Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На страницах произведений литературы фэнтези образы эльфов стали привычными настолько, что уже появились пародийные вариации на тему. Эльфов иносказа...полностью>>
'Программа'
Дисциплина изучается во 1 семестре продолжительностью 15 недель. Общая трудоемкость дисциплины 135 часов, из них 45 часов отведено на занятия в аудит...полностью>>
'Документ'
2. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, добро...полностью>>
'Реферат'
Кожному виду людської діяльності відповідають конкретні види професійної етики. Професійні види етики – це ті специфічні особливості професійної діял...полностью>>

1. Предмет, методы и задачи психофизиологии. Сравнительная психофизиология 7 Тема Методы психофизиологии 8

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Хаматова Р.М., Ванюшин Ю.С., Григорьева О.В. Психофизиология: Программа и описание дисциплины. – Казань: ТАРИ, 2005. – 25 с.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка 3

II. Введение 4

III. Тематический план по дисциплине 5

IV. Программа дисциплины 6

Тема 1. Предмет, методы и задачи психофизиологии. Сравнительная психофизиология 7

Тема 2. Методы психофизиологии 8

Тема 3. Сенсорная психофизиология. Психофизиология восприятия 10

Тема 4. Психофизиология внимания 11

Тема 5. Психофизиология памяти и обучения 11

Тема 6. Психофизиология функциональных состояний и эмоций 13

Тема 7. Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности 14

Тема 8. Психофизиология принятия решения 14

Тема 9. Психофизиология мышления и речи 15

Тема 10. Психофизиология интегральной индивидуальности 15

V. Экзаменационные вопросы 15

VI. Темы для проведения семинарских занятий 16

Тема 1. Методы психофизиологии 16

Тема 2. Психофизиология внимания и памяти 16

Тема 3. Психофизиология функциональных состояний и эмоций 17

Тема 3. Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решения 17

Тема 5. Психофизиология мышления и речи 17

VII.Темы курсовых работ 17

VIII. Тесты для самопроверки знаний 17

Вариант 1 17

Вариант 2 20

IX. Рекомендуемая литература 22

I. Пояснительная записка

Сведения о составителях

Хаматова Резеда Минекасимовна - доцент кафедры психологиии Татарско-американского регионального института с 2003 года. Является автором 48 опубликованных научных обзоров и статей. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Физиология человека и животных". Общий педагогический стаж составляет 7 лет.

Ванюшин Юрий Сергеевич - профессор Казанского государственного педагогического университета. Является автором 100 опубликованных научных обзоров и статей. В 2000 году защитил докторскую диссертацию по специальности "Физиология человека и животных". Общий педагогический стаж составляет 30 лет.

Григорьева Ольга Витальевна - доцент кафедры психологии Института экономики, управления и права с 2002 года. Является автором 40 опубликованных научных обзоров и статей. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Физиология человека и животных". Общий педагогический стаж составляет 13 лет.

II. Введение

Рабочая программа дисциплины "Психофизиология" предназначена для студентов факультета психологии Татарско-американского регионального института и составлена в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами высшего профессионального образования для специальности "Психология" (код специальности 020400) и ориентирована на ознакомление их с физиологическими основами психических функций.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: анатомия ЦНС; физиология ЦНС; физиология ВНД и сенсорных систем; зоопсихология; общая психология.

Основная цель дисциплины – формирование базы знаний по психофизиологии, а также получение навыков и умений использования данных знаний в различных отраслях практики.

В изучении дисциплины значительное место отводится самостоятельной работе студентов. Это обусловлено тем, что самостоятельная работа студентов, наряду с восприятием лекций, является основной формой организации учебного процесса в вузе.

Согласно учебному плану, на преподавание дисциплины "Психофизиология" отведено следующее количество часов: лекции – 20, практические – 10.

Формой текущего контроля являются тематические срезы знаний в форме ответов студентами на контрольные вопросы и выполнение тестовых заданий. Формой итогового контроля является зачет.

Государственным образовательным стандартом предусмотрено 30 часов на изучение дисциплины "Психофизиология".

К окончанию изучения дисциплины «Психофизиология» студенты должны знать:

1. Понятие о науке "Психофизиология".

2. Позитронно-эмиссионная томография мозга.

3. Сны и сновидения и их психофизиологические основы.

4. Состояние энграммы.

5. Процедурные и декларативная память.

6. Психофизиология эмоций.

7. Теория эмоциональных систем Анохина.

8. Психофизиология сознания. Концепция "светлого пятна".

9. Психофизиологические механизмы внимания.

10. Психофизиологические механизмы воли.

11. Психофизиологические механизмы эмоций.

12. Психофизиологические механизмы мотивов и потребностей.

13. Психофизиологические механизмы сна.

14. Сновидения и функциональное значение сна.

15. Психофизиология научения.

К окончанию изучения дисциплины «Психофизиология» студенты должны уметь применять следующие методы:

1. Электроэнцефалография.

2. Электрокардиография.

3. Окулография.

4. Магнитоэнцефалография.

5. Интерпретация эмпирического материала: сновидений, параметров внимания, воли, памяти и т.п.

Виды контроля:

В процессе обучения студенты должны пройти 5 промежуточных аттестаций. Итоговая аттестация по дисциплине предусмотрена в виде зачета.

Способы проведения промежуточных аттестаций, способ проведения итоговой аттестации и условия получения на ней положительной оценки:

промежуточные аттестации студент проходит в виде выполнения семинарских заданий. Кроме того, он должен выступать устно в рамках предусмотренных аудиторных часов.

Необходимое техническое и программное обеспечение:

для проведения занятий необходима аудитория, способная вместить учебный поток; демонстрационные таблицы; электрокардиограф, электроэнцефалограф; электромиограф; магнитоэнцефалограф; окулограф.

III. Тематический план по дисциплине

Формы проведения занятий: лекции (20 часов) и семинарские работы (10 часов). Формы контроля: зачет, промежуточные аттестации.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Лекц.

Сем.

Рейтинг темы

1

Предмет, методы и задачи психофизиологии. Сравнительная психофизиология

2

-

-

2

Метод элекроэнцефалографии. Метод электромиографии. Метод электронейрографии. Метод электроокулографии. Метод электрокардиографии. Томография и ее разновидности. Термография. Полиграфия

2

2

5

3

Сенсорная психофизиология. Психофизиология восприятия

2

1

2,5

4

Психофизиология внимания

2

1

5

5

Психофизиология памяти и обучения

2

1

5

6

Психофизиология функциональных состояний и эмоций

2

1

2,5

7

Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности

2

1

2,5

8

Психофизиология принятия решения

2

1

2,5

9

Психофизиология мышления и речи

2

1

2,5

10

Психофизиология интегральной индивидуальности

2

1

2,5

ИТОГО:

20

10

30

IV. Программа дисциплины

Из Государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования для специальности 020400 "Психология" и квалификации – психолог следует, что «Психофизиология» относится к федеральному компоненту общепрофессиональных дисциплин.

Вышеназванный ГОС содержит следующий обязательный минимум содержания основной образовательной программы: принципы переработки информации в центральной нервной системе; психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; психофизиология высших психических функций; когнитивная психофизиология; прикладная психофизиология; методы психофизиологического исследования; системная психофизиология, психофизиология индивидуальных различий.

Для полного представления об объеме знаний, которые студент приобретает, дадим необходимую детализацию тем.

Тема 1. Предмет, методы и задачи психофизиологии. Сравнительная психофизиология

Психофизиология - наука о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Схема психофизиологического исследования: человек - нейрон - модель. Психофизиологические методы: сочетаний адекватной стимуляции с регистрацией электрофизиологических реакций: сочетание электрофизиологической стимуляции с поведенческими реакциями. Полиграфическая регистрация речевых, двигательных, электроэнцефалографических, вегетативных реакций. Вызванные потенциалы, компьютерная полиграфия. Компьютерная томография. Экстраклеточная и внутриклеточная регистрация реакции нейронов. Электрическое и химическое раздражение мозга. Применение радиоактивных изотопов. Построение модели из нейроноподобных элементов с использованием ЭВМ. Прикладные отрасли психофизиологии: психофизиология труда, психофизиология обучения, психофизиология спорта, медицинская психофизиология.

Предмет и задачи психофизиологии. Принципы психофизиологического исследования. Психофизиология - наука, изучающая физиологические механизмы субъективных явлений, состояний и индивидуальных различий. Исследование физиологических механизмов психических процессов на системном, нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях как основная задача психофизиологии.

Исследовательская парадигма: человек - нейрон - модель. Интеграция результатов психофизических, полиграфических и нейрональных экспериментов в построении модели из нейроподобных элементов. Компьютерная модель психических процессов как форма рабочей гипотeзы.

Появление психического, эволюция видов и эволюционное преобразование мозга. Сравнительный метод в психофизиологии.

Основные направления теоретической психофизиологии: психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации; психофизиология восприятия; психофизиология внимания; психофизиология памяти и научения; психофизиология движений и управления вегетативными реакциями; психофизиология воли; психофизиология мышления и речи; психофизиология эмоций; психофизиология функциональных состояний, стресса, сна; дифференциальная психофизиология; психофизиология тревожности, агрессивности, депрессии; системная психофизиология; психофизиология сознания и его измененных состояний; возрастная психофизиология.

Прикладные области психофизиологии: клиническая психофизиология, педагогическая психофизиология, социальная психофизиология, эргономическая психофизиология, экологическая психофизиология, онтогенетическая психофизиология, психофизиология диагностики и компенсации когнитивных нарушений, психофизиология алкоголизма и наркомании.

Тема 2. Методы психофизиологии

Метод электроэнцефалографии

Стандартная система расположения электродов. Фоновая ЭЭГ. Основные виды электрической активности: постоянный потенциал, дельта-ритм, тета-ритм, альфа-ритм, мю-ритм, бета-ритм, гамма-ритм, сигма-ритм, срединно-фронтальный тета-ритм. Депрессия альфа- и мю-ритма.

Методы обработки ЭЭГ. Автокорреляционный анализ. Когерентный анализ. Спектральный анализ. Комплексный анализ периодов и амплитуд. Векторная электроэнцефалография. Топоскопия. Картирование. Практическое применение ЭЭГ. Использование ЭЭГ для диагностики функционального состояния, утомления и различных фаз сна. Исследование напряженности интеллектуального труда по фоновой ЭЭГ. ЭЭГ как метод выявления индивидуальных различий и генетической близости. Исследование сенсорных нарушений по реакциям ЭЭГ. ЭЭГ- диагностика очагов эпилептической активности. Выявление фото- генной и аутогенной эпилепсии. Диагностика диффузных и локальных поражений мозга по фоновой ЭЭГ.

Экзогенные и эндогенные вызванные потенциалы (ВП). Их характеристика. Когерентное накопление ВП относительно подачи стимула и ответной реакции. Сомато - сенсорные, зрительные и слуховые ВП.

Методы анализа ВП. Частотные характеристики ВП. Винеровская фильтрация при воздействии случайной последовательности. Спектральный анализ ВП. Классификация фаз ВП. Выделение одиночных ВП путем фильтрации спонтанной активности. Выделение новых компонентов путем вычитания. Активационный компонент. Негативность рассогласования. Процессная негативность. Векторный ВП. ВП при замене одного стимула другим. Полисенсорные, активационные, сенсорные специфические, мнемические и семантические компоненты. Факторный анализ вызванных потенциалов. Картированные эквипотенциальные линии ВП.

Практическое применение ВП. Объективная аудиометрия, основанная на анализе ВП. Анализ механизмов нарушения слуха. Речевая аудиометрия, основанная на анализе ВП. Объективное перцептивное пространство фонем. Диагностика нарушения цветоразличения с помощью ВП. Оценка эффективности запоминания по ВП. Негативность рассогласования как индикатор формирования нервной модели стимула и кратковременной памяти. Определение стресса методом ВП. Выявление индивидуальных различий внимания на основе анализа ВП. Определение индивидуальных различий и генетической близости по данным ВП.

Использование метода ВП для объективного анализа движения речевых реакций. Условная негативность. Потенциалы готовности. Моторные потенциалы.

Реактивные потенциалы мозга, вызываемые ритмическим раздражением. Реакция усвоения ритма. Определение предельной частоты усвоения. Зависимость ее от модальности раздражителя, от интенсивности и цвета стимула. Гармоники реакции усвоения. Методы анализа. Спектральный анализ реакции усвоения. Гармонический состав реакций усвоения. Выделение частотно-специфических и частотно-неспецифических изменений в реакции усвоения.

Практическое применение реакции усвоения ритма, использование для диагностики динамики функционального состояния: по изменению гармонического состава реакции и амплитудных характеристик гармоник на стимулы нескольких интенсивностей. Диагностика свойств нервной системы: лабильности активированности, силы - слабости.

Метод электромиографии. Методы отведения. Методы обработки ЭМГ. Автокорреляционная функция ЭМГ. Спектральный анализ ЭМГ. Кросскорреляционный анализ групп мышц. Интегральная ЭМГ. Выделение единичных потенциалов действия. Гисторгамма амплитудных значений пиков ЭМГ. Многоточечная ЭМГ лицевых мышц для анализа выражений эмоций, для анализа внутренней речи. Определение динамики утомления по ЭМГ. Диагностика парадоксального сна. Диагностика нарушений движений с помощью ЭМГ. Управление техническими устройствами с помощью ЭМГ.

Метод электронейрографии. Электроды для отведения ПД от нервных клеток. Анализ проведения возбуждения по нервным стволам. Состав нервных волокон по скорости проведения возбуждения. Диагностика поражений нервов с помощью нейрографии.

Метод электроокулографии. Методы регистрации положения глаз двумя парами электродов через усилители постоянного тока. Типы движения глаз: фиксация точки, саккадические движения глаз, прослеживающие движения глаз, вестибулярный нистагм, оптокинетический нистагм, вергентные движения глаз, медленные движения глаз.

Методы обработки ЭОГ. Спектральный анализ ритмических движений глаз. Расчет скоростей и амплитуд саккадических движений глаз.

Использование ЭОГ в практических целях. Диагностика парадоксального сна по быстрым движениям глаз. Диагностика фузии. Диагностика непроизвольных и произвольных движений глаз.

Метод электрокардиографии. Методы отведения и анализа ЭКГ. Зубцы P, Q, R, S, T и их интерпретация. Векторная ЭКГ. Ритмография. Автокорреляционный анализ ритмограммы. Спектральный анализ ритмограммы. Дыхательная, сосудистая и метаболическая аритмия. Применение ЭКГ для диагностики стресса по анализу RR-интервалов. Выявление вклада симпатической и парасимпатической систем в регуляции сердечного ритма. Диагностика спортивной формы по спектру ритмограммы. Спектр ритмограммы при различных видах информационой нагрузки.

Томография и ее разновидности. Компьютерная томография. Ядерный парамагнитный резонанс в детекции биохимических изменений в мозге при изменении психических состояний.

Термография. Полиграфия. Исследования температуры тела как средство диагностики функциональных состояний. Регистрация распределения температур по поверхности мозга.

Полиграфия как метод системного исследования. Компьютерная полиграфия. Применение компьютерной полиграфии для диагностики.

Тема 3. Сенсорная психофизиология. Психофизиология восприятия

Модель анализатора. Рецепторы, предетекторы, детекторы. Вектор возбуждения. Вектор связей. Селективная характеристика детектора. Локальный анализатор. Набор детекторов. Профиль возбуждения на наборе детекторов. Кодирование сигнала номером детектора. Рецептивное поле директора. Латеральное торможение. Организация детекторов: микроколонки, макроколонки, гиперколонки, экранные структуры. Квазирецептивная поверхность. Отображение сигналов на сферу, образованную детекторами. Смешение сигналов. Пороговое различие. Мера надпорогового различия между сигналами. Матрица различий между сигналами. Перцептивное пространство. Расчет координат стимулов в перцептивном пространстве. Сферическое перцептивное пространство. Адаптация предетекторов. Последовательный контраст. Одновременный контраст. Латеральное торможение между одноименными предетекторами. Вызванный потенциал. Моделирование нейронных механизмов восприятия яркости, восприятия цвета, восприятия формы, восприятия движения, стереоскопического зрения, восприятия громкости звука, восприятия высоты звука, биноурального слуха, фонематического слуха. Модель константности восприятия.

Психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации.Концепция векторного кодирования информации. Концептуальная рефлекторная дуга. Сенсорный нейрон, предетектор, нейрон-детектор. Командный нейрон, мотонейроны. Мышечные единицы. Поле командных нейронов. Командные системы разного уровня. Вектор возбуждения в сенсорных нейронах. Управляющий вектор возбуждения в премоторных нейронах. Интеграция зрительного, слухового и соматосенсорного пространств. Когнитивная функция эмоциональной системы. Константное внешнее пространство. Двигательный гештальт. Цепь движений. Векторное кодирование вегетативных реакций. Ритмические модуляторы вегетативных реакций. Интеграция двигательных и вегетативных реакций. Векторное кодирование в процессе научения. Системный подход в психофизиологии. Поведение. Функциональная система. Мотивация. Память. Цель действия. Опережающее отражение. Акцептор действия. Программирование действия. Подкрепление. Обратная афферентация. Системогенез. Системная специализация нейронов. Соотношение перцептивного, мнемического и семантического пространств. Взаимодействие когнитивных систем в целенаправленном поведении. Координация движений руки, головы и глаз. Роль префронтальной и теменной коры в целенаправленном поведении.

Психофизиология восприятия. Рецептор. Ансамбль рецепторов. Принцип векторного кодирования информации о сенсорном стимуле. Вектор возбуждения ансамбля рецепторов. Ортогонализация и нормировка вектора возбуждения в ансамбле нейронов-предетекторов. Сферическая модель восприятия. Избирательная характеристика коркового нейрона-детектора. Отображение стимула на карте детекторов. Построение перцептивного пространства цвета по матрице речевых и поведенческих реакций. Колончатая организация детекторов. Вектор синаптических связей детектора. Константный нейрон-детектор. Константное восприятие как отображение стимула на экране константных детекторов. Генетические факторы и внешняя среда в формировании детекторов. Роль неспецифических активирующих влияний в формировании детекторов. Сложные формы восприятия. Гностическая единица. Нейроны, избирательно реагирующие на изображение лица, его эмоциональное выражение, на жесты. Формирование гностических единиц. Роль сигнала новизны в формировании гностических единиц. Перцептивное пространство гештальтов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа данного курса ориентирована на требования образовательных стандартов в области психологии для практических психологов и преподавателей психологии. Задачами дисциплины выступают

    Программа
    Современные социально-экономические преобразования, развитие науки, внедрение новых технологий повышают уровень требований к профессиональной компетентности будущих специалистов.
  2. Аудит и контролинг персонала» Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Аудит и контроллинг персонала»

    Документ
    Тема 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины «Аудит и контроллинг персонала»: Понятие аудита и контроллинга персонала. Предмет и объекты изучения, их актуальность и значимость в условиях рыночной экономике.
  3. Учебное пособие 2-е издание, исправленное и дополненное Согласно Федеральному компоненту Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию

    Учебное пособие
    По этой-то причине, только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве; только начав обучать, ту знаешь, что такое трудности.
  4. 1. предмет и задачи психофизиологии

    Документ
    Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
  5. Рабочая программа по дисциплине «психофизиология» Специальность

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании учебного плана по специальности 020400 «Психология», утвержденного приказом ректора ВолГУ от № , примерной программы дисциплины «Психофизиология» федерального компонента цикла ОПД (ДС) ГОС

Другие похожие документы..