Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальність теми: Трансформація вітчизняної економічної системи визначає необхідність якісних змін у сфері агропромислового комплексу, а саме, в упр...полностью>>
'Документ'
В последние десятилетия, влияние человечества на окружающий нас мир становится все более ощутимым, всеобъемлющим и порой опасным для существования. Р...полностью>>
'Документ'
о результатах социологического исследования мнения населения Нижневартовского района о качестве муниципальных услуг, оказываемых в сфере физической к...полностью>>
'Документ'
У період Київської Русі філософія асоціювалась з мудрістю, і філософом називали людину, яка любить книги, граматику і яка не тільки збирає премудріст...полностью>>

Учебное пособие Хабаровск 2005 ббк у5

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по высшему образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Хабаровская государственная академия экономики и права

Кафедра мировой экономики и внешнеэкономических связей

Ю.А. Голикова

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАЦИЯМИ

В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Учебное пособие

Хабаровск 2005

ББК У5

Г60

Голикова Ю. А. Организация и управление корпорациями в мировой экономике : учебное пособие. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2005. – 96 с.

Рассматриваются основные вопросы, связанные с процессами организации деятельности корпораций и управления ими в период формирования общемировых интеграционных связей, в условиях глобализации мировой экономики. Излагаются основные теоретические положения организации деятельности корпораций и корпоративного менеджмента. Подготовлено с точки зрения международного опыта в сфере образования и функционирования корпораций, методологии формирования организационно-управленческих решений, а также применения конкретных моделей, инструментов, методов организации и управления российскими корпоративными образованиями. Может быть рекомендовано преподавателям и студентам высших образовательных учреждений, аспирантам и практическим работникам.

Рецензенты:

Доктор экономических наук, профессор кафедры Мировой экономики и коммерции ДВГУПС Калашникова И.В.

Доктор экономических наук, профессор кафедры Менеджмента ДВГУПС Шишмаков В.Т.

Учебное издание

Ю. А. Голикова

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАЦИЯМИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Учебное пособие

Редактор Г. С. Одинцова

Подписано в печать _________. Формат 60х84/16. Бумага писчая.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,9. Уч.-изд. л. 4,0.

Тираж 100 экз. Заказ _________.

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

 Хабаровская государственная академия экономики и права, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

5

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАЦИЙ

7

1.1 Нормативно–правовые основы организации и регулирования корпоративных отношений

7

1.2 История возникновения и формирования корпораций

9

1.3 Эволюция научных концепций и подходов к формированию и развитию корпораций

11

1.4 Традиционная и современная корпорация: трансформация понятия, экономической сущности, характерных особенностей

13

ГЛАВА 2 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

18

2.1 Рост и укрупнение масштабов деятельности корпораций в мировой экономике

18

2.2. Корпоративная интеграция: виды, типы, способы

20

2.3 Преимущества и недостатки интеграции корпораций

24

2.4 Волны слияний, поглощений корпораций в XIX-XX вв.

25

2.5 Современные тенденции развития корпораций в условиях экономической интеграции, транснационализации производства и капитала

27

ГЛАВА 3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЯМИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

31

3.1 Организация деятельности корпораций: концепции, модели

31

3.2 Научные подходы к понятию «корпоративное управление»

33

3.3 Структура и содержание системы корпоративного управления

36

3.4 Реализация корпоративного управления: законы, принципы, механизмы

38

3.5 Модели корпоративного управления и контроля (классические модели корпоративных отношений)

41

3.6 Организационно-экономические основы эффективной деятельности корпораций

46

ГЛАВА 4 СТАНОВЛЕНИИЕ И РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА В СТРАНАХ СВА

51

4.1 Формирование корпоративного сектора Японии

51

4.2 Формирование корпоративного сектора Южной Кореи

53

4.3 Формирование корпоративного сектора в Китае

55

ГЛАВА 5 ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ: ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

57

5.1 Становление корпоративного сектора в России. Основные этапы

57

5.2 Корпоратизация в период массовой приватизации (1992–1994 гг.)

59

5.3 Денежная приватизация и постприватизационное перераспределение

акционерного капитала (1994–1996 гг.)

61

5.4 Завершение передела собственности (1996–1998 гг.)

62

5.5 Роль некоммерческих корпоративных объединений в России

64

5.6 Интеграция и транснационализация российского промышленного корпоративного сектора

65

5.7 Специфика функционирования российских корпоративных образований на современном этапе

66

ГЛАВА 6 КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

68

6.1 Формирование и трансформация системы корпоративного управления в России

68

6.2 Структура системы корпоративного управления в России. Используемые модели корпоративного управления

70

6.3 Корпоративные рейтинги в России (методические подходы к определению)

71

6.4 Проблемы и перспективы развития российского корпоративного сектора

75

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

78

ПРИЛОЖЕНИЯ

81

ВВЕДЕНИЕ

В процессе эволюции мирового хозяйства и трансформации национальных экономик все в большей степени возрастает роль корпоративных образований в системе социального и экономического партнерства. В странах с развитой рыночной экономикой среди известных форм организации предпринимательской деятельности [10, c. 25; 39, c. 36] (форм организации бизнеса [31, c. 14]): единоличное владение, партнерство (товарищество) и хозяйственное общество, корпоративная форма, бесспорно, лидирует. Современная корпорация представляет собой одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д. Выступая в виде отдельного крупного предприятия или объединения нескольких предприятий, может функционировать как в форме простого акционерного общества, так и их объединения. Современные корпорации зачастую представляют объединения фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой и функционируют на базе разработки и реализации согласованной политики в области специализации, интеграции производства и капитала, раздела рынков сбыта, кооперирования в сфере НИОКР.

Рост масштабов международных интеграционных процессов как результат углубления и расширения взаимозависимости отдельных предприятий, хозяйственных отраслей, а также экономик различных стран, возрастающая интернационализация крупных межотраслевых и межгосударственных финансово-промышленных объединений диктует необходимость изучения процессов организации и управления корпоративными образованиями. На сегодняшний день необходимость урегулирования отношений в сфере формирования и функционирования эффективных корпоративных образований в мировой экономике предопределяет актуальность исследования широкого спектра вопросов: организация связей между корпоративными подразделениями, налаживание делового сотрудничества с представителями внешней среды, обеспечение тесного национального и межнационального корпоративного взаимодействия.

Различные аспекты организации и управления корпорациями достаточно исследованы зарубежными и отечественными учеными. Большинство известных работ представляют собой базисный материал по международному бизнесу в сфере организации и методологии формирования управленческих решений, однако часто акцентируют внимание лишь на определенных направлениях, ограничиваются вопросами финансового анализа, управления денежными фондами и денежными потоками. В наиболее популярных публикациях вопросы исследования специфики, потребностей и направлений трансформации системы корпоративного управления в России, применения конкретных моделей (инструментов, методов) управления российскими корпоративными образованиями либо вообще не рассматриваются, либо отражаются весьма фрагментарно. Однако, несмотря на значительный объем публикаций, процессы становления национального корпоративного сектора, формирования и трансформации корпоративных образований, а также меры комплексного воздействия на них в условиях экономической интеграции изучены и разработаны не в полной мере.

Логически построенная структура учебного пособия охватывает широкий спектр вопросов, связанных с организацией и управлением деятельностью корпоративных образований в мировой экономике, содержащихся в шести главах.

В первой главе учебного пособия рассматривается трансформация научных концепций формирования корпораций; уточняется понятие и экономическая сущность современной корпорации, обосновывается ее роль и значимость; выделяются характерные особенности корпораций. Во второй главе рассматривается динамика развития корпораций в условиях глобализации мировой экономики; приводятся причины, предпосылки роста и основные тенденции развития корпораций в современности. Приводится классификация и характеристика видов, типов, форм, способов расширения межфирменных связей и возможных последствий корпоративной интеграции. Третья глава охватывает институциональные основы организации и управления корпорациями в мировой экономике, включает характеристику концепций и моделей организации деятельности корпораций, научных подходов к понятию «корпоративное управление». В главе раскрыто понятие и содержание системы корпоративного управления, предложена сравнительная характеристика национальных моделей корпоративного управления и контроля (моделей корпоративных отношений), используемых в странах с развитой рыночной экономикой. Четвертая глава посвящена становлению корпоративного сектора в странах СВА (в Японии, Республике Корея, КНР). Пятая глава касается непосредственно становления корпоративного сектора в России: условий, проблем и перспектив формирования и функционирования корпоративных образований в экономике страны, а в шестой главе рассматриваются вопросы, связанные с реализацией корпоративного управления в России (трансформация системы корпоративного управления).

Для закрепления изученного материала и проверки знаний в конце каждой главы приводятся основные понятия, а также контрольные вопросы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАЦИЙ

1.1 Нормативно-правовые основы организации и регулирования

корпоративных отношений

Понятие «корпорация» является сегодня весьма многозначным. Проблема четкости его определения имеет комплексный характер, находится на стыке политики, экономики и права.

С точки зрения мирового опыта нормативно-правового регулирования корпоративных отношений, выделяются четыре прикладные модели [14; 19]:

  • запрещающая – характеризуется жесткими предписаниями, многочисленными формальными прямыми законодательными запретами, ограничениями. Модель наблюдается в странах слабого рыночного контроля (с переходной экономикой) современной континентальной Европы (нормы романо-германского гражданского права), в XIX в. использовалась в США и Великобритании;

  • разрешающая – характеризуется широким спектром допущений, правовых пробелов, в силу специфики прецедентного права и рыночных механизмов контроля. Модель определена современным законодательством о компаниях США и Великобритании (нормы англосаксонского общего права);

  • самодостаточная – характеризуется относительно слабым развитием механизмов внешнего корпоративного контроля на фоне особой значимости внутренних механизмов; регулирование осуществляется посредством защитных мер процедурного характера. Модель в большей степени сориентирована на цели защиты интересов внешних инвесторов и предотвращение скандалов, нежели на максимальное увеличение внутренней гибкости организаций в процессе осуществления коммерческой деятельности. Основой модели являются правовые нормы, которые участники корпоративных отношений считают разумными и добровольно им следуют. Модель характерна для условий переходной экономики в России с использованием элементов запрещающей модели;

  • смешанная – используется в большинстве развивающихся стран.

Понятие «корпорация» характерно и официально закреплено нормами англо-американского права, но не упоминается в романо-германской правовой системе. Общества, известные в европейских странах под названиями акционерные, паевые, анонимные и др., в США именуются корпорациями. В системе гражданского права Российской Федерации понятие и организационно-правовой статус корпораций юридически не оформлены. В силу указанной неопределенности современное российское общество склонно принимать различные трактовки: корпорация как аналог общины (профессиональная общность), корпорация как форма сложной организации производства. Формальным эквивалентом, а также сущностным аналогом корпорации в континентальном и российском праве традиционно выступает акционерное общество. В этой связи, говоря о корпорации в общем, следует ориентироваться на американский тип при необходимости выделения специфики национальной принадлежности корпораций.

В экономической науке наблюдаются различные подходы к вопросам формирования корпорации как института, интерпретации понятия «корпорация», роли корпораций в мировом хозяйстве. В большинстве случаев понятие корпорации используется в качестве синонима организации, то есть некоторой реально существующей структуры. Некоторые исследователи делают акцент на юридическом аспекте термина «корпорация», другие рассматривают преимущественно экономическую сторону понятия «корпорация».

Отмечается противоречивость точек зрения относительно роли корпораций в хозяйстве. Ряд ученых склонен считать, что корпорация является ядром экономики государства, и именно ею предопределяются основные направления и пропорции экономического развития. Согласно противоположной точке зрения, недостатки существования крупных корпораций перевешивают имеющиеся достоинства и наносят тем самым большой вред экономикам государств и мировому хозяйству в целом.

В условиях складывающегося разнообразия параллельных и диаметрально противоположных мнений особого внимания заслуживают следующие определяющие аспекты:

  • история возникновения корпораций;

  • обзор и сопоставление теоретических концепций и подходов к формированию и развитию корпораций;

  • трансформация содержательных аспектов, сущности данной категории как экономического явления;

  • анализ трактовок, уточнение современного понятия «корпорация».

1.2 История возникновения и формирования корпораций

Определение момента возникновения корпораций затруднительно. Обычно их появление относят к XV–XVI вв. и связывают с периодом первоначального накопления капитала, когда корпорации являлись жизненным укладом и возникали в форме профессиональных объединений, групп торговцев или маклеров, объединявшихся в торговые гильдии [59].

Однако, по мнению Э. Дюркгейма, корпорации следует относить к более раннему времени, к моменту возникновения ремесла, с тех пор как производство перестало быть чисто сельскохозяйственным [22]. В Греции корпорации были не известны, поскольку ремесла там презирались и ими занимались исключительно иностранцы; иными словами, корпорации находились вне правовой системы, но фактически имели место. В Древнем Риме первые корпорации датируются началом образования республики. Долгое время Рим был сельскохозяйственным и военным обществом, а ремесла составляли лишь вспомогательную и вторичную форму социальной деятельности римлян, поэтому по специфике возникновения, римские корпорации являлись внесоциальным институтом, не входили в систему римских учреждений. Ремесленные корпорации того времени не носили ярко выраженного профессионального характера; отсутствовала регламентация методов работы, принудительного ученичества, монополии; их целью не являлось объединение средств. Основанием и главной функцией института корпорации того времени была религиозная общность. В течение длительного периода корпорации не имели широкого распространения, однако в эпоху империи их число значительно увеличилось. Практически у каждой достаточно многочисленной категории работников появились профессиональные ассоциации, выступавшие в качестве корпораций (коллегий). Заметно изменился и характер этих групп. Теперь «они выполняли официальные функции; каждая профессия рассматривалась как общественная служба, за исполнение которой соответствующая корпорация несла ответственность перед государством»[22, c. 13]. Подобная зависимость от государства привела к тому, что с распадом империи исчезли и корпорации. Отягчающим обстоятельством распада корпораций стали гражданские войны, враждебные вторжения.

Корпорации возродились в европейских обществах к XI–XII вв., когда «ремесленники начали ощущать потребность в объединении, образовывали свои первые ассоциации» и активно стремились к монополистическому положению [22, c. 14]. XIII в. стал периодом расцвета подобного рода объединений, а реформа Тюрго – моментом упразднения, в результате того что корпорации перестали справляться со своими функциями. Основные причины распада корпораций, по мнению Тюрго, заключались в следующем: недостатки финансового управления, фактическая монополия родственных кланов, притеснение и конкуренция. Активизация процессов образования корпораций в XIX в. привела к необходимости четкой, официальной регламентации их деятельности. Процедура создания корпораций стала формальной. Корпорация стала восприниматься в виде организации, занимающейся на законных основаниях определенными видами деятельности. Сложилось понимание корпорации как зарегистрированного в установленном порядке предприятия, обладающего правами юридического лица, в том числе правами на экономическую деятельность, владение собственностью и ее продажу, получение кредитов, правом выступать истцом или ответчиком в судебном процессе и т.п. Первые корпорации того времени, созданные в виде акционерных обществ, явились важнейшей формой централизации индивидуальных капиталов, особенно в отраслях требующих авансированного финансирования (тяжелая промышленность, строительство железных дорог). К началу XX в. корпорации вышли на лидирующие позиции в экономиках большинства развитых стран. В процессах формирования преобладала горизонтальная интеграция образования монополистических корпоративных объединений в рамках одной отрасли (централизация), которая с 20-х гг. XX в. сменилась вертикальной интеграцией, комбинированием – объединением в рамках одной корпорации последовательных производств нескольких отраслей (диверсификация). В современных условиях рыночной экономики корпорация является наиболее распространенной и значимой формой предпринимательской деятельности, обозначает оптимальную систему организации крупномасштабного производства товаров и услуг.

1.3 Эволюция научных концепций и подходов к формированию и



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научная библиотека (27)

    Библиографический указатель
    Настоящий библиографический указатель составлен в помощь студентам. В указатель включены библиографические описания книг и статей из журналов на русском языке за 2005–2011 (1кв.
  2. Мичуринский государственный аграрный университет Б. И. Смагин, С. К. Неуймин Освоенность территории региона: теоретические и практические аспекты Мичуринск наукоград, 2006

    Монография
    Освоенность территории региона: теоретические и практические аспекты. Научное издание. Мичуринск: Издательство Мичуринского государственного аграрного университета, 2007.
  3. Научная библиотека (31)

    Библиографический указатель
    Настоящий библиографический указатель составлен по заявке гуманитарного читального зала в помощь студентам. В указатель включены библиографические описания книг и статей из журналов на русском языке за 2005 – 2010 годы, выявленные

Другие похожие документы..