Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Организация и средства информационных технологий обеспечения работы специалиста в области юриспруденции; информационные технологии документационного ...полностью>>
'Документ'
Завдання передбачає створення власного висловлення на дискусійну тему. Наприклад: підтримайте або спростуйте думку: «Багатством живиться лише тіло. А...полностью>>
'Семинар'
Руководитель круглого стола: иерей Роман Никитин – руководитель Информационного отдела Хабаровской епархии РПЦ, помощник руководителя: Шутова Юлия Сер...полностью>>
'Документ'
20-22 марта 2004 года в Центре обменов и изучения культуры Китая и России Университета Цинхуа (далее – Центр) состоялась конференция «Китайско-россий...полностью>>

Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» Рассказовского района

Главная > Рассказ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» Рассказовского района

НА ПУТИ К ТВОРЧЕСТВУ.

«Становление системы дополнительного образования детей

Рассказовского района»




2009 год

Составители сборника: Попова Н.С.,

начальник МУ «ИМЦ»;

Поляков А.Ю.,

ведущий специалист отдела образования

администрации Рассказовского района;

Ильичёва И.А.,

директор МОУДОД Дома детского творчества

Рассказовского района

Компьютерная верстка: Козловцева И.Н.,

Методист МУ «ИМЦ»

Содержание

  1. Первые кружки………………………………………………………4

  1. Из истории пионерского движения……………………………….6

  1. Детское движение сегодня………………………………………...8

  1. Дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях………………………………………………………..13

  1. Учреждение дополнительного образования детей района…...15

I. Первые кружки

Дом детского творчества Рассказовского района был образован в 1974году. С этой целью администрацией района (Райисполкомом) и Рассказовским районным отделом образования было выделено в центре села Платоновка здание бывшего медпункта. После ремонта помещений, утверждения штата работников в количестве двенадцати человек, завоза оборудования и приобретения необходимых материалов, инструментов, игрушек и спортивного инвентаря и большой агитационной работы среди детей и их родителей - начали работать первые кружки: драматический, кукольный, радиотехнический, изобразительного и хореографического искусства, краеведческий, юннатский, шахматный. Первым директором Дома детского творчества была назначена Куксова Нина Ивановна.

В разное время за прошедшие годы в Доме детского творчества было много талантливых, увлеченных, инициативных, любящих свое дело руководителей кружков. Среди них - руководитель краеведческого кружка Мария Ивановна Уварова – инициатор создания в МОУ Платоновской сош музея истории села, действующего и поныне, Гловацкого Владимира Александровича, руководителя фотокружка, привившего любовь к фотомастерству десяткам мальчишек.

Гловацкий В.А. и Уварова М.И

Занятие фотокружка

Интересная переписка и встречи с людьми необычной судьбы – надолго запомнили члены кружка «КИД» (Клуб Интернациональной дружбы), руководила которым Мария Михайловна Дымова.

Дымова М.М. с кружковцами

Работа кружка «КИД»

Много интересного о родной природе во время походов и рассказов узнавали юные натуралисты от руководителей кружков Марии Ивановны Чурбаковой и Валентины Алексеевны Урядовой.

Двадцать лет руководил кружком юного журналиста Федор Сергеевич Уваров. За это время много ребят приобщились к мастерству стихосложения, побывали в различных уголках Рассказовского района и Тамбовской области.

Уваров Ф.С. с воспитанниками

Десятки туристских маршрутов покорились неутомимым исследователям родного края воспитанникам кружка «Юные туристы», который возглавляли в свое время педагоги Кривенцев Алексей Герасимович, а затем Черников Дмитрий Николаевич

Экскурсия на родину З.А. Космодемьянской

II. Из истории пионерского движения

История пионерского движения Рассказовского района берет свое начало с двадцатых годов прошлого столетия.

А начиналось это так…

Село Хитрово. Первый пионерский отряд был создан в 1928 году. В 1935 был прислан первый старший вожатый - Болотин Анатолий Яковлевич. В годы войны его место заняла Островская Елизавета Алексеевна.

Село Нижнеспасское. В 1935 году был создан первый пионерский отряд. Старшей пионерской вожатой была Коломникова Клавдия Петровна. В 1947 году дружине было присвоено имя Олега Кошевого.

Село Дмитриевщино. Первый пионерский отряд был создан в 1932 году. В 1938 году - первая дружина, которую возглавляла старшая вожатая Шевцова Антонина Леонидовна. В годы войны старшей вожатой была Тихонова Людмила Петровна. Дружина носила имя Олега Кошевого.

Село Татарщино. Осенью 1932 года в сельский совет приехала представитель Бондарского района, которая созвала всех комсомольцев, поговорила с ними, а затем пригласила учащихся четвертых классов и сообщила, что создается пионерская организация. Первыми пионерами были: Скворцов Иван Сергеевич, Малышев Николай Петрович, Максаков Василий Иванович, Битюков Алексей Николаевич, Поздняков Иван Алексеевич.

Село Никольское. В 1924 году в селе возник первый пионерский отряд. Первыми пионерами были: Минтюков Петр Иванович, Попов Александр Иванович, Белоусов Алексей, Белова Сусанна Семеновна. Старшим пионерским вожатым с 1925 по 1928 год был Батищев Василий Петрович (погиб во время войны). Во время войны, вспоминает бывшая пионерка Фирсова Мария Ивановна, пионерам пришлось много помогать колхозу: ходили на прополку проса, подсолнечника, скирдовали солому, принимали участие в сборе денежных средств на танковую колонну, вязали для красноармейцев носки и варежки, шили кисеты, собирали посылки и отсылали их на фронт.

Станция Платоновка. Котова Александра Васильевна, 1911 года рождения, была в Платоновской средней школе первой пионерской вожатой. С особой теплотой вспоминают ее бывшие пионеры Сельхов П. В., Клинкова А. С, Трофимова А. М.

Село Коптево. Первыми пионерами были: Соломатина А. И., Сорокин

В. А., Толстых П. Н., Есиков С. Е., Трунов В. В. Ребята в красных галстуках помогали бороться с неграмотностью, помогали многодетным семьям. В тридцатые годы пионеры в знаменательные даты устраивали шествие по селу. Строем с горнистом впереди проводили сборы. Лучшие пионеры Рассказовского района отдыхали во Всероссийских лагерях «Орленок», «Артек».

На протяжении тридцати лет бессменным руководителем детского общественного движения в районе была методист Дома детского творчества Беляева Клавдия Алексеевна. Менялись цели, задачи, направления деятельности детских организаций, но самое главное всегда оставалось – любовь и преданность детям, стремление сделать их жизнь лучше, интереснее, полезнее. Под руководством Клавдии Алексеевны было задумано и выполнено пионерами много славных дел.

Парад на площади В.И. Ленина 19 мая 1978 года

Участвуя во Всесоюзных Маршах, пионерия Рассказовского района шагала в ритме времени, жила делами и помыслами своей Родины, была в гуще всех событий. «Пионерстрой», «Зарница», «Моя Родина - СССР» , «В страну знаний», «Мир и солидарность», «Тимуровец», «Каждому пионерскому отряду – ударное дело!» - вот лишь немногий перечень мероприятий , по которым жили и работали пионерские отряды и дружины.

III. Детское движение сегодня

С распадом Советского Союза в 1991 году многое изменилось в жизни людей нашей страны. Произошли изменения и в жизни детских организаций. Активисты, руководители детского движения выбрали программу, по которой продолжили работу, преодолевая одну высоту за другой: «Азбука пионерской жизни» затем, становясь старше и опытней, брали вторую высоту - «Испытание делом». Дела становились серьезнее, важнее для окружающих людей и интереснее для пионеров. А впереди ждала третья высота -«Доверие», где ребята доказывали, что им можно доверять. В результате, преодолевая четвертую высоту, - «Сами», пионеры, звенья, отряды становились коллективами единомышленников, творцов.

5 апреля 1998года детская организация «Возрождение» Рассказовского района решением Совета Союза детских организаций Тамбовской области была принята в состав областной организации.

Сегодня, по отдельно составленному плану и в целях создания единого образовательного пространства, успешно сотрудничают между собой члены детских общественных организаций, созданные в каждом общеобразовательном учреждении района. Координирует работу Совет Союза детских организаций «Возрождение», деятельность которого направляет Тамбовская региональная общественная организации «Союз детских организаций».

Члены Совета Союза «Возрождение»

С целью формирования у детей навыков общения, обучения овладению основами управления и самоуправления, знакомства школьников с деятельностью сверстников близлежащих сел, успешно проводятся мероприятия: мастер-класс «Лидер – кто это?», «Навстречу 100-летию детского движения», акции: «Теплые ладошки», «Обелиск», «Рождественское чудо», операция: «Снежная дорожка» и т. д.

Операция «ВЕТЕРАН»

Операция «ОБЕЛИСК»

Оперция «СНЕЖНАЯ ДОРОЖКА»

Первичные организации и Совет сотрудничают со средствами массовой информации, выпускают собственные газеты о жизни в Союзе.

Конкурс «Мы сами в СМИ»

В рамках областного проекта «Лидер 21-го века» ежегодно проводится конкурс лидеров детских организаций.

Конкурс «Лидер – 2008»

Председателем Союза детских организаций четыре года подряд является воспитанник Дома детского творчества Дмитрий Вальков, активный участник областных Ассамблей, участник Всероссийского конкурса лидеров детских общественных объединений в детском оздоровительном центре

Дмитрий Вальков

Члены совета детской организации разрабатывают интересные проекты, увлекая сверстников своей деятельностью. Наибольшую активность вызывают такие направления деятельности, как: спортивно-оздоровительное (проект « Здоровым быть модно»), информационное (проект «Самая модная информация»), социальное (проект «Бумеранг»).

Ежегодно 19 мая с итоговыми творческими отчетами на торжественном мероприятии, посвященном Дню детских организаций, выступают делегаты детских организаций школ района.

Для старших вожатых школ района регулярно проводятся семинары, где рассматриваются теоретические вопросы по работе с детскими организациями, осуществляется обмен опытом работы, что позволяет повышать профессиональный уровень вожатых. По заявкам старших вожатых ведется разработка различных сценариев, праздников, конкурсных программ. Методическая папка «В помощь вожатому» пополняется новыми материалами. Это разработки различных игр, методические рекомендации, памятки, сценарии.

IV. Дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях

В районе на сегодняшний день функционирует: 1 учреждение дополнительного образования детей в системе образования, 1- в сфере культуры, 20 детских общественных организаций (1899 чел.). В соответствии с современными требованиями в совершенствовании дополнительного образования в рамках Муниципальной программы « Модернизация системы образования района на 2009-2010 годы» принята подпрограмма «Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей на 2009-2010 годы».

В системе дополнительного образования детей на базе школ района работают 167 специалистов: 6 педагогов дополнительного образования, 6 педагогов-организаторов, 6 педагогов-психологов, 5 библиотекарей, 3 заместителя директора и 137 педагогов - предметников.

Дополнительное образование в ОУ осуществляется по 10 основным направленностям, в рамках которых реализуется 195 образовательных программ дополнительного образования с учетом интересов разных возрастных категорий обучающихся (эколого-биологическая (12), научно-техническая (11), туристско-краеведческая (18), физкультурно-спортивная (22), интеллектуально-познавательная (26), художественно-эстетическая (79), социально-педагогическая (17), военно-патриотическая (3), культурологическая (1), естественно-научная (6).

В каждой школе реализуются программы от 3 до 10 направленностей, что связано с особенностями школы, ее профиля, задач, интересов и потребностей детей. Неразрывно от развития дополнительного образования идет организация работы в школе по занятости детей во второй половине дня.

В районе функционирует 195 учебных групп с охватом 1656 обучающихся, что составляет 79,3 %, которые финансируются из средств целевой субвенции. Общая сумма средств субвенции, израсходованных на реализацию дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях составила за 2008 год – 471,9 тыс. рублей.

На совещаниях руководителей общеобразовательных учреждений района и совете отдела рассматривались следующие вопросы, касающиеся развития дополнительного образования в системе образования района:

«Формирование и развитие системы дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях» (2007 г.)

«О ходе реализации «Программы развития муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества на 2005-2010 годы» (2007 г.)

«О развитии системы дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях» (2008 г.)

«О работе общеобразовательных учреждений по созданию условий для реализации прав детей на дополнительное образование (2009 г.)

«О работе МОУ ДОД Дома детского творчества по развитию дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений» (2009 г.)

V. Учреждение дополнительного образования детей района

Сегодня в Доме детского творчества работает 13 объединений (20 учебных групп) с количеством детей – 233 человека (11,2% от общего количества учащихся района), которые занимаются по пяти направлениям:

1) техническое творчество

2) эколого-биологическое

3) туристско-краеведческое

4) художественно-эстетическое

5) спортивное

Педагогический коллектив состоит из 14 работников, 5 из которых являются совместителями. Это трое мужчин и одиннадцать женщин.

В учреждении дополнительного образования созданы необходимые условия для полноценного развития личности на основе интеграции образовательного и социокультурного пространства.

Свою миссию МОУ ДОД Дом детского творчества определяет так:

мотивация детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Образовательное учреждение в сельской местности было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс. Педагогический коллектив Дома детского творчества стремится создать и реализовать имеющиеся возможности для достижения основной цели дополнительного образования - развитие творческой, духовно- нравственной, физически здоровой личности. В учебно–воспитательном процессе педагоги проводят идею воспитания обучающихся на русских национальных традициях, на истории и культуре родного края, прошлом, настоящем и будущем Родины.

Именно такой путь в воспитании и обучении избрали для себя Блудова Т.С., организуя работу детского фольклорного коллектива «Курагод», Попова Е.Ю., реализуя программы дополнительного образования «Народные промыслы», «Бумагопластика», Демидова Л.В., занимаясь с детьми по программе «Роспись по дереву», Краснова В.Е., руководя объединением «Сувенир», Протопопова Н.Ю, работая с воспитанниками над созданием глиняных шедевров, Копылов А.С., открывая новые таланты у юных актеров театра-студии «Фантом» и др.

Детское объединение «СУВЕНИР»,

руководитель Протопопова Н.Ю.

Детский фольклорный коллектив «Курагод»,

руководитель Блудова Т.С.

Детское объединение «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»,

руководитель Демидова Л.В.

Театр-студия «ФАНТОМ»,

руководитель Копылов А.С.

Рассматривая личность ребенка, его человеческие качества как наивысшую ценность, Дом детского творчества обновляет содержание своей деятельности и по-прежнему остается доступным и бесплатным для каждого ребенка.

Взаимодействию, укреплению связи Дома детского творчества со школами района, а также расширению общего кругозора и базовых знаний, получаемых детьми в школе, повышению культуры проведения свободного времени способствуют туристические слеты учащихся и слеты – семинары педагогов образовательных учреждений. Дом детского творчества является организатором работы образовательных учреждений района по реализации программы «Развитие туристско – краеведческой деятельности в системе образования Рассказовского района на 2009 – 2011 годы». За это время в общей сложности в четырех районных ученических слетах приняло участие около 300 девчонок и мальчишек.

Участники III районного турслёта

Особой популярностью среди подростков и юношей пользуется спортивная секция «Кикбоксинг» (руководитель Ивлев В.В.), воспитанники которой являются победителями не только районных, областных соревнований, а также соревнований на федеральном уровне. За отличные успехи в области спорта воспитанники секции: в 2005 году - Перегудов С., в 2006 году – Кобзев А., в 2007 году – Татуйко Г.- стали обладателями гранта администрации области.

Кобзев Андрей

Татуйко Галина

Перегудов Сергей

В организационном плане взаимодействие Дома детского творчества со школами проявляется в оказании помощи при разработке и рецензированию программ дополнительного образования детей, проведении семинаров с завучами по воспитательной работе, руководителями детских творческих объединений школ, старшими вожатыми.

Для учителей – предметниковорганизуются мастер – классы педагогов дополнительного образования, презентации программ дополнительного образования. В Доме детского творчества создан банк дополнительных образовательных программ, используемых в образовательных учреждениях района, работает консультпункт по вопросам, возникающим в ходе реализации вышеназванных программ и организации работы детских творческих объединений.

Создано районное методическое объединение педагогов дополнительного образования, работающее над проблемой: «Детская одаренность: проблемы раннего выявления и развития».

Между образовательными учреждениями и Домом детского творчества заключены договоры о научно – методическом, творческом, организационном сотрудничестве.

Положительным результатом последних лет работы можно считать увеличение количества родителей, принимающих участие в массовых и досуговых делах, отмечается повышение интереса детей и родителей к получению дополнительных образовательных услуг в объединениях Дома детского творчества, а также на базе общеобразовательных учреждений, особенно в хореографических коллективах и спортивных секциях.

Такие выводы можно сделать, исходя из последнего анкетирования, в котором приняло участие 56% родителей от общего количества:

98% опрошенных согласны с тем, что ребенок с радостью идет в ДДТ, а после посещения занятия у него обычно хорошее настроение;

58% опрошенных ответили, что дети готовы проводить в ДДТ все свое свободное время;

у 67% родителей выбор детей совпадает с их желанием, а 30% родителей поддерживают ребенка, так как это ему интересно.

Абсолютное большинство родителей, со слов ребенка, считают, что у него хороший педагог.

Основными направлениями организации работы с родителями в Доме детского творчества стали следующие:

- организация совместных с родителями коллективных творческих дел («Мастерская творчества»), участие родителей в организации концертов, праздников («8 Марта», «День работников сельского хозяйства», «День Матери»), оформлении выставок в школьном музее, краеведческом музее г. Рассказова, проведении походов в летнее время;

- посещение семей, дети которых обучаются на дому, активистами детской организации «Возрождение» и педагогами дополнительного образорвания;

- взаимодействие с родителями по вопросам выезда творческих и спортивных коллективов на областные и региональные конкурсы, фестивали (организация сопровождения, помощь в пошиве сценических костюмов).

Проблемы, над которыми работает МОУ ДОД Дом детского творчества в настоящее время:

  • Укрепление учебно-материальной базы.

  • Увеличение доли обучающихся среднего и старшего возраста в контингенте воспитанников

  • Разработка и привлечение к реализации программ дополнительного образования нового поколения (авторских, интегрированных и др.)

Решение вопроса по привлечению большего количества детей старшего школьного возраста педагогический коллектив видит через укрепление учебно-материальной базы и разработки интегрированных, авторских, комплексных программ. В свою очередь укрепление учебно-материальной базы планируется путем привлечения спонсорских средств и средств выделяемых из бюджета администрации района.

В настоящее время также стоит задача разнообразия форм организации дополнительного образования на базе Дома творчества через:

-заочные школы для старшеклассников;

-спортивные ассоциации;

-центр предшкольной подготовки;

-центр по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей.

Все это требует совершенствования всей структуры работы Дома детского творчества: привлечение новых специалистов, увеличение количества педагогов дополнительного образования, работающих в общеобразовательных учреждениях.

Дополнительное образование нашего района – одно из эффективных средств осуществления непрерывного образования детей, которое создает благоприятные условия для рационального использования ребенком своего свободного времени, его самореализации и развития.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» Справка об итогах мониторингового исследования состояния профильного обучения в общеобразовательных учреждениях района

    Документ
    К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования относится задача разностороннего развития обучающихся, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться
  2. Серов Александр Иванович, учитель географии. 11-19 стр. Дополнительная образовательная программа

    Образовательная программа
    В последние годы краеведческой работе в системе образования вновь уделяется значительное внимание. В соответствии с Национальным приоритетным проектом «Образование», патриотизм – главное из основополагающих условий воспитания личности,
  3. Районная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рассказовском районе на 2011-2013 годы"

    Программа
    О районной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рассказовском районе на 2011-2013 годы"
  4. Тест Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов образовательного

    Анкета
    Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса – одно из важнейших звеньев системы управления школой. Правильно выбранная система управления кадрами – основа успешной работы школьных управленцев.
  5. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 29 марта 2011 г

    Информационный бюллетень
    Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об

Другие похожие документы..