Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Характеристика машин составлена на основе производственного опыта РУП «Институт плодоводства», плодоводческих хозяйств и предложений основных изготови...полностью>>
'Литература'
Работа выполнена на кафедре татарской литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Татарский госуда...полностью>>
'Сказка'
Литература XIX века Басня. Особенности басни Басни И. А. Крылова Василий Андреевич Жуковский Александр Сергеевич Грибоедов Комедия А....полностью>>
'Программа'
Цель изучения дисциплины: В результате изучения данной дисциплины студенты должны овладеть теоретическими и практическими знаниями в сфере тории рынк...полностью>>

«Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

М.В. Кабакова

КГОУ ДОД «Детский оздоровительно – образовательный центр «Алтай».

СОТРУДНИЧЕСТВО КРАЕВОГО ЦЕНТРА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Гражданско-патриотическое воспитание – это воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности с сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга.

C 2004 года в рамках реализации международного проекта «К демократическим ценностям через гражданское образование»
Краевой центр Гражданского образования, активно сотрудничает с Международным общественным фондом «СИВИТАС».

Основными приоритетами деятельности Краевого центра гражданского образования являются облегчение социализации юных граждан в рыночной среде через формирование новых нравственных ценностей и социальных норм; ответственность за собственное благосостояние, осознание своей гражданской обязанности служения Отечеству; следование международным принципам толерантности, уважительного отношения к представителям национальных культур, традициям, обычаям, верованиям.

С 2007 года ежегодно в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» традиционными стали краевые фестивали и сессии очно-заочной школы «Основы проектирования».

В них принимают участие школьные команды из следующих территорий Алтайского края г. Барнаул, Бийск, Алейск, Новоалтайск, Тальменский район, Косихинский, Шипуновский, Усть-Калманский, Алтайский и многие другие районы Алтайского края, а также команды КГОУ НПО №19,45,81.

Одними из основных мероприятий фестиваля стали:
- викторина по государственному устройству в Российской Федерации и Алтайском крае; ролевая игра «Выборы»; школа молодого Парламентария.

В рамках проведения школы «Организация ученического самоуправления» была организована ролевая игра «Выборы», участниками которой стали проектные команды образовательных учреждений Алтайского края, занимающиеся социальным проектированием, организацией ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях.

Цели проведения данной игры, в соответствии с методическими рекомендациями Крайизбиркома - пропаганда и популяризация среди детей и молодежи социально-значимых инициатив; совершенствования избирательного права в Алтайском крае и Российской Федерации; моделирования системы поведения в социуме и самостоятельного выбора в частности.

Выборы парламента фестиваля проходят с высокой активностью избирателей.

Избирательная комиссия фестиваля работает в составе 6-7 человек из разных муниципальных образований. Данный опыт позволяет учащимся сформировать органы ученического самоуправления, способные внести весомый вклад в развитие их образовательного учреждения.

За период с 2004-2009 год Краевым центром гражданского образования проведено:
57 семинаров-тренингов для педагогов-координаторов социально-значимой и социально-активной проектной деятельности в различных районах Алтайского края, 9 семинаров-тренингов для преподавателей начального и средне-специального профессионального образования, 32 фестиваля-тренинга по организации ученического самоуправления и проектной деятельности.
Число участников составило 4123 обучающихся,
За период с 2004 по 2009 год проведено пять Краевых конкурсов социально-значимых и социально-активных проектов,
реализовано 1289 проектов, 57 проектов стали победителями Краевых конкуров.

В течение пяти лет проводятся краевые профильные смены «Гражданин».

Постоянными партнерами в разработке и реализации образовательных программ для детей и педагогов являются Избирательная комиссия Алтайского края и Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае, а также Алтайская академии экономики и права и Барнаульская педагогическая академия.

Г.Н. Белоглазова

Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ФОНДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Школьные историко-краеведческие музеи являются одной из популярных форм организации учебной и вне учебной деятельности, связанной со стремлением сохранить памятники истории, а также использовать их в воспитательно-образовательных целях. В городе Барнауле зарегистрировано 70 музеев, которым выданы свидетельства, подтверждающие звание «Школьный музей». Деятельность школьных музеев, так же как и государствен­ных, включает фондовую, экспозиционно-выставочную, экс­курсионную, массовую и просветительную работу.

Собрания всех музеев состоят из основного и научно–вспомогательного фондов. Наиболее ценная и главная в количественном и качествен­ном отношении часть музейных фондов носит название основ­ной фонд. Сюда входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. К предметам основного фонда относятся вещественные и документальные памятники, объекты природы, памятники изобразительного искусства и т. д.

К типу вещественные относятся археологические материа­лы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмунди­рование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и на­родного творчества; мемориальные предметы; нумизматичес­кие материалы: монеты, боны, печати.

К типу письменные относятся музейные предметы следую­щих видов: архивные документы, рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, дневники, мемуары, мандаты, удостоверения, партбилеты, комсомольские, проф­союзные билеты и т. п.); периодические и непериодические издания, книги, листовки. При этом к основному фонду относятся газеты до 1955 года, издания более позднего времени считаются библиотечным материалом.

К типу изобразительные относятся произведения декоратив­но-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., имеющие документальное, мемориальное или художественное значение; фотографический материал: дагер­ротипы, фотографии. К изобразительным памятникам относятся также карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий.

К типу устные источники относятся воспоминания, рассказы очевидцев, фольклор.

Кроме основного в музеях собирается вспомогательный фонд, представляющий собой сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета, то есть не являются подлинными памятниками истории и культу­ры. К вспомогательному фонду относятся копии всех видов и техники исполнения: муляжи, макеты, диаграммы, схемы, модели и репродукции, фото и ксерокопии, материалы, изго­товленные музеем для экспозиционной и пропагандистской работы.

Более подробно остановимся на исторических источниках, используемых при формировании фондов школьных музеев. Это: письменные, устные источники и фотодокументы.

Чтобы легко ориентироваться в имеющемся материале и для тщательного учёта всех документов следует производить их регистрацию. Кроме журнала регистрации предлагается вести отдельный журнал для регистрации документов: писем, дневников, фотографий, воспоминаний. Дополнительный учет преследует две цели: обеспечение сохранности самого документа и его научную охрану, то есть обеспечение сохранности имеющихся более подробных сведений о предмете.

В частности рассмотрим учёт документов, относящихся к определённому периоду. Письма одного автора, поступающие в музей, следует рассортировать по датам написания. Каждое письмо отксерокопировать. Каждую страницу письма – подлинника переложить листом бумаги и поместить в картонную папку, где указать автора писем, количество писем в папке. Если имеется фото автора писем, то оно помещается в бумажный конверт, на обороте фото мягким карандашом записывается входящий номер, фамилия, имя, отчество изображённого на фотографии. Те же данные пишутся и на конверте. Папки хранятся в фондах музея, а исследовательская и научная работа по письмам ведётся только с ксерокопиями.

Ксерокопии также разбираются по датам написания письма, в левом верхнем углу листа ставится входящий номер регистрации в журнале. В журнал записывается дата поступления документа, наименование (письмо, воспоминания и т.д.), фамилия, имя, отчество автора письма. Записывается дата написания письма, контактный адрес и телефон человека, который предоставил данные документы. Кратко записывается содержание письма, его ключевая мысль.



Дата поступления

Наименование


Фамилия, имя, отчество автора


Дата написания


Контактный адрес и телефон


Краткое содержание

Если в музее собирается большое количество писем нескольких авторов, для упрощения работы с письмами, следует произвести регистрацию блоков. Блок – комплект документов, писем, относящихся к одному респонденту.

В журнале регистрации блоков в графу «Входящий №» записываются номера входящих документов из журнала «Регистрация документов», фамилия, имя, отчество автора, указывается количество писем, наличие воспоминаний, количество фото. Указывается наличие других документов (рисунки, статьи в газете и т.д.). Адрес и фамилия респондента, представившего документы.

№№ п/п

Входящий
№ №

Фамилия
имя
отчество

Письма

Воспоминания

Фото

Другие документы

Источник (респондент)

Примеч

13

232-249

Барило
Павел
Ильич


14


+


5


Рисунки, сочинение внука.


Личный архив Барило В.И., Солнечная пол, д.49, 113
т 54-94-74


Решается вопрос о передаче док в музей

Воспоминания и рассказы. Разрабатывается вопросник по заданной теме. Вопросы следует сформулировать так, что бы информатор отвечал на них полным развёрнутым ответом. Запись беседы необходимо вести подробно, стремясь зафиксировать все детали рассказа, как вручную, так и на электронный носитель. Любые исправления и допол­нения делаются только лицом, проводившим запись, и в соответствии с пожеланием информатора.

Записи рекомендуется вести на одной стороне листа, а запись каждой новой беседы начинать с новой страницы. До начала беседы по теме необходимо записать следующие данные:
– место записи (полный почтовый адрес);
– данные о рассказчике (фамилия, имя, отчество, возраст, профессия, место работы);
– кем и когда (дата) запись проведена.

Важно также предложить рассказчику подписать запись беседы, тогда она получает права подлинного документа. Следует помнить, что исторические факты, сообщенные информатором, и особенно их оценка, носят субъективный характер. Кроме того, рассказчик может забыть или перепутать отдельные детали, не помнить точных дат, географических названий и т. п. Поэтому сообщения одного информатора следует проверять в беседах с другими. Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов включается в основной фонд музея.

Письма солдат различных военных конфликтов являются подлинными документами, знакомящими нас с бытом солдат того времени, с жизнью людей в глубоком тылу. Письма рассказывают и о психологическом состоянии солдат, раскрывают их моральные устои, отношение людей сороковых годов к матери, жене, любимой, своим детям, к Родине. Из писем можно узнать цены на продукты во время войны, увидеть состояние Российской армии в Чеченскую кампанию и многое другое.

Фактический материал, полученный в результате изучения писем и воспоминаний можно использовать для проведения уроков мужества, экскурсий, классных часов по определённым темам. Огромный пласт информации можно получить для использования в исследовательских работах учащихся.

Таким образом, документы школьных музеев, семейных архивов, даже фрагментарно сохранившиеся и неупорядоченные, обладают богатым информационным потенциалом не столько для восстановления хронологической последовательности события, сколько для ментальной истории, изучающей процессы. Устная история и подлинные документы времён Великой Отечественной войны находятся в настоящее время в стадии активного применения.

Используемая литература:

  1. Буланый И.Т., Явтушенко И.Г. Музей на общественных началах. – М., 1985.

  2.  Дик Н.Е., Валишин К.И. Географические экспозиции школь­ного краеведческого музея: Пособие для учителей. – М., 1979.

  3. Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25. – С. 117

  4. Изучаем свой край /Сост. В.Н. Патрушев, В.Ф. Сахаров. – Киров, 1979.

  5. Музееведение. Музеи исторического профиля // Под редакцией К.Г. Левыкина, В. Хербста. – М.: Высш. Шк., - 1988. – С 114-168

  6. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.

  7. Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.

  8. Повшедная Ф.В., Берелъковский И.В. Социально-педагогичес­кие основы внеурочной работы учащихся по учебным предметам. – Н. Новгород, 1977.

  9. Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.

  10. Сарафанникова Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев //Народное образование, 1982. – № 5.

11.Школьные музеи Барнаула // Под ред. Н. Храмцовой. Барнаул, 2000. С. 106.

О.В. Верченко

МОУ «Поспелихинская сельская средняя общеобразовательная школа», Поспелихинский район

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ, КАК ЦЕНТР ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В 2003 году в школе, по инициативе администрации, принято решение организовать музей «Связь времен». Школа – центр, не только образования, но и культуры в небольших поселках. Поэтому название школьного музея «Связь времен», отражает необходимость создания хотя бы на территории одного небольшого поселка места, где бы помнили, чтили основные вехи становления поселка, его самых именитых людей, так как события, факты тесно соприкасаются с семьями многих учеников.

Целью музея стоит создание условий для воспитания гражданина, любящего свою семью, село, школу, край, Россию и воспитание чувства сопричастности к прошлому и настоящему своей малой Родины. В 2004 году состоялось торжественное открытие музейной комнаты. В 2006 году была проведена его аттестация, по результатам которой ему был присвоен статус школьного краеведческого музея.

Музей школы, объединяя разновозрастных детей:

  • стимулирует их активную деятельность в изучении истории села, района, края;

  • развивает интерес к прошлому, трепетное отношение к нашему наследию, к памяти своих предков;

  • воспитывает социально-значимые черты характера и личности;

  • помогает познавать жизнь, решать проблемы самоорганизации деятельности учащихся, сотрудничества, коммуникативности.

Ушедшая красота… Ее не вернуть, не восстановить, а вот сохранить и дать возможность прикоснуться к культуре своего народа молодому поколению в рамках школьного музея возможно.

Возрождение народных традиций, различных явлений народной жизни – ее уклада, семейно-социальных отношений, традиционно – бытовых сторон жизни и культуры – представляет экспозиция музея «Русская изба». «Русская изба» - самое интересное место в школе, так как здесь можно соприкоснуться с теми предметами, которых нет в современных квартирах. «Русская изба» - это комната, в которой находится всего один макет – печь, а остальные музейные предметы настоящие, которые использовались в жизни наших односельчан. Это и орудия труда: столярные инструменты, мотыга; предметы быта: зеркала, подставки для посуды, посуда, коромысло, бочка, маслобойка, пряхи, ткацкий стан; мебель: стол, табуреты, детская качка, посудный шкаф; сундуки, разных размеров, лавка. Здесь есть и одежда, работы мастериц: платки, рушники, скатерти, покрывало, «думочки», вышивки. В школьном музее можно все потрогать руками, сымпровизировать свои действия с тем или иным предметом. Можно и покрутить колесо пряхи – пряха «живая», в рабочем состоянии. Юношам интересно будет поднять самый тяжелый утюг, приподняв его крышку, увидеть, что же находиться внутри, а девчонкам проверить чугуны и глиняные кувшины с крынками. Можно представить, как спали наши предки на большущем сундуке, в какие куклы играли их бабушки и прабабушки. Как и положено, есть и свой «красный угол», где размещаются иконы, портреты и книги. Все экспонаты или были найдены во время экспедиций, или принесены в дар музею взрослой частью населения. Часто передаются в музей семейные реликвии, памятные вещи своих бабушек и дедушек. Любой предмет имеет хоть и небольшую, но свою историю, занимательную, и подчас не очень веселую, а ребята осознают, что наши предки творили красоту, трудились и находили радость в работе даже в тяжелейших условиях.

Каждый экспонат является частью национального культурного достояния, он выступает в музее как источник знаний и эмоционального воздействия и как средство воспитания и образования.

Мероприятия, которые здесь проводятся, проходят в непринужденной обстановке, с переодеванием, «погружением во время» наших бабушек. Календарно-обрядовые мероприятия: «Рождество», «Пасха», «Капустник», «Масленица», День славянской письменности; проводятся экскурсии: обзорные, тематические - «Новогодние игрушки», «Бабушкин сундук»; «Мода и время», уроки народоведения, литературы.

Подвиг советского солдата, односельчан, участвовавших в Великой Отечественной войне, тружениц тыла отражен в экспозиции «Долгие версты войны».

Экспозиция представлена стендовым материалом, подлинной документацией (похоронка, грамоты, благодарности, личная карточка красноармейца, письма с фронта, полевая сумка, переписка), фотографиями, личными вещами односельчан, творческие работы детей, книги и фотоальбомы.

Поселок Поспелихинский самый молодой поселок нашего района– 55 лет. Фотографии, книги, документы, комсомольские путевки, вырезки из газет, альбомы различной тематики, поисковый материал, атрибуты бывшего передового совхоза района (флаг, вымпелы, переходящие знамена) - все это собрано в одной небольшой экспозиции «Деревенька славная – Родина моя».

«История школы»– так называется следующий раздел нашего музея. В 1969 году для сельских ребят открыла свои двери красавица-школа. 40-летняя история школы тесно связана с историей каждой семьи, каждого жителя поселка. В школе есть свои традиции, свершаются новые планы и замыслы.

Встречи с интересными людьми, воспоминания, беседы, совместные мероприятия – огромный потенциал воспитательного воздействия на умы и души подростков. Для ветеранов педагогического труда традиционные стали встречи в день пожилого человека: «Капустник», «День молодых душой», «Юность, комсомольская моя!», не только кружковцы принимают гостей, но и ребята из разных классов. Вечера–встречи выпускников прошлых лет, их трогательное отношение к школе, к учителям. Незабываемой стала встреча одноклассников, окончивших школу 40 лет назад, грусть и улыбки, слезы и смех. Что понимают сегодняшние ученики на таких встречах: пройдя такой длинный жизненный путь, взрослые люди, возвращаясь в родные стены школы, становятся на миг детьми, как дорога и любима им наша школа.

Школьный музей является побудителем творческих способностей детей, способом улучшения и углубления контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Музейная работа привлекает ребят своей необычностью, неординарностью, т.к. обыденное мнение, что музей - это скучно, в нашей школе полностью опровергается. Здесь происходит сотрудничество людей различных возрастов, возникает та самая ниточка «Связь времен». Ребята, их родители, дедушки и бабушки находят для себя что–то очень занятное. Наш музей является не просто местом, где лежат и пылятся вещи, он на селе - центр культуры, социально значимый объект.

Музейная работа - это и сотрудничество с музеями других школ, районных музеев, посещение известных в крае музеев. Так мы побывали в городе Барнауле в Алтайском Государственном художественном музее, Колыванском камнерезном музее, здесь же и в музее Леса, Волчихинском краеведческом музее, Новичихинском краеведческом музее, Солоновском музее, Поспелихинском. Во время поездок одновременно происходит сплочение детского коллектива и изучение родного края. Поездки и экскурсии создают благоприятные условия для интересного и полезного в образовательном и воспитательном отношении проведения досуга школьников. Поэтому туристско-экскурсионное дело должно занимать значительное место в свободном от учёбы времени школьников, в период каникул, в воскресные и праздничные дни и являться одним из основных направлений внешкольной воспитательной работы, каждая поездка сопровождается посещением музеев. И очень приятно, когда ребята говорят: «А у нас в музее..», замечают, сравнивают, оценивают и зачастую в положительную сторону нашего музея. Краеведение в музейном деле прослеживается красной нитью. Поисковые работы школьников становятся материалами экспозиций школьного музея, а также районного краеведческого музея, участие в районных и краевых историко-краеведческих олимпиадах и конференциях. Принимают участие во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - ХХ век»

Школьный музей оказывает мощное воспитательное воздействие на умы наших детей. Подрастая, наши дети видят и осознают, подражая нам, взрослым, как нужно любить эту землю, труд наших предков. Именно в музее, который так интересен, есть все возможности стать настоящим патриотом своей Родины.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  2. «Гуманистические идеи в Российской педагогике XVIII xx веков»

    Диплом
    Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники.
  3. Петракова татьяна Ивановна гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков

    Автореферат
    Защита состоится “ 22 ” декабря 1 г. в 15 час. на заседании диссертационного совета Д 053.01.03 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 103051, Москва, М.
  4. Образование на протяжении всей жизни: модельная программа подготовки андрагогов аналитическая записка

    Программа
    4. Технологизация личностно и профессионально ориентированного процессов в системе образования взрослых: обзор зарубежной и отечественной литературы (Янчук В.
  5. Образование и наука IV материалы IV региональной научно-практической конференции апрель 2010 г. Новоуральск 2010 ббк 74+75 о 23

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – IV: Материалы IV региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, апрель 2010 г./ Филиал Урал.

Другие похожие документы..