Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
8. Перечень совершенных Обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» крупными сделк...полностью>>
'Документ'
Члены Оргкомитета Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Лаптев Л.Г., Львов В.М., Мануйлов Г....полностью>>
'Инструкция'
Придание эффекта самосветимости различным металлическим изделиям при помощи покрытия их тонким слоем краски “Acmelight“ позволяет получить новое ориг...полностью>>
'Документ'
Настоящий порядок регулирует вопросы оказания плановой и неотложной медицинской помощи населению (взрослым и детям) при травмах и болезнях костно-мыш...полностью>>

Учебно-методическое пособие по курсу «этика» для студентов заочной формы обучения Минск 2003

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра профсоюзного движения и

социально-гуманитарных дисциплин

СТРЕЖНЕВА Т.В.

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО КУРСУ «ЭТИКА»

для студентов заочной формы обучения

Минск 2003

О Г Л А В Л Е Н И Е

  1. Введение………………………………………………………….

  1. Раздел I. Теоретические и методологические

основы преподавания этики……………………………………….

  1. Раздел II. Содержание курса «Этика»………………………….

  1. Список литературы………………………………………………….

  1. Раздел III. Самостоятельная работа студентов……………….

  1. Словарь основных понятий

и терминов по курсу «Этика» …………………………………….

  1. Приложения………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие по курсу "Этика" представляет собой возможный вариант систематизации теоретических и методологических аспектов преподавания данной дисциплины с целью активизации самостоятельной работы студентов в процессе усвоения изучаемого курса и повы­шения их творческой позиции при рассмотрении актуальных нравственных проблем.

Преподавание этики, дисциплины, дающей возможность не только приобрести определённый объём знаний в области морали, но и сформировать потребность перевода полученной этической информации в личностные смыслы, является важным элементом в структуре высшего образования. Приобретение этического знания способствует повышению уровня нравственной культуры студентов, который впоследствии в сочетании с их личным жизненным опытом поможет им в становлении свободной, нравственно автономной личности, в выработке самостоятельной нравственной позиции, очень важной не только в человеческом, но и в профессиональном плане.

В структуру учебно-методического пособия входят три раздела. В первом разделе определены концептуальные основы преподавания курса "Этика", цели и задачи дисциплины, примерный тематический план. Второй раздел представляет собой содержательную часть курса, составленную в соответствии с тематическим планом и с учётом профессиональных особенностей студенческой аудитории (юридической и экономической специаль­ностей). Содержательная часть дополнена схематическими материалами (см. приложение), позволяющими дисциплинировать внимание студентов и лучше воспринимать проблемный этический материал. Третий раздел "Самостоятельная работа студентов" включает в себя тематику семинарских занятий, научно-иссле­довательских работ, вопросы к зачёту (экзамену), список литературы, словарь основных понятий и терминов, приложения в виде схем.

Автор недеется, что данная работа окажется полезной не только студентам, но и преподавателям.

Р А З Д Е Л I. Теоретические и методологические основы преподавания этики

Концептуальные основы преподавания курса

Этика представляет собой дисциплину, являющуюся одним из важнейших разделов философского знания, главным объектом исследования которого выступает феномен морали и человек как моральное существо.

Одной из специфических особенностей преподавания этического знания является единство информационного и ценностно-ориентирующего (воспитательного) аспектов, что предполагает в качестве главной задачи в процессе преподавания дисциплины такое преподнесение материала, которое создаёт благоприятные условия для творческого восприятия его студентами и формирования у них потребности перевода этической информации в область личностно значимого. В связи с этим, представляется целесообразным выделение нескольких аспектов этики (граней этического знания), через описание которых можно составить целостное представление о нём и сформировать у студентов основу для его оформления в процессе их личностного и профессионального становления. В качестве таких аспектов выделяются следующие: генетический (позволяет ознакомиться с процессом возникновения и исторического развития морали); историко-этический (предполагает изучение истории развития этической мысли с уделением особого внимания анализу ранних этапов развития этики); структурно-функциональный (исследует сущность морали и присущие ей специфические особенности); теоретико-категориальный (знакомит студентов с важнейшими понятиями, составляющими основу категориального аппарата этики); прикладной (уделяет основное внимание этической информации, связанной с реалиями современной жизни и являющейся предметом острых дискуссий: проблема эвтаназии, смертной казни и т.д.).

Подобный вариант преподнесения этического знания в тесной взаимосвязи с философией, культурологией, психологией и др. является наиболее целесообразным для изучения данной дисциплины и помогает ей в реализации её основных функций.

Цели и задачи преподавания дисциплины

Главная цель преподавания дисциплины "Этика" заключена в том, чтобы помочь студентам повысить уровень их нравственной культуры, способствовать получению знаний, которые впоследствии в сочетании с их личным жизненным опытом помогут им в становлении свободной, нравствен­но автономной личности, в выработке самостоятельной нравственной пози­ции, очень нужной и важной не только в человеческом, но и в профессио­нальном плане.

Этих целей можно достигнуть, если в процессе изучения дисциплины выполнить следующие задачи:

- ознакомить студентов со структурой и спецификой этического зна­ния, основными историческими этапами его развития, с категориально-по­нятийным аппаратом этики, способами связи этического знания с жизнью, ролью этики в решении духовных проблем современного общества;

- способствовать развитию у студентов потребностей к самостоя­тельному изучению учебной и научной литературы, ориентации в существу­ющих теоретических проблемах морали;

- обучить методам и приёмам аргументации собственных нравствен­но-мировоззренческих позиций;

- способствовать формированию убеждённости в необходимости моральных принципов в профессиональной деятельности.

В результате выполнения задач и достижения поставленных целей студенты должны знать:

  • ключевые концептуальные модели этического знания;

  • основные способы этической аргументации;

  • понятийно-категориальный аппарат этики;

  • персоналии этики в контексте истории и современности.

Должны уметь характеризовать:

  • эволюцию нравственных отношений, моральных норм и идеалов в процессе социальных изменений;

  • основные нравственные проблемы современности;

  • особенности нравственной культуры белорусского народа;

  • нормативно-прикладные аспекты этического знания.

Должны уметь анализировать:

  • общечеловеческий смысл морали и её конкретно-исторические типы;

  • специфику этического знания и его роль в нравственной жизни;

  • конкретные нравственные ситуации в контексте высших моральных ценностей;

  • собственный моральный выбор;

В результате изучения курса студенты должны приобрести навыки и качества:

  • этической культуры диалога и полемики;

  • исследования и разрешения конфликтных ситуаций;

  • культуры поведения в личной и профессиональной деятельности.

Для наиболее эффективного выполнения поставленных целей и задач особое значение имеют знания по:

- философии;

- теории и истории культуры;

- психологии (психология личности).

Учебные планы преподавания этики в МИТСО

Тематический план преподавания этики составлен в соответствии с постановлением Коллегии Министерства образования от 02.07.99 г. "О проекте Руководящего документа РБ "Образовательный стандарт. Высшее образование. Цикл социально-гуманитарных дисциплин". Он адаптирован к реальному количеству часов, выделяемых на изучение дисциплины (в сред­нем около 38 часов) и особенностям, связанным с формой обучения и спе­циальностью.

Примерный тематический план дисциплины

N п/п

Название темы
Лек.

Сем.

1.

Этика как учение о морали

2

2.

Возникновение морали и её историческое развитие

2

2

3.

Становление этико-философского мировоззрения в древневосточных культурах

4

2

4.

Становление этического знания в античной культуре

4

2

5.

Этические воззрения в эпоху Средневековья

2

6.

Этическая рефлексия Нового времени

2

7.

Развитие этической мысли в XIX-XX веках

4

2

8.

Основные проблемы теории морали

2

2

9.

Высшие моральные ценности

4

10.

Проблемы прикладной этики

2

ВСЕГО:

22

16

Р А З Д Е Л II. Содержание курса "Этика"

Тема 1. Этика как учение о морали.

Возникновение этики в системе философского знания. Этика –древнейшая теоретическая дисциплина, возникшая как неотъемлемая часть филосо­фии, объектом изучения которой является феномен морали. Духовным ис­точником философии и этики является мифология (предфилософия), в рамках которой осмысление нравственных проблем происходит на уровне обыденного сознания. С оформлением филосфского знания, зарождение которо­го происходит в эпоху становления классового общества и разделения материального и духовного труда, в его рамках происходит выделение проблематики, связанной с вопрсами нравственного характера (прежде всего вопросов о месте человека в этом мире и смысле его бытия), впоследс­твии ставших объектом изучения науки, получившей название "этика". Первые философские учения содержат в себе зародыш этической мысли (Ге­раклит, Фалес, Демокрит и т.д.). Как наука этика возникает в IV в.до н.э., основателем которой считается Аристотель, создавший первый эти­ческий труд "Этика к Никомаху", являющийся систематизацией этического знания. Аристотель дал и имя этой науке.

Соотношение понятий "этика", "мораль", "нравственность". Термин "этика" происходит от греч. etos (характер, темперамент, нрав), которое Аристотель использовал для обозначения особого класса человеческих ка­честв (этических добродетелей), изучением которых занимается специаль­ная наука – этика.

Термин"мораль" по истории возникновения и по содержанию является латинским аналогом термина "этика": произошёл от лат. moralis (харак­тер, нрав) и служил для обозначения моральных качеств человека, изуче­нием которых по мнению римского мыслителя Цицерона (IV в.н.э.) должна заниматься наука под названием "моральная философия".

Этимология понятий "этика" и "мораль" однотипна, что объясняет их взаимозаменяемость в обыденной речи. В ходе развития культуры они приобрели различные смысловые значения: этикой называют науку, предме­том изучения которой является мораль.

В русском языке эквивалентом латинского слова "мораль" и гречес­кого "этика" является термин "нравственность", который часто в обыденной речи отождествляют с понятием "мораль". В научном языке под мо­ралью принято понимать идеальный мир должного поведения человека, ре­гулируемого и определяемого высшим нравственным законом и фиксируемого на уровне морального сознания (мир должного). Нравственность-это ре­ально существующие отношения между людьми (нравы), существующая нравственная практика (мир сущего), в которой отступления от норм и принципов морали выступает как противоречивая реальность нашей жизни.

Предмет и особенности этики как науки. Предметом этики как науки является выяснение происхождения, сущности и специфики морали, закономерностей её исторического развития, анализ этических систем и изучение прикладных проблем этики (профессиональная этика, этика семей­но-брачных отношений, этика общения, этикетная культура и т.д.).

Этика как наука обладает своими особенностями, связанными со спецификой исследуемого ею объекта – морали. Этими особенностями является:

1) эмпирический характер этики: связан с необходимостью описания ею реальных нравственных отношений (бытующих нравов).

2) теоретический характер этики: связан с задачей выяснения воп­росов происхождения, сущности и специфики морали.

3) нормативность этики: связана с тем, что, объясняя мораль, поднимая обыденное моральное сознание на более высокий уровень обобщения, систематизируя обыденные знания о нравственности, этика выступает элементом самой морали, выполняет ценностно-ориентирующую функцию, отве­чая тем самым на вопросы о том, как должен поступать человек.

Значение этики. Этическое знание призвано оказывать влияние на моральное сознание человека с целью улучшения его поведения, его взаимоотношений с другими людьми, с окружающим миром.

Тема 2. Возникновение морали и её историческое развитие

Нравы и обычаи родового строя. Община-первая форма социальной орга­низации. Существование человека в рамках общины первоначально регулировалось с помощью запретов (табу) на определённые виды поведения. На основе табу сложились обычаи и традиции, которые существенно отличаются от норм морали по способу регуляции:

-обычай территориально ограничен, моральная норма всечеловечна;

-обычай конкретен в предъявлении требований, моральная норма универсальна;

-обычай опирается на авторитет общественного мнения, моральная норма на понимание добра вообще;

-обычай выступает формой внешнего принуждения, моральная норма требует от человека внутреннего согласия с ней;

-обычай не предоставляет человеку свободы в выборе поступка; мо­раль требует свободного поступка.

Ряд норм регулировал отношения между общинами. Одним из правил межоб­щинного общения являлся обычай кровной мести.

Разложение родового строя и возникновение морали как формы общест­венного сознания. Разложение первобытнообщинного строя и индивидуали­зация общественной жизни требовала индивидуальных средств нравственной ориентации. Эти средства предложила обществу мораль, сформулировав но­вый всеобщий, универсальный принцип поведения, зафиксированный вначале в массовом сознании, а затем в религиозных и философских текстах. Этим принципом явилось "Золотое правило нравственности": поступай по отно­шению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе", явившееся свидетельством возникновения морали как формы общест­венного сознания, причинами появления которой являются:

-разделение труда;

-появление имущественного неравенства;

-расширение географии человеческих отношений;

-появление отрицательной реакции на нравы властьимущих;

-индивидуализация общественной жизни;

Возникновение социально неоднородного общества обусловило появление потребности в согласовании индивидуальных интересов людей с интересами общества. Мораль явилась способом удовлетворения этой потребности, на­ряду с правом и религией.

Возникновение христианства как факт морального прогресса. Появление морали, явившись огромным скачком в духовном развитии человечества, нашло своё отражение в христианской религии, предложившей программу нравственного совершенствования через постижение идеи Бога, помогая тем самым морали регулировать отношения между людьми в социально неод­нородном обществе. Христианство через тексты Библии предложило свой механизм регуляции поведения, понятный широким массам:

1) провозгласило идею нравственного равенства;

2) уделило большое внимание отдельному человеку, его душе, заложив основы гуманизма;

3) призвало человека приподняться над повседневностью своего существования и обратить свои помыслы к духовному совершенствованию;

4) предложило человечеству моральный идеал очень высокого порядка в образе Иисуса Христа;

5) сформулировало простейшие нравственные правила (десять заповедей).

Христианство, являясь фактом морального прогресса, всё же не смогло реализовать свои глубинные возможности в рамках средневекового общест­ва.

Нравственная регуляция эпохи Средневековья. Средневековое общество представляло собой систему жёстких социальных зависимостей на основе сословно-корпоративных связей. Неотъемлемым индивидуальным свойством средневекового человека являлась его принадлежность к определённому сословию (дворянскому, рыцарскому, крестьянскому и т.д.), каждое из которых имело строгий набор правил поведения по отношению к его предс­тавителям, Сословный статус определял место каждого в социальной иерархии, его образ жизни, привилегии и т.д. Это привело к формированию особого типа сословно-иерархической морали, основой которой являлось:

1) представление о справедливости как о воздаянии людям в зависи­мости от их сословной принадлежности;

2) жёсткая регламентация поведения в рамках определённого сосло­вия, что являлось свидетельством относительности моральных норм в средневековом обществе.

Разрушение сословного деления общества и изменения социально-экономического характера способствовали формированию нового типа нравствен­ных отношений в буржуазном обществе, пришедшем на смену феодальному.

Буржуазная мораль и её основные черты. Индивидуализация общественной жизни в период зарождения буржуазных отношений создала равные возмож­ности для всех, независимо от социальной принадлежности, в получении экономической независимости и достижении жизненного успеха. Это приве­ло к формированию нового типа нравственных отношений (буржуазной мора­ли), основными чертами которой являлось:

1) равенство всех в выполнении нравственных требований, независи­мо от социального статуса;

2) нравственная автономия индивида (возможность поступать в соответствии с собственными убеждениями).

Становление морали индивидуалистического типа привело к формированию нового идеала человека, который благодаря собственным усилиям, трудо­любию, мог добиться успеха в жизни. Появилось особое отношение к мора­ли как к полезной вещи: стало выгодным быть честным, порядочным и т.д. Принцип утилитаризма в буржуазную эпоху стал основным принципом нравс­твенного существования, в утверждении которого немаловажную роль сыг­рала протестантская религия.

Основные принципы протестантской этики. В формировании человека бур­жуазного общества протестантская религия оказала большую идеологичес­кую помощь. Основываясь на концепции спасения души, обрести которое человек способен только в том случае, если в земном существовании бу­дет вести образ жизни, угодный Богу, протестантизм призывал человека к следующему:

1) систематическому и неустанному труду в рамках своей профес­сии-призвания;

2) мирскому аскетизму (ограничению в использовании богатства для личных удовольствий и нужд);

3) неограниченному накоплению капитала и использованию его для устроения социального космоса в угоду Бога (т.е. для процветания дела).

Протестантская религия способствовала формированию автономной личнос­ти, считающей труд главной целью жизни и возлагающей надежды только на себя, что в конечном итоге помогло ряду западноевропейских стран добиться определённых успехов в экономическом развитии.

Индивидуализация общественной жизни и научно-техническое развитие, являющиеся несомненными достижениями человечества, привели к появлению определённых нравственных проблем в современном обществе.

Нравственные проблемы современности. Развитие науки и техники в 20 ве­ке привело к возникновению ряда нравственных проблем, характерных для современного мира:

– создание оружия массового уничтожения (ядерного, химического, биологического) привело к возникновению угрозы уничтожения всего живого, повысив тем самым ответственность учёных за последствия своих изобре­тений;

– развитие промышленного производства, являясь причиной загрязнения окружающей среды, и неограниченная добыча природных ресурсов привели к возникновению проблем экологического характера, требующих от человека выработки нравственных императивов, регулирующих его взаимоотношения с природой;

– внедрение науки в глубинные биологические процессы породило ряд проблем биоэтического характера (пересадка органов, клонирование, эв­таназия, проблема существования неполноценных детей и т.д.).

Индивидуализация общественной жизни и реализация идеи ценности отдельной личности в ХХ веке привела к гипертрофии интересов индивида, вытеснив почти полностью из сознания общинно-коллективистскую ориентацию, что привело к снижению уровня духовности, потребительскому отно­шению к жизни, снижению ценностного статуса семьи, сексуальному раскрепощению и т.д.

Существование проблем нравственного характера в современном обществе не исключает фактов, являющихся признаками повышения уровня морального сознания человечества и его прогрессивного развития. Признаками су­ществования нравственного прогресса являются следующие:

  • расширение сферы применения морали (распостранение её на межгосударственную, внутриполитическую и юридическую сферы);

  • возрастание уровня гуманистического потенциала (обсуждение проблемы смертной казни, провозглашение неотчуждаемых прав и свобод человека, проповедование принципа ненасилия, экологическое движение и т.д.)

  • повышение нравственного уровня каждой отдельной личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие по библиографическим дисциплинам для студентов заочного отделения специальности 050418

    Учебно-методическое пособие
    Б59 Библиографическая деятельность библиотек : учебно-методическое пособие по библиографическим дисциплинам для студентов заочного отделения специальности 050418 «Библиотековедение и библиография» / сост.
  2. Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности 071202 «Библиотековедение»

    Методические указания
    Задача курса «Библиографоведение» состоит в приобщении студентов колледжа к новому содержанию и формам в теории, методике, и организации библиографической деятельности.
  3. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения

    Методические указания
    Стороженко С. Н. Криминалистика: методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения/ С.Н.Стороженко. – Мн.
  4. Тематика семинарских занятий для студентов очной формы обучения 11 тематика семинарских занятий для студентов заочной формы обучения 13

    Тематика семинарских занятий
    Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
  5. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин фтд. 01. 06 Для студентов заочной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Аспекты профессиональной этики и норм поведения: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. И.В. Савосин; Кузбас. ин-т экон.

Другие похожие документы..