Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена в ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальн...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по экономике организации, составленный в соответствии с требованиями государственного стандарта, включает: методические ...полностью>>
'Документ'
Речевая избыточность и недостаточность, тавтология, плеоназм, алогизм, контаминация. Активный и пассивный запас русской лексики. Стилистическая окрас...полностью>>
'Темы рефератов'
Судебная практика: концептуальные и терминологические соглашения. Определение в законодательной, судебной и следственной практики....полностью>>

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Направленность программы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Усть-Калманская средняя общеобразовательная школа находится в центре села Усть-Калманка. Учредителем школы является администрация Усть-Калманского района в лице главы администрации района. В настоящее время в школе занимаются 516 учащихся. Школа имеет статус – средняя общеобразовательная школа, включает в себя три ступени обучения (на основе Российской Федеральной программы трехуровневого образования).

Школа развивается согласно Программе «Школа – центр развития личности». Система дополнительного образовательного пространства МОУ Усть-Калманская СОШ согласно Подпрограмме развития дополнительного образования и включает в себя детские творческие объединения следующих направлений: техническое, спортивное, военно-прикладное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, и направление «Проведение предпрофессиональной подготовки», где главным звеном является работа научно-исследовательское объединение (далее НИО) «Поиск». В школе проводится с 2004 года конкурс «Ученик года», где одним из этапов является подготовка научно-исследовательской работы; реализуется подпрограмма «Одаренные дети» для учащихся 5-11 классов. Соответственно программа направлена на:

  • поиск и поддержку одаренных и талантливых учащихся в школе;

  • создание условий для ситуации успеха у учащихся;

  • профориентационную довузовскую подготовку старшеклассников.

Следовательно, данная программа приобретает интегративную функцию в системе образовательного пространства школы. Учитывая тот факт, что МОУ Усть-Калманская СОШ – базовая, самая крупная школа района, подразумевается обучение в НИО «Поиск» учащихся из других школ района.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Программа включает в себя две ступени: «Я – исследователь» и «Я – будущий студент» Первая призвана вывести учащихся среднего звена на позицию активного исследователя, вторая – старшеклассника укрепиться на этой позиции посредством понимания роли самостоятельного научного поиска в будущей студенческой карьере (именно карьере, как символа успешного продвижения на жизненном пути).

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выбора, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Для подростка важно абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Для подросткового возраста характерен резкий рост рефлексии (отражение внутреннего состояния чувств). Одним из важнейших условий для этого является удовлетворение. Новообразованием именно этого периода является личностное самоопределение – умение подростка сделать выбор и нести за него ответственность.

Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций. Этот тип мышления необходим для абстрактных умозаключений, не привязанных к существующим в данный момент конкретным внешним условиям. Кроме того, появление этих способностей приводит к тому, что юноши и девушки приобретают склонность к самоанализу и самокритике, что приводит к появлению у них своеобразной формы эгоцентризма: некоторым кажется, что они постоянно выступают перед воображаемой аудиторией, что другие люди постоянно обращают на них свое критическое внимание. Принадлежность к определенной социальной группе (например, к сообществу участников престижной программы – «Будущее Алтая») и собственное положение в ней важны для старших школьников. Отсутствие друзей переживается в этом возрасте очень болезненно и воспринимается как личный недостаток. Общение старшеклассников становится избирательным. Общая тенденция старшего школьного возраста – рост самостоятельности и самосознания, открытие своего я. Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. По сравнению с подростковым юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь.

Следовательно, целесообразно вовлечение в проектную научно-исследовательскую деятельность подростков на ступени «Я -для выхода из «подростковых проблем». На ступени обучения «Я - исследователь» будущий студент» в НИО «Поиск» учащиеся более осознанно и самостоятельно занимаются научным творчеством, что подкрепляется формированием пониманий/знаний об особенностях вузовского, послевузовского образования. Чтобы понять значение конкурса «Будущее Алтая» для учащейся молодёжи, нужно хотя бы раз принять в нём участие, поучаствовать хотя бы в од­ном обсуждении доклада такого же, как ты, школьника, почувствовать атмосферу воз­буждения от возникшей дискуссии.

Программа предлагает один из инновационных подходов в организации НОУ и довузовской профориентационной подготовки старшеклассников - интеграцию этих двух направлений. Краеведческая исследовательская работа «поисковцев» не ограничивается историей родного района, а направлена на поиск новых научных фактов по 18 научным направлениям: медицине, географии, археологии, лингвистике и др.

Цель программы:

Формирование успешной личности школьника, способной творчески самореализовываться и интеллектуально развиваться.

Задачи:

  1. Познавательная: включенность обучающихся в познавательную углубленную деятельность за пределами общеобразовательной программы.

  2. Развивающая: развитие способностей личностного самообразования и общения.

  3. Воспитательная (социально-педагогическая): создание условий для формирования общественной активности как в школе, так за ее пределами.

  4. Обучающая: формирование ЗУНов по технологиям подготовки, проведения, оформления и защите научно-исследовательской работы и профопределенности в области высшего профессионального образования.

Отличительные особенности программы включают в себя ВЫБОР:

  • Аксиологических основ современной педагогики: формирование у учащихся ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности.

  • Концепции целостного педагогического процесса: работа педагога на общую цель, комплексное решении задач обучения, развития и воспитания на каждом занятии, в системе занятий, во время выездов на мероприятия конкурса «Будущее Алтая», единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, активное педагогическое взаимодействие педагога и учащихся.

  • Развивающего обучения (технологии проблемного, проектного обучения, учебной деловой игры) и интеграции личностно-ориентированного и компетентностного подходов к нему. В программе учитываются особенности закономерностей психического и умственного развития школьников конкретного возраста с ориентацией их на осмысленное, самостоятельно инициируемое действие, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Так же в программе предусматривается освоение комплекса надпредметных, универсальных видов деятельности и развитие способностей. Интерпретируется дидактической концепция личностно-развивающего обучения И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина.

  • Нормативно-регулирующей базы программы: Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О дополнительном образовании», Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, Положения о краевом конкурсе «Будущее Алтая»; Программы развития МОУ Усть-Калманская СОШ до 2009г (Подпрограммы «Одаренные дети» и «Развития дополнительного образования), Положения о школьном конкурсе «Ученик года».

Сроки реализации программы.

Этап образования

Групповые занятия (один час в неделю)

Индивидуальные консультационные занятия (один час в неделю на 2 человека)

Прочие мероприятия

Количество часов

ступень

Год обучения

«Я-исследователь»

первый

34

34

-

68

второй

34

34

35

103

«Я – будущий студент»

третий

34

-

43

77

Итого:

102

68

88

248

Формы подведения итогов реализации программы.

Подходы и принципы к организации подведения итогов.

1. Систематичность, регулярность проведения мониторинга и контроля.

2. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля.

3. Всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

4. Объективность.

5. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности всего учебного материала и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества детей.

При рассмотрении каждой темы ребятам предлагаются интеллектуальные и творческие задания. Результаты фиксируются в «Личном деле члена НИО «Поиск». Основной технологией комплексного учета достижений обучающихся является технология портфолио и подготовка публикации в районную газету. В течение учебного года ребята пополняют его, а в конце представляют на одном из итоговых занятий. Главными плодами выполнения программы в целом являются результаты и частота участия в конкурсах «Ученик года» и «Будущее Алтая» (полном цикле мероприятий) и выбор профессии и вуза для ее получения в соответствии с исследовательской деятельностью.

Н.А. Димитриева, М.М. Иноземцева

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 103», г. Барнаул

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ

КЛУБНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся сегодняшней школы – завтрашние граждане России. Их ценностные ориентиры складываются во многом под влиянием школы. От их мировоззрения, жизненной позиции, активности во многом зависит будущее нашей страны, успешность ее вхождения в мировое сообщество.

В российском обществе происходят перемены, которые заставляют педагогов задуматься над изменением системы и содержания воспитания. Мировые тенденции развития общества, специфика российской жизни позволяют сделать вывод, что человек-профессионал сегодня не способен решить актуальные проблемы, потому что они лежат вне сферы профессиональной деятельности. Задачи цивилизованного и гуманного общества способен решить человек-гражданин, отличающийся высоким уровнем обучаемости и ответственности, готовый к диалогу, сотрудничеству. Он должен быть способен решать мировоззренческие и технологические задачи в ситуации постоянного выбора. Проблема современной школы напрямую связана с гражданским образованием и социализацией личности. Основной целью школы будущего становится создание условий для формирования личности будущего гражданина, расширения его социального опыта, поддержка становления его индивидуальности. Эти и другие качества можно воспитать через организацию социально-значимой деятельности и гражданское воспитание учащихся.

Общее образование по «Закону об образовании» должны получить все граждане России. В отличие от общего, дополнительное, как правило, получают в учреждениях дополнительного образования. Хотя необходимо учитывать развивающее воздействие на личность школьника собственного опыта в социальной ориентации. Проблема воспитания гражданственности имеет и образовательный, и воспитательный аспекты. Решаться она может только через объединение урочной и неурочной форм деятельности. И если в образовательном плане она решается через уроки истории, обществознания, граждановедения, то в воспитательном плане не всегда это происходит в системе. Здесь главным должно являться развитие умений ученика участвовать в общественной жизни и влиять на ее ход. Формирование гражданской позиции в процессе общего образования имеет четыре аспекта. Первый - филосовско-культурологический, который включает расширение кругозора, формирование планетарного мышления. Второй, образовательно-правовой, заключается в повышении правовой культуры, элементов правоотношений и правовых институтов, умение творчески использовать эти знания. Наиболее отражающие цель гражданского воспитания, на наш взгляд, выступают воспитательно-формирующий и психолого-развивающий аспекты. Они подразумевают ориентацию на осмысление прав человека, становление нравственных представлений и преобразование их в устойчивые убеждения и навыки гуманного поведения, а также побуждение процесса самопознания, самовоспитания и самосовершенствования. Деятельность школы должна быть направлена не только на гражданское образование, но и на гражданское воспитание.

Одним из подходов к решению проблемы гражданского воспитания является создание добровольных организаций, объединений. Этот подход широко используется во всем мире. Так как человек может развиваться как активная личность только в социуме, то и формировать активную гражданскую позицию он может только среди людей. Для того, чтобы возникли и поддерживались такие качества как, способность самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, умение сотрудничать, отличаться мобильностью, навыками самостоятельной работы, включать организацию и контроль своей деятельности, оценку ее результатов, уважительно относиться к людям, умение общаться, умение учитывать интересы другого, умение давать и получать поддержку от других, необходимы другие люди, совместное бытие с ними. Тем более что потребность в общении, потребность в социально значимой деятельности, признании, уважении и любви мы наблюдаем у каждого человека (независимо от его физиологических особенностей). Поэтому человеку необходимо иметь некоторое пространство, в котором он может полноценно общаться и расти как личность. И таким пространством может стать клуб.

Воспитательный процесс в современной школе невозможно представить себе без включения учащихся в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей. Она создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения школьников, предоставляет им возможности для отдыха и удовлетворения своих развлекательных потребностей. Принципы клубной работы - свобода общения, равенство и партнерство - учитывают особенности этого возраста и решают потребности, которые возникают у подростков.

Одним из подходов к решению проблем гражданского воспитания является создание клуба, где учащиеся занимаются общественно-полезной, социально-значимой деятельностью, реализуют себя, развивают различные качества. Создание атмосферы доверия и достоинства, реальности решения существующих проблем при условии, что к их решению подошли разумно, даст молодежи веру в свои силы. Клуб ведет свою деятельность по нескольким направлениям: информационный центр, написание и реализация социальных проектов, проведение праздников, проведение классных часов, бесед, защита проектов на конкурсах различных уровней.

Социальные инициативы позволяют формировать у детей такие ценности, как коллективизм, взаимная требовательность, взаимопомощь, милосердие, доброта, ответственность, доверие, активность, организованность. И в этом смысле - социально- значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.

Чаще развитие и поддержка социально-значимой деятельности реализуется в рамках общественных объединений или организаций через средства социальных проектов, и вместе с тем она представляет собой достаточный багаж знаний, умений, навыков, энергии. В нашей школе она осуществляется в рамках клубной деятельности школьников. Ведущая идея такой организации воспитания состоит в том, что в центре нее находится личность учащегося, готовая включиться и внести свой индивидуальный вклад в развитие общества. При этом содержание деятельности клуба наполнено ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности обеспечивая интеллектуальное, этическое, гражданское воспитание, развивая в детской среде здоровый образ жизни и формируя у личности готовность к самостоятельной профессиональной жизни путем вовлечения в социально-значимую деятельность.

Большое значение при организации работы клуба отводится профессиональным и личностным качествам руководителей, которые и осуществлют процесс воспитания подростков и обеспечивают, пусть не в полной мере, необходимые условия для духовно-нравственного становления личности ребенка, его самореализации. Такими социально-педагогическими условиями выступают в нашем объединении:

  • атмосфера партнерских дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности;

  • “ситуации успеха” подростков в процессе реализации социальных инициатив;

  • высокий уровень готовности подростковой группы к совместному осуществлению социально значимой деятельности, проявляющейся в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;

  • активная жизненная позиция педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально - инициативную деятельность;

  • участие государственных структур в сотрудничестве с инициативной группой.

Сопутствующими стимулами при этом выступают “ситуации успеха” подростков, радость индивидуального и совместного творческого труда, стремление к воплощению своей социально-значимой идеи в реальность. Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность, происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в благотворительных акциях, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в краевых, городских и районных конкурсах, активизирует стремление подростков участвовать в самоуправлении своей организации, районных и краевых научно-практических конференциях школьников, в совместной деятельности с другими детскими и молодежными общественными организациями.

В условиях погружения в непрерывный творческий процесс, каждый ребенок имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до потребности в социально-значимой деятельности. Эта деятельность позволяет добиваться поставленных целей в рамках гражданского воспитания и формировать активную жизненную позицию школьников.

Таким образом, организуя процесс гражданского воспитания через детскую клубную организацию, мы учитываем воспитательные возможности социально-значимой деятельности подростков, их интересы и потребности, создаем определенные условия для участия детей и подростков в реализации социальных инициатив различной направленности, и рассчитываем на повышение качества воспитания, и творческого развития самой личности.

М.А. Верменичева

МОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа», Локтевский район

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В 2009 году Президент России Дмитрий Медведев предложил принять закон о том, чтобы молодые люди уже в возрасте 18 лет могли полноценно заниматься политикой. А где , как не в школе, мы должны помочь ребятам овладеть основами демократии, рыночной экономики, правилам и нормам гражданского общества и правового государства.

На примере работы нашей школьной детской организации хочу рассказать, как практически мы реализуем данное направление в школе.

С 1999 года в нашей школе существует детская организация, с момента создания она носила название «Организация объединенных классов».

Но жизнь не стоит на месте. Совместно с ребятами было принято решение реформировать имеющуюся структуру организации. А когда уже есть что- то созданное, и его преобразовывать не так уж сложно, а даже интересно. На общешкольном собрании мы приняли решение о создании игрового государства на примере устройства Российского государства.

В октябре 2008г наша организация была переименована в Детское подростковое объединение «Союз независимых городов».

Организация имеет девиз «За Родину, добро и справедливость», свою символику: гимн, флаг, эмблему. Внутри организации деятельность осуществляется посредствам организации самоуправления.

Цель создания детской организации: Создать условия для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося. Формировать активную жизненную позицию детей и подростков.

Для ее реализации мы ставим ряд задач:

  • Способствовать формированию основ правовых знаний.

  • Предоставлять учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в управлении школой.

  • Развивать навыки лидерского поведения, организаторских знаний и умений.

Каждый класс стал называться городом, город имеет свое название, девиз, эмблему. Руководит городом мэр.

Суть данной модели заключается в следующем:

Мы создаем молодежное цивилизованное государство, гражданами которого являются все участники учебно-воспитательного процесса в школе, в том числе и взрослые: администрация, учителя, учащиеся, технический персонал, родители. Все участники имеют свои гражданские права и обязаны выполнять все требования российских законов, которые действуют на территории школьного государства. Граждане участвуют в выборах Президента ученического самоуправления школы, создают правительство, которое организует работу министерств.

Система школьного самоуправления имеет 3 уровня.

1 Уровень. Классное самоуправление

Самоуправление начинается с отдельно взятого ученика. Ученик активно участвует в творческой деятельности класса и школы, вносит свои

предложения на рассмотрение в актив класса, выполняет поручения,

Высшим органом классного самоуправления является общее классное собрание, на котором выбирается мэр города, его заместитель и распределяются поручения между учащимися.

2 Уровень. Ученическое самоуправление

Всей работой ученического самоуправления в школе руководит Президент школы, выбираемый тайным открытым голосованием сроком на 2 года

Главным органом ученического самоуправления в школе является – Правительство.

В состав правительства входят Президент и министры.

Правительству подотчетны 4 министерства: досуга, спорта и экологии, правопорядка, информации.

В состав министерств входят по одному представителю от каждого класса. Министерство возглавляет министр. За каждым сектором закрепляется координатор из числа педагогов школы, координатор осуществляет педагогическую поддержку работы сектора.

Между классами идет соревнование. В школе разработана и принята своя денежная единица «СОШка», каждый класс может заработать «СОШКи» за хорошую учебу, хорошую уборку кабинетов, хорошее поведение, участие в школьных, районных и краевых конкурсах. Наряду с заработком на класс может быть наложен штраф за: отрицательные оценки, за плохое поведение и плохую уборку кабинета, за курение и т.д.

По итогам четверти министерство правопорядка подводит итоги, указывает какой класс сколько заработал в течение месяца, все данные выносятся на информационный стенд.

В Правительство поступают предложения от классных коллективов, через министерства. Кабинет министров и Президент все предложения анализируют, систематизируют, вырабатывают программу реализации намеченных дел.

Общешкольное собрание – высший орган самоуправления.

Результатом такой работы является возможность учащихся участвовать в самоуправлении на каждом возрастном уровне.

3 уровень. Общешкольное самоуправление

Управляющий совет школы

Учащиеся учителя родители

Управляющий совет – главный орган в школе, он утверждает Устав школы, утверждает план работы школы, корректирует его, анализирует работу школы за определенный срок, а также осуществляет контроль над работой школы.

Впервые в этом году проводились демократические выборы Президента школы с участием в тайном голосовании всех участников самоуправления в школе: учителя, учащиеся с 1 по 11 класс, родители, обслуживающий персонал. От каждого города с 6 по 11 класс выдвигается кандидат на пост Президента, его доверенные лица и наблюдатели.

Члены избирательной комиссии выбраны из числа учащихся. Избирательная комиссия подготовила всю необходимую для выборов документацию, как на настоящих выборах. Кандидаты подготовили предвыборную программу и провели агитационную компанию.

Большинством голосов из четырех претендентов Президентом школы выбран учащийся 11 класса Корень Денис.

О проектах

Исходя из перечисленных направлений работы, хочется отметить несколько разработанных ребятами проектов:

1. Экологический проект «Голубой Алей» разработан совместно с ребятами Александровской школы. Цель его - уборка берега реки от мусора и

организация места для проведения совместных малых туристических слетов. Весной мы встречаемся, убираем берег и играем в Георгиевке, а осенью мы выезжаем в Александровку и убираем их берега.

2. Социальный проект «Школьное радио». Разработан в этом году и готов к реализации, но немного подводит в данный момент аппаратура. Заключается он в том, чтобы точная информация доходила до ребят быстро и доступно. Услышать информацию может каждый, а вот прочитать не всегда. Проект в феврале этого года был представлен на конкурс социальных проектов, проводимый в Краевой Администрации. Из 22 работ наш проект был назван лучшим, мы получили Диплом и ценный приз от Краевой избирательной комиссии. Проект представляла Комарова Виктория, ученица 9 класса. В 2009 году за активную жизненную позицию Викторию наградили грамотой комитета по образованию Локтевского района и путевкой во Всероссийский детский центр «Океан», где она активно работала в различных направлениях и была награждена высшей наградой лагеря «Океанской грамотой» и благодарность за отличное исполнение обязанностей старосты.

Вся проектная группа была награждена путевками на многопрофильную смену «Формула успеха» в краевой лагерь «Березка», где мы учились и отдыхали 10 дней.

3. В 2009-2010 году реализуется экологический проект «Наш школьный сад». Суть этого проекта - в благоустройстве школьной территории. В 2009г у нас открыта новая школа с прилегающей территорией около 1 га. Летом 2009г. в реализации проекта приняли участие все ребята с 1-11 класс. Был посажен огород (заготовили овощи для школьной столовой), разбиты прекрасные цветники, посажены клумбы, посеян газон, заложен дендрарий из 300саженцев декоративных и плодово-ягодных культур.

При использовании данной модели организации самоуправления резко повышается интерес детей к организации жизни школы. Наши ребята участвуют в различных конкурсах и мероприятиях районного, краевого и российского уровней. Занимают призовые места. В 2008г. Комарова Виктория, Трушников Константин стали губернаторскими стипендиатами, а в 2009г. стипендию Губернатора Алтайского края получил Кнаус Алексей. Поступая в ВУЗы и средние учебные заведения, быстро адаптируются, отличаются умением организовать себя, стремлением к творчеству.

Л.С. Вознесенская

КГОУ ДОД «Детский оздоровительно – образовательный центр «Алтай»

ИЗУЧЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ, КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В последнее время много внимания уделяется формированию обоснованной гражданской позиции подрастающего поколения. Достичь этой цели можно, например, развивая интерес детей к генеалогии, как в рамках основного, так и дополнительного образования.

Традиционно генеалогия рассматривается как вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение родов, родственные и кровные связи отдельных людей. Но в последнее время активно развивается необычный аспект генеалогии, определение которого пока не вошло в энциклопедии и словари, который можно назвать феноменом “любительская генеалогия”. Это новое и пока недооцененное профессиональными историками явление, когда люди, не имея профессиональной подготовки, сами начинают заниматься изысканиями в этой области. В центре таких исследований находятся, как правило, свои предки и родственники: люди, семьи, рода, казалось бы, мало или совершенно незначимые для истории. Но именно любительские исследования своей семьи позволяют собрать богатый исторический и культурологический материал, зачастую отсутствующий в государственных и ведомственных архивах: это семейные предания, обычаи, характеры, оценки тех или иных событий большой и малой политики. Аккуратно собранный, классифицированный, а в идеале и опубликованный материал, будет хорошим подспорьем краеведам и историкам. В конечном итоге судьба страны слагается из судеб отдельных людей, отдельных семей.

Генеалогия, представляет собой обширное знание, затрагивающее почти все сферы человеческого бытия, от самых высших духовных сфер до простейших утилитарных аспектов повседневной жизни. Поэтому трудно дать краткое определение того, что такое генеалогия. Если объяснять совсем просто, то это знание о том кто от кого произошел. Еще проще, на самом первичном уровне это изучение связи родитель - ребенок. Точнее двух родителей, и какого-то одного ребенка. Из этих первичных звеньев строятся бесконечные цепочки родственных связей.

На всех этапах изучения истории своего рода юный исследователь находит новых родственников, расширяет круг своего общения, начинает более полно воспринимать себя как личность, история которой неразрывно вплетена в историю России. Изучение прошлого семьи и ее становления является очень важным этапом формирования ребенка как личности и гражданина. Это особенно актуально сегодня, когда проблемы семьи поставлены в самый центр государственной и общественной жизни.

Интерес к истории своего рода, своей семьи испытывают многие дети. Они расспрашивают сво­их бабушек и дедушек, родителей, дядюшек и тетушек о семейных преданиях, о предках, о родственниках, как те жили, с кем общались, с кем дружили, в каких историче­ских событиях участвовали. Через постижение связи рода с историей страны рождается чувство сопричастности к нашей истории, к нашей стране, чувство патриотизма. И становится понятно, почему наши предки сражались за Родину, защищали ее от врагов, не жалея своей жизни; почему мальчишки сбегали на фронт; почему ехали поко­рять целину, осваивали Сибирь... Это явление можно определить, как желание испыты­вать гордость за свой род.

Изучение и составление родословной — дело семейное. Очень важно, чтобы ребенок трепетно относился к се­мейным реликвиям — хранил фотографии, документы, другие материалы, помогающие воссоздать прошлое се­мьи. В составлении родословного древа принимают учас­тие родители и другие родственники детей. Это сближает членов семьи. Крепче становятся семейные узы, настает взаимопонимание между детьми и родителями. Общее дело, общие цели, общие интересы способствуют сохранению благоприятно­го микроклимата в семье, душевного спокойствия.

Первым этапом генеалогического исследования является опрос родственников. Он позволяет ученику стать активным участником процесса.

Поскольку каждая семья уникальна, нельзя составить единый список вопросов. Педагог может предложить обсудить следующие темы:

  • Когда в семье появилась фамилия, есть ли какие-нибудь истории об ее происхождении, менялась ли она когда - нибудь?

  • Есть ли традиционные для семьи имена? Какими уменьшительными именами звали предков и родственников? Откуда они взялись?

  • Переселялась ли семья с место на место, сколько лет семья живет в этом городе (селе), есть ли какие-то семейные предания, связанные с местом жительства, предметы, привезенные со старого места? Есть ли какие-то семейные реликвии? Существует ли какая-то связанная с ними история? Кто изображен на старых фотографиях? Кто, когда и по какому поводу делал эти фотографии? Сохранились ли какие-то старинные документы?

  • Были ли в семье традиции, которые со временем утрачены? В чем они состояли и откуда взялись? Как в семье отмечали праздники? В каких случаях собиралась вся семья? Что при этом делали, о чем говорили? Если это прекратилось, то почему? Кого в семье уважали и выражали ему особое почтение? Были ли в семье нарушители традиций, люди, которых не любили, побаивались, или такие, связь с которыми была потеряна?

  • Есть ли какие-то семейные особенности разговорной речи, семейные шутки и непонятные другим слова?

  • Известны ли какие-то яркие случаи из жизни родителей, дедушек и бабушек, более ранних предков, любых родственников? Есть ли легенды о родственных связях с какими-то колоритными личностями и знаменитостями? Есть ли истории про соседей и знакомых? Как предки встретились и поженились?

  • Помните ли вы какие-то семейные блюда? Передавались ли какие-то рецепты из поколения в поколение? Откуда они взялись, как и почему менялись со временем? Была ли какая-то традиционная праздничная пища? Есть ли в семье какие-то истории, связанные с едой?

  • Как на семью повлияли разные исторические события, кто был их участником? Хранятся ли в семье какие-то награды? Какие браки не могли бы состояться, если бы ни какое-то историческое событие?

Но это только начальный этап исследования – поддерживать возникший интерес без участия школы невозможно. В рамках внеклассной работы необходимо приобщать учащихся к следующему этапу занятия генеалогией – архивным исследованиям, изучению специальной литературы. Многие юные исследователи, «докапываясь» до своих истоков, не только изучают материалы, хранящиеся в до­машнем — семейном или родовом — архиве, и опрашива­ют родственников, но и связываются с государственными и местными архивами и музеями.

Высока и ответственна роль педагога в координирова­нии творческого исследовательского процесса. Педагог, прежде всего, должен сам быть компетентным специалис­том, наставником, владеть знаниями и умениями по орга­низации научно-исследовательской деятельности, разби­раться в теоретических и практических основах научной дисциплины. И здесь не надо бояться учиться, обращать­ся к специалистам, консультироваться, привлекать к дет­скому исследованию ученых в качестве научных консуль­тантов.

В сотрудничестве школы и родителей можно развить действительный интерес детей к генеалогии, приводящий к знанию отечественной истории и формированию обоснованной гражданской позиции. При этом целесообразно рассмотреть возможность стимулирования такого интереса как в рамках основного, так и дополнительного образования.

Е.В. Тырина.

МОУ «Змеиногорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Трудовое воспитание и подготовка к практической деятельности детей осуществляется путем включения их в различные виды труда.

Основным видом труда в жизни школьного детского коллектива является общественно полезный труд, в процессе которого происходит формирование и закрепление трудовых умений и навыков, а также сплочение учащихся в единый дружный коллектив.

В процессе общественно полезного труда развиваются самостоятельность и инициатива учащихся, творческие способности, чувство долга и ответственности и другие нравственные качества. Учащиеся, занимающиеся общественно полезным трудом, вырабатывают активную жизненную позицию.

Наиболее распространенной формой такого труда в нашей школе является трудовой летний отряд из учащихся 9-10 классов. Школа заключает договор с руководителем службы занятости, ребята получают объект работы и трудятся: проводят ремонт кабинетов, сооружают спортивные площадки и т.д. Вступая в подобные договорные отношения, коллектив учащихся берет всю полноту материальной, юридической и моральной ответственности за выполнение работы.

Весной учащиеся бескорыстно помогают ветеранам, пожилым людям - освобождают от снега дома. То, что работа выполняется для других, без расчета на вознаграждение, определяет высокий воспитательный эффект такого труда.

Ученическое самоуправление в школе учит умению руководить, рационально использовать своё время для достижения поставленных целей.

Уборка классных помещений, дежурство по школе, украшение школы к праздникам способствуют созданию у себя в школе благоприятных условий для учебы, отдыха.

Каждый год учащиеся нашей школы участвуют в выставке декоративно-прикладного искусства, развивая свои творческие способности. Разве это не общественно полезный труд? Ведь кроме удовлетворения результатами своего труда, учащиеся радуют своими изделиями всех посетителей выставки, показывают пример другим детям.

Тематика классных часов («Профессия моих родителей», «Талант и труд», «Кем быть? Каким быть?» и т.д.), тематика классных собраний («Поговорим о трудолюбии», «О воспитании трудолюбия в семье» и т.д.) ориентированы на воспитание у учащихся нравственных ценностей.

Особое внимание в последнее время отводим социальному проектированию.

Социальное проектирование – одна из современных форм вовлечения детей в общественно полезную деятельность.

Всё, начиная с поиска места приложения своих сил до подведения итогов, учащиеся выполняют самостоятельно. Учитель только координирует их работу и оказывает, в случае необходимости, помощь.

Социальное проектирование- это общественно полезная деятельность не по принуждению, а по собственному желанию, поэтому эффективность такой деятельности значительно выше.

Работающие над реализацией проекта учащиеся увлечены сами и стараются заинтересовать других ребят своей идеей, привлечь их к участию в проекте.

Кроме того, дети стараются привлечь внимание общественности к социальным проблемам.

Организуя работу над проектом, обязательно соблюдаем принцип посильности и доступности.

Мы заметили, что учащиеся любят разрабатывать различного рода проекты, они понимают общественную значимость своего труда. У детей воспитывается ответственность за порученное дело, за качество выполненной работы, формируются элементарные умения навыки и привычки правильного поведения в труде. Они несут моральную ответственность за результаты труда перед своими товарищами, перед теми, для кого было что-то выполнено.

Когда дети видят, что их трудовые усилия увенчались успехом, они испытывают чувство радости и гордости за результаты своего труда.

Вот уже третий год мы учимся в новой школе. Нам повезло, у нас красивое, удобное школьное здание с кабинетами, оснащенными современной техникой, с просторной светлой столовой. Но вот участок вокруг школьного здания был неухожен.

Сначала мы занялись наведением уюта в школьном здании. Силами учащихся, педагогов и работников столовой был реализован проект «Уютная столовая».

В результате на обеденных столах появились кружевные салфетки, салфетницы, а стены столовой украсили яркие картинки, выполненные по детским эскизам. Школьная столовая стала уютной и нарядной. Дети гордятся результатами своего труда и с удовольствием демонстрируют школьную столовую гостям школы.

В течение первого учебного года в новой школе педагогами и учащимися был разработан социальный проект «Школа – парк», который выиграл грант Администрации Алтайского края. На средства гранта были куплены саженцы, семена, сельскохозяйственный инвентарь, необходимый для работы на участке. Более трёхсот ребят разного возраста каждое лето трудятся на территории школы. Они вскапывают участок, сеют цветы, высаживают рассаду, ухаживают за посевами, поливают, пропалывают клумбы, а осенью собирают семена цветов для следующего лета.

Жители микрорайона с удовольствием помогают школьникам. Каждое лето в школу приносят для посадки многолетние цветочные культуры, кустарники.

За прошедшее лето на пришкольном участке сооружены альпийские горки, клумбы оформлены круглыми камнями.

Всё лето школьный двор в цвету. Он стал любимым местом отдыха жителей микрорайона. Молодые мамы с малышами с удовольствием прогуливаются по ровным дорожкам нашего школьного парка. Пенсионеры из ближайших к школе домов приходят вечерами полюбоваться на пышно цветущие клумбы.

В перспективе на территории пришкольного участка планируется реализация проекта «Деревянные кружева». А это значит, школьный парк украсят резные лавочки и беседки.

Зимой на школьном дворе вырастает белое чудо – результат проекта «Снежный городок». Каждый год наш снежный городок становится победителем районного конкурса. Все снежные фигурки и горку изготавливают члены кружка «Резьба по дереву», оттачивая своё мастерство резчиков на таком податливом материале, как снег.

Набивать тумбы снегом, раскрашивать фигуры помогают все учащиеся школы. Недостатка в желающих нет.

Снежный городок очень любят и всегда ждут с нетерпением малыши начальной школы. И хотя они не принимают участия в строительстве, всё же никогда не ломают снежные фигуры, бережно относятся к труду старшеклассников. Городок не пустует даже на зимних каникулах. Кроме школьников здесь гуляют и катаются с горки малыши из микрорайона школы.

Социальным проектированием увлечены в нашей школе все, от учащихся начальной школы до старшеклассников.

Второклассники накануне новогодних праздников реализовали проект «Новый год для ёлочки». В ходе работы над проектом малыши изготовили новогодние ёлочки из различных материалов, которые выставили для демонстрации всем жителям города в городской библиотеке, призывая их не рубить живые деревца для празднования Нового года. Ребята также выступили с обращением к змеиногорцам по местному телевидению.

Третьеклассники прошедшим летом реализовали свой первый социальный проект «Витамины – больным!» На школьном участке они вырастили 35 кг свеклы и передали её в столовую центральной районной больницы.

Выращивая свеклу, они изучали её полезные свойства, наблюдали за ростом и развитием растений, прореживали всходы, рыхлили почву, поливали.

Восьмиклассники из двух восьмых классов реализовали два социальных проекта «Краски против болезни» и «Веселое настроение». В результате их работы преобразились стены детской поликлиники и детского отделения районной больницы.

К работе над проектами были привлечены родители маленьких пациентов, медицинский персонал. Но основную работу учащиеся выполнили сами. Они нарисовали картины, изготовили рамки для них. Украсили картинками из самоклеящейся плёнки стены больницы. В ходе акции «Книжки малышкам» собрали библиотечку детских книжек и передали её в детское отделение.

Шестиклассники реализуют свой социальный проект. Они взяли шефство над городской аллеей имени Ю.А. Гагарина. Они систематически убирают мусор, чистят осенью и весной дорожки от опавших листьев. Ребята планируют добиться, чтобы на аллее установили урны для мусора и лавочки для желающих отдохнуть в тени деревьев.

Занимаясь общественно полезной деятельностью, дети приобретают различные навыки.

Порой мальчишки берут впервые в руки молоток, когда изготавливают рамку для картины, а девочки учатся сеять цветы на школьном участке.

Кроме этого, ребята учатся взаимодействовать не только между собой, но и с другими людьми, которые не всегда готовы пойти им навстречу. Они учатся убеждать, отстаивать свою точку зрения.

То, что сделано своими руками, ценится детьми. Работая на благо других, ребята учатся ценить труд людей.

Гражданина нельзя воспитать только беседами и рассказами о Родине, её истории, о великих людях, разъяснениями прав и обязанностей.

Общественно полезный труд на благо людей – неотъемлемая часть гражданского воспитания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  2. «Гуманистические идеи в Российской педагогике XVIII xx веков»

    Диплом
    Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники.
  3. Петракова татьяна Ивановна гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков

    Автореферат
    Защита состоится “ 22 ” декабря 1 г. в 15 час. на заседании диссертационного совета Д 053.01.03 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 103051, Москва, М.
  4. Образование на протяжении всей жизни: модельная программа подготовки андрагогов аналитическая записка

    Программа
    4. Технологизация личностно и профессионально ориентированного процессов в системе образования взрослых: обзор зарубежной и отечественной литературы (Янчук В.
  5. Образование и наука IV материалы IV региональной научно-практической конференции апрель 2010 г. Новоуральск 2010 ббк 74+75 о 23

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – IV: Материалы IV региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, апрель 2010 г./ Филиал Урал.

Другие похожие документы..