Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях выполнения плана действий по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», выявления талантливых учителей – молодых ...полностью>>
'Документ'
Міністерство інформує, що 13-14 березня 2012 року кафедра педагогічної майстерності та менеджменту Полтавського національного педагогічного університ...полностью>>
'Методическая разработка'
Работая учителем ИЗО 17 лет, я фактически сама готовила к урокам наглядный материал, так как в школе отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репр...полностью>>
'Диссертация'
Диссертация выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Новосибирский государственный университ...полностью>>

О. В. Неценко кандидат педагогических наук

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

МЕЖВУЗОВСКИЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

Издается с 2002 года

ВЫПУСК 9

ВОРОНЕЖ

ВГПУ

2010

УДК 30

ББК 60я44

С 69

Н а у ч н ы й р е д а к т о р

доктор педагогических наук, доцент М.В. Шакурова

Р е ц е н з е н т ы:

кандидат исторических наук О.В. Неценко

кандидат педагогических наук А.В. Енин

С 69

Человек и общество: история и современность : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 9 / [науч. ред. М.В. Шакурова]. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – 272 с.

ISBN 978-5-88519-572-0

Межвузовский сборник научных трудов объединяет материалы социально-гуманитарных исследований, проводимых учеными, аспирантами, педагогами-практиками образовательных учреждений, специалистами социальных служб г. Воронежа.

Рекомендуется научным работникам, аспирантам, работникам системы образования, педагогам, студентам, всем, кто интересуется проблемами истории и современного состояния исследований человека, общества и взаимодействий человека и общества.

УДК 30

ББК 60я44

 Редакционно-издательское оформление. ВГПУ, 2010

ISBN 978-5-88519-572-0

Содержание

Философия. Социология

Фурс Е.И. Социокультурные доминанты японской цивилизации.

Мануковский В.В. Образ человека в философии С. Кьеркегора...

Лактионов В.В. Изменение установок воронежцев в период первых президентских выборов (из архива социолога)………......

Неценко А.Е., Неценко О.В. Что думают воронежцы о своем городе как малой родине российских Ростроповичей…………….

История

Ливенцев Д.В. Санитарное состояние кораблей Российского Императорского флота в XVIII–XIX вв……………………………

Башкирева Н.В. К вопросу о многообразии административных полномочий земских участковых начальников (участие в податном деле, продовольственном обеспечении населения, землеустроительных мероприятиях)……………………………………..

Ермашов М.Н. Купеческие дома г. Воронежа второй половины XIX – начала XX века……………………………………………….

Чернобоева Т.Н. К истории педагогического образования: Воронежский учительский институт (1913–1918 гг.)………………..

Кудинова Ю.В. История изучения общественного движения в деревне Воронежской губернии в начале ХХ века…………...…...

Тонкий Н.В. Подготовка кадров тыла русской армии в начале ХХ века…………………………………………………………….....

Панова А.В. Убийство адмирала А.Н. Непенина во время февральской революции 1917 г. на Балтийском флоте…………….....

Алексанян Н.А. Нравственно-психологическая характеристика общества в годы Гражданской войны (на примере Воронежской губернии)……………………………………………………………..

Гуринов С.Л. Проблемы становления Морских сил Дальнего Востока……………………………………………………………….

Глазков Б.Е. Социально-экономическое положение Воронежского округа в 1928-1929 годах…………………………………….

Педагогика и психология

Юров Ю.В. Стратегии совладания при психологическом стрессе у студентов…………………………………………………………...

Ефремов Д.А. Особенности процесса коллективообразования в студенческой группе………………………………………………...

Пенькова А.А., Авраменко Н.В. Воспитание патриотизма в студенческой среде (из опыта работы ВГПУ)………………………...

Неценко О.В. Проблемы и трудности создания воспитательных систем в учреждениях для детей с признаками одаренности……

Крапивина В.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение как условие, обеспечивающее гармоничное развитие личности…….

Лактионов В.В. Роль педагога как «значимого другого»………..

Ключникова Н.В. Проблемы внедрения компьютерных технологий в обучение истории в средней школе……………………….

Минакова Е.А. Использование ИКТ на уроках истории в профильной школе………………………………………………………

Позднякова М.М. «Круглый стол» как форма семинарского занятия при изучении истории и обществознания………………..…

Зятикова С.А. Социальные процессы современности………...…

Мелешенко Н.Ю. Образование для будущей России. Проектная деятельность в начальной школе…………………………………...

Плешков Е.И., Сырых Т.В. Социальное партнерство как основа формирования воспитательного пространства микрорайона (из опыта ЦДОД «Созвездие» Коминтерновского района г. Воронежа).

Глущенко Н.Н., Медведева М.А., Сухарев А.А. Особенности системы дополнительного образования детей………………….....

Трапезникова Н.А. Возможности использования новых технологий обучения в дополнительном образовании детей…………...

Панько Ж.Ю., Петрова М.Г. Некоторые вопросы предпрофильной подготовки и профильного обучения воспитанников ДТДиМ…………………………………………………………….....

Комарова И.Н. Портфолио как одна из форм представления

результатов деятельности педагога и обучающихся……………...

Вошина Н.А., Комарова И.Н., Трапезникова Н.А. К вопросу о работе с историческими документами на учебных занятиях по истории и краеведению в дополнительном образовании детей….

Апанасевич С.Л. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях в системе дополнительного образовании детей………………………………………………………………….

Алехина Е.В. Организационно-правовые основы профилактики химической зависимости в высшей школе………………………...

Бумакова Ю.В. Общественный наркологический пост – новая форма профилактики наркомании в образовательных учреждениях.

Новикова Е.Н. Роль семьи в профилактике подростковой наркомании……………………………………………………………...

Бумакова Ю.В. Роль первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков………..

Данилова Я.С. Организация профилактической работы в школе и ее основные этапы…………………………………………………

Калмыкова Е.А., Замотаева Л.В., Никифорова А.А.,

Мошкин М.С., Трегубов А.В. Программа районного летнего полевого туристического лагеря «Седьмой континент»………….

Седых О.И. Как выбрать профессию................................................

Новикова Е.Н. Как уберечь ребенка от употребления алкоголя и наркотиков…………………………………………………………...

Степанова О.В. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости у детей и подростков……………………….

Абакумова В.Н. Анализ внутренней картины болезни людей молодого возраста после ЧМТ для оценки их самоактуализации…………………………………………………………………....

Гончарова Т.С. Социальная адаптация детей с умственной отсталостью……………………………………………………….........

Научное творчество студентов

Дубровских А.А. Негативизм критической теории Герберта Маркузе………………………………………………………………

Платонов К.Ю. Роль революционной политики в марксизме….

Зимина Е.Ю. Зачем нам государство?...........................................

Сикирин В.Л. Православная молодежь: социально-психологический портрет…………………………………………...

Никифоренко А.А., Терехова А.А. Русский народный костюм: элективный курс по истории как способ осознания значимости культурного наследия страны………………………………………

Блинова А.И. К проблеме взаимодействия социального педагога с другими работниками образовательного учреждения…………..

Калишкина Д.С. Школа как центр социального воспитания в сельскохозяйственном поселке (на примере МОУ Большеясырская СОШ Аннинского района Воронежской области)…………..

Крутькова И.И. К проблеме формирования толерантности у будущих социальных педагогов в вузе………………………….....

Немыкина Я.Ю. К проблеме формирования социального опыта подростков…………………………………………………………...

Рубцова Е.В. Особенности социально-педагогической работы с подростками-представителями просоциальных субкультур……..

Саликова Е.Н. Социально-педагогическая функция классного руководителя………………………………………………………...

Григорьева В.А., Зубарев Е. Проблемы, возникающие у педагогов в работе со старшеклассниками………………………………..

Григорьева В.А., Зубарев Е. Особенности консультирования педагогов по работе со старшеклассниками……………………….

..7

.12

.20

.22

.30

34

.45

.53

.57

.63

.68

.71

100

104

107

109

113

117

120

125

132

135

138

141

145

149

152

155

157

160

163

166

169

178

180

183

186

188

215

218

220

222

226

229

233

237

241

246

250

253

256

259

262

265

268

270

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ВОРОНЕЖСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Приглашает постоянных авторов и всех желающих к участию в подготовке новых межвузовских сборников научных статей.

В 2010-2011 учебном году

планируются к выпуску

1. Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 9.

Традиционно в сборнике выделены рубрики: I. Социальная философия, философия образования, культурология, социология; II. История (социально-экономические и социокультурные аспекты); III. Социальная педагогика и социальная психология; IV. Социальная работа. Рукописи принимаются в период с 10 сентября по 1 ноября 2010 года. Планируемый срок выхода сборника из печати – IV квартал 2010 года – I квартал 2011 года.

2. Человек и общество: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 10.

Традиционно в сборнике выделены рубрики: I. Философия, социология, культурология, политология; II. История; III. Педагогика и психология. Принимаются статьи научных работников, педагогов образовательных учреждений, аспирантов и соискателей. Рукописи принимаются в период с 1 февраля по 15 марта 2011 года. Планируемый срок выхода сборника из печати – II-III квартал 2011 года.

Рукопись можно представить на кафедру социальной педагогики ВГПУ (г. Воронеж, ул. Ленина, 86, главный корпус ВГПУ, ауд. 320), выслать по почте (394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, кафедра социальной педагогики), переслать по электронной почте (sp320@mail.ru).

Автор сообщает о себе: Фамилия, имя, отчество (полностью); место работы, должность (полностью); ученая степень, ученое звание; контактные телефоны, электронный адрес.

Оплата страницы текста после форматирования – 80 рублей. Для иногородних оплата может производиться при получении сборника по почте наложенным платежом.

Контактный телефон для справок: 53-25-82 (код г. Воронежа 4732).

Координаторы проекта: Кудинова Юлия Валерьевна, Шакурова Марина Викторовна

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ

УДК 008(52)

Е.И. Фурс1

(ВГУ)

Социокультурные доминанты японской цивилизации

Японская культура принадлежит к великому кругу азиатских культур. В процессе культурного творчества японский народ проявил поразительную способность заимствовать и усваивать, перенимать и развивать достижения других народов, сохраняя при этом свое национальное, своеобразное, японское. Наибольшее влияние на культуру Японии оказали китайская и индийская цивилизации в самых разных аспектах.

Особенность национальной японской культуры состоит в том, что определенные элементы этой культуры были созданы и развиты японцами из истоков, лежащих среди них самих, в то время как другие элементы, перенесенные с азиатского и других континентов, были не только приняты и ассимилированы сообразно со вкусами японцев, но и включены в состав национальной культуры в качестве ее внутренних элементов. [2, с. 125].

В истории культуры Японии можно выделить последовательно сменяющие друг друга культурные эпохи: культуру древней Японии, охватывающую период с VIII тысячелетия до н.э. до VIII в. н.э. и включающую в себя протояпонскую культуру; становление собственно японской культуры в VI–VIII вв.; культуру Японии IX–XII вв., охватывающую период Хэйан, культуру Японии конца XII – середины XVI в., включающую в себя периоды Камакура и Муромати, и культуру Японии конца XVI – середины XIX вв., охватывающую периоды Момояма и Токугава; период Мэйдзи (вторая половина XIX – начало XX века).

Древнейшую неолитическую культуру, получившую распространение на территории Японии с VIII тысячелетия до н.э., никак нельзя назвать японской. Ее создателями были в основном айнские племена. Формирование японской народности и зарождение японского государства – Ямато – относят к III в. н.э. (период Ямато). Период Ямато был временем особенно интенсивных контактов Японии с Китаем и Кореей. Верхушка японского общества начинает пользоваться иероглифической письменностью, что открывает доступ к китайской литературе. Корейские переселенцы способствовали развитию шелководства и ткачества. На протяжении VI–VII вв. на островах Японии формируется централизованная власть. В VII–VIII вв. происходит интенсивный процесс переустройства древнего рабовладельческого общества в феодальное. Переустройство сопровождалось разработкой законодательных положений, призванных охватить все сферы деятельности населения и все отрасли управления. Переустройство происходило в основном по китайским образцам, существовавшим в Танской империи. Наибольшее значение для жизни имел свод законов Тайха, в который были введены два важных положения: право государства распоряжаться земельным фондом и право каждого иметь свой участок. Заметную роль сыграло принятие по китайскому образцу «Табеля 12 рангов», при котором представители знати лишались родовых прерогатив и становились чиновниками государства. С точки зрения японской культуры VI–VIII вв. можно выделить два периода. Период Асука (558–645 гг.), названный по имени реки Асука, в районе которой тогда находился императорский двор, и период Нара (645–794 гг.), получивший название по местонахождению первой японской столицы [2, с. 111].

Период IX–XII веков называется Хэйан – по названию новой столицы, отстроенной в 794 г. взамен старой Нара (современный Киото). Хэйан, что в переводе означает «мир и покой», почти на четыре столетия становится центром политической и духовной жизни страны. Хэйанский период – эпоха в истории Японии, отличавшаяся пышным расцветом культуры. Период Хэйан вправе можно назвать «золотым веком» культуры Японии. Основным культуросозидающим слоем японского общества в этот период была родовая аристократия.

Конец XII в. в истории Японии – это период междоусобных войн за власть в стране. В борьбу за власть вступают два крупнейших феодальных рода Минамото и Тайра. Жестокая и кровопролитная борьба между ними закончилась победой феодалов дома Минамото. В 1122 году военноначальник Минамото Еримото провозглашается верховным вождем – сегуном. С этого времени начинается господство военного дворянства – сегунат. Император и его двор перестали играть заметную политическую роль в жизни страны. На смену старой родовой аристократии в общественную жизнь пришло военно-поместное дворянство – самураи (буси), состоящие из личных слуг сегуна и мелкого дворянства. История культуры XIII–XVI вв. охватывает два периода, получившие название Камакура (1185–1333) и Муромати (1333–1573) в соответствии с наименованием новых столичных центров и резиденций стоявших у власти правителей [1, с. 97].

Большая часть периодов Камакура и Муромати заполнена междоусобными гражданскими войнами. В конце XVI века возникает мощное движение за объединение страны, которое начал в 1573 г. Ода Набунага, свергший сегуна Асикага Есиаки. Преемник Ода Набунага сегун Тоетоми Хидэеси осуществил покорение северных и южных провинций и создал относительно стабильное централизованное государство. Дом Тоемоти правил до 1615 г. Период с 1573 по 1615 гг. называется периодом Момояма. Значение относительно непродолжительного периода Момояма очень велико. В этот период складываются новые социальные отношения, осуществляется определенная секуляризация, появляются новые тенденции в образе жизни японцев, в искусстве происходит переход от средневекового религиозного восприятия мира к более светскому, чувственно-конкретному. Предметом искусства становится реальный мир, живой человек [2, с. 78].

С падением рода Тоетоми и утверждением в качестве сегунов рода Токугава в 1615 г. начинается период, который продолжается до 1867 года – окончание сегуната и реставрация власти императоров. В период Токугава в Японии активно проводится политика самоизоляции с внешним миром. Однако внутренние процессы, наметившиеся в конце XVI в., не приостанавливаются. В Японии происходит становление буржуазных общественных отношений. Мировоззрение пробивающего себе дорогу третьего сословия отличает мирское восприятие явлений жизни, стремление высвободиться из-под влияния феодальной морали. На этой базе формируется и расцветает новая демократическая культура, отвечающая интересам и вкусам широких народных масс, которая нашла свое выражение в новых религиозных взглядах, достижениях в области архитектуры, изобразительного и театрального искусства.

До середины XIX века жизнь в Японии протекала относительно спокойно, но этот покой был создан искусственно, он сохранялся благодаря жесткой изоляции от любых зарубежных стран. Можно только предполагать, что именно тогда, когда первые европейские колонизаторы начинали завоевывать территории на Юго-востоке Азии, Япония намеревалась стать великой державой [6, с. 77].

Время после государственного переворота с 1868 по 1912 гг. в Японии называется периодом Мэйдзи (что означает просвещенное правление). В период Мэйдзи в Японии происходит интенсивный процесс модернизации, активное освоение западных образцов общественных отношений и культуры. В ходе реформ Мэйдзи японцы модернизировали промышленность, внедрили новую систему правовых отношений, изменили политическую структуру, систему образования, расширили гражданские права и свободы. В результате этих реформ в Японии было покончено с феодализмом. Правительство Муцухито проявило удивительное искусство в лавировании между традиционализмом и новаторством, стремясь не утратить особенностей и достижений японской культуры и в то же время активно ассимилировать западные образцы. В итоге возникла структура современного общества, представляющая собой синтез традиций и новаций и адекватная запросам XX века.

Япония является архипелагом и изначально имела «естественные» границы в виде окружающего острова водного пространства, что, вкупе с другими факторами, в значительной степени способствовало ее общеисторической тенденции к изоляционизму. Японию не беспокоили поиски выхода к морю, страна пыталась скорее отгородиться от него, поскольку какое-то время опасалась иноземного вторжения со стороны Кореи и Китая [4, с. 35].

Окружающие архипелаг моря и Тихий океан обладают огромными и сравнительно легкодоступными рыбными запасами, которые стали основным ресурсом животного белка. Горы составляют 75% территории Японии, то есть площадь, подлежащая интенсивному хозяйственному освоению, сравнительно невелика. При господстве заливного рисосеяния как основного вида сельскохозяйственной деятельности и обилии изолирующих ландшафтов это способствовало выработке установки на оседлость и интенсивные методы хозяйствования. Вкупе с возможностью обеспечения животным белком за счет рыбных запасов это привело практически к полному отказу от животноводства как хозяйственной отрасли. Обилие изолирующих ландшафтов (при высокой плотности населения), их труднодоступность для центральной власти способствовали выработке «мягких», договорных форм управления, когда значительная часть властных полномочий центра делегировалась на места.

Влажный и достаточно теплый климат Японии был благоприятен для заливного рисосеяния, которое для традиционного общества является наиболее продуктивным (способствующим росту населения) способом хозяйствования. Усвоение рисосеяния давало возможности для постоянного совершенствования, развития ирригационных систем и роста населения. Поскольку многочисленные японские реки короткие (почти все они текут в широтном направлении – с гор в приморские долины), сооружение ирригационных систем не требовало кардинального государственного вмешательства в хозяйственную жизнь на низовом уровне (что провоцирует установление тоталитарных режимов), но способствовало развитию кооперации на местах [6, с. 69].

Не менее важную роль в развитии Японии имела также международная обстановка. За исключением двух крайне авантюрных и неудачных экспедиций монголов 1274 и 1281 гг. традиционная Япония никогда не знала иноземных нашествий.

С IX в. Япония фактически выпадает из системы международных отношений на Дальнем Востоке. Отправка своих и прием иностранных посольств прекращаются, страна отказывается от всяких попыток влиять на расклад сил на континенте, рассматривая его почти исключительно с точки зрения получения культуросодержащей и технологической информации, а не как дипломатического или же торгового партнера.

Таким образом, японское государство не имело серьезных военных противников и инокультурных оппозиционных сил, которые могли бы представить угрозу для ее существования [3, с. 53].

Кроме того, огромную силу Японии придавала вера в свою способность к возрождению. Если сыновья самураев могли вынужденно признавать свою слабость, то они никогда заранее не признавали себя побежденными.

Огромную роль в японском обществе играет семья. В Японии семейная нежность является сентиментальной основой, на которую оказывают воздействие события частной жизни и события страны. Родительский дом служит мерилом на пути, который каждый человек проходит в своем личном продвижении, и влияет на его судьбу.

Восприятие Японии всегда было неоднозначным. Для миллионов западных буржуа Япония была игрушечным миром с гейшами и бумажными фонариками, с цаплями и драконами, с ирисами и веерами, с хризантемами и с церемониями. Для других Япония была страной самураев, жаждущих рубить и крушить, страной харакири и пыток, коварства и жестокости, беспрекословного повиновения и дьявольской хитрости.

Сопоставление поразительной восприимчивости к новому с самобытностью вековых традиций служит лейтмотивом всех размышлений о Японии.

Кажущаяся податливость японской натуры подобна приемам борьбы дзюдо: уступить натиску, чтобы устоять, то есть идти на перемены, с тем, чтобы оставаться самим собой. Восприимчивость японцев больше касается формы, чем содержания. Они охотно и легко заимствуют материальную культуру, но в области культуры духовной им присуща уже не подражательность, а консерватизм, не восприимчивость, а замкнутость. Такая «японская Япония», почти не подверженная переменам, присутствует везде и во всем [5, с. 33].

Японский характер можно сравнить с деревцем, над которым долго трудился садовод, изгибая, подвязывая, подпирая его. Если даже избавить потом такое деревце от пут и подпорок, дать волю молодым побегам, то под их свободно разросшейся кроной все равно сохранятся очертания, которые были когда-то приданы стволу и главным ветвям.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Э. В. Паничева (вгпу) кандидат психологических наук, доцент

    Документ
    Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 5 / [науч. ред. М.В. Шакуровой].
  2. Э. В. Паничева (вгпу) кандидат исторических наук, доцент

    Документ
    Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 6 / [науч. ред. М.В. Шакуровой].
  3. Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии 13. 00. 05 Теория методика и организация социально-культурной деятельности

    Автореферат
    Защита состоится " " 2006 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Московском государственном университете культуры и искусств по адресу:
  4. Институт социологии социология в россии

    Литература
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  5. Социология в россии под редакцией в. А

    Документ
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.

Другие похожие документы..