Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Доклад Ингушского «Мемориала» «О массовых нарушениях прав граждан ингушской национальности в Российской Федерации. 1992-1995 гг.». – Назрань-Москва, ...полностью>>
'Доклад'
Число и доля женщин в населении региона: на 1 января 2002г. число женщин в Воронежской области составляло 1304,2 тыс. чел., что составляет 54% от нас...полностью>>
'Книга'
Вопрос о роли женщины приобрел важнейшее значение в современном мире. Его обсуждают социологи, психологи, культурологи. Изменение статуса женщины во ...полностью>>
'Доклад'
1. Руководители стран-участниц Черноморского Экономического Сотрудничества с самой первой совместной встречи провозгласили намерение учредить финансо...полностью>>

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

126

© На правах рукописи Скобкина С.С. , Email: ipsss9@


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова»

Факультет: инженерно-экономический

Кафедра: гостиничного и туристического бизнеса

ПОСОБИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА

(дипломированный специалист – 5 лет обучения)

образовательная ступень

Москва, 2009

Содержание: стр.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА 4

ГЛАВА 1: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА 8

1.1. Структурная теория трёх стадий развития спроса в гостиничном бизнесе и место российской гостиничной отрасли в этом процессе 11

1.2. Особенности применения количественной теории стратегических изменений в гостиничном бизнесе 16

1.3. Стратегии развития мировой гостиничной индустрии 18

1.4. Характеристика рынка гостиничных услуг Москвы и стратегии ведущих гостиниц 39

ГЛАВА 2: СТРАТЕГИЯ КАК СИСТЕМА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 55

2.1. Стратегия, стратегическое решение и стратегический потенциал 55

2.2. Принципы классификации школ стратегий 59

2.3. Концепции прескриптивных школ 61

2.4. Концепции дескриптивных школ 64

2.5. Концепции смешанных школ 68

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА 71

3.1. Место и роль экономической стратегии в управлении предприятием 71

3.2. Классификационная модель экономической стратегии 84

3.3. Методика формирования и выбора вариантов стратегии предприятия 99

3.4. Определение стратегической полезности долговременных управленческих решений 113

3.5. Принципы оптимизации экономической стратегии 118

ГЛАВА 4. СТРАТЕГИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 124

4.1. Товарная стратегия 124

4.2. Стратегия снижения производственных издержек 142

4.3. Стратегия ценообразования 156

4.4. Стратегия взаимовоздействия с рынками производственных ресурсов 173

4.5. Стратегия мотивации 188

4.6. Стратегия финансового оздоровления 208

ГЛАВА 5. СТРАТЕГИИ УВЕЛИЧЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 217

5.1. Стратегия конкуренции 218

5.2. Стратегия повышения качества 229

5.3. Инновационная стратегия 254

5.4. Стратегия усиления позиций на рынке 259

5.5. Стратегия глобализации 278

ГЛАВА 6. СТРАТЕГИИ УВЕЛИЧЕНИЯ СТОИМОСТИ/ЦЕННОСТИ КОМПАНИИ 288

6.1. Инвестиционная стратегия 288

6.2. Стратегия экономического роста 295

6.3. Стратегия бизнес-реинжиниринга 308

6.4. Стратегия максимизации стоимости предприятия 317

ГЛАВА 7. МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 325

7.1. Стоимостной подход в оценочной деятельности 325

7.2. Методы оценки стоимости гостиниц и других предприятий ИГиТ 335

ЛИТЕРАТУРА: 351

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Рыночные условия предоставления услуг значительно повышают деловой риск предприятий индустрии гостеприимства и неизбежно ведут к привлечению заемного капитала. Это со всей очевидностью проявилось в период финансового и экономического кризиса. Строительство гостиницы, например, - это большой финансовый риск, измеряемый десятками и сотнями миллионов долларов. Чтобы снизить его и вместе с тем обеспечить рост предприятия, необходимо предвидеть картину развития дела в относительно отдаленном будущем. Это видение позволяет формировать разработка экономической стратегии.

На первый план выходит задача управления деятельностью предприятия таким образом, чтобы его акционеры и работники были заинтересованы в поиске новых, более эффективных способов удовлетворения нужд потребителей, поскольку удовлетворённые клиенты – основа эффективного бизнеса. Если в условиях развивающихся рынков предприятию не удаётся удовлетворить желания покупателей, то оно обречено на исчезновение с «карты» бизнеса. Производители, чья продукция или услуги, соответствуют или превосходят ожидания потребителей, получают наилучшие возможности для развития и процветания. На достижение этих целей должна быть направлена деятельность предприятия, его эффективный и результативный менеджмент, обеспечивающий создание условий для производства товаров и услуг, представляющих ценность для потребителя.

В современной литературе существуют различные подходы к определению составляющих экономической стратегии.

Так, например, согласно подходу Градова А.П. составляющие экономической стратегии, ориентированны на внешнюю и внутренние среды. Под экономической стратегией предприятия (фирмы) понимается динамическую систему взаи­моувязанных правил и приемов, с помощью которых обеспе­чивается эффективное формирование и поддержание в дли­тельной перспективе конкурентных преимуществ фирмы на внутренних и внешних рынках индивидуальных и обществен­ных благ. Принципиальным в этом определении мы считаем по­нятие стратегии как системы правил и приемов, формируемой и функционирующей в соответствии со всеми закономерностями си­стем: целостности, коммуникативности, иерархичности, интегративности, эквифинальности, осуществимости.

А. А. Кугаенко и М. П. Белянин предлагают три возможных типа экономических стратегий.

1. Стратегия максимизации потребляемой прибыли на начальном этапе стратегического периода без учета ее величины на остальных этапах этого периода. Это очень опасная стратегия, которая может быстро привести организацию к трудностям в генерировании прибыли, а затем и к возможному банкротству.

2. Стратегия максимизации совокупной потребляемой прибыли за весь стратегический период. Такая стратегия предполагает низкий уровень потребления и высокий уровень накопления на начальном этапе стратегического периода, что позволяет обеспечить высокий уровень потребления на конечном этапе этого периода. Эта стратегия дискриминирует настоящее потребление в пользу будущего, тогда как первая стратегия дискриминирует будущее потребление в пользу сегодняшнего потребления.

3. Третья стратегия является определенной комбинацией первых двух. В целом более предпочтительной является гибкая комбинированная стратегия потребляемой прибыли в стратегическом периоде. При правильном определении удельного веса составляющих стратегий в их комбинации можно получить стратегию, наиболее предпочтительную для данной организации.

Современный менеджер туристкой индустрии должен обладать всем комплексом знаний, входящих в компетенцию специалиста по организации туристского бизнеса. Эффективность деятельности менеджера в туризме во многом сегодня зависит от успешного применения знаний, входящих в курс «Экономическая стратегия развития предприятия ИГиТ», способности адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка, заранее прогнозировать социально-экономические изменения в туристской отрасли.

Во всех разделах учебного пособия используются методики выявления причинно-следственных связей, управления процессами в туризме на макро- и микроэкономическом уровнях, статистической обработки, анализа и прогнозирования, графического и табличного представления данных.

В учебном курсе рассматриваются ключевые вопросы функционирования предприятия индустрии гостеприимства. Излагаются основные понятия, концепции и функции, методы экономического анализа и стратегического планирования деятельности. Анализируются факторы, влияющие на эффективное развитие предприятий этой отрасли народного хозяйства, возникающие проблемы и пути их разрешения.

Курс «Экономическая стратегия развития предприятий индустрии гостеприимства и туризма» является составной частью специальных дисциплин, формирующих уровень знаний специалистов экономико-управленческого профиля индустрии гостеприимства. Главной учебной задачей курса является формирование у будущих специалистов не только теоретических знаний, но и умения работать в современном предприятии индустрии гостеприимства; научить анализировать тенденции на рынке гостиничных услуг; дать навыки планирования экономической стратегии, ценообразования, анализа хозяйственной деятельности; выработать нравственную сознательность и ответственность за принимаемые решения.

В результате освоения материала данного учебного пособия воз­можно получение и расширение знаний по следующим вопросам:

  • стратегии развития индустрии гостеприимства;

  • стратегии как системы развития конкурентных преимуществ в бизнесе;

  • методики формирования экономической стратегии предприятий индустрии гостеприимства;

  • стратегии достижения экономической прибыли предприятия;

  • стратегии увеличения рыночной доли предприятия;

  • стратегии увеличения стоимости/ценности компании;

  • изучение факторов, формирующих стоимость предприятия.

Пособие содержит Практикум, в котором представлены тесты и деловые игры, способствующие развитию творческих способностей и практических навыков будущих специалистов, их адаптивных возможностей и готовности к профессиональному сотрудничеству, самосовершенствованию.

Результатом работы с данным изданием может быть выработка умения:

  • использовать полученные знания для разработки и реализации экономической стратегии;

  • применять организационный инструментарий для совершен­ствования управления любым объектом сервиса с помощью принци­пов и закономерностей экономической науки;

  • иметь представление об актуальности, перспективах и воз­можностях использования различных методов стратегического управления предприятием

В процессе написания учебного пособия были с благодарностью использованы труды видных отечественных и зарубежных ученых, заложивших научную платформу в развитие отечественной школы менеджмента и обозначенных в списке использованной и рекомендованной к изучению литературы, среди них Градова А.П., Черемных О.С. и Черемных С.В., Ляско В.И. и др.

Учебное пособие подготовлено на основе лекций, которые автор читает в РЭА им. Г.В. Плеханова и других высших учебных заведениях по дисциплинам специальностей, 080502 «Экономика и управление на предприятиях (туризм и гостиничное хозяйство)», 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», а также 061100 «Менеджмент организации», специализация «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве». Данное учебное пособие представляет интерес для аспирантов, преподавателей вузов, специалистов и руководителей туристских организаций и предприятий.

Автор выражает большую благодарность профессорам Лайко М.Ю., Попову Л.А., Родионову А.С. за методическую поддержку в разработке проблемы для данного учебного пособия.

ГЛАВА 1: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

  • структурная теория трёх стадий развития спроса в гостиничном бизнесе и место российской гостиничной отрасли в этом процессе;

  • особенности применения количественной теории стратегических изменений в гостиничном бизнесе

  • стратегии развития мировой гостиничной индустрии;

  • характеристика рынка гостиничных услуг Москвы и стратегии ведущих гостиниц.

Индустрия туризма и путешествий – один из наиболее быстро растущих секторов мировой экономики и важный двигатель экономического развития. При этом индустрия туризма чрезвычайно чувствительна к экономическим и политическим потрясениям, и текущий кризис не стал исключением. Однако туризм – эластичная отрасль, что может способствовать ее восстановлению и дать толчок к оживлению общей экономической обстановки. Спрос на туристические услуги тесно связан с экономической ситуацией в конкретной стране. По сравнению с другими мировыми регионами, Европа продемонстрировала наименьший рост потока международных туристов. Рост в 4%, зафиксированный между 1997 и 2007 годом, в 2008-м замедлился и к концу года начал снижаться.

Отрицательные последствия мирового финансового и экономического кризиса сократили потребительский спрос на туристские поездки. Снизятся и объемы бизнес-туризма, как результат сокращения компаниями расходов на деловые поездки своих сотрудников. В выигрыше, при грамотной маркетинговой политике, могут оказаться лишь внутренние туристические дестинации, так как спрос переключится с долгосрочного туризма на краткосрочный и преимущественно в родной стране. Также усилится поляризация спроса: преобладать будут низкобюджетный и премиум сегменты.

После снижения потока туристов во второй половине 2008 года, крупнейшие туристические центры провели ряд стимулирующих спрос мероприятий и выделили дополнительное финансирование. На мировом гостиничном рынке все ярче проявляются тенденции, как имевшие место до кризиса, так и новые. Так, продолжается объединение небрендовых гостиниц в сети, что положительно сказывается на профессионализме отрасли в целом. Собственники все чаще привлекают к управлению профессиональных гостиничных операторов, что отражается на росте международных гостиничных сетей и появлении новых брендов.

Гостиницы диверсифицировались, свободные ниши заняли бюджетные сети, бутик-отели, отели длительного пребывания, отели с площадками для гольфа.

Растет популярность гостиничного девелопмента среди институциональных и частных инвесторов, желающих диверсифицировать свои портфели объектов недвижимости. Инвестиции в гостиничный сектор имеют существенные преимущества перед другими сегментами коммерческой недвижимости. Долгосрочные договора аренды и, как правило, заключение контрактов на управление с одним арендатором, гарантирует высокую доходность в течение длительного периода.  Кроме того, гостиницы отличаются высокой эффективностью использования площадей,  по сравнению с офисной недвижимостью.

Уровень инвестиций в гостиничную недвижимость на пяти основных европейских рынках упал с 18 миллиардов евро в 2007 году до 11 миллиардов в 2008-м. Планы развития некоторых гостиничных операторов в 2009 году сократятся в связи с приостановкой многих девелоперских проектов. Великобритания по-прежнему лидирует по объему инвестиционных сделок в гостиничной недвижимости, за ней следуют рынки Франции и Германии. Наиболее резкое падение объема инвестиционных сделок – до 50% – зафиксировано в Испании и Италии, что является следствием финансовых проблем местных инвесторов, преобладающих на этих рынках.

Таблица 1.1

Сравнительные показатели рынка туризма в Европе1

Показатели

Франция

Германия

Италия

Великобритания

Испания

Количество туристов

2008

79, 6 млн.

25,0 млн.

43 млн.

30,5 млн.

58,9 млн.

Изменение к 2007 г.

- 2,8%

+ 2,6%

- 1,4%

- 1,1%

- 2,6%

Общий доход от туризма

2008

€ 39,8 млрд.

€ 28,6 млрд.

€ 33,5 млрд.

€ 36,1 млрд.

€ 48,8 млрд.

Изменение к 2007 г.

- 6,3%

+ 2,2%

+ 1,2 %

+ 3,8%

+ 0,8%

Средняя стоимость номера в сутки

2008

€ 85

€ 86

€ 140

€ 91

€ 93

Изменение к 2007 г.

+ 3,9%

+ 5,1%

- 3,3%

+ 2,4%

- 0,1%

Заполняемость гостиниц

2008

68,2%

63%

58,3%

71,5%

63,7%

Изменение к 2007 г.

- 1,3%

- 1,5%

- 7,2%

- 2,8%

- 6,0%

Общее число гостиниц

2008

20 076

13 100

33 700

24 770

6 911

Изменение к 2007 г.

+ 1,2%

+ 0,6%

+ 1,5%

+ 3,1%

+ 3,9%

В современном гостиничном бизнесе считается, что исходной точкой в достижении эффективной деятель­ности гостиничного предприятия является определение его стратегического развития.

Под стратегией понимается доминирующая линия поведения, главное направление осуществления миссии организации, достижения её целей. Процесс стратегического управления включает:

  • установление миссии, формирующей сферу деятельности предприятия;

  • определение целей - желаемых результатов;

  • разработку стратегий, т.е. планирование действий, направленных на достижение поставленных целей;

  • реализацию стратегий;

  • оценку осуществления стратегии и внесение корректив.

Как известно, стратегии разрабатываются на различных организационных уровнях предприятия:

  1. корпоративном (уровень корпорации);

  2. деловом (уровень предприятия);

  3. функциональном (уровень подразделения предприятия);

  4. операционном (уровень менеджера низшего звена).

Отсюда следует, что стратегии, соотнесённые для высшего иерархического уровня управления предприятия, являются более сложными и комплексными, т.е. более высокого порядка. Стратегии для подразделений предприятия низшего уровня упрощаются и конкретизируются, поэтому они могут быть одновременно и целями – ожидаемыми результатами. Например, стратегия увеличения рыночной доли для высшего уровня управления гостиничным предприятием означает увеличение торгового оборота и прибыли, на более низком уровне (производственные подразделения) для службы гостиничного хозяйства будет повышением качества обслуживания, для отдела продаж повышением загрузки гостиничных номеров и т.д. Необходимо учитывать, что при разработке стратегий выстраивается «иерархическое дерево» стратегий предприятия, при котором стратегии более высокого уровня могут быть достигнуты только в случае реализации целей и стратегий более низкого уровня.

В основе разработки стратегии в гостиничном предприятии должен лежать программно-целевой подход, суть которого заключается в разработке конкретных заданий работы для соответствующих подразделений с указанием последовательности и сроков их выполнения. Разработка стратегии носит методический и организационный характер, поскольку может потребовать организационную перестройку структуры управления предприятия в соответствии с выбранными целями. Главное, чтобы в этом процессе не упускалось из виду важнейшее условие - маркетинг является единой комплексной системой организации производства и сбыта продукции и услуг, обеспечивающий конкурентные преимущества и благополучие предприятия.

Необходимо иметь в виду, что выбранные стратегии должны быть выполнимыми, т.е. соотнесены и взаимоувязаны с ресурсами предприятия: финансовыми и инвестиционными, производственными, трудовыми и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Департамент общего образования Администрации Томской области (1)

    Документ
    г.Томск, пр.Ленина, факс (38 - ) 51- 5-30 Email: Глок Леонид Эдуардович начальник Департамента 51-59-41 58 Горлов Павел Иванович первый заместитель 51- 7-35 58 Величутина Татьяна Михайловна заместитель по экономике и социальной политике
  2. Департамент общего образования Администрации Томской области (2)

    Документ
    г.Томск, пр.Ленина, факс (38 - ) 51- 5-30 Email: Глок Леонид Эдуардович начальник Департамента 51-59-41 58 Горлов Павел Иванович первый заместитель 51- 7-35 58 Величутина Татьяна Михайловна заместитель по экономике и социальной политике
  3. Федеральное агентство по образованию государственной образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Документ
    Теоретико-методологические основы развития социологии в России. Формы институализации науки. Научные теории в понимании объекта и предмета социологии.
  4. Министерство образования и науки РФ международный институт менеджмента линк

    Документ
    1.4. Анализ и систематизация материалов об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования
  5. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Вы держите в руках первое справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы своего ребенка, решает вопросы подбора кадров для организации.
  6. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (10)

    Документ
    Цели и задачи использования информационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно - деятельностных моделей в обучении.

Другие похожие документы..