Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Із змінами і доповненнями, внесеними постановами Кабінету Міністрів України від 5 квітня 2006 року N 459, від 16 листопада 2006 року N 1618,від 25 ли...полностью>>
'Лекции'
В соответствии с учебным планом студенты специальности «Управление персоналом» Гуманитарного факультета ТПУ изучают курс «Организация труда персонала»...полностью>>
'Реферат'
3.1. Обоснование необходимости использования дополнительных показателей с целью повышения объективности оценки кредитоспособности заемщика в коммерче...полностью>>
'Вопросы к кандидатскому экзамену'
Природа и основные стратегии её научного познания в Новое время: а) формирование математического естествознания: Г.Галилей, И.Ньютон; б) становление ...полностью>>

Проблемы и перспективы (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СОЦИОЛОГОВ

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Материалы межрегиональной школы-семинара

молодых ученых

Уфа, 27 июня 2008 г.

Уфа, «Гилем» 2008

УДК 351.84

ББК 66.011.6

Р 74

Редакционная коллегия:

канд. социол. наук Р.М. Валиахметов (отв. редактор)

канд. ист. наук Г.Ф. Хилажева,

Л.Ш. Абдеева, Б.А.Муратов, А.Х. Мусина,

Г.Х. Салимгареева, Д.Г. Ягафарова

Демографическое развитие России: проблемы и перспективы: Материалы межрегиональной школы-семинара молодых ученых (Уфа, 27 июня 2008 г.)/Отв. ред. к.с.н Р.М. Валиахметов. — Уфа: Гилем, 2008. — 276 с.

ISBN 978-5-7501-0998-2

В сборнике нашли отражение материалы межрегиональной школы-семинара молодых ученых «Демографическое развитие России: проблемы и перспективы». Авторы статей раскрывают вопросы российской демографической политики, миграции, рождаемости, семейно-брачной ситуации и др.

Издание адресовано специалистам-демографам и социологам, научным работникам и преподавателям, аспирантам и студентам, а также всем, интересующимся вопросами демографии и социальной политики.

ISBN 978-5-7501-0998-2 © Издательство «Гилем», 2008

© Коллектив авторов

Уважаемые участники

межрегиональной школы-семинара молодых ученых!

Проводимое мероприятие стало доброй традицией для Академии наук Республики Башкортостан и имеет целью обмен опытом и научными идеями между представителями молодого поколения научного сообщества республики и ведущими учеными.

Год от года растет популярность, значение и уровень проведения школы-семинара. В нынешнем, 2008 году, он организован в тесном сотрудничестве с Институтом социологии РАН и Российским обществом социологов (РОС) в рамках программных мероприятий Года социологии в России. Это обстоятельство позволило повысить статус школы-семинара – в этом году он стал межрегиональным.

Отрадно отметить, что наряду с представителями Башкортостана в работе школы-семинара принимают участие представители научных коллективов из таких регионов России, как Пермский край, Тюменская и Белгородская области, Республика Коми, а также Узбекистан.

Каждый год школа-семинар посвящает свою работу определенной научной проблематике. Как правило, это наиболее острые и актуальные для республики вопросы социального, экономического, общественно-политического и духовного развития. В этом году, объявленном Годом семьи в России и Годом социальной поддержки семьи в Башкортостане, основным тематическим направлением работы школы-семинара являются проблемы и перспективы демографического развития России и ее регионов. Актуальность данной проблемы очевидна. Можно говорить о том, что в последнее десятилетие ХХ века Россия вступила на путь демографической катастрофы. Она выражается в крайне низкой рождаемости и продолжительности жизни, высокой смертности, особенно среди мужского и сельского населения, очень высоком уровне разводов в семьях. С 90-х годов прошлого столетия население России не растет, а сокращается, причем очень быстрыми темпами. В Республике Башкортостан с 1993 года идет процесс естественной убыли населения, а с 2004 года наметилась негативная тенденция и миграционного оттока из республики.

В Башкортостане, как и в России в целом, необходимо создать оптимальные социальные и экономические условия для обеспечения высокой рождаемости, увеличения продолжительности жизни населения, с другой стороны, – сформировать механизмы, которые бы способствовали сокращению оттока местного населения за пределы республики, а также содействовали успешной адаптации мигрантов в республике. Решение поставленных задач, безусловно, возможно только при всестороннем и комплексном научном исследовании демографических процессов, протекающих в как в Российской Федерации, так и в отдельных ее регионах.

Широкое и всестороннее обсуждение этих вопросов на школе-семинаре должно не только обозначить проблемы, но и способствовать их практическому решению.

Желаю всем участникам школы-семинара продуктивной работы, творческих успехов и новых научных открытий!

А.М. Шаммазов,

Президент Академии наук

Республики Башкортостан

Глава I. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

P.M. Валиахметов,

к.с.н., директор ЦСПИ АН РБ

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИИ1

Демографическая проблема является одной из наиболее актуальных и острых в современной России. Будущее страны во многом, если не в определяющей степени, зависит оттого, насколько удастся восстановить численность и приблизиться к оптимальному уровню воспроизводства населения страны. Принятие Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., ряд мер, направленных на реализацию данной концепции и приоритетных национальных проектов России, являются первыми значимыми организационными и идеологическими шагами для преодоления демографического кризиса и построения социально-экономических основ и условий для постепенного и поэтапного выхода из этой ситуации.

Демографическое развитие Российской Федерации, по признанию специалистов, имеет много общих черт и признаков с общеевропейскими тенденциями, в числе которых старение населения, низкая рождаемость, нестабильность семьи, высокая доля рождений вне брака и т.д. Вместе с тем, по таким базовым критериям, как продолжительность жизни и уровень смертности, Россия имеет худшие показатели. Мы вынуждены констатировать не просто продолжающееся снижение численности населения страны, но и высокую смертность, особенно в сельской местности и среди мужчин трудоспособного возраста. Дальнейшее нарастание этих тенденций в сочетании с такими негативными явлениями и фактами, как рост имущественного неравенства и масштабов бедности, высокий уровень безработицы, сокращение социальных программ, услуг и гарантий резко обостряют как демографические, так и социальные основы развития. Положение еще более усугубляется значительным миграционным оттоком наиболее образованной и мобильной части населения страны.

По оценкам независимых национальных экспертов Представительства ООН в Российской Федерации, для демографического развития России характерны следующие особенности и тенденции:

  • рождаемость в России уже 40 лет не обеспечивает уровень простого воспроизводства;

  • смертность мужчин в трудоспособном возрасте столь же высока, как и сто лет назад;

  • с 1992 г. число умерших устойчиво превышает число рождений: убыль составила около 12 млн человек и была только на 5,5 млн компенсирована миграционным приростом;

  • сохранение таких тенденций, как низкая рождаемость и высокая смерт ность, может привести к тому, что численность населения России к началу 2025 г. сократится до 125-1 35 млн человек, к 2050 г. - до 100 млн;

  • возрастная и половая структура населения сильно деформирована, что влияет на воспроизводство населения; при низком показателе рождаемости число женщин репродуктивного возраста существенно сократится;

  • продолжающееся старение населения может привести к сокращению численности трудоспособной его части до 1 млн. в год уже к 2020-2025 гг.; при этом показатель иждивенческой нагрузки вырастет с 585 до 670-750 на тысячу трудоспособного населения, а к 2050 г. -до 900-1000, что может негативно повлиять на темпы экономического роста [1].

В последние два года в России произошел некоторый рост числа родившихся и сокращение числа умерших. Однако, эти позитивные изменения объективно пока не могут переломить ситуацию и существенно повлиять на демографическое развитие в целом. По мнению экспертов, даже если благоприятная динамика сохранится в ближайшие пять лет, убыль населения будет продолжаться. Одна из причин такого пессимистического прогноза заключается в том, что суммарный коэффициент рождаемости продолжает оставаться пока значительно ниже (1,3-1,4 рождений на 1 женщину) уровня, обеспечивающего воспроизводство населения (2,15). Еще одна негативная тенденция, которая проявляется в последние годы в России, это так называемые отложенные рождения, когда первых детей женщины предпочитают рожать после 25-30 лет. Эти обстоятельства, в свою очередь, ведут к такому феномену, как малодет-ность современных семей.

Сдерживающим фактором демографического развития является нерешенность многих социальных проблем населения. Негативные тенденции в социально-демографической сфере усугубляются проблемами здоровья, экономической и социальной нестабильностью, материальными трудностями, условиями жизни и т.д. В 2007 г. не хватало около 1 млн. мест в детских дошкольных учреждениях. Около двух трети населения России не удовлетворены своими жилищными условиями. Каждая четвертая семья проживает в плохих или очень плохих жилищных условиях, при этом не более 25-30% семей могут стать участниками программы ипотечного кредитования. Материнские и детские пособия в России, доля расходов на них в валовом внутреннем продукте (ВВП) и вклад в доходы семьи существенно ниже, чем в большинстве европейских стран. В 2005- 2006 гг. в России они составили всего 0,2-0,4 % ВВП, в то время как в соответствии с рекомендациями ЮНИСЕФ (Детского фонда ООН) эти расходы должны быть не ниже 2,5-3,5 % ВВП [2].

Следующей особенностью демографической ситуации в стране является тот факт, что Российская Федерация стала одной из немногих стран в мире, где продолжительность жизни в последние годы заметно сократилась. По этому показателю Россия отстает от наиболее развитых стран мира в среднем на 15-19 лет для мужчин и на 7-12 лет для женщин. Неблагоприятная ситуация с продолжительностью жизни в России определяется высоким уровнем смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и от внешних причин, особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Именно в этой трудоспособной возрастной группе наиболее рельефно и в самом негативно-трагическом виде проявляется феномен российской сверхсмертности. Среди других взаимосвязанных факторов, влияющих на уровень смертности, отмечены бедность, алкоголизм, курение, самоубийства, низкое качество медицинских услуг, насилие и дорожно-транспортные происшествия. В результате смертность трудоспособного населения России превышает аналогичный показатель по странам Евросоюза в 4,5 раза [3].

Сокращение численности населения, особенно трудоспособного, рассматривается как один из рисков социально- экономического развития и национальной безопасности страны.

Убыль населения в рабочих возрастах сковывает и тормозит наметившийся экономический рост. При дальнейшем нарастании негативных тенденций в рождаемости и смертности численность экономически активного населения к 2010 г., по расчетам специалистов Института макроэкономического прогнозирования РАН, сократится по сравнению с 2005 г. на 3,6. млн человек, а к '-015 г. - еще на 7 млн.. В этих условиях весьма проблематичным представляется достижение цели удвоения ВВП за десятилетие. Для поддержания темпов роста ВВП на нужном уровне необходимо не сокращение численности занятого населения, а его рост почти в 1,4 раза [4].

Таким образом, демографическая проблема напрямую связана с комплексным решением задач во многих сферах жизнедеятельности общества ь страны в целом. Она оказывает прямое влияние на экономическое развитие и благосостояние граждан, социальные и политические процессы в стране, ее конкурентоспособность, безопасность и стабильность. Нерешенность проблем или отсутствие контроля над негативными демографическими тендер циями непосредственно сказываются на ее статусе, весе и положении в мире,-

Концептуальный подход к демографической политике предполагает, щ наш взгляд, всесторонний учет и анализ всех очевидных и потенциальных фак^ торов, так или иначе влияющих на воспроизводство наделения. В самом широком контексте и, по существу, демографическая политика априори имеет ярко выраженный социальный характер. Поскольку демографическая политика тесно связана с конкретной социальной практикой, постольку все реформы в социальной сфере, также как и национальные проекты России, должны быть нацелены на решение проблем демографического развития страны. В этой связи уместно подчеркнуть, что реализуемые в настоящее время национальные проекты («Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК») стали не только новыми и востребованными инструментами социальной политики, но и перспективными практическими мерами с точки зрения постепенного улучшения демографической ситуации в стране. Более того, особая острота и актуальность снижения смертности, повышения рождаемости и оптимизации миграционной политики вызывает необходимость придания самой демографической политике особого статуса приоритетного национального проекта. Идеологическими основами и о травными точками подготовительной работы в этом направлении являются Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и разработанные соответствующие региональные и республиканские концепции, в том числе и в Республике Башкортостан.

Литература

  1. Демографическая политика России: от размышлений к действиям. М., 2008. С. 9.

  2. Демографические исследования. Выпуск 15: Демографическая и семейная политика. М., 2008. С. 15.

  3. Цели развития тысячелетия и национальные проекты – стратегический выбор России. М., 2006. С. 17.

  4. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (Минрегионразвития РФ). М., 2008. С. 14.

З.И. Еникеев,

д.ю.н., Председатель Комитета

Государственного Собрания — Курултая РБ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Работа на региональном уровне по улучшению демографической ситуации призвана служить важнейшим дополнением усилиям, предпринимаемым в этом направлении на федеральном уровне. Принимаемые на региональном уровне документы должны соответствовать Концепции демографической политики Российской Федерации, другим федеральным целевым программам, прямо или косвенно связанным с теми или иными аспектами демографической ситуации, реализуемым приоритетным национальным проектам, уже имеющимся законодательным актам в социально-демографической сфере.

Региональные программы должны в полном объеме учитывать специфику демографической ситуации субъектов Федерации. Это обуславливает необходимость в региональной демографической концепции, программе или ином стратегическом документе корректного анализа демографической ситуации, адекватного выявления причин, ее обуславливающих. От выявления причин негативной демографической ситуации зависит обоснование задач и направлений социально-демографической политики. Субъекты федерации и муниципальные образования зачастую не имеют соответствующего научного и кадрового потенциала для ведения этой работы. Актуальным является решение задачи развития научных исследований и подготовки кадров для реализации региональной социально-демографической политики.

Важная задача обеспечения реализации региональных демографических программ — согласование сопоставимой системы показателей анализа современной социально-демографической ситуации в регионах, целевых показателей, показателей мониторинга реализации социально-демографической политики, а также разработка целостной системы критериев и показателей, характеризующих демографическую безопасность. Для получения этих данных важно обратить внимание на совершенствование государственной статистики (не только демографической, но и статистики уровня жизни, бюджетных затрат на различные меры). Данные государственной статистики в современных условиях необходимо дополнять и уточнять результатами социально-демографических исследований, проводимых по единой программе и инструментарию (репрезентативных для различных типов семей в регионе). Это даст возможность дальнейшего обобщения результатов анализа изменения социально-демографической ситуации на федеральном уровне, сопоставлять эффективность политики, проводимой в разных регионах, своевременно корректировать меры с учетом их результативности.

В процессе реализации региональных демографических программ следует обращать особое внимание на их материальное, информационное и организационное обеспечение. Важно предусмотреть в программах проведение мониторинга социально-демографической ситуации, увязав изменение отдельных показателей с затратами. Это необходимо для своевременной корректировки предлагаемых мер или их дополнения для достижения поставленных целей.

Следует более полно учитывать задачи демографической политики при формировании региональных и муниципальных бюджетов. Нужно идти не от остаточных возможностей региональных и муниципальных бюджетов, а от обоснованных затрат, необходимых для достижения поставленных в Программах целей. Финансирование из регионального и муниципального бюджетов должно служить важным дополнением финансирования из федерального бюджета, сосредоточиваться на специфической региональной и муниципальной проблематике и относительной остроте отдельных проблем. Необходимо проведение социально-демографической экспертизы принимаемых решений в экономической, социальной и внутриполитической областях. При формировании соответствующих документов на стадии их подготовки и принятия в полной мере учитывать демографическую ситуацию и необходимость достижения целей государственной демографической политики.

В современных условиях фактор поведения самого населения в динамике демографических процессов приобретает все большее значение. Это самосохранительное поведение — ведение здорового образа жизни, регулярные занятия физической культурой, учет степени вредности продуктов питания и экологических условий, поведение на производстве, на дорогах, алкоголизм, токсикомания и наркомания, активная позиция самого населения, регулярность обращения в медицинские учреждения для профилактических осмотров, а не только для получения больничного листа и т.д. Это репродуктивное поведение — пропаганда ценности семьи с несколькими детьми, пропаганда толерантности к мигрантам, а также культурная адаптация и интеграция мигрантов в обществе. Важно регулярно в доступной форме информировать население, предупреждать его о возможных негативных последствиях поведения, приводящего к демографическому кризису. Актуальна задача разработки особой программы, направленной на пропаганду демографических ценностей, и ее реализации с учетом специфики социально-демографических групп и регионов (специальные воспитательные и учебные программы, социальная реклама, тематические программы в СМИ).

В обеспечении информационной поддержки проведения демографической политики необходимо регулярно и полно информировать население о ходе реализации демографической программы, о достигнутых успехах и имеющихся трудностях, а также о возможностях участия социально-демографических групп населения, как в получении отдельных видов поддержки, так и в активной реализации самой программы.

Усилия федеральных органов власти в области демографии в настоящее время разобщены. Вопросами социальной защиты различных групп населения занимается одно ведомство, вопросами детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, — другое, вопросами миграции — третье. В то же время отсутствует единая федеральная структура в системе органов исполнительной власти, на которую была бы возложена ответственность за реализацию демографической политики в целом.

Необходимо провести следующие мероприятия:

1. Государственному Собранию — Курултаю Республики Башкортостан:

  • Внести изменения в Закон «Об административных правонарушениях в Республике Башкортостан» (в части ограничения пребывания несовершеннолетних в отдельных общественных местах),

  • Войти с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации с законопроектом «О внесении изменений в статью 151 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу правового регулирования ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий),

«О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части совершенствования положений об ответственности родителей за воспитание детей); «Об опеке и попечительстве», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» (в части повышения эффективности положений семейного законодательства об уплате и взыскании алиментов),«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и Федерального закона «О персональных данных».

2. Правительству Республики Башкортостан:

— рассмотреть вопрос о наделении органа исполнительной власти Республики Башкортостан полномочиями по реализации демографической политики. На этот орган исполнительной власти были бы возложены обязанности по сбору и систематизации демографической информации, координации усилий республиканских органов государственной власти в вопросах реализации демографической политики, а также методическому обеспечению процесса реализации демографической политики;

— возложить на орган, наделенный полномочиями по реализации демографической политики, обязанность по подготовке ежегодного доклада о демографической ситуации в Республике Башкортостан и о ходе выполнения мероприятий по реализации демографической политики, придать докладу о демографической ситуации статус государственного доклада;

— обеспечить научно-методическое сопровождение мероприятий по реализации демографической политики, поддержку и развитие проводимых на республиканском и муниципальном уровнях научных исследований в области демографии путем заключения государственных контрактов на проведение научно-исследовательских работ в области демографии с ведущими научными центрами Российской Федерации и Республики Башкортостан;

— разработать методические рекомендации по определению социальных стандартов уровня и качества жизни населения с учетом особенностей социально-экономического и демографического развития регионов муниципальных образований (в дальнейшем — муниципальные образования);

— создать сопоставимую систему показателей анализа современной социально-демографической ситуации в муниципальных образованиях, целевых показателей, показателей мониторинга реализации социально-демографической политики;

— проанализировать практику и опыт работы муниципальных образований по реализации демографической политики и обеспечить распространение положительного опыта в муниципальных образованиях;

— подготовить и внести в Государственное Собрание проект закона, предусматривающий компенсационные выплаты лицам, осуществляющим воспитание детей дошкольного возраста, при невозможности устройства ребенка в учреждения дошкольного образования;

— установить в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» повышенный размер минимальной и максимальной величин пособия по безработице для родителя, воспитывающего ребенка без участия второго родителя;

— разработать и принять нормативно-правовые акты об основных направлениях реализации государственной семейной политики;

— распределить полномочия между органами исполнительной власти, функции в сфере государственной политики в области опеки и попечительства, профилактики социального сиротства, социального сопровождения семьи, в т.ч. приемной и опекунской семьи, передать в полном объеме в ведение ведомства, которое будет заниматься государственной семейной политикой и профилактикой
неблагополучия в семье;

— внести дополнения в Концепцию национальной безопасности Республики Башкортостан, включив в нее понятие «демографическая безопасность», указав депопуляцию как конкретную угрозу национальной безопасности;

— разработать региональную программу переселения
соотечественников в целях дальнейшего их включения в реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

— разработать и внести в Государственное Собрание проект закона,
предусматривающего освобождение от налогообложения по подоходному налогу физических лиц сумм компенсации части родительской платы за содержание детей в учреждениях дошкольного образования;

— рассмотреть вопрос об обязательном проведении демографической экспертизы законопроектов, разрабатываемых в Республике Башкортостан, с учетом их возможного влияния на повышение рождаемости, укрепление института семьи, снижение смертности;

— ускорить разработку комплекса мер, направленных на усиление государственной поддержки в области содействия занятости женщин (лиц с семейными обязанностями), уволенных после выхода на работу по окончании отпуска по уходу за ребенком;

— повысить эффективность проводимых в рамках Программы социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочную перспективу мероприятий, направленных на повышение уровня жизни населения, в особенности пожилых граждан.

При реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» предусмотреть в нем программно-целевые ориентиры, направленные на достижение конкретных целей: снижение смертности от управляемых причин (сердечно-сосудистых заболеваний, несчастных случаев и т.п.), младенческой смертности, улучшение репродуктивного здоровья населения:

— в целях достижения сокращения смертности населения в 1,6 раза, установленного Концепцией демографической политики до 2025 года, увеличить расходы на диагностику, профилактику и лечение сердечно-сосудистых заболеваний.

Разработать программу об охране репродуктивного здоровья граждан:

— в целях снижения перинатальной смертности и создания условий для рождения здоровых детей, увеличить расходы на лечение беременных, относящихся к группе риска (больных диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, наркоманией, ВИЧ-инфицированных и др.);

— в целях предотвращения сокращения населения страны обеспечить информационную поддержку по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения и пропаганде здорового образа жизни, здорового питания, развития массовой физической культуры и спорта.

  • Организовать систему подготовки кадров в области демографии, а также подготовку и переподготовку государственных служащих, занимающихся проблемами демографической политики.

  • Разработать и принять региональную демографическую программу, направленную на улучшение демографической ситуации, учитывающую специфику региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованных с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства.

  • Изыскивать возможности для повышения размеров ежемесячного пособия на ребенка, а также иных видов пособий и социальных льгот, предоставляемых семьям и лицам с семейными обязанностями, в том числе гражданам, принявшим детей на воспитание, установление которых в соответствии с законодательством о разграничении полномочий находится в ведении субъектов Российской Федерации;

  • Усовершенствовать механизм выплаты пособий, предусматривающий обеспечение уровня жизни ребенка в малообеспеченной семье не ниже прожиточного минимума.

В рамках трёхсторонних соглашений между исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, региональным объединением профсоюзов и объединением работодателей выделить специальный раздел по решению проблем демографического развития региона:

— обеспечить создание и деятельность в Республике Башкортостан эффективного научного центра, специализирующегося в вопросах демографии и занимающегося демографической экспертизой принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления решений, а также разработкой стратегии развития демографической политики в Республике Башкортостан и рекомендаций органам власти Республики Башкортостан;

— активнее использовать возможности сотрудничества с общественными организациями, изучающими демографические проблемы и разрабатывающими предложения по реализации;

— обеспечить разработку и принятие нормативных правовых актов, внедряющих и (или) совершенствующих на базе принципа доступности населению социальных услуг разветвленную систему Служб семьи, функционирующих как на уровне Республики Башкортостан, так и в отдельных территориях — районах и поселениях;

— обеспечить создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проблемы и перспективы развития исторической информатики

    Анализ
    Анализ историографии последних лет показывает повышение интереса к теоретическим проблемам исторической информатики: осмыслению закономерностей и этапов ее развития, взаимодействия с другими областями научного знания, перспектив на будущее.
  2. Проблеми та перспективи співробітництва україни з іраном в економічній сфері анотація

    Документ
    Проаналізовано сучасний стан економічного співробітництва України з Іраном. На основі проведеного аналізу обґрунтовано висновок про те, що для України Іран залишається одним з основних торгових партнерів, а економічні інтереси Ірану
  3. Проблемы и перспективы развития территориальной организации мсу в России

    Документ
    МСУ – один из элементов конституционного устройства России. И каждый уровень публичной власти в данном устройстве решает хоть и свои задачи, но в рамках общей цели создания социального государства.
  4. Проблемы и перспективы современной энергетики Специалисты подсчитали, что в США потребление энергии в 6 раз превосходит среднемировой уровень и в 30 раз — уровень развивающихся стран

    Документ
    Ученые предлагают следующую информацию к размышлению. Если бы развивающиеся страны сумели добиться роста потребления минеральных ресурсов до уровня Соединенных Штатов, то разведанные запасы нефти истощились бы через 7 лет, природного
  5. Проблемы и перспективы российского

    Документ
    ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ О.В. Кондратьева, канд. экон. наук, старший преподаватель, Голубев В.Н., соискатель, Сиб УПК, goodmang@ Российский рынок ювелирных изделий в течение последних пяти лет демонстрирует
  6. Проблемы и перспективы организации безопасной эксплуатации электроустановок

    Документ
    В.М. КОВАЛЕВ, заместитель начальника управления государственного энергетическогои газового надзора и охраны труда – начальник отдела охраны труда и чрезвычайных ситуаций Министерства энергетики Республики Беларусь

Другие похожие документы..