Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
11. Анализ эффективности использования персонала предприятия. 1 . Анализ использования фонда заработной платы. 13. Анализ обеспеченности предприятия ...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Половые отношения, ночные поллюции, менструаль-ный цикл и другие физии-ческие и эмо-циональные изменения в период полового созревания. Словарь - описа...полностью>>
'Документ'
Чтобы характеризовать суть традиционного обучения, лучше всего сделать на примере различия «поддерживающим» (традиционный подход обучения) и «инноваци...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Региональное сотрудничество в области прав человека – это первый специализированный курс, направленный на формирование у студентов комплексного предс...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология правовых исследований»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Российский университет дружбы народов

Юридический факультет

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Методология правовых исследований»

Магистратура, 6 курс

Семестры: 1- 2.

Специализация: теория и история государства и права;

история правовых учений

Автор-составитель: доктор юридических наук,

профессор М.В. Немытина

Москва

2010

Тематический план

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

В том числе

Лекции

Семинары

1.

Тема 1. Предмет, цели, задачи и система курса «Методология правовых исследований»

4

2

2

2.

Тема 2. Тенденции развития российской

правовой науки

6

4

2

3.

Тема 3. Актуальные проблемы современного правоведения

6

4

2

4.

Тема 4. Выбор темы научного исследования, обоснование ее актуальности

6

2

4

5.

Тема 5. Постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотез

4

-

4

6.

Тема 6. Выявление степени разработанности научной проблемы. Определение источниковой базы исследования

8

4

4

7.

Тема 7. Методы правовых исследований

8

4

4

8.

Тема 8. Методы сравнительно-правовых исследований

4

2

2

9.

Тема 10. Социологические методы исследований в правоведении

4

2

2

10.

Тема 11. Презентация научных исследований

4

-

4

ИТОГО:

54

20

34

Цели и задачи курса «Методология правовых исследований»

Цель дисциплины – формирование и развитие у студентов-магистров навыков проведения научных исследований в области права; раскрытие творческого научного потенциала студентов; разработка методологии конкретных научных исследований (магистерских диссертаций).

По завершению курса «Методология правовых исследований» магистр 5 курса должен:

- получить представления о тенденциях развития зарубежной и отечественной правовой науки вообще и теоретико-правовой и историко-правовой науки в частности, об актуальных проблемах, требующих научной разработки;

- уяснить содержание категории «методология правовых исследований» на абстрактно-теоретическом и практическом уровнях;

- выявить специфику исследований в области теории и истории права и государства, учений о праве и государстве;

- научиться формулировать цели и задачи научного исследования, обосновывать его актуальность и научную новизну;

- освоить методику выдвижения, обоснования и проверки научных гипотез;

- получить знания об основных методах исследований, применяемых в юриспруденции (как общенаучных, так и частных);

- научиться подбирать и применять методы, соответствующие содержанию, целям и задачам конкретного исследования; определять целесообразность их применения в конкретном случае;

- научиться формулировать и отстаивать собственную научную позицию.

Преподавание курса ведется на интерактивных методиках, предполагающих взаимодействие преподавателя со студентами в ходе обучения на основе принципов коллегиальности и сотрудничества. В структуре курса общим объемом 54 ауд. час., 20 час. составляют лекции, 34 час. – семинарские занятия. Тем самым в преподавании курса акцент смещается в сторону семинаров, в ходе которых предполагается согласование идей и мнений участников семинара, чтобы коллективными усилиями выйти на новый уровень осмысления проблемы.

Курс рассчитан на раскрытие творческого научного потенциала студентов. В ходе освоения курса студенты не только получают представления о сложной области методологии правоведения и знания о методах правовых исследований (как общенаучных, так и частных), но и учатся эти знания применять, овладевая навыками исследовательской работы.

В ходе преподавания курса будут использоваться формы «круглого стола», дискуссии, ролевой и деловой игры, будет применяться метод «мозгового штурма», будет осуществляться обучение на основе гипотетических дел и фабул («case-stady»), а также будет вестись рефлексивный анализ происходящего в ходе обучения.

В процессе преподавания курса преподаватель ведет индивидуально с каждым студентом разработку тем магистерских диссертаций, определяя цели, задачи, методы исследований. В ходе семинаров студенты обмениваются друг с другом знаниями и опытом разработки научных проблем, овладевают методами научных исследований.

Вместе с тем студентам придется достаточно много работать самостоятельно, а также консультироваться с преподавателями кафедры теории и истории государства и права, являющимися у них научными руководителями по написанию магистерских диссертаций.

Сложность освоения курса состоит «в разрушении» имеющихся у студентов представлений об учебном процессе, когда преподаватель «обрушивает» на студента огромный объем имеющихся у него знаний из той или иной области в виде информации, не заботясь о том, какая часть этой информации перейдет в знания студента. Система отечественного образования формирует знания, в то время как студент в ходе обучения должен овладеть еще и навыками.

Поэтому применительно к данному курсу речь идет не только о том, как передать студентам информацию из области методологии права, даже не о том, какие формы и методы обучения использовать, чтобы информация, полученная от преподавателя, трансформировалась в знания обучаемых, а в гораздо большей степени о том, как вооружить студентов конкретными навыками проведения правовых исследований, которые пригодятся им: а) при написании магистерских диссертаций (задача минимум); б) при проведении любого рода правовых исследований, как для научных, так и для практических нужд (задача максимум). Соответственно, студент, проходящий обучение в рамках данного курса, может сам поставить для себя планку, к достижению которой он стремится.

В основе курса – опыт автора по руководству научно-исследовательскими программами в области права, проводимыми в рамках МРОО «Центр содействия правовой реформе» при поддержке фонда Д. и К. Макартуров и других фондов (фонд Сороса, NED); стажировки автора по изучению зарубежных систем юридического образования; профессиональное общение автора с ведущими российскими учеными, работающими над созданием современной методологии отечественной юриспруденции.

Даже самые сложные проблемы становятся простыми, понятными и доступными, если преподаватель и студенты проявляют интерес к изучаемому предмету и правильно строят общение друг с другом в ходе обучения.

Хочется пожелать студентам-магистрам успехов в освоении курса «Методология правовых исследований»!

Заведующая кафедрой теории и истории государства и права РУДН,

доктор юридических наук, профессор М.В. Немытина

Программа курса «Методология правовых исследований»

Тема 1.

Предмет, цели, задачи и система курса

«Методология правовых исследований»

Соотношение теории права, методологии права и методологии правовых исследований. Методология права как совокупность методов и подходов к праву. Методология правовых исследований как совокупность методов правовых исследований и навыков их применения.

Соотношение методологии теоретико-правовых, историко-правовых исследований и исследований отраслях права и других областях научных юридических знаний. Теория права и государства, история права и государства, история учений о праве и государстве как область научных юридических знаний и научная специальность.

Цель курса «Методология правовых исследований» как формирование и развитие у обучаемых навыков проведения научных исследований в области правоведения и разработка методологии конкретных научных исследований.

Система курса «Методология правовых исследований» как формирование у обучаемых алгоритма действий по проведению научного исследования в области права. Определение актуальности и научной новизны правового исследования. Постановка целей и задач исследования, выдвижение научных гипотез и их разработка. Целесообразность выбора и применения тех или иных методов исследования.

Тема 2.

Тенденции развития российской правовой науки

Развитие отечественной правовой науки в дореволюционный период. Советская юриспруденция. Развитие правоведения в постсоветский период. Правовая наука и реформы в российском обществе на рубеже ХХ-ХХI вв. Роль науки в проведении судебно-правовой реформы, административной реформы.

Формационный и цивилизационный подходы к развитию государства и права. Многообразие существующих в мире правовых систем, правовых культур.

Российская и зарубежная правовая наука, соотношение тенденций их развития, подходов и применяемых методов исследований. Восприятие российским правоведением зарубежного опыта.

Современное состояние российского правоведения. Методологический кризис правоведения: пути и возможности выхода из него. Роль правовой науки в модернизации российского общества. Юридическая наука и образование: перспективы и возможности взаимодействия.

Тема 3.

Актуальные проблемы современного правоведения

Многообразие подходов к праву. Проблемы понимания права. Человек, общество и государство в правовом пространстве. Интегративная юриспруденция. Концепции современной теории государства и права.

Соотношение доктринальной, догматической и практической юриспруденции. Специфика разработки правовых проблем на доктринальном, догматическом и практическом уровнях.

Частное и публичное в праве. Частные интересы как фактор развития общества. Публичные интересы как интересы общества и государства. Корпоративно-публичные и государственно-публичные интересы. Гармонизация частных и публичных интересов в праве.

Специфика проведения теоретико-правовых и историко-правовых исследований. Актуальные проблемы теории и истории права и государства, истории учений о праве и государстве. Методы исследований, применяемые в юриспруденции. Методы исследований, применяемые теоретико- и историко-правовой науке. Междисциплинарные связи.

Тема 4.

Выбор темы научного исследования,

обоснование ее актуальности

Актуализация исследовательских интересов и возможностей обучаемых в соответствии с областями научных юридических знаний, отраслями права, теоретической и практической юриспруденции.

Определение типа мышления каждого обучаемого. Мотивация обучаемых к исследовательской деятельности. Мотивация к проведению исследований в области теории и истории права и государства, учений о праве и государстве.

Предварительное определение тем исследований. Обоснование актуальности темы с учетом тенденций и потребностей развития юридической науки и практики.

Обсуждение и уточнение тем исследований. Составление планов исследований.

Тема 5.

Постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотез

Значение целеполагания в исследовательской деятельности. Формулирование целей и задач исследования. Обсуждение и уточнение целей и задач.

Выдвижение и формулирование рабочих гипотез научного исследования. Обсуждение и уточнение гипотез. Определение жизнеспособности гипотез.

Тема 6.

Выявление степени разработанности научной проблемы.

Определение источниковой базы исследования

Историография и источниковедение, возможности их применения не только в историко-правовой, но и в теоретико-правовой науке, а также в других областях научных юридических знаний.

Степень научной разработанности проблемы в отечественном правоведении в соответствии с этапами развития общества: а) дореволюционный период; б) советский период; в) постсоветский период.

Степень научной разработанности проблемы в зарубежной юриспруденции (с учетом правовых систем и правовых культур).

Источники права, их иерархия. Соотношение источников права с другими источниками – носителями научной информации (различные материалы официального делопроизводства, дневники и воспоминания, периодическая печать, статистические и социологические данные).

Обоснование степени научной разработанности по теме исследования. Определение круга источников, включенных в исследование.

Тема 7.

Методы правовых исследований

Методология правовых исследований как совокупность методов. Общенаучные методы и частнонаучные методы. Диалектика познания. Соотношение материального и идеального в процессе познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция. Структурно-функциональный анализ. Моделирование. Логический метод. Математические методы в юриспруденции. Социологические методы исследований. Статистический метод. Методы сравнительно-правовых исследований.

Объективность и достоверность исследований. Оптимизация правовых исследований и повышение их эффективности с помощью применяемых методов.

Тема 8.

Методы сравнительно-правовых исследований

Место и роль сравнительно-правовых исследований в современном российском правоведении. Необходимость обращения к дореволюционному и советскому отечественному прошлому для осмысления настоящего. Возможности адаптации зарубежного опыта в современной российской юриспруденции.

Синхронный и диахронный методы исследований, возможности их применения. Сравнительный анализ правовых доктрин. Сравнительный анализ правовых текстов и норм права. Сравнительный анализ практики правоприменения.

Алгоритмы деятельности в компаративистике. Алгоритмы компаративистского поведения при исследовании конкретных проблем.

Тема 9.

Социологические методы исследований в правоведении

Социология права, ее содержание и развитие. Концепции права социологического толка.

Социология и юриспруденция: перспективы и возможности взаимодействия. Современная социология как наука, возможности ее применения в юриспруденции. Социология права как перспективное направление современной юриспруденции.

Социологические методы исследований. Анкетирование и интервьюирование. Репрезентативность социологических исследований. Объективность и достоверность исследований, проведенных с использованием социологических методов.

Тема 10.

Презентация научных исследований

Обоснование конкретных научных исследований обучаемыми: а) актуальность и научная новизна; б) цель и задачи исследования; в) научные гипотезы; г) методы исследований; д) предполагаемый результат.

Презентация и обсуждение научных исследований.

Планы семинарских занятий по курсу

«Методология правовых исследований»

Тема 1.

Предмет, цели, задачи и система курса

«Методология правовых исследований»

Время – 2 часа

1. Выявление уровня владения знаниями из области методологии исследований права.

2. Выявление уровня владения навыками проведения правовых исследований.

Временная сетка семинара

20 мин.

Знакомство преподавателя со студентами.

Выявление ожидания студентов от курса

40 мин. (60)

Дискуссия по теме «Методология правовых

исследований»

15 мин. (75)

Постановка целей и задач курса

15 мин. (90)

Подведение итогов занятия

Тема 2.

Тенденции развития российской правовой науки

Время – 2 часа

1. Развитие отечественной правовой науки в дореволюционный период. Советская юриспруденция.

2. Развитие правоведения в постсоветский период. Правовая наука и реформы в российском обществе на рубеже ХХ-ХХI вв.

3. Роль правовой науки в модернизации российского общества.

Временная сетка семинара

10 мин.

Открытие занятия, постановка целей и задач

30 мин. (40)

Круглый стол по теме «Отечественное правоведение

в дореволюционный, советский, постсоветский

периоды»

20 мин. (60)

Работа в малых группах методом «мозгового

штурма» по теме «Роль правовой науки в

модернизации российского общества»

20 мин. (80)

Доклады групп. Обсуждение докладов

10 мин. (90)

Подведение итогов работы

Тема 3.

Актуальные проблемы современного правоведения

Время – 2 часа

1. Многообразие подходов к праву в современной юриспруденции.

2. Актуальные проблемы теории и истории права и государства, истории учений о праве и государстве.

3. Методы исследований, применяемые в юриспруденции.

Временная сетка семинара

10 мин.

Открытие занятия, постановка целей и задач

20 мин. (30)

Работа в группах методом «мозгового штурма» по

теме «Актуальные проблемы теоретико-и историко-

правовой науки»

20 мин. (50)

Доклады групп

20 мин. (70)

Работа в группах методом «мозгового штурма» по

теме «Методы исследований, применяемые в

юриспруденции»

20 мин. (90)

Доклады групп. Обсуждение докладов

Тема 4.

Выбор темы научного исследования,

обоснование ее актуальности

Время – 4 часа

1. Определение тем научных исследований.

2. Обоснование актуальности темы исследования с учетом тенденций и потребностей развития юридической науки и практики.

Временная сетка семинара

Занятие 1

10 мин.

Открытие занятия, постановка целей и задач

50 мин. (60)

Выступления студентов с предложениями по

разработке тем научных исследований (содержание

проблем, методы исследований)

20 мин. (80)

Коллективное обсуждение предложенной

проблематики

10 мин. (90)

Подведение итогов занятия

Занятие 2

10 мин.

Открытие занятия, постановка целей и задач

60мин. (70)

Уточнение тем научных исследований (содержание

проблем, методы исследований)

20 мин. (90)

Рефлексивный анализ занятия

Тема 5.

Постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотез

Время – 4 часа

1. Определение целей и задач научного исследования. Обсуждение и уточнение целей и задач.

2. Выдвижение и формулирование рабочих гипотез научного исследования. Обсуждение и уточнение гипотез.

Временная сетка семинара

Занятие 1

10 мин.

Открытие занятия, постановка целей и задач

70 мин. (80)

Выступления студентов по целям и задачам

исследований. Оппонирование

10 мин. (90)

Подведение итогов занятия

Занятие 2

10 мин.

Открытие занятия, постановка целей и задач

40 мин. (50)

Работа в группах по выдвижению и обоснованию

научных гипотез

30 мин. (80)

Доклады групп

10 мин. (90)

Подведение итогов работы групп

Тема 6.

Выявление степени разработанности научной проблемы.

Определение источниковой базы исследования

Время – 4 часа

1. Обоснование степени научной разработанности по теме исследования.

2. Определение круга источников, включенных в исследование.

Временная сетка семинара

Занятие 1

10 мин.

Открытие занятия, постановка целей и задач

70 мин. (80)

Выступления студентов с обоснованием степени

разработанности научной проблемы

10 мин. (90)

Подведение итогов занятия

Занятие 2

10 мин.

Открытие занятия, постановка целей и задач

70 мин. (80)

Выступления студентов с обоснованием круга

источников, включенных в исследование

10 мин. (90)

Подведение итогов занятия

Тема 7.

Методы правовых исследований

Время – 4 часа

1. Методы научных исследований, применяемые в юриспруденции.

2. Определение методов научных исследований по теме исследования.

Временная сетка семинара

Занятие 1

10 мин.

Открытие занятия, постановка целей и задач

60 мин. (70)

Рефераты по теме «Методы исследований,

применяемые в юриспруденции»

20 мин. (70)

Подведение итогов занятия

Занятие 2

10 мин.

Открытие занятия, постановка целей и задач

60 мин. (70)

Выступления студентов с обоснованием методов

исследований по теме магистерской диссертации

20 мин. (70)

Комментарий преподавателя

Тема 8.

Методы сравнительно-правовых исследований

Время – 2 часа

1. Место и роль сравнительно-правовых исследований в современном российском правоведении.

2. Синхронный и диахронный методы исследований, возможности их применения.

3. Алгоритмы компаративистского поведения при проведении исследования конкретных проблем.

Временная сетка семинара

10 мин.

Открытие занятия, постановка целей и задач

30 мин. (40)

Работа в группах методом «мозгового штурма» по

теме «Алгоритмы компаративистского поведения»

30 мин. (70)

Доклады групп

20 мин. (90)

Подведение итогов работы групп

Тема 9.

Социологические методы исследований в правоведении

Время – 2 часа

1. Социология права как перспективное направление современной юриспруденции.

2 Социологические методы исследований в правоведении, их применение в рамках конкретных исследований.

Временная сетка семинара

10 мин.

Открытие занятия, постановка целей и задач

30 мин. (40)

Работа в группах по разработке социологического

исследования

30 мин. (70)

Доклады групп

20 мин. (90)

Подведение итогов работы групп

Тема 10.

Презентация научных исследований

Время – 4 часа

1. Обоснование конкретных научных исследований обучаемыми:

а) актуальность и научная новизна;

б) цель и задачи исследования;

в) научные гипотезы;

г) методы исследований;

д) предполагаемый результат.

2. Презентация и обсуждение научных исследований.

Временная сетка семинара

10 мин.

Открытие занятия, постановка целей и задач

80 мин. (90)

Презентация исследований студентами

Перерыв

70 мин. (160)

20 мин. (180)

Подведение итогов работы

Литература:

Алексеев С.С. Восхождение к праву. М., 2004.

Гурвич Г.Д. Философия и социология права: Избранные сочинения – СПб., 2004.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. – М.,2008.

Истоки и источники права: Очерки / Под ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. СПб., 2006.

История политических и правовых учений. Учебник / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002.

Козлихин И.Ю., Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений. Учебник. – СПб.,2007.

Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М., 2009.

Немытина М.В. Право России как интеграционное пространство. Изд 2-е, перераб. – Саратов, 2008.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник. – М.,1999.

Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права. Учебник. – СПб., 2005.

Право и культура: Монография. – М., 2002.

Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. М.Н. Марченко. – М., 2008.

Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. Учебник. – СПб, 2006.

Проблемы понимания права: Сборник научных статей. Серия: Право России: новые подходы. Выпуск 3. – Саратов, 2007.

Современные методы исследования в правоведении / Под ред. Н.И. Матузова, и А.В. Малько. – Саратов, 2007.

Социальная антропология права современного общества / Под ред. И.Л. Честнова. СПб., 2006.

Примерная тематика рефератов:

1. Соотношение теории и методологии права.

2. Проблемы понимания права.

3. Интегративная юриспруденция.

4. Диалектический метод познания в правоведении.

5. Социологический подход в правоведении.

6. Антропологический подход в правоведении

7. Системный подход в правоведении.

8. Использование математических методов в юриспруденции.

9. Социологические методы исследований в юриспруденции.

10. Метод моделирования в правоведении.

11. Герменевтический подход в правоведении.

12. Синергетический подход в правоведении.

13. Источниковедение в историко-правовых исследованиях.

14. Историография в историко-правовых исследованиях.

15. Методология сравнительно-правовых исследований.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

    Учебно-методический комплекс
    особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая
  2. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «логика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Знание логики является важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки специалиста управления. Сегодня в условиях изменения характера человеческого труда ценность такого знания возрастает.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическое источниковедение»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Аманжолом Кузембайулы на основании государ­ственного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности
  5. Учебно методический комплекс по дисциплине «Источниковедение истории Казахстана» специальность 050114 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно - методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Аманжолом Ку­зембайулы, магистранткой исторического факультета второго года обучения Мукужановой Айзадой на основании

Другие похожие документы..