Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В рамках межрегионального взаимодействия молодежных советов территориальных органов Федерального казначейства Северо-Западного Федерального округа, н...полностью>>
'Закон'
1. Административный регламент управления по труду и социальной защите населения администрации муниципального образования Шурышкарский район осуществл...полностью>>
'Документ'
Довідник для студента складений на основі навчальної програми з аптечної та заводської технології ліків для студентів вищих фармацевтичних закладів о...полностью>>
'Документ'
Вивчення частин мови в початкових класах має на меті ознайомлення учнів з такими самостійними частинами мови, як іменник, прикметник, дієслово, особо...полностью>>

Программа "социально-экономического развития города иркутска на 2004 2007 годы"

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальная программа развития образования

В состав Программы входят следующие подпрограммы:

1. "Развитие единой образовательной информационной среды" (в рамках аналогичной ФЦП).

2. "Здоровье и образование".

3. "Одаренные дети" (в рамках аналогичной ФЦП).

4. "Социальная поддержка работников образования".

5. "Система образования для детей-сирот и детей-инвалидов" (в рамках ФЦП "Дети-сироты", "Дети-инвалиды").

Актуальность проблем обусловлена требованиями поддержания стабильного, результативного функционирования, развития системы образования, повышения интенсивности, глубины, масштабности инновационных преобразований в обществе.

Задачи:

- укрепление материально-технической базы учреждений среднего и профессионального образования;

- формирование ответственности у учащихся как за собственные успехи, так и за благополучие общества;

- социальная защита педагогических работников.

Программные мероприятия:

- обеспечение образовательных учреждений (ОУ) средствами информатизации;

- повышение квалификации педагогических и медицинских работников по проблемам сохранения и укрепления здоровья, медицинского обслуживания детей, учащихся и воспитанников ОУ;

- профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний и оздоровлению детей;

- проведение городских и областных олимпиад, участие во Всероссийских предметных олимпиадах;

- участие школьников города в научно-практической конференции "Шаг в будущее";

- установление персональных надбавок и повышение разрядов оплаты труда победителям и призерам районных, городских и областных смотров-конкурсов "Учитель года";

- развитие форм семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- формирование нормативно-правовой базы интеграции в общество детей с отклонениями в развитии здоровья;

- создание условий для детей с ограниченными возможностями в ОУ всех типов и видов;

- организация работы по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии здоровья.

Профессиональное образование (начальное, среднее,

высшее и послевузовское образование)

Училища и лицеи города организуют многопрофильное разноуровневое ступенчатое образование, обеспечивающее различные образовательные запросы и возможности молодежи, а также базовые социально-экономические знания и умения обучаемых, необходимые для оптимальной адаптации к условиям рынка труда города. Всего в учебных заведениях обучаются выпускники основной и средней общеобразовательной школы по 100 профессиям.

Комплектование учебных заведений осуществляется по заявкам, согласованным с администрацией, центрами занятости, с предприятиями-работодателями.

Несмотря на сложности в финансировании, в целом сохранилась сеть учебных заведений начального профессионального образования. Средняя численность учащихся в иркутских ПТУ (около 500 чел.) выше в 1,5 раза, чем в г. Красноярске (около 300 чел.), и в 2 раза, чем в г. Улан-Удэ (около 250 чел.).

Большинство имеющегося в учебных заведениях оборудования морально и физически устарело и требует замены. В связи с отсутствием финансирования в последние годы и в силу изменившейся правовой основы, исчезновением социального института базовых предприятий, которые оказывали существенную помощь в развитии и совершенствовании учебно-материальной базы, учебные заведения самостоятельно решают эти проблемы, привлекая свои, внебюджетные средства и средства спонсоров. Но этих средств явно недостаточно для создания учебно-материальной базы, отвечающей требованиям подготовки конкурентоспособных рабочих в соответствии с Госстандартом начального профессионального образования.

В настоящее время в г. Иркутске находятся и успешно работают 26 учебных заведений среднего профессионального образования; это колледжи, техникумы, училища. По общепринятой технологии они называются средними специальными учебными заведениями - ССУЗами.

ССУЗы ведут подготовку более чем по ста специальностям, таким как образование, здравоохранение, культура и искусство, экономика и управление, геология, разведка и разработка полезных ископаемых, энергетика, машиностроение и металлообработка, информатика и вычислительная техника, эксплуатация транспорта, строительство, сервис, сельское хозяйство и т.д. Обучение ведется как на базе основного общего образования так и на базе среднего (полного) общего образования 11 (классов) и начального профессионального образования. В ССУЗах используются все формы обучения: очная, очно-заочная, заочная, экстернат, а также новая форма с использованием дистанционных технологий (Иркутский заочный технологический техникум).

В области среднего профессионального образования необходима интеграция среднего и высшего образования. Средние специальные учебные заведения необходимо присоединить к профильным ВУЗам. Это позволит повысить качество образования.

В области высшего профессионального образования в г. Иркутске сложилась уникальная ситуация: процент выпускников школ текущего выпуска с 1999 г. по 2003 г. вырос с 66% до 82% (среднероссийский показатель - 30%). Это свидетельствует о большой мощности вузовского потенциала и качестве подготовки абитуриентов. Нецелесообразно сокращение приема в ВУЗы, поскольку высшее образование непосредственно влияет на качество образовательного потенциала города. Необходимо расширять коммерческий набор, особенно по гуманитарным специальностям.

Система высшего образования г. Иркутска представляет собой совокупность образовательных учреждений различной ведомственной подчиненности и различных форм хозяйственной деятельности. Высшая школа г. Иркутска содержит 23 образовательных учреждения (ОУ), в том числе 16 государственных ВУЗов и филиалов ВУЗов.

В 16 государственных ВУЗах на 01.01.2003 обучалось 84241 студент. Для сравнения на 01.01.2000 обучалось 64247 студентов. Общее количество студентов, обучаемых по 186 специальностям и направлениям, на 01.01.2003 равно 89972 студентам (на 01.01.2000 оно было 67322 студента).

Большое развитие получило негосударственное высшее образование. Контингент студентов в этих ВУЗах достиг 6 тыс. чел. Для развития конкурентной среды на рынке образовательных услуг эти ВУЗы необходимо поддерживать, но при условии более жесткого контроля за их лицензированием, аттестацией и аккредитацией.

Для наиболее полного обеспечения потребности экономики города в специалистах необходимо формировать муниципальный заказ, который определяется по представлению администрации.

В предстоящий период особое внимание должно быть обращено на формирование научно-педагогического персонала. В ряде ВУЗов средний возраст преподавателей уже достигает 50 лет, хотя Иркутский вузовский центр располагает развитой сетью аспирантур и специализированных научных советов. Для омоложения кадрового состава также целесообразно предусмотреть городской заказ на обучение в аспирантуре.

Для эффективности образовательного процесса необходимо интенсивное общение и обучающих, и обучающихся. Для этого нужны конференции, школы, семинары, научные общества.

Необходимо оказывать содействие созданию образовательных комплексов "школа - колледж - ВУЗ", как это сделано уже в ряде ВУЗов.

Основные направления муниципального аспекта регулирования развития профессионального образования следующие.

1. В сфере муниципальной политики необходимо разработать нормативно-правовую базу, включающую:

а) нормативный акт об образовании, который определил бы структуру общеобразовательного и профессионального образования всех уровней, комплекс мер по поддержанию основных фондов и материально-технической базы системы образования, источники внебюджетного финансирования, социальную защиту работников образования;

б) дополнения в нормативные акты о местных налогах и сборах по введению комплекса налоговых льгот для физических и юридических лиц, инвестирующих в образование и оказывающих ему безвозмездную поддержку;

в) нормативный акт о развитии инновационной деятельности в г. Иркутске. При этом необходимо участие ВУЗов, ССУЗов и ПТУ в подготовке и экспертизе проектов законодательных актов об образовании, вносимых на рассмотрение законодательных органов.

2. В направлении, связанном с экономическими основами профессионального образования, необходимо:

а) разработать городскую целевую программу социальной поддержки преподавательского корпуса и студенчества; составной частью программы должно быть многоканальное финансирование ипотечного фонда по строительству жилья для преподавателей;

б) проводить постоянный мониторинг потребности в новых специальностях для решения различных социально-экономических задач и реализации проектов;

в) совместно с Советом ректоров и Советом директоров ССУЗов наметить мероприятия, повышающие экономическую устойчивость ВУЗов и ССУЗов в условиях приближающейся демографической ситуации, и, в частности, значительно расширить обучение иностранных граждан, включая создание филиалов на иностранной территории, и уделить внимание переподготовке взрослого населения;

г) подготовить муниципальную программу внедрения ГИФО в иркутских ВУЗах, учитывающую региональные особенности Иркутского вузовского центра;

д) внедрять современные технологии обучения, включая информатизацию образования, способствующие высокому качеству учебного процесса. Дополнительно необходимо разработать методы и средства по измерению качества образования.

Послевузовское образование и повышение квалификации

В ряде ВУЗов (ИГУ, БГУЭП, ИрГТУ) уже создана система ускоренной переподготовки кадров по дефицитным специальностям (экономика и право). Однако для придания этому процессу определенной направленности необходим городской заказ на переподготовку кадров.

В целом в городе должно быть создано несколько центров повышения квалификации и переквалификации (при ведущих ВУЗах) с тем, чтобы обеспечить выполнение постановления Правительства РФ от 28.06.1995 о государственной программе повышения квалификации. Эта программа предусматривает трехуровневое повышение квалификации: краткосрочное - до 72 часов обучения, среднесрочное - до 500 часов и долгосрочное - свыше 500 часов обучения. Особенно в повышении квалификации нуждаются государственные и муниципальные служащие.

4.5. Развитие науки

Продолжающийся кризис промышленного производства крайне негативно сказывается на всех других сферах общественной жизни.

Вместе с тем массовое выбытие устарелых фондов создает предпосылки для обновления производственных технических мощностей на новом технологическом уровне. Для того, чтобы реализовать эти предпосылки, нужно создать механизмы формирования инвестиционных программ и проектов, обеспечивающих направление финансовых ресурсов в существенно новые технологии и производство конкурентоспособной продукции.

А это, в свою очередь, требует координации научно-технической, инновационной и промышленной политики.

Промышленность, многие предприятия, за счет которых должна осуществляться основная часть инновационной деятельности, из-за кризиса либо не испытывают потребности в обновлении производства, либо финансово еще слишком слабы.

Наука должна рассматриваться как непосредственная производительная сила общества.

Должна быть сформирована система, позволяющая:

1. Активное участие науки в разработке и реализации стратегических долгосрочных и среднесрочных прогнозов по стабилизации и развитию экономики, а также программ социально-экономического развития.

Участие ученых в этих важных направлениях деятельности обеспечит более глубокую, научно обоснованную проработку вопросов, требующих системного и комплексного рассмотрения, применения самых современных методологических подходов.

2. Привлекать ведущих ученых к проработке и реализации важнейших инвестиционных проектов. Для этого необходимо наладить тесное взаимодействие с разработчиками, отраслевыми подразделениями администрации и Комитетом по экономике и финансам, формирующими портфель инвестиционных проектов.

Научные организации могут и сами предложить целый комплекс наукоемких инвестиционных проектов, таких как:

- разработка новых высокоэффективных технологий очистки сточных вод и газовых выбросов с применением гетерогенных катализаторов на полимерной основе;

- разработка технологии получения кремния для солнечных батарей;

- разработка электронно-лучевых технологий для промышленности, медицины, сельского хозяйства, охраны природы;

- технологии использования продукции экстракции отходов лесопереработки, растительного и животного сырья;

- механохимические методы получения лекарственных препаратов из растительного сырья;

- космический мониторинг окружающей среды;

- разработка технологии получения современных органических вяжущих для дорожных покрытий промышленного строительства и внедрения их в производство;

- создание новых лекарственных препаратов, исследование лекарственных композиций, разработка новых лекарственных форм из растений;

- создание и организация производства оригинальных, разработанных в ВСНЦ СО РАН медицинских аппаратов;

- ликвидация йододефицитных состояний населения;

- разработка и внедрение сорбционной технологии очистки стоков на основе буроугольных сорбентов.

3. Сосредоточить основные усилия науки на разработке новой конкурентоспособной продукции и передовых технологий (на уровне ноу-хау).

Проводить с привлечением ученых качественную экспертизу социально-экономических и научно-технических программ и проектов, результатов крупных научных исследований.

4. На основе предварительной проработки сферы исследований государственных академических институтов и высших учебных заведений предлагается сосредоточить их усилия на приоритетных направлениях, нацеленных на развитие социально-экономического потенциала г. Иркутска.

Вузовская наука предлагает свое эффективное участие в решении социально-экономических проблем города по нижеизложенным направлениям:

Иркутский государственный университет:

- разработка новых направлений использования основных видов химического сырья, нефти, угля, минеральных продуктов и природных вод с учетом решения экологических проблем;

- разработка новых полимерных соединений для эффективного извлечения малорастворимых органических веществ из водных сред;

- разработка биотехнологий в интересах обеспечения устойчивого развития экономики;

- применение спектрометрии для анализа частиц примесей металлов в отработанных маслах двигателей, машин и механизмов;

- разработка методов экспрессного анализа элементного и гранулометрического состава порошковых проб.

Иркутский государственный технический университет:

- разработка ресурсосберегающих технологий добычи и переработки полезных ископаемых;

- получение и применение углеродных сорбентов;

- разработка технологий производства органических вяжущих для строительства и дорожных покрытий;

- разработка эксплуатационных норм потребления коммунальных услуг, создание кадастра коммунального хозяйства;

- разработка оптимальных схем энергоснабжения систем жизнеобеспечения;

- создание информационно-аналитического автоматизированного банка данных промышленных отходов Байкальского региона, экологически целесообразных технологий их утилизации.

Восточно-Сибирский институт МВД:

- моделирование, обнаружение, прогнозирование пожаров;

- разработка новых видов пожарно-технического вооружения и огнетушащих составов;

- профилактика самовозгорания угля при его хранении.

Байкальский государственный университет экономики и права:

- разработка концепции, структуры, организационного и бизнес-проекта экотехнополиса;

- анализ, выработка предложений и их реализация по совершенствованию превентивной общедоступной системы повышения квалификации и переподготовки кадров, стихийно сложившейся в БГУЭП, ИГУ и др. ВУЗах;

- формирование разветвленной консалтинговой сети с постоянным представительством на ведущих предприятиях, фирмах, организациях; развитие банка бизнес-проектов и системы сопровождения инновационной деятельности (бизнес-инкубаторов);

- развитие совместно с Минобразования и международными организациями Центра дистанционного образования в области экономики, права и управления на базе БГУЭП;

- исследование систем муниципального управления и развитие совместного с администрацией Центра подготовки управляющих высшей квалификации (через целевую аспирантуру БГУЭП);

- создание молодежной общественной биржи труда, ориентированной на социальную и информационную поддержку, профориентацию, переподготовку, психологический мониторинг, трудоустройство (включая широкий фронт общественных сезонных работ) молодежи.

На рис. 7, 8, 9 показаны основные направления развития академической науки и науки ведущих ВУЗов, а также разнообразные организационные формы сотрудничества НИИ и ВУЗов города <1>.

--------------------------------

<1> На основе материалов, подготовленных Комиссией по интеграции ИНЦ с ВУЗами и ВСНЦ СО РАН.

Прикладная наука должна согласовать свои научные направления с решением важнейших социально-экономических проблем и органически вписаться в приоритетные программы и инвестиционные проекты или предложить свои такие программы и проекты. Необходимо отметить, что широкое использование достижений науки, движение по пути научно-технического прогресса и повышение роли науки должны стать улицей со встречным движением. Необходимо, чтобы научная и научно-техническая продукция была востребована промышленными предприятиями, чтобы спрос на эту продукцию стал платежеспособным. А это зависит, в первую очередь, от оживления работы промышленности и формирования конкурентной среды.

В сфере интеграции науки и высшего образования следует:

а) разработать программу "Об интеграции науки и высшего образования, включая университетские комплексы";

б) использовать опыт создания Ассоциации образовательных и научных учреждений "Открытый университет Западной Сибири". В настоящий момент в эту Ассоциацию вошли многие ВУЗы и институты Сибирского отделения РАН;

в) создать проблемно-дискуссионный клуб для молодых специалистов, ориентированных на науку на базе одного из ведущих ВУЗов Иркутска. Подобный клуб имеется в Новосибирске на базе Новосибирского государственного университета, в который приглашаются не только руководители НГУ, но и ведущие ученые СО РАН, представители администрации области и города, выдающиеся личности в области экономики, политики, культуры.

В сфере инновационной деятельности науки и ВУЗов следует:

а) разработать Концепцию инновационного развития города, связывающую совокупность мероприятий, направленных на: достижение целей инновационного развития города; активизацию инновационной деятельности и стимулирование предприятий и ВУЗов по развертыванию ими инновационной деятельности; определение механизма воздействия органов управления на субъекты инновационной деятельности;

б) сформировать инновационную инфраструктуру в городе. При этом обязательными составляющими ее должны быть: инновационные структуры (технопарки, инновационно-технологические центры и др.); инновационный фонд для целевого финансирования инновационных структур и наиболее перспективных инновационных проектов;

в) включить основные положения программы инновационного развития города в программу его социально-экономического развития.

В сфере организационно-управленческих изменений рекомендуется создать центр (координационный совет) по обобщению и изучению текущей нормативно-правовой информации и распорядительных документов по вопросам совершенствования высшей школы на городском уровне, а также социологического мониторинга профессионального образования г. Иркутска. Задача администрации города - эффективно стимулировать вложение юридическими и физическими лицами средств на проведение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

┌───────────────────────────────┐

┌──────────────>│Новые технологи очистки сточных│

│ │ вод и газовых выбросов │

│ └───────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────┐

│ ┌────────────>│Технологии получения кремния│

│ │ │ для солнечных батарей │

│ │ └────────────────────────────┘

│ │ ┌────────────────────────┐

│ │ ┌──────────>│ Электронно-лучевые │

│ │ │ │технологии для хозяйства│

│ │ │ └────────────────────────┘

│ │ │ ┌──────────────────────────────────┐

│ │ │ │Технологии использования продукции│

│ │ │ ┌────────>│ экстракции отходов лесного, │

│ │ │ │ │ растительного и животного сырья │

│ │ │ │ └──────────────────────────────────┘

│ │ │ │ ┌─────────────────────────────────┐

│ │ │ │ │Механохимические методы получения│

│ │ │ │ ┌──────>│ лекарственных препаратов из │

│ │ │ │ │ │ растительного сырья │

│ │ │ │ │ └─────────────────────────────────┘

│ │ │ │ │ ┌──────────────────────┐

│ │ │ │ │ ┌───>│Космический мониторинг│

│ │ │ │ │ │ │ окружающей среды │

│ │ │ │ │ │ └──────────────────────┘

│ │ │ │ │ │ ┌────────────────────────────────┐

┌┴─┴─┴─┴─┴┬─┘ │Технологии получения современных│

│ НИИ ├─────>│ органических вяжущих для │

└┬─┬─┬─┬──┘ │ дорожных покрытий │

│ │ │ │ └────────────────────────────────┘

│ │ │ │ ┌─────────────────────────────────────┐

│ │ │ │ │ Новые лекарственные препараты, │

│ │ │ └────────>│исследование лекарственных композиций│

│ │ │ │ и разработка новых лекарственных │



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа комплексного социально-экономического развития города иркутска на 2008-2020 годы содержание

    Программа
    Решение Думы г. Иркутска от 29.06.2006 № 004-20-270366/6 «О разработке Концепции развития г. Иркутска и Программы комплексного социально-экономического развития г.
  2. Программа социально-экономического развития города красноярска на период до 2010 года

    Программа
    2. Признать утратившим силу Решение Красноярского городского Совета от 15.05.2001 N 3-27 "Об основных направлениях социально-экономического развития г.
  3. Отчёт об исполнении Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы

    Публичный отчет
    Вторая среднесрочная Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы (далее – Программа) стала логическим продолжением Программы «Развитие Удмуртии на 2001−2004 годы» и была направлена на сохранение
  4. Комплексная программа социально-экономического развития джидинского района на 2008-2010 годы и до 2017 года с. Петропавловка, 2008 год

    Программа
    Раздел 7. Механизм реализации, управления и контроля за выполнением Программы социально-экономического развития Джидинского района на 2008-2010 годы и на период до 2017 г.
  5. Об утверждении программы социально-экономического развития томской области на 2006 2010 годы и на период до 2012 года

    Статья
    1. Решение Высшего экономического совета при Главе Администрации (Губернаторе) Томской области от 30 июня 2004 года о разработке Стратегии развития Томской областидо 2020 года.

Другие похожие документы..