Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
В настоящее время усилители получили очень широкое распространение практически во всех сферах человеческой деятельности: в промышленности,  в технике...полностью>>
'Закон'
В 1866 г. сформировался альянс между Сайго Такамори, лидером клана Сацума, и Кидо Такаёси, лидером клана Тёсю, положивший начало Реставрации Мэйдзи. ...полностью>>
'Программа курса'
Основные проблемы изучения художественной культуры России XX в. (изобразительное искусство и архитектура). Особенности художественных процессов данно...полностью>>
'Документ'
ГЕОГРАФИЯ и КЛИМАТ Географическое положение и рельеф Ханты-Мансийский автономный округ занимает центральную часть Западно-Сибирской низменности, протя...полностью>>

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29. 12. 2006 №1760 программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приобретение современной техники создаст условия для планомерного перехода на сортиментную заготовку древесины, а также создаст предпосылки по обеспечению народно-хозяйственного комплекса республики в древесине.  

Переход на сортиментную вывозку древесины с применением специализированных автомобилей – сортиментавозов марки МАЗ вместо используемых в лесном хозяйстве автомобилей УРАЛ, КАМАЗ, ЗИЛ повышает рейсовую нагрузку в 2 раза с 15 куб. м. до 30 куб. м. Приобретение 364 автомобилей для вывозки древесины позволит обновить парк лесовозной техники и вывести из его состава около 720-750 морально устаревших автомобилей марки УРАЛ, КАМАЗ, ЗИЛ. Закупка данной техники позволит производить вывозку заготовленной древесины на склад потребителя. Внедрение в технологический процесс лесозаготовок 86 форвардеров, 226  машин погрузочно-транспортных, 214 трелевочных машин и тракторов даст возможность заменить устаревшую трелевочную технику на более современную и значительно сократит долю ручного труда на лесозаготовках. Закупка 29 харвестеров механизирует процесс заготовки древесины и исключит долю ручного труда на очистке деревьев от сучьев.

Заготовка сортиментов и вывозка их автомобильным транспортом позволяет обеспечить доставку лесоматериалов непосредственно на склады потребителей и железнодорожные станции, движение лесопродукции по дорогам общего пользования, по которым запрещена вывозка хлыстов, а также по дорогам с поворотами малых радиусов или крутыми подъемами и спусками, при проведении рубок ухода, которые проводятся непосредственно силами лесхозов. Таким образом, в регионах с развитой сетью автомобильных дорог общего пользования будет организована прямая доставка лесоматериалов потребителям, что позволяет значительно повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции благодаря упрощению технологии лесозаготовок, сократить количество выполняемых операций и количество применяемых машин по сравнению с вывозкой хлыстов.

Конечной целью совершенствования лесозаготовок и транспортировки круглого леса является внедрения методов и технологий, обеспечивающих более высоки уровень эффективности и безопасности труда, на более высоком уровне обеспечивающих природоохранные требования в системе ведения лесного хозяйства с учетом мест произрастания конкретного насаждения. Важным является при этом поднятие престижа лесозаготовительных специальностей, как вида высокооплачиваемой работы, требующей квалификации высокого уровня.

2.2. Обеспечение потребителей республики лесоматериалами

Целью развития торговли лесопродукцией является повышении конкурентоспособности и обеспечение полного сбыта древесной продукции лесного хозяйства Беларуси, создание благоприятных экономических условий для устойчивого развития и эффективного функционирования лесохозяйственных и деревообрабатывающих предприятий республики.

Основным направлением деятельности Министерства лесного хозяйства должно быть создание условий для обеспечения древесным сырьем высокотехнологических деревообрабатывающих производств внутри республики, с привлечением ресурсов древесины всех лесофондодержателей, а также удовлетворения потребностей в древесине и продукции ее первичной переработки на региональном и местном уровне для обеспечения выполнения государственных программ и местных нужд.

С целью максимального удовлетворения потребности в древесине и создания равных условий для всех субъектов хозяйствования в республике предполагается поэтапный переход к реализации лесопродукции на рыночных условиях всем потребителям. Механизмом реализации рыночных форм продаж является созданная в Республике Беларусь ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Минуя биржевые торги целесообразно осуществлять реализацию древесины в заготовленном виде только для обеспечения государственных программ и мероприятий финансируемых из средств республиканского и местных бюджетов, а также для удовлетворения местных нужд.

В 2007 и последующих годах реализация сохраниться порядок реализации древесины потребителям республики по двум формам – отпуск древесины в заготовленном виде и реализация ее в заготовленном виде.

Отпуск древесины на корню

Начиная с 2007 года, предусмотрен рыночный механизм формирования таксовых цен при отпуске древесины на корню. Таксы на древесину, отпускаемую на корню, будут определяться ежегодно, как разность между котировками на древесину в заготовленном виде, сложившимися по результатам биржевых торгов открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа" за двенадцать месяцев, предшествующих 1 ноября года определения такс, и нормативными затратами лесозаготовителей и прибылью в размере не более двадцати процентов и утверждаться постановлением Правительства. Это позволит определить реальную стоимость древесины с учетом спроса и предложения и выровнять ее окончательную стоимость для всех потребителей независимо, по какой форме покупалась древесина – на корню или в заготовленном виде.

В целях обеспечения гарантированными объемами древесины на корню на длительный срок (5 лет) предусматривается сохранить для организаций, имеющих деревообрабатывающие производства с наибольшей глубиной переработки древесины ее отпуск минуя биржевые торги, а также для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей для заготовки дров и организаций осуществляющие уход за линейными объектами и осуществляющими строительство и текущее содержание объектов при разведке месторождений полезных ископаемых, расположенных на участках лесного фонда.

Минуя биржевые торги отпуск древесины на корню по таксовой стоимости будет осуществляться:

юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство;

организациям концерна "Беллесбумпром";

облисполкомам (для организаций и физических лиц, осуществляющих строительство жилых домов в сельской местности);

юридическим лицам на основании решений Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь с использованием заготовленной ими древесины в целях собственного производства и (или) потребления;

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим проведение рубок промежуточного пользования и прочих рубок с использованием заготовленной ими древесины в целях собственного производства и (или) потребления;

сельскохозяйственным организациям (включая крестьянские (фермерские) хозяйства), организациям, финансируемым за счет средств бюджета, топливоснабжающим организациям (включая организации жилищно-коммунального хозяйства), индивидуальным предпринимателям для заготовки дров;

организациям, осуществляющим строительство и текущее содержание объектов на участках лесного фонда при разведке месторождений и добыче полезных ископаемых и линейных объектов (трассы ЛЭП, трубопроводов и др.);

физическим лицам для восстановления принадлежащих им жилых домов и надворных построек, уничтоженных или поврежденных в результате пожаров или стихийных бедствий, по решению рай (гор) – исполкомов – до 50 куб. метров деловой древесины;

юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, для уборки ветровальных деревьев, сухостойных и захламленности до 5 куб. метров деловой древесины с использованием заготовленной древесины в целях собственного производства и (или) потребления;

физическим лицам, осуществляющим заготовку дров для собственного потребления;

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществившие покупку древесины на корню на биржевых торгах открытого акционерного общества ”Белорусская универсальная товарная биржа“ покупку древесины будут осуществлять по ценам, устанавливаемым по соглашению между сторонами биржевой сделки.

Планирование отпуска древесины на корню из лесосечного фонда для заготовки древесины (кроме заготовки дров) на очередной год осуществляется на основании заявок лесопользователей.

Заявки подаются юридическими лицами (кроме организаций концерна ”Беллесбумпром“) в райисполкомы до 1  июля года, предшествующего отпуску древесины. Организации концерна ”Беллесбумпром“ подают заявки в указанный концерн и соответствующие территориальные органы Минлесхоза.

Райисполкомы представляют в облисполкомы проекты отпуска лесопользователям древесины на корню из лесосечного фонда на очередной год до 15 июля года, предшествующего отпуску древесины.

Облисполкомы после совместного рассмотрения с территориальными органами Минлесхоза поступивших из райисполкомов проектов отпуска древесины на корню из лесосечного фонда на очередной год и концерн ”Беллесбумпром“ представляют свои предложения в Минлесхоз до 1 августа года, предшествующего отпуску древесины на корню.

Минлесхоз на основе поступивших материалов готовит предложения по размерам лесосечного фонда и лесопользователям и направляет их в Министерство экономики до 1 сентября года, предшествующего отпуску древесины на корню.

Министерство экономики рассматривает представленные Минлесхозом предложения об использовании лесосечного фонда в очередном году и ежегодно до 1 октября года, предшествующего отпуску древесины на корню, вносит в установленном законодательством порядке на утверждение в Правительство Республики Беларусь проект нормативного правового акта о размере лесосечного фонда, предусмотрев в нем выделение его в установленном законодательством порядке республиканским органам государственного управления, государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, организациям концерна "Беллесбумпром", Управлению делами Президента Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому и другим юридическим лицам.

Отпуск древесины на корню юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям дров и для уборки ветровальных сухостойных деревьев, и захламленности производится юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство на основании поданных заявлений.

Начиная с 2008 года объем отпуска древесины на корню по таксовой стоимости для всех лесопользователей, за исключением юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, ежегодно уменьшается не менее чем на 20 процентов от фактического отпуска древесины на корню предыдущего года пропорционально по всем группам пород, в целях увеличения объемов реализации древесины на корню и в заготовленном виде на биржевых торгах открытого акционерного общества ”Белорусская универсальная товарная биржа“.

Объем отпуска древесины на корню в республике в 2007 году из всех видов рубок составит 12,3 млн. куб. метров ликвидной древесины, в том числе реализация по таксовой стоимости составит 11,7 млн. куб. метров и на биржевых торгах – 0,6 млн. куб. метров. К 2011 году отпуск древесины на корню составит 14,1 млн. куб. метров и ее продажа по таксовой стоимости сократиться за счет увеличения реализации древесины на корню на биржевых тогах. В 2011 году реализация по таксовой стоимости древесины на корню составит 11,1 млн. куб. метров и на биржевых торгах – 3,0 млн. куб. метров.

Реализация в заготовленном виде

На биржевые торги выставляются объемы древесины в заготовленном виде предназначенные для продажи, за исключением ресурсов выделенных Правительством для реализации по заявкам. Весь указанный объем древесины выставляется на биржевые в декабре месяце года предшествующего году реализации.

Обеспечение потребителей минуя биржевые торги осуществляется только для обеспечения государственных программ и удовлетворения местных нужд путем реализации древесины в заготовленном виде по заявкам потребителей. Под обеспечением выполнения государственных программ подразумеваются ресурсы направляемые для выполнения, программ создания агрогородков, программы обеспечения занятости осужденных отбывающих наказание в исправительных учреждениях системы МВД, программа строительства жилья, госзаказ и др. Под ресурсами направляемыми для местных нужд следует считать ресурсы выделяемые районным исполнительным и распорядительным органам для дальнейшего выделения потребителям: физическим лицам, бюджетным и сельскохозяйственным организациям, организациям жилищно-коммунального хозяйства. С целью подтверждения обоснованности заявок потребителей желающих приобрести древесину в заготовленном виде предусмотрена процедура подачи заявок организациями на очередной год, начиная с сентября года текущего года, в райисполкомы. Для физических лиц райисполкомы резервируют фонд с учетом анализа объемов реализации за предшествующие годы. Сводные заявки с указанием заявителей либо групп заявителей райисполкомы подают в облисполкомы и Мингорисполком с обоснованием запрашиваемых объемов. Облисполкомы и Мингорисполком на основании планов мероприятий по выполнению государственных программ и объемов потребления древесины в заготовленном виде на местные нужды за предшествующий год формируют сводные по области и г. Минску заявки с учетом действующих строительных нормативов, которые направляют в Министерство лесного хозяйства. Минлесхлоз на основании сводного баланса заготовки древесины на очередной год и полученного от Минэкономики баланса потребления древесины в заготовленном виде за отчетный год и прогнозного на очередной год готовит решение Правительства по выделению древесины в заготовленном виде облисполкомам и Мингорисполкому. Выделенные Правительством ресурсы, не превышающие 15% от объема планируемой заготовки деловой древесины предприятиями Минлесхоза, далее распределяются облисполкомами и Мингорисполкомом по райисполкомам и далее по организациям. На основании указанного распределения Минлесхозом производится прикрепление лесхозов обеспечивающих отпуск древесины в соответствии с нарядами райисполкомов.

Цены на древесину в заготовленном виде, начиная с 2007 года, формируются на основании биржевых котировок и утверждаются Министерством экономики.

Данные меры позволят, создать единые условия ценообразования всем юридическим лицам, осуществляющим переработку древесины с учетом складывающегося спроса и предложения, экономические предпосылки для низкоэффективных деревообрабатывающих производств и стимулировать модернизацию и техническое перевооружение перспективных предприятий с целью выпуска высоколиквидной продукции из древесины, как на внутреннем рынке так и для экспорта.

В целях повышения эффективности использования ресурсов древесины имеющихся в республике отдельно должна решаться задача увеличения переработки древесины мягколиственных пород и в первую очередь низкосортной и мелкой древесины.

2.3. Переработка древесных ресурсов

Целью является развитие производственных мощностей по выпуску продукции глубокой степени переработки и высокой добавленной стоимости с максимальным вовлечением в оборот низкосортной древесины мягколиственных пород и мелкотоварной древесины.

Запланировано согласно «Программы деревообрабатывающей промышленности концерна «Беллесбумпром» на 2007-2015 годы» строительство заводов по производству пиломатериалов на основе фрезерно-брусующих линий с сушильным комплексом на площадях ОАО «Гомельдрев», «Мозырьдрев», «Речицадрев», «ФанДОК» (сумма инвестиционных затрат по данному строительству составит 60.1 млрд. руб). дополнительно планируется введение в эксплуатацию еще трех лесопильных заводов в ОАО «Витебскдрев», РУП «Новосверженский лесозавод», Шкловский завод газетной бумаги.

В 2007-2008 г.г. запланировано строительство завода по выпуску каркасно-щитовых домов мощностью 200 домов в год на площадях ОАО «Гомельдрев» (сумма инвестиционных затрат – 7,8 млрд. руб), строительство заводов по производству каркасно-щитовых домов и домов из бруса на ОАО «Борисовский ДОК» и Шкловский завод газетной бумаги (на промплощадке Шкловского КСИ).

Строительство в 2007-2009 г.г. двух заводов ДСП мощностью по 250 тыс. куб. м. в год на площадях ОАО «Ивацевичдрев» и ОАО «Витебскдрев» (инвестиции на сумму – 450,5 млрд. руб), а также заводов МДФ мощностью 100 тыс. куб. м. в год на площадях «ФанДОК» (сумма инвестиционых затрат 120,2 млрд. руб), ОАО «Борисовдрев» и ОАО «Гомельдрев» (сумма инвестиций – 229,1 млрд. руб).

Планируется модернизация на ОАО «Мостодрев» цеха ДСП и OSB путем замены оборудования на современное, а также установка нового лесопильного оборудования и сушильных камер в лесопильно-деревообрабатывающем цехе.

В целях вовлечения в оборот невостребованной в настоящее время низкосортной древесины мягколиственных пород запланировано строительство в Республике Беларусь завода беленой целлюлозы, потребность которого, в древесине мягколиственных пород к 2010 году составит (прогноз – 2200 тыс. куб. м).

Одновременно, в период 2007-2010 г.г. запланировано строительство заводов по выпуску ламинированных полов на базе ОАО «Борисовдрев», когенерационных установок на базе ОАО «Борисовдрев» и ОАО «Гомельдрев» мощностью от 3 до 9 мгВт.

2.4. Использование древесных топливных ресурсов в энергетических целях

В целях повышения эффективности лесной отрасли в 2007–2011 годах предусматривается более полное вовлечение в оборот неиспользуемых в настоящее время древесных топливных ресурсов, создание развитой инфраструктуры заготовки и транспортировки до непосредственных потребителей, включая строящиеся мини-ТЭЦ, древесного топливного сырья.

Увеличение доли использования древесного топливного сырья будет осуществляться в соответствии с принятыми Государственными программами:

- Целевой программой обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 года № 1680), предусматривающей использование древесного топливного сырья на конец 2011 года в объеме около 3.0 млн. т у.т.;

- Государственной комплексной программой модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 года № 399), предусматривающей строительство 16 энергоисточников, работающих на древесном топливном сырье.

В объем заготовки древесного топливного сырья включены:

1. Отходы деревообработки, образующиеся на лесопильно-деревообрабатывающих предприятиях республики, различных форм собственности.

2. Дрова от плановых рубок, заготовка которых будет осуществляться имеющимися или создаваемыми мощностями лесопользователей.

3. Лесосечные отходы (2,6 % от объема заготавливаемой ликвидной древесины согласно действующим в республике нормативам), которые до настоящего времени использовались только для укрепления волоков на заболоченных участках, на рубках главного пользования в основном сжигались, а на рубках ухода оставлялись для перегнивания.

Лесосечные отходы в дальнейшем будут измельчаться в щепу прямо на лесосеках, имеющих хорошие подъезды, или свозиться погрузочно-транспортными тележками на промежуточные склады у дорог круглогодичного действия для подсушки и дальнейшего измельчения.

Значительная часть лесосечных отходов на заболоченных участках и при использовании многооперационных машин будут укладываться на волоки, а на рубках промежуточного пользования – измельчаться и разбрасываться для перегнивания, т.к. их сбор на больших площадях экономически не целесообразен.

4. Древесный отпад и старый сухостой, заготавливаемый при очистке леса от захламленности.

С целью внедрения в республике передовых технологий и техники для сбора, транспортировки и измельчения лесосечных отходов и древесного отпада, Министерством лесного хозяйства:

- в рамках ГНТП «Управление лесами и рациональное лесопользование» разрабатывается научно-технический проект - «Комплексная технология заготовки и подготовки древесного сырья для энергетического использования на основе прогрессивной техники»;

- разработаны «Технические требования к технологическому оборудованию по производству щепы и автомобилям для ее транспортировки», в соответствии с которыми Минпромом произведены и испытываются опытные образцы передвижных барабанных рубильных машин на базе трактора МТЗ, работающих от вала отбора мощности трактора (производительность - 25 м3/час) и от автономного двигателя (40 м3/час), и автощеповоз на базе автомобиля МАЗ с прицепом (объем кузова – 80 насыпных м3).

Заготовка и доставка древесного топливного сырья для каждого строящегося энергоисточника будет осуществляться в соответствии с индивидуально разрабатываемыми проектами, что позволит подобрать и определить оптимальные виды топлива, его цену, сырьевую зону заготовки, поставщиков, способы доставки и подготовки, необходимые объемы инвестиций и источники финансирования проекта.

Финансирование расходов по созданию производственной инфраструктуры по заготовке древесного топливного сырья, производству и доставке щепы до потребителей будет осуществляться за счет собственных и заемных средств лесопользователей, а также за счет средств инновационного фонда Минэнерго, направляемых на цели энергосбережения, в объемах, ежегодно определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

Прогнозируемые объемы инвестиций для заготовки древесного топливного сырья приведено в приложении № 4.

Ожидаемые результаты от реализации названных программ:

- увеличение доли использования древесного топлива в местных видах топлива;

- повышение эффективности экономики республики и снижение потребления импортируемых энергоресурсов;

- повышение энергетической безопасности страны.

2.5. Экспорт лесопродукции

Основной задачей является создание благоприятных условий для наращивания экспорта продукции белорусских предприятий с глубокой степенью обработки и высокой добавленной стоимостью.

Стратегия экспорта древесины и изделий из нее состоит в продаже готовой продукции глубокой переработки и сокращении поставок необработанного леса. При организации экспорта продукции из древесины важнейшая задача - получение максимального объема валютной выручки от единицы пущенного в переработку древесного сырья при высокой доходности от ее экспорта.

Для этого планируется уменьшение экспорта балансовой древесины, пиломатериалов естественной влажности, и увеличение экспорта лесопродукции с более глубокой степенью переработки и готовых виды изделий (погонажные изделия, дверные и оконные блоки, срубы, изделия из оцилиндрованной древесины, картон, упаковка из него, фанера, бумага, мебель и др.).

Для увеличения объема экспорта лесопродукции и изделий ее переработки необходимо решить следующие задачи:

- провести модернизацию действующих деревоперерабатывающих предприятий;

- создать новые экспортно-ориентированные производства по переработке древесного сырья, основанные на ресурсосберегающих и экологически безопасных технологиях;

- обеспечить повышение уровня использования вторичных древесных ресурсов;

- повысить конкурентоспособность экспортной продукции;

- улучшить рекламу экспортных товаров;

- укрепить службу маркетинга и др.

Меры государственного регулирование экспорта лесоматериалов должны учитывать необходимость вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Государство закрепляет за собой исключительное право внешней торговли (в части экспорта) лесоматериалами с низкой степенью переработки (древесина топливная, лесоматериалы круглые, пилопродукция, шпалы) и данное право реализуется экспортно-производственным республиканским унитарным предприятием ”Беллесэкспорт“, республиканским производственно-торговым унитарным предприятием ”Беларусьторг“, торговым республиканским унитарным предприятием ”Беллесбумпромэкспорт“.

В целях дальнейшего совершенствования экспорта лесопродукции и усиления контроля за использованием государственных ресурсов предполагается, создание равных условий всем субъектам хозяйствования Республики Беларусь, включая резидентов свободных экономических зон и коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного учредителя (участника) составляет более 30 процентов, при экспорте лесоматериалов, в соответствии со статьей 92 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь «О внесении изменений в Инвестиционный кодекс Республики Беларусь» от 18 июля 2006г. № 159-З).

Для усиления контроля за законностью приобретения лесоматериалов (сырья) предусмотрено ведение юридическими лицами, которым предоставлено исключительное право на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров (спецэкспортеры), учета документов, подтверждающих законность приобретения лесоматериалов (сырья) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими экспорт лесоматериалов.

Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006г. № 577 «О некоторых вопросах деятельности открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» предусматривает реализацию лесопродукции с низкой степенью переработки через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

В целях упрощения процедуры таможенного оформления и усиления контроля за вывозом лесопродукции на экспорт (постановлением Государственного таможенного комитета от 1 сентября 2005 года № 58) создано 19 железнодорожных и 40 автомобильных пунктов специализированного таможенного оформления лесоматериалов.

Указом Президента Республики Беларусь от 5 декабря 2006г. № 717 «О ставках вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы и производимую из них продукцию», установлены ставки вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы и произведенную из них продукцию, вывозимые с таможенной территории Республики Беларусь за пределы государства, предусматривая дифференцированный подход в зависимости от глубины переработки древесины и обеспечение потребности внутреннего рынка.

В целях продвижения лесопродукции и изделий ее переработки на внешние рынки и закрепления позиций на них, предусмотрено развитие собственной товаропроводящей сети за рубежом субъектов хозяйствования Республики Беларусь в соответствии с Планом работ по развитию министерствами и концернами собственной товаропроводящей сети за рубежом, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.

III. Научное обеспечение лесного хозяйства, международное сотрудничество и кадровая политика

Научное обеспечение лесного хозяйства

Научный подход, положенный в основу разработки настоящей Программы является базой для успешного развития лесного комплекса.

Лесное хозяйство занимает ключевое положение в лесном секторе Беларуси и способно внести больший вклад в ВВП страны, обеспечение ее экономической, экологической и продовольственной безопасности. В научном обеспечении лесного хозяйства задействован интеллектуальный потенциал профильных научных учреждений НАН Беларуси (Институт леса, Институт экспериментальной ботаники, Центральный ботанический сад, Институт зоологии), научно-образовательных, научно-производственных, проектных организаций (БГТУ, БГУ, МТЗ, Лидсельмаш и др.), а также специализированных организаций Минлесхоза (УП «Белгослес», УП «Белгипролес», ГУ «Беллесрад», ГУ «Беллесозащита», РЛССЦ, РУЦ-Лес).

Приоритеты научно-технического и инновационного обеспечения лесного хозяйства изложены в Концепции устойчивого развития лесного хозяйства Беларуси до 2015 г., Стратегическом плане развития лесного хозяйства Беларуси, Прогнозе научно-технического прогресса лесного хозяйства на период до 2025 года.

За последние десять лет создано значительное число научных разработок, внедрение которых в производство способствует переходу лесоуправления и лесопользования на качественно более высокий уровень. В практику лесного хозяйства прочно вошли Информационная система управления лесным хозяйством (ИСУЛХ) и отраслевая система электронного документооборота, технологии кадастровой оценки лесов и непрерывного лесоустройства с использованием ГИС-технологий и аэрокосмических методов, новые методы и средства борьбы с пожарами, болезнями и вредителями леса, биотехнологии, новые методы лесной генетики, селекции и семеноводства, национальные стандарты лесной сертификации, многооперационные лесные машины и механизмы отечественного производства. Ежегодно увеличиваются объемы инвестиций в техническое перевооружение лесного хозяйства. Все это приносит реальный экономический, экологический и социальный эффект.

Объективная необходимость дальнейшего развития научного обеспечения отрасли обусловлена:

новыми высокими требованиями Руководства страны к лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу по повышению эффективности использования и воспроизводства лесосырьевых ресурсов, увеличению вклада лесного сектора экономики в ВВП государства;

задачами повышения продуктивности и экологической устойчивости лесов, оптимизации их породной, типологической и возрастной структуры, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;

высокой актуальностью разработки и внедрения новых методов, машин и технологий лесохозяйственного производства, базирующихся на достижениях отечественной и мировой науки и обеспечивающих повышение эффективности использования лесных ресурсов;

заинтересованностью смежных отраслей в динамичном научно-тех-ническом прогрессе и повышении эффективности лесного хозяйства для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и населения;

необходимостью совершенствования нормативной базы лесного хозяйства в связи с нарастающим влиянием негативных природных и антропогенных факторов.

В 2006-2011 годах научно-техническая и инновационная деятельность в лесном хозяйстве будет осуществляться в тесном сотрудничестве с научными учреждениями НАН Беларуси, Минобразования, Минпрома, других заинтересованных ведомств в рамках утвержденных программ:

государственных народнохозяйственных программ («Государственная программа развития охотничьего хозяйства на 2006–2015 годы»);

государственных комплексных целевых научно-технических программ («Природопользование», 2006-2010 годы);

государственных, региональных научно-технических программ и инновационных проектов (программа «Управление лесами и рациональное лесопользование», 2006-2010 годы);

государственных программ ориентированных фундаментальных исследований (программа «Ресурсы растительного и животного мира», 2006-2010 годы);

отраслевых научно-технических, инновационных и внедренческих программ.

Основу научного обеспечения лесного хозяйства составят ГНТП «Управление лесами и рациональное лесопользование», ГПОФИ «Ресурсы растительного и животного мира», ГКЦНТП «Природопользование», «Государственная программа развития охотничьего хозяйства на 2006–2015 годы». Будут также реализовываться отраслевые научно-технические и внедренческие проекты, направленные на разработку новых и освоение в производстве ранее завершенных научных разработок.

Научные разработки будут внедрены в практику лесного хозяйства в течение 1-2 лет после завершения НИОК(Т)Р. Широкое освоение результатов в производстве потребует активного развития научно-технической и инновационной деятельности и в последующие годы. Согласно расчетам они окупятся в течение 4-5 лет. Наиболее перспективные направления научного обеспечения лесного хозяйства получат дальнейшее развитие в 2011-2015 годах.

Главный результат – более эффективное управление лесами и лесопользование за счет развития инфраструктуры лесного фонда, применения новых экономически обоснованных эколого-ориентированных методов и технологий воспроизводства, охраны, защиты лесов, лесозаготовок и транспорта леса; увеличение вклада лесного хозяйства в ВВП.

Международное сотрудничество

Международное сотрудничество в области лесного хозяйства - динамично развивающийся процесс. Сформирована система международных, межправительственных, неправительственных организаций и процессов в области управления лесами и лесопользования, лесных исследований, подготовки кадров, сертификации лесов и т.д. Положительный зарубежный опыт реформирования лесного хозяйства служит ориентиром для проводимых в республике преобразований в этой сфере.

Минлесхоз последовательно развивает сотрудничество с лесными ведомствами других стран (подписаны международные договора межведомственного характера с Российской Федерацией, Польшей, Литвой, Латвией, Словакией, Швецией), профильными международными организациями (Общеевропейский лесной процесс, Общеевропейский совет по лесной сертификации, Комитет лесного хозяйства ФАО), государствами – участниками СНГ (в рамках Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству).

Благодаря развитию внешних связей решаются следующие задачи: обеспечение политических и экономических интересов Беларуси при выработке международных документов в области лесного хозяйства; использование новых знаний и технологий, привлечение инвестиций для совершенствования лесоуправления и лесопользования, учета лесов и лесных ресурсов; использование возможностей и финансовых ресурсов международных организаций для решения актуальных проблем охраны и защиты лесов, минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развития лесной науки и образования.

Основные направления развития международного сотрудничества на 2007–2011 годы:

укрепление связей со специализированными организациями ООН: Форум ООН по лесам, Комитет по лесному хозяйству ФАО, Комитет по лесоматериалам Европейской Экономической Комиссии ООН, Международный банк реконструкции и развития;

углубление сотрудничества с профильными европейскими организациями и процессами: Министерская конференция по сохранению лесов Европы, Общеевропейский совет по лесной сертификации, Европейский институт леса, Международная программа мониторинга лесов, Союз Европейских Лесоводов, Союз лесных исследовательских организаций.

развитие взаимовыгодного сотрудничества в рамках международных договоров межведомственного характера и Соглашения о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства СНГ.

Для решения этих задач целесообразно создание в центральном аппарате Минлесхоза соответствующего структурного подразделения; закрепление ведущих подчиненных организаций за актуальными направлениями сотрудничества; создание условий для более широкого участия представителей республики в специализированных международных форумах.

Расширение и углубление международного сотрудничества на глобальном и региональном уровнях даст возможность учитывать тенденции мирового лесного сектора экономики на национальном уровне, привлекать новые знания, технологии и инвестиции в развитие отечественного лесного хозяйства; повысить роль и авторитет Беларуси на международной арене.

Кадровая политика

Главной целью кадровой политики в лесном хозяйстве является обеспечение отрасли высококвалифицированными руководящими работниками, специалистами и рабочими основных профессий на основе эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней, их трудоустройства и закрепления на производстве, создания благоприятных условий для производительного, материально и морально мотивированного труда, профессионального роста.

В лесном хозяйстве Беларуси занято около 50 тысяч человек. В организациях, подчиненных Минлесхозу, работает – 39,9 тысяч человек (из них 14% – женщины), в т.ч. 21 тыс. – служащие (из них 24% – руководители, 76% – специалисты), 18,9 тыс. – рабочие. Две трети персонала занято в лесохозяйственном производстве, треть - в промышленном. Численность работников государственной лесной охраны – 17,5 тыс. человек.

Доля работников лесного хозяйства с высшим образованием – 13%, со средним специальным – 20%, профессионально-техническим – 25%, средним – 42%. Кадры отрасли имеют сбалансированную возрастную структуру: 60% работающих находится в самом трудоспособном возрасте (30-50 лет). Средний возраст руководителя организации – 45 лет (около 70% находится в возрасте – 30-50 лет). Кадровый состав достаточно стабилен (40% служащих имеет стаж работы в отрасли от 5 до 15 лет); коэффициент текучести кадров среди руководителей составляет – 0,02; специалистов – 0,06; рабочих – 0,14.

Подготовкой специалистов и рабочих лесного профиля занимаются учебные заведения Минобразования, Минсельхозпрода, других ведомств, облисполкомов: 19 профессионально-технических училищ и профессиональных лицеев; 5 техникумов и колледжей; 2 университета.

Ежегодно для лесного хозяйства и отраслей лесопромышленного комплекса выпускается около 300 специалистов с высшим образованием, свыше 350 – со средним специальным, около 350 – с профессионально-техническим. Более 500 рабочих ежегодно проходят подготовку в Республиканском учебном центре подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров лесного хозяйства (РУЦ-Лес).

В основном это позволяет решать задачи кадрового обеспечения отраслей лесного сектора. Вместе с тем, имеются трудности с комплектованием квалифицированными кадрами лесхозов Гомельской и Могилевской областей, расположенных в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Основные направления развития трудовых ресурсов и кадрового обеспечения лесного хозяйства на 2006-2011 годы:

развитие совместно с Минобразования многоуровневой системы подготовки квалифицированных специалистов и рабочих кадров для лесного хозяйства, соответствующей современным требованиям;

повышение качества подготовки специалистов лесного профиля массовых профессий (инженеров лесного хозяйства, инженеров-технологов, мастеров леса, лесников, егерей) и высококвалифицированных рабочих (вальщиков леса, операторов «форвардеров» и «харвестеров»);

повышение эффективности отраслевой системы повышения квалификации кадров на основе новых форм и методов обучения, использования современных образовательных технологий, компьютерных тренажеров, научно-технических достижений, передового опыта;

расширение сети лесных опытно-производственных объектов для демонстрации достижений лесной науки и практики, использования в технической учебе на производстве, при проведении научно-практических семинаров;

организация переподготовки перспективных работников, имеющих непрофильное образование; развитие системы экстерната;

разработка мер материального и морального стимулирования работников, прошедших переподготовку и повышение квалификации и показывающих высокие показатели в трудовой деятельности;

дальнейшее развитие системы лесного, экологического просвещения, профориентации учащейся молодежи;

содействие закреплению молодых специалистов на производстве, созданию благоприятных условий для их профессионального роста; развитию социальной инфраструктуры в лесном хозяйстве на основе действующих в стране социальных стандартов;

оптимизация штатной структуры организаций с учетом меняющихся экономических условий хозяйствования; предоставление руководителям большей самостоятельности в определении численности персонала;

дальнейшее развитие РУЦ-Лес на основе инвестиционного проекта, предусматривающего строительство и оборудование нового учебного корпуса, реконструкцию общежития, модернизацию учебной и материально-технической базы; в перспективе - преобразование центра в Институт подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров лесного хозяйства.

Главным результатом целенаправленной работы с кадрами должна стать устойчивая производственная деятельность коллективов, успешное выполнение отраслью прогнозных показателей социально-экономического развития на 2006-2011 годы, укрепление кадрового потенциала, рост престижа профессии работника лесного хозяйства.

IV. Финансовое обеспечение Программы и ожидаемые результаты от ее реализации

Финансовое обеспечение настоящей Программы

Финансирование мероприятий настоящей Программы предусматривается за счет республиканского и местного бюджетов, собственных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, инновационного фонда Минлесхоза и иных средств, не запрещенных законодательством.

финансовые средства на выполнение мероприятий настоящей Программы по источникам и объемам финансирования распределяются согласно приложению 3.

Объем финансирования рассчитан в соответствии с мероприятиями данной Программы, без учета затрат на содержание государственной лесной охраны, лесохозяйственного аппарата и прочих лесохозяйственных мероприятий.

Инвестиции в развитие лесного хозяйства, лесозаготовок, создание производств по подготовке, доставке древесного топлива, строительство дорог в разрезе государственных заказчиков приведены в приложении 4.

Государственные заказчики ежегодно по согласованию с Минлесхозом в сроки, установленные для формирования проекта республиканского бюджета, вносят в Министерство финансов бюджетную заявку по финансированию настоящей Программы с приложением необходимых расчетов и обоснованиями потребности в средствах на реализацию мероприятий на очередной финансовый год.

Реализация мероприятий настоящей Программы позволит в комплексе решать проблемы повышения эффективности ведения лесного хозяйства, развития его инфраструктуры, увеличения доходности отрасли за счет повышения качества и продуктивности лесов, улучшения их возрастной и породной структуры.

Ожидаемые результаты от реализации настоящей Программы

Лесное хозяйство, лесная и деревообрабатывающая промышленность являются важнейшими составляющими экономики республики, имеющими огромный потенциал развития. Их роль в формировании валового внутреннего продукта страны в настоящее время не отражает их реальных возможностей. В 2006 году, согласно прогнозу социально-экономического развития, удельный вес лесного сектора в ВВП составит не более 4,2%.

Реализация настоящей Программы позволит за счет вовлечения в хозяйственный оборот дополнительных объемов древесных ресурсов, технического перевооружения наиболее крупных деревообрабатывающих производств и создания новых мощностей по глубокой переработке древесины уже к 2011 году увеличить удельный вес лесного сектора в ВВП до 7%.

Экономический и финансовый эффект в период реализации Программы будет формироваться в лесном хозяйстве за счет:

- накопления запасов древесных ресурсов в результате проведения комплекса лесовосстановительных и лесохозяйственных мероприятий – суммарный эффект составит 70,6 млрд. руб.,

- оптимизации расходов за счет проведения несплошных видов рубок и, как следствие, замены посева и посадки лесных культур на данных площадях естественным возобновлением – 0,6 млрд. руб.,

- предотвращения ущерба лесному хозяйству в результате проведения комплекса противопожарных и лесозащитных мероприятий – 22,7 млрд. руб.,

- повышения доходов за счет совершенствования действующего механизма ценообразования на древесину, отпускаемую на корню, и реализуемую в заготовленном виде – 164 млрд. руб.,

- уменьшения удельного веса бюджетных ассигнований в общей сумме расходов на ведение лесного хозяйства с 52% в 2006 году до 35% в 2011 году.

В производственной сфере в связи с повышением эффективности использования лесосырьевых ресурсов и увеличения объемов выпуска продукции в 2007–2011 годах ожидаемый экономический эффект будет достигнут за счет:

- увеличения объемов производства в лесной и деревообрабатывающей промышленности – 3747 млрд. руб.,

- увеличение налоговых поступлений в бюджет – 537 млн. руб.

- замещение импортируемых энергоносителей местными видами древесного топлива – 1181 тыс. тонн условного топлива.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Совет Министров Республики Беларусь постановляет:  Утвердить прилагаемую Государственную программу развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011-2015 годы* далее - государственная программа

    Программа
    1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011–2015 годы* (далее – Государственная программа).
  2. Совет Министров Республики Беларусь до 25 февраля года, следующего за отчет

    Публичный отчет
    Об утверждении Государственной программы обеспечения функционирования и развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2011–2015 годы
  3. Совет Министров Республики Беларусь постановляет: Утвердить прилагаемую Программу развития производства плодоовощных консервов в Республике Беларусь на 2006 2010 годы далее программа

    Программа
    В целях дальнейшего развития организаций республики, осуществляющих производство плодоовощных консервов, их реконструкции и технического перевооружения,
  4. Одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 года статья

    Статья
    Статья 1. Утвердить республиканский бюджет на 2010 год по расходам в сумме 38   389 047 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 35 522 389 047 тыс.
  5. Одобрен Советом Республики 4 октября 2010 года статья

    Статья
    Статья 1. Утвердить республиканский бюджет на 2011 год по расходам в сумме 39611384915 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33611384915 тыс.

Другие похожие документы..