Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Одним из приоритетных направлений деятельности Российского союза молодежи признана работа в области Public Relations (PR), что переводится как «Связи...полностью>>
'Документ'
Канада является федеративным государством, состоящим из 10 провинций и двух территорий, находящихся под управлением федерального правительства. Официа...полностью>>
'Документ'
Когда Ли-цзы закусывал на обочине дороги по пути в Вэй, он увидел столетний череп. Подняв прутик, он указал на череп и, повернувшись к своему ученику...полностью>>
'Документ'
Обеспечение безопасности движения поездов, её совершенствование, разработка новых подходов к решению задач снижения аварийности остается одной из акту...полностью>>

Программа "социально-экономического развития города иркутска на 2004 2007 годы"

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В области стимулирования рождаемости и укрепления

семьи определены следующие приоритеты:

- формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

- формирование прогрессивной системы социально-экономического стимулирования семей с 2 и более детьми;

- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

- формирование идеологии и ценностей "здорового образа жизни", особенно в молодежной среде;

- создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;

- обеспечение работникам, имеющим 2-х и более детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;

- повышение воспитательного потенциала семьи;

- разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

Обеспечение условий для материального положения семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.

В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.

Поддержка молодых семей предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье.

Информационное обеспечение реализации Программы

демографического развития

В процессе реализации Программы демографического развития города требуется регулярное получение точной и дифференцированной информации о процессах естественного движения населения (рождаемость, смертность - общая, младенческая, детская; продолжительность жизни и др.), ведение баз демографических данных. Внедрение профилактических, экономических, социальных мероприятий требует наличия инструмента по оценке их эффективности. Решение вышеуказанных задач возможно только с помощью автоматизированных информационных систем медико-демографического мониторинга, использующих персонифицированные базы данных и современные программные средства.

Необходимо также развивать систему информирования населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с использованием образовательных программ.

Эта работа должна постоянно и последовательно проводиться средствами массовой информации, информационными структурами администрации города.

Мероприятия по обеспечению условий для демографического

оздоровления рынка труда г. Иркутска

1. Формирование мониторинговой политики демографической ситуации по г. Иркутску. В этой связи следует сформировать исходный материал по демографической карте г. Иркутска. В этом документе следует учесть не только потенциал по демографическому насыщению города, но и возможности механического прироста населения.

2. Постоянное отслеживание демографических тенденций с учетом всего комплекса социально-экономических условий и выявление взаимосвязей их влияния на экономическое развитие г. Иркутска.

3. Постоянный мониторинг социально-демографических тенденций в разрезе основных возрастных, социальных и профессионально-квалификационных характеристик населения г. Иркутска.

4. Определение возможных тенденций, с оценкой социально-экономических последствий с учетом уровня рождаемости и смертности, а также механического прироста населения г. Иркутска.

5. Проведение экспертной оценки законодательных актов, которые касаются демографической и молодежной политики в городе с учетом достижения возможных приоритетов в увеличении рождаемости и оценки последствий в реализации направлений политики.

Кроме того, необходимо:

6. Дать оценку принятых в последнее время законодательных инициатив в области демографической политики города.

7. Сформировать блок законодательных инициатив, касающихся легализации внешней трудовой миграции.

8. Ежеквартально заслушивать соответствующие органы (миграционная служба, ОВД) по поводу оценки нелегальной внешней трудовой миграции населения г. Иркутска.

9. Выйти с инициативой в областной парламент о возможностях стимулирования и поощрения (налоговые и прочие льготы) рождения 2 и более детей в одной полноценной семье.

10. Сформировать базы данных лечебных и воспитательных учреждений, которые могут осуществлять лечебные услуги для лиц дошкольного возраста в льготном режиме с учетом демографических особенностей семьи, дифференцировав оплату за содержание детей в дошкольных учреждениях, исходя из имеющегося дохода семьи и количества детей.

11. Предусмотреть возможности увеличения налоговых и прочих льгот для многодетных и молодых семей г. Иркутска, в том числе при ипотечном кредитовании и предоставлении жилья.

12. Создание для многодетных и молодых семей банка данных для льготного финансирования оплаты жилья, обеспечения жильем и прочими социальными услугами.

13. Формирование базы данных о детях, вступающих в трудоспособный возраст в многодетных семьях.

14. При формировании и реализации долговременной стратегии социально-экономических преобразований в числе целей каждого ее этапа рекомендуется задавать минимально необходимые показатели (индикаторы) уровня (качества) жизни населения. В качестве последних предлагается использовать показатели: средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении и в возрасте 15, 45 и 65 лет; смертности - общей, младенческой, в возрасте до 65 лет; уровня самоубийств; количества детей, рожденных вне брака; распространенности заболеваний туберкулезом и венерическими болезнями; уровня правонарушений подростков и преступности среди взрослых; индексов здоровья новорожденных, детей дошкольного и школьного возраста; степени соответствия минимальной заработной платы в бюджетных отраслях прожиточному минимуму.

15. Разработать и внедрить систему мер по социальной защите и экономической поддержке беременных женщин и женщин с малолетними детьми (в частности, обеспечение качественного питания беременных и кормящих матерей), а также семей молодых специалистов, приходящих после обучения в муниципальные организации.

16. Обеспечить финансирование разработки и внедрения городской системы медико-демографического мониторинга и мониторинга здоровья населения, предназначенной для осуществления постоянного наблюдения, анализа и оценки состояния среды обитания и условий жизнедеятельности населения, социально-демографических процессов и общественного здоровья, уровня социального благополучия граждан.

17. Представить предложения в Правительство и Государственную Думу о внесении в Налоговый кодекс РФ изменений условий взимания налогов у лиц, имеющих детей и занятых в бюджетной сфере: из налогооблагаемого объема годового дохода исключать сумму годовых прожиточных минимумов (для данной территории), приходящихся на каждого ребенка.

4.2. Здоровье населения

Заболеваемость населения г. Иркутска

за период с 1998 по 2002 гг.

Среди показателей общественного здоровья особое значение имеет общая заболеваемость населения. Заболеваемость населения - это учтенные медицинскими работниками случаи заболеваний, поэтому ее уровень в большой степени зависит от доступности квалифицированной, специализированной медицинской помощи, обеспеченности врачами, организации медицинской помощи.

Характеризуя уровень общей заболеваемости по данным обращаемости населения г. Иркутска в лечебно-профилактические учреждения, необходимо отметить, что он имеет тенденцию к росту, за 2000 - 2002 гг. увеличился на 14,0% и составил в 2002 г. 1963,9 случаев на 1000 населения.

Таблица 6

Общая заболеваемость населения г. Иркутска

(на 1000 населения соответствующего возраста)

Контингенты

1999

2000

2001

2002

Все население

1721,9

1753,5

1793,3

1963,9

Дети

1894,9

2118,9

2216,9

2559,8

Подростки

2404,0

2604,9

2471,8

2647,1

Взрослые

1633,2

1608,5

1649,9

1785,9

Уровень общей заболеваемости за рассматриваемый период вырос у детей на 35,1%, у подростков - на 10,1%, у взрослого населения - на 9,3%.

Показатели первичной заболеваемости детей с 1998 по 2002 гг. увеличились на 67,1%, рост которых наблюдался по всем классам болезней. Наиболее значительные изменения отмечались по отдельным классам: травмы и отравления за 5 лет выросли в 6,1 раза, эндокринные заболевания и психические расстройства - в 3,9 раза, врожденные аномалии - в 3,3 раза, болезни костно-мышечной системы - в 2,3 раза.

Уровень детского травматизма в г. Иркутске (2002 г. - 182,7%) превышает среднероссийский показатель почти в 2 раза. Анализ основных его показателей не позволяет в ближайший временной период прогнозировать снижение как числа пострадавших, так и числа смертных исходов.

Изменилась структура первичной заболеваемости детского населения города, на первом месте остались болезни органов дыхания - 53,1%, на втором месте травмы и отравления - 8,9%, на третьем - инфекционные и паразитарные болезни - 5,3%, занимавшие ранее 2-е место.

Темпы прироста впервые выявленной заболеваемости подростков города в 2002 г. по отношению к 1998 г. составили 52,1%. Наиболее быстро растет заболеваемость среди подростков по психическим расстройствам - в 4,3 раза, особенно связанная с неврозом, алкоголизмом, наркоманией; врожденным аномалиям - в 3,5 раза; болезням кожи и подкожной клетчатки - в 2,3 раза; травмам и отравлениям - в 2,2 раза.

Основное место в структуре первичной заболеваемости подростков стабильно занимают болезни органов дыхания (36,5%), среди которых преобладают острые респираторные заболевания, болезни миндалин и аденоидов. На втором месте находятся болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (9,8%), на третье место в 2002 г. вышли травмы и отравления (7,5%).

Можно сделать вывод, что тенденции к ухудшению состояния здоровья детей и подростков приняли устойчивый характер. Показатели заболеваемости продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней, которые формируют хронические заболевания.

Уровень заболеваемости взрослого населения г. Иркутска в 2002 г. составил 829,4 случая на 1000 чел. Темпы прироста составили 21,3%, причем формирование его, прежде всего, связано со значительными темпами прироста осложнений беременности, родов и послеродового периода (на 93,8%), болезней кожи и подкожной клетчатки (на 75,5%), психических расстройств (на 73,2%), новообразований (на 48,2%), болезней костно-мышечной системы (на 39,4%).

В структуре заболеваемости взрослого населения в 2002 г. наибольшую долю занимают болезни органов дыхания - 25,3%, на втором месте - травмы и отравления - 18,3%, на третьем - класс болезней костно-мышечной системы - 7,8%.

Серьезного внимания заслуживает анализ социально значимых заболеваний. Так, в г. Иркутске эпидемическая обстановка по туберкулезу продолжает ухудшаться. Показатель заболеваемости населения туберкулезом, при формировании которого учитываются все новые случаи, в 2002 г. по сравнению с 1998 г. увеличился на 28,4%. Несколько повысился удельный вес больных бациллярными формами туберкулеза - с 40,2% в 2001 г. до 48,5% в 2002 г.

В структуре клинических форм туберкулеза на первом месте - инфильтративный туберкулез - 55,6%, на втором месте - очаговый туберкулез - 12,1%, на третьем - диссеминированный туберкулез.

Наиболее значительно увеличилась заболеваемость туберкулезом в 2002 г. по сравнению с 2001 г. у подростков - (на 24,6%), у детей - на 2,5%, у взрослых - на 4,7%.

Показатель распространенности туберкулеза среди населения г. Иркутска имел тенденцию роста до 2001 г., в 2002 г. по сравнению с предыдущим годом он незначительно снизился - на 3,2%.

Необходимо отметить, что основной причиной является низкий уровень жизни значительной части населения г. Иркутска.

С 1999 г. осложнилась эпидемиологическая ситуация по распространению вируса иммунодефицита среди населения города. В 2002 г. суммарный показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией в г. Иркутске увеличился по сравнению с 2000 г. на 20,9%, а показатель первичной заболеваемости снизился в 2,9 раза.

В возрастной структуре заболеваемости ВИЧ-инфекцией больные в возрасте 20 - 24 года - 38,7%, на втором месте в возрасте 25 - 29 лет - 21,5%, на третьем месте - 18 - 19 лет - 12,7%.

По профессиональному составу основную долю инфицированных составляют неработающие - 20,3%, рабочие - 8%, учащиеся - 4,3%.

Резкий рост количества ВИЧ-инфицированных в основном обусловлен заражением при инъекционном употреблении наркотических препаратов.

Последнее десятилетие характеризуется повышением заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем, но в 2002 г. наметилась тенденция по снижению данного вида инфекций. Так, за период с 2001 по 2002 г. в г. Иркутске уровень венерических заболеваний снизился в целом на 22,9%; у взрослого населения - на 25,0%, у подростков на - 23,7%, при этом уровень заболеваемости детей вырос на 24,9%.

Уровень заболеваемости сифилисом снизился на 27,5% (с 236,6 случаев на 10000 населения в 2001 г. до 171,5 случаев в 2002 г.). В структуре заболеваемости преобладают манифестные (заразные) формы заболевания - 65,9%. Свыше 40% больных составило население возрастной группы 20 - 29 лет. Наиболее тревожным явлением является факт увеличения числа заболевших детей до 14 лет - на 26,6%.

Несмотря на снижение уровня общей заболеваемости сифилисом, существенных изменений в ее структуре не произошло, что не дает основания для уверенного прогнозирования дальнейшего снижения заболеваемости этой инфекцией. Причинами регистрируемого роста инфекций, передаваемых половым путем, являются, прежде всего, снижение социально-экономического уровня населения, несовершенство государственной системы первичной профилактики, отсутствие законодательных норм, обеспечивающих контроль за группой риска.

Мероприятия по разделу "Здоровье населения и экологическая обстановка в г. Иркутске" приведены в прил. 1.

Мероприятия по разделу "Здоровье населения"

1. Выполнить в полном объеме мероприятия по программе санэпидблагополучия (вакцинопрофилактика вирусного гепатита B и эпидемического паротита, профилактика клещевого энцефалита и местных случаев малярии, эпидемиологический надзор за холерой).

2. Расширить показания к вакцинопрофилактике при клещевом энцефалите и вирусном гепатите A.

3. Начать поэтапную массовую ревакцинацию взрослого населения против дифтерии в течение 2004 - 2007 гг.

4. В рамках программы "Вакцинопрофилактика" поручить институту эпидемиологии и микробиологии НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН разработать и внедрить в практику мероприятия по повышению эффективности вакцинопрофилактики у детей, проживающих в условиях техногенного загрязнения окружающей среды.

5. Для усовершенствования комплексной диагностики и профилактики трансмиссивных природно-очаговых инфекций (клещевой энцефалит, боррелиоз и риккетсиоз) организовать в Центре экстренной диагностики и профилактики трансмиссивных инфекций при институте эпидемиологии и микробиологии НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН лабораторию по ПЦР-диагностике. Необходимое финансирование для приобретения оборудования и реактивов составляет 3000 долл.

6. Организовать льготное исследование клеща на заражение вирусом и введение иммуноглобулина для незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, ветераны).

7. Проводить противоклещевую обработку территорий в местах массового отдыха населения с наибольшим риском заражения клещевым энцефалитом и клещевым боррелиозом.

8. Внедрить систему безопасности донорской крови во всех подразделениях службы крови в рамках городской программы.

Состояние здоровья детей и подростков

Профилактика и реабилитация

По демографическим критериям удельный вес детей (от 0 до 14 лет) среди всего населения должен составлять не менее 25%. По Сибирскому федеральному округу он составляет 19,7%, а по г. Иркутску - 17,4%. Это указывает на неблагоприятную демографическую ситуацию в целом по СФО и в частности в г. Иркутске. Численность детского населения от 0 до 14 лет с 1999 г. по 2002 г. снизилась на 3% (с 20% до 17%), численность подросткового населения остается стабильной и составляет 5%.

В г. Иркутске за 2001 - 2002 гг. отмечается снижение детской и младенческой смертности с 2,2 до 0,19 на 1000 родившихся. Однако вызывают тревогу следующие показатели:

- перинатальная смертность увеличилась на 4,4 на 1000 родившихся и составила 12,5%;

- мертворождаемость увеличилась в 2002 году на 2,6 на 1000 родившихся и составила 8,9%;

- ранняя неонатальная смертность увеличилась на 1,8 на 1000 родившихся и составила 3,6% в 2002 г.

Основной причиной смертности среди детей от года до 14 лет продолжают оставаться травмы, отравления и несчастные случаи.

Темп прироста общей заболеваемости среди детей составил в 2002 г. +15,5%, среди подростков - +7,1%.

Заболеваемость детей по классам болезней располагается в следующем порядке:

1. Болезни органов дыхания.

2. Болезни эндокринной системы.

3. Болезни мочеполовой системы.

4. Болезни нервной системы.

Рост общей заболеваемости определяется не только ухудшением здоровья детей и подростков, но и улучшением выявляемости, качества медицинской помощи.

При сравнении состояния здоровья детей по месту воспитания ребенка очевидно, что ситуация наиболее неблагоприятная в домах ребенка, специализированных детских домах и детских домах-интернатах, где процент здоровых детей колеблется от 2% до 15% независимо от территории СФО.

Заболеваемость детей по месту учебы ребенка показывает, что во всех территориях СФО высокий процент хронической патологии отмечается в школах-интернатах (40 - 80%), школах при войсковых частях (30 - 70%), учреждениях начального или среднего профессионального образования (до 60%). Анализ заболеваемости детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в СФО, показал, что наибольший процент детей с хронической патологией - в яслях-садах (от 32% до 63%) и детских садах (от 24% до 50%). Состояние здоровья детей по двум категориям "здоров" и "с хронической патологией" в Восточной и Западной Сибири отличается на разных территориях СФО. До определенного возраста уровень здоровых детей превышает количество больных, и далее это соотношение резко изменяется. Так, для Алтайского края этот возраст равен 9 годам, Иркутской области - 8 годам, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Республик Хакасия и Алтай - 7 годам, Кемеровской области - 5 годам. Именно в этом возрасте происходит переход из состояния здоровья в состояние хронической патологии, и возраст отличается на разных территориях. К 17 годам количественные показатели здоровых и больных детей практически равны на всех территориях СФО.

Знание этого возраста позволит правильно в профессиональном плане планировать лечебно-профилактические мероприятия.

Необходимые мероприятия для улучшения здоровья детей:

- проведение ежегодной диспансеризации детей;

- разработка "маршрута здоровья" ребенка и корректировка имеющихся у него нарушений;

- обеспечение взаимосвязи между службами образования и здравоохранения;

- совместная координация действий педагогов, врачей и родителей по борьбе с курением, пивным алкоголизмом, наркоманией и формированию здоровьесберегающего информационного пространства.

В клинике ГУ НЦ медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН проводится научная работа по следующим направлениям:

1. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.

2. Изучение медико-биологической и социально-психологической адаптации детей в условиях Восточной Сибири.

3. Внедрение алгоритмов этапности оказания медицинской помощи в акушерстве и педиатрии.

4. Гипертоническая болезнь у детей и подростков.

5. Заболевания эндокринной системы.

Намечены основные этапы реабилитации детей и подростков: медикаментозное воздействие (витамины, микроэлементы, ноотропы), физиотерапия, иглорефлексотерапия, массаж, ЛФК, психологическая помощь.

Сотрудникам Клиники ГУ НЦ медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН внесены предложения в городскую программу "Здоровый ребенок":

- создание центров профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, репродуктивного здоровья, реабилитации маловесных детей и детей дошкольного и школьного возраста с психосоматической патологией, а также отоларингологии;

- оптимизация профиля педиатрических коек в г. Иркутске;

- контроль за диспансеризацией ВИЧ-инфицированных детей и подростков;

- организация медико-психологической службы для подростков;

- пропаганда здорового образа жизни;

- научно-исследовательские разработки в области охраны здоровья детского населения;

- внедрение новых информационных технологий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа комплексного социально-экономического развития города иркутска на 2008-2020 годы содержание

    Программа
    Решение Думы г. Иркутска от 29.06.2006 № 004-20-270366/6 «О разработке Концепции развития г. Иркутска и Программы комплексного социально-экономического развития г.
  2. Программа социально-экономического развития города красноярска на период до 2010 года

    Программа
    2. Признать утратившим силу Решение Красноярского городского Совета от 15.05.2001 N 3-27 "Об основных направлениях социально-экономического развития г.
  3. Отчёт об исполнении Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы

    Публичный отчет
    Вторая среднесрочная Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы (далее – Программа) стала логическим продолжением Программы «Развитие Удмуртии на 2001−2004 годы» и была направлена на сохранение
  4. Комплексная программа социально-экономического развития джидинского района на 2008-2010 годы и до 2017 года с. Петропавловка, 2008 год

    Программа
    Раздел 7. Механизм реализации, управления и контроля за выполнением Программы социально-экономического развития Джидинского района на 2008-2010 годы и на период до 2017 г.
  5. Об утверждении программы социально-экономического развития томской области на 2006 2010 годы и на период до 2012 года

    Статья
    1. Решение Высшего экономического совета при Главе Администрации (Губернаторе) Томской области от 30 июня 2004 года о разработке Стратегии развития Томской областидо 2020 года.

Другие похожие документы..