные вариативно выраженными особенностями развития базисных речевых и неречевых компонентов (зрительной памяти, внимания, слухоречевой памяти и речи), а также спецификой применяемых методик обучения чтению (фонемный метод).

2)Эффективность обучения чтению дошкольников с ОНР будет повышена при условии проведения коррекционной работы по развитию базисных для чтения функций, использовании полисенсорной основы в обучении, а также при целенаправленном комбинировании различных методов, приемов и средств, в числе которых основной является минимальная единица чтения «склад».

Задачи исследования:

1)проанализировать научно-теоретические основы обучения чтению дошкольников в норме и при недоразвитии речи и определить специфику работы по обучению чтению дошкольников с нарушениями развития в системе коррекционного воздействия;

3) выявить в экспериментальном исследовании степень сформированности компонентов функционального базиса чтения у дошкольников с ОНР в сопоставлении с нормально развивающимися сверстниками;

4) теоретически обосновать и реализовать авторскую методику, основанную на использовании минимальной единицы чтения «склад»;

5) разработать, апробировать и реализовать в экспериментальном обучении комбинаторную методику обучения чтению дошкольников с ОНР на полисенсорной основе и с упреждающим развитием базисных для чтения психических функций;

6) оценить эффективность предложенной методики с точки зрения успешности формирования навыков чтения у дошкольников с ОНР в ходе поэтапного мониторинга, а также степени влияния проведенного обучения на развитие речи и других психических функций в системе логопедического воздействия.

Теоретико - методологическая база исследования:

- культурно-историческая теория Л.С Выготского, в частности, его представления о социальном генезе чтения, являющегося одной из высших психических функций (ВПФ);

- основные положения психолингвистической теории речевой деятельности, выдвинутые А.А.Леонтьевым;

- фундаментальные научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системной организации ВПФ (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Е.Д. Хомская, Т.Г. Визель и др.);

- принцип общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексный подход к его изучению (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, И.А. Зимняя и др.);

- концепции коррекции речи, и в частности, чтения, представленные в трудах ведущих дефектологов и логопедов (Р.Е.Левина, Б.М.Гриншпун, Р.И.Лалаева);

- общепедагогические дидактические принципы обучения чтению, ведущие из которых представлены в учебнике Л.Н. Толстого «Новая азбука».

В соответствии с поставленными целью и задачами в работе использовались следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; динамические наблюдения (в том числе – отдаленный катамнез); анкетирование, интервьюирование; статистический анализ, педагогические эксперименты и др.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2010г.г.

1 этап (1998 – 2003) – поисково-теоретический, который включал изучение и анализ литературы по проблеме чтения, психолингвистике, фонетике и других смежных наук, осуществлялось наблюдение за детьми с ОНР в процессе коррекционной работы, определялись направления исследования.

2 этап (2003 – 2009) – экспериментальный делился на два подэтапа:

- на первом проводилось экспериментальное психолого-педагогическое изучение 60 детей с ОНР III уровня и 30 детей с нормальным развитием для сопоставительного изучения у них внимания, зрительного восприятия, памяти и речевой функции. Выявлялось состояние функционального базиса чтения, определялся уровень сформированности навыка первоначального чтения;

- на втором проводилось экспериментальное обучение, в котором использовалась полисенсорная комбинаторная методика обучения чтению детей с ОНР.

3 этап (2009-2011) – обобщающий, на котором выполнялась обработка, анализ и обобщение результатов исследований, оформление диссертации.

Контингент испытуемых:

В экспериментальном изучении принимали участие 60 детей ОНР (III уровень) и 30 детей с нормальной речью, посещающие старшие группы детского сада. Критериями для отбора детей для экспериментального изучения были: заключение логопеда, констатирующее наличие ОНР III уровня, возраст детей на момент изучения (5л - 5л 4мес) и отсутствие навыков чтения.

Базы исследования. ГОУ- д/с № 690, Центр развития личности «Лана», г.Москва, Детский центр «Успех», г. Одинцово, МО.

Научная новизна работы:

  • Выявлены и проанализированы специфические особенности процессов внимания, зрительного восприятия, памяти и речевой функции у детей с ОНР, степень их сформированности, необходимая для эффективного обучения чтению.

  • Научно обоснована необходимость обучения детей с ОНР чтению с использованием комбинаторной методики на полисеснсорной основе, что обусловлено преобладанием у них спонтанной тенденции к симультанному способу восприятия графических образов слов над дискретной фонемно-графической, а также необходимостью коррекции нарушенной функции через сохранные механизмы.

  • Разработана и реализована комбинаторная методика обучения чтению детей с ОНР, использующая все единицы чтения и включающая работу по развитию внимания, зрительного восприятия, памяти и речи.

  • Теоретически обосновано и реализовано на практике использование минимальной единицы чтения «склад».

  • Предложены новые формы работы, которые обеспечивают реализацию важного принципа обучения - здоровье - и энергосбережения, как со стороны ребенка, так и учителя (минимум энергетических затрат педагога: организация занятий, использование оптимальных приемов и т.д.);

Теоретическая значимость.

  • Дополнены теоретические представления о своеобразии речевых и неречевых процессов обучения чтению детей с ОНР.

  • Теоретически обоснована целесообразность альтернативного подхода к обучению чтению в целом и дошкольников с ОНР, в частности, включающего модель полисенсорной методики.

Практическая значимость.

Доказанная в исследовании эффективность разработанного инновационного подхода дает основание для рекомендации его в качестве методики обучения чтению детей в ДОУ как средства активизации созревания у детей базисных для чтения функций, преодоления речевого недоразвития. Относительная дидактическая несложность методики, разработанные нами и опубликованные наглядные пособия, позволяют использовать ее в коррекционной и общепедагогической практике. Материалы исследования и выводы, полученные в результате его проведения, могут использоваться в преподавании логопедии и специальных методик студентам колледжей, вузов, на курсах повышения квалификации учителей-логопедов.

Апробация результатов исследования имела место в докладах на Международной научно-практической конференции «Интеллектуально-личностное развитие детей с психофизическими особенностями посредством использования методик Н.А.Зайцева» (Минск, 2006г.), межрегиональной конференции АКП и ППРО «Семейная культура ХХI в» (Москва, 2008г.), межвузовских (с международным участием) конференциях МПГУ (Москва, 2010 и 2011 г.г.), в пяти изданных методических пособиях, четырнадцати статьях. Разработанная система занятий внедрена в работу логопедической группы для детей с ОНР ГОУ-д/с № 690 г.Москвы, логопедической Монтессори-группы детского центра «Успех», а также нашла применение в работе педагогов дошкольных учреждений и родителей детей с нарушениями речи. Материалы исследования отражены в лекциях на курсах повышения квалификации логопедов и дефектологов в НПЦ «Развитие и коррекция» и речевого центра «Логопед плюс».

Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются использованием теоретически и практически валидных методов исследования, объемом выборки изученных детей и применением современных способов математической статистики при обработке и анализе данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности формирования навыка чтения у дошкольников с ОНР обусловлены недостаточной сформированностью функционального базиса, в частности процессов внимания, зрительного восприятия, памяти, речи.

2. Использование полисенсорной основы в обучении чтению позволяет реализовать компенсаторный подход к обучению, а также усиливает коррекционное воздействие на развитие устной речи детей. Упреждающее развитие базисных для чтения функций позволяет учитывать психофизиологические закономерности формирования навыка чтения.

3. Комбинирование складового, глобального и фонемно-графического методов обучения чтению, где приоритетным является складовой, а также определение содержания, средств и организационных форм в соответствии с задачами логопедической работы обеспечивают эффективность формирования навыка чтения у дошкольников с ОНР.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, выводов и заключения, библиографии. Объем основного текста составил 192 страницы, содержит 2 таблицы, 3 гистограммы, 1 схему. Библиография насчитывает 191 наименования, в т.ч. 4 – на иностранных языках.

  1. Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируются цель, задачи и гипотеза исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, предмет и объект исследования, излагаются положения, выносимые на защиту.

1 глава «Теоретические основы проблемы обучения чтению детей дошкольного возраста» представлена анализом отечественной и зарубежной литературы, посвященной изучению процесса и структуры навыка чтения. Рассмотрен традиционный подход к анализу психофизиологических механизмов чтения, раскрыты лингвистические и психолингвистические аспекты овладения навыком чтения, а также проблема выбора минимальных единиц чтения, теоретически обосновано применение такой минимальной единицы чтения как «склад». Проанализированы основные методики обучения чтению детей с нормальной речью и при ее недоразвитии и показана необходимость использования различных анализаторов при обучении. Доказана целесообразность вычленения внимания, зрительного восприятия, памяти и речи как «ядерных» компонентов функционального базиса чтения. Определена взаимосвязь и взаимовлияние развития этих функций и собственно обучения чтению.

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показал, что дискуссионными являются вопросы: о принципиальной возможности и необходимости обучения чтению дошкольников с ОНР; о возрастной границе начала обучению чтению; о методах, организации, дидактическом обеспечении этого процесса. Если возможность такого обучения исследованиями доказана, то его необходимость раньше 6-7 лет некоторые авторы отрицают. Ряд исследователей (Т.Г.Егоров, Т.Б.Филичева, Д.Б.Эльконин и др.) полагает, что к началу обучения чтению у дошкольников должна быть сформирована языковая база, так как чтение «надстраивается» над устной речью, тогда как другие убеждены, что обучение чтению может являться компенсаторным и стимулирующим средством (Т.Г.Визель, Т.С.Резниченко и др.) По мнению Т.Г.Визель, Т.С. Резниченко, необходимо раннее обучение чтению (с 3-х лет) даже неговорящих детей; исследователями отмечается положительное влияние процесса обучения чтению на формирование и коррекцию речи и других ВПФ, поскольку опора на зрительно-графические знаки стимулирует компенсаторные механизмы функционально созревших структур мозга. Таким образом, обучение чтению может выступать в качестве средства коррекции речевого недоразвития.

Ряд исследователей (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова и др.) полагает, что достаточно введение серии безбуквенных уроков для дошкольников 6-7 лет. Другие считают, что необходимо вводить знакомство с буквами и формировать навык слогослияния (Г.А. Каше, Т.А.Ткаченко, Н.С.Жукова, С.С. Коноваленко и др.). В последние годы все чаще предлагается обучать дошкольников с ОНР первоначальному чтению с использованием таких методов, которые рассчитаны не на дискретное, а в той или иной степени симультанное восприятие материала. Прежде всего, имеются в виду глобальное чтение - «метод ярлыков» (Е.Бёдер, Л.В.Штернберг, Г. Доман) и старорусский складовой метод (Л.Н.Толстой, Н.А.Зайцев). Нельзя игнорировать и широко распространенные методы обучения чтению, рассчитанные на владение фонетико-фонематической стороной речи хотя бы в ограниченном объеме. Т.Г.Визель, Т.С.Резниченко, предлагают использовать метод целых слов в сочетании с фонемным методом. Рассмотрение чтения как сложного психофизиологического процесса, в котором принимают участие зрительная, речедвигательная, речеслуховая системы мозга, позволило сделать вывод о том, что на самых первоначальных ступенях выработки умений чтения целесообразно с возможной полнотой и точностью загружать каждый из каналов поступления в мозг зрительных и речеслуходвигательных сигналов, опираться на большое число ориентиров (А.Н.Корнев, А.Р. Лурия, Р.Е.Левина и др.).

Большинство исследователей (Н.И.Жинкин, Т.Г.Егоров, Р.И.Лалаева, Б.Г.Ананьев, Д.Б.Эльконин, С.Ю.Горбунова, М.И.Кузнецова и др.) определяя структуру акта чтения, его роль в развитии и обучении ребенка, называют условиями успешного овладения этим навыком: сформированность устной речи, ее фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного восприятия, произвольного внимания и запоминания, мышление, прогнозирование, достаточное владение устной речью. Другие склоняются к приоритетному значению невербальных базисных функций, среди которых основополагающими считаются зрительно-моторные функции, пространственные ориентировки, внимание и т.д (М.М.Безруких, Т.Г.Визель, Т.А.Резниченко,).

Некоторые авторы отрицают необходимость вычленения каких бы то ни было условий для овладения чтением при наличии психофизиологически оправданной методики обучения чтению (Л.В.Штернберг, Н.А.Зайцев, А.В.Маниченко и др.).

Широко представленное в литературе (А.Р.Лурия, Н.И.Жинкин, А.Н.Корнев и т.д.) описание структуры процесса чтения на начальных этапах (ступенях) соотносится с традиционным аналитико-синтетическим методом обучения чтению, где минимальной единицей является буква. При обучении детей методами, предполагающими опору на более крупную единицу (слог, слово) психофизиологическая структура процесса чтения меняется (в случае обучения чтению слоговыми или глобальным методами). Ведущая роль на первоначальных этапах принадлежит целостности и симультанности зрительного восприятия, и, уже впоследствии – анализу и синтезу читаемого.

Мы разделяем точку зрения о необходимости определения функционального базиса чтения. Исходя из анализа разных позиций по этому вопросу, мы полагаем правомерным выделить «ядро» функционального базиса чтения, то есть наиболее значимые его части, которым отводится решающая роль при обучении детей с ОНР III уровня: невербальные психические процессы (зрительное восприятие, внимание, слухоречевая память) и состояние речевой функции. При этом мы опирались на концепции, выдвинутые А.Р.Лурией, Б.М.Гриншпуном, Р.Е.Левиной, Р.И.Лалаевой и др. Мы учитывали важность и других (когнитивных, моторных и др.) компонентов в процессе чтения. Однако результаты исследований свидетельствуют, что состояние указанных функций хоть и имеет своеобразие и отставание от нормы у детей с ОНР III уровня, не настолько существенно, чтобы препятствовать началу обучения чтению (Р.Е.Левина, Л.С. Волкова, Т.В.Туманова, Т.А. Ткаченко и др.), то есть дети способны успешно овладевать этим навыком. Выделенное нами «ядро» функционального базиса чтения объединяет все необходимые функции для чтения, но их соотношение определяется в зависимости от применяемого метода обучения.

Анализ лингвистической составляющей процесса чтения и теорий слогоделения (Р.И. Аванесов, Р.Стетсон, Л.А.Вербицкая, Л.В.Бондарко, Л.В.Щерба и др.) позволил нам определить минимальную единицу обучения. При этом мы исходили из концепции Н.И.Жинкина, определявшем открытый слог как минимальную произносительную единицу, произносительная общность элементов которой определяется тем, что произношением всех звуков управляет программа артикуляторных движений.А.Н. Гвоздев также считал, что слог должен быть исходной единицей чтения и письма, поскольку сочетание «согласный плюс гласный» представляет целый элемент, в котором звуки неотделимы друг от друга, их можно произносить и писать только слитно. Нам представляется важным, что исследователи отмечают эту особенность лишь для открытых слогов – СГ. Этот же подход закладывается и в аналитическом чтении, при составлении схем слов по принципу «механизма упреждения», открытым Н.И. Жинкиным. Авторы, постулирующие складовой метод обучения чтению, подчеркивают, что работа над анализом и синтезом необходима. Однако, как уточняют Л.Н.Толстой, Н.А.Зайцев, Л.В.Штернберг, минимальной единицей речи, и, следовательно, анализа и синтеза, следует считать склад. В «Букваре» В.Н.Горецкого слог СГ обозначается квадратом, разделенным по диагонали, а все остальные звуки и буквы в схемах обозначаются отдельными квадратами. Аналог этого подхода – разноокрашенные кубики со складами в методике Н.А.Зайцева, которые, по мнению автора, являются ничем иным, как звукобуквенной схемой слова, где его элементы окрашены в разные цвета. Нами отмечено, что научно-теоретического определения склада в литературе нет, авторы используют это понятие, опираясь только на практический опыт.

Таким образом, основываясь на теориях слогоделения и принимая во внимание слоговой принцип русской графики, а также преобладание симультанного восприятия у дошкольников с ОНР над сукцессивным и при этом учитывая существующие методические разработки, мы определили минимальную единицу чтения, которую обозначили как «склад». Мы определяем склад как акустические и произносительные единицы; их однобуквенные и двубуквенные обозначения на письме. К складам мы относим: слоги типа Г, СГ, а также одиночные согласные, в том числе с мягким и твердым знаком, которые могут входить в структуру слога, но не являются компонентом цельной структуры СГ («к-ра-н»).

При анализе методик обучения чтению мы выясняли, в какой мере они создают условия для психофизиологического развития ребенка и могут не только развить, но и корригировать базисные для чтения психические процессы, в частности внимание, зрительное восприятие, слухоречевую память и речь. Немаловажным мы считали и соответствие процесса формирования навыков первоначального чтения особенностям развития основных видов деятельности пятилетних детей, а также организации обучения чтению и его результативности. В целом, в общепедагогической практике и в коррекционной педагогике превалируют методики, основанные на фонемном, звукобуквенном принципе обучения (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова, А.И. Воскресенская и др.). Проведенный анализ показывает, что применение этого метода в качестве основного на первоначальных этапах обучения чтению не всегда эффективен. Метод чтения целыми словами (глобальный метод), наиболее разработанный за рубежом, а в нашей стране применяемый преимущественно в сурдопедагогике, нецелесообразно абсолютизировать в практике обучения дошкольников с ОНР. Метод опирается на механическую зрительную переработку информации, при этом не учитываются психофизиологические особенности детей с недоразвитием речи и не создается предпосылок для успешного овладения ими навыками чтения. Методик обучения чтению складовым методом мало: преимущественно используется методики Н.А.Зайцева, Е.В.Бахтиной, Л.В.Штернберга, однако авторы выступают против программ и планирования процесса обучения, аппелируя к творческому духу педагога. Именно поэтому, ЧТО делать - педагогу понятно, а КАК это делать – не всегда. С точки зрения природосообразности, элементы складового метода могут быть применены в работе с детьми с ОНР, а нетрадиционная форма работы (свобода перемещения детей на занятии) повышает эффективность обучения и может считаться здоровьесберегающей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гический словарь институт "открытое общество" мегапроект "Пушкинская библиотека" книги для российских библиотек москва педагогика-пресса 1999

    Документ
    В словарь включено более 1200 статей, раскрывающих содержание терминов и понятий практически из всех разделов психологии (об­щей, возрастной, медицинской, инженерной, педагогической и т.
  2. С. Ю. Головин словарь практического психолога (около 2000 терминов, 1998 г.) Словарь-справочник (1)

    Справочник
    Словарь-справочник содержит разделы по: психологии социальной, психологии труда, психотерапии, психодиагностике, патопсихологии, психофизике, дефектологии, а также по психологии восприятия, психологии личности, психологии мотивов,
  3. С. Ю. Головин Словарь практического психолога (около 2000 терминов, 1998 г.) Словарь-справочник (2)

    Справочник
    Словарь-справочник содержит разделы по: психологии социальной, психологии труда, психотерапии, психодиагностике, патопсихологии, психофизике, дефектологии, а также по психологии восприятия, психологии личности, психологии мотивов,
  4. С. Ю. Головин. Словарь практического психолога

    Справочник
    Словарь-справочник содержит разделы по: психологии социальной, психологии труда, психотерапии, психодиагностике, патопсихологии, психофизике, дефектологии, а также по психологии восприятия, психологии личности, психологии мотивов,
  5. С. Ю. Головин Словарь практического психолога (около 2000 терминов, 1998 г.) Оглавление Словарь-справочник

    Справочник
    Словарь-справочник содержит разделы по: психологии социальной, психологии труда, психотерапии, психодиагностике, патопсихологии, психофизике, дефектологии, а также по психологии восприятия, психологии личности, психологии мотивов,

Другие похожие документы..