Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится « » 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д. 501.001.82 при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносов...полностью>>
'Документ'
Мужчина на рыбалку пошел, а женщина в жилище осталась, за детьми следить, еду готовила. Но в очаге почему-то плохо огонь горел. Женщина положила в не...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 26 декабря 2008 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.275.01 при ГОУ ВПО «Удмуртский государственный универси...полностью>>
'Документ'
5 лет занимался акробатикой гимнастикой, принимал активное участие в артистической жизни школы2 года учился бальным танцам направление вальс танго, ру...полностью>>

Программа "социально-экономического развития города иркутска на 2004 2007 годы"

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Уровень жизни населения. В 2003 г. среднемесячная заработная плата в экономике города составила 7421 руб. Уровень среднемесячной заработной платы, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вырос на 22,7%, при этом прирост уровня прожиточного минимума составил 16,5% (2376 руб.). В бюджетной муниципальной сфере города задолженности по выплате заработной платы нет.

Занятость и рынок труда. С начала 2003 г. численность занятых на крупных и средних предприятиях города составила 181,3 тыс. чел. По сравнению с 2002 г. численность работников снизилась на 3%. Увеличение численности работников произошло в торговле (на 20,2%), ЖКХ (на 1,0%) и связи (на 0,5%).

По состоянию на 01.01.2004 в Центре занятости населения состояло на учете 2341 безработный и 2066 чел. из них назначено пособие по безработице. Уровень безработицы составил 0,65%.

Социальное партнерство. По состоянию на 01.01.2004 552 организации города заключили коллективные договоры и направили их на уведомительную регистрацию. Заключенные коллективные договоры объединили в правовом поле социального партнерства 64,2% от общей численности занятых на крупных и средних предприятиях города.

Жилищный фонд и благоустройство города. Общий жилищный фонд города Иркутска на 01.01.2004 составил 10800 тыс. кв.м. За период с начала 2003 г. общая площадь жилищного фонда, обслуживаемого муниципальными предприятиями жилищного хозяйства, увеличилась за счет передачи жилья ведомствами в собственность города и на 01.01.2004 составила 7704,6 тыс. кв.м. Капитальный ремонт жилищного фонда, обслуживаемого муниципальными предприятиями жилищного хозяйства, в течение 2003 г. был выполнен на 333 объектах, финансирование составило 105,2 млн. руб. На проведение текущего ремонта муниципального жилищного фонда в течение 2003 г. было израсходовано 181,3 млн. руб., что на 41,8% больше, чем в 2002 г. Всего в 2003 г. на выполнение работ по благоустройству города было направлено 281,5 млн. руб. Текущий и ямочный ремонт улично-дорожной сети города произведен на более 130,0 тыс. кв.м дорожного покрытия.

Доходы местного бюджета. За 2003 г. в бюджет города поступило доходов в сумме 3940,9 млн. руб., что составляет 100,2% от утвержденного бюджета города. Собственные доходы бюджета города составляют 3166,9 млн. руб., субвенции, субсидии, дотации - 622,6 млн. руб., поступления по взаимным расчетам с бюджетом области и Территориальным дорожным фондом - 72,1 млн. руб., доходы от платных услуг, оказываемых населению бюджетными организациями, - 79,3 млн. руб.

Собственные доходы бюджета города сформированы на 85% за счет налоговых платежей (2684,4 млн. руб.) и на 15% за счет неналоговых доходов (482,6 млн. руб.). В структуре налоговых платежей преобладает налог на доходы физических лиц (41% от собственных доходов), а в структуре неналоговых доходов 60,5% приходится на доходы от аренды муниципального имущества.

Уровень цен на потребительском рынке. За 2003 г. инфляция в Иркутске составила 12,63%. В сравнении с Иркутской областью потребительские цены в г. Иркутске за год росли медленнее, но быстрее, чем в целом по России.

Стоимость минимального набора продуктов питания по г. Иркутску с начала 2003 г. увеличилась на 16% и составила на конец года 970,05 руб.

Социальная поддержка населения. Всего на реализацию Комплексной программы социальной поддержки населения г. Иркутска в 2003 г. было использовано 315,3 млн. руб., или 102,1% от предусмотренного, кроме того, на дополнительные мероприятия израсходовано 121,3 млн. руб.

Инвестиции. Объем инвестиций за 2003 г. по г. Иркутску составил 10721,3 млн. руб., что на 15,8% меньше показателя 2002 года. Если в 2002 г. наибольший удельный вес в структуре инвестиций занимали финансовые вложения (74,4%), то в этом году доли финансовых и нефинансовых вложений распределились поровну. По состоянию на 01.01.2003 объем иностранных инвестиций в экономике города составил 75,6 млн. долл. и 715,2 млн. руб. Объем иностранных инвестиций, привлеченных предприятиями города за 2003 г., составил 37,4 млн. долл. и 181,2 млн. руб.

Малое предпринимательство. В г. Иркутске в 2003 г. действовало 4456 малых предприятий, что на 15,7% больше чем в 2002 г. Численность занятых на малых предприятиях, включая все категории работников, по итогам 2003 г. составила 41408 чел. Объем продукции, произведенной малыми предприятиями г. Иркутска в 2003 г., достиг 12,5 млрд. руб. Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг малых предприятий г. Иркутска в 2003 г. насчитывает 40,5 млрд. руб. По сравнению с аналогичным показателем 2002 г. произошло уменьшение на 1,3%. Прибыль в 2003 г. составила 929,7 млн. руб. (увеличение к прошлому году более чем в 2 раза).

Внешняя торговля. Внешнеторговый оборот по г. Иркутску в январе - сентябре 2003 г. составил 186,0 млн. долл. Товарооборот уменьшился в 2,8 раза, в то же время сальдо остается положительным, но наблюдалось его снижение в 3,5 раза. Наибольшую долю в экспорте занимают древесина и изделия из нее.

Проведенный анализ социально-экономического положения и развития г. Иркутска позволяет сделать вывод о недостаточно устойчивом экономическом росте промышленного производства. Машиностроение и металлообработка характеризуются неполной загрузкой производственных мощностей и нехваткой оборотных средств. Пищевая отрасль промышленности имеет проблемы с обеспечением сырьем, повышением качества, расширением ассортимента продукции и ее сбытом. Свои проблемы есть в электроэнергетике, деревообрабатывающей и легкой отраслях, промышленности строительных материалов. В капитальном строительстве города сложилась определенная структура вложений производственного (инвестиции в авиационный и железнодорожный транспорт) и непроизводственного назначения (инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство). В структуре источников финансирования преобладают собственные и привлеченные средства предприятий. По формам собственности предприятий - заказчиков строительства превалируют инвестиции государственных предприятий. Наибольшая доля подряда в строительном комплексе приходится на предприятия частной и смешанной форм собственности. Работа пассажирского транспорта сопряжена с предоставлением средств на покрытие убытков.

В городе выполняется большое количество программ, имеющих социально значимый характер и общегородское значение. Анализ их выполнения позволяет судить об их разрозненности, недофинансировании, а следовательно, и недостаточной эффективности. Сравнение реального бюджета с бюджетом, рассчитанным по социальным нормам и экономически обоснованным финансовым нормативам, показало, что доходный потенциал бюджета не обеспечивает даже минимальные потребности. Это обуславливает необходимость развития налогооблагаемой базы для формирования дополнительного потенциала доходов и бездефицитного бюджета г. Иркутска.

Решение многообразных социально-экономических задач, особенно уход от бедности и повышение качества жизни населения города, предполагает целевую, разнонаправленную деятельность органа местного самоуправления. Это требует активизации, прежде всего, инновационно-инвестиционной, экономической и социально-экологической политики в целях перспективного комплексного развития хозяйства, равно как и ускорения соответствующих институциональных изменений. Речь идет о регулировании рыночных процессов, совершенствовании местного самоуправления и укреплении его финансовой базы.

1.3. Место г. Иркутска в социально-экономическом

развитии Иркутской области, Сибири и России

Город Иркутск в системе административного территориального деления Российской Федерации является административным центром Иркутской области и столицей одного из наиболее важных по своему экономическому и геополитическому значению регионов Сибири.

Муниципальные образования Иркутской области по уровню социально-экономического развития разделяют на пять групп. Город Иркутск относится к первой группе, то есть является муниципальным образованием с относительно высоким уровнем социально-экономического развития, характеризующимся рядом показателей <1>.

--------------------------------

<1> На основе данных, представленных администрацией Иркутской области.

Из рис. 1 <*> видно, что удельный вес оборота розничной торговли занимает первое место в основных социально-экономических показателях Иркутской области. Рост в 2003 г. оборота розничной торговли в г. Иркутске по сравнению с 2002 г. составил 17% (на 4385,1 млн. руб.). Однако по сравнению с 2002 г. удельный вес этого показателя вырос всего на 0,2%. Низкие темпы оборота розничной торговли в 2003 г. обусловлены повышением склонности населения к сбережениям в банковской системе и изменениями в структуре потребления в сторону более дорогих товаров.

--------------------------------

<*> Не прилагается.

В 2003 г. произошло снижение удельного веса ввода жилья относительно 2002 г. на 47,98%. По всем остальным социально-экономическим показателям отмечено их увеличение. Так, удельный вес в объеме промышленности возрос на 14,76%, удельный вес населения - на 2,65%, а удельный вес занятого населения в экономике снизился на 3,6%.

По объему валового регионального продукта на душу населения Иркутская область занимала в 2003 г. значительное место в Сибирском федеральном округе.

Среди 16 регионов Сибирского федерального округа Иркутская область в январе - октябре 2003 г. по объему промышленной продукции на душу населения заняла 4 место, обороту розничной торговли на душу населения - 6 место, номинальной средней заработной плате в сентябре 2003 г. - 3 место, среднедушевому денежному доходу - 5 место (табл. 1).

Удельные веса г. Иркутска в социально-экономическом развитии Сибирского федерального округа и Российской Федерации в 2003 году представлены на рис. 2 <*> и рис. 3 <*>.

--------------------------------

<*> Не прилагаются.

Таблица 1

Иркутская область среди 16 регионов Сибирского

федерального округа в январе - октябре 2003 г.

Объем промышленной продукции на
душу населения, руб.

Красноярский край

61330

1

Кемеровская область

53120

2

Томская область

41798

3

Иркутская область

41380

4

Оборот розничной торговли на
душу населения, руб.

Кемеровская область

24035

1

Красноярский край

23981

2

Новосибирская область

23019

3

Томская область

22125

4

Омская область

20823

5

Иркутская область

20224

6

Номинальная средняя заработная
плата в сентябре 2003 г., руб.

Красноярский край

7190

1

Томская область

6814

2

Иркутская область

6167

3

Кемеровская область

5437

4

Среднедушевой денежный доход в
сентябре 2003 г., руб.

Томская область

5368

1

Красноярский край

5254

2

Кемеровская область

4718

3

Омская область

4548

4

Иркутская область

4421

5

Если доля г. Иркутска в РФ по рассматриваемому кругу показателей составляет 0,1 - 0,4%, а по розничному товарообороту - 0,7%, то его доля в Сибирском федеральном округе - 1,8 - 2,9%, а по розничному товарообороту - 5,9%.

Итоги за 2003 г. позволяют оценить положительную динамику социально-экономических показателей города (численность населения, производство промышленной продукции, оборот розничной торговли). При этом по большинству показателей темпы роста превышают достигнутые в 2002 г. Экономико-географическое и геополитическое положение г. Иркутска обуславливает возрастание его роли как административного, торгового, научного, промышленного и транспортного центра Восточно-Сибирского района, всей Сибири и РФ.

2. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА Г. ИРКУТСКА

По уровням конкурентного поля следует различать конкурентные преимущества г. Иркутска на глобальном, российском, межрегиональном и областном уровнях.

К конкурентным преимуществам глобального характера относятся:

1. Близость к оз. Байкал, отнесенному ЮНЕСКО к участкам мирового природного наследия.

2. Нахождение на месте пересечения транспортных коммуникаций международного значения:

- Транссибирской магистрали в месте выхода в Китай и Монголию (через Бурятскую республику и Читинскую область);

- авиационных трасс между странами Европы, Северо- и Юго-Восточной Азии. В перспективе планируется организация кроссполярных перевозок между Северной Америкой, Северо- и Юго-Восточной Азией.

К конкурентным преимуществам межрегионального и российского значения относится наличие:

- статуса областного центра субъекта Федерации с нахождением в нем представительств органов власти РФ;

- академических институтов Восточно-Сибирского филиала СО РАН;

- коммуникаций международного и российского значения:

а) аэропорта 2 - 3 класса;

б) железнодорожного узла и управления ВСЖД;

в) федеральных автодорог: "Красноярск - Чита", "Иркутск - Листвянка";

- линий электросвязи федерального значения;

- промышленных предприятий, конкурентоспособных на российском и мировом рынках (НПК "Иркут", "Иркутскэнерго" и др.).

К конкурентным преимуществам межрегионального значения (в отношении сопредельных регионов - Читинской области, Республики Бурятия, Саха (Якутии), отчасти - Красноярского края) относится наличие значительного научно-образовательного потенциала (академические НИИ, ВУЗы, средние специальные учебные заведения).

К конкурентным преимуществам областного значения относится наличие:

- органов власти и управления областью;

- научно-образовательного потенциала;

- оздоровительных учреждений более высокого уровня и возможностей;

- развитой и разнообразной банковской системы;

- большего количества культурно-образовательных, развлекательных и спортивных учреждений и предприятий.

В то же время к числу сдерживающих факторов, препятствующих развертыванию сложившихся и формированию новых кластеров конкурентных преимуществ, следует отнести:

- слабое развитие производственной, логистической, финансовой и социальной инфраструктуры;

- относительно неблагоприятные институциональные условия на рынке инвестиций;

- повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха, в результате чего город отнесен по экологическим показателям к числу неблагополучных в РФ. В составе Иркутско-Черемховского промышленного узла он входит в зону атмосферного влияния Байкальской природной территории;

- высокая стоимость жизни по факторам стоимости жилья и продуктов питания.

Для целенаправленного изменения хозяйственной ситуации и концентрации усилий и средств важно не переоценить возможности, реально оценить сильные и слабые стороны г. Иркутска как столицы Восточной Сибири, областного центра и муниципального образования, а также возможные угрозы для стабильного и комплексного социально-экономического развития и формирования его финансовой базы. Одной из основ формирования образа будущего и определения точек роста Иркутского городского муниципального образования является SWOT-анализ, который, являясь признанным подходом в менеджменте, в последние годы начинает использоваться в управлении муниципальными образованиями.

В качестве основной гипотезы при проведении SWOT-анализа принимается сохранение политики развития Российской Федерации и следование приоритетам, заявленным в проекте Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.), а также достижение и реализация администрацией Иркутской области целей и задач, определенных в Программе социально-экономического развития Иркутской области до 2005 г. Это связано с тем, что муниципальное образование является открытой системой и непосредственно реагирует на политические, экономические, социальные, природно-географические и другие факторы, проявляющиеся на всех внешних уровнях - международном, национальном, региональном. События, изменяющие запланированный ход развития Российской Федерации или Иркутской области, оказывают значительное влияние на развитие города. В таких условиях что-то конкретное об особенностях развития города в долгосрочной перспективе можно сказать только в рамках определенной гипотезы. При изменении внешних условий стратегия развития города должна корректироваться в соответствии с продекларированным принципом корректировки стратегии более широкой системы. Преимущества и недостатки, благоприятные возможности и неблагоприятные тенденции развития Иркутского городского муниципального образования приведены в табл. 2.

SWOT-анализ показывает, что Иркутск обладает значительным потенциалом для устойчивого развития. Статус областного центра, относительная близость к странам АТР и нахождение на пересечении транспортных коммуникаций международного значения, близость к оз. Байкал, высокий образовательный уровень населения, сохранение исторически сложившейся специализации экономики, конкурентные позиции в машиностроении (главным образом в авиастроении), наличие свободных производственных площадей, наличие свободных для застройки земельных участков - эти и другие конкурентные преимущества муниципального образования создают позитивные предпосылки для устойчивого развития г. Иркутска.

Таблица 2

Преимущества и недостатки, благоприятные возможности

и неблагоприятные тенденции развития Иркутского



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа комплексного социально-экономического развития города иркутска на 2008-2020 годы содержание

    Программа
    Решение Думы г. Иркутска от 29.06.2006 № 004-20-270366/6 «О разработке Концепции развития г. Иркутска и Программы комплексного социально-экономического развития г.
  2. Программа социально-экономического развития города красноярска на период до 2010 года

    Программа
    2. Признать утратившим силу Решение Красноярского городского Совета от 15.05.2001 N 3-27 "Об основных направлениях социально-экономического развития г.
  3. Отчёт об исполнении Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы

    Публичный отчет
    Вторая среднесрочная Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы (далее – Программа) стала логическим продолжением Программы «Развитие Удмуртии на 2001−2004 годы» и была направлена на сохранение
  4. Комплексная программа социально-экономического развития джидинского района на 2008-2010 годы и до 2017 года с. Петропавловка, 2008 год

    Программа
    Раздел 7. Механизм реализации, управления и контроля за выполнением Программы социально-экономического развития Джидинского района на 2008-2010 годы и на период до 2017 г.
  5. Об утверждении программы социально-экономического развития томской области на 2006 2010 годы и на период до 2012 года

    Статья
    1. Решение Высшего экономического совета при Главе Администрации (Губернаторе) Томской области от 30 июня 2004 года о разработке Стратегии развития Томской областидо 2020 года.

Другие похожие документы..