Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове, в семье священника. С ранних лет Чернышевский нашел в своем отце умного нас...полностью>>
'Программа курса'
Силлабус составлен ст. преп. Б.Ш.Куандыкова на основании типовой учебной программы по дисциплине «Финансово-экономический анализ» для студентов специ...полностью>>
'Документ'
На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, предс...полностью>>
'Документ'
Научно-исследовательская и научно-изыскательская деятельность в областях, использующих математические методы и компьютерные технологии, решение различ...полностью>>

Лекция религиозное обоснование культуры 3

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 1. РЕЛИГИОЗНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ 3

Обращение к слушателям 3

1. Религия и культура. 3

2. Методологические подходы курса. 4

3. Культурно-историческое творчество в России. 6

4. Представление о религии 7

Лекция 2. ИСТОКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ХРИСТИАНСТВА 9

1. Христианство – новая эра в развитии человечества. 10

2. Структура и состав Библии. 11

3. Исторические источники о Христе. 11

4. Формирование христианства как вероисповедания. 13

5. Конфессиональная картина мира. 14

Лекция 3. КРЕЩЕНИЕ РУСИ. ДРЕВНЕРУССКИЙ ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ 14

1. Мировоззренческие основы язычества древних славян. 15

2. Знакомство Руси с христианством. Значение крещения Руси. 16

3. Развитие славянской письменности. Свв. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. 17

4. Глаголица и кириллица. Формирование современного русского языка. 19

Лекция 4. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (XI – XVII вв.) 20

1. Хронологические рамки и периодизация древнерусской литературы. 20

2. Особенности, темы, жанры древнерусской литературы. 21

3. Русские летописи – уникальное явление мировой культуры. 24

4. “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона. 25

Лекция 5. РУССКИЙ ГОРОД 25

1. Основные черты русского градостроительства. 25

2. Символические образы Киева. 27

3. Москва – древний центр славян-вятичей. 28

4. Москва – памятник градостроительного искусства. 31

Лекция 6. РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА 32

1. Своеобразие русской архитектуры. 33

2. Многоглавые храмы Руси. 34

3. Зодчество периода феодальной раздробленности (XI – XIII вв.) 35

4. Московское зодчество. 37

5. Этапы развития русской архитектуры: 39

Лекция 7. КУЛЬТУРА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА. 39

1. Храм: символика внешнего вида и интерьера, посвящение. 39

2. Иконостас. 43

3. Богослужение. 44

Лекция 8. РУССКАЯ ИКОНА 45

1. Место иконы в жизни древнерусского человека. 46

2. Художественная образность и символизм. Образ и первообраз. 46

3. Каноничность 47

4.Понимание времени и пространства. Вечность. 47

5. Изобразительные средства: 47

6. Периоды развития русской иконописи 48

Лекция 9. МОНАШЕСТВО И МОНАСТЫРИ В КУЛЬТУРЕ РОСИИ 48

1. Духовно-нравственный смысл монашеского избранничества. 48

2. Древние монашеские центры и Киево-Печёрская лавра. Прпп.Антоний и Феодосий Печерские. 50

3. Московский период. Прп.Сергий Радонежский. 50

4. Возрождение старчества во 2-й половине XVIII в. и Оптина пустынь. 52

Лекция 10. ПРАВОСЛАВНОЕ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА. 55

1. Соборность – основополагающий принцип государственного строительства России. 55

2. Русская митрополия в юрисдикции Константинопольского Патриархата. 55

3. Автокефальный период Русской митрополии. 56

4. Учреждение патриаршества. 59

5. Значение патриаршества в истории и культуре России. 61

Лекция 11. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И ИМПЕРСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ. 62

1. Итоги древнерусского периода (X – XVII вв.) 62

2. Духовные ценности эпохи Просвещения. 63

3. Историко-культурные реформы Петра I и их духовный смысл. 65

4. Реформы Петра I в области церковной жизни: 66

Лекция 12. ЛИТЕРАТУРА XVIII – XIX ВВ. 67

1. Сотериологический характер русской литературы. 67

2. Поэтическое богословие XVIII в. М.В.Ломоносов и Г.Р.Державин. 67

3. Отношение к жизни и общественной деятельности человека XVIII в. А.Н.Радищев и А.Т.Болотов. 70

4. Религиозные искания А.С.Пушкина. 72

5. Ф.И.Тютчев и религиозно-поэтическая формула русской культуры. 77

Лекция 13. Православная культура крестьянства (XIX – XX вв.) 78

1. Методологические подходы к изучению крестьянской культуры 78

2. Определяющие этноконфессиональные компоненты культуры (концепты) 79

Лекция 14. Русская религиозная живопись 86

1. Александр Андреевич Иванов 86

2. Художники-передвижники 86

3. Василий Дмитриевич Поленов 86

4. Виктор Михайлович Васнецов 87

5. Михаил Васильевич Нестеров 88

6. Павел Дмитриевич Корин 89

7. И.Глазунов и современные московские художники. 89

Лекция 15. Религиозные мотивы в русской музыке 90

1. Истоки и черты русской церковной музыки 90

2. Знаменный распев и система осьмогласия 91

3. Партесное многоголосие XVIII в. 93

4. Русская музыкальная классика XIX в. П.И.Чайковский 93

5. Гармонизация древних церковных песнопений на рубеже XIX–XX вв. 93

6. Современное псалмотворчество. 94

Лекция 16. Крестный путь России в 1-й трети XX в. 94

1. Российская империя в начале XX в. Итоги правления царя Николая II 94

2. Личность последнего русского царя. Царственные мученики 95

3. Восстановление патриаршества. 95

4. Духовный смысл русской революции 96

Лекция 17. Пути православия в XX веке 97

1. Православная идея в советской России 97

2. Эпоха культурного нигилизма 98

3. Возрождение православия в годы Великой Отечественной войны 104

4. Реабилитация творчества в глобальном мире 104

Лекция 2а. КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ РОССИИ (ЧУДО РУССКОЙ ИСТОРИИ) 105

1.Христианизация Руси. 105

2. Монголо-татарское иго и его преодоление. 106

3. Москва – Третий Рим. 107

4. XVII в. Никон, раскол. 107

5. Пётр I. 108

6. XIX век – развитие петербургской монархии. 109

7. Русская революция 109

8. Крест и Звезда. 110

Лекция 1. РЕЛИГИОЗНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ

План

Обращение к слушателям. Структура курса

  1. Религия и культура

  2. Методологические подходы к изучению культуры

  3. Культурно-историческое творчество в России

  4. Представления о религии. Основные истины религии

Заключение

(Пунктиром – то, что диктуется и записывается)

Обращение к слушателям

(по Хрестоматии, 1 ч., “От составителя”).

Зачем нужен подобный курс в техническом ВУЗе? На это можно ответить словами московского князя XIV в. Симеона Гордого, который в своем духовном завещании написал удивительные слова: “Дабы не престала память родителей наших и наша и свеча бы не угасла”. Свеча – символ традиции, устоев жизни, нравственных ценностей, передаваемых от поколения к поколению. Если традиция пресекается, свеча гаснет, народ умирает. Ведь, как говорил А.П.Чехов, “все мы народ, и все то лучшее, что мы делаем, есть дело народное”. Нашими малыми делами, нам предназначенными, которые без нас не свершатся, и творится народ. Но сегодня слишком многие из нас перестали ощущать себя наследниками великой, богатой культуры, народа. Иссякает любовь к родной земле, свеча горит неверным, прерывающимся на сквозняке пламенем...

“О светло-светлая и украсно украшенная Земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озерами многими удивлена еси, реками и кладезями местно чтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями разноличными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, виноградами обительными, домами церковными, и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими... Всего еси исполнена земля Русская, о правоверная вера христианская!” Это – конец XIII века. Семь веков прошло, а и сегодня в этих словах светится любовь к своей родине. Кто из нас может с той же бессмертной силой воспеть красоту родной земли? Не владеем родным языком, не знаем родной культуры, не помним своих святых и подвижников, не имеем любви к отечеству.

Так вот цель нашего курса – чтоб “свеча бы не угасла”. Сегодня, когда идет нашествие на души молодежи, особенно важно обратиться к изучению русской культуры: ее высокие смыслы, их понимание, постижение, переживание помогает выстроить и мир собственной личности, обрести духовные основы современной деятельности. Конечно, в первую очередь мы обращаемся к “ищущим”, “живым”, сомневающимся.

Структура курса: лекции (еженедельно), семинары (1 раз в 2 недели), заканчивается зачетом. Зачет-автомат: посещение всех лекций и работа на семинарах. Другие формы зачетов: по вопросам, самостоятельное исследование определенной темы (по согласованию), презентация. Курс охватывает X – XX вв. Литература по курсу обширна и пока не обобщена в специальных пособиях, поэтому невозможно рекомендовать 1 – 2 книги. К каждой лекции будет даваться краткий список, но в основном приходится ориентироваться на лекции. В качестве пособия по отдельным темам в институтском издательстве вышла хрестоматия “Православная традиция в художественном творчестве и общественной мысли (XIX – XX вв.)”; она вышла в 2-х выпусках: выпуск 1 посвящен русской литературе и религиозной живописи XIX в., выпуск 2 – литературе и публицистике XX в.

1. Религия и культура.

Когда-то Владимир Соловьёв сказал: “Народ – это не то, что он сам думает о себе во времени, а то, что Бог думает о нём в Вечности”, т.е. идея народа религиозна, она и запечатлевается в его культуре. Культура – развитие человеческой природы, ее часть (По Осипову из Щапова). В культурной деятельности человек открывает для себя мир и одновременно познает свое существо. Созданию произведения культуры предшествует духовный творческий акт. Этапы создания произведения: идея – образ – произведение. Откуда идея? Древние видели источник идей вне человека, свыше его. Овидий: “Бог живет в нас, мы имеем связь с небом”. Ветхий Завет (о мастере): “Я исполнил его Духом Божиим, мудростью и всяким искусством...” Т.е. творчество – соприкосновение с Высшей реальностью. В творчестве человек открывает для себя мир, в котором высшая цель – приобщение к абсолютным началам бытия – Правде, Добру, Красоте. В своих высших проявлениях культура религиозна. Культура любого народа имеет религиозный характер.

Культ, культура; “cultura” (лат.) – возделывание земли, а также воспитание, образование, развитие; “cultus” – почитание Бога, культ.

Интересную интерпретацию понятия культуры, связанную с отношением к культуре Церкви, дает диакон Андрей Кураев (Школьное богословие): культура похожа на жемчужину, которая возникает вследствие песчинки, попавшей внутрь ракушки – моллюск, защищаясь от чужеродного предмета, попавшего к нему в тело, обволакивает его слоями перламутра, строит внутри себя еще одну раковину. Так и человек, вследствие грехопадения утерявший связь с Богом, с другими людьми, собственную целостность (единство ума и чувства, духовного и телесного, этического и эстетического) создает вторичную реальность, с помощью которой очеловечивает ввергнутый в грех мир. Даже религиозная культура есть нечто неполноценное, ибо фотографии и портреты нужны лишь если рядом нет любимого лица. Человек утерял способность непосредственно постигать суть вещей, поэтому он их творит образами и словами. Мы говорим, пишем, читаем о подвиге, а святые молчат и его совершают (компенсаторский характер культуры). Культура – очки, и опасно слишком пристально всматриваться в сами линзы, забыв, на что они направлены (ересь эстетизма, по о.Георгию Флоровскому). Апостол Павел (сам человек величайшей образованности своего времени) говорит о таких как о вечных студентах, “всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины”.

Но, с другой стороны, христианская религия, возвещая цель человеческого странствия, бесконечно возвышающуюся над миром культурных достижений, все же оправдывает ее как необходимую человеку, пока он живет на земле, а не в Царстве Небесном. Через культуру мы лучше слышим друг друга, яснее познаем мир, через нее до нас ярче доносится весть о Творце. Да, наша культура – следствие грехопадения. Но Евангельские события – тоже следствие грехопадения, ибо не надо было Господу страдать на Голгофе, если бы человек не впал в смерть. И все лучшее, что есть в европейской и русской культуре, – родом из Евангелия. Опыт греха и покаяния, опыт духовного оскудения и возрождения записан на страницах и аскетической литературы, и художественных книг, и исторических хроник. Как сказал апостол, “все испытывайте, хорошего держитесь”.

Сегодня к культуре относят все явления и феномены неприродного, рукотворного характера – не только язык и искусства, но и ремесла, науку, семью, государство, религию. Этимология слова “religio” (лат.) неоднозначна: а) относиться к чему-то с особенным вниманием, почтением, или б) связывать, соединять, т.е. благоговение и соединение. Слово толкуется по-разному: восстановление связи с Творцом, набожность, а также святыня, предмет культа. Поэтому религия определяется как союз благочестия человека с Богом.

Религия – явление, присущее человеку на протяжении всей его истории. Наука не знает обществ, лишенных религиозных представлений. Всеобщность религии в человечестве – фундаментальный фактор всемирной истории. Такое явление не может быть результатом случая, чьих-то фантазий или страхов. Оно должно иметь свою причину, корениться в самой природе человека, в самой сущности бытия. Это – религиозная одаренность человека. Появление идеи Бога у человека обусловлено Богом, Он есть.

2. Методологические подходы курса.

Мы убеждены, что наиболее плодотворен религиозный подход к истории и культуре России, и я попытаюсь сегодня это рационально обосновать. Сразу нужно отметить ограниченность рациональных объяснений религии, ведь, как известно, “Бог есть любовь”, это обращение к нашему сердцу. И Христос говорил: “Если ты и горы передвигать умеешь, а любви не имеешь, нет тебе в том никакой пользы”. Вспомним подобное у Сент-Экзюпери в “Маленьком Принце”: “Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце”. Но, с другой стороны, рациональный подход сегодня особенно важен для вас, входящих в жизнь на гребне волны информатизации. Вы поставлены в условия, когда каждый лично, за редким (счастливым!) исключением, должен выбрать веру, т.е. совершить акт, за который князь Владимир был прославлен в лике святых.

Религиозные подходы к культуре могут быть обоснованы разными способами: историческим (из рассмотрения исторического пути народов), философским (из постижения народами смыслов бытия), богословским (из отражения христианской догматики в культуре), эстетическим (из красоты образов искусства как отблеска Божественной Истины), этическим (из системы ценностей, морали, нравственности, восходящие к Новому Завету) и др.

Несомненно, что сегодня основы христианской культуры – неотъемлемая часть общей культуры любого человека, потому что:

  • христианство сыграло огромную роль в человеческой истории, без него нельзя понять историческую судьбу многих стран и суть многих конфликтов,

  • европейское искусство взросло на христианской почве, без христианства не понять многих произведений живописи, архитектуры, литературы,

  • современный рост интереса к религии привел к тому, что возникло много религиозных течений, порой проповедуются самые экзотические верования, в которых необходимо разбираться,

  • сегодня многие ездят по всему миру, в ходе общения необходимо понимание религиозных ориентаций и предпочтений ваших собеседников,

  • христианство – это самые великие и сокровенные тайны человеческой души.

Но религиозный подход к культуре не просто полезен, а необходим, более того, единственно научен и достоверен. Ведь каждый памятник культуры возник в определенную историческую эпоху, создан людьми с определенными взглядами, является выражение их миропонимания. Всматриваясь, вслушиваясь, вдумываясь в произведение искусства, мы встраиваемся в систему человек – произведение – человек. Когда-то историк В.О.Ключевский писал: “Мы, сторонние и равнодушные наблюдатели чуждой нам и отдаленной от нас жизни, расположены судить о ней по впечатлению, которое она на нас производит. Не будет ли справедливее, человечнее и научней брать во внимание ...суждения и те чувства и соображения, с какими работали над этой жизнью ее строители, и те впечатления, которые на них производила их собственная работа”. Или, говоря научным языком, аксиологическая (т.е. ценностная) система исследователя должна совпадать с аксиологией объекта изучения. Эта методологическая позиция, с которой изучаемые явления рассматриваются в контексте господствующего мировоззрения народа, опирается на существующую с конца XIX века научную традицию и русской (В.О.Ключевский, М.О.Коялович, В.В.Зеньковский, М.М.Бахтин), и европейской (Х.Г.Гадамер, Хайдеггер, А.Тойнби) философских школ: безоценочной, “чистой”, “истинно научной”, объективно-нейтральной точки зрения нет и не может быть в принципе. Даже в физике результат описания зависит от позиции и системы координат наблюдателя, что же говорить о духовной жизни и историческом творчестве народа. Ученый – не бесстрастный “регистратор фактов”, а живой, со своими чувствами и индивидуальным опытом человек, взаимодействующий в ходе познания с познаваемым. Если исследователь не осознает этого, то он попросту находится на дорефлексивной стадии. Подлинный смысл произведения культуры можно понять только на том языке, на котором оно было создано. “Для того, чтобы быть уверенным в правильном понимании святости..., – пишет автор многотомного труда “Святость и святые в русской духовной культуре” В.Н.Топоров, – нужно взглянуть на эту проблему изнутри, встать на точку зрения церкви и верующих и не предъявлять требований и критериев, которые не имеют силы в данной системе”. Отсюда вытекает правомерность и необходимость при объяснении явлений русской культуры исходить из религиозной, православной картины мира.

3. Культурно-историческое творчество в России.

В современных границах Российской Федерации русские составляют более 80%. На теоретическом уровне сегодня никто не может оспорить выдающейся роли русского народа в становлении государства. Как пишет историк д.и.н. А.В.Назаренко, “многонациональная Россия в самой своей сердцевине скреплена <...> жертвенным национальным самосознанием русского народа. Если оно истребится, России не быть”. Русские – государствообразующая нация. При этом Русское государство складывалось не как колониальная империя (“тюрьма народов”), а росло как естественный живой организм, “не нарушая внутренней социальной структуры внутри отдельных народов, их веры и обычаев”, как подчеркивал автор монументальных трудов по истории русского народа д.и.н. профессор В.А.Александров. Распространение влияния русского правительства на другие народы проходило через включение новых этносов в государственные и социальные структуры: сохранялось местное самоуправление, местная аристократия по статусу приравнивалась к русскому дворянству. Дружелюбие, терпимость, открытость были присущи славянам с самых древних времен. Именно эти качества обусловили преимущественно мирный характер славянской колонизации и социальное равноправие русских с другими народами. В истории России множество явлений свидетельствуют о ее открытости: христианство Русь приняла от Византии, поэтому в нашу культуру вошли святые греческие имена; в ходе и после монгольского ига многие татарские мурзы перешли на службу к московскому князю – их потомки роднились даже с царями и сами становились царями; в процессе освоения территорий Восточной Европы и Центральной и Средней Азии Москва собрала вокруг себя множество народов, к этнической и конфессиональной самобытности которых относилась уважительно. Петровские реформы и вообще весь XVIII век – одна из модернизаций (“вестернизация”) России. Советское государственное строительство – реализация на практике западного (марксистского) проекта. Все эти, говоря современным языком, инновации Россия “переварила”, сохранившись самой собой, она умела извлечь из них полезное, не отказываясь от своих главнейших духовно-религиозных и историко-культурных ценностей.

Сегодня ученые по-разному решают вопрос, считать ли Россию моно- или полиэтническим государством. Высказывается мнение, что, несмотря на то, что процент русских в России выше, чем французов во Франции, Россия была и остается по своему типу и самосознанию полиэтническим государством. Но в истории России эта дефиниция была и не так важна, ибо российская идентичность осознавалась не по этническому, а по конфессионально-цивилизационному принципу. В этом, как отмечает историк А.В.Назаренко, “главный диалектический нерв” русского национального сознания: “с одной стороны оно национальное, а с другой – имперское, т.е. в принципе, в идейной потенции – вселенское, а значит отрицающее национальное как таковое”. Это дало возможность всем народам внести свою лепту в культуру России.

Современное состояние русского этноса характеризуется как депопуляция. Вслушаемся в рекомендации ученых: “Остановить депопуляцию народа можно только тогда, котогда, в первую очередь, в мышлении народа проявится новое самосознание, произойдет восстановление “украденной памяти”, “государственного инстинкта” в его историческом, географическом, психологическом аспектах, характерного для народа на протяжении тысячелетия... Необходима всеобщая этнически ориентированная деятельность”.

Другая важнейшая черта культурно-исторического творчества в России – его религиозный, православный характер. Православие – этноопределяющая и культурообразующая религия. Со времен Киевской Руси русская народная идея принимает по преимуществу конфессиональный характер, получивший свое выражение в идеале Святой Руси. Как сам народ характеризует свою родину? Англичанин называет свою страну – “старая добрая Англия” (т.е. главное – традиция), немец подчеркивает, что для него важны понятия чести (“немецкая честь”, “немецкая доблесть”), француз, называя свою родину “прекрасной Францией”, акцентирует эстетические моменты. Русские назвали свою отчизну Святой Русью. В русском языке литургические смыслы вошли в самые обыденные слова: “спаси-бо” – это “спаси Бог”, “благо-дарю” – калька (т.е. перевод составных частей) с греческого “евхаристио”, означающего причастие св.Тайн, совершаемого в процессе богослужения; “образование” – проявление в человеке образа Божия, крестьянин – от “христианин”, один из дней недели назван воскресением в честь Воскресения Иисуса Христа. Даже такой научный термин, как “достоверный” – не что иное, как “достойный веры”. И такой язык мы с вами ныне не ценим, засоряем, портим, унижаем. Православное мировосприятие, понимание жизни как пути, неразрывность ее с страданием и просветлением выражено в строках А.С.Пушкина: “Но не хочу, о други, умирать, я жить хочу, чтоб мыслить и страдать”. Ф.М.Достоевский определял русскость не составом крови, а отношением к православию. Современная этнология обосновала, что православная вера русского народа охватывает все сферы его жизни, пронизывает все его мировосприятие и мироощущение. Наконец, и социологи свидетельствуют о высокой степени сохранности в современном человеке традиционных национальных ценностей: рассуждения об особом типе человека homo soveticus беспочвенны, это – попытка создания очередного мифа. Только представьте: 70 лет советской власти не “советизировали” русского человека, не достигли глубин его духа, не изменили цивилизационного ядра народного сознания.

О роли церкви в истории России ярко писал наш современник митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: “Кто на протяжении тысячи лет ковал и пестовал несгибаемый державный дух русского патриотизма? – Церковь Православная! Кто вдохновлял отважных и укреплял малодушных, освящая дело защиты Отечества как личный религиозный долг каждого, способного носить оружие? Кто научил русского человека быть верным – без лести, мужественным – без жестокости, щедрым – без расточительства, стойким – без фанатизма, сильным – без гордости, милосердным – без тщеславия, ревностным – без гнева и злобы? – Церковь Православная! Разве это католические прелаты набатом поднимали новгородское ополчение на брань с псами-рыцарями?... Разве это протестантские пасторы вдохновляли святую ревность донского героя?... Разве это мусульманские муллы удержали нашу Отчизну от распада в лютую годину Смуты?... Разве это иудейские раввины с крестом в руках, под свист японской “шимозы” поднимали в атаку преданные, смертельно уставшие роты под Мукденом?... Разве это кришнаиты и буддисты на протяжении тысячи лет ежедневно, сосредоточенно, неспешно и благоговейно возносили ко Господу молитвы о “богохранимой” Земле Русской?... Церковная основа русского бытия сокрыта в самом сердце России, в самых глубоких корнях народного мироощущения”. Несомненно, что для понимания русской культуры необходимо знание православия, это единственно научный подход к истории и культуре России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекции по физической культуре. Первый год обучения. Тема 1

    Лекции
    Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая,
  2. Этих лекций для подготовки к зачету недостаточно исползуйте указанную в конце каждой темы литературу. Лекция религиозные преобразования культурного наследия древности: Византия и Арабский Халифат

    Лекция
    В Византии светское государство ограничивало духовную власть церкви. Находясь на стыке между Европой и Азией, Византия не только не утратила культурного наследия античности, но и испытала мощное воздействие восточных цивилизаций, что
  3. Лекция Предмет и методология теории государства и права

    Лекция
    1. Термин «теория» греческого происхождения и означает «рассмотрение», «исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором вырабатываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения о предмете познания.
  4. Ignoto deo: новая религиозность в культуре и искусстве

    Реферат
    Экспансия новой религиозности (в формах оккультизма, магии, мистицизма, паранаучных верований, нетрадиционных методов лечения и т.п.) - одна из примет нашего времени.
  5. Лекция первобытная культура генезис культуры

    Лекция
    В отечественной философии человек рассматривается как единственный субъект культуры, создающий жизненную среду для себя и формирующийся под ее воздействием.

Другие похожие документы..