Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Школа – совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: всё подчиняется...полностью>>
'Образовательная программа'
Учредителем Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1015 (далее – ГОУ СОШ № 1015) является Департамент образ...полностью>>
'Документ'
законодательные акты, методические и нормативные материалы, регламентирующие земельно-имущественные отношения, порядок технической инвентаризации иму...полностью>>
'Диплом'
«Удосконалення шкільних підручників: практика, філософія і економіка освіти» : Робочі матеріали для обласного форуму вчителів-апробаторів підручників...полностью>>

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, РАЗВИВАЮЩЕЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Сегодня очень важно воспитать у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируются гражданственность и патриотизм. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования.

Одним из ведущих направлений учебно-воспитательного процесса в нашей школе является - краеведческое.

Школьное краеведение - одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, с практикой создания гражданского общества. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

В школе сложилась определённая система краеведческой работы, элементы которой в условиях нашего социума действуют слаженно и эффективно. Школьное краеведение представлено учебным и внеклассным. Внеклассная краеведческая работа ведётся в соответствии с туристско-краеведческой программой «Моя малая Родина», состоящей из нескольких подпрограмм.

Краеведение, как сказал академик С.О.Шмидт, это всегда краелюбие. Познать и полюбить свой край, понять его уникальность и отличие от других регионов помогает поисково-исследовательская и проектная деятельность.

Проектная работа открывает широкие возможности для развития общеучебных умений и социализации учащихся. Метод проектов - один из компонентов личностно ориентированного обучения. Основной тезис этого метода: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я эти знания могу применить».

Целями проектной работы являются:

  • стимулирование познавательной самостоятельности учащихся;

  • создание условий для реализации умений и компетентностей,
    связанных с планированием работы, разработкой поэтапной
    программы действий от замысла до готового продукта;

  • совершенствование коммуникативных умений в процессе
    групповой работы и публичного выступления.

Каждое начатое дело любой подпрограммы нашей краеведческой программы уникально и своеобразно, оно строится на принципах системности, преемственности и завершённости. Конечный результат - это оформленная исследовательская работа, музейная коллекция, экспозиция, экскурсия или внеклассное мероприятие. Таким образом, каждое дело - это проектная работа. Методика проектной деятельности тесно связана с методикой КТД (коллективного творческого дела), так как в процесс работы над проектом вовлечены все субъекты этой деятельности.

Хочу представить вашему вниманию коллективную работу историко-краеведческого клуба «Родник» - проект «Путеводитель. Новосклюихинский сельсовет». Его характеристика:

по типу доминирующей деятельности - исследовательский, практико-ориентированный;

по области предметного содержания - межпредметный, так как включает необходимый познавательный материал из различных

учебных дисциплин (история, археология, география, биология, экология, экономика);

по способу организации деятельности - с включением координатора в работу над проектом.

Создание «Путеводителя» - результат проектной деятельности, состоящей из деятельности учащихся и педагога. К проекту были подключены и вышестоящие структуры:

- администрация МОУ «Новосклюихинская СОШ» (финансирование экспедиции в рамках летнего труда и отдыха учащихся); - администрация Новосклюихинского сельсовета (транспортные услуги, координация отношений с ОАО «Сибирь-Полиметаллы» по вопросам приобретения туристического снаряжения и финансирования издания буклета).

Хочу заметить, что все были заинтересованы в результатах этой работы, ведь «Путеводитель» - это визитная карточка нашего сельсовета.

Наш проект - реализованный, но ставить точку ещё рано, так как он предполагает расширение маршрута, поскольку ещё много объектов для исследования, да и собранный краеведческий материал постоянно дополняется новыми сведениями. У ребят появляется стремление к дальнейшему познанию, развитию и совершенствованию своих умений и навыков. В любом деле важна детская инициатива, их предложения и варианты для проведения исследований и проектирования.

Метод проектов - один из способов активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся, развития их творческого потенциала и формирования определённых личностных и коммуникативных качеств. Во время работы над проектом идёт

процесс «открытия знаний». Роль педагога состоит в «окультуривании» этих знаний, в консультировании учащихся, координации действий, создании ситуации успеха, формировании внутренней мотивации.

Рефлексируя по поводу своей поисково-исследоательской и проектной деятельности, ребята отмечали:

- работая над проектом, мы сами ставили перед собой задачи и решали
их сообща;

- нам интересно было работать в коллективе, мы лучше стали
понимать друг друга, свободно выражая своё мнение и прислушиваясь
к мнению других;

мы увидели реальные результаты своего труда, ощутили востребованность нашей деятельности.

Исследовательская и проектная работа школьников по краеведению даёт им очень многое. Для учащихся прикосновение к жизненному подвигу своих односельчан усиливает чувство любви к Родине, к своему народу, вызывает искреннее, глубокое сопереживание. А приобретённые во время поиска и в ходе проектной работы знания и умения оказываются нужными и полезными, какую бы профессию в будущем не избрали школьники.

Л.П. Холодкова

МОУ «Тальменская средняя общеобразовательная школа №6»

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Р. П. ТАЛЬМЕНКА

В Тальменском районе с 2004 года действует Программа гражданско- патриотического развития и воспитания молодёжи, разработанная отделом образования администрации Тальменского района. Одним из направлений этой Программы является организация исследовательской работы школьников. В начале XXI века, века космических и компьютерных технологий, мы, учителя общеобразовательных школ с тревогой осознаём, что сохранение культурного, исторического и природного наследия становится одной из важнейших задач работы современной школы. С сожалением приходится признавать, что задача эта очень нелёгкая. Методическую тему «Научно – исследовательская работа учащихся Тальменской средней общеобразовательной школы №6 и её значение в сохранении культурного, исторического и природного наследия рабочего посёлка Тальменка» в своей практической деятельности я апробирую и развиваю в течение последних пяти лет.

Данный педагогический опыт возник в условиях обыкновенной общеобразовательной школы, расположенной в одном из микрорайонов рабочего посёлка Тальменка - «Лесозавод» (по одноимённому названию одного из крупнейших промышленных предприятий Алтайского края начала 20 века). 7апреля 2001 года катастрофический пожар уничтожил деревянное здание школы. Но школа продолжала жить и работать, несмотря на огромные трудности. Учебный процесс более 6 лет продолжался в трёх приспособленных помещениях, расположенных в разных частях посёлка. И самое тяжёлое для любого учителя это то, что из нашей школы уходили ( переходя в другие школы посёлка), наши дети. Отток учащихся был огромный -из 400 детей в школе осталось 116. Дисциплина, успеваемость, интерес к учёбе, к познанию резко снизились.

Райцентр Тальменка – поселок с богатейшим историческим, культурным и природным наследием. Самое раннее упоминание о Тальменке, расположенной на реке Тальменке, (приток Чумыша), впадающей в реку Обь, подведомственной Белоярской крепости, в 39 верстах от деревни Повалихиной, обнаружено в «Описании Кузнецкого уезда», составленном известным историком Сибири Герардом – Фридрихом Миллером во время его путешествия в Сибирь в 1734 году. Первая перепись местного населения проходила в 1719 году, однако, в списках о Тальменке не упоминалось. В 1721 году проводили дополнительную перепись и здесь-то впервые записана деревня Тальменка, причем, она названа «Новопостроенной деревней Тальменской». Таким образом, год 1721–й можно считать годом основания Тальменки. Но большинство школьников мало что знали о своей малой Родине и выглядели «Иванами, не помнящими родства», что можно подтвердить следующими примерами.

Наша школа – ровесница Алтайского края. Она была построена в 1937 году для детей рабочих предприятия молодой Советской власти – Тальменского лесозавода. Но ни историю строительства нашей школы, ни становления одного из первенцев первых пятилеток, где молодыми рабочими начинали свой трудовой путь их деды - дети не знали.

Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 год в нашей школе размещался военный госпиталь № 3721. Об этом свидетельствовала Мемориальная доска, размещенная на фасаде деревянного здания школы. Но сгорела школа, и как пепел рассыпалась память об этом событии.

Ни одно поколение жителей нашего микрорайона «Лесозавод» окончило нашу школу за 70 лет. Но труднее всего было ребятам военных лет – ведь надо было не только хорошо учиться, но и помогать взрослым на колхозных полях, в госпитале, на заготовке дров для школы. Но какими были они, дети войны? Как ждали своих отцов с фронта, мечтали о Победе? – нынешние школьники даже не задумывались!

В Тальменке более 130 улиц и переулков. Многие из них названы именами наших земляков: погибших милиционеров Буданова и Усольцева, садовода –энтузиаста Осинцева, революционера Тихонова. Но рассказать об этих людях дети не могли. Почтовый адрес нашей школы – улица Лисавенко, дом № 49. Почему так названа улица? Во время анкетирования, которое я провела среди школьников, ребята давали неправильные ответы.

Не знали они и топонимики родного посёлка: откуда, почему и когда возникло название озера «Хомутинка», «Анисимовская гора», микрорайонов «Новостройка», «Тальмаш». Какие улицы носят своё прежнее название, а какие переименовывались и почему?

Река Чумыш, правый приток реки Обь, протекает по всей территории Тальменского района. Большая часть улиц рабочего посёлка Тальменка расположена рядом с рекой, и с точки зрения топонимики, их названия являются гидронимами (Речная, Береговая, Низинная, Озёрная). Весной Чумыш выходит из берегов, часто в посёлке происходят катастрофические наводнения. Затопленной оказывается территория нашего микрорайона – ведь река протекает в нескольких метрах от школы. Но восстановить события тальменских наводнений, дать прогноз ледовой обстановки, рассказать об истории возникновения гидрологической службы на реке Чумыш- этого дети сделать не могли. На уроках географии они рассказывали о великих реках мира, России. Но о реке, в которой они купались всё лето, мимо которой каждый день бежали в школу, они не знали ничего. Именно поэтому практика работы учителем географии в сельской общеобразовательной школе диктовала мне необходимость поиска новых методов, которые могли бы сформировать у наших школьников интерес к культурному, историческому и природному наследию нашего районного посёлка Тальменка. Требовались иные подходы к обучению и воспитанию детей. И теперь я могу утверждать, что есть такой вид деятельности, в котором: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, индивидуальность школьников, их творческий потенциал раскрывается с максимальной полнотой, вырабатывается умение самостоятельно добывать знания, создаётся потребность изучать культурное, историческое и природное наследие своей «малой Родины». Это – научно- исследовательские работы учащихся .Четыре последних года я занимаюсь этой деятельностью со своими учениками. Работаем мы в следующих направлениях: 1) История школы №6-ровесницы Алтайского края 2) История Тальменского Лесозавода 3)Дети войны 4)История рабочего посёлка Тальменка в названиях топонимов 5)Подвиги наших земляков 6) Природные, исторические и культурные памятники Тальменки 7) Река Чумыш: прошлое, настоящее и будущее. Поисковая деятельность ребят представлена не только работой в архивах, музеях, встречами с участниками исторических событий. Каждый год отправляемся с ребятами в походы, путешествия (Горный Алтай, Колывань), экспедиции (Усть–Чумышский заказник, «Экспедиция за именем», гидрологические экспедиции на реки Катунь, Чумыш, Обь), экскурсии (в природоохранные территории Тальменки – «Берёзовая роща», озеро Хомутинка, в НИИ Садоводства Сибири имени М.А.Лисавенко). По их результатам школьники создают свои исследовательские работы, «виртуальные путешествия», мультимедийные презентации Ребята, которые занимаются исследовательской деятельностью, приобреают новый смысл своей жизни.

Начинающие исследователи с первых шагов учатся намечать план действий и организовывать свой труд, определять проблему, цель и задачи исследования, собирать информацию из различных источников, изучать исторические и архивные материалы, воспоминания очевидцев, делать различные измерения, анализировать результаты своего исследования и формулировать выводы. После этого школьники – исследователи оформляют результаты поисковой деятельности в виде исследовательской работы, или реферата. Следующая ступень научного творчеств – доклад на научно- практической конференции. Мои ученики - постоянные победители и призёры районных туристско- краеведческих и историко краеведческих конференций.

Научно – исследовательская работа учащихся в Тальменской средней школе № 6 будет развиваться и дальше, ведь её значение в сохранении культурного, исторического и природного наследия рабочего посёлка Тальменка очень велико. Именно благодаря этой работе ученики нашей школы считают: «Любить свою Родину – значит знать о ней всё!»

Г.И. Кузьмичева

МОУ «Гимназия №42», г.Барнаул

ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Г.БАРНАУЛА В ГИМНАЗИИ №42

Клянусь честью, что ни за что на свете

я не хотел бы переменить Отечество

или иметь другую историю,

кроме истории наших предков, -

такой, какой дал нам ее Бог.

А.С.Пушкин

Эхо прошлых веков… Негромкое, оно живет на старинных улицах и в музейных залах. Без него скучно живому сердцу и юному уму, обращенному к наукам и искусствам.

В своем выступлении я хотела бы поделиться с вами той небольшой работой нашего музея, следопытов по изучению, сохранению памятников нашего Железнодорожного района и города Барнаула.

В гимназии ежегодно в апреле месяце Музеем истории гимназии №42 объявляется акция «Памятник», участниками которой являются семиклассники. Эта работа по изучению «отчизноведения» дает обильную пищу уму и чувствам, широкий простор для правильного понимания и сознательного патриотизма.

Чтобы ежегодно успешно проводить одну и ту же акцию, мы проводим огромную работу, начиная с начальной школы: память – что это? Памятник – что это такое? Устанавливаем, что памятник от слова память.

Памятник и мемориалы – это архитектурные и технические сооружения, скульптурные композиции, образцы военной и иной техники, предназначенные для сохранения памяти о подвигах и достижениях предыдущих поколений, как и создание школьного музея, в котором вот уже 40 лет увековечиваем историю школы в рамках истории государства, края, города.

Цель моего выступления – показать, какую работу проводим по увековечиванию памяти о тех людях, событиях, которые находятся в нашем районе, городе.

Вот один из примеров ежегодной экскурсии «Служили Отечеству»: школа №42, Музей истории гимназии, бюст А.М.Матросова, Мемориал Славы, проспект Красноармейский, второе и первое здания 42-ой, ансамбль «Демидовская площадь», выпускники 42-ой – Герои Советского Союза, городской военкомат 1941-45г.г., госпитали, магазин «Красный», бывшее летное училище, Больница Скорой помощи, Музей 56 ГСКСД. И это мы делаем уже в начальной школе.

В 5 классе – ежегодный традиционный конкурс «Знаешь ли ты Музей 56 ГСКСД». Работа вокруг имени Александра Матросова, погибшего в Чечне выпускника Гаврилова А.Н. – все это является благодатной почвой для проведения операции «Памятник».

Впервые в 2003г. была объявлена операция «Памятник», в которой приняли участие учащиеся 5-8 классов. Было предложено 24 памятника – 24 классам. Это были памятники борцам за власть Советов, героям Великой Отечественной войны, известным людям Барнаула, которые составляют гордость Барнаула:

  • Из глубины веков (3, 4, 6, 15, 16, 17, 23)

  • Борцы за счастье народа (1, 5, 8, 10, 21, 22)

  • Ими гордится Барнаул (2, 7, 9, 12, 13)

  • Новаторы и передовики производства (2, 11, 18)

  • Носители науки и культуры (24).

Это были первые шаги, первый опыт, ребятам даны были задания:

    • Посетить памятник, провести его осмотр: описать, в каком он состоянии находится, нужна ли ему помощь, какая.

    • Узнать, когда он установлен и в связи с чем. Кто скульптор, архитектор?

    • Из какого материала он сделан.

    • Составить маршрут следования к памятнику.

    • Указать дату заполнения паспорта, кто это выполняет.

    • Затем заполнить «Паспорт» памятника, обязательно поместив там фотографию, рисунок.

Ребята должны были выполнить задание к 9 мая и отчитаться о проведенной работе в Музее истории гимназии, что и было сделано.

В 2004-2005г. Совет координаторов музея, члены Совета музея и Большой Совет «Союза-42» решили: ежегодно проводить операцию «Памятник» для 7-х классов и итоги ее подводить на Мемориале Славы, определив цель и задачи:

  • Создание условий для формирования у учащихся высокого патриотического сознания, гордости за историческое прошлое своей страны, воспитание на примерах героизма, проявленных в годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу.

  • Развитие у учащихся интереса к героическому прошлому страны.

  • Приобретение учащимися в ходе выполнения операции «Памятник» новых знаний о войне, ее участниках и получение навыков составления отчетов, докладов, рефератов.

Каждый класс получил задание и памятку:

Мемориал Славы – 7г

Танк «Т-34», Бульвар защитников Сталинграда, кинотеатр «Мир» - 7д

П.А.Плотников – 7е

Ф.Ф.Фомин – 7ж

З.Космодемьянская – 7а

Мемориал (Локомотивное депо) – 7б

И.В.Панфилов – 7в

ПАМЯТКА

по организации операции «Памятник»

  1. Посетить памятник, провести его осмотр: описать в каком состоянии он находится, нужна ли ему помощь и какая (покрасить, замазать…)

  2. Узнать, когда он установлен и в связи с чем. Кто скульптор и архитектор?

  3. Из какого материала сделан памятник?

  4. Составить маршрут следования к памятнику.

  5. Указать дату заполнения паспорта и кто это выполнил.

  6. Затем заполнить паспорт памятника, обязательно поместив там фотографию памятника.

Кроме этого, даются дополнительные задания:

  • Посещение киноклуба «Они сражались за Родину» (киноцентр «Премьера»)

  • Сбор материалов о родственниках, чьи имена занесены на Мемориале Славы.

  • Экскурсия в Музей «Пост №1», в военно-исторический отдел Краеведческого музея, школьные музеи Боевой Славы.

Подведение итогов на Мемориале Славы в присутствии ветеранов Скрипника Н.Х, Табачикова П.П., Самсонова Л.Ф. проходит торжественно: ребята докладывают о выполнении задания, передают собранные материалы, говорят о своих родных, чьи имена занесены на Мемориале Славы. Колпащикова Настя (10б), Сухова Алина (9б), Шемаров Максим (8в) подготовили интереснейшие материалы о своих прадедах, которые внесены в книгу музея «Люди и судьбы».

Нельзя не отметить, что искусно выполненные памятники – это украшение любого города, а некоторые памятники становятся символами их. Даже люди, никогда не бывавшие в Санкт-Петербурге, знают про «Медного всадника», а знаменитая «Русалочка» - всемирно известный символ Копенгагена.

Особое место в городской среде занимают памятники писателям и выдающимся деятелям разных времен.

И мы вручаем новые задания новым 7 классам: памятники А.С.Пушкину, В.М.Шукшину (знакомство, встречи в мастерской с М.А.Кульгачевым), памятник – бюст М.А.Лисовенко, ученый – садовод, В.С.Высоцкого, в год 50-летия освоения целины познакомились с памятником целинникам в Барнауле и другие.

Однако многие памятники становятся настолько привычны, что зачастую мы пробегаем мимо них по дороге на работу, в институт, в школу и даже не удосуживаемся прочитать надписи на памятных табличках, конечно, если они есть (за это время мы написали 9 писем в администрации Железнодорожного, Центрального и г.Барнаула по поводу отсутствия табличек и небольших плит).

Возникает вопрос: а хорошо ли мы знаем памятники, бюсты, установленные сынам Отечества.

Готовясь к юбилею гимназии мы решили глубже изучить историю здания №1 нашей школы (по Левому берегу пруда, 1, здания бывшего горного госпиталя) – снова операция «Памятник» теперь уже для 8-х классов:

  • Демидовский столб и ансамбль Демидовской площади – 8в

  • Отец и сын Фроловы: Козьма Дмитриевич и Петр Козьмич (памятники около издательства «Алтайская правда» и Машиностроительного колледжа) – 8б

  • Ползунов И.И. (памятники на пл.Свободы – ул.Ползунова и около АлтГТУ) – 8д

  • Ядринцев Н.М. (мемориальная зона бывшей ВДНХ, район гимназии) – 8е

  • Геблер Ф.В. (мемориальная зона бывшей ВДНХ, улица Геблера) – 8а

  • Гуляев С.И, Семенов Тян-Шанский П.П. (напротив корпуса АГУ по ул.Димитрова) – 8г

  • Нулевой столб – 8ж.

Ребята побывали в этом времени с помощью Краеведческого музея, знакомства с литературой, бюстами, памятными досками, надгробиями и убедились, что «…К этим людям хочется возвращаться, они нужны, как камертон, в них сохраняется нестареющая мера чистоты, бескорыстия и поэзии» (Д.Гранин).

Результаты превзошли ожидания: кроме обычно заполненного паспорта появились отличные презентации, рефераты, участники краеведческой конференции. Фонды музея пополнились этим, а главное, что работа помогает нам не забывать своей истории, родного языка, культуры, литературы.

И последнее. В процессе этой работы ребята знакомятся с законодательными документами и работой Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (мы познакомились с конкурсом «Рука мастера» через Интернет).

Слова из Международной конвенции об охране культурного и природного наследия (Париж 16 ноября 1972г.):

- Повреждение или исчезновение любых объектов культурного наследия представляет собой пагубное обеднение достояния всех народов мира,- становятся нашими союзниками. И это тревожило и должно тревожить во все времена, примером тому слова Н.М.Языкова:

- Будь проклят тот, кто потревожит

великолепье старины,

Кто на нее печать наложит

мимоходящей новизны!

Памятники – это наша история, в которую невозможно внести исправления. Сохранение памятников – очень тонкая работа, требующая изучения и присутствия. И этим призваны заниматься мы. Поэтому я и решила поделиться с вами…



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  2. «Гуманистические идеи в Российской педагогике XVIII xx веков»

    Диплом
    Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники.
  3. Петракова татьяна Ивановна гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков

    Автореферат
    Защита состоится “ 22 ” декабря 1 г. в 15 час. на заседании диссертационного совета Д 053.01.03 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 103051, Москва, М.
  4. Образование на протяжении всей жизни: модельная программа подготовки андрагогов аналитическая записка

    Программа
    4. Технологизация личностно и профессионально ориентированного процессов в системе образования взрослых: обзор зарубежной и отечественной литературы (Янчук В.
  5. Образование и наука IV материалы IV региональной научно-практической конференции апрель 2010 г. Новоуральск 2010 ббк 74+75 о 23

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – IV: Материалы IV региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, апрель 2010 г./ Филиал Урал.

Другие похожие документы..