Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Эпидемиологический надзор за брюшным тифом и паратифами: Методические рекомендации / М.И. Бандацкая, А.М.Близнюк, И.Н. Вальчук и др. – Мн.: БГМУ, 200...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Вопросы истории развития аграрной политики нашли отражение в фундаментальном исследовании академика А.А.Никонова, в котором затрагиваются проблемы хр...полностью>>
'Закон'
Защита состоится 23 апреля 2009 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.038.15 при Воронежском госуниверситете по адресу: 394068...полностью>>
'Документ'
В. С. Шаталов (председатель), С. Н. Архаров, Л. Н. Архангельский, А. Н. Абрамов, С. А. Альперович, А. И. Бурчаков, А. Б. Вершок, Л. Н. Денисов, А. В....полностью>>

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПОИСКОВЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ ШКОЛЬНИКОВ

Изменения в общественной жизни России выдвигают на первый
план необходимость высокого качественного уровня

общеобразовательных знаний, творческого стиля мышления, способности к самообразованию.

В связи с этим задачей школы становится вооружение учащихся прочными диалектическими знаниями, формированием потребности в приобретении новых знаний и желаний учиться.

Важность целостного развития мыслительных и творческих способностей человека объясняется как экономической стороной дела, так и гуманистической идеей - заботой о разностороннем развитии личности.

Последние несколько лет процесс реформирования образования разворачивается в определенной логике развития, имеющей свою внутреннюю динамику и маркирующей определенные социокультурные процессы. Если до 2000 года реформа двигалась сверху вниз, меняя лишь структурно-содержательные параметры (Федеральная программа развития образования (1999), Национальная доктрина образования (2000), Приказ МО РФ "Об утверждении образовательных стандартов"(2000), то появление модернизации содержания образования (2001) продемонстрировало изменение направления развития: снаружи внутрь - нацеленного на выявление сущностных, глубинных основ образования, обеспечивающих и жизнеспособность самой системы социума.

А в принятой Правительством РФ Программе модернизации образования приказом № 393 от 11 февраля 2002 г. акцентируется личностная направленность образовательного процесса. Определено, что «модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», то есть формировать внутреннее направление развития личности, нацеленное на целостное осмысление, переживание знаний о мире, в его личностной значимости.

На сегодняшний день традиционные цели образования мало эффективны, потому что не формируют внутренней мотивации на учебу, а мотивированный процесс самообучения и самовоспитания формируется у школьников не только в школе, но и в окружающей среде. Именно там (в окружающей среде) закладывается система ценностей личности, формируются собственные законы субординации и межличностных отношений.

Что бы перейти на новый уровень преподавания необходимо изменить традиционную форму обучения и использовать продуктивные методы в современное образование, которые включают в себя частично-поисковый (эвристический) и исследовательский методы. Чтобы вызвать интерес к изучению истории целесообразно построить преподавание предмета на основе активного творческого, самостоятельного изучения самими учащимися через организацию посильной исследовательской работы на основе краеведческого материала. Исследования фактов индивидуального сознания, судьбы отдельного человека в период эпохальных исторических событий, особенно если это твои родные люди, не может не заинтересовать, не вызвать интереса школьника. Меня на это натолкнул вечер, проведенный в школе по истории «История - свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни» с участием родителей. После устного журнала «Историческое прошлое Алтая», бабушка одной из учениц, показала ребятам семейную реликвию, которая уже пятое поколение передается у них в семье. Это миниатюрный крестик с глазком, если в него посмотреть, то там видно двенадцать иконок и инициалы их прабабушки. Это всех заинтересовало, и присутствующие родители рассказали, что у каждого в семье есть вещи, которые и старые вроде, ненужные, а дороги им как память. В результате итогом вечера было принято решение организовать в школе исторический уголок. Ребята стали разыскивать и приносить старые вещи и предметы. Но, что бы они ожили у нас, мы начали оформлять на них паспорта. Это требовало организационной работы, что заставило изучить документы по организации оформления музея, методику поисковой и исследовательской работы, разработать план поиска и оформления исторических экспонатов.

Этот материал используется на уроках истории, что, конечно же вызывает интерес к изучаемому предмету, воспитывает патриотические чувства и уважение к прошлому.

Для реализации содержания регионального компонента в поисковых и исследовательских проектах школьников разработан план работы с учетом исторических дат.

2004 год для нашего поселка явился знаменательной датой - пятидесятилетие освоение целинных и залежных земель, а наш поселок Тамбовский является целинным. Это историческое событие заинтересовало ребят, тем более что их родители и бабушки с дедушками готовились к этому событию. Разработали программу поисковой работы по истории возникновения и социального развития села. Были сформированы группы из ребят среднего и старшего звена, выбраны направления и разработан план, форма оформления поисковой работы. Итогом стала выставка альбомов с фотографиями, воспоминаниями и интервью первоцелинников. Фотовыставка «Село мое сибирское», фотоальбомы социально-культурного развития села. И этот материал также используется на уроках истории, что вызывает гордость за своих родных, поднимавших целину и уважение к старшему поколению, воспитывает патриотизм, учит бережному отношению к окружающей среде.

В преддверии «60-летия Победы над фашистской Германией» учащиеся сами предложили темы поисковой работы, и участие принимали все ребята школы. Опираясь на предыдущую работу, были вновь организованы группы по интересам, разработан план сбора информации и оформления работ. В итоге сделаны книги-альбомы:

  • «Мои родные в тех жестоких и трудных годах. 1941 - 1945г.г.»
    (рисунки и сочинения о своих родных, выполненные учащимися 1-4
    классов).

  • «Работали в тылу, не покладая рук» (фотографии и сочинения о
    своих родных, выполненные учащимися 5-6 классов).

  • «Герой Советского Союза В.И.Захаров - наш земляк».

  • «Ветераны Великой Отечественной войны - наши земляки».

  • «Родной человек в памяти навсегда» - Книга Памяти, (интервью
    и воспоминания родных о тех военных годах, составлена и оформлена
    учащимися 8 — 11 классов).

  • « Память о красноармейце» (фотографии и биографические
    данные о Зинец Давыде Климентьевиче, выполненная правнуком
    вместе с мамой).

Собранный материал показал, что нашим родным и близким выпало принимать активное участие на всех фронтах и героически трудиться в тылу. И этот материал используется на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война», во внеклассных мероприятиях, воспитывает патриотизм и вызывает чувство долга перед теми, кто одержал Победу над фашизмом, формирует гордость за свою страну.

В результате проделанной работы был определен эффективный путь педагогического руководства в процессе самостоятельной деятельности учащихся - разработана структура поисковой работы и методика.

1 этап. Подготовка учащихся к работе над проектом.

Его целью является проверка знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, формирование представлений об историческом этапе.

В ходе беседы, организованной педагогом, актуализируются знания учащихся, рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации.

Итогом работы на этом этапе должны быть четко сформированы представления учащихся об историческом периоде поисковой работы; навыки делового общения - умение правильно сформулировать вопросы и брать интервью.

2 этап. Выбор проблемы.

Здесь учащимся предстоит довольно детально проанализировать вопросы, которые нужно будет раскрыть.

Почему именно данный исторический период приобрел особую актуальность?

Какое влияние он оказывает на окружающее социальное пространство?

Почему эта проблема, признанная нами особенно значимой до сих пор мало нами изучалась?

Необходимо, чтобы учащиеся взялись за проблему, соизмеримую уровню из знаний и возможностей.

Итогом работы этого этапа должно стать ясное понимание выбранной проблемы. Формируется общее представление поисковой работы, этапов, решаются определенные организационные вопросы.

3 этап. Сбор информации.

На этом этапе учащимся необходимо собрать и проанализировать всю информацию по интересующей их проблеме.

Итогом работы этого этапа должна стать вся доступная учащимся информация поисковой работы.

4 этап. Разработка собственного варианта решения
проблемы.

Главная задача этого этапа - обработка и систематизация полученного материала.

5 этап. Подготовка к защите проекта.

На этом этапе идет оформление собранного материала, в виде фотостендов, фотоальбомов.

Проводится отбор материала для устного выступления, тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составляется сценарий выступления ребят, отрабатываются умения отвечать на вопросы.

6 этап. Презентация проекта.

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта. Это может быть общешкольный вечер, круглый стол, встречи с ветеранами ВОВ и первоцелинниками, классный час, выступление на уроке по данной теме.

7 этап. Рефлексия.

Главная цель этого этапа - анализ самими учащимися стадий подготовки и представление поисковой работы.

Н.К. Дегтярёва

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55», г. Барнаул

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИСЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

Формирование и развитие исторического сознания – ближайшая цель исторического образования. Под историческим сознанием мы понимаем нематериальное отношение субъекта к самому себе, форму самоидентификации и социального наследования. Одним из способов формирования исторического сознания является развитие исторического мышления. Сущность исторического мышления составляет интеллектуальное присвоение социально-исторического опыта, который в концентрированном виде фокусируется в исторических понятиях. Поэтому умение описать и объяснить историческое событие или явление посредством исторических понятий, является показателем наличия у учащихся навыка исторического мышления. Одним из наиболее эффективных способов формирования понятий мы считаем организацию научно-исследовательской работы школьников. Кроме того, что через данный вид деятельности решается одна из важнейших задач исторического образования, мы еще и расширяем сферу интеллектуальных интересов и возможностей учащихся, способствуем социализации личности, укрепляем партнерские отношения между учителем и учеником, формируем активную жизненную позицию школьников.

Осознавая важность вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность, мы должны понимать, что для них этот вид деятельности достаточно сложен, так как требует больших интеллектуальных, эмоциональных и временных затрат. Чтобы вовлечь в него ребенка, дать почувствовать радость научного труда, надо его заинтересовать, показать положительные моменты исследовательской деятельности.

На наш взгляд, абсолютно беспроигрышным средством вовлечения учащихся в исследовательскую работу, является использование краеведческого материала. История родного города, края, семьи не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых, и является прямым путем к уму и сердцу ребенка. Для этого надо организовать какое-либо событие, которое произведет на школьника сильное впечатление. Опыт показывает, что такое воздействие оказывают экскурсии в музеи, архивы, выставочные залы, где ученик знакомится с подлинными экспонатами. Во время посещения выставки «Книгоиздательское дело на Алтае» в ЦХАФАК ребятам показали и дали подержать в руках документ конца XIX века, рассказывающий о деятельности Общества попечения о начальном образовании в г.Барнауле. В результате ученица 9-го класса Качехина Бэлла занялась изучением деятельности этого Общества. Обзорная экскурсия по городу стала толчком к изучению скульптурного наследия Барнаула.

Вокруг нас живет много людей с интересными судьбами, которые являются свидетелями разных исторических событий. Любая хорошо организованная встреча с такими людьми может положить начало исследованию.

Для того чтобы учащийся, проявив любопытство, а именно с него начинается процесс познания, приступил к изучению того, что его заинтересовало, надо грамотно определить направление исследования. Анализ работ школьников, представленных на конференциях различного уровня, выявил, что учащиеся охотно занимаются изучением историй своих семей, школ, населенных пунктов, судеб выдающихся государственных деятелей страны и края, и гораздо меньше уделяют внимания культурному наследию своего региона. А именно изучение культурного наследия открывает широкий простор для научного поиска. Наиболее перспективными, на наш взгляд, направлениями научно-исследовательской деятельности учащихся являются:

1.Изучение культуры быта. На одной из конференций ученица представляла работу по теме: «Заготовка дров в Чарышском районе». Другой ученик исследовал архитектурные особенности сельской застройки в XX веке. Работы получились весьма актуальными и исторически значимыми.

2.Исследование биографий талантливых людей: местных художников, композиторов, поэтов, народных умельцев. Работы, выполненные в данном направлении, во-первых, помогут сохранению культурного наследия народа. Во-вторых, будут способствовать более успешной социализации школьников, так как талантливые люди своей жизнью показывают положительные примеры самореализации личности в условиях отдаленных от центра регионов России. В-третьих, знакомство с жизнью таких людей поднимает самооценку учащихся сельских школ.

3.Сбор эмпирического материала и его первичная систематизация по вопросам современного состояния культуры: развитие архитектуры, живописи, литературы, музыки, история творческих коллективов, самодеятельных артистов и т.д.

Помогая школьнику выбирать направление научно-исследовательской работы, учителю необходимо учитывать:

1.Степень разработанности конкретной темы.

2.Уровень сложности изучаемого объекта, процесса или феномена.

3.Восприятие учащимся выбранной темы и его личная заинтересованность в завершении исследовательского процесса с положительным результатом.

Помимо этого учителю необходимо учитывать тот момент, что исследовательская работа должна содержать в себе элемент новизны, либо в постановке проблемы, либо в методах исследования, либо в источниковой базе.

Уникальными историческими источниками могут стать документы и экспонаты школьных и местных музеев, материалы семейных архивов, топонимы или имена и фамилии учащихся, жителей населенного пункта и т.д. Интереснейшим источником являются материалы периодической печати. Например, подшивка газеты «Алтайская правда» за 1945 год легла в основу следующих исследований: «Культурная жизнь края в 1945 году: по материалам местной прессы», «Отражение событий последнего года Великой Отечественной войны на страницах краевой прессы». Газета «Красный Алтай» за 1921 год «подсказала» следующие темы для исследований: «История печатных СМИ на Алтае в XX веке», «Помощь жителей Алтайской губернии голодающему населению Поволжья», «Отношение жителей Алтайской губернии к НЭПу».

Проблемой для учащихся является определение объекта, предмета исследования, постановка цели и формулировка задач. А от решения этой проблемы во многом зависит качество исследования, логика построения работы, ее структурирование, выбор методов исследования. Объектом исследования, как правило, являются какие-то важные общественные процессы, явления, отношения и т.д. Предмет исследования – это отдельная сторона, элемент этих процессов, явлений и отношений. То есть можно сказать, что предмет и объект находятся в соотношении часть – целое. Например, объектом исследования может быть роль депутатского корпуса страны в решении проблем современной России. Предметом исследования в рамках данного объекта могут стать:

1. Вклад депутатов Государственной Думы от Алтайского края в решение проблем страны и края.

2. Роль депутатов АКСНД в развитии культуры Алтайского края.

3. Законодательные инициативы депутатов АКСНД по вопросам развития образования в крае.

4. Наказы избирателей депутатам всех уровней и степень их исполнения.

Цель работы вытекает из предмета исследования, а задачи конкретизируют шаги, которые необходимо совершить для достижения цели. Если предметом вашего исследования стала проблема роли депутатов АКСНД в развитии культуры Алтайского края, то цель работы может быть сформулирована так: исследовать деятельность депутатов АКСНД, направленную на развитие культуры в Алтайском крае. Данная цель может предполагать решение следующих задач:

- изучить нормативные документы по вопросам культуры, принятые АКСНД;

- организовать встречу с депутатом от своего избирательного округа и обсудить культурную политику законодательной власти края;

- оценить эффективность форм работы, используемых депутатами.

Однако недостаточно привлечь учащихся к исследовательской деятельности, научить их работать с источниками, выстраивать логику рассуждений согласно общепринятым в научном сообществе нормам и принципам, необходимо еще и подготовить юного исследователя к публичной презентации результатов своей работы. И здесь важно показать школьникам, что устное выступление принципиально отличается от письменной работы, имеет свои законы и требует от выступающего определенных навыков ораторского искусства. На наш взгляд, во время публичной презентации результатов исследования немаловажным ее аспектом является умение завладеть вниманием аудитории, установить с ней обратную связь. Это достигается посредством применения докладчиком различных приемов привлечения внимания аудитории. Например, он может начать презентацию с неожиданного вопроса, загадки, анекдота, исполнения песни, стихотворения. Далее докладчик должен четко сформулировать цели и задачи своего исследования и те выводы, к которым он пришел в процессе исследования заявленной темы. Причем выводы иллюстрируются самыми интересными фактами из работы. Удачное завершение выступления подразумевает определение докладчиком перспектив дальнейшей работы по теме, возможность практического применения результатов исследования. Следует также поблагодарить аудиторию за внимание.

Организация научно-исследовательской работы школьников имеет массу положительных моментов не только для учащихся, но и для учителя. В процессе руководства исследовательской деятельностью учащихся педагог невольно знакомится с новинками исторической литературы, дополнительными источниками, тем самым расширяет свой кругозор и повышает профессиональный уровень. Совместная исследовательская деятельность значительно улучшает морально-психологический климат в классе, повышает интерес учащихся к предмету.

О.В. Тишкина

МОУ «Новосклюихинская средняя общеобразовательная школа», Рубцовский район



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  2. «Гуманистические идеи в Российской педагогике XVIII xx веков»

    Диплом
    Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники.
  3. Петракова татьяна Ивановна гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков

    Автореферат
    Защита состоится “ 22 ” декабря 1 г. в 15 час. на заседании диссертационного совета Д 053.01.03 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 103051, Москва, М.
  4. Образование на протяжении всей жизни: модельная программа подготовки андрагогов аналитическая записка

    Программа
    4. Технологизация личностно и профессионально ориентированного процессов в системе образования взрослых: обзор зарубежной и отечественной литературы (Янчук В.
  5. Образование и наука IV материалы IV региональной научно-практической конференции апрель 2010 г. Новоуральск 2010 ббк 74+75 о 23

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – IV: Материалы IV региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, апрель 2010 г./ Филиал Урал.

Другие похожие документы..