Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Заместитель директора Департамента организации и развития медицинской помощи населению Министерства здравоохранения и социального развития РФ - Какори...полностью>>
'Документ'
Актуальность работы. В мире производится и потребляется большое количество холодильных машин, отличающихся типом, назначением, составом оборудования ...полностью>>
'Реферат'
Мы представляем вам открытый публичный доклад нашего дошкольного учреждения, который является отчетом перед родителями и общественностью о выполнении...полностью>>
'Документ'
Осуществление государственной молодежной политики в Свердловской области неразрывно связано с деятельностью молодого поколения на предприятиях и в ор...полностью>>

Опыт профилактики курения: занятия, конкурсы, клубы

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Опыт профилактики курения: занятия, конкурсы, клубы

Приветствие от авторов

Уважаемый читатель, коллега! Эта книга целиком посвящена профилактике курения. Только профилактике и только курения. Это наша первая совместная работа эпистолярного жанра. Но вместе мы вот уже почти 5 лет работаем, как говорится, рука об руку в жанре профилактики курения. Когда мы начинали работать с молодежью, школьниками, специфической литературы по профилактике курения практически не было. Дело в том, что многие профессионалы в сфере профилактики чаще предпочитают заниматься профилактикой употребления наркотиков, иногда алкоголя, но немного таких, кто считает важной профилактику курения. Среди них один американский ученый, который сказал: «Если вы считаете себя профессионалом в области профилактики, но игнорируете профилактику курения - то вы не профессионал». Поэтому и мы, с позиции нашего опыта работы в сфере профилактики употребления интоксикантов, а к ним относятся и алкоголь, и наркотики, а также опыта работы с лицами, употребляющими наркотики, глубоко убеждены в необходимости разрабатывать и внедрять программы, направленные на снижение потребления табака. 

В условиях нехватки литературы приходилось собирать занятия из крупиц, а по большей части творить самим, а затем описывать свой опыт, удачный или не очень. Как многие специалисты в этой области, мы изучали опыт зарубежных коллег, адаптировали его к местным условиям, проводили с ними совместные проекты и, наконец, вырабатывали свои подходы и предложения. 

В этой книге мы опишем тот опыт, который у нас накопился за время нашей совместной деятельности. А свою деятельность мы, как и вы, реализуем в школе, вне школы, после школы с детьми и подростками, их родителями и учителями. И если на каких-то страницах вы прочтете слова, которые выглядят, как рекомендация, то воспринимайте это как итог очередной пробы, после которой мы делаем вывод, прежде всего, для себя: «Давай будем делать так, и не делать так».

Возможно, Вам покажется, что эта книга переполнена эмоциями, мыслями вслух и сумбурными нагромождениями эпизодов. Но наша работа - это часть нашей жизни, а она у нас такая.

Глава 1. Школьная профилактика

  • Что подростки знают о курении и сигаретах? 

  • Что стоит делать?

  • Мы исходим из того, что... 

  • Нужны ли для профилактики опросы и исследования

Кому она нужна? 

Взрослым. Обеспокоенным родителям, взволнованным учителям. Уберечь, защитить от всемирного зла - вот их миссия. Но, в конечном счете, это нужно детям! - восклицают взрослые и вводят в учебные планы профилактические занятия.

«А я говорю вам, хватит! Устал я от этой обузы!» - так говорят про любые занятия сами дети-подростки. Что волнует их? Как подружиться, занять достойное место в группе, и еще узнать - о самой высокой горе мира, о том, как заниматься любовью, о том, что написано в дневнике соседской девочки, о том, какие есть виды наркотиков, и с чем их едят. И попробовать - залезть на второй этаж по водосточной трубе, покурить с друзьями в тайне от родителей, поджарить лягушку, проехать на крыше электрички. 

Подростковый возраст переполнен экспериментами. А мы, взрослые, боимся за них. Но школьная профилактика, даже если она осуществляется нами, взрослыми с несколько другими ценностями, должна помочь пережить подросткам возраст экспериментаторства с минимальными рисками для их здоровья и жизни в настоящий момент и в будущем.

Что подростки знают о курении и сигаретах?

Слишком много. У ребят 11-17 лет вся информация из любых источников большой кучей свалена в голове. Информация об умирающей от никотина лошади соседствует с утверждением старшего соседа о том, что каждый мужчина обязательно должен уметь (научиться) курить, и с рассказами о столетнем дедушке, который курил всю жизнь, и с рекламными акциями про «вкус Америки». Много информации из мифов, ничем не обоснованных утверждений, рекламных статей или самооправданий зависимых курильщиков.

В то же время они не всегда знают, что среди их родственников почти обязательно найдется человек, который умер от курения (от рака, инсульта - и много курил при этом). Ребята редко в этом возрасте знают, как трудно бросить курить. Для себя каждый курящий подросток верит, что уж он-то побалуется немного и с легкостью бросит.

Что стоит делать?

Минимально, если от нас этого требуют учебные планы или зов совести, можно провести одно занятие в классе. Если оно хорошо структурировано и несет одно четкое послание, то оно способно перекроить некоторые представления ребят о курении. 

Кажется, у Вас сложились хорошие и откровенные отношения с каким-то классом. Тогда Вы можете сделать очень много, проведя один или несколько «доверительных разговоров». На уроке или на классном часе, разделив девочек и мальчиков или собрав всех вместе. Такие беседы с привлечением примеров из жизни ребята запоминают надолго, часто это сильный аргумент против начала курения. Главное, начать с вопросов, которые волнуют самих ребят. А эти вопросы нужно уметь услышать.

Самый лучший способ что-то понять самому, это объяснить это что-то другому. Убеждения стоит закреплять в действиях. Будь это конкурс плаката или опрос по телефону, организовав с ребятами эту акцию, Вы станете лучше понимать друг друга, вам станет интереснее противостоять курению.

Курение для многих - способ войти в группу. Лучший способ уберечь максимум ребят от начала курения - создать престижную и веселую группу, для вхождения в которую важно не курить и быть свободным от разного рода интоксикантов. Акции, вечеринки, отдых - все это они теперь придумывают и реализуют сами.

Так от потребностей взрослых (уберечь, растолковать) мы постепенно пришли к истинным потребностям самих ребят (друзья, интересное свободное время). 

Мы исходим из того, что...

Под медицинское определение наркотиков подпадают и легальные вещества (алкоголь, табак), и те, которые запрещены к производству и продаже (как героин, марихуана, кокаин и др.). Общим для них является то, что все они вызывают зависимость, все они скрыто или прямо пропагандируются, со всеми этими веществами кто-то начинает экспериментировать в 12-15 лет, и от их продажи кто-то получает огромную прибыль. Если считать количество криминальных дел и поломанных судеб - страшнее наркотики нелегальные. Если обратиться к медицинским последствиям, то от болезней, вызванных табаком, в год умирает больше, чем от наркотиков, СПИДа, алкоголя, убийств, самоубийств, авто- и авиакатастроф вместе взятых. Легитимность наркотика, каким является никотин в табаке, заставляет людей относиться к нему беспечнее, но от этого только возрастают риски, связанные с его потреблением. 

Курение - это ритуальное и символическое поведение, для которого важно ожидание эффектов, оказываемых веществами. Для потребителей любых из перечисленных выше веществ (назовем их для простоты интоксикантами) имеют значение именно ожидания или представления о том, как вещество должно подействовать, как позволено вести себя человеку под действием этого вещества, а вовсе не химические формулы или физиологические объяснения. То есть, в целях профилактики необходимо, в первую очередь, работать с пронаркотическими мифами и представлениями, насаждаемыми рекламой. Но не только с этим, но и с ритуалом, которым сопровождается курение, а значит с семьей или группой сверстников, где употребляется табак, с тем, как принято отмечать праздники, проводить свободное время, что означает для окружающих отказ от курения члена общности. Эти ритуалы важны, поскольку именно потребность быть принятым в мир друзей и взрослых является причиной того, что подросток преодолевает свое природное физиологическое отвращение к интоксикантам и пробует приобщаться к ним.

Нужны ли для профилактики опросы и исследования

Иногда считается, что прежде чем проводить профилактику в школе, нужно знать, сколько курящих, кто из них курит в туалете или за углом школы и так далее. И возникает вопрос - ЗАЧЕМ это знать вам? Учителям и дирекции школы часто хочется применить санкции против подобных нарушителей порядка. Им результаты такого исследования будут нужны для решения совсем иных задач, не имеющих ничего общего с профилактикой. Можно согласиться с тем, что для того, чтобы приступить к серьезной работе, очень важно исследовать сложившуюся ситуацию. И в принципе, это правильно. Но в отношении курения ситуация может интерпретироваться неоднозначно. Скажем так: вы посчитали, что 60% старшеклассников курит. Для Вас это критическая ситуация, и всем понятно, что с этим нужно что-то делать. И вот родители даже готовы профинансировать какие-то профилактические мероприятия. Но сами подростки смотрят на эту цифру по-другому. Для них это означает, что большинство подростков курят, а вслед за этим возникает вопрос: «А чем же я хуже?»

Поэтому, прежде чем планировать исследование в рамках профилактической программы, важно обдумать такие вопросы: 

  • * какие данные Вы хотите получить?

  • * кому и для чего эти данные нужны?

  • * как Вы можете их использовать в профилактической программе?

  • * каким образом Вы обеспечите честность ответов на Ваши вопросы?

  • * не навредит ли исследование Вашим профилактическим задачам?

По поводу курения важно четко определить для себя, что Вы и что сами подростки называют «курением» (то, что они пробовали курить, курят 2-3 сигареты в неделю, 2-3 в день, курят регулярно, курят 1 пачку в день, курят затягиваясь или нет). Если не уточнить вопрос, то полученные данные не будут отражать реальной картины распространенности курения.

Показательно, что грамотно проведенные опросы, как правило, показывают, что регулярно курит меньшинство учащихся конкретной школы, но при этом сами учащиеся верят, что курящие среди них составляют большинство. Ознакомление школьников с реальными фактами позволяет показать, что некурение - это стиль поведения большинства. В результате, чтобы быть «как все», многие подростки могут принять решение не курить, хотя желание «быть как все» для подростков является одной из основных причин для начала курения. Такой подход получил название «социальной нормализации».

Но зададимся вопросом, почему бы не довериться данным тех опросов, которые уже наверняка проводились в Вашем городе или стране. Реальное содержание работы почти не будет зависеть от того, сколько учащихся курит - 25 или 40%. А если вы пройдете вокруг школы после переменки, то увидите, что выбор - курить или нет - они делают каждый день. В качестве базовой информации этого более чем достаточно. А если Вам захочется оценить, повлияли ли Ваши профилактические действия на реальное курение подростков, Вы можете с определенной периодичностью проводить подсчет окурков на определенной территории до проведения программы (акции, конкурса, беседы) и после нее. Международные исследования показывают, что такой примитивный метод оценки достаточно точно отражает изменения уровня курения. 

Глава 2. Одно занятие

  • Один урок - это очень мало

  • Одна встреча - одна мысль

  • Какие уроки вредят?

  • Интерактивные занятия, что это?

  • Структура занятия

  • Примеры тематических уроков

Один урок - это очень мало

Подросток находится в ситуации постоянного давления со стороны взрослых, прямой и непрямой рекламы табака. Даже возгласы родителей «Мал еще» являются своеобразным стимулом к началу курения. Сравнить силу влияния одномоментной профилактической интервенции с ежедневным воздействием хотя бы только щитов, рекламирующих алкоголь или сигареты, просто невозможно. И эти ограничения профилактической деятельности нам нужно иметь в виду с самого начала.

Большинство известных профилактических программ состоит из нескольких занятий с классом или группой. Как минимум из трех - семи интерактивных занятий состоят программы, разработанные и проводимые различными европейскими молодежными организациями. Например, шведская программа, проводимая молодежной организацией UNF, предполагает не просто 7 уроков, а 7 встреч по 1,5 -2 часа в группе до 15 человек, причем они должны проводиться вне школы. Вообще-то, для того, чтобы добиться хоть сколько-нибудь ощутимого эффекта профилактики, необходимо комплексное влияние на школу, включающее и агитационную работу, и, что является даже более важным, прекращение потребления табака учителями.

Наши школы выдвигают свои требования: быстро охватить всех! Желательно еще попутно выявить неблагонадежных в каждом классе.

Иногда кажется, что если быстро и всех, - то достаточно собрать 400 человек в кинотеатре. А дипломированный специалист с ними что-нибудь сделает. Как будто он гипнотизер, маг, чародей... Однако рецепты, которые можно было бы выкрикнуть за 15-20 минут нескольким сотням школьников, собранных в актовом зале, пока не изобретены, и вряд ли будут. Мы считаем такую форму передачи информации лишней тратой усилий, и думаем, что она может принести собравшимся только вред. Ведь пребывание в такой огромной аудитории люди могут использовать не столько для того, чтобы послушать лектора и внять его идеям, сколько для общения между собой на различные темы, в том числе по поводу курения (раз уж зашла речь). Там могут найтись замечательные пропагандисты, способные заинтересовать в экспериментировании всех остальных.

Если перед завучем школы поставлен вопрос о необходимости профилактики курения, ему легче всего пригласить специалиста - врача. Но врач, как правило, является носителем информации сугубо медицинского характера. А такая информация, хотя и без подробностей, известна многим подросткам. Кроме того, подростки не очень хотят примерять на себя перспективы заболеть раком легкого или подобными болезнями. Подростки верят в свою бессмертность. Это же они проживают период рискованного поведения и экспериментаторства. Мы нисколько не умаляем достоинств врача, который согласился провести такое занятие. Наоборот, только поприветствуем его и будем рады помочь ему лучше подготовиться к такому занятию. Но важно помнить, что врач пришел и ушел, а процесс изменения отношения, а тем более поведения требует большего времени. Однако если вы чувствуете толк от информации, полученной от медицинского работника, Вашим сподвижниками в профилактической работе могут стать именно школьный врач или медсестра. Попробуйте обсудить такое сотрудничество совместно, и в случае согласия у Вас появится еще один постоянный партнер.

Одна встреча - одна мысль

От кратковременной работы несерьезно ждать хоть маломальской эффективности. Но даже за одно занятие можно внести в картину мира школьников некоторые сомнения, дать информацию для размышления, которая может опровергнуть расхожее мнение.

Самое важное - не стараться сказать все известное вам в одном занятии. Если вы все же попытаетесь сказать все, тогда этот урок разочарует Вас по нескольким причинам: вы не успели сказать всего, что хотели, не услышали о ситуации в классе, а сам класс был невнимателен. А как же могут реагировать дети, когда на их головы выливаются тонны статистики, медицинских терминов и специфических классификаций?

Исходя из мировой практики, мы можем выделить несколько удачных посланий в области профилактики потребления табака.

А) Производители табака манипулируют тобой

Главное послание этой стратегии заключается в следующем: «Табачная индустрия использует агрессивные и нечестные методы для вовлечения новых потребителей, продажи большего количества сигарет и получения на этом смертельном продукте дополнительных денег» или другими словами - «Табачной индустрии нужны твои деньги, и ей плевать на твое здоровье». Чаще всего подростки начинают курить в знак протеста против взрослых, веря, что это их собственное решение. В ходе своей профилактической встречи вы можете, рассказывая о способах манипуляции, используемых индустрией, показывать молодежи, что в данном случае они не являются независимыми, а скорее наоборот. Если обратиться к результатам одной кампании, проведенной в штате Флорида, то на молодежь наибольший эффект произвел образ табачной индустрии как жадной на деньги корпоративной группы, которая стремится обмануть маленьких и безвольных детей с целью сделать их зависимыми на всю жизнь. Подробнее о том, что табачная индустрия делает не только в рамках откровенной рекламы, но и программ, якобы направленных на предупреждение курения, можно прочесть в другой книге данной серии «Зачем табачные компании финансируют программы предупреждения курения подростков».

Б) Защита прав тех, кто не курит

Эта стратегия имеет целью убедить курильщиков, что их курение наносит вред другим. Курение обозначается как ненормальное, опасное поведение. Для некурящих подростков в этом случае будет важно узнать, как много людей помимо собственной воли вынуждены дышать ядовитым дымом, и как можно защищать свои права на чистый воздух в этом случае. Известно, что даже знающие о вреде пассивного курения школьники очень редко защищают свои права, редко просят сверстников или взрослых не курить в их присутствии. В связи с этим очень полезными для школьников могут быть упражнения, помогающие отработать навык просьбы не курить в их присутствии. Для этого достаточно попробовать поработать в маленькой группе, где каждому будет предложено сформулировать просьбу к желающему закурить не делать этого в данный момент. Причем, можно также предложить разные обстоятельства такой ситуации: в такси, на остановке общественного транспорта, в кафе и так далее. Затем можно обсудить каждый предложенный вариант. 

Подробнее о том, как вынужденное вдыхание окружающего табачного дыма влияет на здоровье, можно прочесть в другой книге данной серии «Если родители курят…».

В) Курить - это не красиво

Цель такого занятия - развенчать привлекательный образ курильщика, навязываемый рекламой, посредством демонстрации вредного немедленного воздействия курения на здоровье, на запах дыхания и одежды, на внешний вид. Обсуждаются также реальные ситуации общения, в которых курение скорее мешает познакомиться, хорошо провести время, нежели помогает. Очень важными также могут стать занятия по отработке вариантов, как отказаться от предлагаемой сигареты. Волнующая тема для ребят в период полового созревания - влияние потребления интоксикантов на развитие импотенции и способности к деторождению. Подробнее о том, как курение может повлиять на мужские и женские функции, можно прочесть в другой книге данной серии «Курение и здоровье будущих детей».

Г) Доверяй своим ощущениям, а не басням тех, кто продает наркотики

Первое ощущение от потребления любого интоксиканта - негативное, вплоть до отравления. Но всегда найдется рядом тот, кто убедит и покажет на собственном примере, что должно быть другое действие - расслабление от сигареты или вина, «кайф», «приход» от марихуаны. Уроки, посвященные сравнению навязанных мифов с реальным чувственным опытом, могут стать основой критического отношения к уговорам производителей.

Д) Стоит бросать курить

Разговор здесь ведется о сложностях прекращения курения. О зависимости и ее развитии. Среди старших подростков уже могут встречаться курильщики с сильной физиологической зависимостью от никотина. Такой разговор важен для всего класса. Становится понятно, что курение - крючок, с которого не так то легко соскочить. А прекращение курение важно на любом этапе курения. Более подробно о том, в чем состоит процесс прекращения курения, можно прочесть в другой книге данной серии «Как помочь подросткам освободиться от курения».

Какие уроки вредят?

В сфере профилактики возникает проблема не с отсутствием информации, а с ее избытком. Каждый подросток знает множество фактов, историй, мнений по поводу табака. А еще он знает, что вы придете и начнете старую песню об убитой лошади и чуме ХХ века.

Есть несколько посланий и тем, освещение которых не просто бесполезно, а и ведет к повышению потребления табака школьниками.

Табак - взрослый выбор

Не зря это послание использовано в рекламных кампаниях табачной корпорации «Филип Моррис». Запрещая, мы тем самым делаем запретный плод более привлекательным для детей. Позиция «Станешь взрослым, тогда выбирай» вдвойне шаткая. Во-первых, никто не уточняет, что именно происходит с организмом в 18 лет, когда юридически можно считать себя взрослым, а во-вторых, при наличии рекламы и курения в семье очень трудно назвать выбор в пользу курения таким уж свободным и сознательным.

Это вредно для здоровья

Подростки - люди вечные и беспечные. Они едва верят, что им когда-нибудь будет двадцать. А сорок лет - для них глубокая старость. Множество фактов, точная медицинская статистика о смертях и болезнях вследствие потребления табака будет для них значить меньше, чем пример соседа: «Он курит и пьет, он старше меня на два года и все еще не умер». Кроме того, информация о вреде для здоровья просто банальна. Она и на взрослых-то не особенно влияет.

Интерактивные занятия, что это?

Класс перед вами, вы уверены пока только в том, что вам с этим классом нужно провести вместе 45 минут. И вроде бы педагогическая практика есть, и группы доводилось вести... но ведь в данном случае вам предстоит отговорить их от смертельной угрозы... Да еще чтобы поверили. Что же делать? Начать увещевать, задавать вопросы?

Главное - сначала успокоиться. 

Если оценить формы обучения в зависимости от их эффективности, то есть по уровню усвоения информации слушателями, то они распределяются приблизительно таким образом:

  • * Лекция - 5% (т.е. из сказанного лектором только 5% информации задерживается в голове у слушателя).

  • * Чтение - 10%.

  • * Аудио-визуальное иллюстрирование - 20%.

  • * Демонстрация, выставка - 30%.

  • * Групповые дискуссии - 50%.

  • * Активное обучение - 70%.

  • * Обучение других, немедленное применение - 90%.

Как видим, половину и больше из происходящего на уроках школьники воспримут и запомнят только в случае, если будут иметь возможность сами высказаться (групповая дискуссия), поспорить, убедить другого. Для того чтобы занятие стало по-настоящему взаимодействием, нам самим нужно избавиться от позиции Всезнайки, Оценщика или Шпиона.

Всезнайка - тот, кто сыпет фактами и данными по всем поводам. На начало любой сказанной другим фразы он выкрикивает «знаю, знаю» и начинает очередную часть заготовленной лекции. А ведь школьник младше, ему труднее формулировать мысль, он может не знать сложных слов. Однако он, а вовсе не педагог влияет на мнение сверстников, начинает или не начинает курить, руководствуясь банальными или трудно артикулируемыми представлениями.

Оценщик - человек, точно знающий, что хорошо и что плохо. Он непроизвольно заткнет рот любому одним своим красноречивым взглядом: «Как такое может происходить?!! Как вообще так можно думать?!!». И, скорее всего, на его уроке все детки будут прилежно твердить, что табак - это зло, вредно и нельзя. Стремление быть социально желаемым, отвечать так, как хочет учитель, в школьниках очень сильное. Чтобы услышать то, что они действительно думают, часто приходится прямо говорить о конфиденциальности разговора и объяснять: «Я знаю, что Вас учат правильно думать и правильно говорить. Меня же интересует, что вам самим кажется, что вы слышали, чему верите, а чему нет».

Шпион - вынюхивает и разузнает, берет на заметку, чтобы донести дирекции, родителям, записать в дневник, обратить пристальное внимание. Такие действия только подтверждают наличие линии фронта между взрослыми и детьми. Одни запрещают, другие нарушают запреты.

Если же идти в класс для того, чтобы получился диалог, нужно быть открытым и полезным, готовым учиться у ребят.

Задавая вопрос, можно рассчитывать на разную степень вовлечения школьников:

1) Вопрос всему классу

Тогда ответы выкрикивают самые активные, а остальные молчаливо соглашаются или осмеивают ответ. Таким образом, можно быстро получить весь спектр вариантов ответов. Но в таком случае в разговор вовлечены только 5-6 человек из 25-30.

2) Вопрос для обсуждения в малых группах

В этом случае каждая группа (3-6 человек) имеет возможность обсудить ответы в течение нескольких минут (до 7-10 мин.). Высказывается больше людей, им легче говорить не для всего класса. Важно четко задавать рамки обсуждения (»Пусть выскажутся все») и результатов (»Группа должна представить свои 5-7 вариантов...»). Предлагается каждой группе выбрать того, кто будет озвучивать результаты для всего класса. В обычном классе лучше делить группы по желанию школьников.

3) Вопрос всем по кругу

Если коллектив, с которым вы работаете, состоит из 12-15 человек, то наилучшим способом вовлечь всех в дискуссию является вопрос по кругу. Тогда на него ответят все по очереди, а ведущий подведет итог. При всей эффективности такого метода, в школе он вряд ли может быть применен. Или же вам придется разбивать лед.

Как правило, все новые, интерактивные формы работы даются со скрипом. И в этом случае главное не останавливаться на полпути. Вот что мы имели в виду, говоря о том, что вам придется разбивать лед. Ведь многие дети, возможно, не имели даже однократного опыта взаимодействия, в котором учителя заинтересованы выслушать их собственную точку зрения. Кроме этого, вопросы по кругу требуют доверительных отношений в группе, которая работает над обсуждением личного отношения. Однако если построить новый стиль взаимодействия удается, такие усилия дают чрезвычайно ценные результаты.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курение и дети: что может сделать школа

    Документ
    Данная брошюра – первая в серии брошюр «Курение и дети», подготовленных Информационным центром по проблемам алкоголя и наркотиков при содействии Детского Фонда ООН – ЮНИСЕФ в Украине.
  2. Андреева Т. И., Красовский К. С. Курение и дети: что может сделать школа. Киев, 2003, с

    Документ
    Данная брошюра – первая в серии брошюр «Курение и дети», подготовленных Информационным центром по проблемам алкоголя и наркотиков при содействии Детского Фонда ООН – ЮНИСЕФ в Украине.
  3. «табачная эпидемия в россии: причины, последствия, пути преодоления» (1)

    Доклад
    Курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является мощным источником демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП России и складываются, прежде всего, из последствий
  4. «табачная эпидемия в россии: причины, последствия, пути преодоления» (3)

    Доклад
    Курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является мощным источником демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП России и складываются, прежде всего, из последствий
  5. «табачная эпидемия в россии: причины, последствия, пути преодоления» (2)

    Доклад
    Курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является мощным источником демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП России и складываются, прежде всего, из последствий

Другие похожие документы..