Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здор...полностью>>
'Реферат'
повышение уровня профессиональной компетентности в применении современных статистических методов анализа конкретных экономических данных в практическо...полностью>>
'Исследование'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет...полностью>>
'Методические указания'
Первая часть носит реферативный характер, где на основе литературных источников, включая Internet, описываются и анализируются различные подходы и пр...полностью>>

И культура речи

Главная > Учебно-практическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

РУССКИЙ ЯЗЫК
И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебно-практическое пособие

Пермь 2005

ББК 81

Р 89

Авторы-составители: Мисюра Е.К., Соловьева О.Е.

Русский язык и культура речи. Учебно-практическое пособие. – Пермь: ПСИ, 2005. – 126 с.

Печатается по решению Ученого совета Прикамского социального института.

© Мисюра Е.К., 2005.

© Соловьева О.Е., 2005.

© Прикамский социальный
институт, 2005.

ПРОГРАММА КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Объяснительная записка

Самая большая ценность народа – это его язык, на котором он думает, говорит, пишет. Родной язык – это связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию и современному состоянию духовного развития общества. Язык является важнейшим средством общения и орудием художественного творчества. Культура речи – это степень нашего владения богатством языка.

Перед нашим обществом сегодня наравне с другими проблемами стоит проблема состояния культуры, а величайшей чертой русской культуры можно назвать её мощь и гуманистическую направленность. Поэтому русская культура смогла органически включить в себя элементы культур других народов мира, щедро делясь с ними своими богатствами.

Многоаспектный курс «Русский язык и культура речи» предполагает повышение уровня практического владения языком, в том числе и в устной форме; формирование важных для будущего специалиста коммуникативных умений в сфере публичного общения, гибкого владения навыками речи в любых условиях, с любой целевой установкой.

Таким образом, цель курса: помочь слушателям расширить и углубить теоретические и практические знания основных правил русского языка, приобрести навыки грамотного пользования языковыми средствами.

Задачи курса:

- познакомить слушателей с основными нормами современного русского литературного языка и добиваться их соблюдения;

  • работать над орфографической, орфоэпической и грамматической правильностью речи;

  • совершенствовать речь с точки зрения её точности, образности, богатства выразительных средств.

Для решения этих задач предполагаются вопросы для освещения их в лекциях и обсуждении на практических занятиях.

  1. Введение.

Понятие термина «современный русский литературный язык». Предмет и задачи комплексного курса «Русский язык и культура речи»

II. Фонетика и орфоэпия.

Знакомство с системой гласных и согласных звуков. Произношение отдельных звуков, звукосочетаний и некоторых грамматических форм. Русское ударение: понятие, особенности, трудности.

  1. Орфография.

Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание О/Ё(Е) после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание Н и НН в разных частях речи. Частицы НЕ и НИ с разными частями речи; их разграничение. Употребление Ъ и Ь знаков. Дефисное написание. Производные предлоги и союзы.

  1. Лексика и фразеология.

Многозначность слов. Омонимия. Синонимия. Антонимия. Сфера употребления лексики. Употребление иноязычных слов. Фразеологизмы, их отличие от свободных словосочетаний.

  1. Синтаксис и пунктуация.

Простое предложение. Тире между главными членами. Знаки препинания при однородных, обособленных, уточняющих и пояснительных членах предложения; вставные конструкции. Обращения.

Сложные предложения. Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения: структурно-смысловые особенности, знаки препинания. Сложные синтаксические конструкции. Прямая и косвенная речь. Цитаты.

  1. Стилистика.

Функциональные стили языка (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный) : признаки, цели, языковые средства.

  1. Культура речи.

Понятие литературной нормы. Вариантность нормы. Норма и система языка. Нормы на всех языковых уровнях: нормы произношения и ударения, морфологические нормы, синтаксические нормы, нормы словоупотребления. Речевой этикет. Деловое общение.

Учебники и словари. СМ. литературу.

Литература к лекционному курсу.

  1. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно. – М., «Высшая школа», 1993.

  2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999.

  3. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

  4. Дускаева Л. Р., Протопопова. На пути к речевому мастерству. – Пермь, 2000.

  5. Мицич Предраг. Как проводить деловые беседы. Пер. с сербохорватского. – М., 1987.

  6. Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., «Высшая школа», 1988.

  7. Розенталь Д. Э. Русский язык, – М., 1995.

  8. Русский язык и культура речи. Под ред проф. В. Д. Черняк. – М., «Высшая школа», 2002.

Рабочий план по курсу «Русский язык и культура речи»

Тема
Форма

Предмет и задачи курса. Понятие «современного русского литературного языка».

Лекция

2

Понятие нормы: признаки, дефиниция. Нормы на всех языковых уровнях.

Лекция

6

Функциональные стили русского языка.

Лекция

2

Речевой этикет и деловое общение.

Лекция

4

Чередование гласных в корнях слов. О/Ё после шипящих и Ц. Ъ и Ь знаки.

Практич. зан.

2

Все о приставках. Н и НН в разных частях речи.

2

Частицы НЕ и НИ: различение, правописание.

_

2

Предлоги и союзы. Дефисное, слитное написание сложных слов.

_

2

Тире в простом предложении. Знаки препинания при однородных членах предложения.

_

2

Обособленные члены предложения. Уточняющие и пояснительные.

_

4

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. обращения. Прямая и косвенная речь. Цитаты.

_

4

Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

_

4

Бессоюзные сложные предложения. Сложные синтаксические конструкции.

_

4

Нормы ударения и произношения.

_

4

Морфологические нормы: употребление грамматических форм существительного и прилагательного.

_

4

Морфологические нормы: местоимение, числительное, глагол.

_

4

Синтаксические нормы: координация подлежащего и сказуемого; управление, деепричастный оборот.

_

4

Функциональные стили русского языка: языковые средства, написание творческих работ.

_

4

Лекция №1. Исторические корни развития красноречия.

В наши дни особенно важна задача научной нормализации русского языка, повышения культуры устной и письменной речи.

Предметом изучения лингвистической дисциплины «Культура речи» является языковая структура речи в её коммуникативном воздействии.

Само слово «культура» – от латинского слова “cultura” – буквально значит «возделывание, обрабатывание». Это то, что «обработано, возделано» и передано нам по наследству нашими предшественниками. Это то, что мы затем, «возделав и обработав», передадим следующим поколениям.

Из всех средств общения язык – важнейшее средство и орудие художественного творчества. Культура речи, или культура языка, – это степень нашего владения богатствами языка.

Культура речи – это совокупность знаний законов языка и умений применять их в практической деятельности.

Культура речи опирается на такие лингвистические дисциплины, как орфоэпия, лексикология, морфология, синтаксис; она тесно связана с практической стилистикой; психологией, логикой, эстетикой, социологией.

Учение о речевой культуре имеет длительную историю. Оно зародилось в Древней Греции и связано с научной риторикой, учением об ораторском искусстве.

Древняя Греция.

Уже в Древнем Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае было известно ораторское искусство, но подлинной его родиной является Древняя Греция, где публичное слово имело большое общественное значение. Ораторы выступали с сенатских трибун, на народных собраниях и форумах, на торжествах. Известными риторами были в Древней Греции Демосфен, Исократ, Исхин, Филократ, Лисий. Самым блестящим оратором Древней Греции, властителем дум был всемирно известный Демосфен, речи которого насыщены фактическим материалом и содержат немало личных наблюдений. Они были предельно напряженными, динамичными, аргументированными и понятными слушателям. Для Демосфена была характерна артистическая манера держаться на трибуне, что также способствовало его успеху как оратора. Демосфен выступал и в суде в качестве адвоката.

Древняя Греция является родиной полемики, знаменитого диалога, зачинателем которого был Сократ. Теорию ораторского искусства разрабатывали Платон, Аристотель. По мнению Платона, красноречие должно быть деловым, а не пустословным, неподкупным, честным и высоконравственным.

Аристотель рассматривал ораторское искусство в философском плане, подчеркивая его эпические и эстетические функции. Он считается создателем теории спора. Аристотель различал: а) диалектику – искусство спорить в целях выяснения истины; б) эристику – искусство любой ценой оставаться правым в споре; в) софистику – стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.

Древний Рим.

Традиции древнегреческого ораторского искусства были плодотворно развиты в Древнем Риме. Ораторское искусство приравнивалось к искусству полководца. Риторика и эстетика рассматривались как единое целое. В Древнем Риме выросла целая плеяда известнейших ораторов и среди них Катон Старший, Тиберий Гракх, Гай Тацит. Блестящим теоретиком ораторского искусства и великим оратором был Марк Тулий Цицерон, который провел на форуме почти 40 лет. Это был подлинный идейный вождь римского сената. Он выработал стиль, который позволял ему быть простым и блистательным, безыскусным и страстным. Замечательным свойством речи Цицерона были музыкальность и ритмичность. Прославился он своими замечательными патетическими выступлениями и заключениями. В Цицероне сочетались теория и практика красноречия. Свои теоретические идеи он блестяще воплощал в практической деятельности.

Идеалом оратора он считал человека высокой культуры, постоянно духовно обогащающегося, знающего литературу, историю, философию, право, одинаково хорошо владеющего и простым, и высоким стилем.

Взгляды Цицерона на ораторское искусство, его советы имеют важное, непреходящее значение для каждого, кто пожелает научиться «глаголом жечь сердца людей». Для речей Цицерона характерны восклицания, повторения, градация, ирония, употребление риторического приема бессоюзия, что придавало речи чеканность.

Теория ораторского искусства в Древнем Риме находилась на высоком уровне. Известна деятельность ритора Марка Фабия Квинтилиана, который был не только оратором, но и преподавателем риторики. Он считал, что риторика – нравственно совершенное искусство. Главным для оратора Квинтилиан считал этику, приобретение точных и твердых понятий о честности и справедливости. Квинтилиан идеализировал Цицерона, но не все их позиции совпадали. Если Цицерон главным для оратора считал умение мыслить, а основу риторики, по его мнению, составляет философия, то Квинтилиан главным для оратора считал стилистику. Если Цицерон ориентировался на выступление перед народом, собравшимся на форум, то Квинтилиан ориентировался на узкий круг образованных ценителей ораторского искусства. Нам следует, вероятно, взять на вооружение искусство того и другого.

Итак, классическая риторика делилась на 5 частей:

  1. Нахождение – систематизация содержания речи и используемых в ней доказательств.

  2. Расположение – деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение (доказательство своего взгляда и опровержение противного)

  3. Словесное выражение – учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах, о простом, среднем и высоком стилях речи.

  4. Запоминание.

  5. Произнесение.

Античная риторика ориентировалась главным образом на судебные и народные речи. Дальнейшее её развитие связано со средневековьем, когда риторика была переориентирована на сочинение писем и проповедей.

В эпоху Возрождения и классицизма риторика применялась широко во всякой художественной прозе.

Россия.

В России классическую разработку риторики осуществил М. В. Ломоносов в произведении «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.).

Интерес к риторике пробудился у М. В. Ломоносова ещё во время пребывания его в Славяно-греко-латинской академии в Москве, где курс риторики читал преподаватель Порфирий Крайский.

Этот курс был частично переписан рукой М. В. Ломоносова. Находясь за границей, он внимательно изучал курсы риторики у иностранных ученых. Став адъюнктом Академии наук, Ломоносов в 1743 году приступил к созданию «Краткого руководства к риторике» и подготовил его к печати. Академическая конференция предложила его переработать, что он и выполнил к 1747 году. Пожар в типографии повредил издание, но автор поправил его и книга вышла в 1748 году.

«Риторика» М. В. Ломоносова стала настольной книгой русских писателей 18-19вв. В П.1 М. В. Ломоносов пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово».

П2. «К приобретению оного требуются пять следующих следствий: 1. Первое – природные дарования; 2.второе – наука; 3.третье – подражание авторов; 4.четвертое – упражнение в сочинении; 5.пятое – знание других наук».

«В сей науке, – продолжает он, – предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется риторика на три части: на изобретение, упражнение и расположение».

В таком виде риторика оставалась частью гуманитарного образования вплоть до 19 века, а затем её главная часть – учение о словесном выражении – растворилась в стилистике как части теории литературы.

Много работали в области культуры речи Пушкин, Толстой, Чехов, юристы Пороховщиков, Кони; ученые Тимирязев, Павлов; университетские педагоги Грановский и Миротворцев. Передовая мысль России находила выражение в статьях Белинского, Добролюбова, Писарева.

Социальная и индивидуальная значимость культуры речи.

Язык – явление общенародное. Все люди независимо от их профессий и социального положения нуждаются в общении. Но все они предъявляют к языку свои требования и выделяют в речи одни слова и затеняют другие. Они вносят в язык свои, узко групповые слова, особенности произношения: кОмпас – компАс, квартАл – квАртал. Влияние на язык отдельных людей меньше, чем влияние классов и профессий. Однако есть примеры заметного воздействия личности на состояние языка всего народа. А. С. Пушкин считается основоположником современного русского языка. Пушкин не создал новых слов, но изменил конструкцию русских предложений, он выявил и показал скрытые приемы и способы использования языка в литературных произведениях, и язык засверкал новыми и неожиданными красками.

Речь Пушкина стала образцовой, благодаря литературному и общественному авторитету поэта и была признана нормой, примером для подражания. Переворот, совершенный Пушкиным в области русского литературного языка, был подготовлен историей русского народа, русской нации, русского народного и литературного языка.

Знание и соблюдение единых и обязательных для всех норм литературной речи – письменной и устной – необходимо каждому культурному человеку. Главная цель языкового общения людей – понимать друг друга и понимать правильно. Соблюдая нормы речи, человек достигает цели: точно, ясно выражать свою мысль.

Но говорить правильно – это ещё не все. Необходимо помнить, что в языке существуют такие нормы, которые связаны с понятиями – «лучше – хуже», «точнее», «вернее», «уместнее», «целесообразнее», а не просто – «правильно – неправильно». Научиться понимать это и использовать в каждой речевой ситуации подходящие языковые средства можно в том случае, если говорящий знает смысл слова и чувствует его стилистическую окраску. Ошибочное, неправильное, неточное употребление слова – довольно распространенный недостаток речи. Иногда говорят, что слово употребляется неверно потому, что оно не русское по происхождению: кредо, альтернатива, импонировать, аналогичный, негативный, глобальный. Однако словарь трудностей русского языка среди наиболее распространенных слов, в которых допускаются ошибки, называют большинство слов, русских по происхождению: бытовать, заглавный, запросто, захоронить, зачитать, кушать, новоселье, оплатить, пошив, свой, сработать.

В словаре «Правильность русской речи» наравне с иностранными – абориген, анонс, вакансия, миссия, фиаско – рассмотрены трудные для употребления русские слова: добротный, заиметь, лично, одеть, умелец, цельный.

Со своими, русскими, словами люди обращаются недостаточно строго и бережно.

Заботиться о языке – значит заботиться о культуре своего народа. Явления культуры хрупки и уязвимы. Они требуют охраны. Бережного отношения требует и язык. И общество сознательно заботится о нем. Сознательная забота о языке называется КОДИФИКАЦИЕЙ ЯЗЫКА. Кодификация – это упорядочение, приведение в единство, в систему, в целостный непротиворечивый свод (кодекс). В языке кодификация – приведение в единство, в порядок, отвержение всего чуждого литературному языку и приятие всего, что его обогащает.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культура речи и эффективность общения содержание

    Реферат
    Актуальность проблемы исследования: Культура речи – понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка, его норм.
  2. Культура речи (1)

    Документ
    В записной книжке известного юмориста рассказывается о человеке, который в публичном месте шепчет приличные и «во весь голос» произносит неприличные слова.
  3. Культура речи и языковая норма как объект преподавания и исследования

    Документ
    Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики
  4. Культура речи в вечерней школе

    Документ
    В вечерней школе я работаю учителем-словесником уже несколько лет. Сегодня вечерняя школа имеет много трудностей: недостаточность методических пособий, неполноценность материальной базы, низкие заработки педагогов и прочее, прочее, прочее.
  5. Культура речи и деловое общение

    Краткое содержание
    Предмет анализа (выходные данные статьи, книги; название пьесы, автор, режиссер, театр, где поставлена; название передачи, канал, где была показана и т.
  6. Культура речи это умение правильно, т е

    Документ
    Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Другие похожие документы..