Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Уральский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов образован приказом Министра мелиорации и водного хозя...полностью>>
'Примерная программа'
Цель — изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории че...полностью>>
'Методические рекомендации'
Целью методических указаний является оказание практической помощи студентам во время прохождения практики, а также при подготовке и защите выпускных ...полностью>>
'Закон'
Комиссия по формированию и подготовке резерва управленческих кадров муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской облас...полностью>>

Программа "социально-экономического развития города иркутска на 2004 2007 годы"

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Характеристика состояния культурного потенциала города

Неотъемлемой частью развития городской среды является формирование единого культурного пространства. Работа Управления культуры администрации г. Иркутска направлена на реализацию этой задачи.

В г. Иркутске действуют 85 учреждений различного подчинения и более ста творческих коллективов. Вместе с тем сеть учреждений культуры значительно отстает от нормативной потребности:

1) по клубным учреждениям:

при нормативе 22 в наличии 13 (8 ведомственных, 2 муниципальных, 3 частных);

2) по детским музыкальным и художественным школам:

при нормативе 29 существует 14;

3) по библиотекам:

к действующим 33 филиалам ЦБС и Гуманитарному центру могут быть добавлены 18 муниципальных библиотек, в том числе 9 детских.

Необходимо констатировать ликвидацию ряда муниципальных учреждений культуры: в связи с реорганизацией (парк Парижской Коммуны, парк о. Юность) и сложным финансовым положением (к/т "Баргузин", к/т "Чайка", ДК "Октябрьский").

В этих условиях стратегически важной задачей становится рационализация существующей сети и строительство новых учреждений культуры.

Муниципальное учреждение культуры "Музей истории города Иркутска"

Определяющей характеристикой любого музея являются фонды и посещаемость. За последние 3 года фонды музея увеличились в 2,5 раза и составляют 44446 единиц хранения, которые на 70% состоят из даров горожан. Для сравнения: фонды хранения музея г. Братска, которому более 20 лет, составляют 27000 единиц, г. Ангарска - 8000 единиц. Посещаемость увеличилась в 1,8 раза. За прошедший год подготовлено 57 выставок, которые посетило более 24 тыс. иркутян.

По итогам 2002 г. музей занял 2 место в областном смотре учреждений культуры среди музеев.

К перспективным направлениям работы музея следует отнести возможное расширение сети его филиалов. Уже в ближайшее время музей готов создать филиал по истории фотографии и кино в г. Иркутске. В планах музея - подготовка материалов для создания литературного музея. Необходимо продумать вопрос о более активном участии музея в работе по развитию туризма, созданию целевой программы по развитию краеведения в городе.

К нерешенным проблемам в первую очередь нужно отнести необходимость перевода основной части музея в историческую часть города. Еще одной острой проблемой является состояние помещений, фондов музея.

Муниципальное учреждение культуры "Иркутский городской театр народной драмы"

В 2002 г. театр народной драмы продолжил активную работу по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию граждан. Театр расширяет сферу своей деятельности не только в Иркутске, но и в области и в России. Детский театр "Лапоток", созданный и работающий при ТНД, стал лауреатом и дипломантом детских фольклорных фестивалей. По итогам 2002 г. 6 ведущих артистов театра награждены благодарственными письмами Президента России и медалью Министерства обороны РФ "За укрепление боевого содружества".

Деятельность театра была ориентирована на получение прибыли, и при плане 240 тыс. руб. годовой доход составил 360 тыс. руб. Вместе с тем театру предстоит серьезно работать над формированием постоянного репертуара, решить вопросы пополнения труппы и т.д.

Детские музыкальные и художественные школы, школы искусств

В музыкальных и художественных школах города обучается более 4000 юных иркутян. Из 13 школ 10 отнесены к I группе по оплате труда. Уровень исполнительской подготовки учащихся достаточно высок - об этом свидетельствуют результаты постоянно проводимых конкурсов, фестивалей, концертов. Наших лучших учащихся знают во многих регионах страны и даже за ее пределами. В 2002 г. учащиеся детских музыкальных, художественных и школ искусств достойно представили г. Иркутск в различных конкурсах и выставках регионального и международного уровня (6 лауреатов, 2 дипломанта и Гран-при в г. Сочи).

Вместе с тем анализ состояния материальной базы школ показал, что износ музыкальных инструментов в большинстве школ приближается к 100%. Школы не в состоянии решить вопрос о замене пришедших в негодность инструментов на новые. С каждым годом износ увеличивается, и через 5 - 7 лет в школах не на чем будет учить детей, что неминуемо отразится на качестве подготовки учащихся. Необходима разработка отдельной программы по оснащению школ музыкальными инструментами.

Городские праздники

Одно из наиболее ярких мероприятий года - Дни русской духовности и культуры "Сияние России". Традиционным становится участие в "Сиянии России" номинантов кинофорума "Золотой витязь". Эхо "Золотого Витязя" прокатилось по всему городу. Например, только кинотеатр "Россия" продемонстрировал 4 фестивальных фильма. Достигнуто соглашение с администрацией фестиваля о дальнейшей совместной работе, выделены средства на приобретение копий кинофильмов о русских полководцах, которые станут собственностью города.

При поддержке администрации было издано пять книг иркутских писателей на общую сумму 753 тыс. руб. Оказана помощь творческим коллективам и творческим союзам на общую сумму 350 тыс. руб. Активно работают Комиссия по городской топонимике и увековечению известных в городе Иркутске людей (председатель - профессор ИГУ А.В.Дулов) и Совет по издательской деятельности (председатель - Н.А.Алаева).

Одним из проблемных вопросов является возвращение улицам Иркутска исторических названий. Эта тема - предмет острых дискуссий и требует оперативного решения.

В формировании единого культурного пространства города особая роль отводится отделам культуры в территориальных округах. Их задача - организация культурно-досуговой деятельности и развитие активности населения.

Муниципальные учреждения культуры являются некоммерческими учреждениями и платные услуги незначительны в общей доле расходования средств на их содержание. План по доходам за 2002 г. выполнен на 138%. В муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, детских музыкальных, художественных школах и школах искусств было собрано родительской платы в сумме 5742,1 тыс. руб. Собранные средства направлены на расходы по содержанию учреждений в пределах смет. Кроме того, образовательными учреждениями выполнено платных услуг (собрано родительской платы от групп самоокупаемости) на сумму 566,1 тыс. руб. Библиотеками оказано платных услуг на сумму 364,4 тыс. руб. (2001 г. - 294 тыс. руб.). Гуманитарный центр - 101,7 тыс. руб. (2001 г. - 73,5 тыс. руб.). Музей города - 51,5 тыс. руб. по основной деятельности.

Одной из форм привлечения дополнительного финансирования является участие в конкурсах различных фондов. Так, музей города уже получал гранты от института "Открытое общество" в 1997, 2001 гг. на общую сумму 96,6 тыс. руб., осенью 2002 г. был выигран грант по программе "Освоение Сибири" на сумму 3 тыс. долл.

Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование системы платных услуг, использование внебюджетных источников финансирования проектов в сфере культуры, привлечение инвестиций и спонсорских средств.

Анализ развития системы средств

массовой информации в г. Иркутске

В настоящее время работой средств массовой информации г. Иркутска занимается пресс-центр городской администрации, входящий составной частью в Комитет по информационной политике и внешним связям, который, в свою очередь, подчиняется председателю Комитета (заместителю мэра).

Финансирование СМИ происходит из городского бюджета. В 2003 г. сумма, выделенная на эти цели, составила 7 млн. руб. Распоряжается этими деньгами Комитет по информационной политике. Городская система СМИ включает два компонента. Первый - это оплаченные расходы на следующее информационное обслуживание средствами массовой информации:

1. Телевидение:

- передача на ИГТРК "Иркутское время" - два раза в месяц по 20 минут, производство и трансляция ИГТРК;

- передача "Неделя" - еженедельная по 20 минут, производство пресс-центра, трансляция по каналу "АИСТ" и телекомпании "Город" (21 канал).

2. Радио:

- утренняя программа "Здравствуй, Иркутск" - понедельник 20 минут, среда 15 минут еженедельно, областное радио, производство и трансляция областного радио;

- программа "Иркутск-События" - 4 раза в неделю по 10 минут, производство радио "Восток", трансляцию обеспечивает спонсор по радио "Восток".

3. Печатные СМИ:

- газета "Иркутск" - самостоятельная газета, еженедельник. Объявленный тираж 8000 экз. Распространяется по подписке и в розницу. 40% расходов на содержание газета обеспечивает самостоятельно, 60% - получает в виде дотаций от городской администрации;

- договор с газетой "Экономика. Право. Менеджмент" об освещении экономической деятельности администрации и городской Думы;

- договор с газетой "СМ номер 1" - полоса в месяц;

- договор с агентством "КП-Байкал" - полоса в месяц в местной вкладке;

- договор с агентством "Труд-Байкал" - полоса в месяц в местной вкладке.

Кроме того, в ведении городской администрации находится МУП "Информационный центр Иркутск", который распространяет рекламные материалы.

Второй компонент системы работы со средствами массовой информации представлен неоплаченными материалами. Это - создание информационных поводов для освещения тех или иных городских мероприятий и создание информационных событий, требующих более объемных, крупных жанров, чем информационные поводы. Они включают пресс-конференции, выезды на объекты и другие мероприятия, на которые приглашаются журналисты практически всех крупных средств массовой информации г. Иркутска.

Очевидно, подсчет всего времени, отводимого телевидением и радио для освещения жизни города, невозможен, т.к. время это включает и оплаченные передачи, и новостные сюжеты, не оплачиваемые из бюджета. Возможно лишь подсчитать телевизионное и радийное время, на которое расходуются бюджетные средства. По приведенным данным, г. Иркутск выходит в эфир на телевидении всего два часа в месяц, на радио - немногим менее трех часов в месяц, что, по нашему мнению, совершенно недостаточно для нашего города.

На наш взгляд, проблемы информационного обслуживания населения Иркутска можно свести к следующим:

- скудость финансирования;

- непродуманное расходование выделяемых средств;

- отсутствие целевых программ по информированию и воспитанию населения города;

- отсутствие ясной цели городской системы СМИ;

- недостаточность эфирного времени и печатных СМИ для целевого информирования горожан, что связано, в частности, с недостаточным финансированием.

В настоящее время необходимо вводить для территориальных образований понятие информационного пространства. Информационное пространство г. Иркутска фактически образовано территориально и ограничено границами нашего города, но информационное пространство образуется не только административно. Его составляют все информационные средства, используемые горожанами, и прежде всего, - это телевидение и радио. Именно они формируют целостную картину городского устройства, оценку горожанами деятельности городских властей.

Концептуальные положения программы развития культуры

1. Освоение культуры с целью формирования духовных потребностей населения: поддержка творчества и создание условий для творческой свободы. Необходима поддержка профессионального искусства и творчества. В этой связи предлагается проведение юбилейных творческих акций, оказание помощи творческим союзам: художников, писателей, кинематографистов, композиторов. Осуществление издательской, гастрольной деятельности; учреждение премий в области культуры, отражающих тему "Иркутск". Содействие улучшению социально-бытовых условий деятелей культуры и искусства.

2. Осуществление демократизации культуры, обеспечение участия всех слоев населения в культурной жизни общества. Это предполагает реализацию права населения на библиотечное обслуживание. Необходимо укрепление материально-технической базы библиотек, осуществление комплекса мер по автоматизации библиотечных процессов, создание локальных, региональных информационных сетей, подключение их в компьютерную сеть России и мировую компьютерную сеть. Необходима реставрация книжного фонда библиотек, в том числе редких и уникальных книжных изданий, комплектование книжных фондов, осуществление регулярной подписки на периодическую печать. Предлагается проведение книжных выставок, мероприятий, связанных с историческими и памятными датами, событиями мировой и отечественной культуры, конференций, семинаров, тематических чтений.

Предполагается также совершенствовать систему кинообслуживания, осуществить программу "Городской кинотеатр", совершенствовать парковое хозяйство города, его озеленение. Формировать праздничную культуру города.

3. Создание возможностей для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь, в зависимости от их способностей и склонностей.

Необходимо сохранять и развивать сеть муниципальных музыкальных и художественных школ и школ искусств; в соответствии с этим постоянно укреплять материально-техническую базу учебных заведений, расширять площади, оснащать музыкальные и художественные школы, школы искусств современным учебно-методическим оборудованием, музыкальными инструментами и другими учебными принадлежностями.

Оказывать поддержку особо одаренным детям и подросткам (стипендии, приобретение инструментов, обеспечение участия в конкурсах) с последующей ориентацией на получение профессий в сфере культуры и искусства. Оказывать поддержку наиболее способным учащимся из малообеспеченных семей средних специальных учебных заведений культуры, содействовать участию юных дарований во всероссийских, международных фестивалях, конкурсах и выставках. Проводить областные и региональные фестивали, смотры-конкурсы, выставки учащихся и преподавателей детских музыкальных и художественных школ, детского ежегодного разножанрового фестиваля "Весенняя капель". Организовать зимние и летние лагеря для особо одаренных детей.

4. Противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры. Всячески способствовать развитию самодеятельного творчества и сохранению народной культуры.

Оказывать помощь самодеятельным коллективам, учебно-методическому комплексу (школа ремесел), организовать работу мастеров-надомников (инвалидов), организовать экспедиции по изучению народной культуры, постоянно действующие выставки-продажи, помогать постоянно действующей галерее народных мастеров. Оказывать помощь в заготовке сырья для народных ремесел, издавать книги, буклеты, каталоги по пропаганде традиционных видов народных ремесел и промыслов. Постоянно поддерживать творческие проекты общегородского значения в области народного творчества. Создать цикл теле- и радиопередач о народной культуре. Организовать участие руководителей творческих коллективов в семинарах и курсах по фольклору и этнографии.

5. Защита национальной культуры и языка в мире расширяющихся международных коммуникаций и контактов. Централизация культурной жизни при сохранении культурного плюрализма. Необходим диалог культур. Сохранение русской словесности, литературы как хранительницы высокого ценностно-смыслового содержания жизни. Для этого предлагаются следующие формы: организовать проведение конкурсов на лучшего педагога - преподавателя русского языка и литературы, на лучшего студента-филолога, а также лучшего ученика в области русского языка и литературы. Провести круглые столы среди педагогов, посвященные защите русского языка.

6. Пропаганда принципов преемственности культуры, связи ее настоящего с прошлым, обеспечение сохранения культурного наследия, изучение его и распространение. Способствование новаторству и обновлению культуры.

В связи с этим предлагается: формирование единой градостроительной политики при реконструкции и реставрации памятников истории и архитектуры, выявление, изучение и паспортизация историко-культурного наследия, консервация и реставрация памятников архитектуры, выявление и сохранение особо ценных историко-культурных территорий. Укрепление материально-технической базы "Музея истории г. Иркутска", оснащение музея современным экспозиционным и выставочным оборудованием, техническими средствами и аппаратурой, реставрация редких коллекций музейного фонда (проведение экспедиций, закупка экспонатов, изготовление аналогов и т.п.), развитие краеведения в городе.

7. Плодотворный диалог между интеллигенцией и другими слоями населения. Интеллигенция призвана осуществлять основные функции по обеспечению духовного производства, включая творческое создание новых идей, образов, норм, знаний, которые становятся затем достоянием общества. Именно интеллигенция создает творческую атмосферу в обществе, повышает его духовный потенциал. Участвовать в формировании культурной жизни города. Организовать при мэрии г. Иркутска совет по культуре.

Для передачи инноваций большинству населения необходимы определенные формы. Во-первых, это отбор, анализ наиболее важного и достойного. Важную роль здесь играют культурные центры: ВУЗы, институт общественного мнения, школы, музеи и т.д. Необходимо развивать такие центры. Во-вторых, это непосредственная связь интеллигенции с народом. Она может осуществляться в форме творческих встреч, круглых столов, теле- и радиопередач. Важную роль в этом процессе играет такой специфический социальный институт, как научная и художественная критика, которая оказывает влияние на деятельность людей, осуществляющих духовное производство, а также на потребление культурных ценностей широкими массами народа, формируя в известной степени их эстетический вкус, воспитывая духовные потребности. Необходимо всячески содействовать творческой активности и поддержанию высокого уровня искусства. В связи с этим разработать систему премий, присуждаемых за достижения в различных областях культуры, как результат конкурсного отбора лучших произведений. Премиальная система может функционировать в следующих вариантах: премии, присуждаемые государственными органами, корпорациями, филантропическими фондами, издательскими концернами, творческими объединениями, научными обществами и академиями, индивидуальными спонсорами.

8. Подготовка и совершенствование кадров в различных формах культурной деятельности. Важнейшее звено этого процесса - образование. Образование не должно сводиться к профессиональному обучению, без достаточно высокого гуманитарного образования человек не в состоянии не только ориентироваться в современном мире, но и стать носителем культуры, ее творцом и хранителем. Необходимо расширить сферу гуманитарного образования за счет таких дисциплин, как этика, эстетика, история религии, культурология и т.д.

9. Налаживание межкультурных взаимоотношений между разными национальностями, проживающими в городе. Оживление национализма усиливает культурную разнородность населения. Долговременное урегулирование и прочная стабилизация межнациональных отношений могут быть обеспечены в ходе длительного формирования фундаментальных наднациональных принципов и их соответствующего институционального обеспечения. В качестве такого долговременного урегулирования может быть формула "согласия", вариантами которой выступят необходимость усиления государственного централизма или положение о "консенсусе" основных участников общественного взаимодействия.

10. Осуществить диалог между различными религиозными конфессиями, их взаимодействие через духовный и институциональный механизм.

11. Оказать содействие интеграции науки в культуру на основе изучения влияния науки и техники на культурные процессы. Заключить договоры с кафедрами ВУЗов, подключить к этой деятельности академические институты с целью выявления социокультурных противоречий научно-технического процесса: возникновение новых типов производства, которые влияют на потребление, поведение, вкусы, форму семьи, моду и т.д.; распространение и хранение культуры, принципы ее функционирования, протекание и содержание духовных процессов. Провести социологические исследования, касающиеся изменений в современной культуре, изучить социокультурные проблемы нашего города.

12. Привлечь предпринимателей к развитию культуры. Особое место должно занять меценатство, роль которого могла бы сводиться к различным формам финансового участия, вкладам в художественную культуру через создание культурных центров, музеев, выставок, интерьеров и т.д. Сформировать правовое поле для меценатов, которое бы способствовало стимулированию их деятельности.

13. Сформировать культурно-информационное поле города. Очистить информационное поле от разного рода загрязнений, а также эфир и умы людей от бездуховности, пошлости. Расширять сеть изданий, способствующих формированию и распространению культурных ценностей; формировать неприятие, отторжение низкопробной информации. Необходимо осмыслить роль "экранной" культуры, создаваемой на основе аудиовизуальной техники, соединения компьютера с видеотехникой и новейшими средствами связи.

Необходим целевой подход при планировании и каждодневной деятельности СМИ. На первый план сегодня выходит цель создания такого информационного поля, которое способствовало бы воспитанию в горожанах чувства патриотизма, бережного отношения к городу, сопричастности к его каждодневной жизни. Особенно это важно для подрастающего поколения - школьников, студентов, молодых людей. Но не следует забывать и другие категории населения города. Сегодня не существует сегментирования аудитории при планировании содержательного наполнения СМИ. Разумеется, городской Комитет по информационной политике не может и не имеет права оказывать воздействия на частные средства массовой информации, которые в погоне за рейтингом и аудиторией чаще всего раскрывают негативные темы и порождают пессимистические настроения. Поэтому в первую очередь необходимо обратить внимание на те СМИ, которые находятся в непосредственном ведении городской администрации в лице Комитета по информационной политике. Для эффективного выполнения СМИ воспитательных и образовательных функций необходимы следующие мероприятия:

1. Желательно увеличить финансирование СМИ для выполнения ими информационных, воспитательных и образовательных функций. Однако даже при существующем финансировании возможно оптимально организовать информационное пространство города.

2. Целевое распределение средств бюджета на выполнение конкретных информационных, воспитательных, образовательных программ.

3. Формирование цели функционирования городских СМИ.

Основной целью СМИ в информационном пространстве города должно являться выполнение социального заказа общественности, воспитание чувства ответственности за свой город, гордости и патриотизма. Основным средством достижения этой цели является прозрачность в освещении деятельности городских властей, гласность при планировании городских мероприятий и при их проведении. Под целевые программы необходимо проведение тендеров на размещение тех или иных материалов в разнообразных средствах массовой информации, включая частные, коммерческие СМИ. К задачам городских средств массовой информации относятся:

- формирование общественного мнения по важнейшим вопросам городского строительства и общественной жизни города;

- изучение общественных потребностей при формировании информационной политики;

- понимание необходимости не только информирования, но и воспитания горожан;

- в отношении содержательного наполнения средств массовой информации необходимо уделять большее внимание актуальным проблемам жизни города, а именно:

-- формированию понимания необходимости городского самоуправления;

-- созданию идентичности горожан;

-- освещению проблем культуры, публикации и передачи о выдающихся людях г. Иркутска;

-- историческим темам;

-- проблемам науки, образования и просвещения, причем не рекламного, а воспитательного плана;

-- проблемам семьи, детства, школьным и студенческим вопросам;

-- созданию и трансляции социальной рекламы на ТВ, радио и в печатных СМИ.

При этом городские СМИ не должны быть чрезмерно политизированными. Одной из основных задач масс-медиа является создание нетерпимой атмосферы к сквернословию, антиобщественному поведению, пьянству, особенно среди молодежи, т.е. внедрение в сознание горожан этичного поведения, понимания нравственности, проблемы выбора, что такое хорошо и что такое плохо.

Наряду с этими содержательными задачами необходимо понимать, что средства массовой информации могут не только требовать затрат, но и приносить прибыль, или хотя бы быть самоокупаемыми. Этого можно достичь при грамотном менеджменте и маркетинге СМИ. При условии популярности теле- и радиопередач возможно привлечение рекламодателей, что принесет доходы в бюджет масс-медиа. При выделении бюджетных денег на СМИ бытует мнение, что это просто дополнительная статья расходов. На самом деле вложения в информационный продукт - инвестиции в будущее города. Условия, при которых мы будем жить завтра, в частности, определяются сегодняшней разумной информационной политикой города.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа комплексного социально-экономического развития города иркутска на 2008-2020 годы содержание

    Программа
    Решение Думы г. Иркутска от 29.06.2006 № 004-20-270366/6 «О разработке Концепции развития г. Иркутска и Программы комплексного социально-экономического развития г.
  2. Программа социально-экономического развития города красноярска на период до 2010 года

    Программа
    2. Признать утратившим силу Решение Красноярского городского Совета от 15.05.2001 N 3-27 "Об основных направлениях социально-экономического развития г.
  3. Отчёт об исполнении Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы

    Публичный отчет
    Вторая среднесрочная Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы (далее – Программа) стала логическим продолжением Программы «Развитие Удмуртии на 2001−2004 годы» и была направлена на сохранение
  4. Комплексная программа социально-экономического развития джидинского района на 2008-2010 годы и до 2017 года с. Петропавловка, 2008 год

    Программа
    Раздел 7. Механизм реализации, управления и контроля за выполнением Программы социально-экономического развития Джидинского района на 2008-2010 годы и на период до 2017 г.
  5. Об утверждении программы социально-экономического развития томской области на 2006 2010 годы и на период до 2012 года

    Статья
    1. Решение Высшего экономического совета при Главе Администрации (Губернаторе) Томской области от 30 июня 2004 года о разработке Стратегии развития Томской областидо 2020 года.

Другие похожие документы..