Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Лянинская средняя общеобразовательная школа является муниципальным образовательным учреждением, полное наименование - муниципальное образовательное у...полностью>>
'Методические рекомендации'
В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 август...полностью>>
'Учебник'
Этика способна вызвать у читателя или слушателя противоречивые чувства, Она может разочаровать банальностью выводов. Она же может захватить возвышенн...полностью>>
'Программа'
1. Зонная структура твердых тел. Приближения сильной и слабой связи. Металлы, полупроводники, диэлектрики. Электроны и дырки. Движение электрона в во...полностью>>

Введение в теорию военного права (монография)

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение в теорию военного права (монография)

Корякин В.М., доктор юридических наук, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации

Введение

Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил поведения1 рассматривается в качестве государственного регулятора общественных отношений, важного средства реализации государственной политики, направленной на развитие российского общества, укрепление экономической и оборонной мощи страны, на всемерное развитие личности, реализацию прав граждан, полное воплощение в жизнь принципов демократического, правового, социального государства. Право закрепляет, регулирует и стимулирует развитие таких общественных отношений, которые выражают согласованную волю и интересы народа, способствуют укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Необходимость детального правового регулирования различных сторон общественной жизни присутствует всегда, но особенно она ощутима в условиях, когда меняются реалии жизни, появляются новые области отношений, требующие упорядоченности, либо ускоряется динамика общественных процессов. Людям в любом обществе привычнее и комфортнее жить не по обстоятельствам, а под надежным, разумным началом закона, что подтверждается многолетней историей человечества. В полной мере это относится и к такой важнейшей сфере общественной жизни, как оборона и военная безопасность государства, функционирование которой регулируется военным правом.

Реалии сегодняшнего дня, практика военного строительства в нашей стране позволяют прийти к выводу, что развитие военного законодательства, а также складывающаяся на его основе правоприменительная практика значительно опережают теорию военного права. Несмотря на очевидные достижения отечественной военно-правовой науки, теория российского военного права явно отстает от реальных запросов государственно-правового и военного строительства и одновременно не в полной мере соответствует известным стандартам и принципам современного правового государства.

Убедительным подтверждением данного тезиса является анализ тематики диссертаций, подготовленных российскими учеными в последние годы по научной специальности 20.02.03 — «Военное право, военные проблемы международного права»2. Так, в докторских диссертациях по военному праву и военным аспектам других отраслей российского права, защищенных в 2000—2006 гг., рассмотрены проблемы правового регулирования военной безопасности3, военной службы4, социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих5, уголовно-процессуальной деятельности в районах вооруженных конфликтов6, исследованы военные аспекты финансового права7, организационно-правовые основы судебной защиты прав военнослужащих и деятельности военных судов8, военно-технического сотрудничества с иностранными государствами9 и др.

Перечисленными выше, а также другими диссертационными работами, несомненно, внесен определенный вклад в теорию военного права, они способствовали приращению теоретических знаний в области военно-правовой науки. Однако по своей сути все они носят главным образом прикладной характер и направлены на решение частных, отраслевых проблем военного права. Применяя к военному праву сложившееся традиционное деление основных, устоявшихся (или «классических») отраслей права (гражданского, уголовного и др.) на общую и особенную части, можно утверждать, что предметом исследования большинства подготовленных в России диссертаций по военному праву являются проблемы его особенной части. Наиболее ценными результатами указанных военно-правовых исследований являются новые прикладные знания в виде предложений по совершенствованию действующих законов и иных нормативных правовых актов. Благодаря научно обоснованным предложениям по отмене или изменению действующих военно-правовых норм авторы этих работ ориентируют правотворческие органы на необходимость корректировки недостаточно эффективных, устаревших норм военного права и предлагают пути его дальнейшего совершенствования.

Однако проведения исследований только лишь прикладного характера для развития военно-правовой науки уже недостаточно. Сегодня все явнее ощущается настоятельная потребность в глубоких исследованиях теоретических основ военного права.

К числу теоретико-правовых исследований последних лет в области военного права, относящихся к его общей части, с достаточной долей условности, можно отнести диссертации К.С. Лиховидова и О.В. Шарыкиной, посвященные рассмотрению проблем юридической ответственности военнослужащих10, а также А.И. Тюрина (стимулы в военном праве)11, С.А. Русина (право как средство военного управления)12 и И.В. Шебалкина (правовое поведение военнослужащих)13. К сожалению, указанными работами данный перечень и ограничивается.

Ряд серьезных теоретических исследований в области военного права проведен в советский период отечественной истории, однако со времени их написания прошло уже более 30—60 лет14. Данные исследования проводились в иных, чем сегодня, социально-экономических и политических условиях, т. е. при другом общественном строе, при другом законодательстве, которое в настоящее время уже не действует; указанные научные работы можно уже отнести к числу памятников отечественной военно-правовой науки. По вполне понятным причинам эти научные труды не отражают тех новых явлений и процессов, которые происходят сегодня в военно-правовой сфере.

Дефицит исследований по теории военного права в определенной степени компенсирован изданными в последние годы новыми учебниками по военному праву15, а также материалами научно-практических конференций по военно-правовой проблематике16. Однако в целом можно вполне обоснованно констатировать, что глубоких научных исследований в области теории военного права в нашей стране в постсоветский период не проводилось. Ждут своего исследователя такие важные, дискуссионные проблемы, как содержание предмета и метода военного права, принципы и функции военного права, военное право как отрасль военного права, место военного права в системе российского права и др. В связи с этим можно только присоединиться к такому высказыванию: «Вызывает удивление то обстоятельство, что юридическая наука так мало изучает сама себя, общие тенденции и закономерности своего развития. Соответствующая тематика в литературе остается практически неразработанной»17.

Современный этап развития военно-правовой науки требует уделять особое внимание фундаментальным проблемам методологического характера как исходным условиям достоверности научных знаний, проблемам, связанным с расширением методов научного исследования правовых явлений, совершенствованием их познавательного инструментария, а также с определением специфических путей познания и способов получения результатов исследований. Теоретические исследования в области военного права являются необходимым теоретическим фундаментом всех других исследований в данной сфере, поскольку они «отражают закономерные и необходимые связи между нормами и институтами отрасли права, раскрывают сущностные, устойчивые признаки, свойства регулируемых общественных отношений, механизм реализации норм права, причины и закономерности функционирования и развития предмета этой отрасли права»18.

Однако сегодня приходится констатировать отсутствие в теории военного права доктринальной (т. е. общепризнанной, авторитетной, обладающей регулятивным потенциалом) позиции по целому ряду ключевых проблем правового регулирования военной деятельности государства. В связи с этим можно утверждать о наличии целого ряда факторов, которые объективно актуализируют необходимость дальнейшего развития военного правоведения и в первую очередь — его теоретических основ. Это обусловлено:

— во-первых, настоятельной необходимостью в восполнении имеющихся пробелов в теории военного права;

— во-вторых, объективными потребностями юридической практики в научно обоснованных предложениях о путях и способах создания эффективно действующей системы норм военного права и механизма их реализации в конкретных правоотношениях, складывающихся в военной организации государства;

— в-третьих, востребованностью теоретического осмысления современных правовых явлений и процессов, проистекающих в сфере обороны и военной безопасности государства, в том числе в поиске ответов на основные вопросы современного правоведения применительно к военному праву: что же является действительным правом, каковы его атрибуты и каким образом следует поступать обществу и государству, чтобы обеспечить господство в сфере военной деятельности государства действительного права, а не неких его суррогатов19;

— в-четвертых, необходимостью разработки и внедрения в практику научной методологии проведения военно-правовых исследований.

Вполне закономерен вопрос: а правомерна ли вообще постановка вопроса об изучении теории военного права? Как известно, общая теория права существует одна — это единственная фундаментальная теория для всей юридической науки. Однако и каждая отрасль права имеет свою теорию. Мы солидарны с позицией по данному вопросу авторитетного теоретика права М.И. Байтина, который является сторонником выделения теории отраслевых юридических наук. Общее у всех этих теорий при всем их разнообразии и определенной относительной самостоятельности состоит, по мнению указанного ученого, в том, что они, так или иначе, производны от общей теории права, зиждутся на ней20. Под теорией военного права предлагается понимать юридическую дисциплину, изучающую природу, историю зарождения и развития военного права, его характер, содержание и роль в регулировании военного строительства, жизнедеятельности Вооруженных Сил. Теория военного права изучает и обобщает мировой и отечественный опыт государственно-правового регулирования общественных отношений в военной сфере; выявляет задачи и принципы правовой регламентации военной деятельности государства и конкретно-исторические особенности их проявления; раскрывает формы и способы государственно-правового обеспечения, создания и функционирования военной организации21.

Исходя из приведенных выше аргументов, целью настоящей работы является попытка разработки фундаментальных начал теории современного военного права, восполнение имеющихся в данном вопросе пробелов, комплексное изучение основных образующих ее элементов, формулирование теоретических положений и конкретных рекомендаций, имеющих значение для совершенствования военного законодательства и его практического применения. В монографии рассматриваются предмет и метод военного права, военно-правовые отношения, принципы и функции военного права, система военного права и систематизация военного законодательства, выявляются и обосновываются подходы к разрешению существующих проблем правового регулирования военной деятельности государства.

Мы вполне отдаем себе отчет в том, что сформулированные цели и задачи настоящего исследования могут показаться излишне амбициозными, предвидим, что многие из указанных задач будут только поставлены, но не решены. Но если высказанные в монографии небесспорные суждения послужат стимулом к научной дискуссии по теоретическим проблемам военного права, то уже одно это вполне оправдывает факт ее написания. В этой связи представляется весьма уместным привести слова известного российского правоведа В.Д. Спасовича: «Осмелюсь вам сознаться, что я жду возражений, что я бы радовался самой едкой критике. Она бы была очевидным доказательством того, что мои мысли обратили на себя чье-либо внимание, что они заслужили право на серьезное с чьей-либо стороны опровержение. Критика, опровержение суть величайшие почести, какие могут быть оказаны мыслящему человеку»22.

Глава I. Сущность военного права

§ 1.1. Генезис военного права

В полной мере познать любое общественно-политическое явление возможно только через изучение его исторических корней, исследование его генезиса23. Генезис — это история становления и развития явления, представляющая собой органическое единство количественно или качественно различных исторических состояний (этапов), которые, будучи объективированным выражением действия процессов изменения и развития, отражают их автономное время и находятся между собой в генетической связи24.

А.Н. Филиппов, профессор права Московского университета, определял задачу историко-правового подхода к юридическим исследованиям следующим образом: «Какое бы юридическое понятие мы ни взяли в истории… каждое из них пережило длинный ряд изменений, прежде чем предстало перед нами в том развитом и расчлененном образе, в каком оно является в современных юридических теориях или законодательствах различных стран. Не все звенья этой сложной и часто загадочной цепи роста в течение веков юридических понятий и учреждений уже распутаны наукою, далеко не всегда ясно могут быть вообще обозначены ею условия и факторы правообразования отдельных эпох, а равно и их отношения к последующему; несомненным, однако, представляется один общий вывод, сделанный еще создателями так называемой «исторической школы юристов», а именно вывод о закономерности и непрерывности процесса правообразования и праворазвития… Над видимым хаосом беспорядочной смены одних юридических норм и учреждений другими царит, в действительности, строгая последовательность правовых явлений, причинная зависимость одних от других, преемственность их развития»25.

На переломных этапах общественного развития в России всегда возрастал интерес к прошлому страны. Сталкиваясь с многочисленными трудностями становления, по сути, нового государства, сегодня общество ищет в своем прошлом вдохновляющие примеры, исторические аналогии. В историческом опыте становления и развития вооруженных сил России, в ее великих победах, а также и в горьких неудачах мы черпаем поучительные уроки на будущее26. «Жизнь войска, — отмечал один из крупнейших специалистов в области военного права конца XIX — начала ХХ в. П.С. Заусцинский, — представляет собой непрерывную цепь явлений, в которой настоящее является неизбежным следствием прошедшего и служит единственной причиной будущего»27.

Военное право является неотъемлемой частью правовой системы государства, которая через свои нормы регулирует общественные отношения в сфере военного строительства и жизнедеятельности Вооруженных Сил. Возникновение права в целом и его неотъемлемой составной части — военного права самым тесным образом связано с созданием и развитием государства. Видный немецкий юрист Р. Иеринг писал, что «идея права и интерес государства всегда шли рука об руку»28. Однако это отнюдь не означает, что изначальный генезис военного права целиком коренится в государстве. Истоки военного права коренятся в реальной жизни, в назревших потребностях становления и развития военной организации государства. Государство же только фиксирует в военном законодательстве требования складывающихся общественных отношений в сфере военной деятельности, и поэтому право «несет на себе отпечатки всех существенных особенностей истории данного общества»29. Согласно воззрениям многих ученых, право вообще возникает до государства. Последнее устанавливает лишь юридические нормы, а не правовые30. Таким образом, зарождение военного права относится ко времени возникновения государства и армии, появления военной политики. Так, уже в начале второго тысячелетия до н.э. в Судебнике Хаммурапи (Вавилония) описывались порядок комплектования армии и обязанности воинов.

В исторической литературе отмечается, что история человечества, в том числе и Российского государства — это во многом история многочисленных войн и вооруженных конфликтов. Историками подсчитано, что только за последние пять с половиной тысяч лет на Земле произошло более четырнадцати тысяч войн, в которых погибло свыше четырех миллиардов человек — столько же, сколько было населения в 70-е гг. ХХ в. на всей планете. За время писаной истории человечества мирных лет в его жизни было всего 292. Все остальное время было наполнено большими и малыми войнами, вооруженными столкновениями, которые возникали, протекали и заканчивались то в одной точке земного шара, то в другой31. Поэтому во все исторические эпохи господствующие политические силы придавали исключительное значение вооруженным силам как решающему фактору поддержания и укрепления своей власти, сохранения суверенитета и территориальной целостности государства.

Говоря об историко-правовых предпосылках возникновения специфической сферы человеческой деятельности, именуемой военной службой, немецкий юрист XIX столетия Л. Штейн писал: «На самой низкой ступени развития выступает на войну каждый раз весь народ. Глава семейства покидает свою хижину и свои поля, жена и дети следуют за ним… Военный стан — это сам народ. Когда просвещение делает успехи, то на войну выступают одни только способные носить оружие; дома еще слишком мало богатства, чтобы думать о раздельности труда также и во время войны. Только у более развитых народов выделяется из общей массы народонаселения особенная, предназначенная для войны организация способных к оружию людей. Государственная власть выделяет этих людей на основании определенных правил и законов; она дает им особенную организацию, особенных предводителей, особенное устройство, особенные отличия, особенное право (выделено мной. — В.К.), особенное управление; она объявляет предназначенных ею таким образом для войны отдельных лиц и учреждения своею вооруженную силою; она определяет условия, на которых отдельные члены государства принимают участие в войне; она издает определенные предписания и постановления, которым они должны подчиняться. Образованная и организованная таким образом, призванная и уполномоченная государственной властью на войну, самостоятельно существующая и по наружности заметно отличающаяся от остального народонаселения организация военной силы государства называется войском»32.

Создание и развитие особого государственного института — войска всегда сопровождалось изданием государством специальных правовых норм, регулирующих его деятельность. Совокупность этих норм именуется военным правом. История военного права является, таким образом, неотъемлемой составной частью военной истории государства.

В силу того, что Российскому государству на протяжении всей своей истории приходилось вести войны в защиту своей независимости и территориальной целостности, во все времена военное дело было в России особенно тщательно организованным. Из всех направлений и отраслей государственной деятельности военное строительство33 всегда было и в юридическом отношении наиболее полно и тщательно урегулированной сферой. Не случайно некоторые наиболее совершенные организационные формы, выработанные военной наукой и практикой, используются и в других областях государственного управления. И в этом смысле развитие военного права в ряде случаев как бы опережало процесс выработки и правового закрепления соответствующих организационных форм в других сферах регулирования государственной жизни.

Выдающийся государственный деятель XIX в. М.М. Сперанский авторитетно отмечал, что коренные изменения российского законодательства можно считать отправными пунктами периодизации отечественной истории. Это в полной мере относится и к исследуемой теме. С этой точки зрения историю становления и развития отечественного военного законодательства и военного права можно условно разделить на пять периодов: 1) допетровский (Х в. — 1700 г.); 2) петровский (1700—1725 гг.); 3) послепетровский (дооктябрьский) (1725—1917 гг.); 4) советский (1917—1992 гг.); 5) постсоветский (после 1992 г.).

Допетровский период (Х в. — 1700 г.). Наиболее ранними из дошедших до нас письменных памятников древнерусского права являются тексты договоров Руси с Византией. В них, кроме норм, регулирующих торговые дела, определялись и взаимоотношения по военным вопросам: порядок привлечения русских дружин на службу в Византию, порядок выкупа военнопленных и др. В целом же анализ древнерусского законодательства показывает, что в период до XVI в. специальных «военных» правовых актов в России не было; нормы военного права были как бы «вкраплены» в общее законодательство: в Русскую Правду, Судебники 1497 и 1550 гг., в Уложение о Службе 1556 г. и т. д. Правовые основы военной организации Древней Руси нашли свое отражение в Русской Правде, в которой содержались положения о категориях ратных людей, взаимоотношениях между дружиной и князьями, князьями и ополчением и др.

В XVI в. стали появляться отдельные акты, целиком посвященные военным вопросам. Например, издаются царские указы, определяющие порядок подчиненности между «детьми боярскими и воеводами» на поле брани. Борис Годунов в 1604 г. специальным актом определил порядок участия монастырских людей в военных походах, а также льготы раненым, вдовам и детям погибших на войне.

С середины XVI в. отдельные вопросы прохождения военной службы стали регулироваться первыми воинскими уставами. Так, 16 февраля 1570 г. на основании проекта, разработанного князем М.И. Воротынским, состоялся боярский приговор о станичной и сторожевой службе. Этот акт по праву считается первым русским воинским уставом34.

В 1621 г. царь Михаил Федорович утвердил Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки, а в 1647 г. вышел устав «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». В основу как первого, так и второго уставов были положены нормы, выработанные в результате сочетания зарубежного опыта с отечественным. В целом же российское военное законодательство XVI—XVII вв. характеризуется большим количеством различного рода правовых актов по самым различным сферам военного дела и военной службы.

Первым в истории Российского государства законодательным актом, в котором была сделана попытка обобщить нормы, регулирующие военную службу, стало Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. Большинство военно-правовых норм были изложены в отдельной, 7-й, главе данного Уложения, названной «О службе всяких ратных людей Московского Государства».

В течение последующих 50 лет вплоть до восшествия на престол царя Петра I военные законы снова «растворяются» в многочисленных царских указах и боярских приговорах, которые не только дополняли и изменяли Соборное уложение 1649 г., но и нередко противоречили друг другу.

Петровский период (1700—1725 гг.). Хорошо осознавая вред, который приносит армии неопределенность прав и обязанностей военных чинов и отсутствие правильного правосудия, Петр I попытался систематизировать основные военно-правовые нормы в особых законодательных актах. В результате появились знаменитые памятники российского военного законодательства: Воинские Артикулы 1715 г. и воинские уставы 1716 и 1720 гг. Эти документы были составлены на основе нормативной базы развитых европейских государств. Однако их появление не было результатом единовременного слепого копирования чужого опыта. Материалы для составления этих своеобразных военных кодексов собирались на протяжении полутора десятков лет, и большинство их статей и пунктов оказались хорошо проверенными практикой отечественного военного строительства.

Анализируя российскую историческую литературу, посвященную указанным актам Петра I, военный историк В.В. Гаврищук отмечает, что принципиальное значение в исторической литературе приобрел вопрос об источниках, послуживших созданию петровских воинских уставов. Главной причиной дискуссионности данного вопроса является неоднозначная оценка учеными степени влияния на русское военно-уставное творчество достижений западноевропейской или национальной военно-теоретической мысли.

Указанный автор выделяет три группы ученых, которые имели самостоятельные позиции по данному вопросу:

1) взгляды представителей первой группы в большой степени характерны для исторической литературы царской России. Эти историки считали, что Петр I в своем военно-уставном творчестве ориентировался на Запад, однако при этом вдумчиво перерабатывал западноевропейский опыт применительно к национальным условиям;

2) точка зрения представителей второй группы доминировала в советский и постсоветский периоды. Исследователи данной группы полагали, что русские уставы первой четверти XVIII в. были плодом развития национальной военно-теоретической мысли, основанной на боевом опыте Северной войны;

3) третья группа ученых, ориентированная на западноевропейскую историографию, утверждала, что петровские уставы по своей сути есть копия подобных документов, существовавших в начале XVIII в. в вооруженных силах стран Европы35.

Некоторые исследователи петровские уставы 1716 и 1720 гг. как по широте замысла, так и по богатству содержательной части вполне обоснованно считали лучшими и самыми передовыми воинскими уставами рассматриваемого исторического периода. По мнению большинства историков, русская военная мысль, отраженная в уставах, наставлениях и инструкциях, находилась на уровне лучших мировых образцов36.

Кодификационная работа Петра I привела не только к созданию первого в истории России систематического военного законодательства, она выявила и принципиальные идеи российского военного права, наложившие отпечаток на все его последующее развитие. Военный историк В.Ю. Кудейкин к числу таких принципиальных положений относит:

— служение всех сословий, без исключения, своему Отечеству;

— рассмотрение военной службы как благороднейшей службы в государстве;

— необходимость для России регулярной вооруженной силы;

— постоянное «боевое» совершенствование военного дела на основе лучших отечественных и зарубежных достижений военного искусства, науки и права37.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о работе конференции на тему «Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации»

    Публичный отчет
    Редакция журнала. Отчет о работе конференции на тему «Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации», проведенной в Военном университете 21 апреля 2004 г.
  2. Законодательство о поощрении военнослужащих нуждается в более эффективном правовом регулировании

    Закон
    Mr Zorin, degree-seeking student of the military administration, administrative and financial rights of the Military University, Major of Justice, olozor06@
  3. Гражданско-правовые средства регулирования отношений с участием ветеранов и инвалидов боевых действий

    Статья
    Статья посвящена рассмотрению особенностей гражданско-правовых средств регулирования отношений с участием ветеранов и инвалидов боевых действий, использование которых обусловлено комплексным характером военного права и права социального обеспечения.
  4. Конституцией Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной в России функционирует военная организация государства, деятельность которой регламент

    Регламент
    В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной в России функционирует военная организация государства, деятельность которой регламентируется развернутой системой нормативных
  5. Шевчук Анатолий Николаевич процессуальные гарантии прав личности при осуществлении правосудия в вооруженных силах 20. 02. 03. Военное право, военные проблемы международного права диссертация

    Диссертация
    Построение в нашей стране демократического общества и государства неразрывно связано с задачей создания прочных основ правовой защищенности личности. Очевидно, что достижение столь высокой цели возможно лишь при условии осуществления

Другие похожие документы..