Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
«С лязгом, скрипом, визгомопускается над Русской Историеюжелезный занавес.– Представление кончилось.– Публика встала.– Пора одеть шубу и возвращаться ...полностью>>
'Документ'
2. Контроль за исполнением данного постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя главы Администрации муниципального района Караидел...полностью>>
'Анализ'
Чингиз Айтматов предварил первую русскую публикацию «Лихой годины» словами: «Мало я встречал в восточных литературах произведений, где бы с такой сило...полностью>>
'Документ'
1.1. Рабочая группа является одним из структурных подразделений методической службы базовой школы – ресурсного центра, обеспечивающая методическую по...полностью>>

Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 50, Государственное Издательство Художественной Литературы, Москва 1952

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

   15 И. Скверно вел себя с Р[омановым]. Искал славы людск[ой]. (5) Неповиновение родителям. (6) Фак[т].

   16 Ил. Служить установлению Царства Б[ожия] на земле, одно средство: жить по-Божьи, по Христу.

   Помни, что ничто не может нарушить твоей жизни -- она в соблюдении порученного тебе. И соблюдение это в твоей власти. Эпиктет. (7)

  

   (1) Ср. Дневник, 2 июля.

   (2) Ср. Дневник, 3 июля.

   (3) Ср. Дневник, 7 июля.

   (4) Ср. там же.

   (5) Ср. Дневник, 14 июля.

   (6) Ср. Дневник, 16 июля.

   (7) Ср. Дневник, 17 и 25 июля.

  

   Ты страдаешь. (1) Это от того, что ты заснул и забыл, в чем жизнь твоя. Она только в установлении Царства Божия на земле, установление же толь[ко] чер[ез] (рост) сущности. И то, что ты называешь страдан[ием], есть только поощрение росту, как гроза растению. Соблюди только чистоту в твоей животн[ой], смирен[ие] в мирской и любовь в Божеской жизни при тех усло­виях, к[оторые] вызвали в тебе страдание, и ты увидишь, как то, что ты называешь страданием, превратится в радость сознания, увеличения жизни.

   Радуясь лишеньям

   ........... униженьям

   ........... враждебности. (2)

   Красота и добро.

   25 И. Установление Царства Б[ожия] на земле как цель жизни -- мало. Значение нашей жизни не ограничивается этой землей -- ничтожеством. Установление Царства Б[ожия] на земле между прочим совершается, когда чел[овек] исполня[ет] свое назначение и в[олю] Б[ога]. На всякие нападения, обиды, мучения от людей смотри как на посланное от Бога, через го­ловы тебя мучающих людей. (3)

   27 Ил. Для М[аши] б[ыло] счасть[ем], что ее мать не любила. (4) Помню, как Т[ане] она подарила сережки.

   Жить можно только сообразно миросозерцанию, в чем ви­деть благо. Заставить же жить противно миросозерцанию можно только по вере: fides, вере в то, что будет.--Вера для имеющих миросозерцание есть, но она не движет, она только поддерживает. Н[а]п[ример], что выйдет из служения Б[огу], христианин не знает, но верит, что ни одно усилие не про­падет. (5)

   Прохожу мимо молотилки: крики, стеганье лошадей, пыль, напряжение. Земледелие -- начало богатства, роскоши, разврата, страданий. История самарских поселений--хоро­шо бы. (6)

  

   (1) Зачеркнуто: и боишься.

   (2) Ср. Дневник, 17 и 25 июля.

   (3) Ср. Дневник, 25 июля.

   (4-5) Ср. Дневник, 27 июля.

  

   28. Середины нет: страданье от детей, или чувственность.

   Состояние духа -- вызывающее. "Вот еще!" и т. д. Она даже не хороша, а только чтобы не плат[ить] в б[ордель].

   30 И. Прежде всего молился. Да святится и[мя] Т[вое], любовь, потом о пришествии Царства Т[воего]. Только про­питанный любовью, любовно действующий чел[овек] может содействовать] установлению] Царства Б[ожия].(1) --

   Что бы б[ыло] с Ур[усовым], если бы люди перестали кормить паразитов? (2)

   Где чуть-чуть, там начинается добрая жизнь. (3)

   К К[рейцеровой] С[онате]: Моя жена. Как он смеет. А почему она моя?

   1 Ав. К К[рейцеровой] С[онате]. Дети плачут и кричат после того, как убил. "И всё сделал этот мерзавец". Так гибнет ж[ена] из-за мерзавца, из его экономии. Я бы дал ему 10 р. за доро­гую.

   2 Авг. Мне хочется купать[ся], пить кофе, читать, а тут юноша и мне досадно -- расстроил plaisir. (4) Помни, что дело твое ра­стить, а растить можно только лишениями. (5)

   6 А. Повинуйтеся влас[тям]. Не пов[инуйтесь]. (6)

   Лучше перед Б[огом] жить, чем перед людьми: он умнее, всё поймет, добрее, прост[ит]. Только что надуть нельзя: зато исправит[ься] можно. Думал это по случаю возможн[ой] берем[енности жены]. (7)

   Тетя Т[аня] говорит: Крикливый, злой и добьет[ся] своего. Да, но зато не научится обходиться. Не пойдет вперед, не вы­работает тех органов, к[оторые] нужны для служен[ия] Б[огу] и для блага: думал по тому случа[ю], что отвечу Кал[ужинскому] прежде других.

   10 Авг. Антисептический метод, главное, хорош для вой­ны и для родильных домов, т. е. для того, чего не должно быть. (8)

  

   (1,2.3) Ср. Дневник, 30 июля.

   (4) [удовольствие.]

   (5) Ср. Дневник, 2 августа.

   (6,7) Ср. Дневник, 6 августа.

   (8) Ср. Дневник, 11 августа.

  

   14 Авг. 89. 1) Как в организме боль указывает на наруше­ние закона -- предупреждает, так и враждебность к людям про­изводит страдание предупреждающее. Делая дело, к[оторое] считаешь добрым, тотчас же остановись, как только заметишь враждебность в себе к другим или в других к себе. (1) 2) Человек верит в жизнь матерьяльную и потому верит в благосостояние, даваемое ему своим положением. Свое положение и выгоды его поэтому для него аксиома. И он принимает только те выводы, к[оторые] совпадают с его положением; как только они про­тиворечат ему, он отрицает. Ужасное от этого страдание. Надо жалеть их. (2)

   (К 1-му). Если начал делать дело и тебе больно и другим, зна­чит ты не умеешь делать -- больно физически или духовно вра­ждебно -- остановись делать и учись до тех пор, пока не вы­учишься делать без боли. (3)

   19 Aв. С тех пор, как я имел 2-х, я сделался блудник, как морфинист. (4)

   22 Ав. Эпиграф к Кр[ейцеровой] Сон[ате]. 5 гл. М[атфея] с 28--30. (5) Писать скор[ей]. К Кр[ейцеровой] Сон[ате]. Поехал и вернулся.

   25. Любите ненавидящ[их]. (6)

   26. Бог может делать только через меня. (7)

   28 Авг. Очистить в себе Бога.

   К Кр[ейцеровой] С[онате]. Я рад, что убил, я хоть полю­бил бы ее. А если бы она сама умерла, я бы только радо­вался.

   Только теперь я понял, как неизбежно б[ыло] ее паден[ие] от средств мерзавцев. Со мной или с др[угим], всё равно.

   29. Инстинкт полов[ой] это стремление если не исполнить весь закон, то обеспечить возможность его исполнения. Посмотри на отдельн[ое] лицо. В той мере, в к[оторой] он приближается

  

   (1,2,3) Ср. Дневник, 14 августа.

   (4) Ср. Дневник, 19 августа.

   (5) Ср. Дневник, 23 августа.

   (6) Ср. Дневник, 25 августа.

   (7) Ср. Дневник, 26 августа.

  

   к исполнению, он удаляет[ся] от пол[ового] инст[инкта] и на­оборот. (1)

   Заблуждение о том, что можно исполнять волю Б[ога] (служить людям) только будучи сильным и здоров[ым]. Часто напротив. Научи меня, Госпо[ди], так поступать, как ты, жалеть, делать и ждать. (2)

   10 С. Что бы было, если бы Б[ог] дал и заботился только о душе людей. И вместо души люди бы дали ему тунели[?] и пр.

   О госте не в брачн[ой] одежде.

   Притча об управителе тоже о душе -- поручен[ье]. (3)

   Человек, не привыкший к нашим обычаям жизни, сделает вопросы. Страхову.

   12 С. Пьянство забыть[е]. Дядя Сережа. (4) Чертк[ов].

   14. Что такое воля Богу? В чем она? В радостн[ой] жизни. Но люди мучают[ся]. Как помочь им? Так, чтоб им б[ыло] радостно люб[ить]. Как не радостн[о], не любовно, то нарушена воля Б[ога]. (5)

   Как хозяин лошадь воротит назад по грязи. Зате[м], чтобы ей б[ыло] легче, чтоб она мог[ла] ожеребиться и дело б[ыло] бы сделано. (6)

   15. Будьте, как дети, играйте. Le travail (7) не добродетель. (8) Камень не может быть не полезен, но человек мож[ет] быть не полез[ен]. (9)

   20 Сент. Себя пожалел и заболел от злобы. (10)

   21 С. Славянофилы и любовь к народн[ым] учрежд[ениям] это дело Петра, наше развитие вы[сших] класс[ов] до Европы, тогда как народ еще на низшей ступени не испор­чен. (11)

  

   (1,2) Ср. Дневник, 29 августа.

   (3) Ср. Дневник, 10 сентября.

   (4) Ср. Дневник, 12 сентября.

   (5,6) Ср. Дневник, 14 сентября.

   (7) [Труд]

   (8) Ср. Дневник, 15 сентября.

   (9) Ср. Дневник, 16 сентября.

   (10) Ср. Дневник, 19 сентября.

   (11) Ср. Дневник, 21 сентября.

  

   24 С. Злой характ[ер] -- благодеяние -- для того, кто с ним имеет дело. (1)

   25 С. Ядовитость злости дана укоряющая за самое больное. Дана именно за тем, чтобы вычищать сердце тех, на к[оторых] злятся. Я это узнал с женой. Она много сделала мне пользы своими укоризнами. (2)

   Большая доля неуспеха моей проповеди от того, что я от себя говорю, себе приписываю, а не Богу и не от Б[ога] говорю.

   Б[ог] же говорит через откровение в Хр[исте] и в сердце, в совести. Надо попытать. (3)

   Примириться с ближним? Простить обиды? Трудно, нельзя даже сказать себе: прощу и простить. Одно Б[ог] мне указал средство: вспомнить свои вины, свой грех против того же чело­века, если можно, если нет, то равные вины. -- И того многие не могут; говорят: я не знаю за собой грехов. Это значит, что грех[и] скипелись камнем и ты не трогал еще их. А попробуй расковыряй, ищи, раскидай. И тогда сейчас под рукой найдешь, каких грехов тебе нужно, и не один, а 10--один хуже другого. (4) Главная разница между нравственным и безнравственным человеком та, что 1-й помнит свои грехи и забывает свое добро, а 2-й наоборот. (5)

   27 С. Барыня говорит на купца: вот кто мешает. А седой говорит: им вы только держитесь.

   Все перереж[утся]. А не перережутся--застрелятся, а не застрелятся--проституты, а не проституты--страдаль[цы].

   Крейцерова] С[оната]. Если есть что похожее, то только по инерции этого самого, но и это распадается.

   Я 20 раз желал ей смерти, мечта[л] о своей свободе.

   28 С. Добавить в пись[ме] Черт[кову], ч[то] еще хуже, когда впереди не видно высшего совершенства. Как головой в стену уткнулся. (6)

   Грех, мало каяться. А на сколько сбился с дороги налево, столько иди направо. Сколько людям зла сделал, столько сделай

  

   (1,2,3) Ср. Дневник, 25 сентября.

   (4) Ср. Дневник, 24 сентября.

   (5) Ср. Дневник, 26 сентября.

   (6) Ср. Дневник, 28 сентября.

  

   добра, сколько внес в мир лжи, столько внеси правды, сколько обид[ел] Б[ога], столько у[г]од[и], сколько испорт[bл] душу, столько исправь.(1)

   29. Ужасны люди, живущие животной жизнью и имеющие дар рассуждения и слова, говорящ[ие] "не рассуждать..." --

   Люди рассуждают всё, а надо делать.

   От того, что есть неверные рассуждения, отрицать рассужде­ния. (2)

   Мысль это ничто, это семя: семя ничто, но оно движет и [1 неразобр.] (3)

   30 С. Мика письмо просится сказать: какая гадина! Как быть? Писать разрушая эту условную (4) архаическо[е] герой­ство. (5)

   Два устройства людей возможны теоретически. Собственно три -- 1. Устроить справедливость, 2-е laisser faire l[aisser] passer (6) и 3-е христианское. Тих[он] Зад[онский], 85, 106. 44, 46.

   Консервативный недостаток мысли.

   Свойство необразованных: бойкость речи и консерватизм (7).

   3 Окт. вопросы.

   Сколько вер.

   Вписать Salvation army. О Harrys[on'e]

   Вписать Theosophys[t]. Positivist.

   1. Универс[алисты], 2. Унитар[ьянцы], 3. Квакеры. Hicks. 4. Спиритуалисты, W[orld] Advance T[hought], 5) Сведенб[оргиане], 6. Шекеры, 7. Заориты, 8) Salvation Ar[my], 9) Theosophist. 10) Позитивисты. 11) Broadchurch Hebert New[ton]. Bartle-Erick. Таким содержанием идешь по торговому, коммерческому делу. (8)

  

   (1) Ср. Дневник, 28 сентября.

   (2) Дальше три строки оставлены незаполненными. Ср. Дневник, 29 сентября.

   (3) Ср. Дневник, 29 сентября.

   (4) Пропущено, по-видимому, слово.

   (5) Ср. Дневник, 2 октября.

   (6) [позволить, не препятствовать]. Ср. Дневник, 1 октября.

   (7) Ср. Дневник, 2 октября.

   (8) Ср. Дневник, 3 октября.

  

   12 Ок. С[оня] удивлена, что пролетка боль[шая] мужику, а не удивляет[ся] Сер[еже]. Эмблема всей нашей жизни.

   Если бы сказано б[ыло]: будьте совершенны как Павел, как Хр[истос] даже --мы бы остановились, а то ка[к] Отец -- нет кон[ца], что ни сделал в себе. Как ни подвинулся, всё так же далеко. И есть куда идти. (1)

   Думал едучи в Тулу. Всё сводится к тому, как поступать, когда дилемма: немножко против совести, но очень полезно будет для меня и людей?

   Подумайте, какие противоречия и как спорят о том, что полезно.

   Стало б[ыть] есть большой шанс ошибиться. А в том, что я поступлю, как велит совесть, есть ли возможность ошибки? Нет. -- Но все-таки не могу я бросить полезное для отвлеченн[ого]. Да отвлеченное ли? Если жить по совести, что будет? всем хорошо. "Но теперь хуже". Но видишь ли ты всё, что будет? -

   Письма 1) Спенглер

   2) Шекерам

   3) Золотаре[ву]

   4) Дунаеву.

   Должно быть, я вырвал ужаснувшись, но потом решил, что так надо.

   Живет там еще Миша и здесь понемногу выпрастывается из покров[ов].

   23 О. Думать свободно -- т. е. ничего не считая несомненным.

  

   (Решать: 2х + 3у = 10

   х + 5у = 12) 2 2х + 6 = 10

   (2х --10у = 10) 2х -- 10у = 24

   - 7у = 0 -- 7у = 12у = 14

   2х + 10у = 24 у = 2)

  

   т[ак] не решает[ся] уравн[ение] с двумя неизвестными, опреде­ляя вперед значение одного.( 3)

  

   (1) Ср. Дневник, 12 октября.

   (2) Ср. Дневник, 11 октября.

   (3) Ср. Дневник, 24 октября, 2.

  

   К религиозному пониманию приводит сознание бессмысл[енности] жизни, но мало признать ее, надо быть приведенным к пропасти и ужаснуться. (1)

   Чем сильне[е] вера в жизнь мирскую, тем сильнее и разочаров[ание] и вера в Б[ога].

   26 О. Забота о здоровьи, выжидание, когда выздоровлю. "Теперь не могу" -- большой грех. Это значит говорить: не хочу того, что мне дано, а того, что б[ыло] и чего мне хочется. Сейчас радую[сь] тому, что есть, и дела[ю] из того, что можно. (2) --

   Я молодым челове[ком] чувствовал в себе инстинкты 12-го года. Теперь юноши, дети чувст[вуют] (Миша) инстинкты 40-х годов. Не подтверждается ли этим, что часть нас живет в про­шедшем. Как? (3)

   Только чел[овек], любящий людей, жалеющий их, придет к убежд[ению], ч[то] одна возможность -- это следовать закон[у] для себя. И пото[му] смешно, когда люди, еще не начав­шие любить людей, упрекаю[т] людей, познавших зло в нелюбви. (4)

   28 Ок. Человеку открылась истина и он неправильно осу­ществляет. (5)

   Говорить о другом так, как бы говорил ему. (6)

   Сильней кристализуется зло от сознания исти[ны]. (7)

   Подхожу к дому, кроют, кричат, плотни[ки] тешут, Р[угин], А[лехин], жена -- что о[ни] все? Зачем бьются для себя, сце­пившись нечаянно? Ведь одно дело это общий рост. (8)

   29. Надо видеть в других доброе, п[отому] ч[то] воздейство­вать можно только тем добром, к[оторое] есть в нем.

   Страхом, силой можно только заставить поступать его как доброго, т. е. еще хуже. Зло производит зло. Таков закон. Не об этом ли сказано: о 7 бесах и связать силою и -- обви­няют. (9)

  

   (1) Ср. Дневник, 24 октября, 1.

   (2) Ср. Дневник, 27 октября, 1.

   (3) Ср. там же, 3.

   (4) Ср. там же, 4.

   (5-8) Ср. Дневник, 28 октября 1--4.

   (9) Ср. Дневник, 29 октября.

  

   Дидр[ихс] выслушал мое и говор[ит]: а я не так, и начин[ает] говорить мое, воображая, что это его.

   Стремление к доброму, но он не привык мыслить. Его тума­нит [?]мысль, занимает игра мысли и он не знает зачем. Тем более что вопросы не возникли. А он набалован уж. Ему надо жить сердцем и читать. (1)

   30. Есть мирская жизнь, стремление всех туда и давка и зло. И есть люди в этой давке, останавливающиеся и идущие назад.

   Община есть форма, к к[оторой] стреми[мся]. Это всё посп[ешностъ] осуществления, как и правительственные меры. (2)

   31 О. Ослабел 1) интер[ес] к своему счастью, потом к счастью людей, растет интерес к благу Бож[еской] сущности. И когда сольешься с нею, попутно будет благо и свое и людей, нето­ропливо, но верно[е]. (3)

   Поше о Р[угине], Чертк[ову], В[асилию] Ивановичу].

   1 Ноября.

   Люди говорят о бесконечности пространства и времен[и], об охлажден[ни] солнца и т. п. И из этого заключают к ничто­жеству человек[а]. Нужно заключить как раз к противному.

   La planete roulera ainsi quand elle ne sera plus qu'une boule sans air et sans eau, dont l'homme aura disparu, comme les betes et les plantes. (4)

   2 H. Зло precipite, (5) добро--увеличивает, скрепляет. На меня так по действовала жен[итьба]--не дала заснуть.

   3 Н. Ц[арство] Н[ебесное] не там и не здесь. А и здесь и там. (6)

   [5 Ноября.] Одно из сам[ых] стар[ых] и обычных заблуж[дений] и обма[нов] челове[ка]: это игра в игрущки. Так игр...(7)

   Я говорю. Никто не отв[ечает]. А если так [?], то легк[о].

  

   (1) Ср. Дневник, 28 октября.

   (2) Ср. Дневник, 30 октября.

   (3) Ср. Дневник, 31 октября.

   (4) Ср. Дневник, 1 ноября.

   (5) [осадок,]

   (6) Ср. Дневник, 3 ноября.

   (7) Многоточие в подлиннике. Ср. Дневник, 5 ноября.

  

   8 Н. То же, что приятно, кажется естественно, то, что есть -- кажется разумно. (1) (Вчера дети.)

   (Разг[овор] с А[лексеем] М[итрофановичем]). Он не видит того, что говорит то, что я старат[ельно] опровергал в кннг[ах], к[оторые] он читает. -- У каждого есть своя ошибка в рассу­ждении и оно особенное. И довод, опровергающий рассужде[ние], ему кажется до него и не относится. (2)

   Верхом не ездить.

   [Вымарано шесть строк.]

   Но думать об этом не надо.

   Брак б[ыл] приобретением права possession (3) женщиной. (4)

   9 Н. Важно людя[м] знать то, что соединяет их. Истина сое­диняет, но истина доступная. -- А не оторвавшиеся умствова­ния -- дилетантизм. (5)

   11 Н. Мое недовольство жизнью от того, что я забываю, что я не хозяин, а работник. Дело мое исполнить волю Хозяина. И тогда и мне и другим будет наилучшее.

   Главное, для меня не будет тягости неисполненных желаний и сомнений, так или этак.

   Делай по инструкции -- истина и любовь, и всё будет так, точно и легко. (6)

   Всё это происходило между делами занимавшими. -- Всп[л]ывет и потухнет. --

   Если что беспокоило его иногда, то это муж и правда ли, что барин... (7)

   14 Н. Статья о работорговле.

   Ложная жизнь от рабства сделала то, что люди утратили сознание истин[ной] жизни. (8)

   15 Н. Ищешь как лучше обойтись с человеком: и так и этак, а одно нужно с готовностью на униженье и с любовью к нему. (9)

  

   (1) Ср. Дневник, 7 ноября.

   (2) Ср. там же.

   (3) [обладания]

   (4,5) Ср. Дневник, 9 ноября.

   (6) Ср. Дневник, 11 ноября.

   (7) Многоточие в подлиннике на отдельной строке.

   (8) Ср. Дневник, 13 и 14 ноября.

   (9) Ср. Дневник, 14 ноября

  

   Каждому человеку надо быть перед собой правым. (1)

   18 Н. С[оня] не слушает, п[отому] ч[то] боится, что услышит добро, к[оторое] ей противно и разруш[ает] ее жизнь. (2)

   Я уж писал, что зло, как серн[ая] к[ислота], выедает. Отт[ого], что злому нужно наибольшее добро. (3)

   Пред[о]предел[ение]. (4)

   21 Н. Все должны быть правы, чтоб жить. Это значит, что идут по мере сил своего интеллект[а] по воле Б[ога] к Б[огу]. И все помогая служат друг другу интеллектом.

   Материя есть средство общения существ. (5)

   23. Дух управляет материею: материя есть последствие деятельн[ости духа], но только проявляясь в матер[ии] он под­чиняется и закон[ам] ее -- пространства и времени. -- Пример. То, что я болен, влияет на мой дух, но то, что я болен, есть про­изведение моего духа.

   Всё равно как человек бы ходил на час под окнами и говорил бы, что запах происходит от г...., а не от его поступков. И в до­казательство приводил бы то, что как бы я ни изменял своих поступков -- вонь будет.

   Ошибка Эванса та, что он думает, что т[ак] к[ак] дух власть, то он может всё. Всё, но только в условиях пространства и времени. Очень важн[ое].

   Когда же мы говорим, что изменение материи (мозга) изменит и состояние духа (мысль), мы говорим только то, что влияние духа проходит всегда через материю, положим убийство, само­убийство. Мы говорим, что меня бьет кнут и потому кнут может влиять на мое счастье. Не кнут может влиять, а рука (воля), держащая кнут. (6)

   25 Н. С[оня] сердится на меня за то, что я не берегу здоро[вья], и ненавид[ит] меня. Так же с деть[ми].

  

   (1) Ср. Дневник, 14 и 18 ноября, 2.

   (2) Вписано рукой С. А. Толстой и затем зачеркнуто Толстым: ее де­тей. -- Перед словом: жизнь слово: ее включено в скобки (вероятно, С. А. Толстой). Ср. Дневник 18 ноября, 2.

   (3) Ср. там же, 3.

   (4) Ср. там же, 4

   (5) Ср. Дневник, 21 ноября.

   (6) Ср. Дневник, 24 ноября

  

   Вот признак истинно-самоотв[ерженной] и ложно эгоист[ической] любви. (1)

   3 Дек. Хочу религии, но чтоб она не нарушала моей жизни, хочу сесть и ехать, но чтоб оставаться. (2)

   4 Д. Госпо[ди], верю, что и (3) мне поручена и сила Твоя и дело Твое. Дело же Твое то, чтобы проявить, прославить Тебя в себе и в мире. (4)

   9 Д. Был у Домаш[ки]. Дело это не мне поручено. (5)

   Соне свое поруче[ние]. Армии свое поруче[ние]. Кто не против нас, тот за нас. Каждый делает свое.

   10 Д. Получил Paris illustre. He понимают, надо выразить всё учен[ие] -- 1) отказ от наси[лия], 2) девственность, 3) воздержан[ие] пищи, 4) ра[бота]. (6)

   11 Д. Жизнь наша личная есть движение наше от того, что мы становимся под углом к воле Бож[ьей]. В том и иллюзия, что мы живем. Когда же мы станем по направлению воли Б[ожьей], то она проходит через нас, переставая нас двигать, и тогда иллюзия пропадает и мы узнаем, что -- мы, наша жизнь нечто иное, как сила Божья. Трудность сначала кажется огромная перенести сознание из себя, движимого волей Божье[й], в самую волю Божью, но потом это совершается само собой и вопрос о бессмертии, о будущей жизни устраняется сам собою: сознание жизни перенесено в волю Б[ожъю], вечную, бесконеч­ную. Что же значит вопрос, будет ли жизнь за гробом? Жизнь есть и будет, я из сознания формы жизни перешел к сознан[ию] самой жизни. Так как же мне усумниться, что то, что есть, одно есть, было и будет, что это не умрет?

   Сам я разумеемся не могу быть тем, чем хочу, ничем не буду, но я могу не помешать проявиться Богу вполне в моей ограниченной форме.

   Любовь п[отому] сильнейшее свойство, что оно говорит о един­стве источника жизни.

  

   (1) Ср. Дневник, 26 ноября.

   (2) Ср. Дневник, 3 декабря.

   (3) Зачеркнуто: я твой посол и что

   (4) Ср. Дневник, 3 и 6 декабря.

   (5) Ср. Дневник, 9 декабря

   (6) Ср. Дневник, 10 декабря.

  

   Я -- это предельн[ая] форма проявления божества. После смерти -- уничтожения формы, сила жизни -- отдель­ная ли, или из общего источ[ника]. Какая попало.(1)

   18 Д. Ф[едор] Иваныч. Да вы бы уж одно что. Увещевает мужиков купить землю.

   Бетси с мисс Brook кокетничают с Петрищевым.

   19 Д. Двестительно.

   Самар[ин] интересуется. Добро последствие истины, красота последствие добра. Подобие добра без исти[ны] и красот[ы] без добра, вот зло.

   История с поддевкой. (2)

   20 Д. Да вот приехали покончить. Привозят деньги. А в этом как приказывал.

   Т[аня] спрашивает: только подписать?

   От Маш[иньки] письмо. Спокойствие и радость монах[инь]. Происходит от отстранения от зла, и от того, что занято всё время. Вот занято-то оно могло бы быть лучше. Заняти[е], труд в миру для людей. (3)

   21. Уяснить. 1) Бумагу. 2) Доктор. 3) О квартир[е] мужик[ов]. 4) Барыня и микробы.

   Капусту. Зачем?

   Наедятся так, что не лезет. Вот сейчас кап[усты].

   1-й [мужик]. Прочистить значит.

   Протрет, и опять валяй. Здоро[вы] жрать.

   Тут хитрости нет.

   Что делают? Ничего.

   Музыка.

   Деньги достан[ет?]

   Василий Леон[идыч].

   24. 1) Т[аня] в кухн[е] к Ф[едору] Иванычу, а я вас ищу -- сватать.

   2. Т[аня] упомян[уть] про перо.

   Виноват, только моей причины нет, а это вот он -- помог те[м], говорит ничего тебе не будет.

  

   (1) Ср. Дневник, 11 декабря.

   (2) Ср. Дневник, 22 декабря.

   (3) Ср. Дневник, 24 декабря (запись сделана 27 декабря).

  

   Семенова повесть.

   Перевод Баллу.

   Статья Алексеева.

   Благодарность докт[ору] в 1-й акт.

   В 3-й. Лекар[ство] как[ое] прин[имать].

   Ах да. Нет.

   Девочка кудрявая.

   26 Д. Вопрос о свободе воли. Есть только два выбора: по плоти и по духу, по себе или по Богу. И раз совершив выбор, оба определенья. (1)

   Зявает--3-й мужик: ни скотины выпустить не т[окмо?] учены.

   поверил! поверил!

   Ф[едор] И[ваныч]. Ну, нечего благодарить... Я рад...

   Т[аня] живей выскакивай.

   Т[олстая] Б[арыня]. Хорошо ли принимать аконит.

   После сеанса пойдем чай пить.

   ту

   Так пойдемте наверх.

   [31 декабря?]

   Доктор самоуверенный, грубый.

   Б[арыня]. Он так меня успокаивает именно своей грубостью.--

   Д[октор]. Да ну примите. Ничего. Главное, обмыть и промыть. Ведь это очень просто: желудок устро[ен] так и т. д.

   Профессор. Перебивает Л[еонида] Федоровича. Ну да, разумеется. Не совсем так. --

   Старый пов[ар] кухар[кин] любовник

   Ф[едор] И[ваныч]. Он опять тут.

   Куха[рка]. Да куда же ему деться.

   Мужик. Всё пожалеть надо. Ведь он сам не рад.

   Ст[арый] повар. Ну полрюмоч[ки]. Выгонять! Когда нужно, так просят. Ухо[дит] на печку.

   Кух[арка]. Ведь какой человек был, чистяк, как барин, всё брился [?].

   Кух[арка]. Ну тебя. Я те дам.

  

   (1) Ср. Дневник. 24 декабря (запись сделана 27 декабря).

  

   2-ой муж[ик]. Спрашивает о Тане

   Кух[арка] рассказывает про Нат[алью]. С молод[ым] ба­рином. Ну и вот.

   [Старый повар.] Как же, пожалеют он[и]. Пора им жалеть. Играть надо.

   Повар у шгаты, пища воздушная, вот и ослаб. Ослаб.

   Ослаб. Сколько ихнего брата, да и наш[ей] сестры пропад[ают]

   2-ой муж[ик]. Ну, а как это Аксиныта-то деву[шка] у вас?

   К[ухарка]. Да ничего пока, только не миновать. Редкая удержит[ся], а то сейч[ас]. Вот Нат[алья]. Так и помер[ла] в больн[ице]. Да им разве нужно. Нашей сестры сколько -- [1 неразобр.] -- изгадилось. Сейчас 10 готовы на смену.

   О микробах. Всяк всяка бьет.

   1-й м[ужик]. Как же они их бьют?

   Я[ков]. Да так пугают. -- Другой раз и не знают, а всё. Примерно палк[ой] пошарить, постуч[ать] от Кр[?]

   1-й м[ужнк]. Это прав[нлыю].

   3-й м[ужик]. А я думаю, пуст[ое].

   Я[ков]. Известно пустое. Как же ты ее поймаешь, коли она везде?

  



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 51, Государственное Издательство Художественной Литературы, Москва 1952

    Документ
       (Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 51, Государственное Издательство Художественной Литературы,
  2. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 52, Государственное Издательство Художественной Литературы, Москва 1952

    Документ
       (Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 52, Государственное Издательство Художественной Литературы,
  3. Лев толстой полное собрание сочинений издание осуществляется под наблюдением государственной редакционной комиссии Серия вторая Записки христианина Дневники (1881-1887) том 49

    Документ
       (Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 49, Государственное Издательство Художественной Литературы,
  4. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах сочинения том десятый 1898-1903    Содержание       рассказы и повести 1898 1903 гг.       Узнакомых (рассказ)

    Рассказ
       "Милый Миша, Вы нас забыли совсем, приезжайте поскорее, мы хотим Вас видеть. Умоляем Вас обе на коленях, приезжайте сегодня, покажите Ваши ясные очи.
  5. Собрание сочинений Даниил Хармс. Дневники

    Документ
    ___ (январь - март 19 5 г.) Читай сидя за столом и имей при себе карандаш и бумагу. Записывай мысли из книги, а также и свои, мелькнувшие из-за чтения или по другой какой причине.

Другие похожие документы..