Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В лечебно – профилактических учреждениях города и района началась прививочная кампания против гриппа В государственные учреждения здравоохранения МСЧ...полностью>>
'Образовательная программа'
3) Миссия ООП: Система профессионально-педагогического образования ориентирована на подготовку педагогов профессионального обучения для четырех сфер ...полностью>>
'Заседание'
профессор Олег Иванович Аполихин, профессор Kurt Naber (Курт Набер, Германия), профессор Tetsuro Matcymoto (Тетсуро Матсумото, Япония), профессор Yong...полностью>>
'Методические указания'
Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве. ...полностью>>

Учебно-методический комплекс Москва 2008 Организация информационного производства на телевидении Цель и задачи курса

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

А.А. ГРАБЕЛЬНИКОВ, И.И. ВОЛКОВА, Н.С. ГЕГЕЛОВА

Организация информационного

производства на телевидении

Учебно-методический комплекс

Москва

2008

Организация информационного производства на телевидении

Цель и задачи курса

Основная цель курса - сформировать у студентов магистратуры понимание основ информационного производства и их значение для функционирования средств массовой информации, в частности, телевидения, специфики профессиональной журналистской деятельности в новых технологических и социально-политических условиях производства информации, отразить многогранность информационного труда, развить маркетинговый подход к телевещанию, научить студентов мыслить категориями потребителя.

Задачи курса: познакомить студентов с процессом организации информационного производства в рыночных условиях как профессиональной деятельностью, формами его финансирования, сегментированием информационного рынка и позиционированием на нем информационного товара. Дать слушателям конкретные навыки создания бизнес-планов редакций СМИ, сформировать необходимые экономические знания в области производства коммерческого информационного продукта, развить навыки, позволяющие приспособить производство и сбыт аудиовизуальной продукции к требованиям рынка, изучить стратегии выживания на рынке СМИ и дальнейшей максимизации прибыли. Сформировать у студентов понимание основных профессиональных ролей, в которых им придется выступать в ходе организации процесса выпуска телепрограмм. Эти знания помогут молодым журналистам быстрее адаптироваться в редакционном коллективе, найти в нем свое место.

Место курса в профессиональной подготовке студента. Курс «Организация информационного производства на телевидении» является базовым для магистров направления «Журналистика». Он начинает цикл дисциплин, изучение которых необходимо для их будущей профессиональной подготовки. Он предполагает предшествующее ему освоение студентами курсов по организации работы редакций периодических изданий, радио- и телестудий в бакалавриате. Данный курс позволяет изучить способ управления телевизионной коммерческой организацией, которая имеет право на использование эфирных частот и поставляет товары и услуги (в том числе телепрограммы) на рынок аудиовизуальной продукции. Объект исследования двусоставный: телевизионные компании разных профилей (вещательные, продюсерские и дистрибьюторские) и их информационные продукты (эфир, телепередачи, фильмы). В центре внимания - профессиональная деятельность, обеспечивающая эффективное существование ТВ-организации и направленная на удовлетворение информационных, рекреативных запросов потребителей.

Инновационность курса по содержанию:

Как объект изучения телевидение можно исследовать двояко. Во-первых, как информационную технологию, соответственно такой подход нередко называют технологическим. Суть его в анализе процесса коммуникации по модели Гарольда Лассуэла – кто сообщает, что, по какому каналу, кому, с каким эффектом. При этом для достижения значимых результатов моделируется изолированный, самоценный процесс - телевидение рассматривается как автономный производственно-творческий механизм.

Во-вторых, изучать телевидение можно в социально-историческом аспекте, отдавая себе отчет в том, что ТВ сопряжено с экономикой и политикой, общественной идеологией и духовной культурой. Ведь разные «лица» вещательной программы напрямую связаны с понимаем того, какие конкретно социальные явления ТВ отражает, какие формирует, а от каких зависит. Принципиальное отличие второго подхода к изучению телевидения состоит в следующем: информационный телевизионный процесс рассматривается в системе общественно-политических связях и зависимостях; как социальный институт, зеркало общественного бытования.

Казалось бы, исследовательский вариант номер один, адаптированный под образовательные методики, уместен, прежде всего, в учебных заведениях, профессионально ориентированных, не дающих системного образования. Например, на курсах операторского мастерства или в школах телерепортеров. Вариант номер два вроде бы идеален для университетов.

Два подхода самодостаточны, корректны и вполне могут развиваться параллельно, но лишь при моноидеологическом государственном устройстве.

В современных условиях ситуация меняется.

Уникальная изобразительно-выразительная природа ТВ, его огромный потенциал как инструмента влияния, беспрецедентный охват аудитории – все это делает телевидение самым мощным информационным ресурсом, в котором одинаково заинтересованы и гражданское общество, и политическая власть, и бизнес. Цели у них разнонаправлены, подчас противоположны. Телевидение становится испытательным полигоном для политических технологий, имиджмейкерства.

Специалисты-телевизионщики с высшим образованием ориентируются в масштабных, общих, стратегических вопросах, но не владеют тактикой, инновационными производственными технологиями, которые день от дня совершенствуются. Они знают что, но не умеют как. Одновременно профессионалы-ремесленники, лишенные гражданской рефлексии, не обремененные социальной ответственностью, готовы виртуозно исполнить любое «техническое задание».

Следует указать на постоянное увеличение объемов телепроизводства, превращение ТВ в массовую индустрию. Неизбежен переход к конвейерным технологиям, сберегающим время и трудозатраты - матричной журналистике, созданию аудиовизуального телепродукта на потоке, в рамках оптимальных клише.

Возникает потребность в сведении воедино двух подходов, о которых мы говорили. Результатом может стать интегрированный метод изучения телевизионного производства как социальной технологии (информационная технология плюс социальный институт) в условиях рыночного общества. Предлагаемый учебник как раз и должен стать пособием по подготовке социально ориентированного, экономически грамотного, технологически обученного специалиста, которого можно назвать журналистом-менеджером электронных медиа.

Инновационность курса по методике преподавания и организации учебного процесса:

Характерной особенностью данного курса должно стать использование нетрадиционных для классических университетов форм обучения. Лекции и семинары превращаются в проблемные дискуссии, мастер-классы, презентации, конкурсы. Главной учебной площадкой становится вещательная телевизионная студия.

Этот курс является логическим продолжением занятий по телевизионной журналистике, где даются основополагающие, базовые знания принципов, функций деятельности ТВ-журналиста в историческом и социально-политическом контексте.

Системообразующей доминантой, без которой предлагаемый курс не может быть успешным, является последовательное формирование у студентов маркетингового мировоззрения.

Предлагается рассматривать все стадии производства эфирного телевизионного продукта как особого технологического процесса, по некоторым параметрам сходный с производством товаров широкого потребления. Такой же маркетинговый подход экстраполируется на взаимоотношения в цепочке «журналист – редактор – вещатель - зритель», где присутствуют товарные отношения. Освоив содержание курса, студент должен свободно разбираться в системе понятий и терминов, связанных с организацией и функционированием информационного производства, ориентироваться в структуре и функциях редакционного коллектива и его подразделений, планировании работы редакции, ее взаимодействии с потребительской аудиторией. Он должен также владеть навыками выпуска телепрограмм, формами и методами распространения информационной продукции.

Инновационность в использовании литературы отражается в обширном списке рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы, содержащей названия как по общетеоретическим проблемам оргпнизации информационного производства, так и по отдельным направлениям журналистского творчества, в частности, телевидения. На теоретические источники даются гиперссылки в текстах лекций, практические источники цитируются в разделах практических занятий и семинаров.

Сведения об авторах курса:

Грабельников Александр Анатольевич – доктор исторических наук, кандидат филологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций РУДН. Автор раздела «Основы информационного производства».

Волкова Ирина Ивановна - кандидат филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций РУДН. Автор раздела «Телевизионное производство: экономический аспект».

Гегелова Наталья Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций РУДН. Автор раздела «Организация телевизионных передач и телевизионных текстов».

Структура курса:

По разделу «Основы информационного производства» объем учебного курса – 18 часов лекций, 72 часа аудиторных практических и семинарских занятий, 72 часа самостоятельной работы студентов. По разделам ««Телевизионное производство: экономический аспект», «Организация телевизионных передач и телевизионных текстов» - 18 часов лекций, 72 часа аудиторных практических и семинарских занятий, 72 часа самостоятельной работы студентов.

Раздел i. Основы информационного производства

Тематика лекций

Лекция 1. Социальная информация.

Лекция 2. Массовая информация.

Лекция 3. Массмедиа как товар.

Лекция 4. Процесс организации информационного производства.

Лекция 5. Основные характеристики предприятия СМИ.

Лекция 6. Формы финансирования СМИ.

Лекция 7. Трудовые ресурсы предприятия СМИ. Журналист в информационном производстве.

Лекция 8. Рынок потребителей информации.

Темы семинарских и практических занятий

1. Виды работы с информацией

2.Типы и виды массовой информации.

3. Структура и функции редакционного коллектива.

4. Работа маркетинговой службы редакции.

5. Нормирование, контроль, стимулирование журналистского труда.

6.Формы и методы изучения аудитории.

7. Виды сегментирования телеаудитории.

8. Маркетинговые мероприятия по улучшению качества информационного продукта.

9. Конкурентность телевизионного товара на информационном рынке.

10. Повторные жизненные циклы телепродукции..

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Социальная информация, ее классы и виды.

  2. Типы и виды массовой информации.

  3. Процесс организации информационного производства

  4. Журналист как организатор информационного производства

  5. Формы финансирования информационного производства

  6. Виды информационных барьеров и пути их преодоления.

  7. Особенности и виды финансирования СМИ.

  8. Сегментирование информационного рынка.

  9. Позиционирование информационного товара на рынке

  10. Бизнес-планирование информационной деятельности

  11. Составные элементы бизнес-плана редакции и их основные характеристики.

  12. Особенности планирования в редакциях разного типа и уровня.

  13. Характеристики рынка потребителей информации

  14. Потребительские параметры информационной продукции

  15. "Жизненный цикл" телепередачи.

Раздел II. Телевизионное производство: экономический аспект

Тематика лекций

Лекция 1. Маркетинг и телевизионное производство.

Лекция 2. Особенности функциональных моделей телекомпании.

Лекция 3. Содержание деятельности телекомпаний.

Лекция 4. Способы финансирования телепроизводства и телевещания.

Лекция 5. Особый статус вещательных телеорганизаций.

Лекция 6. Коммерческая деятельность телекомпаний общественного телевидения.

Лекция 7. Специфика телевизионной программы, принципы

и методы телевизионного программирования.

Лекция 8. Изучение зрительского спроса.

Лекция 9. Перспективы развития телевизионного информационного производства.

Темы семинарских и практических занятий

  1. Анализ концепций маркетинг-менеджмента.

  2. Характеристика и коммерческий потенциал основных товаров и услуг.

  3. Изучение зрительского спроса.

  4. Выход нового продукта в эфир.

  5. Работа со вторичными рынками.

  6. Понятие безвозвратных затрат.

  7. Каналы сбыта электронных и печатных изданий.

  8. Формирование спроса и стимулирование сбыта.

  9. Концепция масштабного финансирования и мировой рынок.

  10. Расчет бюджета маркетинга.

  11. Спонсорство как источник доходов.

  12. Самомаркетинг телевизионного журналиста

Раздел III. Организация телевизионных передач и телевизионных текстов

Тематика лекций

Лекция 1. Выступление в кадре.

Лекция 2. Специфика телевизионного интервью.

Лекция 3. Работа над телевизионным интервью.

Лекция 4. Виды интервью.

Лекция 5. Пресс-конференция.

Лекция 6. Беседа.

Лекция 7. Дискуссия.

Лекция 8. Тележурнал как одна из форм телепрограммы.

Темы семинарских и практических занятий

  1. Этапы работы над сценарием публицистического произведения.

  2. Подготовка информационного сюжета для новостной программы.

  3. Составление плана комментария и его анализ.

  4. Составление обзора прессы за неделю.

  5. Создание сценария передачи «Телевизионная приемная» на основании писем и звонков телезрителей.

  6. Работа над сценарием очерка, самостоятельный выбор героя.

  7. Создание тематического обозрения, касающегося культурных событий.

  8. Особенности жанра «журналистское расследование».

Темы рефератов

  1. Анализ разновидностей выступлений в кадре на примере одного теледня (канал по выбору).

  2. Основные риторические операции и типы риторических фигур, которыми пользуется выступающий в кадре.

  3. Сценарная заявка и ее роль в процессе работы над сценарием.

  4. Формы записи телевизионного сценария.

  5. Особенности портретного интервью.

  6. Функции авторского комментария.

  7. Отличие дикторского текста от авторского комментария.

  8. Характеристика природы документального, экранного произведения.

  9. Элементы композиции документального фильма.

  10. Характеристика метода, который получил название «спровоцированная ситуация».

  11. «Комментируемый репортаж», «немой репортаж».

  12. Характеристика жанров художественной публицистики.

  13. Особенности жанра эссе.

  14. Элементы «экранного языка».

  15. Подготовка сценария документальной передачи.

  16. Принципы построения публичного выступления.

  17. Жанровые особенности очерка.

  18. Разновидности зарисовок.

  19. Понятия «кадр», «план» и «ракурс».

  20. Соотношение слова и изображения в телевизионном сообщении.

  21. Характеристики путевого очерка, роль в нем закадрового текста.

  22. Особенности документальной драматургии.

  23. Этапы работы журналиста над корреспонденцией.

  24. Разновидности телевизионной заметки. Особенности «вербальной заметки».

  25. Особенности жанра «беседа».

  26. Отличия телевизионного сценария от литературного произведения.

  27. Типы монтажа фильма, передачи. Параллельный и перекрестный монтаж, ассоциативный монтаж.

  28. Методы анализов документов

  29. Виды «съемки с движения», «траекторная съемка».

  30. Образовательные функции телевидения.

  31. Виды телевизионных профессий.

  32. Рекреативная функция телевидения

  33. Изобразительно-выразительные средства экрана.

  34. «Некомментированный показ».

  35. «Метод длительного наблюдения».

  36. Отличия видеофильма и кинофильма.

  37. Разновидности обозрения.

  38. Содержание звуко-зрительного образа.

  39. Элементы блоковой структуры передач.

  40. Характеристики «верстки программы».

Описание системы контроля знаний

В теоретических разделах лекционного курса основными формами контроля знаний являются выступления на семинарах, написание рефератов и эссе, оцениваемых по балльной системе. Контроль за практическими занятиями выражается в регулярном подведении итогов творческой работы студентов по заданной учебной программой теме.

Типы творческих работ и формы контроля

Во втором семестре студенты приступают к созданию диалогических жанров, таких, как интервью, беседа, пресс-конференция, дискуссия, а также знакомятся с различными формами телевизионных тематических передач. Цель практических занятий – научить студентов готовить тематические телевизионные передачи, используя разные жанры информационной, аналитической и художественной публицистики, освоить существующие формы записи телевизионных сценариев, весь технологический цикл съемок, монтажа и записи программы, привить навыки коллективного творчества и подготовить к производственной практике. Этот курс состоит по преимуществу из практических занятий, проходящих в учебной телестудии и на съемочных площадках, с использованием современной телевизионной техники и нескольких вводных лекций.

Активные методы обучения и производственный тренинг позволяют на занятиях смоделировать те или иные ситуации профессиональной, творческой организационной деятельности тележурналистов и других сотрудников телевидения.

Каждый студент может испытать себя в роли продюсера, редактора, журналиста, сценариста, модератора, комментатора, корреспондента, телерепортера, интервьюера, а также познакомиться с основами работы режиссера, оператора, звукорежиссера и приобрести навыки видеозаписи и монтажа телевизионных передач.

Форма контроля. Студенты выполняют два обязательных задания, одно из которых итоговое.

Задания выполняются в следующих жанрах и по выбору.

Первая группа заданий:

а) Телеинтервью (портретное, проблемное) или беседа

Вторая группа заданий:

а) Пресс-конференция, пресс-клуб;

б) Дискуссия;

в) Тележурнал;

Одно из второй группы заданий, предъявляется студентом как итоговая передача.

Этапы работы над тренировочными и итоговыми программами

1. Выбор темы и предварительное обсуждение ее с преподавателем.

2. После ее одобрения и выработки предварительного плана работы, автор приступает к сбору материала, подбирает участников передачи, знакомится с ними и намечает место будущей съемки (студийная, внестудийная).

3. Пишет сценарную заявку или сценарий.

4. Обсуждает этот сценарий в группе, с преподавателем. Утверждает сценарий и согласовывает его с режиссерской группой.

5. Подает заявки на съемки, видеозапись и монтаж программы.

6. Осуществляет внестудийные съемки сюжетов к программе.

7. Подбирает иллюстративный материал: фотографии, слайды, статистические данные, графики, музыкальное оформление.

8. Автор записывает программу в студии. В случае необходимости проводит технические и трактовые репетиции.

9. Анонсирует и рецензирует программы.

10. Сдает программу в группе преподавателю или в телевизионную редакцию ТВ РУДН, если ее рекомендуют выдать в эфир.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Журналистское мастерство» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика»

    Учебно-методический комплекс
    Коммуникация, публикация, жанр, верстка, прямой эфир, кадр, план, ракурс, изображение, контрапункт, монтаж, хронометраж, ВМЗ, заставка, озвучивание, сюжет.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировой информационный процесс»

    Учебно-методический комплекс
    практических и семинарских занятий, курсовых работ (проектов) 18 Правила
  3. Учебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление на предприятии (культуры и искусства) Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Экономика предприятия (Культура и искусство)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой по специальности
  4. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080502 "Экономика и управление на предприятии (ресторанно-гостиничного бизнеса)"

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс "Технологии и организация обслуживания в гостинице" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля.

Другие похожие документы..