Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследовательская работа'
Эллен Р. Тайс (Ellen R. Tise), Президент IFLA 2009 – 2011гг.Эллен Р. Тайс, Президент Международной федерации библиотечных ассоциаций и организаций (IF...полностью>>
'Программа'
Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закон С...полностью>>
'Основная образовательная программа'
способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантно...полностью>>
'Закон'
Государственная Дума России в период осенней сессии 2006 года планирует рассмотреть проект федерального закона №231802-4 "Об обязательном страхов...полностью>>

Программа по литературе требования к уровню подготовки абитуриента

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Требования к уровню подготовки абитуриента

На экзамене по литературе поступающий в вуз должен показать:

- знание текстов перечисленных ниже художественных произведений, понимание их проблематики и художественных особенностей;

- знание общих закономерностей историко-литературного процесса, роли изучаемого автора и произведения в развитии литературы;

- понимание эстетических и нравственных ценностей художественного произведения;

- умение рассматривать каждое произведение в единстве конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов;

- понимание специфики литературы как искусства слова, умение анализировать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы.

При анализе художественного произведения в письменной или устной форме абитуриенту необходимо показать следующие знания:

- творческая история произведения, его связь с эпохой написания, значение для нашей современности;

- тема, проблема, идея, авторская позиция и способы ее выражения (роль заглавия, эпиграфов, образа автора, в драматическом произведении - ремарок и т.д.);

- композиция, сюжет, конфликт, внесюжетные элементы (лирические, философские и публицистические отступления, вставные эпизоды);

- система образов, основные и второстепенные персонажи произведения, средства создания образов (портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, действия и поступки, речевая характеристика, приемы психологического анализа); в лирическом произведении - образ лирического героя;

- особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, ирония, сатира, гротеск, эзопов язык, антитеза);

- жанр произведения.

Абитуриенту необходимо высказать и обосновать свое личное отношение к художественному произведению и творчеству его автора

При анализе художественного произведения поступающий в вуз должен обнаружить также знания следующих теоретико-литературных понятий:

- литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм);

- роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры;

- стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест);

- образность художественной литературы;

- особенности построения языка художественного произведения.

На вступительном испытании абитуриент должен осознанно использовать такие сведения по истории и теории литературы:

- идеалы гуманизма и народности русской литературы, ее патриотизм и «всечеловечность»;

- оценка анализируемых произведений писателей-классиков в статьях выдающихся критиков XIX-XXI веков;

- соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях;

- конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы;

- основные способы выражения авторского сознания в конкретном произведении;

- эстетическая функция языка художественной литературы, идейно-стилевое единство литературного произведения;

- нравственная, социальная, мировоззренческая, историко-культурная проблематика русской литературы: человек в его отношении к обществу, природе; преемственность поколений; человек и время, духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.

На письменном экзамене абитуриент должен осмыслить, предложив свою версию разрешения темы в форме литературно-критической статьи, рецензии, эссе (жанр выбирает экзаменуемый). Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль абитуриента, дает ему возможность выразить свое отношение к поднимаемым в произведении проблемам. Выполнение работ подобного типа требует активизации познавательной деятельности абитуриентов и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

В целом содержание и структура экзаменационной работы на вступительном испытании дают возможность проверить знание абитуриента с содержательной стороны курса (история и теория литературы), а также выявить уровень владения основными умениями применительно к анализу художественного текста в его жанрово-родовой специфике. Продемонстрировав свою компетентность в выявлении и характеристике элементов содержания и формы предлагаемых для анализа текстов, абитуриенты получают возможность создать собственный «текст о тексте», перейдя от классификационно-констатирующей деятельности к деятельности интерпретационной. Последнюю невозможно «измерить», но можно оценить по ряду содержательных и формальных критериев:

  • знание текста художественного произведения

  • знание социокультурного контекста

  • знание оценки критики

  • владение специальными навыками анализа текста художественного произведения

  • владение литературоведческой терминологией

  • системность оценок и суждений

  • разносторонность знаний абитуриента и привлечение их для раскрытия поставленного вопроса

  • мотивированность личностных оценок

  • композиция, последовательность, логичность ответа

  • соблюдение норм литературного языка

Принципиально важной установкой является нацеленность вступительного испытания не на воспроизведение абитуриентами разного рода историко- и теоретико-литературных «изысков», а на проверку основных, определенных государственным образовательным стандартом и реальным опытом школы умений и навыков работы с художественным текстом.

  1. Содержание программы

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Слово о полку Игореве.

Д.И.Фонвизин. Недоросль.

Н.А.Карамзин. Бедная Лиза.

А.С.Грибоедов. Горе от ума. Статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

А.С.Пушкин. Стихотворения, например: Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Во глубине сибирских руд ... Анчар. К морю. Пророк. Я памятник себе воздвиг нерукотворный... Поэту. Поэт и толпа. Эхо. Осень. Вновь я посетил... Моя родословная. Два чувства дивно близки нам... Я помню чудное мгновенье... На холмах Грузии... Я вас любил... И.И. Пущину. 19 октября 1825 года. Капитанская дочка. Медный всадник. Повести Белкина (одна из повестей по выбору). Евгений Онегин. Статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина» (8-ая и 9-ая).

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения, например: Смерть поэта. Поэт. Пророк. Бородино. Дума. Родина. Как часто пестрою толпою окружен ... Парус. Выхожу один я на дорогу... На севере диком... Узник. Когда волнуется желтеющая нива... Я не унижусь пред тобою... Мцыри. Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Демон. Герой нашего времени. Статья В.Г.Белинского «Герой нашего времени». «Сочинение М.Лермонтова».

Н.В.Гоголь. Мертвые души. Ревизор. Шинель. Вечера на хуторе близ Диканьки.

А.Н.Островский. Гроза. Бесприданница. Полемика в критике (статья Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, А.А.Григорьева).

И.А.Гончаров. Обломов. Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин о романе.

И.С.Тургенев. «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо». Д.И.Писарев, М.А.Антонович, Н.Н.Страхов о романе «Отцы и дети».

Н.С.Лесков. Очарованный странник. Тупейный художник. (по выбору).

Ф.И.Тютчев. Стихотворения, например: Полдень. Весенние воды. Нам не дано предугадать... О, как убийственно мы любим... Умом Россию не понять.…

Не то, что мните вы, природа... Еще земли печален вид... Как хорошо ты, о море ночное... Я встретил Вас... Эти бедные селенья...

А.А.Фет. Стихотворения, например: Это утро, радость эта... Шепот, робкое дыханье... Прости - и все забудь...

Еще майская ночь... Облаком волнистым... Еще весны душистой нега... На железной дороге. Сияла ночь. Луной был полон сад...

Н.А.Некрасов. Стихотворения, например: В дороге. Тройка. Коробейники. Размышления у парадного подъезда. Железная дорога. На Волге. Родина. Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). Школьник. Крестьянские дети. Памяти Добролюбова. Внимая ужасам войны... Я не люблю иронии твоей... Прощание. Кому на Руси жить хорошо. Русские женщины. Мороз, Красный нос. Орина, мать солдатская. (одна из трех последних поэм по выбору).

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки (2 - 3 по выбору). История одного города. Господа Головлевы. (по выбору).

Л.Н.Толстой. Война и мир.

Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание. Идиот (по выбору).

А.П.Чехов. «Ионыч» и два-три рассказа по выбору, например: Душечка. Дама с собачкой. Дом с мезонином. Вишневый сад. (Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. - по выбору).

ПРОЗА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА.

И.А.Бунин. Рассказы, например: Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Легкое дыхание. Рассказы из сборника «Темные аллеи». Стихотворения, например: Крещенская ночь. Одиночество. Последний шмель. Песня. Ночь.

А.И.Куприн. Рассказы и повести, например: Олеся. Гранатовый браслет. Гамбринус.

В.Г.Короленко. Один из рассказов.

ПОЭЗИЯ «СЕРЕБРЯННОГО ВЕКА». А.Ахматова, В.Брюсов, Н.Гумилев, И.Северянин, О.Мандельштам, М.Волошин, В.Ходасевич, М.Цветаева - 3 - 4 стихотворения разных авторов по выбору.

А.А.Блок. Стихотворения, например: Вхожу я в темные храмы... Девушка пела в церковном хоре... Фабрика. Незнакомка. О, весна без конца и без краю... На железной дороге. О, я хочу безумно жить... Русь. Осенняя воля. Родина. На поле Куликовом. О доблестях, о подвигах, о славе... Рожденные в года глухие... Двенадцать. Скифы.

М.Горький. Старуха Изергиль. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Челкаш и 1 - 2 рассказа по выбору. На дне. Мать (или другой роман по выбору).

С.А.Есенин. Стихотворения, например: Выткался на озере алый свет зари... Береза. Песнь о собаке. Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды... О красном вечере задумалась дорога... Поет зима - аукает. Мир таинственный, мир мой древний... Неуютная жидкая лунность... Я последний поэт деревни... Письмо матери. Письмо к женщине. Собаке Качалова. Я иду долиной... Шаганэ ты моя Шаганэ... Гой ты, Русь моя родная... Русь советская. Каждый труд благослови, удача... Не жалею, не зову, не плачу... Мы теперь уходим понемногу... Анна Снегина.

В.В.Маяковский. Стихотворения, например: Послушайте! Скрипка и немножко нервно. Хорошее отношение к лошадям. Нате! Гимн ученому. Мама и убитый немцами вечер. О дряни. Прозаседавшиеся. Товарищу Нетте, пароходу и человеку. Необычайное приключение... Разговор с фининспектором о поэзии. Сергею Есенину. Юбилейное. Вступление к поэме “Во весь голос”. Письмо Татьяне Яковлевой.

Облако в штанах. Во весь голос. - по выбору.

Клоп. Баня. - по выбору.

ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ в публицистике и художественных произведениях М.Горького (Несвоевременные мысли), В.Короленко (Письма Луначарскому), И.Бунина (Окаянные дни), А.Серафимовича (Железный поток), И.Бабеля (Конармия), Д.Фурманова (Чапаев), М.Булгакова (Белая гвардия, Бег), В.Вересаева (В тупике), Н.Островского (Как закалялась сталь), Б.Пастернака (Доктор Живаго), А.Солженицына (Красное колесо) - по выбору.

А.Н.Толстой. Петр Первый.

А.Т.Твардовский. Стихотворения, например: Я убит подо Ржевом...В тот день, когда окончилась война... Я знаю, никакой моей вины... Спасибо, моя родная. Вся суть в одном единственном завете... Жить бы мне век соловьем-одиночкой... Собратьям по перу. Моим критикам. Памяти матери. Не стареет твоя красота.

Василий Теркин. За далью - даль. По праву памяти. - поэма по выбору.

Н.А.Заболоцкий. Стихотворения, например: Завещание. Читая стихи. О красоте человеческих лиц. Гроза идет.

М.А.Шолохов. Тихий Дон. Поднятая целина. – по выбору.

ТЕМА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ в произведениях А.Платонова (Котлован), С.Залыгина (На Иртыше), В.Белова (Кануны. Год великого перелома), Б.Можаева (Мужики и бабы), С.Антонова (Овраги), В.Быкова (Облава) – 1-2 произведения по выбору.

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ в произведениях К.Симонова, А.Фадеева, В.Гроссмана, К.Воробьева, В.Кондратьева, Ю.Бондарева, Б.Васильева, В.Быкова – 2-3 произведения по выбору.

М.А.Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита. - произведение по выбору.

А.П.Платонов. Котлован. Сокровенный человек. - по выбору.

ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. Произведения И.Бунина, И.Шмелева, Б.Зайцева, А.Ремизова, М.Алданова, В.Набокова, А.Аверченко, Д.Мережковского и др. - по выбору.

А.И.Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. - по выбору.

Ф.А.Абрамов. Две зимы и три лета. Братья и сестры. Пути-перепутья. Дом. - по выбору.

Чингиз Айтматов. Плаха. И дольше века длится день... - по выбору.

В.П.Астафьев. Царь-рыба. Печальный детектив. - по выбору.

В.Г.Распутин. Последний срок. Прощание с Матерой. Живи и помни. - по выбору.

ЛИТЕРАТУРА 60 - 90-х гг. ХХ в. - ХХI в: основные темы, проблематика, герои, тенденции ПРОЗЫ, ПОЭЗИИ, ДРАМАТУРГИИ на примере 2-3 произведений каждого рода литературы. По выбору.

ПОЭТИЧЕСКИЕ И ПРОЗАИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ МОРДОВИИ, например:

К.Г.Абрамов. Своя ноша не в тягость. Трилогия «Сын эрзянский». Лес шуметь не перестал. Люди стали близкими. Дым над землей. Пургаз.

А.Д.Куторкин. Яблоня у большой дороги. Бурливая Сура.

М.Т.Петров. Румянцев-Задунайский. Боярин Российского флота. Красный колосс.

Ф.К.Андрианов. Спроси свою совесть. Вижу зеленый. Мера вины твоей.

Н.Эркай. Березовая вода. Алешка. Новая родня.

Д.Морской. Поэма «Ульяна Сосновская».

Г.Пинясов. Жаркое лето. Пятый сын.

ДЛЯ ЛИЦ, ОКОНЧИВШИХ НАЦИОНАЛЬНУЮ ШКОЛУ

Слово о полку Игореве.

А.С.Грибоедов. Горе от ума. Статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

А.С.Пушкин. К Чаадаеву. Во глубине сибирских руд... Анчар. К морю. Я памятник себе воздвиг нерукотворный... Осень. Вновь я посетил... На холмах Грузии... Я вас любил... Я помню чудное мгновенье... Капитанская дочка. Повести Белкина (одна из повестей по выбору). Евгений Онегин. Статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина» (8-я и 9-я).

М.Ю.Лермонтов. Смерть поэта. Поэт. Бородино. Дума. Родина. Как часто пестрою толпою окружен... Парус. Выхожу один я на дорогу... На севере диком... Узник. Мцыри. Герой нашего времени. Статья В.Г.Белинского «Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Шинель. Ревизор. Мертвые души (т.1, гл.1,2,4,6,11).

А.Н.Островский. Гроза. Статья Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве».

И.А.Гончаров. Обыкновенная история. Обломов. - по выбору.

И.С.Тургенев. Отцы и дети (фрагменты).

Н.С.Лесков. Очарованный странник. Однодум (фрагменты).

Ф.И.Тютчев. Полдень. Весенние воды. Нам не надо предугадать... О, как убийственно мы любим... Умом Россию не понять...

А.А.Фет. Это утро, радость эта... Шепот, робкое дыханье... Прости и все забудь... На железной дороге. Утро.

Н.А.Некрасов. В дороге. Тройка. Коробейники. Размышления у парадного подъезда. Железная дорога. На Волге. Родина. Элегия. Крестьянские дети. Памяти Добролюбова. Внимая ужасам войны... Я не люблю иронии твоей... Прощание. Мороз, Красный нос. Кому на Руси жить хорошо.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки (2-3 по выбору). История одного города. Господа Головлевы. - по выбору.

Л.Н.Толстой. Война и мир.

Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание.

А.П.Чехов. 2-3 рассказа по выбору. Вишневый сад.

ПРОЗА КОНЦА 19 - начала ХХ ВЕКА. И.А.Бунин, А.И.Куприн, В.Г.Короленко - 2-3 произведения разных авторов по выбору.

ПОЭЗИЯ «СЕРЕБРЯННОГО ВЕКА». А.Ахматова, В.Брюсов, Н.Гумилев, И.Северянин, О.Мандельштам, М.Волошин, М.Цветаева - 3-4 стихотворения по выбору.

А.А.Блок. Фабрика. Незнакомка. О, весна без конца и без краю... О, я хочу безумно жить... Русь. О доблестях, о подвигах, о славе... Двенадцать.

М.Горький. Старуха Изергиль. 2-3 рассказа по выбору. На дне. Мать.

С.А.Есенин. Не бродить, не мять в кустах багряных... О красном вечере задумалась дорога... Отговорила роща золотая... Неуютная жидкая лунность... Собаке Качалова. Шаганэ ты моя, Шаганэ... Русь Советская. Не жалею, не зову, не плачу... Анна Снегина.

В.В.Маяковский. Послушайте. Нате! Разговор с фининспектором о поэзии. Письмо Татьяне Яковлевой. Вступление к поэме «Во весь голос». Про это. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Трус. Облако в штанах.

А.А.Фадеев. Разгром (обзорно).

ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ в публицистике и художественных произведениях А.Серафимовича (железный поток), И.Бабеля (Конармия), Д.Фурманова (Чапаев), М.Булгакова (Дни Турбиных), Н.Островский (Как закалялась сталь), К.Тренева (Любовь Яровая) - по выбору.

А.Н.Толстой. Петр Первый.

А.Т.Твардовский. Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война... Я знаю, никакой моей вины... Вся суть в одном единственном завете... Памяти матери. Утро. Московское утро. Слово о словах. К обидам горьким собственной персоны... Поэмы: Василий Теркин. За далью - даль. По праву памяти - по выбору.

М.А.Шолохов. Тихий Дон. Поднятая целина. - по выбору.

ТЕМА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ в произведениях А.Платонова (Котлован), С.Залыгина (На Иртыше), В.Белова (Кануны), Б.Можаева (Мужики и бабы), С.Антонова (Овраги) - по выбору.

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ в произведениях К.Симонова, А.Фадеева, В.Гроссмана, К.Воробьева, В.Кондратьева, Ю.Бондарева, Б.Васильева, В.Быкова - 2-3 произведения по выбору.

М.А.Булгаков. Собачье сердце. Мастер и Маргарита. - по выбору.

Ф.А.Абрамов. Бревенчатые мавзолеи. В Питер за сарафаном.

В.М.Шукшин. 2-3 рассказа по выбору.

Чингиз Айтматов. И дольше века длится день... Плаха (обзорно).

В.П.Астафьев. Царь-рыба (обзорно).

В.Г.Распутин. Прощание с Матерой. Живи и помни. Пожар. - по выбору.

А.И.Приставкин. Ночевала тучка золотая …

ЛИТЕРАТУРА 60 - 90-х гг. ХХ в. – ХХI в.: основные темы, проблематика, герои, тенденции ПРОЗЫ, ПОЭЗИИ, ДРАМАТУРГИИ на примере 2-3 произведений каждого рода литературы - по выбору.

ПОЭТИЧЕСКИЕ И ПРОЗАИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ МОРДОВИИ, например:

К.Г.Абрамов. Своя ноша не в тягость. Трилогия «Сын эрзянский». Лес шуметь не перестал. Люди стали близкими. Дым над землей. Пургаз.

А.Д.Куторкин. Яблоня у большой дороги. Бурливая Сура.

М.Т.Петров. Румянцев-Задунайский. Боярин Российского флота. Красный колосс.

Ф.К.Андрианов. Спроси свою совесть. Вижу зеленый. Мера вины твоей.

Н.Эркай. Березовая вода. Алешка. Новая родня.

Д.Морской. Поэма «Ульяна Сосновская».

Г.Пинясов. Жаркое лето. Пятый сын.

(по выбору - 4-5 произведений разных авторов).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа вступительных испытаний по литературе ( на базе 9 классов)

    Программа
    Анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризировать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности
  2. Программа по биологии для поступающих в Саровский медицинский колледж принято

    Программа
    Для выполнения письменной работы абитуриентам выдаются титульные листы с тестами - вкладышами. Перед выполнением письменной работы абитуриент заполняет титульный лист работы.
  3. Программа по специальности 032101 «физическая культура и спорт» квалификация специалист по физической культуре и спорту

    Программа
    Открытие специализации обусловлено необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов в области спортивной подготовки. Потребность региона в таких специалистах очень велика, в Кемеровской области трудится около 6 тысяч
  4. Программа аттестационных испытаний для поступающих на 2-й курс в фгбоу впо «двггу» на 2012/2013 учебный год Направления (2)

    Программа
    050100.62 Педагогическое образование (Биология, История, Математика и информатика, Информатика, Начальное образование, Дошкольное образование, Русский язык и литература)
  5. Программа вступительных испытаний по литературе образовательный стандарт среднего (полного) общего

    Программа
    воспитание средствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра,

Другие похожие документы..