Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам (далее – Правила) устанавливают порядок и условия предоставлени...полностью>>
'Документ'
В настоящее пособие, включены типовые тестовые задания уровня по профилирующим (внутренние и хирургические болезни, акушерство и гинекология) и смежн...полностью>>
'Сказка'
Сказочное празднование Рождества в Карпатах, колоритный рождественский ужин по всех христианских обычаях в ресторане, вертеп, колядки, горнолыжные раз...полностью>>
'Документ'
У вартості: Столиця Румунії - Бухарест, "прислівникові півночі - Салонікі", "Королівство шуб-Касторія", "Мудрість Афін"...полностью>>

Областная творческая конференция «наука. Творчество. Исследование»

Главная > Исследование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБЛАСТНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. ИССЛЕДОВАНИЕ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 197 имени В. Маркелова»


Молодёжные объединения и субкультуры:

что выбирают подростки Северска.





Автор: Вострухина Екатерина, учащаяся 6А

МОУ «СОШ № 89» г. Северска

Руководитель работы:

Кравцова Ольга Васильевна,

педагог дополнительного

образования МОУ «СОШ № 89» г.

Северска.

ЗАТО Северск 2009

Томская область

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Стр. 3

Глава I

Характеристика молодёжных организаций и субкультур

    1. Особенности молодёжных субкультур России

    2. Неформальные объединения

    3. Влияние субкультур на подростков

Стр. 6

Стр. 6

Стр. 9

Стр. 19

Глава II

Принадлежность подростков Северска к субкультурам и объединениям

Стр. 23

2.1. Результаты анкетирования

Стр. 23

2.2. Молодёжные субкультуры Северска: рассказы представителей

Стр. 27

Заключение

Стр. 33

Список литературы

Стр. 36

Приложение 1: Анкета «Знание и выбор подростками молодёжных объединений»

Приложение 2: Вопросы для представителей субкультур

Приложение 3: Справочник «Молодёжные субкультуры города Северск» - книжка

ВВЕДЕНИЕ

2009 год в России объявлен годом молодёжи. Руководители нашей страны понимают, что молодёжь – это будущее России, и задумываются над тем, каким это будущее будет. На сайте общественного движения «Дети мира» есть слова президента Российской Федерации Д. Медведева: «Молодёжь – это самая активная и мобильная часть общества, которая быстрее адаптируется к изменениям, легче усваивает новые знания. Современной России особенно необходимы образованные, инициативные и творческие люди, умеющие принимать смелые, нестандартные решения. И один из приоритетов государственной молодёжной политики – дать молодым людям возможность раскрыть свой потенциал, найти достойное место в жизни, ярко проявить себя в государственной и общественной деятельности, в науке и культуре». [7] Поэтому в стране стало появляться много детских и молодёжных политических и общественных объединений.

Но в России только начинает задумываться о молодёжных и подростковых проблемах. А в это время моё поколение выбирает то, что доступно, всюду рекламируется, навязывается. Большую роль в жизни современного подростка стали играть субкультуры. Сейчас для юного поколения они более популярны, чем общественные государственные организации. Требования государства к молодёжи и выбор молодёжи различны. В этом можно увидеть проблему нашего общества.

У подростков начинается поиск места в жизни, самоопределение, складывается мировоззрение, собственные взгляды. Родители не всегда способны контролировать своих детей. Иногда они даже не знают об их интересах или проблемах. Большую часть свободного времени современные подростки проводят на улице, где свои законы и предпочтения.

Подростки хотят быть взрослыми, но политика и политические объединения их ещё мало интересуют. Собираться в группы и общаться, быть признанными сверстниками, познать себя – эти потребности психологи называют главными для подростков. Многие мои ровесники хотят жить полной жизнью, выделяться из толпы, быть особенными, яркими, запоминающимися. Всё это могут дать неформальные объединения. Именно в них подросткам проще всего получить поддержку и одобрение, став одним из готов, ЭМО, футбольных фанатов, позитивных неформалов и т.д.

Неформальные объединения доступны. Они привлекают своей необычностью. Интернет наполнен сайтами и рекламой молодёжных субкультур. Каждая из них призывает в свои ряды. Сейчас в нашей стране много новых молодёжных течений: ЭМО, готы, ТРЭШ и многие другие. Поэтому любой подросток, желающий найти себя, выделиться на фоне других, имеет большой выбор. Принадлежность к субкультуре – это самый простой способ самоутвердиться, показать своё «Я».

Бывает, что подростки не знают и не понимают сути молодёжного направления, в которое стремятся вступить. Они считают себя готами или ЭМО, потому что их принимают и поддерживают эти группировки. Быть принятыми – очень важно для подростков. Не все субкультуры безопасны, но и не все так плохо влияют на человека, как принято считать. Поэтому нужно не осуждать увлечения подростков, их желание быть не такими, как все, а помочь им разобраться в субкультурах нашего времени.

Раньше неформальные молодёжные объединения осуждались в нашей стране. Но сейчас их стали изучать гуманитарные науки. Ведут исследования социологи (Д.В. Петров, Г.М. Иващенко, В.А. Луков, В.Т. Лисовский), психологи (Л.В. Шабанов), культурологи (М.А. Солодова) и другие.

В своей работе я хочу описать разные молодёжные субкультуры, понять причины их выбора подростками, помочь моим ровесникам в поиске себя. Я хочу составить краткий справочник молодёжных субкультур моего города, чтобы подростки могли узнать о них и сознательно делать свой выбор. Поэтому тема моего исследования «Молодёжные субкультуры: что выбирают подростки моего города».

Цель исследования: составить краткий справочник молодёжных субкультур города Северск.

Задачи:

  1. Найти информацию о разнообразных молодёжных субкультурах и организациях в литературе, средствах массовой информации, Интернете.

  2. Составить характеристику молодёжных и подростковых субкультур города Северск.

  3. Провести анкетирование подростков для изучения их знаний и предпочтений в выборе молодёжных организаций и субкультур.

  4. Провести опрос представителей разных молодёжных субкультур Северска.

  5. Оформить справочник «Молодёжные субкультуры города Северск».

Гипотеза исследования: подростки Северска предпочитают неформальные молодёжные объединениям общественным и политическим. Главная причина – это возможность для подростков быть принятыми в группу, общаться и получать поддержку и одобрение сверстников.

Объект исследования: молодёжные субкультуры города Северск.

Предмет исследования: подростки, представляющие разные субкультуры города Северск.

Методы исследования:

  1. Теоретические: изучение литературы, статей в газетах, журналах, Интернете.

  2. Практические: анкетирование, беседа, интервью, сравнение (анализ) результатов, дизайнерская и оформительская работа.

ГЛАВА I. Характеристика молодёжных организаций и субкультур

    1. Особенности молодёжных субкультур России

Субкультура (подкультура, от латинского sub – под + культура) – это «свод накопленных определённым мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение». [8]

«Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности». [10]

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры особенностями речи, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. «Некоторые субкультуры демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации».[8]

У молодёжных и подростковых субкультур России есть особенности.

Часто досуг молодёжи – это общение с друзьями и «ничегонеделание», а познавательных и творческих занятий мало. Исследования показали, что около одной трети подростков и учащейся молодёжи отмечают, что «ничегонеделание» их любимое занятие. [3] Поэтому субкультуры имеют развлекательную направленность.

Ценности национальной культуры вытесняются образцами массовой культуры, «американским образом жизни». Любимыми героями, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек – героини сериалов и популярных романов о любви, а для юношей – непобедимые супергерои боевиков. [3] Субкультуры имеют «американизированные» культурные потребности и интересы.

Ценности массовой культуры даются в готовом виде. Они несут «поток доступной и примитивной информации через СМИ, рекламу» и не требуют творческой деятельности. [3] Поэтому представителей субкультур отличает слабая творческая самореализация.

Выбор подростков часто связан с «групповыми стереотипами»: несогласные рискуют стать «отверженными», «не интересными», «не престижными» с точки зрения «толпы». [3] Поэтому субкультуры характеризует слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

По данным исследований, досуг подростков и молодёжи проходит чаще всего вне культурных учреждений и под влиянием телевидения, Интернета. [3] Поэтому субкультуры характеризует досуг вне культурных общественных учреждений.

Большинством подростков и молодёжи народная культура (традиции, обычаи, фольклор и др.) воспринимаются как прошлое, устаревшее и не нужное. Поэтому субкультуры характеризует отсутствие связи с национальной культурой.

Главной особенностью молодёжных субкультур в России является противопоставление, «отчуждение от основных ценностей (ценностей большинства)». [2]

Предпочтение неформальных объединений общественным «нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Большинство подростков и молодёжи не интересуются ежедневными новостями в стране, не участвуют в решении общественных проблем, отделяют «свою» молодёжную культуру от общественной «взрослой». «Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение…» [2]

Особенности молодёжных субкультур в нашей стране объясняют причины:

  1. Молодёжь живёт в обществе, поэтому его кризис отражается на содержании и направленности молодёжных субкультур. «Каково общество – такова молодёжь». [2]

  2. Проблемы семьи и семейного воспитания, подавление инициативности и индивидуальности подростка и молодого человека со стороны взрослых ведут к отчуждению от общества. [2]

  3. Коммерциализация средств массовой информации формирует определённый «образ субкультуры», так как именно просмотр телевизора, Интернет и общение – наиболее распространённые виды досуга подростков и молодёжи. [2]

Вывод:

Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности. Она может отличаться от общепринятой в обществе культуры особенностями речи, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.

Молодёжная субкультура в России имеет свои особенности. Главная из них – это отчуждение от культурных ценностей большинства, противопоставление общепринятой культуре.

    1. Неформальные объединения

Слово «неформал» означает необычность, яркость и незаурядность. «Человек-неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд». [10]

Неформальные, субкультурные ценности отличаются от ценностей общественной культуры. Неформальные объединения – это явление массовое. В их основе могут быть разные интересы и потребности. Существуют признаки неформалов:

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя структура, слабые внутренние связи.

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

4) Очень сложно выделить лидера.

5) Не имеют программы деятельности.

6) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

7) Представляют альтернативу государственным структурам. [4]

Таким образом, «неформалы – официально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями». [4]

Появление в нашей стране неформалов в 1970-80-е годы напоминает протест молодёжи против бюрократии, формализма в общественных организациях, неудовлетворительной организации досуга. В СССР молодёжные субкультуры были малочисленны и не отличались разнообразием. Причины этого: недоступность западной культуры, контроль со стороны комсомола, занятость молодёжи в разных кружках, клубах по интересам, доступность учреждений культуры. В то время существовали такие неформалы: хиппи, панки, металлисты, рокеры, Хиппи

байкеры, наиболее известными были хиппи и панки. Характерными аксессуарами неформалов считались фенечки (браслеты из ниток или бисера), банданы, рваные джинсы.

Причинами своего ухода в неформалы молодёжь называет:

1) Вызов обществу, протест.

Панк 2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердиться в новой среде.

5) Привлечение внимания к себе.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодёжи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения. [10]

Объединения неформалов нигде не зарегистрированы. У них нет своего устава или положения. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется. Но неформалы существуют. «Они могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти». [10]

Существуют попытки классификации неформальных движений. Например, молодёжные объединения можно разделить на такие группы:

  • Связанные с музыкой: рокеры, металлисты, панки, рэперы, готы.

  • Отличающиеся определённым мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, растаманы, гламур, ЭМО, ТРЭШ.

  • Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, байкеры.

  • Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

  • Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзеры, геймеры.

  • Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, гопники, люберы, нацисты.

  • Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

  • Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры.

  • Элита: мажоры, рейверы.

  • Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты. [10]

В наши дни наиболее распространены следующие субкультуры.

Готы. «Молодёжное движение, характеризующееся мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к своей жизни. Для готов характерны депрессивное психологическое состояние или имитация такого состояния, как вариант – романтически-депрессивный взгляд на жизнь, меланхолия и равнодушие ко всему происходящему.

Внешний вид готов – чёрные длинные волосы и длинные наряды, чёрные высокие ботинки со шнуровкой, пирсинг на лице, украшения (кулоны, браслеты, кольца и т.д.) с символикой, отражающей смерть: крестами, скелетами, черепами, летучими мышами и др. Характерна театральность, излишняя забота о своём специфическом имидже, внимание ко всему сверхъестественному, замкнутый круг общения. Им нравится ощущение порочности и неординарности. Готы воспринимают своё движение как протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты.

ЭМО. В основе движения также находится музыка – эмоционально-выразителные стили «эмо» и «пост-хардкор», пронизанные тоской и нежностью, трогательной лирикой. Идея движения – это выражение

чувствительности по отношению к себе и окружающим. Основные эмо-понятия: грусть, тоска и любовь. Быть ЭМО, означает находиться в печали и писать стихи. Стиль ЭМО – выкрашенные в чёрный цвет волосы, косые чёлки, прикрывающие пол-лба, одежда чёрного цвета в сочетании с розовым или другими яркими цветами, кофты и майки маленького размера, аксессуары: браслеты, заколки, ободки, бантики, игрушки (чаще мишки). Макияж распространён как у девушек, так и парней: это подводка глаз чёрным карандашом, но не очень яркая.

ТРЭШ. Это движение появилось недавно, поэтому определение ему найти сложно. В переводе означает «мусор», это то, что нарушает общепринятые представления о хорошем вкусе, нечто сделанное наспех, без уважения к материалу и теме. Идея движения состоит в противопоставлении стилю «гламур», протесте против массовой культуры, шаблонов, рамок и правил. Главное правило – не иметь правил! Одевайся, как хочешь: можно сочетать разные стили. Это стиль, выделяющийся из толпы: яркость, оригинальность, отличие от других людей. ТРЭШ противопоставляют себя рекламе и, как правило, ценят интеллект.

Элементами ТРЕШ-стиля являются цветные волосы или покрашенные под «енота», яркий макияж с акцентом на глаза, пирсинг и тату, многочисленные аксессуары, например, диадемы, одежда и украшения с героями мультфильмов. Главное сочетание порой не сочетаемых вещей. Сам по себе стиль не является плохим или непризнанным. Он предлагает альтернативу массовой моде. Его привлекательность объяснима яркостью, необычностью, непредсказуемостью.

Гламур. Одна из самых спорных субкультур, которая оформилась недавно. Хотя всегда существовала в клубной и светской жизни. Происхождение названия относят к английскому «очарование» или французскому «яркий, блестящий». Признаки этого движения – следование утончённой моде, стремление постоянно приукрашивать одежду, речь, образ жизни, музыкальные предпочтения, в которых нет места альтернативной музыке, чаще всего поп-музыка. Идеология направления проста: жизнь без высоких идей, вдали от житейских и общественных проблем. Гламур – это легкомысленный, красивый, эффектный образ жизни: тусовки, клубные и светские мероприятия.

Гламурный человек должен выглядеть красиво, шикарно. Одежда, обувь, аксессуары должны быть фирменными, на гребне моды. Внешний вид представителя гламура предписывает девушкам высокие каблуки, вечерние платья и обязательно блестящий макияж. В гардеробе обязательны меха. Образ мужчины – узкие, женоподобные брюки, обтягивающие рубашки или майки.

Ролевики. Это любители ролевых игр. Все ролевики – разные люди и объединяет их интерес к одной определённой эпохе (исторической или выдуманной, описанной в книгах стиля «фэнтэзи»). Движение имеет много направлений. Суть движения: это реконструкция исторических событий или картин из книг. Игроки выбирают себе роли и представляют их в игре. Происходят такие игры обычно на природе, есть особые места сборов, куда может приехать любой желающий. Внешне ролевики выглядят абсолютно нормально, живут обычной жизнью. Единственное их отличие – это их увлечение, досуг.

Рэперы. Движение проникнуто музыкой в стиле «рэп» («хип-хоп»). Это манера исполнения, похожая на чтение под музыку. Рэперы – это те, кто слушает, пишет «рэп», живёт уличной жизнью. Ещё они увлечены брейк-дансом, граффити, экстремальными видами спорта. Любимый вид спорта – баскетбол. В одежде предпочитают спортивный стиль. Носят широкую одежду, на несколько размеров больше, бейсболки, из украшений – значки и серьги. Их обувь – кеды. Волосы коротко стрижены. Рэперы выступают против фашизма и расовой дискриминации. Хип-хоп культура пропагандирует свободу молодёжи и активный образ жизни. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, но среди знаменитых рэперов есть наркоманы. Рэперы ведут активный образ жизни, проводят большую часть времени в кругу друзей и «тусуются» в клубах. Чаще рэперы не агрессивны, спокойно относятся к другим субкультурам.

Хиппи. Это движение сейчас немногочисленное, но имеет многолетние традиции. Хиппи хотят быть независимыми от общественных условностей, свободными личностями. Они стремятся к естественности, что выражается в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос), бездействовать, быть непритязательным в быту, уметь переносить невзгоды и лишения. Интересуются религией, мистикой, художественным творчеством. Они проповедуют пацифизм: призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Хиппи делятся на группы (тусовки), где есть «пионеры» (подростки) и «олдовые» или «мамонты» (взрослые).

У хиппи длинные распущенные волосы. Мужчины часто носят бороду. Они надевают на голову тонкую повязку (хайратник), на шею – небольшую кожаную сумочку, украшенную бисером или вышивкой (ксивник), на руки – самодельные браслеты или бусы (феньки). Форма одежды – джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко потрёпанная или ей специально придается такой вид: искусственно делаются дырки, ставятся яркие заплаты на джинсах и куртках, делаются надписи на английском языке. В холодное время года хиппи живут в городе, ходят на «тусовки», а летом путешествуют автостопом, разбивают палаточные городки.

Граффитеры. Это представители уличного искусства граффити, уличные художники. Они рисуют на стенах домов и в метро с помощью баллончиков с краской или маркеров чаще всего в одном стиле. Иногда это движение называют субкультурой, но всё-таки граффити – это направление изобразительного искусства, увлечение подростков, средство творческого самовыражения молодёжи.

Граффити имеет свои изобразительные традиции, законы и техники. Нанесение граффити на здания и сооружения без разрешения владельцев этих объектов считается противоправным действием, вандализмом. Поэтому подростки-граффитёры могут нарушать закон.

В одежде граффитёры предпочитают уличный стиль – свободные футболки, толстовки, широкие штаны, кроссовки. Важным элементом является платок-повязка на лицо, чтобы не вдыхать вредные вещества от краски во время рисования. Графиттёры могут быть испачканы краской, а в рюкзаке носят баллончики с краской.

Райдеры. Это увлечение экстремальными видами спорта: велосипед, скейтборд, роликовые коньки, сноуброд. Название произошло от английского ride – ехать, кататься. Чтобы быть райдером мало уметь кататься, надо уметь ощущать то, на чём едешь, надо жить с ним одной жизнью. Страсть к катанию во многом определяет стиль жизни, круг интересов, вкусов и общения. Катание становится главным времяпрепровождением райдеров.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Положение о проведении Xобластной творческой конференции школьников "Наука. Творчество. Исследование", посвящённой 1150-летию зарождения российской государственности

    Исследование
    Областная творческая конференция «Наука. Творчество. Исследование» является детским областным образовательным событием, предоставляющим возможность для реализации творческого и интеллектуального потенциала учащихся и педагогов Томской области.
  2. Окунева Александра Олеговича «Итоги 2008-2009 учебного года» зато северск 2009 г. Публичный доклад

    Доклад
    Публичный доклад является аналитическим отчётом о деятельности школы за прошедший учебный год.Цель доклада - информировать родителей (законных представителей), местную общественность об основных результатах и проблемах функционирования
  3. Основные позиции программы развития лицея в текущем году Структура управления

    Реферат
    Настоящий доклад содержит характеристику состояния образовательного процесса в МОУ лицее №7 г. Томска на основе статистической отчетности и мониторинга образовательного процесса.
  4. В IX областной творческой конференции школьников «Наука. Творчество. Исследование.»

    Исследование
    В IX областной творческой конференции школьников «Наука. Творчество. Исследование.» приняли участие учащиеся из 26 образовательных учреждений г. Северска,
  5. План работы Центра гражданского образования «Перспектива» моу «сош №196» на 2010-2011 учебный год №

    Документ
    , Михеева Л.А. Аналитический отчет Электронная таблица Размещение документов на сайте ОУ Раздел в публичном отчете ОУ Образовательная деятельность Центра Разработка образовательной программы "Уроки толерантности" 30.

Другие похожие документы..