Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс «Программные средства компьютерной графики» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного ст...полностью>>
'Документ'
Методы воспитания толерантности - это спо­собы формирования у детей готовности к понима­нию других людей и терпимому отношению к их своеобразным пост...полностью>>
'Документ'
Непременно увеличивайте количество поглощаемой информации. Загружайте мозги, загружайте! Иначе вы никогда не добьетесь исцеления – рвоты и очищения м...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
«История государства и права зарубежных стран» является одной из обязательных дисциплин в образовательной подготовке студентов юридического профиля. О...полностью>>

Тема 1: «Институты гражданского общества по противодействию коррупции. Взаимодействие с государственными органами»

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 1: «Институты гражданского общества по противодействию коррупции. Взаимодействие с государственными органами».

Лекция. 2 часа

Вопросы:

  1. Понятие и признаки коррупции.

  2. Сферы проявления и основные факторы коррупции.

  3. Исторические и социальные корни коррупции.

  4. Коррупция в современной России.

  5. Основные способы борьбы с коррупцией. Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010/2011 годы

  6. Политика государства в сфере взаимодействия институтов гражданского общества и органов законодательной власти.

Вопрос 1. Понятие и признаки коррупции

На протяжении всей истории человечества коррупция как системное явление сопровождала деятельность государственного аппарата, ослабляя его, нарушая нормальное функционирование публичной власти. Полностью искоренить коррупцию ещё не удалось ни в одном обществе. В современном мире коррупция порождает серьёзные проблемы и угрозы для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. В последнее время имеют место случаи коррупции, связанные с большими объёмами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государства, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств. Специалисты сходятся на мнении, что успешная масштабная деятельность террористических формирований невозможна без содействия коррумпированных правоохранительных органов государства. Сегодня коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран. Профилактика и искоренение коррупции – обязанность каждого демократического правового государства. Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года №1789-р, необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является сокращение Уровня коррупции в федеральных органах исполнительной власти, которая препятствует повышению эффективности государственного управления. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости. Здесь главным документом должен стать Национальный план противодействия коррупции, утверждённый указом президента РФ от 31 июля 2008 года № Пр-1568. Согласно индексу GRICS (Governance Reach Indicator Country Snapshot), который определяется один раз в два года Всемирным Банком и оценивает эффективность государственного управления в 209 странах, Россия по таким показателям, как эффективность работы Правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией, находится в нижней части рейтинга. По индексу восприятия коррупции, рассчитываемому международной организацией «Транспэренси Интернэшнл», в 2007 году Россия среди 170 стран занимала 143-е место. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в российской Федерации недопустимо высок. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 июля 2008 года утверждён «Национальный план противодействия коррупции». Суть коррупции заключается в использовании официальной власти в личных целях. 27 января 1999 года в Страсбурге была принята Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, которая ратифицирована Российской Федерацией в 2006 году. 31 октября 2003 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию против коррупции, которую Россия ратифицировала также в 2006 году. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию в качестве проявлений коррупции называет:

  • Активный подкуп национальных публичных должностных лиц, под которым понимаются преднамеренное обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица с тем, чтобы это публичное должностное лицо совершило действия либо воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.

  • Пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц, под которым понимаются прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение каким-либо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещания такого преимущества с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.

  • Активный и пассивный подкуп членов национальных публичных собраний

  • Активный и пассивный подкуп иностранных публичных должностных лиц

  • Активный и пассивный подкуп членов иностранных публичных собраний

  • Активный подкуп в частном секторе, под которым понимаются преднамеренное обещание, предложение или предоставление, прямо или косвенно, в ходе осуществления коммерческой деятельности какого-либо неправомерного преимущества каким-либо лицам, которые руководят предприятиями частного сектора или работают на них в ином качестве, для самих этих лиц или любых других лиц с тем, чтобы эти лица совершили действия или воздержались от их совершения в нарушение своих обязанностей.

  • Пассивный подкуп в частном секторе, под которым понимаются преднамеренное испрашивание или получение, прямо или косвенно, в ходе коммерческой деятельности какими-либо лицами, которые руководят предприятиями частного сектора или работают в них в том или ином качестве, какого-либо неправомерного преимущества или обещания этого преимущества для самих себя или для любых других лиц, или же принятие предложения или обещания такого преимущества за совершение или несовершение каких-либо действий в нарушение своих обязанностей.

  • Активный и пассивный подкуп должностных лиц международных организаций.

  • Активный и пассивный подкуп членов международных парламентских собраний.

  • Активный и пассивный подкуп судей и должностных лиц международных судов.

  • Злоупотребление влиянием в корыстных целях, под которым понимаются преднамеренное обещание, предоставление или предложение, прямо или косвенно, любого неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения каким-либо должностным лицом, за вознаграждение, независимо от того, предоставляется ли такое преимущество ему самому или кому-либо ещё, а также просьбу, принятие или согласие с предложением или обещанием предоставить такое преимущество за вознаграждение, независимо от того, оказано ли такое влияние и был ли получен или нет в результате предположительно оказанного влияния желаемый результат.

Конвенция ООН против коррупции в качестве проявлений коррупции называет:

  • подкуп национальных публичных должностных лиц

  • подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций

  • хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом

  • злоупотребление влиянием в корыстных целях

  • злоупотребление служебным положением

  • незаконное обогащение публичного должностного лица

  • подкуп в частном секторе

  • хищение имущества в частном секторе

  • отмывание доходов от преступлений

  • воспрепятствование осуществлению правосудия

Для грамотной борьбы с коррупцией необходимо понимать не только её правовую, но и экономическую сущность. Как отмечает М.Л. Альпидовская, «коррупция, представляющая собой сложный комплексный феномен, корни которого пронизывают как бюрократические, так и политические институты, является не только правовой категорией, но и экономической. Воздействие коррупции на социально-экономическую систему общества неоднозначно. С точки зрения экономической теории коррупция – это специфический вид экономических отношений, которые возникают в результате замещения рыночными отношениями тех общественных отношений, которые по своей природе не являются экономическими. Коррупция считается одним из видов не только «беловоротничковой» теневой экономики, но и всей теневой экономики. В общем виде под коррупцией понимают использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам.

Юридические признаки коррупции:

  1. обязательный субъект коррупционных отношений – должностное лицо либо лицо, приравненное к нему, уполномоченное на выполнение государственных функций

  2. корыстная цель – противоправное получение для себя либо своих близких родственников имущественных или неимущественных благ, льгот и преимуществ в результате выполнения (невыполнения) действий по службе либо за обещание выполнить (не выполнить) чего-либо в будущем

  3. умышленная вина, корыстная или иная заинтересованность субъектов коррупционных отношений

  4. действие или бездействие – использование лицом, уполномоченным на выполнение государством, либо лицом, приравненным к нему, вопреки интересам своего служебного положения и связанных с ним возможностей либо авторитета организации, в которой он служит

В таком понимании по действующему уголовному законодательству коррупционная преступность прямо или косвенно включает в себя значительный ряд деяний, предусмотренных в гл. 19, 21, 23 и 30 УК РФ. Впервые определение коррупции было дано на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1979 году как «выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения». Из Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию»: «… коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества». По мнению И. Гальперина, коррупция – не правовое, а социально-криминалистическое понятие, суть которого в разложении власти, использовании её возможностей для личного обогащения, и выражается в конкретных актах поведения, предусмотренных законом как преступление. Взятки являются средством коррупции. Коррумпированность – срастание совершаемых преступлений с правоохранительными органами. На основании условного критерия коррупцию можно разделить на:

    • Мелкую (низовую, бытовую, повседневную)

    • Деловую

    • Крупную (вершинную, элитарную)

Вопрос 2. Сферы проявления и основные факторы коррупции

Сферы проявления коррупции.

Областями деятельности, наиболее подверженными коррупции, названы: государственные закупки; операции с земельными участками, сбор налогов; назначение на ответственные посты в органах государственной власти; местное самоуправление. К сферам деятельности (помимо названных), которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России относятся:

  • Лицензирование и регистрация предпринимательской (в том числе банковской) деятельности

  • Контроль над правильностью уплаты налогов

  • Выдача разрешений на проведение банковских операций с бюджетными средствами федерального, регионального и местного уровней

  • Получение кредитов в негосударственных банках и государственных целевых кредитов

  • Таможенное оформление импортируемых товаров

  • Получение экспортных квот

  • Строительство и ремонт за счёт бюджетных средств

  • Нотариальное удостоверение сделок

  • Возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование

  • Надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства

  • Контроль над соблюдением правил безопасности движения

  • Приём экзаменов на получение права вождения автомобиля и выдача водительских удостоверений

  • Поступление в престижные государственные высшие учебные заведения

  • Поступление в специализированные муниципальные общеобразовательные школы

  • Приём в специализированные муниципальные дошкольные воспитательные учреждения

  • Назначение на высокооплачиваемые должности, либо позволяющие иметь значительный незаконный доход должности в государственных и муниципальных учреждениях (учреждения Центрального Банка России, таможенные органы, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам, органы государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения)

Факторы коррупции

Дошедшие до нас правовые памятники цивилизации позволяют заключить, что коррупция – ровесник человечества. Не трудно заметить, что распространённость и общественная опасность этого явления скачкообразно возрастают в периоды крупных социальных потрясений, нередко сопровождающихся почти полным уничтожением законности и одновременным ростом зависимости населения от произвола чиновников. Современная Россия – не исключение. Важно видеть принципиальные различия между «первородной» причиной коррупции, которая, возможно, коренится в самой сущности общества, и причинами её роста или напротив, угасания.

Экономические факторы

Широко распространено мнение, что корнем коррупции является бедность. Если бы бедность была единственной причиной коррупции, то трудно было бы объяснить, почему последняя поражает как те страны, в которых население отчётливо разделено на две неравные по численности группы бедных и богатых, так и те, где эта грань размыта. Несмотря на тотально-имущественное равенство подавляющей части населения, Советский Союз никогда не был свободен от коррупции, как не свободны от неё те страны, которые сегодня пытаются строить более эффективные модели социализма. Вместе с тем можно обнаружить эмпирическое подтверждение тому, что глубина дифференциации населения по уровню доходов влияет на социальную напряжённость и соответственно на стабильность экономической ситуации. Таким образом, выраженное имущественное неравенство делает экономический кризис и, как следствие, рост коррупции более вероятными. Поэтому коррупцию в некоторых случаях можно рассматривать как причину бедности, а не как её следствие. Лица, чья коррумпированность наносит наибольший вред государству, составляют сравнительно немногочисленную прослойку, об их деятельности простые граждане знают то, что преподносят СМИ. Что же касается так называемой низовой коррупции, с которой люди сталкиваются в повседневной жизни, то она, как правило, является в большей или меньшей степени следствием бедности. Среднестатистический российский милиционер, чьё жалованье обычно не покрывает прожиточного минимума одного человека, обречён на «кормление» посредством нелегальной эксплуатации властных полномочий. Экономическая несостоятельность государства отчасти проявляется в неспособности платить чиновникам зарплату, обеспечивающую нормальный уровень жизни. Тем не менее, совершенно очевидно, что достигнуть полного соответствия между уровнем оплаты труда чиновников и экономическим эквивалентом цены их полномочий невозможно в принципе. Анализ результатов большинства современных исследований проблемы показывает, что определяющим стимулом роста коррупции является экономическая нестабильность, проявляющаяся, прежде всего, в неконтролируемых инфляционных скачках, которые провоцируют чиновничество искать любые источники доходов. В результате крупнейшего финансового кризиса в России 1998 года средний размер месячного денежного содержания сотрудников правоохранительных органов в течение двух месяцев уменьшился с суммы, эквивалентной 200 долларам США, до 50-ти. Парадокс состоит в том, что нестабильность определяет рост коррупции вне зависимости от своей направленности. Бурный экономический рост нередко сопровождается таким же развитием коррупции, как и экономический спад.

Политические факторы.

Для современной России характерны:

  1. высокая степень нестабильности политического устройства общества на всех уровнях, которая культивирует пренебрежительное отношение государственных и муниципальных служащих к своим обязанностям и которую невозможно преодолеть одним лишь усилием политической воли

  2. отсутствие эффективного политического механизма, который бы делал невыгодным включение в избирательные списки государственных и муниципальных служащих, скомпрометировавших себя в глазах населения поступками, традиционно воспринимаемым как коррупция

  3. «несбывшиеся мечты» органов законодательной власти получить право непосредственного отстранения от должности функционеров исполнительной власти, совершивших коррупционные этические нарушения и правонарушения

  4. подмена политической воли политическими лозунгами борьбы с коррупцией

  5. периодическое проникновение в органы власти представителей преступных сообществ.

  6. всё ещё слабые ростки возрождающегося негосударственного контроля над деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц

Правовые факторы.

Если бы можно было заменить общие для всех правила поведения индивидуальными, то коррупция исчезла бы вместе с правовыми нормами, поскольку тогда бы отпала проблема выбора, толкования и применения последних. Современное право, в сущности не изменившееся с того времени, когда был воздвигнут столп Хаммурапи, не может существовать без правоприменителя. Право энтропично (неопределённо) по своей сути. Он нуждается в толкователе и применителе. От мудрости законодателя в значительной мере зависит поддержание оптимального уровня неопределенности правовых установлений, когда действие правоприменителя легко контролировать, а правовые нормы всё-таки служат направляющим началом. Современное состояние и темпы развития российской правовой системы таковы, что пик её неопределённости, по-видимому, ещё не пройден. Правоприменитель всевластен везде, где у него есть выбор меры применимости нормы. Сегодня суд без каких-либо однозначно воспринимаемых оснований может назначить за получение взятки в крупном размере наказание в виде лишения свободы и на семь, и на двенадцать лет. И это не является исключительно российской спецификой. Даже меры борьбы с коррупцией могут быть коррупциогенны. Неопределённость преобладающей части правовой системы усугубляется тем, что российский законодатель обычно уклоняется от аутентического толкования им же принятых законов, нередко ссылаясь на отсутствие правовых оснований или беспрецедентность подобной практики в нашей стране. Разумеется, это не соответствует действительности. Например, большая часть норм Артикула воинского 1716 года была истолкована самим законодателем. В недалёком прошлом аутентическое толкование своим указам, содержавшим законодательные новеллы в области уголовного права, давал Президиум Верховного Совета СССР. Одновременно верховный Суд СССР был наделён правом издания руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства, которые были обязательными для исполнения всеми, кто применял соответствующий закон. Это право не «унаследовал» Верховный Суд РФ, поскольку обязательность его разъяснений по применению закона основана на авторитете высшей судебной инстанции, а также на её кассационных и надзорных функциях. Традиционно считается, что отсутствие нормативных определений понятий коррупции, коррупционного преступления и иных коррупционных правонарушений является одним из основных препятствий к созданию эффективного механизма борьбы с коррупцией. Эта «аксиома» нуждается, тем не менее, в уточнении. Законодательное определение коррупционных проявлений – это лишь предпосылка к тому, чтобы «враг» был наиболее точно идентифицирован и над ним мог быть установлен эффективный контроль. Не всякое определение коррупции может играть эту роль, а лишь такое, которое исключает неоднозначность и для применения которого не нужно содержать «армию» толкователей. Также вполне очевидно, что современная система правовых мер борьбы с коррупцией неадекватна самому явлению с точки зрения пропорциональности. Если из каждых ста совершённых коррупционных правонарушений преступлениями будут лишь два, то из каждого десятка правовых запретов половина окажется уголовно-правовыми, то есть обладающими наивысшей репрессивностью. В 1993 году предложение одного из руководителей группы по разработке федерального закона о борьбе с коррупцией установить административную ответственность за получение мелкой взятки (величина которой не превышала бы минимального размера оплаты труда) и тем самым создать критерий для отграничения преступлений и административных правонарушений вызвало крайне неодобрительную реакцию со стороны многих российских парламентариев и руководителей правоохранительных органов. В этот период последние нередко отчитывались об успехах в борьбе с коррупцией привлечением к уголовной ответственности за получение в качестве взятки бутылки коньяка или водки.

Моральные факторы.

Очень трудно работать с коррупцией в обществе, где законодатель почти всегда вынужден быть «праведнее» избирателя, объявляя преступлениями то, что стало социальной нормой. За завышенными карательными притязаниями значительной части населения (главным образом, наиболее обездоленного), относящимся к коррупции, нередко скрывается желание увидеть коррупцию в самом себе. Традиционными коррупционными предпосылками являются оправдание взятки, данной за:

  1. Освобождение от службы в армии

  2. Получение лучшего ухода и большего внимания по отношению к себе или своему близкому в медицинском учреждении.

  3. Получение права на вождение автомобиля без сдачи экзамена или при неудовлетворительных навыках вождения.

  4. Выставления положительных аттестационных оценок при отсутствии или недостатке профессиональных данных или умении.

  5. Более внимательное и снисходительное отношение учителя или воспитателя к ребёнку.

  6. Поступление в престижный государственный вуз.

  7. Освобождение от наказания за преступление или его смягчение.

  8. Освобождение от ответственности за любое правонарушение.

  9. Получение вне очереди «причитающихся по закону» благ

  10. Попустительство по работе со стороны руководителя.

Этот список может быть продолжен. В атмосфере постоянной готовности к подкупу. Правовые запреты мертвы. Сговор подкупающего и подкупаемого предопределяет высокий уровень неуязвимости коррупции. Одним из важных психологических стимулов коррупции в негосударственном секторе является «комплекс государственного паразитизма». Значительное число родившихся в ходе приватизации коммерческих организаций, среди которых немало крупных банков, инвестиционных фондов, внешнеторговых фирм, вовсе не спешат расстаться с бюджетными ресурсами, поскольку в противном случае подобные предприятия и псевдопредприятия будут существовать лишь на свой экономический риск. Экономически необоснованные привилегии становятся своеобразным наркотиком, без которого они уже не могут нормально функционировать. А получить такие привилегии можно лишь за взятку.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции представлять один раз в год Президенту Российской Федерации доклад (1)

    Доклад
    В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества,
  2. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции представлять один раз в год Президенту Российской Федерации доклад (2)

    Доклад
    В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества,
  3. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции представлять один раз в год Президенту Российской Федерации доклад (3)

    Доклад
    В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества,
  4. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции представлять один раз в год Президенту Российской Федерации доклад (4)

    Доклад
    В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества,
  5. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции представлять один раз в год Президенту Российской Федерации доклад (5)

    Доклад
    В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества,

Другие похожие документы..