Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сообщаем вам, что в рамках проводимой 9–13 апреля 2012 г. XIX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» на филолог...полностью>>
'План-конспект'
название работы: Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе. План-конспект урока с применением мультимедий...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Робота містить методичні рекомендації для виконання і захисту курсових робіт з дисципліни “Бухгалтерський облік”. Розраховано на студентів спеціально...полностью>>
'Программа'
Чистота и сохранность окружающей среды составляют непременное условие существования и развития человеческого рода. В наши дни особое значение приобрет...полностью>>

Методические рекомендации для общественных экспертов по использованию критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» Москва 2008 год

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования города Москвы

Московский центр качества образования

Методические рекомендации
для общественных экспертов



по использованию критериев конкурсного отбора
общеобразовательных учреждений
в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»

Москва 2008 год

Методические рекомендации для общественных экспертов
по использованию критериев конкурсного отбора
общеобразовательных учреждений
в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»

Экспертная оценка деятельности Учреждения производится по критериям отбора экспертными организациями с учетом действующей программы развития образовательного Учреждения.

Критерии отбора:

  1. высокое качество результатов обучения и воспитания;

  2. эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе;

  3. обеспечение доступности качественного образования;

  4. продуктивность реализации программы развития учреждения (достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней показателями результативности) и ее соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года и городской целевой программе «Столичное образование – 4» на 2005-2007 гг.;

  5. сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов школьного соуправления и самоуправления и т.п.);

  6. создание условий для сохранения здоровья обучающихся;

  7. позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к учреждению;

  8. обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в учреждении;

  9. участие в окружных, городских, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.;

  10. создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования.

В ходе конкурсного отбора предполагается определить учреждения, проявляющие наибольшую активность по внедрению инновационных образовательных программ, эффективность которых подтверждается высокими показателями образовательной деятельности школы по критериям отбора. Эти данные могут присутствовать в программе развития Учреждения в различных вариантах:

  • быть включенными в информационную или аналитическую части данного документа;

  • представлять собой основное содержание программы развития;

  • служить приложением к программе развития Учреждения в виде информационной карты или справки;

  • могут быть представлены в Уставе Учреждения.

Отсутствие информации по установленным критериям в соответствии с представленными в данном разделе комментариями может трактоваться экспертами как отсутствие результатов по соответствующему направлению и вести к снижению балльной оценки.

В отличие от критериев участия, представляющих собой перечень формальных и легко фиксируемых требований, которым конкретное учреждение либо удовлетворяет, либо не удовлетворяет, в критериях конкурсного отбора есть ряд оценочных, «качественных» позиций, нуждающиеся в дополнительных комментариях. Не исключено, что содержание конкурсных материалов именно по этим позициям вызовет наибольшие трудности как при их составлении Заявителями, так и при рассмотрении экспертами.

В связи с этим для оптимизации работы экспертов, представляющих гражданские институты, а также облегчения задачи Учреждения по подготовке конкурсных материалов (программы развития школы) целесообразно добиться единого и четкого понимания как содержания самих критериев отбора, так и способов оценивания по каждому из них предложены не только показатели к каждому критерию, но и комментарии к ним.

Критерий 1. Высокое качество результатов обучения
и воспитания (образовательных результатов учащихся)

Содержание критерия

Под «высоким качеством результатов обучения и воспитания», как правило, понимается полнота реализации учащимися школы действующих требований государственного образовательного стандарта. Но поскольку экспертам предстоит отобрать школы, активно внедряющие инновационные образовательные программы, образовательные результаты школьников как итог реализации целей образования, обусловленных социальными ожиданиями, нельзя сводить только к обычному измерению количества учащихся, успешно освоивших учебные программы, а также к результатам Единого государственного экзамена. Эти показатели представляют собой данные о выполнении школами лишь действующего образовательного стандарта, что для оценки инновационной активности и результативности инновационной деятельности школ является недостаточным.

Поэтому, кроме степени достижения Учреждением обязательных образовательных результатов, особое внимание следует обратить на постановку и успешность достижения актуальных инновационных целей образования.

Содержательно высоким в науке и практике считается то качество обучения и воспитания, которое способствует формированию у школьников социально значимых компетентностей.

Данные, полученные на основе внутришкольного контроля, мониторинга и экспертизы, представляются Учреждением в разных формах:

  • качественные показатели (описание уровня достижения образовательных результатов на основании представленных образовательным учреждением критериев);

  • количественные (десятибалльная оценочная шкала);

  • косвенные (формальные) показатели (количество учащихся, победивших в конкурсах и олимпиадах различного уровня).

Показатели к критерию 1

1.1 Динамика качества результатов предметной обученности.

1.2 Сравнительные результаты достижения учащимися новых образовательных результатов (по инновационным программам), которые коллектив образовательного учреждения считает наиболее важными - умение работать с информацией, коммуникативные умения, социальные компетентности учащихся, например, умение работать в группе и т.д. (результаты и динамика – если есть - с описанием критериев и способов их оценивания).

1.3 Готовность к продолжению образования после окончания школы (показатель поступления учащихся в вузы, главным образом – на бюджетные отделения учреждений профессионального образования, а также показатель успешности обучения выпускников в избранных учреждениях, если такие данные могут быть получены школой).

1.4 Участие и результаты учащихся, участвующих в окружных, городских, всероссийских конкурсах, олимпиадах.

1.5 Количество учащихся, участвующих в конкурсах, проектах социальной направленности (школа может представить процент учащихся, участвовавших в проектах социальной направленности, от общего числа учеников в школе, а также процент проектов социальной направленности от общего числа проектов – в динамике, если есть; возможны и другие варианты).

Комментарий.

Особо следует обратить внимание не только на наличие в целях и задачах образовательного учреждения формулировок новых образовательных результатов учащихся, но и на способы, механизмы их достижения в учебном процессе. Высокое качество обучения с позиции реализации инновационных программ заключается не столько в высоких показателях успеваемости учащихся по предметам и их победы на олимпиадах, сколько в достижении ими новых образовательных результатов, в критериях их оценивания и в конкретных условиях способствующих их реализации в учебном процессе. Все эти условия, способы и механизмы должны быть определены и подробно описаны.

Критерий 2. Эффективное использование современных
образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе

Содержание критерия

В настоящее время использование современных образовательных технологий, реализующих компетентностный подход и обеспечивающих освоение надпредметных умений, мотивацию за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Под современными образовательными технологиями подразумеваются технологии, направленные на уменьшение доли репродуктивной деятельности учащихся: использование исследовательских и проектных методов обучения, дискуссионных, диалоговых, групповых форм обучения.

Под информационно-коммуникационными технологиями подразумеваются информационные технологии на основе использования компьютерного программного обеспечения (дистанционные формы обучения с использованием компьютерных технологий; использование компьютерных технологий, в том числе, Интернет-технологий на уроке, во внеурочной деятельности и т.п.).

Показатели к критерию 2 с краткими комментариями

2.1 Указание периода времени использования новых образовательных технологий, а также, на какой ступени обучения они используются.

2.2 Процент использования современных педагогических технологий, позволяющих достигать новые образовательные результаты, среди всех используемых в школе технологий.

По данному показателю Учреждением могут быть приведены в подтверждение качественные показатели, которые дополнительно учитываются экспертами при оценке инновационной его деятельности:

  • уровень достижения образовательных результатов с помощью данных технологий - описание на основании сформулированных критериев должно быть представлено в разделе по критерию №1 – «Результативность»;

  • качественная характеристика видов современных педагогических технологий, направленных на уменьшение доли репродуктивной деятельности учащихся и используемых для достижения запланированных образовательных результатов в общеобразовательном учреждении в целом и по ступеням образования; оценка их адекватности для достижения заявленных Учреждением целей.

2.2 Процент педагогов, эффективно использующих современные технологии, позволяющих достигать новые образовательные результаты.

Данный показатель – количественный. Однако его невозможно определить без анализа качественных показателей, которые должны быть представлены Учреждением и дополнительно учтены экспертами при оценке его инновационной деятельности. Показатели качества преподавания как условие качества реализации инновационных программ диагностируются на основании:

    1. зафиксированных в программе развития общих для школы педагогических принципов организации урочной и внеурочной деятельности на основе внутренней договорённости, например, обеспечение «интереса» и «вовлёчённости в деятельность» на каждом уроке, внеурочном занятии (данные принципы входят в «стандарт» педагогической деятельности в Финляндии – стране-победительнице международных исследований PISA) - в отличие от таких абстрактных принципов как «гуманизация», «гуманитаризация». Таким образом, внутренним условием, обеспечивающим качественную реализацию инновационных образовательных программ, служит реализация педагогическим коллективом единой стратегии и принципов организации образовательного процесса (урочной и внеурочной деятельности);

    2. определённых в программе развития критериев и показателей оценки эффективности деятельности учителя для достижения заявленных образовательных результатов;

    3. данных о результативности и динамике по заявленным критериям и показателям оценки педагогической деятельности (например, обучающей деятельности учителя на уроке);

    4. данных об отсутствии увеличения личностной цены достижения результатов учениками (прежде всего, временных ресурсов учащихся, например, без увеличения домашних заданий и т.п.).

2.3 Количество педагогов (%), прошедших подготовку в области современных педагогических технологий, направленных на достижение заявленных школой образовательных результатов; динамика этих показателей.

2.4 Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе:

  • Наличие АРМ учителя;

  • Наличие АРМ библиотекаря;

  • Единая база данных по учреждению (по УВП, кадры и МТО);

  • Электронные журналы;

  • Наличие автоматизированной системы управления УВП;

  • Медиатека: оснащение, организация и активность использования цифровых ресурсов педагогами и учащимися, в том числе для организации проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных технологий;

  • Обученность педагогического коллектива в области информационных технологий (% обученных педагогов).

2.5 Количество учащихся на один компьютер.

Дополнительно могут быть учтены показатели реального использования информационных компьютерных технологий и продуктивности их использования:

  • доля преподавателей, не только владеющих навыками работы на персональном компьютере, но и использующих компьютерные информационные технологии в учебном (образовательном) процессе для достижения запланированных образовательных результатов;

  • уровень достижения образовательных результатов с помощью данных технологий (описание на основании сформулированных критериев может быть представлено в разделе по критерию №1 – «Результативность»).

Косвенными (формальными) показателями использования информационно-коммуникационных технологий, точнее - демонстрирующих готовность Учреждения к их использованию можно считать: наличие АРМ (учителя, библиотекаря), единая база данных по учреждению (по УВП, кадры и МТО); наличие электронных журналов; наличие автоматизированной системы управления УВП; наличие медиатеки; количество учащихся на один компьютер.

Данные, приведённые Учреждением по критерию 2 «Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе», могут содержаться:

  • в аналитической справке;

  • в программе развития Учреждения;

  • в специально подготовленной Учреждением информационной справке;

  • приложениях к программе.

Критерий 3. Обеспечение доступности
качественного образования

Содержание критерия 3 и комментарии к показателям

Под доступностью качественного образования предлагается понимать совокупность условий, созданных общеобразовательным учреждением для того, чтобы обучающиеся в нем дети имели возможность как можно больше времени работать самостоятельно, на уровне собственной мотивации и ответственности за результат, в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностям и, интересами. Могли освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их дальнейшую успешную социализацию в современном обществе за счёт формирования ключевых компетентностей.

Следовательно, об уровне доступности качественного образования, качественных образовательных программ, «образовательных траекторий», созданных в Учреждении, можно судить по трём группам показателей:

  1. Обеспечение доступности образования через выполнение школой Закона об образовании Российской Федерации, гарантирующем ребенку право на получение образования в любом общеобразовательном учреждении. В связи с этим доступность обеспечивается наличием в школе открытых и прозрачных процедур зачисления учащихся на все ступени школьного образования и во все классы (к этому блоку относятся показатели 3.1, 3.2, 3,7, 3.8, по которым оценка деятельности Учреждения осуществляется экспертами на основании информации, содержащейся в информационной справке программы развития школы, в Уставе школы).

  2. Обеспечение доступности образования через вариативность: наличию вариантов программ для разных групп школьников, обучающихся в данном Учреждении, то есть полноте удовлетворения их образовательных запросов, наличием у родителей и учащихся возможностей для выбора образовательной программы (показатель 3.3).

О вариативности можно судить по полноте образовательных программ, предлагаемых образовательным учреждением с целью удовлетворения разнообразных запросов школьников. Об этом общественные эксперты могут судить по тому, реализуются ли в школе:

    • программы предшкольного образования, выравнивающие стартовые условия для получения начального образования и делающее доступным качественное обучение на первой ступени;

    • программы предпрофильной подготовки для девятиклассников;

    • программы профильного обучения на третьей ступени, реализуемые на основе федерального базисного учебного плана 2004 года;

    • программы углубленного изучения отдельных предметов;

    • блок программ дополнительного образования;

    • программы для детей с особыми образовательными потребностями: одаренных, имеющих проблемы в состоянии здоровья, программы коррекционно-развивающего обучения, программы для детей, желающих обучаться на родном языке и др.

  1. Обеспечение доступности через индивидуализацию (показатель 3.4).

О степени индивидуализации образовательного процесса эксперты могут судить по проектированию Учреждением индивидуальных образовательных траекторий для учащихся через:

    • индивидуальные учебные планы;

    • разноуровневые учебные программы;

    • различные формы освоения образовательных программ (очная, экстернат, дистанционная, домашнее обучение, и др.);

    • организацию в Учреждении выбора учащимися разнообразных программ дополнительного образования с учётом интересов, запросов и возможностей;

    • организацию в Учреждении проектной, учебно-исследовательской деятельности учащихся;

    • построение индивидуальных образовательных траекторий учащихся на уроке через использование личностно-ориентированных педагогических технологий, в том числе, создание образовательных ситуаций на уроке с постановкой учащимися собственной учебной задачи и проектированием средств её решения.

Показатели к критерию 3

3.1 Количество учащихся, не получивших в Учреждении основное общее образование до достижения 15-летнего возраста.

3.2 Критерии зачисления учащихся на все ступени образования.

3.3 Вариативность (перечислить) образовательных программ (содержание и технология), формы освоения образовательных программ, преемственность (см. комментарии выше).

3.4. Процент учащихся, работающих по индивидуальным планам от общего числа учащихся данной ступени обучения, а также тех кто работает в системе экстерната, дистанционного или домашнего обучения.

3.5 Наличие профилей, подтвержденное учебным планом (копия), здоровьесберегающих программ для детей с проблемами здоровья, программы дополнительного образования.

3.6 Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе и на договорной основе с ДОУ (подтверждение копиями договоров).

3.7 Программа всеобуча.

3.8 Движение контингента учащихся, количество и причины выбытия учащихся (начальная, основная, старшая школа).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень №24 приоритетный национальный проект «образование»

    Информационный бюллетень
    Состав межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов
  2. Рекомендации по построению моделей "портфолио" выпускников основной школы Методические рекомендации по введению предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области

    Методические рекомендации
    Астафьева Н.Г. О результатах деятельности системы образования Тамбовской области в 2004 году ио приоритетных направлениях модернизации образования в 2005 году.
  3. Фёклин Сергей Иванович заместитель директора Центра нормативного правового обеспечения фгоу апк и ппро, юрист-эксперт Федерального оператора по реализации пнпо методические рекомендации

    Методические рекомендации
    §1.2. Инновационная программа развития общеобразовательного учреждения как основной критерий участия в конкурсе и условие предоставления федеральных субсидий победителям конкурса.
  4. Материалы Региональной конференции инновационных моделей муниципальных методических служб «Методическая служба новой школе» Декабрь, 2010 Иркутск, 2010

    Документ
    Муниципальные методические службы в образовательном пространстве Иркутской области: Сборник материалов Региональной конференции инновационных моделей муниципальных методических служб «Методическая служба – новой школе» / Под общей редакцией Л.
  5. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Тюменской области

    Документ
    Раскрываются подходы к организации мониторинга результативности деятельности органов государственно-общественного управления в школах (критерии, показатели, анализ, самоанализ).

Другие похожие документы..