Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
1Белорусский государственный технологический университет, 2НИИ физико-химических проблем БГУ, 3Объединенный институт ядерных исследований, Дубна, Росс...полностью>>
'Закон'
Цель практики – применение знаний законодательства о налогах и сборах, полученных студентами в Академии и приобретение практических навыков работы в ...полностью>>
'Урок'
В.П.Єрмаков. 3. Недостатньо лише зрозуміти задачу, треба мати бажання розв’язати її. Де є бажання, знайдеться і шлях. Д.Пойа. 4....полностью>>
'Документ'
Социальные группы относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически...полностью>>

Пециальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №4 от 17 (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Составители:

К.Н.Угляница, заведующий кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

В.Н.Беляковский, заведующий кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра онкологии с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

Н.И. Крутилина, заведующая кафедрой онкологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», лауреат Государственной премии Республики Беларусь, доктор медицинских наук, профессор

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 05.05.2010 г.);

Кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» (протокол № 5 от 08.05.2010 г.);

Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 10.06.2010 г.);

Центральным учебным научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» (протокол № 6 от 26.05.2010 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 4 от 17.06.2010 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Роль дисциплины «Онкология» весьма важна с точки зрения сложившейся в Республике Беларусь демографической ситуации: отрицательный естественный прирост населения, рост заболеваемости, смертности и инвалидизации от онкологических заболеваний.

Для совершенствования уровня подготовки изучение дисциплины «Онкология» должно базироваться на знаниях, полученных при изучении дисциплин: «Патологическая анатомия», «Патологическая физиология», «Фармакология», «Лучевая диагностика и терапия с радиационной медициной», «Общая хирургия», «Внутренние болезни, ВПТ и поликлиническая терапия» и других клинических дисциплин. Изучение вопросов фундаментальной и клинической онкологии требует также знания ряда нормативных документов, регламентирующих деятельность онкологической службы Республики Беларусь.

Преподавание дисциплины предполагает изучение основных положений общей онкологии, вопросов организации медицинской помощи онкологическим больным, эпидемиологии и профилактики новообразований, методов диагностики злокачественных опухолей и принципов лечения основных нозологических форм рака и основ деонтологии в онкологии. Указанная последовательность обучения позволит поэтапно формировать онкологическую грамотность врача по специальности «Медико-диагностическое дело».

Специфика преподавания дисциплины по специальности 1–79 01 04 «Медико-диагностическое дело» состоит в том, что основное внимание уделяется овладению знаниями, умениями и навыками для диагностики злокачественных новообразований, применению специальных методов при их лечении, основам паллиативной медицины в онкологии и профилактике рака.

Типовая учебная программа по дисциплине «Онкология» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1–79 01 04 «Медико-диагностическое дело» (ОС РБ – 79 01 04 – 2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;

типовым учебным планом специальности 1–79 01 04 «Медико-диагностическое дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 года (регистрационный номер № L 79 – 001/тип.).

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель: сформировать у будущих врачей-специалистов систему базовых знаний, умений и навыков по онкологии, необходимых для диагностики новообразований и решения задач по лечению и профилактике рака.

Задачи:

овладеть базовыми знаниями по общей онкологии: механизмы канцерогенеза, понятие о канцерогенах, классификации новообразований, биология опухолевого роста и закономерности развития злокачественных опухолей;

сформировать знания по эпидемиологии новообразований и основам профилактики рака, организации онкологической службы Республики Беларусь и принципам диспансеризации онкологических пациентов;

выработать умения и навыки по лечению и реабилитации пациентов с основными нозологическими формами новообразований;

овладеть знаниями, умениями и практическими навыками по диагностике различных форм злокачественных новообразований.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

основы канцерогенеза, биологии и закономерностей опухолевого роста;

структуру и принципы организации онкологической службы Республики Беларусь;

эпидемиологию новообразований и принципы профилактики рака;

основы классификации злокачественных опухолей;

методологию выполнения диагностического алгоритма в онкологии;

принципы специального лечения злокачественных новообразований и основы реабилитации онкологических пациентов;

уметь:

выполнять наиболее часто используемые в онкологии процедуры по забору материала из опухоли для цитологической и гистологической верификации диагноза;

составить план обследования пациента при подозрении на опухоль;

интерпретировать данные лабораторных и визуализирующих методов исследования;

сформулировать диагноз, определить клиническую группу и тактику лечения онкологического пациента;

диагностировать осложнения специального лечения и оказывать помощь при их развитии;

проводить симптоматическое лечение пациентов с генерализованными формами онкологической патологии;

провести профилактический осмотр здорового человека с целью выявления предраковых заболеваний и ранних форм новообразований;

заполнить первичную специальную документацию на онкологических пациентов;

проводить лекции и беседы для населения на онкологические темы.

Структура содержания учебной дисциплины

1. Общая онкология. В разделе изучаются современные представления о механизмах канцерогенеза и канцерогенных факторах, основные понятия о биологических особенностях опухолевого роста и закономерностях развития рака, эпидемиология, современные тенденции заболеваемости раком и принципы профилактики рака, организация и структура онкологической службы Республики Беларусь, принципы диспансеризации онкологических пациентов и проведения симптоматического лечения, особенности деонтологии в онкологии. Особое место отводится изучению методологии диагностики рака, способам визуализации опухолей и методам верификации диагноза рака. Изучаются основы специального лечения онкологических заболеваний и их возможные осложнения.

2. Частная онкология. Изучаются основы диагностического алгоритма и принципы специального лечения наиболее часто встречающихся нозологических форм злокачественных новообразований. Предусмотрено изучение методологических принципов оценки соматического состояния пациентов по результатам лабораторных и функциональных методов исследования на этапах диагностики, специального лечения, реабилитации, диспансеризации и проведения симптоматической терапии.

Методы обучения

Основными методами обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются:

лекции и практические занятия;

коммуникативные методы (собеседования, дискуссии, олимпиады);

дистанционные методы (компакт-диски лекций, интернет);

контролируемая самостоятельная работа студентов (курация пациентов, участие в клинических обходах, клинико-анатомических конференциях и поликлиническом приеме);

научно-исследовательская работа студентов (работа в студенческом научном обществе при кафедре).

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов включает:

изучение первичной документации (амбулаторные карты, истории болезни, данные различных способов визуализации опухолей, результаты функциональных и лабораторных исследований);

подготовку рефератов в целях усвоения и углубления знаний по различным разделам дисциплины;

участие в научно-исследовательской работе и выступление с докладами на студенческих конференциях.

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса, выполнения и защиты рефератов на практических занятиях, компьютерного тестового контроля, оценки овладения практическими навыками, решения ситуационных задач.

На изучение дисциплины «Онкология» по специальности 1 – 79 01 04 «Медико-диагностическое дело» отведено 96 учебных часов. Из них – 60 аудиторных часов, в том числе лекций – 10 часов, практических занятий – 50 часов.

Форма текущей аттестации: зачет – 10 семестр.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)

Количество

аудиторных часов

лекций

практических

1. Общая онкология

4

25

1.1. Основы канцерогенеза. Организация онкологической службы в Республике Беларусь

2

5

1.2. Эпидемиология и профилактика злокачественных опухолей

5

1.3. Принципы диагностики злокачественных новообразований

2

10

1.4. Принципы лечения злокачественных новообразований. Симптоматическое лечение онкологических пациентов

5

2. Частная онкология

6

25

2.1. Новообразования легкого и молочной железы

2

5

2.2. Новообразования пищевода и желудка

2

5

2.3. Новообразования толстой кишки, органов гепатопанкреатодуоденальной зоны

5

2.4. Опухоли кожи, мягких тканей и костей

5

2.5. Рак щитовидной железы. Злокачественные лимфомы

2

5

Всего часов

10

50

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1.Общая онкология

1.1. Основы канцерогенеза. Организация онкологической службы в Республике Беларусь

Основы канцерогенеза. Механизмы возникновения и развития злокачественных новообразований. Биология и формы роста злокачественных опухолей. Закономерности и периоды развития рака. Факультативные и облигатные предраковые заболевания. Понятие о раннем раке. Принципы оценки распространенности опухолевого процесса по стадиям и системе ТNM.

Организация медицинской помощи онкологическим больным в Республике Беларусь. Структура онкологической службы страны. Онкологический диспансер, онкологический кабинет. Принципы диспансеризации онкологических пациентов. Учетная документация, правила ее заполнения и ведения. Клинические группы онкологических пациентов. Основы деонтологии в онкологической практике. Тактика и взаимоотношения врача и среднего медицинского персонала с различными категориями онкологических пациентов. Информация родственников. Правила поведения студентов в онкологической клинике.

1.2. Эпидемиология и профилактика злокачественных опухолей

Эпидемиология злокачественных новообразований. Современные тенденции динамики и структуры заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований в мире. Особенности распространения злокачественных опухолей в Республике Беларусь. Понятие о демографическом и эпидемиологическом переходах.

Профилактика злокачественных новообразований. Понятие о канцерогенах. Химические, физические и биологические канцерогены. Механизм их действия. Влияние пола и возраста, условий жизни и вредных привычек на развитие рака. Понятие о первичной, вторичной и третичной профилактике рака. Выявление рака в доклиническом периоде. Методы скрининга рака. Значение профилактических осмотров в раннем распознавании рака. Формирование групп повышенного онкологического риска. Социально-гигиенические и индивидуальные меры профилактики рака. Борьба с курением. Гигиена питания.

Противораковая пропаганда. Методология и деонтологические особенности чтения лекций для населения на онкологические темы.

1.3. Принципы диагностики злокачественных новообразований

Доклинический и клинический периоды развития злокачественных новообразований. Понятие о «естественной истории» развития рака. Этапы диагностического алгоритма в онкологии. Особенности клинического обследования при подозрении на злокачественную опухоль. Патогенез и динамика развития симптомов новообразований. Понятие о клинических феноменах.

Показания и методологические основы способов визуализации опухолей в онкологии. Рентгенологические исследования, физические принципы, классификация, показания, противопоказания. Эндоскопические методы исследования, классификация, показания. Ультразвуковая диагностика, принципы метода, виды ультразвуковых исследований, показания, чрескожные вмешательства под УЗИ-контролем. Ядерно-магнитная резонансная томография, физические принципы и методология, показания и противопоказания. Радионуклидная визуализация опухолей, методологические основы, классификация, показания.

Способы верификации диагноза. Виды морфологических исследований (гистологические, гистохимические, иммуногистохимические). Понятие о лечебном патоморфозе опухолей. Способы получения материала для морфологического исследования. Цитологическая диагностика злокачественных новообразований. Методы получения материала для цитологического исследования. Эксфолиативная и неэксфолиативная цитология при различных опухолях.

Понятие о наследственной предрасположенности к раку. Методы диагностики предрасположенности (генеалогический, цитогенетический, молекулярно-генетический). Диспансеризация людей с высоким риском рака.

Опухолевые маркеры, классификация, показания к применению. Клинические и биохимические исследования в онкологии для оценки гомеостаза пациентов. Принципы оценки иммунного статуса пациентов. Понятие о стандартах обследования и порядок их использования. Клинический минимум обследования при подозрении на злокачественную опухоль.

1.4. Принципы лечения злокачественных новообразований. Симптоматическое лечение онкологических пациентов

Классификация методов специального лечения. Понятие о комбинированном, комплексном и многокомпонентном лечении пациентов.

Хирургическое лечение злокачественных новообразований. Классификация оперативных вмешательств: радикальные, паллиативные и симптоматические. Принципы выполнения операций в онкологии. Понятие об абластике и антибластике. Интервенционная радиология в онкологии. Лазерные технологии в лечении злокачественных новообразований.

Лучевая терапия злокачественных опухолей. Характеристика ионизирующих излучений. Биологические основы лучевой терапии злокачественных новообразований. Основные способы (статический, подвижный), методы (наружный, внутриполостной, внутритканевой) и дозовые режимы лучевой терапии. Понятие о радиочувствительности опухолей. Методы повышения эффективности лучевой терапии, понятие о радиомодификации. Ранние и поздние лучевые повреждения нормальных тканей, их профилактика и лечение.

Химиотерапия злокачественных новообразований. Классификация, механизм действия противоопухолевых препаратов. Общие принципы назначения и способы применения химиотерапевтических препаратов. Таргетная терапия. Побочные эффекты и осложнения химиотерапии, классификация, клиника, профилактика и лечение. Адъювантная и неоадъювантная химиотерапия. Понятие о высокодозной химиотерапии и трансплантации стволовых клеток.

Эндокринная и иммунная терапия злокачественных новообразований. Понятие о рецепторной теории действия гормонов. Гормонозависимые опухоли. Виды гормональных терапевтических воздействий (аддитивное, аблативное, антагонистическое). Показания к применению гормонов. Осложнения эндокринной терапии. Диагностика, лечение, профилактика.

Понятие о противоопухолевом иммунитете. Показания и методы иммунотерапии в онкологии. Цитокины. Модификаторы биологических реакций.

Паллиативная медицина. Понятие о качестве жизни пациентов. Организационные, медицинские, социальные и деонтологические аспекты симптоматической терапии пациентов в терминальной стадии опухолевого процесса. Принципы диагностики и лечения хронического болевого синдрома. Особенности лечения инфекционных осложнений у онкологических пациентов. Способы коррекции опухолевой интоксикации, метаболических и диспепсических нарушений. Возможности использования методов нетрадиционной медицины в симптоматическом лечении онкологических пациентов. Психологические аспекты симптоматической терапии. Хосписы, их роль в оказании помощи пациентам в терминальной стадии болезни.

2. Частная онкология

2.1. Новообразования легкого и молочной железы

Рак легкого. Эпидемиология. Этиопатогенез, факторы риска. Возрастно-половые особенности. Классификация. Диагностика. Особенности клинического течения мелкоклеточного рака легкого. Способы забора материала для верификации рака. Выбор метода лечения в зависимости от локализации опухоли, стадии и гистологического строения. Основы реабилитации. Профилактика и скрининг рака легкого.

Рак молочной железы. Эпидемиология. Этиопатогенез. Классификация. Клинические формы: узловая, диффузные (отечно-инфильтративная, маститоподобная, рожистоподобная и панцирная), рак Педжета. Диагностика. Способы забора материала для верификации диагноза. Принципы лечения. Основы реабилитации. Скрининг рака молочной железы. Профилактика.

Мастопатии. Этиопатогенез. Классификация. Клиника. Общие принципы диагностики и терапии.

2.2. Новообразования пищевода и желудка

Рак пищевода. Эпидемиология. Этиопатогенез, факторы риска. Классификация. Диагностика. Способы забора материала для верификации диагноза. Принципы лечения в зависимости от локализации опухоли, реабилитации и профилактики. Прогноз.

Рак желудка. Эпидемиология. Этиопатогенез. Классификация. Диагностика. Способы забора материала для верификации диагноза. Принципы лечения. Виды оперативных вмешательств в зависимости от локализации и стадии заболевания. Реабилитация. Профилактика рака желудка. Диспансеризация больных раком и предопухолевой патологией желудка.

2.3. Новообразования толстой кишки, органов гепатопанкреатодуоденальной зоны

Рак толстой кишки. Эпидемиология. Этиопатогенез. Классификация. Диагностика. Способы забора материала для верификации диагноза. Принципы лечения, реабилитации и профилактики. Скрининг колоректального рака. Диспансеризация больных раком и предопухолевой патологией толстой кишки.

Опухоли органов гепатопанкреатодуоденальной зоны. Определение, клиническая анатомия. Опухоли печени и внепеченочных желчных путей. Классификация. Опухоли поджелудочной железы. Классификация. Эпидемиология. Этиопатогенез. Диагностика. Дифференциальная диагностика механической, паренхиматозной и гемолитической желтух. Способы забора материала для верификации диагноза. Принципы лечения и реабилитации.

2.4. Опухоли кожи, мягких тканей и костей

Рак кожи. Эпидемиология. Этиопатогенез. Классификация. Диагностика. Способы забора материала для верификации диагноза. Принципы лечения и реабилитации. Облигатные и факультативные предопухолевые процессы кожи. Тактика. Меры профилактики рака.

Меланома. Эпидемиология. Классификация. Факторы, способствующие малигнизации пигментных невусов, меры профилактики их озлокачествления. Признаки малигнизации невусов. Лечебная тактика при подозрении на малигнизацию невуса. Особенности роста и метастазирование меланомы. Методы диагностики. Способы забора материала для верификации диагноза. Принципы лечения и реабилитации.

Опухоли костей и мягких тканей. Эпидемиология. Классификация. Особенности клинического течения. Диагностика. Способы забора материала для верификации диагноза. Методы лечения, реабилитации и профилактики.

2.5. Рак щитовидной железы. Злокачественные лимфомы

Рак щитовидной железы. Эпидемиология. Этиопатогенез. Классификация. Методы диагностики. Способы забора материала для верификации диагноза. Принципы лечения и реабилитации. Методы скрининга рака щитовидной железы. Лечебная тактика при узловых образованиях в железе.

Злокачественные лимфомы. Эпидемиология. Современные представления об этиологии и патогенезе. Классификация. Диагностический алгоритм при подозрении на лимфому. Способы забора материала для верификации диагноза. Объем исследований для оценки распространенности процесса. Стадирование лимфом. Принципы лечения. Дифференциальный диагноз с лимфоаденопатиями. Принципы реабилитации больных лимфомами.

Информационная часть

Литература

Основная:

1. Онкология: учеб. пособие / под общ. ред. И.В. Залуцкого. – Мн.: Выш. шк., 2007. – 703 с.

2. Угляница К.Н. Общая онкология: учеб. пособие / К.Н. Угляница, Н.Г. Луд, Н.К. Угляница – Гродно, 2007. – 818 с.: ил.

3. Онкология: учебник с компакт-диском / по ред. В.И. Чиссова, С.И. Дарьяловой. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2009. – 560 с.: ил.

Дополнительная:

4. Клиническая онкология: справ. пособие / под ред. С.З. Фрадкина, И.В. Залуцкого – Мн.: Беларусь, 2003. – 784 с.

5. Ганцев Ш.Х. Онкология: учебник. – М.: Мед. информ. агентство, 2004. – 516 с.

6. Алгоритмы диагностики и лечения злокачественных новообразований (приказ МЗ РБ № 80 от 09.02.2007). Приложение к изданию «Онкологический журнал». – №3. – 2007. – Минск, 2007. – 512 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пециальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №4 от 17 (4)

    Пояснительная записка
    С.Б.Вольф, заведующий кафедрой фтизиатрии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;
  2. Пециальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №4 от 17 (3)

    Пояснительная записка
    В.Я. Латышева, заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсом медицинской реабилитации Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»,
  3. Пециальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №4 от 17 (5)

    Документ
    Т.Ю. Егорова, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,
  4. Пециальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №4 от 17 (2)

    Пояснительная записка
    В.В.Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,

Другие похожие документы..