Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Расписание'
15 - 9.50 1 10.00 - 11.35 11.45 - 13. 0 13.30 - 15.05 15.15 - 1 .50 17.00 - 18.35 8.15 - 9.50 10.00 - 11.35 11.45 - 13. 0 13.30 - 15.05 15.15 - 1 ....полностью>>
'Документ'
дисциплин и тем Всего часов В том числе преподаватель Форма контроля лекции Практич....полностью>>
'Документ'
Кожної річниці Дивізії “Галичина” в українському суспільстві активізуються дискусії про місце цього військового формування в нашій недавній історії. ...полностью>>
'Конкурс'
по проведению открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд...полностью>>

Жизнь Гаутамы Будды Отправной точкой в рассмотрении буддизма для нас послу­жит личность его основоположника Будды. Надо сказать, что существуют как мифическая, так и реальная биография

Главная > Биография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

БУДДИЗМ

1. Общая характеристика

Буддизм – европейское название учения Будды – самой древней мировой религии. Сами буддисты называют свою веру «буддадхарма» (санскр. учение Будды).

Название «буддизм» происходит от слова «будда» - что значит «пробужденный», именно такой титул носил основатель буддизма Сиддхартха Гаутама.

Возникновение буддизма обусловлено духовным кризисом, который имел место в Индии в середине I тыс. до Р.Х. Господствовавшая тогда ведическо-брахманистская религия с ее принципом элитарности (кастовая система) стала порождать сомнения в обществе. В некоторых государствах Индии, где влияние жречества было сравнительно слабым, начали складываться новые религиозные учения, не признающие первенства ведической традиции. Одним из таких новых учений и стал буддизм.

В центре буддизма – сотериологическая концепция которая называется учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, возможность освобождения от страдания и путь к нему, указанный Буддой.

Расцвет буддизма в Индии приходится на 5 в. до Р.Х. - нач. I тыс. по Р.Х.

Территория распространения - Юго-Восточная и Центральная Азия, отчасти Средняя Азия. В России традиционные районы где живут буддисты – Бурятия, Тува, Калмыкия, Читинская и Иркутская области.

2. Жизнь Гаутамы Будды

Отправной точкой в рассмотрении буддизма для нас послу­жит личность его основоположника — Будды.

Надо сказать, что существуют как мифическая, так и реальная биография Будды. Однако современная наука мало что может ска­зать о том, что правда, а что вымысел в его реальной биографии. Все известные жизнеописания Будды появились не раньше первых сто­летий нашей эры, а их составители опирались не только на отрывоч­ные сведения о нем из канонических произведений, приписывавшихся самому «Просветленному» или его ученикам, но также использова­ли и всевозможные легенды и мифы, в особенности «Рассказы о пре­дыдущих перерождениях Будды» — джатаки. Джатаки необыкно­венно популярны в Индии до настоящего времени. Из них были заимствованы многочисленные сюжеты для индийского искусства, литературы и театра. Они включены в собрание священных текстов буддизма. Поэтому в рассказе о жизни и проповеди Будды легенда и быль будут и у нас тесно переплетаться друг с другом.

Согласно мифологической версии биографии основоположника буддизма, будущий Будда якобы перерождался 550 раз и каждый раз в новом обличье — от царя до крысы (83 раза он был святым, 58 — царем, 24 — монахом, 12 — курицей, 18 — обезьяной, 13 — торгов­цем, 8 — гусем, 6 — слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотни­ком, кузнецом, лягушкой, зайцем). Этот перечень подчеркивает не­преложность действия закона перерождения и равные возможности каждого человека, поскольку даже Будда подпадает под него. Нако­нец, собравшись в небесном «Радостном граде», боги решили, что при­шло время Будде стать человеком и принести свет Истины другим людям. Так и случилось. Будда сам выбрал время, часть света, мес­то, семью и ту, которая станет его матерью в последнем перерождении. Он покинул «Радостный град», чтобы возродиться в последний раз на земле от супруги царя Шуддходана — правителя индийского княжества, в городе Капилавасту.

Накануне этого события жена царя по имени Майя увидела чу­десный сон: ей приснилось, что боги, стражи четырех стран света, перенесли ее ложе в горы Гималаи и здесь оставили под тенистым деревом. Явились затем богини, супруги тех богов, и омыли ее в во­дах священного озера, одели ее в небесные одежды, и она вновь воз­легла, и вдруг явился белый слон и вошел в ее правый бок.

Наутро царица рассказала свой сон царю; царь собрал мудрецов, чтобы они истолковали ему чудесный сон, и мудрецы ответили, что если у царицы родится сын и если он останется в миру, то будет царем царей, властителем всех стран и народов, а если станет отшельником, то станет Буддою и своим учением просветит весь мир. Царица стала ждать рождения сына, и когда пришло время, отправилась в дом сво­их родителей, чтобы там произвести на свет ребенка. Однако сын ро­дился у нее по пути, в деревне Лумбини, которая теперь расположена на территории Непала, в 10 км к северу от индийской границы. Родился он не обычным путем, а вышел из бока матери, когда она стояла в роще между двумя цветущими вековыми деревьями, склонившими перед ней свои ветви. Младенец сделал семь шагов и издал победный клич победителя в борьбе, который услышали все боги вселенной. Они явились к новорожденному и поднесли ему подарки.

Хотя никаких подлинных исторических фактов, позволяющих с несомненной достоверностью установить время жизни Будды, нет, считается, что основатель буддизма — реальное историческое лицо, жившее между VII—V вв. до н. э. Оно известно под разными имена­ми: Сиддхартха (личное имя, санскр. достигший цели), Гаутама (ро­довое имя, означающее «происходящий из рода Готамов»), Шакьямуни (букв. мудрец из племени шакья), наконец, самое известное из них — Будда (санскр. Просветленный). В день полнолуния в мае 1956 г. буддисты всех стран и направлений отметили 2500 лет со дня кон­чины Будды. А поскольку общепринято, что Будда прожил около 80 лет, то официальные годы его жизни — 624 - 544 гг. до н. э. По дру­гой, научно более обоснованной версии, годы жизни Будды — 566 - 486 гг. до н. э. На месте рождения Будды еще в III в. до н. э. была установлена памятная каменная колонна. На ней надпись: «Будда Шакьямуни был рожден здесь; Благословенный был рожден здесь». Ныне эта колонна огорожена металлической решеткой; неподалеку расположен священный бассейн, где, по преданию, совершала омо­вения мать Будды; рядом — дерево бодхи; под таким же деревом царевич Сиддхартха обрел просветление, став Буддой. Когда-то это было одно из четырех священных мест в буддизме, вокруг которого было сооружено не менее 20 культовых объектов. Теперь это захуда­лая деревушка с глинобитными домами, однозвездочной гостиницей для заезжих паломников и сплошь небуддийским населением.

Сиддхартха Гаутама принадлежал к царствующему дому неболь­шого княжества Шакья на Севере Индии. Мать его умерла на седь­мой день после родов, и мальчика воспитывала его тетка. Отец души не чаял в своем сыне и построил ему три дивных дворца, по одному для каждого времени года: лета, зимы и периода дождей. Дворцы, полные слуг, стояли посреди садов, а в садах были пруды, покрытые разноцветными лотосами. Царевич всегда был одет в тончайшие дра­гоценные ткани, с ног до головы убран драгоценностями. Над его головой всегда держали огромный белый зонт, чтобы не касались его лучи солнца, капли дождя или пылинки. Множество красивых де­вушек постоянно услаждали царевича музыкой, пением и танцами. Все, что могло омрачить взор и душу царевича, по строгому приказу его отца всегда убиралось подальше с его дороги.

С ранней юности царевич поражал всех своей исключительной силой, ловкостью, а знаниями быстро превзошел своих учителей.

Когда пришло время, царевич женился на красивой, умной, добродетельной девушке из соседнего царства — своей двоюродной сес­тре. Отпраздновали свадьбу, и со временем жена подарила ему сына, которого назвали Рахулой, что означает препятствие.

Но вот однажды царевич на колеснице проехал по садам и рощам, где красивые девушки радовали его взор и слух песнями и танцами. Вдруг он увидел старика, седого, беззубого и сгорбленного, который с трудом передвигался, опираясь на посох. Царевич спросил возни­цу, что это за человек, так непохожий на тех людей, с которыми ему доводилось до сих пор встречаться.

- Это признаки того, что называется «почтенный возраст», - ответил возница.

- И я тоже буду стариком? - спросил царевич.

- И ты будешь стариком, и я буду, все подвержены старости, - ответил возница.

«Как можно наслаждаться тем, что нынче силен и юн, но изме­нишься так быстро, и, исчахнув, будешь стар?» - с этими словами потрясенный увиденным, царевич прервал прогулку и вернулся во дворец в глубокой задумчивости (примечание: Биографические детали и слова Будды передаются по единственному русскому пере­воду его официальной биографии, написанной Асвагошей (Ашвагхоша. М., 1913)).

И опять пришло время и поехал царевич по своим садам и рощам и увидел он больного, страждущего, лежащего в мучениях, и спро­сил возницу:

- Кто это?

- Больной, - ответил возница.

Сразу грустен стал царевич и спросил: «Один ли только больной он или есть еще?»

Ответ возницы гласил: «Такие повсюду в мире люди есть; кто живет, имея тело, должен в жизни ведать боль».

- Вернемся, - приказал тогда царевич.

И еще глубже погрузился он в думу о болезни и старости, и свой­ственные ему радость, силы и здоровье исчезли.

Выехав в третий раз, царевич столкнулся с похоронной процессией.

- Кто это? - спросил он.

- Это мертвый человек, - ответили ему. И далее услышал ца­ревич, что в мире везде то же самое: «Жизнь начавший – жизнь окончит, Есть начало - есть конец».

И в четвертый раз выехал царевич, и увидел он бритого человека в коричнево-красном платье, и спросил он возницу, кто этот чело­век, у которого голова не такая, как у других людей, и одежда не такая, как у других людей?

- Это отшельник, - последовал ответ.

- А кто такой отшельник?

- Отшельник - человек, живущий благою жизнью, сострадатель­ный ко всем существам, следующий истинному учению.

Так состоялись три встречи, показавшие царевичу три самые страшные беды жизни - старость, болезнь и смерть, и встреча, от­крывшая ему путь к спасению от этих бед. И несмотря на любовь к жене и ребенку, на перспективу стать царем, он ночью вышел из дворца, сел на коня и поехал прочь из родного дома. Мечом отрезал себе царевич волосы, снял с себя драгоценности, отдал их единствен­ному сопровождавшему его слуге и велел известить родных о своем уходе. По дороге он обменял у встречного человека свое платье на рубище. К тому моменту Гаутаме исполнилось 29 лет.

Некоторые ученые, разделяющие взгляд на Будду как на реаль­ное историческое лицо, полагают, что его уход был проявлением политического и духовного кризиса, вызванного расширением арий­ских завоеваний (еще при жизни Будды его родное царство попало под власть могущественных соседей) и разрушением под влиянием этих завоеваний традиционного уклада жизни и религиозных веро­ваний. Сам же Будда впоследствии однозначно связывал свой уход с поиском смысла своей жизни, стремлением найти точку опоры в став­шем непонятным окружающем мире: «Я буду искать и найду я один благородный Закон. Чтобы встал он против смерти, против болезни и против старости».

Сначала будущий Будда сделался учеником двух мудрых жрецов-брахманов. Он усвоил от них учение об иллюзорности окружающего нас мира, о колесе сансары и законе Кармы, однако не почувствовал себя приблизившимся к истине. Тогда он поселился в лесу и предался суровому аскетизму и умерщвлению плоти. Шесть лет такой жизни превратили его в живой скелет, но не помогли ему овладеть высшей мудростью. И тогда Сиддхартха понял, что не голоданием и самоистя­занием достигнет он высшей мудрости. И вкусил он рису и похлебки, принесенной дочерью одного местного пастуха — почитательницей отшельника. Укрепив свои телесные силы и совершив омовение в реч­ке Найраджуна, что текла неподалеку, царевич сел на охапку свежей травы под сенью священного дерева баньяна (смоковницы) и сказал сам себе, что не тронется с этого места до достижения полного прозре­ния. Произошло это в местности, носившей название Буддгагая (Свя­щенная роща), в 2/3 пути из Дели в Калькутту.

Бог зла (и смерти) Мара попытался помешать осуществлению этого благо­родного намерения — он то посылал к нему трех своих дочерей — Вожделение, Неудовлетворенность и Страсть, принимавших образы прекрасных девушек, то окружал воинством страшных бесов. Но все было напрасно — Гаутама оставался неподвижным и невозмутимым. Царевич вспомнил все свои перерождения, такие разные и в то же время всегда одинаковые — сперва рождение, счастье или страдание, а потом — смерть, и наконец на Сиддхартху Гаутаму Шакьямуни сни­зошло просветление о том, как можно прекратить все это.

Случилось это в день рождения Будды. Легенда гласит, что из-за козней бога зла Мары Будда сразу после озарения подумал, насколько тяжело будет увлеченным страстями людям понять, что составляет причину этих страстей, но затем пришел к выводу, что только пропо­ведь открытой им истины может помочь спастись и другим людям.

Немало дней провел Будда под этим деревом, получившим позднее название «Дерева познания». Позже это дерево стало в буддизме священным. Во многих странах Азии существуют специальные храмы, где главным предметом поклонения является «Священное дерево», вырос­шее из отростка «Дерева познания», под которым произошло просвет­ление Будды. А сам известнейший в истории баньян показывали запад­ным путешественникам еще в XIX в., пока его не свалила буря.

Потом Просветленный тронулся в путь. Перед пятью нищенству­ющими монахами, которых он знал по совместному пустынножитель­ству и которых удивил его здоровый и сияющий вид, в местности, называемой «Олений парк», вблизи священного для индуистов горо­да Бенарес на полпути из Дели в Калькутту, произнес он свою пер­вую проповедь. В этой проповеди Будда кратко изложил свое учение о сущности мира и пути к спасению. И пять бывших аскетов стали первыми членами основанной им монашеской общины — Сангхи. С тех пор больше 40 лет странствовал Будда из города в город, про­поведуя свое учение, привлекая к себе учеников и последователей, создавая братства, лишь время от времени для поддержания своего авторитета совершая небольшие чудеса.

Где бы ни выступал Будда, он говорил, сообразуясь с понимаем каждого. С мудрыми и знающими он рассуждал, выслушивая их вопросы и сомнения; с малообразованными говорил занимательны­ми притчами, часто рассказывал о своих прежних перерождениях и на примере своих ошибок или правильных поступков показывал, как надо жить честно и хорошо, избегать зла, а главное — спокойно от­носиться к смерти, чтобы в конечном итоге достичь спасения.

Так, однажды к нему подошла молодая мать, у которой умер ребе­нок. Она никак не могла смириться с утратой, похоронить сына, и попросила у Будды лекарство для него. Будда посоветовал ей взять щепотку горчичных зерен из дома человека, у которого никогда не умирал никто из родных. Ни одного подобного дома женщина не мог­ла найти в течение дня. И стала она раздумывать об участи людей, чья жизнь вспыхивает на короткое мгновение, а потом снова гаснет. И она подумала: «Сколько себялюбия в горе моем! Всем суждена смерть; но в этой долине, полной скорби, есть тропинка, которая ведет человека к бессмертию, где нет места себялюбию». Понятно, что отбросив себялю­бивую привязанность к сыну, мать похоронила его тело в лесу, а затем вернулась к Будде, нашла приют и утешение в буддийской общине.

Легенды гласят, что учение Будды распространялось по всей Ин­дии как снежный ком. За правдой к нему приходили и богатые, и бед­ные, и знатные юноши, и блудницы. Многие жрецы прежней религии приняли учение Будды. Даже дикий слон, выпущенный на Будду одним из его преследователей, распростерся у ног Просветленного.

После своего просветления побывал Будда и в родных местах. Своему отцу он принес такой подарок, какой ни разу еще не получал отец от сына — он указал путь, ведущий к истинному счастью и смыс­лу в жизни.

На самом деле к Будде приходили все те, кого не удовлетворяли малопонятные поучения жрецов-брахманов; те, кто чувствовал себя неспособным придерживаться крайностей аскетизма и отшельниче­ства, а также практиковать чрезмерно сложные высшие уровни йоги, те, кто считал чрезмерно дорогими и малоэффективными торжествен­ные храмовые церемонии.

В восьмидесятилетнем возрасте Будда почувствовал, что конец его близок. По пути в крупный город Кушинагара он тяжело заболел, отведав блюда с грибами, которым от чистого сердца угостил Учите­ля один из его бедных последователей. Прибыв на место, он вошел в лес, лег на землю в «позе льва», в которой его изображают на мно­жестве статуй и барельефов, и произнес для тысяч монахов и мирян, собравшихся, чтобы уловить его последний взгляд и вздох, после­днюю в своей земной жизни проповедь. Заканчивалась эта проповедь словами «Всему приходит конец!». После этого, полагают буддисты, он погрузился в нирвану.

Так умер великий индийский учитель жизни, но не умерла па­мять о нем самом. И теперь, через две с половиной тысячи лет после его кончины, о нем продолжают говорить и писать во многих стра­нах мира. Со дня смерти Будды в некоторых странах, где распрост­ранен буддизм, ведется летосчисление. Основоположнику буддизма позднейшая легенда приписывает и авторство широко известного на Востоке лунного календаря с 12-летним циклом. Предание гласит, что однажды перед Новым годом (естественно, по лунному календа­рю) собрал Будда всех животных, пообещав им награду за верную службу. Однако пришли только двенадцать животных, каждое из которых получило в подарок собственный год. Последовательность годов, таким образом, совпадает с последовательностью, в которой звери приходили на поклон к Будде.

Тело Будды по древнему индийскому обычаю было сожжено, а прах разделен между всеми последователями, чтобы прекратить раз­доры между ними. В восьми местах те, кто получил горсть пепла Будды, похоронили его и построили надмогильные куполообразные склепы — ступы. Культ ступ в разных архитектурных вариантах и по сей день распространен в буддийских странах. Самые маленькие ступы умещаются на ладони, а гигантская ступа в столице Малай­зии Куалу-Лумпуре возвышается на 99 м, не считая 20 м платфор­мы, на которой она установлена.

Кроме того, по легенде, одному из учеников Будды удалось вы­хватить из пламени один из его зубов. Со временем этот зуб стал самой почитаемой реликвией буддизма. Теперь он хранится в специально построенном для этого храме Зуба Будды в городе Канди на о. Шри-Ланка (Цейлон). Там ежегодно проводятся торжественные религиоз­ные церемонии, описание которых встречается в буддийской лите­ратуре с V в. н. э. Настоящий ли это зуб или подделка — достоверно не известно, и объективной научной экспертизы на этот счет пока не предвидится.

При анализе канонической биографии Будды сразу же обраща­ют на себя внимание два обстоятельства. Первое — она воплощала в себе древнеиндийский идеал брахмана, который обязан был на­копить имущество, создать семью и выполнить свой религиозный долг, уйдя от земных радостей, чтобы обрести в самосозерцании возможность слияния с Брахмой. Второе — царь-отшельник, порвав­ший все семейные привязанности, как бы олицетворял мысль о непостоянстве всех земных благ, подчеркивал равенство всех варн и каст в деле спасения.

Но как бы то ни было, Будда занимал особое место среди выдаю­щихся духовных наставников своего времени. Он не был брахманом, чье происхождение давало ему власть учить других, не стал и свя­тым аскетом, который агитировал личным примером, не считал он себя и мудрецом, который позаимствовал свое знание у богов, ибо постиг свои «благородные истины» самостоятельно. Не спустился он на землю в виде аватары, воплощения какого-то из тысяч божеств, а родился, пусть в богатой и знатной, однако обычной кшатрийской семье. Это необычное место и статус всемирной значимости личнос­ти Сиддхартхи Гаутамы и подчеркивал его титул Просветленного — Будды, точно так же, как наименование Спасителя — Христа будет превозносить через несколько веков во всемирно-историческом пла­не личность Иисуса из Назарета.

3. Буддийский канон, вероучение, культ, этика и организация

Чему же учил Будда? Почему его учение нашло такой жи­вой отзыв у людей, что постепенно превратилось в мировую религию? Сначала то, что проповедовал Будда, и то, о чем потом рассказыва­ли его ученики, передавалось устно из поколения в поколение. И только через несколько столетий после зарождения буддизма на о. Цейлон были впервые сделаны записи сводов священных текстов буддизма, которые получили название Типитака (букв, три корзины). По преда­нию, в I в. до н. э. царь Цейлона собрал 500 лучших знатоков устной традиции и заставил их продиктовать то, что они запомнили, такому же количеству лучших писцов. Эти записи были сделаны на пальмо­вых листьях, которые потом складывались для хранения в плетеные корзины. Для упорядочения Типитаки был использован народный язык Индии — пали, на котором должен был бы говорить сам Будда.

Другая версия канона — так называемая санскритская Трипитака — была записана немного позже в самой Индии. До наших дней от нее сохранились отдельные фрагменты, известные по переводам на восточные языки. В 1871 г. с целью упорядочения буддийского Священного Писания в Бирме был созван специальный собор. 2400 его участников путем сопоставления различных списков и переводов Типитаки создали единый унифицированный текст. Потом его вы­резали на 729 мраморных плитах. Каждую плиту поместили в осо­бом храме с острой крышей. Так в этой стране вырос оригинальный город-библиотека — Кутодо, почитаемый буддистами всего мира.

Чаще всего Типитаку разделяют на три больших части:

- Виная-питака («Корзина устава»);

- Сутта-питака («Корзина наставления»);

- Абхидхамма-питака («Корзина чистого знания»).

Виная-питака (110 плит) также содержит в себе три части. В пер­вой из них (Сутта-вибханга) перечисляются прегрешения и нака­зания за них, самое суровое из которых — исключение из общины. Большинство правил сопровождаются пространными рассказами о том, какие события стали основанием для его установления Буд­дой. В следующей части Виная-питаки (Кхандхаке) обстоятельно описываются основные церемонии, обряды и правила поведения, которых должны придерживаться монахи. Третья часть (Паривара) составлена в виде вопросов и ответов, которые кратко излагают некоторые из уже приведенных положений. Считается, что она включена в канон для облегчения запоминания монахами много­численных правил и запретов.

Сутта-питака (410 плит) состоит из пяти сборников, в которых учение буддизма изложено в форме нескольких десятков тысяч при­писываемых Будде и его ближайшим ученикам притч и бесед. Кро­ме того, в эту часть канона включены, и другие произведения самого разнообразного характера: сборники легенд и афоризмов, поэмы, комментарии и т.д. Самое значительное произведение в этом разде­ле Типитаки — Дхаммапада (т.е. «изложение учения»). В ней сис­тематически и последовательно излагаются в образной форме основ­ные положения вероучения раннего буддизма. В палийской редакции Дхаммапада состоит из 423 коротких стихотворных изречений — сутр, сгруппированных в 26 главах. Как книгу основных изречений о буддийских правилах поведения и этики, Дхаммападу называют двойником Бхагаватгиты. В некоторых странах она является основ­ным текстом при обучении школьников. А вообще материал Сутта-питаки упорядочен по специальным разделам (никайа) по длине. Кроме содержащего Дхаммападу раздела Кхудакка Никайа (Корот­кий Раздел), здесь есть Длинный Раздел (Дигха Никайа), содержа­щий длинные, по большей части книжные, рассуждения; Мадждхима Никайа — рассуждения средней длины о применении буддийского учения; Самйутта Никайа — предписания для практической жиз­ни буддиста; Ангутта Никайа — арифметически упорядоченные рассуждения.

В семи трактатах последнего раздела буддийского Священного Писания — Абхидхамма-питаки — излагаются философские рассуж­дения буддистов о мире и человеческой личности.

Кроме палийской Типитаки, существуют полуканонические тек­сты по широкому кругу тем: Джатаки — истории о предыдущих жизнях Будды; Вопросы царя Милинды, в которых воспроизводится беседа образованного эллинистического царя Менандра (Милинды, II в. до н. э.) и буддийского мудреца Нагасены, традиционная био­графия Будды — «Буддхачарита» Ашвагхоши (100 г. н. э.).

Суть буддийского вероучения в наиболее концентрированном виде выражают так называемые «4 благородные истины буддизма», сформулированные Просветленным в одной из первых своих проповедей. Эти истины, как полагают сами буддисты, указывают на «Зло, происхождение Зла и преодоление Зла и благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращению Зла» (Дхаммапада, XIV, 191).

Первая благородная истина буддизма гласит: «Сущность жизни есть страдание». Это страдание причиняет человеку буквально все: «рождение — страдание, старость — страдание, болезнь — страда­ние, смерть — страдание, соединение с неприятным — страдание, разлука с приятным — страдание, неполучение чего-либо желаемо­го — страдание; короче говоря, пятеричная привязанность к суще­ствованию есть страдание» (Типитака).

Происходит это потому, что окружающему человека миру прису­щи: Страдание, Субъективность и Изменчивость.

Во-первых, по существу, окружающий нас материальный мир есть иллюзия, созданная бесконечными комбинациями — дхамм (или дхарм), мельчайших носителей сознания человека, своеобразное узор­чатое полотно, сотканное из неисчислимого количества разноцвет­ных ниточек. Со смертью человека ткань словно распускается, а сами нитки опять соединяются в новое цветное полотно. Проблема в том, что человек не знает этого и относится к миру как к чему-то реаль­ному, чем обрекает себя на бесконечные страдания. Во-вторых, личность человека также не тождественна сама по себе, в ней нет никакого постоянного, устойчивого ядра, ее никоим обра­зом нельзя обнаружить с помощью органов чувств или описать. А в-третьих, ничто в мире не постоянно, все проходит, все находится в процессе непрерывного изменения, а потому, стре­мясь достичь чего-то, мы в конечном счете остаемся ни с чем.

На просьбу царя Милинды объяснить эти положения при помо­щи сравнений буддийский мудрец Нагасена ответил так:

- О великий царь, когда человек зажжет светильник, разве не
будет гореть он целую ночь?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е. П. Блаватская разоблаченная изида том I перевод К. Леонов, О. Колесников содержание (1)

    Книга
    Книга, которая теперь выносится на суд публики, является плодом довольно близкого знакомства с восточными адептами и изучения их науки. Она предлагается тем, кто готов воспринять истину, где бы он ни встретил ее, и защищать ее, даже
  2. Е. П. Блаватская разоблаченная изида том I перевод К. Леонов, О. Колесников содержание (2)

    Книга
    Книга, которая теперь выносится на суд публики, является плодом довольно близкого знакомства с восточными адептами и изучения их науки. Она предлагается тем, кто готов воспринять истину, где бы он ни встретил ее, и защищать ее, даже
  3. Предисловие к русскому изданию (1)

    Документ
    Мне очень приятно узнать, что в ближайшее время выйдет в свет русский перевод двух томов моей «Индийской философии». Наша философия насчитывает около трех тысяч лет писаной истории и выдвинула некоторые основные принципы, которые были
  4. Учебное пособие для вузов под ред (1)

    Учебное пособие
    Коллектив авторов: канд. филос. наук, доц. Волкова А.Н. (гл. 3); канд. филос. наук, доц. Горнев В.С (гл. 9); канд. филос. наук, доц. Данильченко Р.Н. (гл.
  5. Учебное пособие для вузов под ред (2)

    Учебное пособие
    Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@online.ru yanko_slava@yahoo.com   http: yanko.lib.ru зеркало: http: members.fortunecity.com/slavaaa/ya.

Другие похожие документы..