Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
В начале истории трех государств верования были местными – шаманизм, характеризующийся верой в большое количество духов и присущий населению корейско...полностью>>
'Программа'
Данная программа разработана на основе проведенного анализа внешней и внутренней среды МОУ «Гимназия №41» г. Кемерово. PEST-анализ представлен в табл...полностью>>
'Документ'
Представление о том, какое же именно знание соответствует законам мира, менялось исторически. Отсюда еще одно понимание рациональности: рационально т...полностью>>
'Документ'
2. Устанавливаем сервер в состояние enable, выбираете тип виртуального сервера из списка предлагаемых серверов или создаете свой виртуальный сервер, ...полностью>>

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Т.А. Черкова

МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 60», г. Барнаул

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Говоря об определении и понятии слова «музей», кроме энциклопедического «храм муз», на память приходят слова ветерана Великой Отечественной войны, председателя городского комитета ветеранов, Почетного гражданина города Барнаула Николая Григорьевича Устенко, что «Школьный музей - это исторический памятник высокого, человеческого деяния. Это место, где происходит соприкосновение с прошлым. Школьные музеи зарекомендовали себя священными храмами. Они являются современными центрами военно- патриотического и нравственного воспитания молодежи».

Музей « Локальные войны» МОУ «СОШ 60» является составной частью патриотического центра воспитания, который создавался как одно из средств реализации модели поликультурной школы. Музей начал свою работу в 1963 году как музейная комната, руководителем которой был участник Великой Отечественной войны, учитель истории Константин Петрович Кокорин. В 1976году под руководством офицера запаса, учителя истории Владислава Константиновича Лукашевича комната приобретает статус музея, свидетельство № 2538 от 22.04.1976г. В 2001г. музей получил новое свидетельство и название «Локальные войны ХХ века». Музей является ядром, вокруг которого сконцентрирована работа по основным целевым направлениям деятельности эксперимента школы в течение последних десяти лет.

Выбор патриотического направления в развитии школы поликультурной модели был продиктован, с одной стороны, социальным запросом родителей и детей, а, с другой стороны, возможностями, которые давали школе ее расположение, уже имеющийся накопленный опыт и сложившиеся связи с различными учреждениями, работающими в этом направлении.

Для этого была разработана программа «Центра патриотического воспитания» в соответствие с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», а так же с предложениями педагогических коллективов школы и ДОУ № 162, теперь и с ДОУ№ 40; преподавателей и студентов АлтГПА, общественных организаций: Союза ветеранов Афганистана и Чечни, комитета солдатских матерей, Краевого комитета матерей погибших защитников Отечества и т.д. Программа ориентирована на воспитанников ДОУ, учащихся школы и студентов ВУЗов. Ее основные компоненты были направлены на формирование готовности выпускников школы к служению Отечеству.

Учитывая все выше перечисленные обстоятельства, патриотический центр воспитания ставил своей главной целью воспитание у всех участников образовательного процесса гуманистического отношения к миру.

Под понятием «гуманизма» мы понимаем гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям, которое включает в себя важные духовно-нравственные характеристики человека. (Словарь русского языка С.И. Ожегов стр. 121)

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения учащихся нашей школы.

Работа осуществляется через школьную детскую организацию, школьный музей «Локальные войны ХХ века», военно-патриотический клуб «Омега», клубы «Забота», «Факел, «Созвездие героев», ЮИДД, Спортивный мемориал имени Вячеслав Сальникова, Фестиваль патриотической песни имени Владимира Завьялова и т.д.

ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.



Каждое объединение, входящее в центр, имеет свою подпрограмму. Особое место в системе патриотического воспитания школы занимает музей «Локальные войны XX века». Музей функционирует 34 года, из них по данному направлению – 22 года. Шестого февраля 1988 году в школьном музее появился новый экспонат- фотография выпускника 1985 года Владимира Завьялова в форме десантника. С этого и началась новая поисковая работа нашего музея: изучение истории локальных войн. Изменение направления было не случайны - этому способствовали печальные события 31января 1988года. При выполнении интернационального долга по дороге Кандагар – Газни в Афганистане погиб (при подрыве радиоуправляемого фугаса погиб весь экипаж, состоящий из пяти человек) Владимир Завьялов. После похорон воина на Власихинском кладбище началась поисковая работа по увековечиванию памяти выпускника школы. Комитетом комсомола школы (секретарь Ирина Тилина, члены комитета: Дмитрий Коровин, Оксана Фоменко, Александр Гербер, Андрей Соколов) приняли решение о том, что 31января всегда будет Днем Памяти всех погибших в локальных войнах. С тех пор вот уже 22 года совет музея не изменяет этому решению. Хочется отметить, что названные выше ребята до сих пор имеют отношение к событиям так называемых локальных войн. Оксана Фоменко двадцать лет работает учителем в МОУ «СОШ №60» и руководит лекторской группой музея. Ее ребята неоднократно становились участниками и победителями конкурсов различного уровня. Д, Коровин, А.Гербер, А.Соколов, закончив военные училища, стали участниками и свидетелями страшных военных событий на Кавказе (Чечня, Дагестан, Ингушетия, Осетия). Сейчас Д. Коровин - журналист новосибирского телевидения; А. Гербер - подполковник, преподаватель Новосибирского военного института; А.Соколов - подполковник, командир Алтайского ОМОНа. Они награждены многими правительственными наградами различного уровня.

Отношение к локальным войнам и их участникам в нашем обществе не однозначное. Но солдаты выполнили свой долг, остались верны присяге, жизнью расплатились за политические ошибки и, значит, достойны уважения и памяти.

Скорбный список погибших выпускников пополнил Вячеслав Сальников. Интересный вывод сделали ребята совета музея: нас преследовало число «семь». Семь учеников школы прошли дорогами войны в Афганистане, седьмым, последним, из них был В. Завьялов. Семь лет между окончанием и началом войн в Афганистане и Чечне, седьмым по счету на Кавказ ушел служить В.Сальников и тоже погиб 2 февраля 1995г при штурме г. Грозный. Причем даты гибели их почти рядом: 31 января и 2 февраля и… семь лет. В 1996г. в Приднестровье погиб Сергей Плотников, на Байконуре – погиб Петр Боков (одноклассники, выпуск 1973г), во время военных учений погиб в1989г. Андрей Третьяков (выпуск 1986г). Члены Совета музея школы наладили связи с комитетом солдатских матерей, и началась поисковая работа нового направления. К 1989году в Барнауле проживало 30 семей, которые потеряли своих сыновей и мужей в локальных войнах, сейчас их, к сожалению, около ста.

В 1990 году в школе был установлен бюст Владимиру Завьялову (работа Заслуженного скульптора Российской Федерации Людмилы Викторовны Рублёвой), деньги для его сооружения собирались всем миром, а в 1994 году на фасаде школы была открыта мемориальная доска. В 1999ггоду открыли вторую мемориальную доску Вячеславу Сальникову. Бюст В.Завьялова даже находился несколько лет тому назад на персональной выставке скульптора Л.В.Рублевой в Государственном художественном музее Алтайского края, с автором памятника мы поддерживаем тесные отношения.

Музей ведет в школе большую поисковую работу, итогом которой является ежегодное участие школьников в историко-краеведческих конференциях всех уровней, в том числе и федерального. Двое наших ребят стали победителями Всероссийской научно-практической конференции «Отечество», прохо­дившей в Москве, в номинации «Родословная» и «Земляки». Наш музей стал победителем Всероссийского конкурса, посвященного 55-летию Победы. Занял первое место в Краевом конкурсе к 60-летию Победы, в конкурсе «Растим патриотов России», в городском конкурсе «Признание» в номинации руководителей школьных музеев, первое место к 70-летию со дня образования Алтайского края, 2009 - первое место в краевом конкурсе экскурсоводов «Я – гражданин России».

Мы ежегодно проводим в школе фестиваль военно-патриотической песни. Гостями наших фестивалей были ансамбли «Голубые береты», «Эхо Афгана», «Славяне». Постепенно фестиваль перерос рамки школьного, в 1998 г. он приобрел статус районного имени Владимира Завьялова, в 2003 года - городского, а с 2010г является краевым. Ученики нашей школы принимали участие не только в краевом фестивале военно-патриотической песни, но и неоднократно становились победителями и призёрами. Победитель нескольких фестивалей патриотической песни имени В.Завьялова Анастасия Есликовская закончила исторический факультет БГПУ, пришла работать в нашу школу, является руководителем вокального коллектива, который второй год побеждает в фестивале патриотической песни имени В.Завьялова.

В начале 2009/2010 учебного года мы провели четыре акции «Милосердие» - помощь детям, которые имеют онкологические заболевания и проходят лечение в клиниках города Барнаула. Собрано более семнадцати тысяч рублей и приобретено канцелярских товаров более четырех сот единиц.

За эти годы школьный музей посетило более 50 тысяч человек из Москвы, Санкт- Петербурга, Омска, Ташкента, Новосибирска, Бердска, Новокузнецка, Германии, Барнаула и Алтайского края.

Музей проводит различные встречи, том числе и на немецком языке (2003, 2009), совместно с музеем «Образование» города Барнаула.

Одним из структурных подразделений центра патриотического воспитания является военно-патриотический клуб «Омега», который пользуется большой популярностью среди подростков. Ежегодно в день Памяти курсанты первого года обучения принимают торжественную присягу. Клуб насчитывает 35 человек.

Ребята принимают участие в школьном и городском Днях Памяти; участвовали в краевом конкурсе «Молодёжь против наркотиков», в межклубных соревнованиях, являются победителями в различных видах спорта. Более 25 бывших курсантов клуба поступили в военные училища. Большинство из них стали участниками локальных войн, награждены боевыми наградами.

Клуб «Забота» оказывает большую помощь ветеранам войны и труда. Он привлекает население для участия в благотворительных акциях по сбору тёплых вещей, игрушек для детей-дошкольников из малообеспеченных семей, подарков ветеранам Великой Отечественной войны; организует концерты и развлекательные мероприя­тия в детских садах. В последние годы у членов клуба появились новые подопечные – малолетние дети Центра временного содержания несовершеннолетних преступников. За хорошее поведение некоторые посещают школьный музей, но чаще совет музея приходит к этим ребятам с лекциями, часто экспонаты и стенды музея находятся в ЦВСНП на передвижной выставке.

Следующим структурным подразделением центра является спортивный мемориал, посвященный памяти выпускника школы Вячеслава Сальникова. Сначала это были школьные соревнования по баскетболу, волейболу и лыжам, но с 2000 года они приобрели статус районного спортивного мемориала. За одиннадцать лет в нем приняли участие более полутора тысяч детей Железнодорожного района.

В клубе «Созвездие героев» идет исследовательская работа по изучению имен героев России и Советского Союза, которые присвоены звездным светилам. Работа ученицы 11а класса Арзу Аллахвердиевой «Созвездие героев» была представлена на конкурсах «Шаг в будущее», «Первые шаги», городском конкурсе лекторских групп в 2009- 2010 учебном году.

Структурные подразделения центра - клуб юных регулировщиков дорожного движения и Дружина юных пожарных «Факел». Они работают в школе более 5 лет под руководством старшей вожатой. Ежегодно оба направления центра становились победителями и призерами района, города, края.

Результаты нашей работы мы ежегодно освещаем в тематических стенгазетах, проводим конкурсы рисунков ко дню Защитника Отечества, ко дню Победы, в декаду Памяти, работу центра постоянно освещают в СМИ, организуем исторические конференции и концертные программы для ветеранов войны и труда.

Итог нашей работы - возрождение истинных духовных ценностей, единство и дружба выпускников школы, стремление к службе в Вооружённых Силах, готовность к защите Отечества, духовный и культурный рост учащихся. За работу по гражданско-патриотическому воспитанию школа имеет награды и благодарности различного уровня.

Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями, что позволит сформироваться прочной гражданской позиции.

Н.В. Несвежева

КГОУ ДОД «Детский оздоровительно – образовательный центр «Алтай»,

ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Кому не знакома эта простая истина? Однако в наше высоко технологичное время дети предпочитают получать информацию дистанционно, посредством общения с компьютером. К этому явлению можно относиться двояко: с одной стороны ребенок приобщается к современным средствам коммуникации, что безусловно необходимо; с другой стороны познание красоты, приобщение к достижениям культуры невозможно без близкого знакомства, созерцания, любования, получения чувственных эмоций и впечатлений. Человек, не умеющий видеть и ценить красоту, не станет и беречь ее, не будет гордиться принадлежностью к культурным достижениям своего народа, а следовательно не сможет стать настоящим гражданином. Избежать этого недостатка в воспитании юных граждан может помочь экскурсионный метод обучения. Повышение уровня познавательной активности личности происходит благодаря его особенностям, таким как нали­чие особого эмоционального состояния, способствующе­го творческому озарению, интуитивному проникнове­нию в истину, возможности комплексно воспринимать действительность. Автор многочисленных изданий по экскурсоведению Б.В. Емельянов определяет экскурсию как целенаправ­ленный наглядный процесс познания окружающего че­ловека мира, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений. Во время экскурсии происходит взаимодействие экс­курсовода, экскурсантов и заранее подобранных объек­тов окружающего мира. Это взаимодействие можно обо­значить как экскурсионный процесс.

Как правило, взаимодействие осуществляется посредством деятельно­сти экскурсовода, который производит выбор предмета познания, объектов, раскрывающих тему, и прие­мов, способствующих слиянию зрительных и смысловых впечатлений. Однако в некоторых случаях личность спо­собна познавать окружающий мир с помощью экскурси­онного метода и в отсутствии экскурсовода, если у нее выработано интеллектуальное умение «экскурсионного видения» окружающих объектов действительности.

Экскурсионный процесс, как и педагогический, дол­жен иметь руководящие принципы, то есть исходные по­ложения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном экскур­сионном процессе.

Можно выделить три основных принципа, отличающих экскур­сионный процесс как процесс познания окружающего мира именно экскурсионным методом.

Принцип локализации объектов. Этот принцип означа­ет изучение реального, подлинного объекта по месту его естественного нахождения. Из подлинности объекта вы­текает возможность максимальной наглядности при рас­смотрении его различных свойств и сторон. Познание объекта в этом случае возможно не только зрительно, но и с помощью других органов чувств - осязания, обоня­ния, слуха. Приобщение к подлиннику, своего рода таин­ство причастия, вызывает эмоциональный подъем у экс­курсантов, они начинают ощущать себя участниками ритуального действия. Такой подъем душевных сил резко обостряет впечатлительность, способствует усилению восприятия информации. Восприятие информации в этот момент может происходить не только на образном или на логическом уровне, а комплексно, одновременно по различным каналам восприятия - сенсорном (ощуще­ния), эмоциональном (чувства), интеллектуальном (ло­гика), интуитивном (предвидение или проникновение в прошлое).

Специально подобранные объекты, в зависимости от избранной темы экскурсии, могут восприниматься и как «зрительное поле», то есть возможность видеть все окру­жающее пространство, и как линейно вытянутый зри­тельный ряд, протяженный вдоль маршрута экскурсии.

Для реализации этого принципа экскурсовод должен:

  • правильно подобрать экскурсионные объекты, наи­более выразительно характеризующие тему экскурсии;

  • продумать последовательность показа объектов (маршрут экскурсии);

  • продумать движение около объекта и наиболее вы­годные точки наблюдения объекта;

  • проанализировать возможность восприятия объек­та не только зрительно, но и другими органами чувств;

  • подобрать наиболее подходящие приемы показа объектов.

Без такой работы экскурсия может превратиться в лекцию рядом с объектом, а лекция - это иная форма со­общения знаний.

При грамотном осуществлении этого принципа у экс­курсантов развивается визуальная культура: человек обогащается зрительными впечатлениями, у него разви­вается эстетический вкус, наблюдательность, человек приобретает умение смотреть так, чтобы увидеть, анали­зировать увиденное и комплексно воспринимать его.

Во-вторых, развивается также и сенсорная культура, то есть умение воспринимать информацию с помощью ощущений - осязательных, обонятельных, слуховых и т.д.

В-третьих, сосредоточившись на текущем моменте ос­мотра объекта, отключившись от бытовой повседневно­сти, человек получает психологическую разгрузку от нервного напряжения, благодаря погружению в культур­но-экскурсионную среду. Таким образом, экскурсант мо­жет приобрести навык эмоциональной коррекции своего состояния, научившись по-новому, «экскурсионно» на­блюдать окружающий мир.

Принцип моторности. Профес­сор Б.Е.Райков писал, что два принципа, локальный и моторный, тесно между собой связанны и составляют сущность экскурсионного метода. Под моторностью Б.Е.Райков пони­мает необходимость передвижения в про­странстве во время экскурсии, физическое приближе­ние к объекту с целью его познания. Преодоление пространства воспринимается челове­ком как своего рода преодоление себя, своей телесной слабости, именно этим своим свойством так привлека­тельны для людей туристские походы и путешествия, именно поэтому во всех религиях считается богоугодным делом паломничество к святым местам. «Преодоление себя» во время экскурсии имеет более широкий смысл, чем просто физическое действие - движение. Экскурсант совершает и другие действия в процессе познания на экс­курсии - интеллектуальные, психические, эмоциональ­ные, социальные. Принцип моторности подразуме­вает наличие психофизической деятельности экскурсан­та и всей экскурсионной группы в целом в процессе экс­курсионного познания действительности.

Для успешного осуществления этого принципа экс­курсовод продумывает маршрут экскурсии с точки зре­ния передвижения экскурсантов: сочетание автобусного и пешеходного способов передвижения, преодоления ес­тественных препятствий - спусков, подъемов, лестниц, ворот, мостов и т.д. Задает вопросы экскурсантам для активизации их мыслительной деятельности, ис­пользует элементы дискуссии, обмена мнениями между экскурсантами, иногда разделяя экскурсантов на группы, применяет элементы ритуала при осмотре памятников павшим, культовых учреждений и т.д.

Правильное применение этого принципа развивает познавательную активность экскурсантов, усиливает стремление к познанию, вселяет веру в свои возможно­сти познавать мир и творить в нем.

Принцип экскурсионного рассказа. Текст экскурсии, ко­торый составляет экскурсовод, имеет свои особенности. Этот текст не может быть текстом лекции или текстом из­ложения материала на школьном уроке. Текст экскурсии - это особый речевой жанр, обеспечивающий словесный по­каз объектов. Текст рассказа должен быть составлен так, чтобы усилить наглядность и осязаемость объекта.

С помощью словесного показа экскурсовод передает слушателям свое видение объектов зрительного ряда, свое понимание исторического, культурного, природного явления, с помощью своего рассказа переходит от изо­бражения вещей к изображению идей.

Это достигается популярностью изложения, создани­ем непринужденного контакта с аудиторией, иллюзией экспромта, импровизации, применением элементов теат­рализации. Экскурсовод должен учитывать уровень под­готовки группы экскурсантов к восприятию текста экс­курсии. Для этого он должен гибко подбирать доступные термины, манеру и стиль изложения, в зависимости от категории слушателей. Выразительность текста повыша­ется при включении в текст образных сравнений, стихо­творных строк, цитат.

При правильном осуществлении этого принципа у экскурсантов развивается речевая культура, обогащается словарный запас, запоминаются приемы грамотного про­изношения, расстановки ударений, развиваются интел­лектуальные умения, такие как анализ, синтез, обобще­ние, классификация, сравнение и т.д. А развитие интел­лектуальных умений также повышает познавательную активность.

Комплексное осуществление всех трех принципов дает возможность рассмотреть и познать экскурсионные объекты и весь предлагаемый зрительный ряд с различ­ных точек зрения: исторической, искусствоведческой, географической, этнографической и др. Это помогает экскурсанту обучиться многоаспектному, стереоскопиче­скому видению объектов окружающего мира. Экскурси­онный метод помогает получать знания в виде более ук­рупненных единиц информации, зримых и осязаемых, что является актуальным при резком возрастании потока информации в современном мире.

Экскурсионный метод испокон веков применялся в педагогическом процессе. И по сей день одной из функ­ций экскурсии является культурно-просветительная, а по отношению к учащейся молодежи эту функцию мож­но назвать образовательной. Три основных принципа экскурсионного процесса включают в себя основные принципы целостного педагогического процесса. Напри­мер, осуществление принципа локализации подразуме­вает выполнение принципов наглядности, культуросообразности, связи теории с практикой. Принцип моторности подразумевает выполнение принципов созна­тельности, активности, самодеятельности; сотрудничест­ва; коллективного характера воспитания и обучения, доступности; уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Принцип экскурсионного рассказа требует выпол­нения таких принципов образования, как научность, дос­тупность, систематичность и последовательность, связь теории с практикой.

Таким образом, экскурсионный метод познания дей­ствительности помогает освоить интелле­ктуальные умения, развивать творческие способности, преодолевать барьеры познавательной дея­тельности, развивает направленность личности на овладение знаниями и, в конечном итоге способствует воспитанию достойного гражданина своей страны.

Е.Н. Зикратая

МОУ «12 лет Октября средняя общеобразовательная школа», Поспелихинский район



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  2. «Гуманистические идеи в Российской педагогике XVIII xx веков»

    Диплом
    Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники.
  3. Петракова татьяна Ивановна гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков

    Автореферат
    Защита состоится “ 22 ” декабря 1 г. в 15 час. на заседании диссертационного совета Д 053.01.03 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 103051, Москва, М.
  4. Образование на протяжении всей жизни: модельная программа подготовки андрагогов аналитическая записка

    Программа
    4. Технологизация личностно и профессионально ориентированного процессов в системе образования взрослых: обзор зарубежной и отечественной литературы (Янчук В.
  5. Образование и наука IV материалы IV региональной научно-практической конференции апрель 2010 г. Новоуральск 2010 ббк 74+75 о 23

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – IV: Материалы IV региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, апрель 2010 г./ Филиал Урал.

Другие похожие документы..