Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Александр Николаевич Островский на втором курсе был оставлен на второй год, а университет так и не окончил, как и его коллеги по литературному цеху –...полностью>>
'Заседание'
Заседание секции «Проблемы и перспективы социально-экономического развития России и стран нового зарубежья». Председатель — д.г.н., проф. А.И. Алексее...полностью>>
'Программа курса'
Общей целью изучения курса «Международное право» является базовая подготовка студентов на основе освоения основных понятий и нормативного материала п...полностью>>
'Документ'
Об утверждении Правил прикомандирования в таможенные органы государственных ветеринарно-санитарных инспекторов и государственных инспекторов по каран...полностью>>

Ремесленного профессионального образования в россии (1)

Главная > Тезисы
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
РЕМЕСЛЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Тезисы докладов

1-й Международной научно-практической конференции

Екатеринбург, 16-18 декабря 2002 г.

Екатеринбург
2002

Министерство образования Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Уральское отделение Российской академии образования

Фонд Эберхарда Щека (ФРГ)

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Академия профессионального образования

Институт развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации

Екатеринбургский профессиональный лицей ремесленников-предпринимателей

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Тезисы докладов

1-й Международной научно-практической конференции
16 – 18 декабря 2002 г., Екатеринбург

Екатеринбург

2002

Становление и раз­ви­тие ремесленного профессионального образования в Рос­сии: Тез. докл. 1-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург,
16 – 18 дек. 2002 г. / Под ред. Г. М. Ро­ман­це­ва. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. – 114 с.

В сборнике представлены тезисы докладов 1-й Международной на­уч­но-прак­ти­чес­кой конференции, посвященной становлению и раз­ви­тию профессионального образования в России. Тезисы сгруппированы относительно следующих основных проблем, вынесенных на обсуждение участниками конференции:

  • со­ци­ально-эко­но­ми­чес­кие и ор­га­ни­за­ци­он­но-пе­да­го­ги­чес­кие условия про­фессионального образования ре­мес­лен­ни­ков-предпри­ни­ма­те­лей;

  • со­дер­жа­ние и ме­то­ды профессиональной подготовки ре­мес­лен­ни­ков-пред­при­ни­ма­те­лей;

  • пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­кие аспекты ремесленного профессионального образования.

Основная часть исследований выполнена в рамках первого этапа гер­ма­но-рос­сийско­го модельного проекта «Поддержка ремесел путем профессионального образования: проблемы, пути решения» и в соответствии с программой НИР Уральского отделения Российской академии образования «Образование в Ураль­­ском регионе: научные основы развития и ин­но­ва­ций на 2001 – 2005 гг.».

Сборник адресуется ученым и спе­ци­алис­там, интересующимся и за­ни­ма­ющим­ся проблемами развития профессионального ремесленного образования, в первую очередь педагогам, участвующим в подготовке ре­мес­лен­ни­ков-предпри­ни­ма­те­лей.

Представленные в сборнике тезисы докладов отражают авторские научные позиции.

© Уральское отделение Российской академии образования, 2002

© Российский государственный
профессионально-педагогический
университет, 2002

Содержание

Содержание 4

Социально-экономические и организационно-педагогические условия профессионального образования ремесленников-предпрИнимателей 9

Г. М. Романцев,
И. А. Колобков 9

Ремесленное профессиональное образование: первоочередные задачи 9

Б. Тидеманн 12

Основные итоги первого этапа германо-российского модельного проекта «Поддержка ремесел путем профессионального образования»:
проблемы, пути решения 12

И. П. Смирнов 17

Ренессанс ремесленничества в современной России 17

J. Koinova-Zöllner,
D. Waterkamp 22

Die Aufnahmeprüfung als Mittel der Auswahl von geeigneten Bewerbern im Bildungswesen 22

Т. Л. Александрова 24

Исторические судьбы ремесла 24

О. Б. Алещенкова 25

Становление и развитие профессионально-технического образования в Башкортостане в конце XIX – начале XX в. 25

Н. Л. Антонова,
Н. А. Киреева 27

Ремесленничество в Свердловской области: современное состояние и перспективы развития 27

Г. В. Астратова 29

Маркетинговые аспекты развития ремесленничества в России: реальность и перспективы 29

Г. В. Астратова, Л. А. Скороходова,
Н. Ю. Курюмова, З. В. Назарова,
Н. Г. Николаенко 30

К вопросу определения рейтинга предприятия, занимающегося ремесленной деятельностью в сфере индивидуального пошива женской одежды 30

М. М. Бикбаев 32

История профтехобразования Республики Башкортостан 32

Э. Г. Горбачева 33

Подготовка ремесленников-предпринимателей по специализации «Технология обработки ткани и декоративно-прикладное творчество» 33

З. З. Кирикова,
И. В. Осипова,
О. В. Тарасюк 36

Основные идеи описания модели профессиограммы ремесленника 36

А. С. Максяшин 39

Ремесленничество в контексте народной культуры 39

А. Г. Мокроносов,
Т. В. Захарова 41

О развитии ремесленничества на Урале 42

А. Г. Мокроносов,
Е. В. Лобанов,
Т. К. Руткаускас 43

Развитие малого бизнеса и рынка труда ремесленников 43

С. А. Новоселов 45

Термины «ремесло» и «ремесленник» как психолого- терминологические барьеры для развития нового явления в российской экономике и образовании 45

О. В. Плотникова,
В. А. Федотов,
А. А. Пятышкин 48

Системный подход к осуществлению государственной поддержки малого предпринимательства 48

В. В. Пузырев 50

Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки как стратегия реформы образования в США 50

С. В. Саламатова 52

Ремесленники как слой среднего класса в контексте теории устойчивого экономического развития 52

С. В. Слинкин 54

Подготовка ремесленников-предпринимателей в культурно-образовательном центре 54

В. А. Федотов 55

Обеспечение профессионального образования ремесленников-предпринимателей
педагогическими кадрами 55

Д. А. Ягофаров,
А. Г. Кислов 56

К формированию государственной политики России в сфере ремесленного профессионального образования 56

Содержание и методы подготовки ремесленников-предпрИнимателей 59

А. Ф. Быстрова,
Е. Г. Атласова 59

Инновационные подходы к подготовке
ремесленников-предпринимателей 59

М. Л. Вайнштейн 61

Образование ремесленников-предпринимателей как форма опережающего образования (подготовка педкадров) 61

С. Н. Ванин 63

Организационно-педагогические основы профессионального образования
ремесленников-предпринимателей 63

Э. Г. Горбачева,
Е. А. Черненко 65

Подготовка ремесленников-предпринимателей по специализации «Технология обработки ткани и декоративно-прикладное творчество» 65

Н. А. Доронин 67

Организационно-педагогические условия профессионального образования ремесленников 67

В. И. Дружинин,
Л. Г. Бобкова 68

Региональная модель повышения квалификации педагогов системы профессионального образования 68

А. В. Ефанов,
М. Г. Лордкипанидзе 70

Критерии профессиональной компетенции
ремесленников-предпринимателей 70

П. Ф. Зеер 71

Научно-педагогическое сопровождение экспериментального образования
ремесленника-предпринимателя 71

И. В. Карцева,
Э. Г. Горбачева 73

Усовершенствование учебного процесса по специальности 030500.13 – Профессиональное обучение (производство товаров широкого потребления) 73

С. П. Масальских 75

Становление школы оружейного мастерства 75

Р. Х. Мирзагитов 76

Содержание лингвистического образования в профессиональной подготовке в XIX – начале XX в. 76

И. В. Осипова,
О. В. Тарасюк 79

О требованиях к уровню подготовки
ремесленника-предпринимателя 79

Л. П. Пачикова,
В. И. Пачиков 80

Аспекты преподавания курса «Финансы, денежное обращение и кредит» в системе профессиональной подготовки ремесленников 80

С. В. Петухов 81

К вопросу актуальности организации системы подготовки преподавателей для учреждений профессионального образования, обучающих ремесленников-предпринимателей 81

В. Б. Полуянов 83

Организационное обеспечение профессионального образования ремесленников 83

В. В. Пузырев 84

Развитие теории и практики взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки по профессиям ремесленного профиля в профессиональной школе России 84

А. А. Пятышкин,
В. А. Федотов,
О. В. Плотникова 88

Место высшего экономического профессионально-педагогического образования в подготовке ремесленников-предпринимателей 88

Е. Г. Сафонова,
О. А. Фищукова 89

Опыт возрождения ремесленничества в профессиональном колледже 89

Т. Б. Соколова 90

Формирование содержания подготовки
ремесленников-предпринимателей в области маркетинга 90

Психолого-педагогические аспекты ремесленного профессионального образования 93

Н. С. Аболина 93

Активные групповые методы в профессиональной подготовке ремесленников-предпринимателей 93

Е. В. Беспамятных 94

К проблеме формирования регулятивного компонента профессиональной деятельности ремесленника-предпринимателя как субъекта рыночных отношений 94

С. П. Брагина 96

Комфортная среда как условие развития творческой активности ремесленника 96

А. А. Глуханюк 98

Профессиональная субкультура
ремесленника-предпринимателя 98

Е. В. Дьяченко 99

Психологическое сопровождение педагога системы подготовки ремесленников: эмпирические предпосылки 99

Д. П. Заводчиков 101

Психологическое обеспечение профессиональной подготовки ремесленников 101

Э. Ф. Зеер 103

Детерминация профессионального становления личности ремесленника 103

А. П. Зольников 104

Роль саморегуляции в учебно-профессиональной деятельности ремесленника 104

В. В. Кузнецов 106

О развитости сенсорных и двигательных способностей рабочих частных предприятий 106

Я. А. Курсикова 107

Необходимость учета особенностей менталитета личности при ее профессиональном становлении 107

О. Л. Назарова 109

Моделирование процесса профессиональной подготовки ремесленников-предпринимателей 109

А. М. Павлова 111

Инновационные технологии в подготовке специалистов ремесленных профессий 111

Ж. А. Панова 112

Профессиональные качества
ремесленника-предпринимателя 112

Т. В. Сидорина,
Ю. А. Гуськов 113

Психолого-педагогические аспекты ускоренного обучения ремесленников-предпринимателей 113

Э. Э. Сыманюк 115

Развитие предприимчивости у представителей малого бизнеса 115

Ю. А. Тукачев 118

Ремесленник: изменяющаяся личность в изменяющемся мире 118

О. Н. Шахматова 119

Личность педагога-фасилитатора
лицея ремесленников-предпринимателей 119

Сведения об авторах 121

Социально-экономические и организационно-педагогические условия профессионального образования ремесленников-предпрИнимателей

Г. М. Романцев,
И. А. Колобков

Ремесленное профессиональное образование: первоочередные задачи

Процессы, происходящие в настоящее время в сис­те­ме воспроизводства кадров России, пока очень мало удовлетворяют потребностям рыночной экономики.

Создающиеся сейчас новые производительные силы и про­из­водствен­ные отношения требуют альтернативных подходов к под­го­тов­ке кадров, которые бы в большей мере соответствовали инновационному характеру труда.

К со­жа­ле­нию, радикальных изменений в системе подготовки кадров пока не происходит. Так, в на­чальном профессиональном образовании доминирует подготовка кадров для крупных промышленных предприятий.

В настоящее время в процессе экономических преобразований, происходящих в Рос­сии в те­че­ние последних 10 лет, малые и сред­ние предприятия становятся значимым сектором экономики народного хозяйства.

Особенно интенсивно развиваются малые и сред­ние предприятия, обеспечивающие население товарами ежедневного спроса и не­об­хо­ди­мы­ми услугами. Близость к рын­ку потребительских товаров и ус­луг и то обстоятельство, что владельцы сами работают на своих предприятиях, – все это позволяет им хорошо знать потребности своих клиентов и быстро реагировать на происходящие изменения.

Предприятия с та­кой организацией работ получили в За­пад­ной Европе (например, в Гер­ма­нии) название ремесленных.

Открытие ремесленных предприятий не требует крупных капиталовложений, и они могут располагаться по месту жительства владельцев.

Специфика малых и сред­них предприятий состоит не только в про­из­водстве товаров и ус­луг по индивидуальным заказам и ма­лы­ми сериями, а еще и в том, что потребности заказчиков часто не ясны и по­то­му не могут быть заранее спланированы.

Владелец, равно как и лю­бой работник малого предприятия, должен уметь анализировать желания клиента, оказывать ему помощь в вы­бо­ре экономически приемлемого варианта исполнения заказа и его дизайнерского решения и только после этого составлять план своей работы. Таким образом, спектр знаний, умений и на­вы­ков у любого работника ремесленного предприятия должен быть значительно шире, чем у ра­бот­ни­ка крупного промышленного предприятия.

Для ремесленников характерны высокое качество продукции и от­ветствен­ность перед заказчиком, что является следствием действия рыночного механизма регулирования отношений. От этого зависят оплата труда работников, прибыль и ус­пех предприятия.

Важнейшим производственным ресурсом ре­мес­лен­ни­ка-предпри­ни­ма­те­ля является собственная высокая квалификация, охватывающая все стадии технологического процесса, а так­же соответствующая квалификация его подмастерьев и уче­ни­ков.

Отсюда следует, что для ремесленного предприятия имеет большое значение профессиональное образование его работников, цель которого состоит в обу­че­нии ремесленников умениям самостоятельно и от­ветствен­но анализировать комплексные задачи, планировать последовательность операций и вы­пол­нять работу экономично, на высоком технологическом и эс­те­ти­чес­ком уровне.

Постановка подобной цели требует перестройки содержания профессионального образования, ревизии форм и ме­то­дов обучения.

До недавнего времени подавляющее большинство учреждений начального и сред­не­го профессионального образования готовили специалистов только для работы на крупных предприятиях.

Такие работники, которым в про­цес­се обучения прививались исключительно на­вы­ки вы­пол­не­ния определенных, оторванных от широкого контекста приемов и операций, не в сос­то­янии брать на себя решение комплексных профессиональных задач.

Перестройка системы образования для подготовки работников малых и сред­них предприятий происходит очень медленно. Об этом свидетельствует тот факт, что до сих пор нет специально утвержденных государственных образовательных стандартов, ориентированных на этот вид подготовки.

С целью практической реализации профессиональной подготовки ре­мес­лен­ни­ков-предпри­ни­ма­те­лей с 1998 г. в Свердловской области осуществляется совместный гер­ма­но-рос­сийский проект «Поддержка ремесел через профессиональное образование».

Проект финансируется с не­мец­кой стороны фондом Эберхарда Щека, с рос­сийской – правительством Свердловской области.

В проекте принимают участие представители Палаты ремесел и учеб­ных центров Дюссельдорфа и фон­да Щека. В ос­нов­ном это работники учебных центров и ре­мес­лен­ных предприятий.

С рос­сийской стороны главными участниками являются Министерство образования Свердловской области, Российский государственный про­фес­си­онально-пе­да­го­ги­чес­кий университет и Про­фес­си­ональный лицей ре­мес­лен­ни­ков-предпри­ни­ма­те­лей.

Профессиональный лицей ре­мес­лен­ни­ков-предпри­ни­ма­те­лей получил статус федеральной экспериментальной площадки. В ли­цее уже четвертый год ведется подготовка ре­мес­лен­ни­ков-предпри­ни­ма­те­лей по профессиям «пли­точ­ник-мо­за­ич­ник», «ма­ляр-ди­зайнер», «столяр».

Проект ориентирован на европейский стандарт профессионального образования; этот уровень обеспечивает представитель немецкого «цеха» ремесленников, который работает на предприятии, являясь одновременно мастером и ме­нед­же­ром.

Обучение в рам­ках гер­ма­но-рос­сийско­го проекта осуществляется на основе тщательно организованного планирования, современного ма­те­ри­ально-тех­ни­чес­ко­го обеспечения и ре­гу­ляр­но­го повышения квалификации мастеров и пре­по­да­ва­те­лей лицея под руководством и при непосредственном участии специалистов из Германии.

В ли­цее ремесленников проходят апробацию новые профессиограммы, экспериментальный стандарт. Существенно корректируются методики преподавания, совершенствуются учебные планы и дру­гая учеб­но-прог­раммная документация.

В про­цес­се обучения у мо­ло­дых людей не только вырабатываются профессиональные качества европейского уровня, но и фор­ми­ру­ют­ся важные личностные характеристики. Воспитывается человек, способный работать самостоятельно, име­ющий определенный социальный статус и характеризующийся определенным со­ци­альным поведением, являющийся достойным гражданином демократического общества.

В ре­зульта­те такого подхода профессиональное образование становится системой формирования и вос­пи­та­ния личностных характеристик работника через профессию.

Практическое решение проблемы показало, что подготовка такого специалиста не укладывается в об­щеп­ри­ня­тую схему, разделяющую уровни начального и сред­не­го профессионального образования, так как будущий специалист должен сочетать в се­бе качества рабочего очень высокой квалификации и ме­нед­же­ра, способного спроектировать, обеспечить ресурсами трудовой процесс и са­мос­то­ятельно выполнить работу с целью максимального удовлетворения запросов заказчика.

В свя­зи с этим необходимо сформировать концепцию подготовки в Рос­сии рабочего нового типа. Эта концепция должна предусматривать новый перечень профессий, обновленные профессиограммы и учеб­ные планы, новые стандарты начального и сред­не­го профессионального образования, адаптированные к но­вым рабочим профессиям, ориентированным, в от­ли­чие от профессий, представленных в российском Перечне рабочих профессий, не на промышленные, а на индивидуальные предприятия.

Наряду с этим требуется кроме образовательного стандарта разработать профессиональный стандарт ре­мес­лен­ни­ка-предпри­ни­ма­те­ля и до­пол­нить Единый та­риф­но-ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный справочник новыми профессиями.

Необходимо особо отметить, что радикальное решение проблемы создания новой ветви профессионального образования и всей инфраструктуры ремесленного сектора экономики будет возможно, если усилия учебных заведений, органов управления образованием и ор­га­нов социальной защиты всех уровней получат нор­ма­тив­но-пра­во­вую поддержку.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ремесленного профессионального образования в россии (2)

    Тезисы
    Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России: Тез. докл. 2-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 18–20 окт. 2004 г.
  2. Ремесленного профессионального образования в россии (3)

    Тезисы
    Становление и развитие ремесленного профессионального образо­вания в России: Тез. докл. 3-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 23–25 окт. 2006 г.
  3. Рабочая программа кандидатского экзамена для образовательных учреждений высшего профессионального образования мвд россии Специальность 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Рабочая программа
    Рабочая программа кандидатского экзамена «История и философия науки» по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования составлена в соответствии с программой-минимумом кандидатского экзамена по истории и философии
  4. Развитие теории и практики управления системой профессионального образования в России в XIX xx вв

    Автореферат
    Защита состоится «21» декабря 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 в ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им.
  5. Развитие и становление женского профессионального образования в центральном регионе россии в середине XIX начале ХХ века

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 марта 2009 года в 12 часов 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, г.

Другие похожие документы..