Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Наукову премію імені Івана Франка присуджує Вчена радаЛьвівського національного університету імені Івана Франка (далі- Університет) один раз на рік у...полностью>>
'Документ'
В пособии изложены рекомендации по проектированию станций скорой и неотложной медицинской помощи, станций переливания крови с виварием, молочных кухн...полностью>>
'Документ'
На сегодняшний день бесспорной является тенденция повышения значимости регионального уровня регулирования экономических процессов. Различия в социаль...полностью>>
'Закон'
Бадалов Д.С. – часть 6 статьи 5, статьи 6, 9, 10, 21–23, 31 и 32, Приложения 1 и 2.Василенкова И.И. – части 1-5 и 7-11 статьи 5, статьи 7, 28, 29, 36...полностью>>

Василий Андреевич Жуковский. «Спящая царевна». «Кубок». Александр Сергеевич Пушкин. «Няне». «У лукоморья дуб зеленый…». «сказка

Главная > Сказка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тексты произведений, изучаемых на уроках литературы в течение учебного года.

5 класс

Русские народные сказки

«Царевна-лягушка».

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов.

«Случились вместе два астронома в пиру…»

Из литературы XIX века

Русские басни.

Иван Андреевич Крылов.

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». «Волк на псарне»

Василий Андреевич Жуковский.

«Спящая царевна».

«Кубок».

Александр Сергеевич Пушкин.

«Няне».

«У лукоморья дуб зеленый…». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Всеволод Михайлович Гаршин.

«Attalea Princeps».

Антоний Погорельский

«Черная курица или подземные жители»

Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Бородино»

Алексей Васильевич Кольцов.

«Что ты спишь, мужичок?..»

Николай Васильевич Гоголь.

«Заколдованное место»

Николай Алексеевич Некрасов.

«На Волге».

«Есть женщины в русских селеньях…».

«Крестьянские дети».

Иван Сергеевич Тургенев.

«Муму»

Афанасий Афанасьевич Фет.

«Весенний дождь»

Лев Николаевич Толстой.

«Кавказский пленник».

Антон Павлович Чехов.

«Хирургия»

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»;

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин.

«Косцы».

Владимир Галактионович Короленко.

«В дурном обществе».

Александр Иванович Куприн.

«Тапер».

Сергей Александрович Есенин.

«Синий май. Зоревая теплынь…»

Павел Петрович Бажов.

«Медной горы Хозяйка».

Константин Георгиевич Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».

Самуил Яковлевич Маршак.

«Двенадцать месяцев»

Андрей Платонович Платонов.

«Никита».

Виктор Петрович Астафьев.

«Васюткино озеро».

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы».

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед».

Даниэль Дефо.

«Робинзон Крузо».

Ханс Кристиан Андерсен.

«Снежная королева».

Жорж Санд

«О чем говорят цветы».

Марк Твен.

«Приключения Тома Сойера».

Джек Лондон.

«Сказание о Кише»

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

К концу учебного года пятиклассники должны знать и уметь:

-определять жанр произведения;

-определять мораль сказки и басни;

-различать фантастику и сказку;

-определять систему образов и выделять главного героя;

-знать что такое сюжет его особенности;

-роды литературы;

-сатира и юмор аллегория басни;

-определять историческую основу произведения патриотический или иной пафос;

-определять изобразительно-выразительные средства языка проблематику

произведения и его стиль;

-иметь понятие об эпитете портрете пейзаже;

-уметь составлять характеристику героев произведения;

-определять конфликт в произведении композицию;

-знать что такое поэтическое восприятие окружающего мира понимать задачи поэзии и прозы..

Работа по развитию речи включает в себя выполнение норм чтения , его выразительности , умению пересказывать логично, умению понимать прочитанное, организацию и проведение письменных работ.

6 класс

Древнерусская литература.. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском ки­селе».

Русские басни. И. И.Дмитриев. «Муха».

И. А. Крылов. «Листы и корни». «Ларчик». «Осел и Соло­вей».

А. С. Пушкин. «Узник», «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Дубровский». «Повести Белкина»: «Барышня-крестьян­ка».

М. Ю. Л е р м о н то в. «Тучи», «Листок», «Утес», «На севере диком...», «Три паль­мы»...

И. С. Тургенев Цикл рассказов «Запи­ски охотника» «Бежин луг».

Ф. И. Тютч е в. «Неохотно и несмело...». «С по­ляны коршун поднялся...», «Листья».

А. А. Ф ет. «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Еще майская ночь».

Н. А. Некрасов. «Железная дорога». «Дедушка».

Н. С.Лесков. «Левша», «Человек на ча­сах».

А. П. Чехов. «Толстый и тон­кий», «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы

Родная природа в стихотворе­ниях русских поэтов XIX века.

Я. П. Полонский. «По го­рам две хмурых тучи...», «По­смотри — какая мгла...».

Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...».

А. К. То л сто й. «Где гнутся над омутом лозы...».

А. П. Платонов «Неизвестный цветок».

А. С. Г р и н. «Алые паруса».

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца».

Стихи русских поэтов о Вели­кой Отечественной войне. Сло­во о поэтах-фронтовиках.

К. М. С и м о н о в. «Ты по­мнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...».

Д. С. Самойлов. «Сороковые».

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

В. Г. Распутин. «Уроки французского».

Н. М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осен­ние», «В горнице».

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Родная природа в русской поэ­зии XX века.

А. А. Б л о к. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...».

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

В.М.Шукшин. «Срезал».

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась бе­да...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

Г. Ту к а й. «Род­ная деревня», «Книга».

Мифы Древней Греции. Под­виги Геракла

Геродот. «Легенда об Арионе».

Гомер. «Илиада» и «Одиссея»

М.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот».

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

П. М е р и ме. Новелла «Маттео Фальконе».

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;

- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двухсложные и трёхсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и её художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

7 класс

1.Устное народное творчество
Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

2.Из древнерусской литературы

Поучение Владимира Мономаха (отрывок), Повесть о Петре и Февронии Муромских.

3.Из русской литературы ХУIII века
Михаил Васильевич Ломоносов.

К статуе Петра Великого, Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года (отрывок).

Гавриил Романович Державин.

«Река времен в своем стремленьи» ,« На птичку», « Признание».

4. Из русской литературы ХIХ века
Александр Сергеевич Пушкин.

«Полтава», (Полтавский бой), «Медный всадник» (Вступление «На берегу пустынных волн». «Песнь о вещем Олеге». «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).

Михаил Юрьевич Лермонтов

« Песня про царя Ивана Васильевича» «Когда волнуется желтеющая нива.», «Молитва». «Ангел».

Николай Васильевич Гоголь.

«Тарас Бульба».

Иван Сергеевич Тургенев.

« Бирюк». Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Николай Алексеевич Некрасов.

«Русские женщины» (Княгиня Трубецкая).

«Размышления у парадного подъезда».

Алексей Константинович Толстой.

Князь Серебряный.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Дикий помещик»

Лев Николаевич Толстой.

«Детство» Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна».

Иван Алексеевич Бунин.

« Цифры». «Лапти»

Антон Павлович Чехов.

«Хамелеон». «3лоумышленник»,.

Стихотворения русских поэтов ХIХ века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И.. Бунин. «Родина»; А.. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест».

5.Из русской литературы ХХ века

Максим Горький.

« Детство». « Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Владимир Владимирович Маяковский.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям».

Леонид Николаевич Андреев.

« Кусака».

Андрей Платонович Платонов.

«Юшка».

Борис Леонидович Пастернак.

« Никого не будет в доме».

Федор Александрович Абрамов.

« О чем плачут лошади».

Евгений Иванович Носов.

« Кукла» (Акимыч), «Живое пламя».

Юрий Павлович Казаков.
«Тихое утро».

Александр Трифонович Твардовский

«Снега потемнеют синие..», .»», Июль — макушка лета..», « ., На дне моей жизни».

Дмитрий Сергеевич Лихачев.

«3емля родная» (главы из книги).

6.Из зарубежной литературы
Роберт Бернс

Джордж Гордон Байрон.

«Ты кончил жизни путь, герой!»

Японские хокку (трехстишия).

О. Генри.

«Дары волхвов».

Рей Дуглас Брэдбери.

«Каникулы».

Список произведений для заучивания наизусть.

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всерос­сийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И.С.Тургенев. Русский язык.

Н.А.Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отноше­ние к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотво­рения по выбору учащихся (К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).

А.Есенин. «Топи да болота...». Н.А.Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...».

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

Учащиеся должны знать:

Авторов и содержание изученных художественных произведений.

Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).

Жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы).

Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.

Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.

Основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи.

Характерные особенности индивидуального стиля писателя.

Учащиеся должны уметь:

Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.

Сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

Различать эпические, драматические и лирические произведения.

Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.

Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов.

Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

Обосновывать свое мнение о произведениях и героях.

Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.

8 класс

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского».

«Шемякин суд».

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль» (сцены).

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов.

«Лягушки, просящие царя». «Обоз».

Кондратий Федорович Рылеев.

«Смерть Ермака».

Александр Сергеевич Пушкин.

«Туча».

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). «19 октября». «История Пугачева» (отрывки). Роман «Капитанская дочка». «Пиковая дама».

Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Мцыри».

Николай Васильевич Гоголь.

«Ревизор».

«Шинель».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«История одного города» (отрывок).

Николай Семенович Лесков.

«Старый гений».

Лев Николаевич Толстой.

«После бала».

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов.

«О любви» (из трилогии).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин.

«Кавказ».

Александр Иванович Куприн.

«Куст сирени».

Александр Александрович Блок.

«Россия».

Сергей Александрович Есенин.

«Пугачев».

Иван Сергеевич Шмелев.

«Как я стал писателем».

Писатели улыбаются

М. Зощенко. «История болезни»;

Тэффи. «Жизнь и воротник».

Михаил Андреевич Осоргин.

«Пенсне».

Александр Трифонович Твардовский.

«Василий Теркин».

Андрей Платонович Платонов.

«Возвращение».

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др.

Виктор Петрович Астафьев.

«Фотография, на которой меня нет».

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир.

«Ромео и Джульетта».

Сонеты

Жан Батист Мольер.

«Мещанин во дворянстве»

Джонатан Свифт.

«Путешествия Гулливера».

Вальтер Скотт.

«Айвенго».

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

9 класс

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве».

Литература 18 века.

Михаил Васильевич Ломоносов.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Гавриил Романович Державин.

«Властителям и судиям». «Памятник».

Николай Михайлович Карамзин.

«Бедная Лиза».

Русская литература 19 века.

Василий Андреевич Жуковский.

«Море». «Светлана».

Александр Сергеевич Грибоедов.

«Горе от ума».

Александр Сергеевич Пушкин.

«К Чаадаеву», «Анчар», «К морю», «Я вас любил» , «На холмах Грузии», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

«Евгений Онегин»

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Молитва», «Парус» «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет», «Дума», «Предсказание».

«Герой нашего времени».

Николай Васильевич Гоголь

«Мертвые души».

Александр Николаевич Островский

«Бедность не порок».

Федор Михайлович Достоевский.

«Белые ночи».

Антон Павлович Чехов

«Смерть чиновника».

Иван Алексеевич Бунин.

«Темные аллеи».

Михаил Александрович Шолохов.

«Судьба человека».

Александр Исаевич Солженицын

«Матренин двор».

Русская поэзия Серебряного века.

Александр Александрович Блок

«Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…».

Сергей Александрович Есенин

«Вот уж вечер…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая…»

Марина Ивановна Цветаева.

«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве».

Николай Алексеевич Заболоцкий.

«Я не ищу гармонию в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст» «Завещание».

Анна Андреевна Ахматова

«Пушкин», «Подорожник», «Ветер войны».

Александр Трифонович Твардовский.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом».

Зарубежная литература.

Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…»,»Нет, не надейся признание заслужить…».

Гораций «Я воздвиг памятник…».

Данте Алигьери.

«Божественная комедия» (фрагменты).

Уильям Шекспир.

«Гамлет»

Иоганн Вольфганг Гете. «Фауст»

Список произведений для заучивания наизусть

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»),

М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).

Г. Р. Д е р жавин. Властителям и судиям. Памятник (на на­бор).

А. С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А. С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадона. Пророк. «Я вас любил...» (по выбору учащихся).

Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например, «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. «И скучно и грустно», « Родина», « Пророк», «Молитва» (по выбору учащихся).

А. Блок. «Ветер принес издалека...». «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...» (на выбор).

С. А. Есенин. «Край ты мой заброшенный...». «Не жалею не зову, не плачу...». «Разбуди меня завтра рано...». «Отговорила роща золотая...» (по выбору учащихся).

B.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И.Цветаева. «Идешь, на меня похожий...». «Мне нравится, что вы больны не мной...». Стихи о Москве. Стих» к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору уча­щихся).

Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе...*. «Где-то в поле возле Магадана...». О красоте человечески* лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).

А.А.Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с те­ми я, кто бросил землю...». «Что ты бродишь неприкаянный, Муза. «И упало каменное слово...» (по выбору).

А.Т.Твардовский. Весенние строчки. «Я убит поле Ржевом...» (отрывок).

Требования к уровню подготовки

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс IХ класса.

Учащиеся должны знать:

Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

Тексты художественных произведений.

Сюжет, особенности композиции.

Типическое значение характеров главных героев произведений.

Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).

Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

10 класс

А.С.Пушкин. Лирика. Свобода как социальный, нравственный и философский идеал. «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Поэту», «Из Пиндемонти». «Элегия» ,«Медный всадник.», «Борис Годунов».

М.Ю.Лермонтов. «Дума».

Н.В.Гоголь «Петербургские повести».

И.А.Гончаров. «Обломов»

А.Н.Островский «Гроза».

И.С.Тургенев. «Записки охотника»

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города», «Сказки»

Н.С.Лесков. «Очарованный странник».

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

Л.Н.Толстой. «Война и мир».

А.П.Чехов. «Дама с собачкой». «Маленькая трилогия». «Ионыч». «Студент». «Вишневый сад»

Список произведений для заучивания наизусть

А.С.Пушкин. 3—4 стихотворения (по выбору уча­щихся).

М. Ю.Лермонтов. 2—3 стихотворения (по выбору уча­щихся).

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Я пришел к тебе с приветом...». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта...». «Я те­бе ничего не скажу...». «Какая грусть! Конец аллеи...» (на вы­бор).

Н.А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с тобой бестолковые люди...». Кому на Pyaf жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).

А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору уча­щихся),

И.С.Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору уча­щихся).

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

11 класс

А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». «Олеся».

И.А.Бунин. «Жизнь Арсеньева». «Антоновские яблоки» «Господин из Сан-Франциско» Солнечный удар». «Чистый понедельник»

А.М.Горький. «Старуха Изергиль». «Челкаш». «На дне».

Л.Андреев. «Иуда Искариот».

Поэзия Серебряного века

А.А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме». «Соловьиный сад» «12».

А.Ахматова Стихи,«Реквием».

С.А.Есенин Стихи

М.А.Булгаков «Белая гвардия».

И.Бабель «Конармия».

А.А.Фадеев. «Разгром»

М.А.Шолохов. «Донские рассказы» Тихий Дон».

Е.Замятин. «Пещера» «Дракон». «Мы»

А.Платонов. «Котлован»

М.Булгаков «Мастер и Маргарита».

М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак Стихи

В.Тендряков «Хлеб для собаки»

В.Быков «Облава».

Изображение Великой Отечественной войны в литературе.

В.П.Некрасов «В окопах Сталинграда».

«Деревенская проза». Обзор. (В.Распутин, В.Астафьев, Ф. Абрамов, В.Белов).

В.Шукшин. Рассказы

А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по литературе для 5-9 классов на 2011-12 учебный год

    Рабочая программа
    Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его
  2. Иван Андреевич Крылов 5 часов урок (2)

    Урок
    Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство,
  3. Иван Андреевич Крылов 5 часов урок (1)

    Урок
    Урок 14Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство,
  4. Учебник-хрестоматия по истории, для учащихся 5 11 классов

    Учебник
    2. Если имею даръ пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, такъ - что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
  5. Российская Академия Наук (4)

    Документ
    Здравствуй, дорогой Соратник. Да, да - это именно к тебе обращаются Авторы книги, которую ты держишь в руках. Почему Соратник? Соратник очень древнее красивое слово, слагаемое из двух сокровенных смыслов.

Другие похожие документы..