Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В географическом плане территория намечаемой деятельности расположена в центральной части Западно-Сибирской равнины, в пределах Обь-Иртышского междуре...полностью>>
'Публичный отчет'
Разработка и внедрение но­вых электронных учебно-ме­тодических комплексов, соот­ветствующих ФГОС третьего поколения для студентов агрономического факу...полностью>>
'Документ'
011 года Полное наименование места работы: Занимаемая должность: Номер рабочего телефона: Номер мобильного телефона: E-mail: Адрес веб-сайта: Источник...полностью>>
'Конспект'
Конспекты занятий Нефёдовой Аси Владимировнывоспитателя 1ой квалификационной категории Государственного Дошкольного Образовательного учреждения детски...полностью>>

Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Стилистика русского языка и культура речи Автор-разработчик

Главная > Задача
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОCСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра русской филологии

Направление 031100. 68 – Лингвистика (бакалавриат)

4 курс

Учебно-методические материалы

по дисциплине

Стилистика русского языка и культура речи

Автор-разработчик:

доц. Рябинина Н.В.

Хабаровск

Тексты лекций

текст лекции 1

Предмет и задачи стилистики и культуры речи

Вы уже знаете, что языкознание (лингвистика) – это наука о языке. В со­став языкознания входит целый ряд лингвистических дисциплин. В струк­туре языкознания широко представлены как описательные дисциплины (фо­нетика, грамматика, лексикология, фразеология), так и функционально-ком­муникативные дисциплины (культура речи, стилистика, риторика и т.д.). Описательные и функционально-коммунативные дисциплины имеют один и тот же объект исследования – язык. Однако предмет и задачи их изучения разные.

Описательные дисциплины изучают, что есть в языке, какие средства выражения мысли, эмоций, передачи информации данный язык имеет. Пред­мет описательных дисциплин – система языка, единицы и категории языко­вой системы.

Фонетика – это наука о звуках речи.

Грамматика – наука, изучающая систему языка (словообразование, мор­фологию и синтаксис).

Лексикология – это наука о словах.

Фразеология – наука, изучающая устойчивые обороты речи.

Задача этих дисциплин: изучение ресурсов языка, предназначенных для выражения мыслей, обозначения понятий, передачи информации.

Если описательные дисциплины рассматривают систему языка в статике, то функционально-коммуникативные дисциплины языкознания исследуют язык в действии, в динамике. Функционально-коммуникативные дисциплины объединяет общий подход к языку: они изучают особенности использования языковых средств в процессе речевой коммуникации носителей языка. На­пример, стилистика – это наука об использовании языка в процессе речевого общения (устного и письменного). Стилистика отвечает на вопрос каккак используются единицы и категории данного языка для выражения мысли, эмоций, обмена мнениями, для передачи информации. Предмет стилистики – способы использования языка. Задачи стилистики: изучение вопросов ис­пользования, функционирования языка в процессе речевой коммуникации.

Культура речи (как и стилистика) – функционально-коммуникативная дисциплина. Культура речи – это наука о правильной речи, учение о нормах литературного языка. Литературный язык – это язык в своей нормированной, образцовой разновидности.

Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный, эти­ческий.

Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма – это единое, образцовое, общепризнанное упот­ребление единиц языка; правила использования речевых средств в опреде­лённый период развития литературного языка.

Коммуникативные качества речи – это точность, понятность, лаконич­ность и выразительность речи.

Этический аспект культуры речи – это владение говорящим нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе.

Итак, предмет культуры речи – это языковые нормы, коммуникативные качества речи и нормы языкового поведения. Одна из основных задач куль­туры речи – сохранение и совершенствование литературного языка.

текст лекции 2

Происхождение и история развития русского языка

Современный русский язык по происхождению связан с общеславян­ским. Общеславянский язык служил средством общения славянских народов до V-VI веков н.э.

На основе общеславянского языка образовались восточнославянский (древнерусский) язык, а также языки южнославянской группы (болгарский, сербский и др.) и западнославянской группы (польский, словацкий, чешский и др.).

На древнерусском языке говорили восточнославянские племена, жившие в пределах Киевского государства. В XIV-XV веках в результате распада Ки­евского государства на основе древнерусского языка возникло три самостоя­тельных языка: русский, украинский и белорусский.

Особое место среди славянских языков занимает старославянский язык. Старославянский (или церковнославянский) язык – это язык славянского бо­гослужения. На этом языке совершалась церковная служба, произносились проповеди, писались «жития святых». Старославянский язык возник в эпоху общеславянского единства. Он относится к южной группе славянских язы­ков, но вследствие значительной близости всех славянских языков в то время старославянский язык был понятен всем славянам. На Руси он ощущался не как язык иностранный, а как свой литературный язык. Старославянский язык – это первый литературный письменный язык славян эпохи IX-XI веков.

До сих пор в русском языке сохранились так называемые славянизмыслова, по своему происхождению связанные со старославянским языком и имеющие определённые, прежде всего фонетические, признаки.

В современном русском языке мы можем видеть варианты однокорен­ных слов, восходящие как к старославянским, так и к древнерусским исто­кам. Эти слова обладают определёнными признаками, указывающими на их происхождение:

Слова, являющиеся

по происхождению славянизмами

Исконно русские слова

Начальное е: единое

Начальное о: один

Буква щ: текущий

Буква ч: текучий

Неполногласие (сочетания ра, ла, ре): безбрежный, вратарь, градо­строительство, древесина, драго­ценный, здравоохранение, среда, ох­ладить

Полногласие (сочетания оро, оло, ере): берег, ворота, город, дерево, дорогой, здоровый, середина, холод

Сочетание жд: чуждый, рождение

Буква ж: чужой, рожать

Начальное ла, ра в словах: растение, ладья

Начальное ло, ро в словах: рослый, лодка

Старославянский язык – это язык переводов богослужебных книг с гре­ческого на древнеболгарский. Эти переводы осуществляли в IX веке славян­ские просветители Кирилл и Мефодий. Именно в связи с необходимостью перевода церковных книг и их распространения среди славян Кириллом и Мефодием был создан славянский алфавит – кириллица. Большинство букв при этом было взято из греческого письма. Однако в греческом алфавите не было букв для обозначения всех звуков славянского языка, поэтому состави­тели кириллицы дополнили её некоторыми буквами из других языков (Ш – из древнееврейского алфавита) или созданными заново (например, Ъ, Ь, Ы, Ь).

С принятием христианства (988 г.) эта азбука пришла и на Русь, где вскоре получила широкое распространение, так как в основном соответство­вала звуковому составу русского языка.

В начале XVIII века была проведена реформа графики: Пётр I утвердил новую азбуку – русский гражданский алфавит (1708-1710 г. г.). Буквы стали писать более просто, были исключены некоторые буквы (например, ψ – пси, ω – омега), потерявшие уже самостоятельное звуковое значение. Были также введены новые буквы е, я, э.

После революции 1917 года была осуществлена радикальная реформа русской графики и орфографии, которая значительно упростила и облегчила русское письмо. Так, были устранены из алфавита буквы ять – Ь, фита – θ, ижица – i. Они были заменены соответственно на е, ф, и. Был также ис­ключён твёрдый знак (Ъ) в конце слов для обозначения твёрдости соглас­ных (например, современные слова лес и обед писались так: лЬсъ и обЬдъ).

Как же развивался русский язык в различные периоды его существова­ния?

XVIII век – это эпоха обновления, обогащения русского языка. Особую роль в укреплении и распространении русского языка в этот период сыграл М. В. Ломоносов. Обладая талантом, огромными знаниями, он создал первую на русском языке «Российскую грамматику».

М. В. Ломоносов многое сделал для упорядочения русского языка, раз­работав теорию о трёх стилях (высоком, среднем и низком). Данная теория ограничила употребление устаревших, церковнославянских слов, которые были непонятны уже современникам (свене – кроме, овогда – иногда и т. д.).

М. В. Ломоносов сыграл значительную роль в создании русской терми­нологии. Как учёный, сделавший немало открытий в разных областях знания, он создал научную и техническую терминологию. Ему принадлежат слова, не утратившие свою значимость и в настоящее время: атмосфера, градус, ма­терия, обстоятельство, электричество, термометр и др. Своими много­численными научными трудами он способствовал формированию научного языка.

Создателем современного русского литературного языка по праву счи­тают великого русского поэта А. С. Пушкина. И. С. Тургенев писал: «Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку… ». Читателями всех поколе­ний язык А. С. Пушкина воспринимается как образцовый. Пушкинский язык отличается богатством словаря, простотой, ясностью и точностью. Начиная со времени А. С. Пушкина, в основных чертах система языка соответствует современной.

XIX век – золотой век русской литературы и русского языка. В это время происходит небывалый расцвет русской художественной литературы. Все­общую признательность приобретает творчество Н. В. Гоголя, М. Ю. Лер­монтова,
Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. Мировое признание получают достижения русских учёных Д. И. Менделеева, Н. И. Пирогова, Н. И. Лобачевского, В. О. Ключевского и др. Развитие лите­ратуры, науки способствовало дальнейшему становлению и обогащению русского национального языка.

На протяжении всего XIX века шёл процесс обработки общенародного языка с целью создания единых литературных норм. Богатство и разнообра­зие словарного состава языка нашло отражение в словарях, которые появля­ются в XIX веке. Самым крупным событием этого времени было издание в 1863 -1866 г. г. четырёхтомного «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. Словарь был высоко оценен современниками. Его автор в 1863 году получил Ломоносовскую премию Российской Академии наук и звание почётного академика.

В настоящее время русский язык – один из языков мирового значения. Он входит наряду с английским, французским, испанским, китайским в число официальных международных языков.

текст лекции 3

Русский литературный язык и нелитературные варианты языка

Язык – явление сложное. Национальный язык существует в нескольких вариантах. Высшую форму национального языка составляет литературный язык. Литературный язык – это образцовый вариант языка, используемый на телевидении и радио, в периодической печати, в науке, в государственных учреждениях и учебных заведениях, в художественной литературе. Литера­турный язык обладает следующими признаками:

  • нормированность;

  • обязательность для всех носителей;

  • стилистическое богатство;

  • наличие письменной и устной формы.

Кроме литературной формы национального языка существуют его нели­тературные варианты. К нелитературным вариантам языка относят жаргон (арго), диалекты и просторечие.

Жаргон (арго) – это нелитературный вариант языка, используемый при непринуждённом общении между представителями некоторых социальных групп. Традиционно выделяют молодёжный жаргон, воровской жаргон, жар­гон спортсменов, рыбаков и т. д. Для молодёжного (студенческого) жаргона характерны, например, такие слова: бабки, баксы (деньги, доллары); качок (сильный физически, накачанный); прикид, потрясный прикид (модная оде­жда); прикинутый (модно одетый); навороченный (суперсовременный); при­кол, приколоться, прикольный, приколист (шутка, пошутить, забавный, шут­ник); стёб (ирония, насмешка); стебаться (насмехаться); ботаник, ботан (студент, который много учится); препод (преподаватель); врубаться, въез­жать (понимать); классный, клёвый, крутой (отличный, яркий); тусоваться, тусовка; балдеть, торчать, тащиться, зависать, улетать, оттягиваться, зажигать, колбаситься (развлекаться, веселиться, отдыхать); кинуть (не сдержать обещание, обмануть); лечить (врать, обманывать); доктор (врун); махаться, гаситься (драться); махалово, гасилово (драка); разборка, наезд, наезжать (выяснение отношений); снимать, клеить (знакомиться); облом, обломаться (неудача, срыв планов); травка (наркотики); колёса (таблетки); ломка (наркотическое похмелье); хавать (есть); стипуха, стёпа (стипендия); автомат (зачёт, экзамен, полученные автоматически); шпора, бомба (шпар­галка); забить стрелку (назначить встречу); фишка, фенечка (особенность); запасть на кого-то, что-то (сильно понравиться).

В воровской среде широкое распространение получили следующие жар­гонизмы: авторитет (лидер преступной группы); беспредел (криминальная ситуация); братва (преступная группировка); братки (члены преступной группировки); гасиловка (драка); мокруха (убийство); мочить (убивать); мо­чиловка (драка, конфликт); навар (прибыль); наезд (агрессивная акция, кри­тика); наезжать – наехать (агрессивные действия); наколоть (обмануть); общак (преступные деньги); отморозок (человек, утративший моральные ка­чества); пальцы веером (характеристика высокомерного, богатого субъекта); пахан (лидер преступной группы); стрелка (встреча представителей пре­ступных группировок); сходняк (встреча преступных авторитетов); шестёрка (рядовой член преступной группировки).

Есть мнение, что жаргонизмы способны «оживить язык». Но в целом их употребление засоряет и огрубляет разговорную речь. В научном и офици­ально-деловом стилях жаргон совершенно недопустим.

Диалекты – такие нелитературные варианты языка, которые употребля­ются людьми на определённых территориях в сельской местности. Выделяют фонетические («павук» – паук, «вострый» – острый), грамматические («у жене» – у жены, «до сестре» – к сестре), лексические («кочет» – петух, «угадать» – узнать) диалектизмы. Диалектные особенности могут отвлекать слушающих от содержания и мешать правильному пониманию

Ещё один нелитературный вариант языка – это просторечие. Просторе­чие используется в речи малообразованных слоёв городского населения и придаёт ей неправильный и грубый характер. Просторечие, как жаргон и диалекты, имеет только устную форму. Просторечие может быть фонетиче­ским («положить» вместо положить, «приговор» вместо приговор, «коли­дор» вместо коридор), морфологическим («мой мозоль» вместо моя мозоль, без пальта» вместо без пальто, «бежат» вместо бегут), лексическим («полу­клиника» вместо поликлиника). Просторечие – это грубая, сниженная речь. Например, такие слова, как «здорово» (здравствуйте), «канючить» (надоед­ливо просить), «карга» (старуха), являются просторечными.

Перечисленные нелитературные варианты языка являются замените­лями настоящего языка. Литературный язык – это единственный образцовый, нормированный вариант языка. р р "тические ("ие (" языка, которые употребляются людьми на определённых территориях в сельской местности.х и учебных заведен

текст лекции 4

Теория трёх стилей. Высокий, средний и простой стили

С точки зрения эмоционально-психологической окраски речь традици­онно делится на три стиля: высокий, средний и простой (сниженный). Теория трёх стилей существует с античных времён. В русской речевой культуре тео­рию и практику трёх стилей разработал М. В. Ломоносов, распределив язы­ковые средства по трём названным стилям. Положения теории М. В. Ломо­носова актуальны и в настоящее время.

Высокий стиль речи состоит из высоких, возвышенных слов. Для этого стиля подбираются самые высокие слова в синонимических рядах для выра­жения соответствующего понятия. Так, в синонимическом ряду смотреть, глядеть, глазеть, взирать, созерцать, лицезреть, зреть выбирается слово созерцать или взирать. Из ряда синонимов храбрый, смелый, отважный, доблестный – последнее слово самое сильное.

Не все слова в такой речи должны быть предельно возвышенными, часть из них будет средней степени высокости, нейтральными, но низкие слова здесь недопустимы.

Лексика высокого стиля насыщена старославянизмами: величие, возмез­дие, великолепие, истина, поистине, самоотверженность, созидать, безза­ветный, Всевышний, священный, презренный, невежда, злодеяние, ничтоже­ство, мерзкий, отвратительный и т. д. Немало в этом стиле и фразеологи­ческих старославянизмов: беречь как зеницу ока, зарыть талант в землю, обетованная земля, исчадие ада, не оставить камня на камне и др.

Для синтаксиса высокого стиля характерно использование восклица­тельных предложений (Да восторжествует правда!) и периодов (Мы знаем вас не только как профессора, не только как талантливого преподавателя, не только как многознающего учёного, – но и как доброго человека, как за­ботливого супруга, как чуткого отца семейства… Из приветственной речи).

Высокому стилю речи соответствуют определённые темы. Этот стиль речи используют, когда говорят о высоких предметах, о выдающихся лицах, о подвигах, о великих делах, о религии, патриотизме, самопожертвовании. Если в таком стиле говорить, например, о сделанных покупках на рынке (ку­пил непревзойдённую рыбу, дар моря), то это будет смешно или неестест­венно.

Высокий стиль издавна указывал на высокое социальное положение го­ворящего. Современным руководителям и другим солидным людям до сих пор не рекомендуется говорить низким языком.

Для высокого стиля характерны строго определённые жанры: трагедия, ода, гимн, праздничная речь, похоронная речь, речь в честь павших за Отече­ство, военно-патриотическая речь.

Средний стиль – это стиль среднего уровня эмоционально-психологиче­ской оценки сообщаемого. Для речи среднего стиля подбираются более сдержанные слова, однако сниженные слова здесь не употребляются.

Средний стиль насыщен нейтральной, стилистически не сниженной лек­сикой. В среднем стиле допустимо (по сравнению с высоким стилем) боль­шое число коротких предложений.

Средний стиль употребляется, когда говорят о политике, о каких-то обычных событиях, о достойных или недостойных людях, об экономике, фи­нансах, о производственных делах, развлечениях, спорте и др.

Для среднего стиля характерны и свои жанры: лирическое стихотворе­ние, роман, повесть, рассказ, производственная речь на собрании, газетная статья, репортажи, житейские письма образованных людей, научные, офици­альные, деловые жанры. Это также стиль литературно-разговорной нормиро­ванной речи, встречающейся в живых жизненных диалогах.

Простой стиль – это сниженный стиль, стиль обыкновенной повседнев­ной речи. Из синонимических рядов для этого стиля выбирают слова с оттен­ком обыденности, даже грубоватости. Вместо Мы возражаем скажут Мы против, вместо необходимо – надо, нужно, вместо негодовать – сердиться.

Для этого стиля характерны стилистически нейтральные, разговорные слова. Книжные слова, особенно отвлечённые, избегаются. Этот стиль может становиться и своим нелитературным вариантом, если в нём используются жаргонизмы и просторечные слова.

В синтаксисе простого стиля преобладают короткие предложения (про­стые и сложные), но не громоздкой структуры. Много эмоциональных выска­зываний: Оно и видно! Чего захотели! И вы туда же!

Простой стиль используется, когда говорят на обыденные, но актуаль­ные темы. В наше время простым стилем пишут юмористические рассказы и стихи.

Русский язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения мыслей. Наличие в языке трёх стилей эмоционально-психологической оценки сообщаемого обязывает использовать языковые ресурсы правильно, учитывая речевую ситуацию, тему, жанр высказывания, его адресность, от­ношение говорящего (пишущего) к содержанию речи.

текст лекции 5

Нормы литературного языка

Языковая (литературная) норма – это центральное понятие речевой культуры. Правильная речь строится в соответствии с современными литера­турными нормами. Норма литературного языка – это общепринятое употреб­ление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, син­таксических конструкций.

Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи. Она ох­ватывает все стороны языка.

Различают следующие виды языковых норм:

  1. Акцентологические (правила ударения).

  2. Орфоэпические (правила произношения).

  3. Лексические (правила употребления слов).

  4. Фразеологические (правила употребления устойчивых сочетаний слов).

  5. Словообразовательные (правила образования слов).

  6. Морфологические (правила образования грамматических форм).

  7. Синтаксические (правила объединения слов в словосочетания и пред­ложения).

  8. Орфографические (правила написания слов).

  9. Пунктуационные (правила постановки знаков препинания в предложе­нии).

Языковые нормы обладают определёнными свойствами: обязательно­стью, устойчивостью и исторической изменчивостью. Основное свойство норм – их обязательность для всех говорящих и пишущих по-русски. Важ­ными свойствами языковых норм являются также их устойчивость и в то же время историческая изменчивость. Если бы нормы не были устойчивыми, если бы они легко подвергались различного рода воздействиям, языковая связь между поколениями была бы нарушена. Конечно, неподготовленному читателю трудно, например, понять тексты, написанные в XI – XII веках, но произведения А. С. Пушкина мы понимаем, за исключением отдельных слов и выражений, хотя эти произведения созданы почти два века тому назад. В тоже время норма, как и всё в языке, медленно, но непрерывно изменяется под влиянием разговорной речи, диалектов, жаргона, просторечия, заимство­ваний и т.д. Например, в 30-40-е годы употреблялись в русском языке слова дипломник и дипломант для выражения одного и того же понятия: «Сту­дент, выполняющий дипломную работу». Слово дипломник было разговор­ным вариантом слова дипломант. В русской литературной норме 50-60-х го­дов произошло разграничение в употреблении этих слов: прежнее разговор­ное дипломник теперь обозначает учащегося, студента в период защиты ди­пломной работы, получения диплома. Словом дипломант стали называть преимущественно победителей конкурсов, призёров смотров, состязаний, отмеченных дипломом. Таким образом, языковые нормы не выдумываются учёными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке. Языковые нормы – явление историческое. Закономерно изменение ли­тературных норм.

Изменению норм предшествует появление их вариантов. На этом осно­вании различаются обязательные и вариантные нормы. Обязательная норма – норма, закрепляющая только один вариант употребления как единственно верный. Например, в словах магазин, километр нормативным признаётся только ударение на последнем слоге. Вариантная норма – это норма, преду­сматривающая возможность свободного выбора вариантов, два из которых признаются допустимыми в современном языке. Например, в соответствии с нормой следует произносить договор, хотя сейчас уже категорически не за­прещается договор (разговорный вариант).

Нормы литературного языка отражают самобытность русского нацио­нального языка, способствуют сохранению культурного наследия прошлого. Они защищают литературный язык от диалектов, жаргонов и просторечия. Нормы позволяют выполнять литературному языку свою основную функцию – культурную.

текст лекции 6

Система функциональных стилей

русского литературного языка. Научный стиль речи

Функциональный стиль – это разновидность языка, которая использу­ется в какой-либо социальной ситуации: во время научной дискуссии, в де­ловой сфере, в быту и т. п. Современная стилистика выделяет пять стилей: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разго­ворный. Научный стиль обслуживает сферу науки. Официально-деловой стиль обеспечивает общение в официальной сфере. Публицистический стиль реализуется прежде всего в газетных текстах. Художественный стиль прояв­ляется в языке произведений художественной литературы. Разговорный стиль используется в повседневном общении людей, владеющих нормами литературного языка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Общее языкознание и история лингвистических учений Автор-разработчик

    Лекция
    Языкознание делится на общее и частное. Общее языкознание изучает то общее и существенное, что есть в различных языках мира. Частное языкознание занимается каким-либо отдельным языком (например, английским, китайским, русским и т.
  2. Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Компьютерные технологии в лингвистических исследованиях Автор-разработчик

    Документ
    Прикладная лингвистика – это научное направление в языкознании, которое ориентировано на лингвистическое обеспечение информационных систем разных типов, т.
  3. Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Введение в языкознание Автор-разработчик

    Документ
    Языкознание делится на частное языкознание и общее языкознание. Частное языкознание изучает конкретный язык или группу родственных языков. Общее языкознание изучает природу языка, общие законы развития и функционирования языка, проблему
  4. Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Методологические основы лингвистического исследования Автор-разработчик

    Документ
    Наука является одной из форм общественного сознания. Она представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности.
  5. Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Теория перевода Автор-разработчик

    Лекция
    Перевод играет огромную роль в культурном развитии человечества. Благодаря переводу люди одной страны знакомятся с историей, литературой и научными достижениями других стран, т.

Другие похожие документы..