Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Четырнадцать худших вариантов будущего человечества. Города, разделенные на окруженные неприступными стенами непрестанно воюющие анклавы Миллионы лю...полностью>>
'Методические указания'
Рассмотрен процесс излучательной рекомбинации и упрощённая гетеро-структура. Проанализирован принцип действия светоизлучающих диодов и лазерных диодо...полностью>>
'Реферат'
Предлагаемые советы и размышления предназначены исключительно для законопослушных водителей. В противном случае не стоит пытаться применить на практи...полностью>>
'Документ'
Заслухавши та обговоривши Програму розвитку туризму в Долинському районі на 2012 - 2015 роки, яка зорієнтована на підвищенні ефективності використанн...полностью>>

Дипломатов

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

100 Великих

ЛЮДЕЙ

ЧУДЕС СВЕТА

ПОЛКОВОДЦЕВ

ЛЮБОВНИКОВ

КАТАСТРОФ

ЖЕНЩИН

АВАНТЮРИСТОВ

ЛЮБОВНИЦ

КНИГ

КАЗНЕЙ

БИТВ

МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

ТАЙН

ХРАМОВ МИРА

ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

МУЗЕЕВ МИРА

КОМПОЗИТОРОВ

ИЗОБРЕТЕНИЙ

КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ

КАРТИН

МЫСЛИТЕЛЕЙ

УЧЕНЫХ

ГОРОДОВ

РОССИЯН

ПИСАТЕЛЕЙ

СОКРОВИЩ

АРХИТЕКТОРОВ

ДИКТАТОРОВ

ЧУДЕС ПРИРОДЫ

ГЕОГРАФИЧЕСКИХ

ОТКРЫТИЙ

ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ

ДВОРЦОВ МИРА

ДИНАСТИЙ

ПАМЯТНИКОВ

ТЕАТРОВ МИРА

РАЗВЕДЧИКОВ

АДМИРАЛОВ

ДИПЛОМАТОВ

ЧУДЕС ТЕХНИКИ

М.В. Губарева А.Ю. Низовский

100 великих ХРАМОВ МИРА МОСКВА

ББК 63 3(2) С81 Вниманию оптовых покупателей! Книги различных жанров можно приобрести по адресу 129348,

Москва, ул Красной сосны, 24, издательство <Вече>, телефоны 188-16-50, 188-88-02, 182-40-74

ISBN 5-7838-0506-8

Авторы-составители М. В Губарева, А Ю Низовский, 2000. Вече, 2000

ОТ АВТОРОВ <Храм Божий есть образом Града святого - Нового Иерусалима, сходящего с небесе от Бога>, -

писал Святой Иоанн Богослов. История великих храмов мира непосредственно связана с историей религии в

целом, начиная от первого осознания человеком величия Бога до духовных исканий новейшего времени. На

протяжении столетий люди отводили специальные места для молитвы и принесения жертвы - когда кровавой,

когда бескровной И уже с самых первых времен эти места украшались всеми доступными способами,

соответствовавшими этапам духовного роста человечества. Так эволюция строительства храмов прошла путь от

поляны под открытым небом до современных сооружений из стекла и бетона, а эволюция украшения храмов -

путь от черепов диких животных до самых выдающихся произведений мирового искусства При этом

строительство и украшение храма всегда были сопряжены с духовными усилиями. Там, где этих усилий не было,

нет и храма Что, например, хотели сказать строители собора в столице США Вашингтоне"7 То, что из камня и

кирпича можно строить большие здания9 Так это знали еще строители Вавилонской башни. Ведь <великий> храм

не обязательно означает <большой> Ник-то не станет отрицать, что такие всемирно известные па-мятники, как

церковь Спаса на Нередице или церковь Святого Пантелеймона в Бояне, несмотря на свои не-большие размеры,

стоят несопоставимо выше каменной громады молитвенного дома американских мормонов

1OO

* \'Д 14* 'О л

Большие размеры способны поразить только дикаря, и истинное величие храма определяется отнюдь не его раз-

мерами, а совокупностью вложенных в него духовных усилий человечества К счастью, это понимание пока еще

преобладает в со-знании большинства людей, по крайней мере, у нас в стране Преобладает оно и в кругу

специалистов Поэтому, начиная эту книгу, мы обратились к Списку всемирного наследия ЮНЕСКО, в который

включены все наиболее выдающиеся памятники мировой истории и культуры, взяв его за основу при выборе тем

нашей книги Следует еще помнить и о том, что некоторые высоко почитаемые храмы (например, мечеть Харам

Бейт-Уллах над камнем Каабы в Мекке), несмотря на свою признанную славу, в список ЮНЕСКО по различным

причинам не внесены, но это, естественно, не повод для того, чтобы не включать их в число великих храмов мира

Составляя список ста великих храмов, мы имели в виду еще и то обстоятельство, что в серии <Сто великих> уже

вышла книга <Сто великих чудес света>, в которую вошли описания около тридцати пяти храмов Поэтому мы по-

старались максимально избежать повторений, исключив из нашего списка, в частности, храмы Артемиды в Эфесе

и Соломона в Иерусалиме - безусловно, великие, но относящиеся скорее к области легенд Мы также

принципиально решили не включать в книгу описания монастырей и монастырских храмов - это вообще тема

отдельной книги И, естественно, за пределами нашей книги остались сооружения, которые иногда ошибочно

считаются храмами - мавзолей Тадж-Махал, например К сожалению, некоторые выдающиеся памятники

мировой культуры остались за пределами этой книги - во-первых, потому, что великих храмов гораздо больше,

чем сто, а во-вторых, потому что далеко не по всем из них имеются доступные источники Особенно это касается

описаний мечетей, так как во многих странах исламского мира существует запрет на посещение мечетей не

мусульманами и, естественно, публикаций об этих храмах практически нет Тем не менее, мы постарались

максимально использовать все имеющиеся в нашем распоряжении источники и рассказать о великих храмах

основных мировых религий во всех регионах земного шара Ну, а о том, получился ли наш труд или нет - судить

вам, читатель

ХРАМ АМОНА В КАРНАКЕ

Небольшой египетский городок Луксор, расположенный в Верхнем Египте на восточном берегу Нила, стал

всемирно известным благодаря тому, что в самом центре города располагаются развалины древних Фив -

великого города Древнего Египта, слава о котором гремела по всему античному миру. Некогда Фивы были

столицей Древ-него Египта. Египтяне называли его Уасет, в Библии этот город упоминается под именем Но, а

Гомер в <Илиаде> называет его <стовратными Фивами>. <Золотой век> Фив наступил в XV веке до н. э., в период

Нового царства. Фараоны XVIII династии преврати-ли Фивы в город, чья слава <покорила весь мир>. В этот

период здесь были созданы Карнакский и Луксорский храмы - самый большой и прославленный храмовый

ансамбль Египта. По своим размерам оба храма больше таких архитектурных памятников, как собор Св. Петра в

Риме, собор Парижской Богоматери или церковь Св. Павла в Лондоне. Храм в Карнаке с его воротами,

внутренними двориками и залами, с бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками - значительнейший

храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время был официальным святилищем

страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и перво-степенной заботой обустраивать и

украшать главный храм страны, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в

Карнаке посвящен богу Амону - во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь

Амона-Ра, <царя всех богов>, слагались гимны, в его честь строились величественные храмы. Храм Амона в

Карнаке представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при

нескольких поколениях фараонов. Уже к на-чалу периода Нового царства в Карнаке существовал не-большой

храм Амона. Фараон Яхмос I украсил храм колоннами из кедра, драгоценной утварью - вазами для благовоний,

сосудами и жертвенниками, выполненными из розового гранита, лазурита, малахита, золота и серебра. Крупное

строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся

древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился - он был

разрушен в результате последующих переделок. При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в

Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хат-

шепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты

<обе-10

лиски царицы Хатшепсут>, высеченные из асуанского гранита. Их украшали навершия из электра - сплава

золота и серебра Работами руководил придворный зодчий царицы Хатшепсут - Сенмут, который, построил один

из пило-нов храма. Преемник царицы, Тутмос III, приказал уничтожить все, построенное предшественницей, и

начал строительство нового здания храма, в котором особенно изысканным оформлением отличался <Зал

Анналов>, на стенах которого, желая увековечить свои победоносные военные походы, Тутмос III приказал

высечь многочисленные рельефы и тексты, рассказывавшие о подвигах фараона. Сегодня храм Амона в Карнаке

находится в руинах, которые, тем не менее, продолжают производить колос-сальное впечатление. Недаром

Карнак - один из самых популярных туристических маршрутов. Храм Амона представляет собой вытянутый

прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам кото-рой ведут две дороги, одна со стороны Нила,

другая - из Луксора. По их сторонам находятся <аллеи сфинксов> - два ряда сфинксов с головами баранов

(баран - символ бога Амона) Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять

ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов с двумя монументальными башнями по бокам. Башни

пилонов сужаются кверху и увенчиваются карнизом. Эти пилоны - своеобразные вехи строительства храма:

каждый их них воз-веден в правление одного из фараонов В свое время на пилонах стояли мачты из кедра с

развевающимися на них флагами Центральный пилон главного храма имеет высоту 44 метра, ширину - 113

метров, а толщина его стен составляет 15 метров. За ним расположен широкий внутренний двор, окруженный

колоннадой. Перед входом в храм рас-полагаются руины вестибюля, перед которым некогда сто-яла

колоссальная статуя Тутмоса III. От вестибюля к Нилу идет колоннада из двух рядов колонн высотой в 20 метров

с капителями в виде цветков папируса. Сейчас колонн

двенадцать, а первоначально было на две больше - на их месте при фараоне Хоремхебе был сооружен

очередной пилон. Проходя через следующий пилон с гигантскими статуями фараонов перед ним, а затем через

все более и более сумрачные помещения и залы, посетитель попадал в Большой гипостильный зал - главное

святилище Амона. Сооружение Большого гипостильного зала началось во времена фараона Хоремхеба, но свои

окончательные размеры и архитектурное убранство он приобрел только при фараонах XIX династии - Сети I и

Рамсесе II Великом. Гипостильный зал отличается гигантскими масштабами сооружений и необыкновенной

пышностью декоративно-го убранства. Площадь зала составляет 5000 квадратных метров, а высота некогда

достигала 24 метров Его крышу поддерживали шестнадцать рядов колоссальных колонн Всего здесь было

установлено 134 колонны, самые большие из них имеют высоту 20,4 метра, а самые малые - 3,57 метра.

Колонны центрального нефа с капителями в виде расцветших папирусов достигали высоты 19,2 метра, а колонны

боковых проходов, изготовленные в виде не-распустившихся папирусов - 14,7 метра. <Все виденные вами

досель здания, хотя бы вы обтекли весь земной шар - игрушки перед этим столпотворени-ем1 - писал

побывавший в Карнаке в 1830-х годах русский путешественник А. С. Норов, - Этот лес колонн, величины

невообразимой, и где же? - внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих>. Зодчи-ми,

оставившими самый заметный след в истории Кар-накского храма, и в частности, строившими Большой ги-

постильный зал, были Иуп и его сын Хатиаи Последнего историки называют <воздвигающим великие колонны в

храме Амона>. Колонны <Зала Анналов>, расположенного по главной оси храма, увенчаны либо цветком лотоса

либо цветком папируса Это геральдические эмблемы Древнего Египта папирус считался символом Нижнего

Египта, а лотос - 12

Верхнего. Гладкие стволы колон сплошь покрыты рельефами ритуального и исторического содержания,

иероглифическими надписями. Именно из храма в Карнаке берет свое начало древнеегипетская традиция

увековечивать воинские доблести фараонов в монументальных рельефных композициях. Росписи потолка и

перекрытий имитировали синеву неба, усеянного золотыми звездами. Сегодня от крыши не осталось и следа, и

остатки зала находятся под открытым небом. Стены и колонны гипостильного зала'покрывали многочисленные

цветные рельефы, общая площадь которых составляла 24,3 тысячи квадратных метров. На стенах и колоннах

сверкало золото, тонкими листочками которого были покрыты детали колонн и рельефов. Никогда еще

древнеегипетские храмы не украшались с такой пышностью В Большом гипостильном зале были установлены

колоссальные монолитные статуи царей, среди них - ста-туи фараона Рамсеса II Великого и его жены

Нефертари. С именем Рамсеса II связан третий большой период строительства в Карнакском храме. Сцены,

запечатленные на стенах храма, рассказывают о деяниях фараонов, об их встречах с богами. На одной из стен

Карнакского храма бог Амон вручает фараону Рамсесу II символы его власти. Далее следуют сцены

жертвоприношений, совершаемые Рамсесом II. И всюду со стен храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом

льва и головой барана, Гор с головой сокола, Осирис и Исида. Часто встречаются изображения скарабея -

священного жука, символизировавшего в Древнем Египте вечный процесс смерти и возрождения. Храм Амона в

Карнаке, иногда, называют <каменным архивом Египта>. На стенах, пилонах, колоннах и карнизах храма, среди

гимнов богам и ритуальных текстов находятся многочисленные надписи, повествующие об исторических событиях

эпохи Нового царства: истории военных походов и сражений, обстоятельства восхождения на престол фараонов,

списки царей Египта и т.п. Следующий пилон ведет в центральный двор. С южной

стороны храма находится Священное озеро, и на нем при-стань, к которой причаливали сделанные из кедра

священные ладьи со статуями великой триады богов - бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут)

и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи

и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы

паломников. Путь священной ладьи лежал через залитые солнцем дворы храма, в сумрачный гипостильный зал,

и да-лее - в погруженное в темноту главное святилище, освещавшееся только светом неугасимых светильников.

От света к тьме - таков был путь, по которому веками шли древнеегипетские жрецы и вели за собой во тьму

безропотные толпы своих приверженцев, подавленных циклопическим величием жилища древнего бога, где все

производило впечатление сверхчеловеческой мощи и таинственности. К южной части храмового ансамбля

примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные <священные сады>. Храм богини

Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хон-су был построен при фараоне

Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому вели-кому храму Египта - храму

Амона-Ра в Луксоре.

ХРАМ АМОНА Б ЛУКСОРЕ

В трех километра к югу от храма Амона в Карнаке рас-положен Луксорский храм. Меньший по размеру, но столь

же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, храм в Луксоре тоже посвящен богу Амону. Этот второй по

значению и размерам храм Древнего Египта и являлся наиболее гармоничным и законченным храмовым

сооружением периода Нового царства. Сегодня храм в Луксоре относится к числу наиболее прославленных

египетских памятников. Иероглифические тексты донесли до нас имена зод-чих, строивших Луксорский храм. В их

числе - братья-близнецы Гори и Сути. Но главную роль в строительстве храма, которое длилось несколько

веков, сыграл зодчий Аменхотеп, сын Хапу, по прозвищу Хеви - придворный архитектор фараона Аменхотепа III,

во время правления которого возведены все главные постройки Луксора. Придворный зодчий Аменхотеп, сын

Хапу, еще при жизни получил признание и прославился, а после смерти был обожествлен как один из величайших

мудрецов Египта. Сохранились три его статуи, на одной из которых высечена надпись, повествующая о жизни

великого архитектора. Храм в Луксоре - сложный архитектурный ансамбль, являющийся как бы синтезом

различных эпох истории и

деятельности различных правителей. В архитектурных перестройках и пристройках, производившимися в разные

периоды существования храма, нашли свое отражение нашествия завоевателей, борьба за власть, попытки

насаждения новой религии и другие события истории Египта. В общий ансамбль храма включен и храм

Александра Македонского, добившегося от египтян своего обожествления и объявившего себя сыном бога Амона.

Есть здесь и христианская часовня, относящаяся к первым векам на-шей эры. В ряде мест изображения древних

богов соскоблены и заменены надписями на коптском языке - это следы религиозной борьбы первых веков

христианства, когда разрушались древние капища и идолы. После завоевания Египта арабами мусульманская

религия тоже оставила свои следы в Луксорском храме. И сегодня можно видеть мусульманскую мечеть Абу-эль-

Ха-гаг, стоящую на крыше древнеегипетского храма. Когда строилась эта мечеть, Луксорский храм был

полузасыпан и выступающая из песка его верхняя часть была использована как фундамент. Сегодня храм

освобожден из песка и мечеть выглядит надстройкой на нем. Луксорский храм имеет форму прямоугольника и

ориентирован с севера на юг вдоль берега Нила. Длина главно-го здания составляет 190 метров. Сдвоенные

ряды колонн 20-метровой высоты, в виде связок папируса, обрамляют его широкий открытый двор. Площадь

двора - 45x51 метр. Гигантская центральная колоннада, примыкающая к се-верной стороне двора, так и

осталась недостроенной, но все равно производит большое впечатление: ее четырнадцать монументальных,

совершенных по пропорциям колонн выглядят поразительно легкими. Капители колонн украшены цветком

папируса, причем на колоннаде центрального прохода цветок изображен распустившимся, а на колоннаде двора

- в виде бутона. Вход в святилище вел через соединенный со двором великолепный вестибюль с тридцатью

двумя колоннами в виде связок папируса.

Гигантские колоннады - главная характерная особенность Луксорского храма. В девяти залах храма находится

41 колонна, в вестибюле их 64, в центральной колонна-де - 14, а всего их в храме 151. Это придает храму

исключительную монументальность: все сооружение напоминает собой заросли гигантских каменных папирусов.

На стенах храма сохранились многочисленные релье-фы, повествующие о жизни фараона Аменхотепа III.

Придворные летописцы сочинили легенду о том, что фараон был рожден от брака его матери с самим богом

Амоном-Ра Вся эта история, начиная от сцены зачатия кончая сценой передачи Амоном своему сыну Аменхотепу

сим-волов власти, последовательно развернута на стенах святилища. Рельефные композиции Луксора

составляют единое целое с архитектурным пространством храма. При фараоне Рамсесе II Великом зодчий

Бекенхонсу существенно расширил Луксорский храм, был возведен новый пилон, перед которым стояли шесть

статуй Рам-сеса II - четыре, из розового гранита, запечатлели фара-она стоящим, а две, из черного гранита -

сидящим Тог-да же были возведены открытые колоннады двора с 74 колоннами, у подножия которых

возвышались монументальные статуи фараона Один из двух гранитных обелис-ков, установленных перед

Луксорским храмом, был вы-везен в XIX столетии во Францию и ныне стоит на площади Согласия в Париже.

После разрушения Фив ассирийцами, во главе с царем Ашшурбанипалом в 663 году н.э., от него сохранилось

немногое. При фараонах XXI династии столица Египта была перенесена из Фив в Нижний Египет, в дельту Нила.

Величественный город лежал в развалинах и заносился песком до 1930-х годов, когда археологи начали

расчистку его руин. Но даже эти руины в наши дни производят неизгладимое впечатление и многое могут

рассказать о мастерстве и искусстве древних египтян.

ХРАМ ЦАРИЦЫ ХАТШЕПСУТ В ДЕЙР-ЭЛЬ-БАХРИ Воды Нила разделили Древний Египет на две части:

восточную и западную, на царство живых и царство мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы

фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и

заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов.. К таким

заупокойным храмам, вырубленных в скалах западного берега Нила, относятся два колосса Древнего Египта:

храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храм Рамсеса II Великого в Абу-Симбеле. Царица Хатшепсут

(правила в 1525-1503 годах до н. э ) была женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа она узурпировала трон,

лишив престола законного наследника - своего пасынка Тутмоса III, который, как считает-ся, был рожден от

женщины нецарского происхождения. В годы правления царицы Хатшепсут в долине Нила велись значительные

строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Веро-ятно, Хатшепсут

таким образом стремилась обессмертить свое имя. Забегая вперед, скажем, что этой ей не уда-лось - судьба,

увы, жестоко отомстила царице... Строительство заупокойного храма началось еще при жизни царицы Хатшепсут.

Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и

оставил в одном из потаенных уголков храма свой портрет. Сегодня место, где находится храм Хатшепсут, носит

арабское название Дейр-эль-Бахри. По своим громадным размерам и обилию декоративных украшений этот храм

превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и резко выделяется из всех его храмов. Это одно

из

18

самых замечательных произведений древнеегипетской архитектуры. Храм Хатшепсут относится к типу полускаль-

ных - наземные помещения сочетаются в нем со святи-лищем, вырубленным в скалах Храм Хатшепсут был

построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII

династии. Царица Хатшепсут тем самым

хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол Храм состоит из трех

террас-ступеней, возвышающихся Друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности

на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья Дорогу к храму украшали

сфинксы с портретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса Эти сфинксы были ярко раскрашены

- тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая красная и зеленая Пьедесталы сфинксов

украшали рельефы, изображающие связанных пленников Нижняя терраса, служащая двором перед храмом,

обнесена стеной, украшенный каменными изображениями соколов со знаками царской власти С запада двор

замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестни-цей-пандусом Ранее ее обрамляли

монументальные фигуры львов По сторонам портика некогда возвышались ко-лоссальные, 8-метровой высоты,

фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие

царицу Хатшепсут в образе сфинкса, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амона Здесь же можно

видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ. От ворот до подножия

лестницы вела аллея сфинксов Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую тер-расу Некогда в ее центре

находился искусственный пруд, окруженный деревьями В западной части террасы также возвышается портик,

рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы Четырехгранные колонны портика

целиком высечены из монолитного камня На стенах портика высечены рельефные композиции с изображением

сцен из жизни царицы Хатшепсут брака ее матери, царицы Яхмос, с богом Амоном-Ра (на самом деле отцом

царицы Хатшепсут был фараон Тутмос I), рождение Хатшепсут от этого <божественного> бра-ка, ее коронация,

получение царицей благословения от

20 богини Хатор, и т.д. На противоположном конце террасы представлены рельефы, повествующие об

экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт для вывоза оттуда драгоценностей и редких растений

Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки

Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Во-стока под именем Офир Рельефы

изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях - типично, африканские сюжеты. Лестница, ведущая на

верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол Это -

геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана

олицетворять единство Египта Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита.

Верхняя терраса предназначалась для самых главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное

в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед

каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы Эти громадные статуи были видны далеко с

проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких

храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор - покровительницы царицы

Хатшепсут. В глубине за колоннадой портика открываются выруб-ленные в скалах подземные залы. Вход в

главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а главные двери были

изготовлены из <чер-ной меди> с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром). Высеченные в скалах

залы украшены прямоугольными и многогранными колоннами. Полы были выложены золотыми и серебряными

плитами, а кедровые двери инкрустированы бронзой Стены и своды залов были покрыты ярко раскрашенными

рельефами.

Всего в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов В главном зале находилось огромное мраморное

изваяние царицы (от него сохранились только обломки) Скульптуры из храма Хатшепсут являются самым

выдающимся образцом древнеегипетского искусства эпохи XVIII династии. Они изображают царицу Хатшепсут в

трех ви-дах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней

облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под

широкими дугами бровей, линии век с помощью грима продлены к вискам. На всех статуях ваятели постарались

точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 метров),

являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство и воспроизведены лишь

наиболее характерные черты, то статуи из центрального святилища, имевшие культовый характер, сделаны

первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы. Роскошное

убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на пре-стол законный

наследник Тутмос III первым делом при-казал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы

и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты не-подалеку, где

много столетий спустя их обнаружили архе-ологи...

АБУ-СИМБЕЛ

Пешерный храм фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле от-носится к числу самых известных памятников

древнеегипетской культуры Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II, обрамляющие вход в

храм, ста-ли сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс Абу-Симбел, вероятно, самый



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломатів

    Диплом
    Українське видання книги «„Листи з Харкова”. Голод в Україні та на Північному Кавказі в повідомленнях італійських дипломатів, 1932–1933 роки», підготовлене Італійським інститутом культури в Україні до 75-х роковин Голодомору 1932–1933 рр.
  2. § Дипломатия и дипломатическая служба Царева честь. Переговоры, компромиссы. Принципы дипломатического ремесла

    Диплом
    § 5. Признание. все равны и суверенны. По взаимному согласию, когда его нетДипломатический протокол и оформление актов об установлении дипломатических отношений, учреждении дипломатических представительств.
  3. Дипломатия как средство международно-политических взаимодействий

    Диплом
    Понятие дипломатии и ее роль в мировой политике. В международных отношениях существуют два основных средства взаимодействия между акторами – дипломатия и военное насилие.
  4.   Дипломатия и внутренняя политика Крым-Гирея

    Диплом
    Да будет ведомо, что в глазах умных и справедливых людей считается заслуживающим порицания, если при изложении фактов, известных из писаний и заметок прежних историков (да пребудет с ними Аллах!), они ступают на путь лести.
  5. Дипломатия важна

    Диплом
    Вашингтон. Хотя “Большая восьмерка” ведущих промышленно развитых стран стремится к дипломатическим переговорам с иранским режимом, она призывает международное сообщество принять “адекватные и решительные меры”, чтобы остановить иранскую

Другие похожие документы..