Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится « 5 » апреля 2007 года в часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.09 Российской академии государственной службы при Прези...полностью>>
'Семинар'
Как и предыдущие, 7-й Семинар Научно-консультативного комитета (НКК) Международного научно-технического центра (МНТЦ) отвечает основным целям, которые...полностью>>
'Документ'
Забайкальский край входит в Сибирский федеральный округ. Территория Забайкальского края составляет 431,5 тыс. кв. км, или 2,5 % от территории Российс...полностью>>
'Документ'
В настоящей работе предпринимается попытка обоснования стратегии социокультурной модернизации образования как института социализации, выполняющего кл...полностью>>

Конституции Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», областным закон

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Образование в Новгородской области:

эффекты развития и

стратегия модернизации

Доклад

«Образование в Новгородской области:

эффекты развития и стратегия модернизации»

В Новгородской области, как и в России в целом, сфера образования претерпевает существенные изменения. В связи с этим в обществе сегодня довольно часто задается вопрос «Зачем и кому нужны эти изменения?». Поэтому сразу определимся: любые изменения должны быть направлены на благо детей, родителей, всего новгородского сообщества.

Это обстоятельство заставляет всех нас еще раз более внимательно проанализировать соблюдение на территории области прав граждан на образование, закрепленных федеральными и областными нормативными правовыми актами, прежде всего статьей 43 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», областным законом «О реализации Закона «Об образовании» на территории области», а также долгосрочной областной целевой программой «Развитие образования и науки в Новгородской области на 2011-2015 годы».

В 2011 году на территории области функционирует 579 образовательных учреждений, из них 217 общеобразовательных учреждений, 257 дошкольных образовательных учреждений.

Обучающихся, проживающих в населенных пунктах, где нет образовательных учреждений, подвозят к месту учебы 145 специально оборудованных школьных автобуса, а также предусмотрена компенсация стоимости проезда на других видах транспорта.

В общеобразовательных учреждениях области обучается 54070 человек, из них 6178 первоклассников. По сравнению с прошлым годом количество первоклассников увеличилось на 280 человек.

В дошкольных образовательных учреждениях занимается 31765 воспитанников.

Цели и задачи системы образования области

Стратегической целью политики Новгородской области в сфере образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам, потребностям жителей новгородского сообщества, а также требованиям инновационного развития экономики региона. Для достижения этой цели нам предстоит решить ряд задач.

Так, инновационный характер образования обеспечит обновление образовательных стандартов и используемых образовательных технологий на всех уровнях образования, внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, технологий дистанционного обучения, электронных образовательных ресурсов.

Нам предстоит обновить структуру сети образовательных учреждений, усовершенствовать систему сохранения здоровья юных новгородцев, в том числе, за счет улучшения организации психологического и медицинского сопровождения образовательного процесса и инноваций в педагогической практике, развить вариативные формы дошкольного образования, разработать и реализовать программы дополнительного образования для одаренных детей и талантливой молодежи.

Формирование механизмов эффективной обратной связи между исполнителями и потребителями образовательных услуг, как и разработка механизмов участия общественных институтов в контроле и оценке качества образования, также будут способствовать становлению инновационного характера образования.

Задачу модернизации институтов образования как инструментов социального развития поможет решить совершенствование системы образовательных услуг. Кроме того, чтобы решить эту задачу, нам предстоит создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования, в том числе расширение мест в дошкольных образовательных учреждениях и успешную социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Все более актуальной становится задача совершенствования экономической эффективности системы образования за счет снижения доли неэффективных расходов на общее образование, использования высвободившихся за счет экономии средств на увеличение заработной платы работников и стимулирование образовательных учреждений. Мы продолжим работу по повышению оплаты труда работников образовательных учреждений до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в экономике, а также по привлечению финансовых средств на условиях софинансирования из федерального бюджета.

Решению задачи совершенствования экономической эффективности системы образования будет способствовать разработка и внедрение эффективных моделей финансово-хозяйственной деятельности автономных образовательных учреждений и внедрение в образовательную практику механизмов частно-государственного партнерства.

Еще одна задача из разряда ключевых – развитие кадрового потенциала системы образования. Ее решение предполагает применение инновационных форм повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений, в том числе персонифицированных моделей и дистанционных технологий.

Общаясь с учащимися, выпускниками, педагогами, родителями, мы еще более утверждаемся в мысли о том, что именно образование помогает каждому человеку стать успешным. Быть успешным – значит получить профессию или специальность, которая помогает найти свое место в жизни, реализоваться, создать семью, воспитать детей. И поэтому наш доклад начинается именно с характеристики профессионального образования в области.

Профессиональное образование

К областным учреждениям профессионального образования относятся 16 учреждений начального профессионального образования и 6 учреждений среднего профессионального образования. Их деятельность направлена на подготовку кадров рабочих и специалистов в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда области.

В условиях сложной демографической ситуации актуальной задачей является сохранение сети учреждений профессионального образования. Одним из направлений решения данной задачи является предоставление на базе этих учреждений, наряду с профессиональным, также и общего образования, причем не только среднего, но и основного. Дополнительным преимуществом такого подхода является то, что общее образование сочетается с усиленным трудовым обучением, обеспечивая подготовку учащихся к осознанному выбору профессии и получение ими первоначальных профессиональных навыков.

Таким образом организована работа в Маловишерском муниципальном районе, где к профессиональному училищу присоединяется специальная (коррекционная) школа. Таким образом, решается задача не только комплектования профессионального училища, но и создания более оптимальных условий для учащихся коррекционной школы.

В Великом Новгороде с целью более рационального использования имеющихся ресурсов завершается работа по объединению двух учреждений начального профессионального образования (технологического профессионального лицея и профессионального училища №15) и созданию на их базе нового образовательного учреждения – Технологического колледжа. Данное учреждение будет осуществлять подготовку специалистов как со средним специальным, так и с начальным профессиональным образованием, что соответствует потребностям рынка труда в кадрах с разным уровнем квалификации.

Трудоустройство по полученной специальности выпускников учреждений профессионального образования в первый год после выпуска является одним из главных показателей их деятельности. Занятость выпускников учреждений начального профессионального образования 2010 года составила 98,1%, среднего профессионального образования – 97,1% (выпускников 2009 года соответственно 96,1% и 96,9%).

Для оказания помощи выпускникам в поиске рабочих мест в учреждениях профессионального образования созданы центры содействия трудоустройству выпускников. С целью распространения передового опыта работы указанных центров в истекшем году проведен областной конкурс на звание «Лучший центр содействия трудоустройству выпускников». Победителем конкурса признан Технологический профессиональный лицей.

С 1 сентября 2011 года учреждения профессионального образования переходят на подготовку кадров в соответствии с новым поколением государственных образовательных стандартов. В этой связи педагогическими коллективами была проведена большая работа по разработке учебно-программной документации. Основная особенность новых образовательных стандартов в том, что содержание образовательных программ должно разрабатываться образовательными учреждениями совместно с заинтересованными работодателями.

Кроме того, в системе начального профессионального образования срок обучения сокращается на полгода, а присваиваемая выпускникам квалификация должна быть выше средней квалификации для данной профессии. Следовательно, чтобы обеспечить соответствующий уровень квалификации выпускников, процесс обучения должен быть более интенсивным.

С 2007 года в области проводится сертификация профессиональных квалификаций выпускников учреждений начального профессионального образования, представляющая собой процедуру оценки квалификации выпускника единой областной экзаменационная комиссией, состоящей только из представителей работодателей. В настоящее время сертификация проводится по всем профессиям, по которым ведется обучение в учреждениях начального профессионального образования области.

В 2011 году в процедуре сертификации участвовали 269 выпускников или 22,3% от выпуска, подтвердили уровень квалификации 92% выпускников (в 2010 году соответственно 91,5%).

В новом учебном году предстоит работа по созданию общественно-государственной системы аккредитации образовательных программ. Результатом этой работы должно стать дальнейшее развитие механизмов социального партнерства учреждений профессионального образования и работодателей.

Общее образование

Для общего образования задача обеспечения его высокого качества и всеобщей доступности является особенно актуальной, поскольку данный уровень образования обеспечивает общее развитие личности и, вместе с тем, создает основу для получения профессии.

В 2010 году в 217 (99,5%) общеобразовательных учреждениях области введен новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В связи с этим средняя заработная плата учителей 1-х классов увеличилась на 12%; появились бесплатные занятия внеурочной деятельности в 1-х классах по выбору родителей; уровень адаптированности первоклассников увеличился на 17% по сравнению с предыдущим учебным годом (по результатам психолого-педагогических исследований).

За последние три года в начальном образовании стабилизировалась ситуация с успеваемостью учащихся, заканчивающих первую ступень обучения. По итогам последних трех лет второгодников на ступени начального общего образования нет. Среди учащихся 5-9-х классов один второгодник (в Холмском районе) (в 2010 году два второгодника, также в Холмском районе). Положительным фактом является отсутствие детей, отчисленных до получения основного общего образования (как и в 2010 году).

По итогам государственной аттестации выпускников 11-х классов не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании 6 выпускников (в 2010 году – 13).

Без «троек» в основной школе завершили обучение 35,7% учащихся (в 2010 году – 33,55%).

Итоговый контроль качества обучения учащихся 2 – 11-х классов проводится в форме внешнего тестирования. В 2011 году было проведено 12,5 тыс. человеко-тестирований (на 1,5 тысячи больше, чем в 2010 году). Проверка качества знаний учащихся на основе тестов осуществлялась по 15 предметам базисного учебного плана. Ежегодно в тестировании принимают участие 100% общеобразовательных учреждений области.

Доля учащихся 4-х классов, справившихся с тестированием, составила 99,7% (в 2010 году – 99%). Доля выполненных заданий по русскому языку составила 88,72% (в 2010 году – 84%), по математике – 87,23 (в 2010 году – 86%). Показатель «Сохранение качества обучения при переходе в пятый класс» остался на уровне 2010 года - 99%.

В целом уровень качества знаний учащихся 2-11-х классов соответствует государственному образовательному стандарту общего образования.

В 2011 году была продолжена апробация нового механизма государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования. Все виды работ по оценке качества подготовки выпускников 9-х классов проводились областной экзаменационной комиссией. Для контроля за процедурой экзаменов было аккредитовано 116 общественных наблюдателей.

Количество предметов, по которым экзамен проводился по новой форме, увеличилось с 8 в 2010 году до 12 в 2011 году.

Подтвердили годовую школьную отметку по обязательным предметам на экзамене в новой форме 95% выпускников 9-х классов, что соответствует уровню прошлого года. Аттестаты особого образца получили 12,4% выпускников 9-х классов (в 2010 году – 3%).

По результатам единого государственного экзамена 24 выпускника 11-х классов получили 100 баллов (в 2010 году – 13). При этом выпускницы средней школы «Комплекс «Гармония» Великого Новгорода Лянгасова Наталья и средней школы №2 города Пестово Михайлова Анастасия получили 100-балльные результаты по двум предметам (русский язык и литература).

С золотой медалью окончили школу 198 выпускников, с серебряной – 128.

На заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по 18 общеобразовательным предметам были направлены 30 учащихся. Из них 2 учащихся имеют диплом победителя (астрономия и география) и 5 учащихся – дипломы призеров (технология, химия, история, экология).

В нынешнем году по инициативе Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина стартует проект модернизации общего образования. Основные задачи проекта:

– повышение заработной платы учителей;

– обеспечение современных условий обучения в соответствии с требованиями стандартов;

– развитие материально-технической базы школ;

– модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования;

– содействие привлечению молодых специалистов в общеобразовательные учреждения;

– подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования). ФГОС НОО

Реализация этого проекта начинается буквально через несколько дней, 1 сентября. Все необходимые подготовительные мероприятия Новгородская область выполнила.

Специальное образование

В 2010/2011 учебном году адаптивное обучение было организовано для 4243 детей (в 2009/2010 учебном году – 4270) с ограниченными возможностями здоровья, из них в специальных (коррекционных) классах в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучалось 1926 учащихся (в 2009/2010 учебном году – 1853), в специальных (коррекционных) школах и психолого-педагогических и медико-социальных центрах (далее ППМС-центр) – 1829 человек (в 2009/2010 учебном году – 2020), в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования – 488 обучающихся (в 2009/2010 учебном году – 397).

Дистанционное образование детей-инвалидов, обучающихся на дому осуществляют 11 ППМС-центров. Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов является одним из мероприятий приоритетного национального проекта «Образование». Функции центра дистанционного образования детей-инвалидов возложены на государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Цветик-семицветик». Данное учреждение располагает педагогическим и учебно-вспомогательным персоналом, имеющим необходимую подготовку. Оно подключено к широкополосному Интернету и оборудовано специальной техникой, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.

Комплектование классов (групп) для организации дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется с согласия родителей (законных представителей) детей при наличии медицинского заключения для работы с компьютером. Психолого-педагогическое сопровождение таких детей осуществляют тьюторы и программисты, состоящие в штате ППМС-центров, расположенных по месту проживания детей.

На сегодняшний день условия для дистанционного образования созданы для 75 детей-инвалидов, что составляет 55,5% от общего числа нуждающихся в указанном обучении. В 2011 году субсидия из федерального бюджета на организацию дистанционного обучения составит 8567,4 тыс. рублей, что позволит охватить дистанционным образованием дополнительно 30 школьников из числа нуждающихся в нем детей-инвалидов.

В дальнейшем предполагается участие Новгородской области в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Планируется, что таких учреждений в районах области будет 9. Субсидия из федерального бюджета должна составить 9223,766 тыс. руб.

В целях развития системы педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, содействия их интеграции в общество на территории Новгородской области реализуется областная целевая программа на 2009-2011 годы – «Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды». Объем финансирования указанной Программы в 2010 году составил два миллиона рублей.

Охрана прав детей-сирот

В области проживает 4484 ребенка, оставшегося без попечения родителей, что составляет 4% от общей численности детского населения. Охрана прав данной категории детей заключается в реализации предусмотренных законодательством мер социальной поддержки и в создании условий для передачи этих детей на воспитание в семьи.

В 2010 году доля детей-сирот, устроенных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, составила 76,96% от общего количества детей-сирот (в 2009 году 76,14 %).

Развитие семейных форм устройства позволило за последние годы сократить сеть учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 22 до 6. В настоящее время в данных учреждениях проживает 466 детей (10,39 % от общего количества детей-сирот).

В целях пропаганды института замещающей семьи реализован комплекс следующих мероприятий:

– введен общедоступный информационный портал в сети Интернет «Дети ждут» () с высокотехнологичной базой данных детей, подлежащих семейному устройству;

– совместно с Корпоративным благотворительным фондом «Катрен» реализован проект «Галерея сердец» – передвижная выставка художественных фотопортретов воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот области (150 портретов);

– ежегодно на областном и муниципальном уровнях проводится Праздник приемной семьи, в рамках которого лучшим приемным семьям вручаются ценные подарки;

– оформлены стенды, содержащие информацию для населения о возможности и порядке передачи детей-сирот на воспитание в семьи;

– разработано и распространено 18 видов информационных раздаточных материалов (буклеты, памятки).

Значительное внимание уделяется сопровождению замещающих семей и профилактике возвратов детей в государственные учреждения. Для этого психолого-педагогическими и медико-социальными центрами осуществляются следующие виды деятельности:

– психологическое обследование граждан, выразивших желание стать замещающими родителями, для оценки их психологической готовности к приему ребенка в семью;

– подготовка граждан, выразивших желание принять детей-сирот на воспитание в семью;

– социально-педагогический патронат условий жизни и воспитания детей в замещающих семьях;

– психолого-педагогическое обследование эмоционального состояния детей, переданных на воспитание в замещающие семьи.

В 2010 году психологическую диагностику, направленную на комплексную оценку способностей кандидатов в замещающие родители, к выполнению задач по воспитанию приемного ребенка прошли 423 человека (в 2009 году – 221). Обучение по программе подготовки кандидатов в замещающие родители к приему ребенка в семью прошли 373 человека (в 2009 году – 267).

Социальными педагогами ППМС-центров организован социально-педагогический патронат условий жизни и воспитания 1919 детей из замещающих семей (в 2009 году - 387).

В целях психолого-педагогического обследования адаптированности, эмоционального состояния детей, детско-родительских отношений, соблюдения прав детей, переданных на воспитание в замещающие семьи, в отчетном году педагогами-психологами обследовано 890 детей, проживающих в замещающих семьях (в 2009 году – 321).

Специалистами оказывается психолого-педагогическая помощь (диагностика, консультирование, коррекционно-развивающие занятия) членам замещающих семей. Психологические услуги получили 2280 представителей замещающих семей (в 2009 году – 564).

В целях улучшения финансового положения семей, принимающих на воспитание детей-сирот, с 1 января 2011 года увеличен норматив содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, до 5200 рублей (в 2010 году – 4700 рублей), вознаграждения, причитающегося приемному родителю, до 4330 рублей (в 2010 году – 3000 рублей).

К вопросам социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, относится обеспечение их жилыми помещениями. В 2010 году жилье получили 210 лиц из числа детей-сирот, из них 170 – в новых домах, специально возведенных для этой категории нуждающихся в жилье.

Квартиры в новых домах имеют улучшенную отделку, в них установлена современная сантехника, стеклопакеты, ряд квартир имеют автономное отопление.

В 2011 году жилыми помещениями будет обеспечено 275 лиц из числа детей-сирот. На эти цели в областном бюджете предусмотрено 216 488 тыс. рублей, в том числе 94 821, 7 тыс. рублей из федерального бюджета.

Воспитание и дополнительное образование

Задача системы воспитания и дополнительного образования – содействовать формированию человека, имеющего высокий уровень духовного, нравственного, творческого развития, осознающего и исполняющего свой долг перед самим собой и окружающими людьми, перед семьей, обществом, государством.

На территории области действуют 33 учреждения дополнительного образования детей. Общее количество занятых в них детей, подростков, юношей и девушек – 25417 человек.

Программы дополнительного образования реализуются также в общеобразовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) учреждениях, в образовательных учреждениях иных типов.

Всего в системе дополнительного образования создано 1680 объединений, в том числе на базе общеобразовательных учреждений – 452.

Занятия ведутся по следующим основным направлениям:

– техническое творчество;

– спортивно-техническое;

– эколого-биологическое;

– туристско-краеведческое;

– спортивное;

– художественное творчество;

– культурологическое.

О положительной динамике в развитии системы дополнительного образования свидетельствуют следующие показатели:

– увеличение количества детей, получающих услуги дополнительного образования, с 53522 обучающихся в 2009/2010 учебном году до 54069 обучающихся в 2010/2011 учебном году;

– увеличение количества обучающихся, коллективов, занявших 1-3 места в областных конкурсах, с 519 в 2009/2010 учебном году до 1032 в 2010/2011 учебном году.

В системе воспитательной работы достигнуты следующие результаты:

– снизилось количество преступлений, совершённых обучающимися общеобразовательных учреждений, со 172 в 2009 году до 108 в 2010 году;

– уменьшилась доля преступлений, совершённых обучающимися общеобразовательных учреждений в общей доле зарегистрированных на территории области преступлений, – с 1,22% в 2009 году до 0,92% в 2010 году;

– сократились систематические пропуски учебных занятий без уважительных причин с 0,81% учебного времени в 2009 году до 0,07% в 2010 году 1;

– уменьшилось число преступлений, совершенных обучающимися учреждений начального профессионального образования, с 93 в 2009 году до 44 в 2010 году.

Эффективность воспитания в значительной мере определяется качеством работы классных руководителей. В образовательных учреждениях области введен механизм зависимости заработной платы классных руководителей от полученных результатов. В каждом образовательном учреждении утверждено Положение о стимулирующих надбавках классным руководителям с учетом результативности воспитательной работы: отсутствие в классе учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин, состоящих на учете в ПДН, совершивших преступление и т.д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», закон

    Закон
    ГОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
  2. Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации "Об образовании", другими закон

    Закон
    Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ивановский торгово-экономический техникум» – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные программы среднего
  3. Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», другими федеральными закон

    Закон
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Кочегуры Чернянского района Белгородской области» функционирует в данном статусе с 14 апреля 1988 года.
  4. Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании» далее по тексту закон

    Закон
    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Богандинский детский сад « Березка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением осуществляет свою деятельность в соответствии
  5. Российской Федерации «Об образовании» (1)

    Закон
    В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая аттестация выпускников, завершивших образование по программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях, является обязательной и завершается

Другие похожие документы..