Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Система целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Федеральной целевой программы развития образования на ...полностью>>
'Документ'
У каждого, даже самого благополучного человека, всегда есть те или иные проблемы. Они кончаются только тогда, когда «кончается» сам человек. Однако о...полностью>>
'Документ'
Метою зовнішнього незалежного оцінювання із всесвітньої історії є оцінювання рівня сформованості історичної компетентності випускника школи, визначен...полностью>>
'Презентация'
Вольфсбург / Флоренция, март 2010 г. Известно, что порядка 500  автовладельцев выбрали первое поколение Touareg. Это самый популярный в мире внедорож...полностью>>

Кафедра радио и телевидения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кафедра радио и телевидения


1. Природа и коммуникативные особенности телерадиожурналистики.
2. Выразительные средства телерадиожурналистики.
3. Персонификация информации на радио и телевидении.
4. Современные тенденции развития телерадиожурналистики.
5. Основные этапы развития отечественной телерадиожурналистики
6. Типология и классификация современных СМИ.
7. Основные тенденции формирования и функционирования электронных СМИ.
8. Система жанров телерадиожурналистики.
9. Новые технологии телерадиовещания и их влияние на практику ТВ и радио.
10. Телерадиожурналистика: литература вопроса.
11. Телерадиожурналистика в социокультурном развитии общества.
12. Драматургические принципы создания аудиовизуального произведения.

1.Природа и коммуникативные особенности телерадиожурналистики.

По учебнику Васильева, Петрова «Курс радиотелевезионной журналистики»

Радиожурналистика - чрезвычайное эффективное средство организации и восприятия аудитории, формирования общественного мнения. Очевидно, что в современном мире общественные вкусы и предпочтения, кумиры толпы и модели поведения определяются главным образом электронными СМИ.

Информация – есть классическая основа журналистики.

Радио и телевиденью в сегодняшних СМИ принадлежат бесспорные приоритеты. И объясняется это отнюдь не высоким качеством вещания, не выдающимися радиотелевизионными персонажами, не глубинной публицистических обобщений, не точностью оценок аналитиков. Дело в другом – в уникальных особенностях природы аудиовизуальных СМИ.

Природа радиовещания (7мая 1895 года Попов – день радио) - акустическая: осуществляется в звуке, и только звуке. В этом заложены огромные преимущества радио («Слова – произвольные знаки мыслей, а буквы произвольные знаки слов. Поэтому путь от чтения к переживанию оказывается боле далеким чем от слушания» Дю Бо французский философ) и некоторые его ограничения (слуховое восприятие – толчек воображению, но нет картинки).

Телевиденье сделало шаг в этом направлении, введя в оборот массовой коммуникации изобразительный ряд.

Телевезионная природа – аудиовизуальна. Два технических достяжения: «великий немой» (так называли в кино) и «великий невидимка» (радио) должны были соединиться, чтобы возникло ТВ, которое реализуется не только в звуке, но и в изображении.

Перед обществом открылись более естественные способы получения информации, включающие звукозрительную конкретность и первичную образность мира.

Наличие этих уникальных свойств позволяет радио и ТВ донести до массовой аудитории достаточно оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию.

Журналистика как род деятельности, как социальный институт имеет единственное предназначение – регулирующее и преобразующее воздействие на жизнь общества, его развитие. Но способы реализации этой основной социальной цели отдельными СМИ различны.

Они зависят от природных возможностей каждого канала СМИ, проявляются:

  • в специфики языка,

  • коммуникативной форме сообщения,

  • механизме доставки информации.

Процесс коммуникации:

Объект коммуникации (дейст-ность, отраженная в журналистском произведении) -- Канал связи(способ передачи инф.) -- Аудитория (восприятие инф. реципиентом)

Это дает возможность проследить, как специфические особенности телерадиовещания проявляются в каждом из трех звеньев этой цепочки.

  1. Особенности электронных СМИ обнаруживают – подвижность, способность эволюционировать, претерпевать количественные и качественнее изменения в соответствии с развитием технических возможностей и социально-полтического движения общества.

  2. Значение в предложенной схеме коммуникативного процесса среднего звена является основным, влияющим и на аудиторию, и на объект информации

Но прежде всего способ передачи инф-ии определяет Коммуникативные особенности СМИ:

  1. Массовость.

  • Электронная журналистика – техническое и программное совершенствование

  • Рост новых теле- и радио– студий

  • Такая коммуникативная характеристика – как доступность ТВ и радио.

  1. Доступность. Сначала трактовалась как – понятность (можно, даже если не умеешь читать - смотреть и слушать), потом как вездесущность – особенно всепроникающая способность радио (чел. В пути и т.д.), теперь еще и как – дешевизна.

  2. Оперативность – быстрота введения фактов и событий текущей действительности в оборот массового общения, ускоряя социальное движение общества, определяется уровнем развития техники и информационными потребностями личности по мере ее социолизации и политизации.

  3. Регулярность. Сейчас децентрализация вещания привела к реализации специфических особенностей радио, в итоге регулярность вешания была преобразована в непрерывность, перманентность коммуникативного процесса. Принцип регулярности – сохранился в отношении конкретных передач внутри канала.

Особенности восприятия эфирной информации определены ее звуковым характером.

Особенности восприятия эфирной информации аудиторией:

1.Так важнейшим компонентом процесса вербального общения, лежащего в основе радиовещания является слушание – опосредованное смысловое восприятие речевого сообщения, которое основано на активном включении реципиента в общение. Отличается от слышания – так как оно происходит без целенаправленного слушания, только за счет рабочего состояния слухового аппарата человека. Практикой радиовешания набраны профессиональные приемы, направленные на активизацию слушательского внимания:

  • Стилистические приемы (прямое обращение, вопросительные фразы, цитаты и т.д.)

  • Монтажные (чередование слова и музыки, слова и «аудиокартинки», мужского и женского голосов и т.п.)

  • Паралингвистические (смена тембра, темпа, ритма, включение пауз и т.п.)

Радио - как сопутствующая «фоновая» деятельность. Теперь тенденция и у ТВ – так называемое «кухонное телевиденье» (смотрится между делом).

2. Камерность – интимизация общения связи с ростом радиоприемной аппаратуры. Активизирует процесс персонификации – усиление личностного начала в современном вещании.

3. Мимолетность (секвентность). Эта особенность телерадиовещания отражает невозможность для слушателя ни остановить ни замедлить поток информации, ни вернуться к тому, то ускользнуло от внимания, то есть создаются условия, характеризуемые одновременностью (симультаностью) звучания, восприятия и осмысления сообщения.

ДОП. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ДОП. ВОПРОСОВ

Телевиденье – Б. Л. Розинг (преподователь Петербургского технологического университета) 1907 г. – запатентовал технические принципы электронного ТВ.

Регулярное «видение по радио» в Москве 1934г. Ленинграде – 1938г.

2.Выразительные средства телерадиожурналистики.

По учебнику Васильева, Петрова «Курс радиотелевизионной журналистики»

Больше о РАДИО

Основным средством реализации акустической природы радиовещания явилось звучащее слово. Устное слово в электронных СМИ и на радио – особая репрезентативная роль. Радиовещание существенно усиливает функциональную нагрузку таких речевых характеристик, как:

  1. Качество голоса

  • Дикторское слово – информация индифферентная по отношению к автору. Как правило – официальный характер

Актерское слово

  • Актерское слово – впитав традиции театра и кино, оно в эфире служит созданию образа, усилению внутренней драматургии действия (радио –аудиокниги, в рекламных блоках)

  • Слово журналиста – журналист сам написал сам рассказал, либо элемент экспромта провоцируемый необходимостью немедленного описания и отценки ситуации( прямые включения и т.д.). Как выразительное средство – оно наиболее репрезентативно в информационно-аналитических программах – подчеркивает личную позицию автора.

  1. Диапазон тона

  2. Резонанс

  3. Темп речи

  4. Паузы

  5. Остановки

  6. Паразитирующие звуки

Освободив слово от кодовых оков письменности, радио и телевиденье вводит в оборот массового общения все интонационное богатство человеческой речи, чем существенно расширяет арсенал своих выразительных средств:

  1. Интонация способна:

    • Выделить главное. Устранять помехи вызванные восприятием побочной, сопутствующей информации, увеличивая количество семантически значимой информации.

    • Убеждать. Через эмоциональность и экспрессивность речи усиливать пропагандистский эффект общения.

    • Оптимизировать общение, участвуя в создании его психологического фона (психологического контакта с собеседником, слушателем)

2. Прямые обращения к слушателям, зрителям. Стремление к разговорности, доверительности общения – это оживляет контакт со слушателями, помогает удержать его внимание при достаточно продолжительном времени вешания.

3. Вопросительные фразы- тоже прием активизации слушательского внимания, подчеркивание главных мыслей.

По книге Е.П.Почкай (в смысле, Елены) «Технология СМИ», 2000

Больше о ТВ

Визуальная основа телевидения. Выразительные средства:

1.Звук и изображение. Слово, музыка, шумы, спецэффекты.

А) Диалоги:

  • замкнутые (собеседники ведут междусобойчик, зритель только наблюдает),

  • разомкнутые (откровенно направлены на зрителя). Комментарий – выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу факта или события.

  • Закадровый текст. в очерковых жанрах закадровый текст и видеоряд формируют единый образ.

Есть общие правила решения словесно-изобразительных задач:

  • изображение должно соответствовать слову, если нет прямой задачи их противопоставить

  • словесный ряд не должен повторять изображение, не надо перечислять видимые и узнаваемые зрителем объекты, описывать видимые ситуации

  • слово должно давать достаточную инфу, называть имена героев, их статус, называть непонятные объекты, предметы

  • в слове должны быть выражены основные проблемы, идеи

  • словесная информация не должна быть шире изобразительной и наоборот

Б) Музыка

Функции музыки: информативная, психологическая, эстетическая. Фоновую роль играет случайная музыка, содержательную – если является компонентом действия, движущей силой структуры произведения.

Формирует зрительское восприятие времени, оформляет начало и конец передачи, сюжета. Музыкальные позывные, отбивки, заставки. Музыка интенсифицирует восприятие изображения, дает ощущение более полного отображения жизни.

Г) Шумы

Придают изображению жизненную правдивость. Закадровые и внутрикадровые (синхронные, они же - интершумы). Тишина также является мощным выразительным средством.

Звуковая перспектива – создается с помощью увеличения/уменьшения интенсивности звука. Бывают звуки громкие, но далекие.

Звуковой план – общий (шум толпы, среда действия героев), средний (оптимальный для диалога), близкий (сфера внутреннего мира человека).

Спецэффекты – микширование: плавная форма перехода от одного звукового отрезка к другому путем затухания одного сигнала. Наложение музыки и шумов. Изменение скорости прокручивания пленки.

2.Композиция кадра – эстетическое осмысление объемных и линейных элементов, их подбор, группировка, последовательность.

Основные элементы композиции:

  • граница кадра,

  • сюжетно-композиционный центр,

  • перспектива изображения,

  • масштаб,

  • ракурс,

  • движение.

Кадры можно накладывать друг на друга, кашировать – обрезать. Мозаика позволяет разложить изображение на множество цветных квадратов.

Правила работы с кадром:

  • Границы кадра не должны обрезать людей точно по суставам – по шее, талии, локтям или коленкам. Нельзя, чтобы человек прислонялся к рамке кадра или садился на нее.

  • Центр интереса, фокусировки внимания, должен располагаться на расстоянии от рамки в 5/8 ее длины.

3.Масштаб изображения и композиция – общий, средний и крупный (лицо) планы.

Деталь, лицо, голова – портретный план,

Крупный план – голова и плечи,

Средне-крупный – фигура до верхней половины груди,

первый план – до пояса,

средний план – ¾, фигура до колен,

Средне-общий – фигура целиком с небольшим пространством вверху и внизу,

Общий – фигура занимает от ¾ до ½ высоты экрана.

Ракурс – в переводе с фр. Сокращать, укорачивать. Передает разноудаленные от объектива части предмета в разных масштабных соотношениях, искажая их привычную форму в соответствии с законами построения перспективы.

Ориентация в пространстве – самая очевидная роль ракурсной съемки.

Виды съемки:

  • панорамная съемка, движение за объектом,

  • трансфокаторная съемка (осуществляются наезды, отъезды, приближая и удаляя объекты с помощью одной кнопки на видеокамере).

По двухтомнику «Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат», факультет журналистики СПбГУ, 2002, часть 1

Виды монтажа:

Технический – механическое соединение отснятых кусков киноленты.

Конструктивный – осмысленное соединение кадров таким образом, чтобы между ними существовала очевидная связь.

Художественный – соединение кадров, которое обеспечивает их образную связь.

Параллельный – соединения кадров, отснятых в разное время в разных местах, чтобы выявить взаимосвязь двух различных действий, происходящих одновременно.

Перекрестный – чередование двух или нескольких действий, которые показываются как параллельные, хотя в действительности могут происходить и не одновременно.

Ассоциативный – его цель – выявление внутренних субъективных связей.

4.Цветовая палитра.

Настройка камеры на цветовую температуру главного источника цвета осуществляется с помощью баланса белого. Для этого оператор просит подержать перед камерой белую бумажку. И делает наезд.

Цвет может решать и пространственные задачи. Психологически нам кажется, что:

  • красно-оранжевые и желтые тона располагаются ближе,

  • а синие, голубые и зеленые – дальше.

Есть еще эмоциональная или эстетическая функция цвета:

  • Чистые цвета вызывают положительные эмоции, смешанные – ощущение перехода, напряжения.

  • Пластическая образность экрана.

5. Свет – это первоэлемент изображения. Функции света:

  • информационная (это значит, все видно, простите за тривиальность),

  • пространственная (видно, какой длины тень, теоретически можно узнать, который час:).

  • Свет несет эмоциональную нагрузку и выявляет цветовую палитру.

Немного физики. Свет – это поток лучистой энергии. Световой поток измеряется в люменах.

Освещенность – это поверхностная плотность светового потока, Освещение бывает:

  • светотеневое – в ясную погоду

  • бестеневое – в пасмурную и локальное – в сумерках под фонарем.

  • Силуэтное получается, когда освещена только глубина пространства, а объекты на переднем плане затемнены.

Виды света:

  • Рисующий свет выявляет форму, самый яркий.

  • Заполняющий свет или подсветка – уменьшает глубину теней и создает световой баланс – соотношения яркости света и тени,

  • контровой свет или контражур – отделяет объект от фона, освещает сзади и находится чуть выше объекта чтобы не попасть в кадр.

  • Моделирующий свет – узкие пучки света линзовых приборов, получаются пятна и блики которые лучше подчеркивают ощущение объема и психологическое состояние героя.

  • Фоновый свет – ставится так, чтобы можно было снимать общие, крупные и средние планы без перестановки осветительных приборов.

  • Эффектный свет – способы обозначения в кадре отраженного источника света. Свечи, костер, солнце, свет цветной наружной рекламы пятнами лежащий на лицах и т. д.

  • Динамический свет – эффектный свет в движении.

Радиогазета РОСТА 1920 гг

3.Персонификация информации на радио и телевидении.

По «Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат», факультет журналистики СПбГУ, 2002, часть 1

Телевидение – самая персонифицированная область масс-медиа. Образ информатора обязательно должен соответствовать содержанию сообщения. Психика человека стремится к очеловечиванию (антропоморфизм мифов), поэтому на экране постоянно будет нужен человек.

Эрих Фромм в своем фундаментальном труде «Анатомия человеческой деструктивности» пришел в таким выводам относительно человеческих потребностей (все они стратегически важны для современных СМИ):

  1. потребность в общении. Изолированный от общества человек утрачивает культурные стандарты.

  2. в творчестве. Это невозможно без поиска идеального, без стремления к возвышенному.

  3. в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия. Каждый хочет осознавать себя определенным звеном в цепи рода человеческого.

  4. стремление к уподоблению или поиску объекта поклонения. Нужна система ориентации, которая дает возможность сопоставить себя с каким-то признанным образцом. Этот образец чел ищет в ближайшем окружении. Экран зримо воплощает человеческие представления об идеале. Индивид живет в мире противоречивых мотивов, стремлений и ожиданий. Ему необходимо соотносить свое поведение с персонифицированный образцом: в основу персонификации, как правило, закладывается психологический тип личности.

  5. стремление познания и освоения мира. Человек тянется к познанию, к постижению себя через мнения и взгляды других.

Имена самых архаичных персон, примеры:

    • Владимир Шнейдеров, с которым долгое время ассоциировался телевизор вообще, и Юрий Левитан: «Внимание! Говорит Москва» (в годы войны).

    • Игорь Кириллов – ведущий программы «Время», в 70-е годы, когда были не ведущие, а дикторы, проще было представить себе ТВ без программы «Время», чем его – без галстука.

В 70-е делались только первые шаги на пути персонификации.

Поначалу индивидуальностями стали международные комментаторы, примеры:

  • Александр Каверзнев олицетворял журналистику размышления.

  • Генрих Боровик – аскетичное лицо, отточенные иронические фразы, он верит в интеллект зрителя и зритель благодарен ему за это.

Дальше персонифицировались просветители. Все зависело от индивидуальных черт личности и массового представления о ней, которое складывалось после просмотра программы. Примеры:

  • Сергей Капица в передаче «Очевидное-невероятное» - типичный ученый.

  • Элеонора Беляева, «Музыкальный киоск» - типичный представитель мира искусства.

  • Юрий Сенкевич, «Клуб путешественников» - характерный путешественник.

Перестройка обрушила на людей шквал невиданных по творческим решениям передач. Прямой эфир «Теледебатов», «600 секунд», неторопливые размышления-комментарии Коновалова в «Пятом колесе». Перестроечная журналистика создает новую жанровую ситуацию – целые блоки сюжетов формируются из «разговоров», говорящие головы канули в небытие.

Персонификация усилилась благодаря тому, что с середины 80-х ТВ все больше обращается к «живым», без предварительной записи, телепередачам. Почти повсеместно на смену дикторам пришли ведущие.

Молодежь получила своих лидеров мнений в программе «Взгляд» с 1987 года:

  • Листьев – внимательный и вдумчивый собеседник,

  • Любимов – немного сноб, но пытливый и эрудированный, Захаров – типичный «ботаник»,

  • Политковский – наиболее демократичный из всей четверки, с имиджем вездесущего репортера.

Позже, в 90-е, во «Взгляде» работал дуэт А. Любимов – С. Бодров.

Потом началась эпоха «звездных» новостей:

  • Первой заблистала Татьяна Миткова в «Вестях». Напористая брюнетка, броские пиджаки, «барабанный» темп речи, категоричность суждений.

  • Михаил Осокин – его манера близка к дикторской, его цель – точно и адекватно донести информацию, внешний облик традиционен, как бы подчеркивает стремление самоустраниться, улыбка – и понимаешь, что все остальное – только необходимый фон.

  • Образ Светланы Сорокиной не просто индивидуален, он уникален, тем, что развивал идею «человеческого фактора», людской общности, сопричастности.

Типы ведущих на радио:

  • Собеседник – этот тип более всего тяготеет к личностному общению. Предполагает обращение к конкретному зрителю. Передача его ориентирована на беседу, понимание, консенсус.

  • Лидер – тип молодого, современного ведущего. Его мнение уже сформировано под слиянием полученной информации. Сообщения нередко выстраиваются под позицию автора. Нет места для сомнений и раздумий. В его программах минимум комментариев, анализа, аргументации. Рискует сделать аудиторию ведомой.

  • Скептик – самый распространенный и модный сегодня тип ведущего. Внешне холодноватый, отстраненный тон. Ирония – главная эмоция, она варьируется от легкой усмешки до жесткого сарказма. Популярность этого имиджа – в его созвучии типичному на данный момент состоянию масс.

ДОП. ВОПРОС. С кого был списан образ Юрия Сенкевича?

Юрий Сенкевич, «Клуб путешественников» - характерный путешественник, с отблесками славы Тупа Хейердала, т.к. был его другом и соратником по некоторым экспедициям.

4. Современные тенденции развития телерадиожурналистики.


Двухтомник «Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат», факультет журналистики СПбГУ, 2002, часть 1

Новые технологии в современном теле- и радиовещании

Сегодня радио и ТВ, помимо основных свойств (информация, просвещение, воспитание. и др.), выполняют множество, необычных для СМИ:

1. Радио - будильник, спутник в автомашине ( пробки)

Непосредственность ТВ, как и радиовещания, определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации.

2.ТВ: развитие цифровых видео технологий на базе комов. Цифровые технологии вытесняют аналоговую запись и линейный монтаж. Преимущества очевидны: удобство монтажа. Совр.цифр.монтажная аппаратура позволяет быстро найти нужный кадр, зафиксировать в компе планы, которые предполагается использовать для монтажа и вывести их на экран монитора.

В результате режиссер способен производить монтаж быстрее. Точно так же монтируется и звуковой ряд. Созданы универсальные системы для нелинейного монтажа, которые позволяют работать с оперативно поступающей информацией. Это позволяет журналисту самому быстро осуществлять выбор отснятого материала.

3.Глобальность. Благодаря спутниковому ТВ создается единая информационная сеть.

Отсюда – обмен контентом. (фильмы BBC на Первом, мультики, сериалы). Страны закупают программы.

Новые технические средства дают возможность более широкого и быстрого доступа к значительному кол-ву информации.

Глобализация информационного пространства и ее последствия.

Развитие радиовещания и спутникового ТВ, создание компьютерных сетей, расширение почтовых, телеграфных и иных услуг и другие достижения техники привели к возникновению единого глобального информационного пространства. Глобализация привела к ряду социально-правовых последствий:

  • фактический отказ мирового сообщества от признания нового международного информационного порядка и поддержка концепции “свободного потока информации”

  • игнорирование государственных границ при распространении информации, национальных норм и законов о СМИ

  • широкомасштабное “пиратство”, игнорирующее права авторов и владельцев информации

  • унификация культур, информационный империализм и экспансия развитых стран в СМК других стран

  • информационный паразитизм.

Интерактивность – привлекательность ее в том, что зритель как бы получает возможность управлять теленовостями, то есть смотреть то, что интересно именно ему, с помощью телевизионных звонков зрители отбирают сюжет дня и шесть выбранных сюжетов за неделю составляют итоговую программу.

Журналисту интерактивность помогает корректировать тематику репортажей и отслеживать эффективность. Продвинутые каналы и телерадиокомпании обзаводятся интернет-сайтами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Санкт-Петербургский государственный университет Факультет журналистики Кафедра радио и телевидения

    Лекция
    Данные лекции были прочитаны студентам, занимающимся в спецсеминаре «Изобразительное решение аудиовизуального произведения», но, думается, они будут полезны всем, кто готовится к работе по созданию аудиовизуального продукта в любой
  2. Телевидение: Страницы истории

    Документ
    Становление и развитие отечественного телевидения в воспоминаниях одного из его многолетних руководителей. Автор полутора десятков монографий и учебных пособий по теории и истории тележурналистики впервые выступает как мемуарист,
  3. Інститут електроніки та систем управління Кафедра радіоЕлектронних комплексів Прокопенко Ігор Григорович

    Документ
    іінженера служби радіонавігації і радіолокації навчального радіополігону (1972-1977), асистента кафедри радіоприймальних пристроїв (1977-1985), доцента кафедри технічної експлуатації авіаційного радіоелектронного обладнання (1985-1987),
  4. Кафедра физиологии животных фгоу впо мгавмиБ имеет всемирно известные научные традиции. О её научных школах, учениках этих школ знают далеко за пределами России

    Документ
    Кафедра физиологии животных ФГОУ ВПО МГАВМиБ имеет всемирно известные научные традиции. О её научных школах, учениках этих школ знают далеко за пределами России.
  5. Кафедра Экономического Анализа и Аудита курсовая

    Курсовая
    Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана

Другие похожие документы..